Реферат: Эволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизму

Реферат: Эволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизму

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет печати

Факультет книжного дела и рекламы

Специальность 350700 - Реклама

Форма обучения заочная

Кафедра Истории и культурологии

Контрольная работа

по дисциплине «Отечественная история»

Тема работы: «Эволюция российской государственности:

от сословно-представительной монархии

к абсолютизму (XVI — нач. XVIII вв.)»

Москва

2002

Содержание

1. Введение – 3 стр.

2. Реформы 50-х гг. XVI в. и установление в России сословно-

представительной монархии – 4 стр.

3. Политические особенности Земских Соборов XVI —.XVII вв – 19 стр.

4. Особенности утверждения абсолютизма в России – 21 стр.

5. Заключение – 35 стр.

6. Список используемой литературы – 36.

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ:

ОТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ

К АБСОЛЮТИЗМУ (XVI — НАЧ. XVIII вв.)

1. Введение

Развитие России неотделимо связано с возрастающей властью князей, царей,

императоров российских. В основном все реформы в России направлены были на

поддержание и усиление вертикали центральной власти. В XVI — нач. XVIII вв.

совершилась эволюция российской государственности от сословно-

представительной монархии к абсолютизму.

Сословно-представительная монархия — это такой тип власти, где монарх в

руководстве страной опирается прежде всего на сословно-представительные

учреждения, существующие в вертика­ли центральной власти. Эти

представительные учреждения выра­жают интересы всех свободных сословий

общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже

в XV в. в пери­од завершения политического процесса объединения Руси. Тогда

при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти дей­ствовала

Боярская Дума как постоянный совещательный орган.

Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев.

Боярская Дума при Иване III и Василии III вы­полняла две функции. Во-первых,

она обеспечивала поддержку вла­сти единого монарха-государя всея Руси. Во

вторых, она способ­ствовала преодолению элементов и тенденций феодальной

раздроб­ленности и сепаратизма.

В наиболее законченном виде сословно-представительная мо­нархия складывается

в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе

государственного управления начинает действовать новая политическая структура

— Земские соборы или «советы всея земли», как их называли современники.

Появление Земских соборов в системе политической власти не было явлением

случайным или временным. Они стали велением времени наряду с реформами середины

XVI в., которые энергично проводила Ближняя Дума или «Избранная Рада» при

непосредствен­ном участии Ивана IV.[1]

Само название «Избранная Рада» принадлежит князю А. Курбскому и впервые

употребляется в его сочинении «История о великом князе Московском». По сути

дела этим термином он обозначил круг близких к царю людей, составлявших его

Ближнюю Думу, с которой он постоянно советовался и участники которой являлись

правительством Ивана IV . в составе Рады были А. Адашев и М. Воротынский,

духовник царя – настоятель Благовещенского собора в Кремле протопоп Сильвестр,

князь А. Курбский.[2]

Политическое развитие России в XVI в. шло противоречиво. Объе­динение русских

земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению

многочисленных пережитков феодаль­ной раздробленности. После смерти Василия

III (1505— 1533 гг.) на­чалась ожесточенная борьба боярских группировок за

власть при малолетнем наследнике. Политические действия враждующих

груп­пировок (Шуйских, Бельских, Глинских и др.) мало отличались друг от

друга, но сильно ослабили и дезорганизовали систему управления страны, что

выразилось в росте произвола правителей-кормленщи­ков на местах и

недовольства тяглового и служилого населения в це­лом боярским правлением.

2. Реформы 50-х гг.

и установление в России сословно-представительной монархии.

Начало царствования молодого Ивана IV отмечено уже явным обострением

социальных противоречий. Глухое недовольство масс бесконечными княжеско-

боярскими интригами и распрями, безза­конием на местах, взяточничеством и

иными злоупотреблениями власти вылилось в полосу народных восстаний, наиболее

значитель­ным из которых стало московское восстание весной 1547 г.

