Реферат: Эллинизм

да­ют представление о методах исто­рического исследования и харак­терных для

того времени историко-философских концепциях. Полибий ставит перед собой

цель— объяснить, почему и каким обра­зом весь известный мир оказался под

властью римлян. Определя­ющую роль в истории играет, по мнению Полибия,

судьба: это она - Тихе - насильственно слила историю отдельных стран во

все­мирную историю, даровала римля­нам мировое владычество. Ее власть

проявляется в причинной связи всех событий. Вместе с тем Полибий отводит

большую роль человеку, выдающимся личностям. Он стремится доказать, что

римля­не создали могущественную держа­ву благодаря совершенству своего

государства, сочетавшего в себе элементы монархии, аристократии и демократии,

и благодаря мудро­сти и моральному превосходству их политических деятелей.

Идеализи­руя римский государственный строй, Полибий стремится прими­рить

своих сограждан с неизбежно­стью подчинения Риму и утратой политической

самостоятельности греческих полисов. Появление та­ких концепций говорит о

том, что политические воззрения эллинисти­ческого общества далеко отошли от

полисной идеологии.

Еще более отчетливо это прояв­ляется в философских учениях. Школы Платона и

Аристотеля, от­ражавшие мировоззрение граждан­ского коллектива классического

го­рода-государства, теряют свою прежнюю роль. Одновременно воз­растает

влияние существовавших уже в IV в. до н. э. течений кини­ков и скептиков,

порожденных кризисом полисной идеологии. Од­нако преимущественным успехом в

эллинистическом мире пользова­лись возникшие на рубеже IV и III вв. до н. э.

учения стоиков и Эпикура, вобравшие в себя основ­ные черты мировоззрения

новой эпохи. К школе стоиков, основан­ной в 302 г. до н. э. в Афинах Зеноном

с о-ва Кипр (около 336— 264 гг. до н. э.), принадлежали многие крупные

философы и уче­ные эллинистического времени, на­пример Хрисипп из Сол (III в.

до н. э.), Панеций Родосский (II в. до н. э.), Посидоний из Апамеи (I в. до

н. э.) и др. Среди них были люди разной политической ориен­тации - от

советчиков царей (Зенон) до вдохновителей социальных преобразований (Сфер был

настав­ником Клеомена в Спарте, Блоссий-Аристоника в Пергаме). Ос­новное

внимание стоики сосредото­чивают на человеке как личности и этических

проблемах, вопросы о сущности бытия стоят у них на втором месте.

Ощущению неустойчивости ста­туса человека в условиях непре­рывных военных и

социальных конфликтов и ослабления связей с коллективом граждан полиса

сто­ики противопоставили идею зависи­мости человека от высшей благой силы

(логоса, природы, бога), уп­равляющей всем существующим. Человек в их

представлении уже не гражданин полиса, а гражданин космоса; для достижения

счастья он должен познать закономерность явлений, предопределенных выс­шей

силой (судьбой), и жить в согласии с природой. Эклектизм, многозначность

основных положе­ний стоиков обеспечивали им попу­лярность в разных слоях

эллини­стического общества и допускали сближение доктрин стоицизма с

мистическими верованиями и астрологией.

Философия Эпикура в трактовке проблем бытия продолжала разра­ботку

материализма Демокрита, но в ней также центральное место занимал человек.

Свою задачу Эпикур видел в освобождении лю­дей от страха перед смертью и

судьбой: он утверждал, что боги не влияют на жизнь природы и чело­века, и

доказывал материальность души. Счастье человека он видел в обретении

спокойствия, невозмути­мости (атараксии), которой можно достигнуть лишь путем

познания и самоусовершенствования, избегая страстей и страданий и

воздержи­ваясь от активной деятельности.

Скептики, сблизившиеся с после­дователями платоновской Акаде­мии, направили

свою критику глав­ным образом против гносеологии Эпикура и стоиков. Они также

отождествляли счастье с понятием «атараксия», но толковали его как осознание

невозможности познать мир (Тимон Скептик, III в. до н. э.), что означало

отказ от приз­нания действительности, от обще­ственной деятельности.

Учения стоиков, Эпикура, скеп­тиков, хотя и отражали некоторые общие черты

мировоззрения своей эпохи, были рассчитаны на наибо­лее культурные и

привилегирован­ные круги. В отличие от них кини­ки выступали перед толпой на

ули­цах, площадях, в портах, доказы­вая неразумность существующих порядков и

проповедуя бедность не только на словах, но и своим обра­зом жизни. Наиболее

известными из киников эллинистического вре­мени были Кратет из Фив (около

365—285 гг. до н. э.) и Бион Борисфенит (III в. до н. э.). Кратет,

происходивший из богатой семьи, увлекшись кинизмом, отпустил ра­бов, роздал

имущество и, подобно Диогену, стал вести жизнь филосфа-нищего. Резко выступая

против своих философских противников, Кратет проповедовал умеренный кинизм и

был известен своим чело­веколюбием. Он имел большое чис­ло учеников и

последователей, в их числе некоторое время был и Зенон, основатель школы

стоиков. Бион родился в Северном Причер­номорье в семье отпущенника и гетеры,

в юности был продан в рабство; получив после смерти хо­зяина свободу и

наследство, при­ехал в Афины и примкнул к школе киников. С именем Биона

связано появление диатриб—речей-бесед, наполненных проповедью кинической

философии, полемикой с про­тивниками и критикой общеприня­тых взглядов.