Следует иметь в виду, что в ходе объединения страны власть московских

государей чрезвычайно усилилась, но не стала неогра­ниченной: монарх делил

власть с боярской аристократией. Через Боярскую Думу знать распоряжалась в

центре, она командовала войсками, контролировала все Местное управление

(бояре получа­ли в «кормление» крупнейшие города и уезды страны).

Таким образом, для укрепления российской государственности необходимо было

форсировать Политическую централизацию, пе­рестроить систему управления на

новых началах с неизбежным уси­лением власти монарха. Это понимали на Руси

многие. Характер­но, что среди членов «Избранной Рады» оказались митрополит

Макарий, выходец из низов —мелкий костромской вотчинник Алек­сей Адашев,

дворянин Иван Пересветов — люди широко образо­ванные и страстные поборники

идеологии самодержавия. Впервые в истории русской общественной мысли

И.С.Пересветовым была сформулирована идея невозможности преобразования

системы управления и военной службы в России без ограничения полити­ческого

господства знати, без приобщения к государственным де­лам дворянства. 18-

летний царь страстно поддержал эти идеи, стал рупором реформаторов, когда

выступая на Стоглавом соборе (1551 г.), он предложил обширную программу

преобразований.

Началась полоса преобразований, получившая в исторической науке название —

«реформы 50-х гг.» XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного

управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.

Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в

стране оформилась следующая вертикаль вер­ховной власти:

— царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы

самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотруд­ничать с

представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным

мириться с сословными привилегиями бояр и княжат, в том числе с иммунитетом

последних удельных князей, носителей феодальной раздвоенности;

— Боярская Дума, статус и состав которой существенно изменился:

а) В течение 1547 - 1549г. состав Думы обновился и пополнился. Число думских

чинов выросло до 32 человек, из них 18 стали члена­ми Думы в эти годы. Так

как состав Думы утверждался и определялся царем, нет сомнений, что он

пополнил ее своими единомыш­ленниками. Почти все деятели Избранной Рады стали

ее членами;

б) Изменился социальный состав Думы. Если прежде в ней засе­дали с царем

думные бояре и окольничие, т.е. существовало два дум­ных чина и их получали

только бояре, то теперь появились два но­вых чина — думные дворяне и думные

дьяки, что усиливало госу­дарственный элемент Боярской Думы;

в) Дума из органа совещательного превратилась в орган совеща­тельно-

законодательный, ведавший обширным кругом судебных и административных дел.

Законодательное право Думы, по утверж­дению В.О.Ключевского, было впервые

подтверждено «Судебни­ком» (1550г.), где статья 98-я гласила: «А которые

будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева

докладу и со всех бояр приговору вершатся, и то дела в сем Судебнике

приписывати». Это не означало, что государь не мог без Думы решать дела или

издавать законы. Но, как правило, заседания Думы прохо­дили в присутствии

царя («сидения царя с боярами о делах»), либо по указу и полномочию царя в

его отсутствие.

— Земские соборы или «советы всея земли» стали новым орга­ном центрального

управления:

а) Соборы имели совещательно-законодательный характер. На их рассмотрение

выносились кардинальные вопросы внутренней и внешней политики, по которым

царь считал нужным посовето­ваться с земщиной, найти с ней согласие, а

следовательно рассчи­тывал на поддержку всего народа;

б) В Соборах участвовали: Боярская Дума, «Освященный собор» (представители

высшего духовенства во главе с митрополитом), выборные представители от

служилых людей (прежде всего — дворянства), от посадского «тяглого» населения

(торговцы, ремесленники) и даже представители от черносотенного крестьянства.

С установлением созыва Земских соборов в России складывает­ся сословно-

представительная монархия, социальной базой кото­рой стало служилое сословие

(дворянство) и население городов, т.е. те социальные слои общества, которые в

наибольшей степени были заинтересованы в сильном централизованном

государстве.

На первом Соборе (1549 г.) Иван IV хотел примирить представи­телей населения с

областными правителями — «кормленщиками». Собор получил название — «Собор

примирения». «Кормленщики» открыто злоупотребляли властью в период боярского

правления, вызывая гнев и недовольство служилых и тяглых людей. Иван IV

обратился к Собору со следующими словами: «Люди божьи и нам дарованные, молю

вашу веру к Богу и к нам любовь: ныне нам ваших обид и разорений исправить

невозможно, молю вас, — оставь­те друг другу вражды и тяготы свои». Речь шла о

массе исков насе­ления к кормленщикам. Челобитная изба, возглавляемая

А.Адашевым, не справлялась с их рассмотрением. Царь просил о своеобраз­ной

амнистии по этим искам, но не собирался прощать «обид», на­несенных

наместниками местному населению. Собор «честно и грозно» (по формулировке тех

времен) принял обращение царя и предложение о составлении нового Судебника, с

целью установить твердый порядок управления и судопроизводства, ограничив

власть «кормленщиков». Так началось наступление верховной власти и земщины на

привилегии областных управителей — родовитой княжеско-боярской знати.

[3]

Земские соборы действовали в стране около 100 лет и имели ряд особенностей,

отличавших их от подобных представительных ин­ститутов в Западной Европе. При

этом следует иметь в виду, что и на Западе не было единого начала в сословном

представительстве. Исследователи выделяют следующие специфические черты

россий­ской сословно-представительной монархии XVI — XVIII — XVII вв.:

1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не перио­дически, а по

мере надобности;

2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом зако­нодательной

инициативы; их право — обсуждать и выносить реше­ние по тем вопросам, которые

поставлены перед Собором царем;

3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В

качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из

местного самоуправления: главы и выбор­ные местных дворянских и посадских

обществ: земские судьи, губ­ные и посадские старосты, излюбленные головы,

целовальники; от крестьянских общин — сельские старосты. В.О.Ключевский

отме­чал, что состав Соборов был изменчив, лишен твердой, устойчивой

организации, а потому Земские соборы не ограничивали власть царя, являлись

«подачкой, а не уступкой», «не признанием народной воли, как политической

силы, а только милостивым и временным расши­рением власти на подданных, не

умалявших ее полноты».

К Земским Соборам В.О.Ключевский относится с некой соболезнующей симпатией,

отмечая их «несообразность» в сравнении с органами западноевропейского

представительства: «Известно, каким деятельным источником народного

представительства на Западе служила правительственная нужда в деньгах: она

заставля­ла созывать государственные чины и просить у них воспоможения.

Но чины помогали казне не даром, они вымогали уступки». В этом состояло

отличие российского и За­падноевропейского представительства. Народные

представители там тянули на себя, в России — на государство, а потому на

Собо­рах решались вопросы, касающиеся всех, всей земли и никто не тянул на

себя, не вымогал уступок. Тот же В.О.Ключевский вынуж­ден признать: «Как

будто какой-то высший интерес царил надо всем обществом, над счетами и

дрязгами враждовавших общественных сил. Этот интерес — оборона государства от

внешних врагов... Внут­ренние, домашние соперники мирились ввиду внешних

врагов, по­литические и социальные несогласия умолкали при встрече с

наци­ональными и религиозными опасностями...»

— Приказная система в Московском государстве стала как бы завершающей

структурой в системе центральной власти. Она окон­чательно оформилась в

середине 50-х гг. XVI в. Приказы формиро­вались постепенно, по мере

надобности, для решения тех или иных административно-управленческих задач.

Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие: Посольский

приказ, ведавший внешними сношения­ми; Поместный приказ, ведал поместными

землями, распределял их служилым людям, контролировал поместное

землевладение; Разряд­ный приказ заведовал военными делами и назначением

командно­го (воеводского) состава; Холопий приказ занимался регистрацией

холопов; Разбойный приказ ведал важнейшими уголовными дела­ми во всем

государстве; было несколько судных приказов; приказы Большой казны и Большого

прихода занимались финансами и госу­дарственным хозяйством и др.

Помимо общегосударственных создавались территориальные приказы: Казанский,

Тверской, Малороссийский (XVII в.).

Начальниками или «судьями» важнейших приказов были бояре и «думные люди»; с

ними в приказах работали дьяки (секретари) и подьячие (писцы).