Однако дальше кри­тики богачей и правителей киники не пошли, достижение

счастья они видели в отказе от потребностей и желаний, в «нищенской суме» и

противопоставляли философа-нищего не только царям, но и «неразумной

толпе».

Элемент социального протеста, звучавший в философии киников, нашел свое

выражение и в социаль­ной утопии: Эвгемер (конец IV— начало III в. до н. э.)

в фантастиче­ском рассказе об о-ве Панхея и Ямбул (III в. до н. э.) в

описании путешествия на острова Солнца создали идеал общества, свободно­го от

рабства, социальных пороков и конфликтов. К сожалению, их произведения дошли

только в пере­сказе историка Диодора Сицилий­ского. Согласно Ямбулу, на

остро­вах Солнца среди экзотической природы живут люди высокой ду­ховной

культуры, у них нет ни царей, ни жрецов, ни семьи, ни собственности, ни

разделения на профессии. Счастливые, они тру­дятся все вместе, по очереди

вы­полняя общественные работы. Эв­гемер в «Священной записи» также описывает

счастливую жизнь на затерянном в Индийском океане острове, где нет частного

владения землей, но люди по роду занятий делятся на жрецов и людей

ум­ственного труда, земледельцев, па­стухов и воинов. На острове есть

«Священная запись» на золотой ко­лонне о деяниях Урана, Кроноса и Зевса,

устроителей жизни острови­тян. Излагая ее содержание, Эвге­мер дает свое

объяснение проис­хождению религии: боги—это не­когда существовавшие

выдающи­еся люди, устроители обществен­ной жизни, объявившие себя бога­ми и

учредившие свой культ.

Если эллинистическая филосо­фия была результатом творчества привилегированных

эллинизирован­ных слоев общества и в ней трудно проследить восточные влияния,

то эллинистическую религию создавали широкие слои населения, и наи­более

характерной ее чертой явля­ется синкретизм, в котором восточ­ное наследие

играет огромную роль.

Боги греческого пантеона отож­дествлялись с древними восточны­ми божествами,

приобретали новые черты, менялись формы их почита­ния. Некоторые восточные

культы (Исиды, Кибелы и др.) почти в неизмененной форме воспринима­лись

греками. До уровня главных божеств выросло значение богини судьбы Тихе.

Специфическим по­рождением эллинистической эпохи был культ Сараписа,

божества, обязанного своим появлением рели­гиозной политике Птолемеев. По-

видимому, сама жизнь Алексан­дрии, с ее многоязычием, с разны­ми обычаями,

верованиями и тра­дициями населения, подсказала мысль о создании нового

религиоз­ного культа, который мог бы объ­единить это пестрое чужеземное

общество с коренным египетским, Атмосфера духовной жизни того времени

требовала мистического оформления такого акта. Источни­ки сообщают о явлении

Птолемею во сне неизвестного божества, об истолковании этого сна жрецами, о

перенесении из Синопы в Алексан­дрию статуи божества в виде боро­датого юноши

и о провозглашении его Сараписом—богом, объединив­шим в себе черты

мемфисского Осириса-Аписа и греческих богов Зевса, Гадеса и Асклепия.

Главны­ми помощниками Птолемея I в формировании культа Сараписа бы­ли

афинянин Тимофей, жрец из Элевсина, и египтянин Манефон, жрец из Гелиополя.

Очевидно, они сумели придать новому культу форму и содержание, отвечавшие

запросам своего времени, так как почитание Сараписа быстро рас­пространялось

в Египте, а затем Сарапис вместе с Исидой стали популярнейшими

эллинистически­ми божествами, культ которых просуществовал до победы

христи­анства.

При сохранении в разных реги­онах местных различий в пантеоне и формах культа

получают широ­кое распространение некоторые универсальные божества,

объеди­нившие в себе функции наиболее почитаемых божеств разных наро­дов.

Одним из главных культов становится культ Зевса Гипсиста (Высочайшего),

отождествлявшего­ся с финикийским Ваалом, египет­ским Амоном, вавилонским

Белом, иудейским Яхве и другими главны­ми божествами того или иного рай­она.

Его эпитеты — Пантократор (Всемогущий), Сотер (Спаситель), Гелиос (Солнце)

и т. п.— свидетельствуют о расширении его функций. Другим соперничавшим по

популярности с Зевсом был культ Диониса с его мистериями, сближавшими его с

культом еги­