Второстепенными приказами управляли дворя­не с дьяками или одни дьяки.

Таким образом, в середине XVI в. система государственного уп­равления в ее

высшем, центральном звене была значительно уси­лена, в ней впервые заметен

бюрократический слой управленцев, возросла роль дворянства в решении

государственных дел.

Реформаторы прекрасно понимали, что усиление централизации невозможно без

соответствующего изменения системы местного управления, без слома института

наместничества, чреватого сепаратизмом, готового в любой момент превратиться в

открытую оп­позицию державной власти. Был предпринят ряд решительных мер,

которые принято рассматривать как реформу местного управления.

Известно, что со времен Ивана III (1462— 1505 гг.) местное уп­равление в

Московском государстве находилось в руках наместни­ков и волостелей.

Наместники правили городами с уездами. Волос­тели управляли волостями. В

распоряжении наместников и волос­телей находился немалый штат слуг и

подручных — тиуны, довод­чики, праветчики, неделыцики. Не будучи чиновным

аппаратом, они назначались и контролировались, а потому были ответственными

только перед своими хозяевами — наместниками и волостелями. И те и другие

были заинтересованы в своей должности постольку, поскольку она их «кормила».

Наместниками назначали по принципу родовитости. Ими стано­вились именитые

бояре, бывшие удельные князья, ставшие служи­лым боярством. Многие из них

получали в управление земли. За счет земского общества кормились не только

наместники и волос­тели с их семьями, но и их многочисленные родственники,

штат слуг, личная охрана. Содержание наместнического аппарата тяжелым

бременем ложилось на местное общество.

Управление кормленщиков было связано с бесконечными злоупотреблениями и

судебными тяжбами земских людей с управите­лями, разбором которых вынуждена

была заниматься центральная власть. Была создана специальная Челобитная изба,

но она, как было указано выше, не могла справиться с потоком жалоб на

кормлен­щиков.

Реорганизация местного управления преследовала две цели: 1) ослабить роль

боярской аристократии на местах; 2) более прочно связать уезды, волости и

станы с центральным управлением, под­чинив их напрямую Москве.

Сначала эти задачи нашли свою реализацию и правовое закреп­ление в новом

«Судебнике» (1550 г.). Ограничение власти намест­ников выразилось в том, что

вводилось обязательное участие в наместном суде выборных представителей

местного самоуправления — старост и их помощников — целовальников.

Разница этой правовой нормы по сравнению с «Судебником» 1497 г. в том, что

прежде защитники местных интересов должны были наблюдать в наместном суде за

правильностью судопроизвод­ства. В случае несогласия с решением наместного

суда они могли жаловаться (подавать челобитные) в более высокую инстанцию —

Челобитную избу в Москве. Теперь же они получали право прини­мать участие в

решении суда.

Результат сказался незамедлительно. В.О.Ключевский указыва­ет, что к 1551 г.

«бояре, приказные люди и кормленщики со всеми землями помирились во всяких

делах», что «земские выборные су­дьи вели порученные им дела не только

беспосульно и безволокитно, но и безвозмездно».

В 1555 г. была завершена губная реформа, начатая еще Еленой Глинской. Губы —

более крупные административно-территориаль­ные единицы, включавшие несколько

уездов, создавались в местах, где было сконцентрировано поместное

землевладение служилых людей. В результате губные учреждения распространились

по всей стране. Судебные дела, касавшиеся уголовных преступлений, пе­решли от

наместников и волостелей в руки губных старост, выби­равшихся из местного

дворянства. Губные старосты напрямую были подчинены Разбойному приказу.

В 1555— 1556 гг. была проведена земская реформа, в результате которой была

окончательно ликвидирована система кормлений. Смысл этой реформы, получившей

распространение главным об­разом на черносошенном севере и в части

центральных волостей, где сохранилось свободное «государево» крестьянство,

сводился к замене наместников и волостелей органами земского управления —

земскими судьями и старостами, «излюбленными головами» и це­ловальниками,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты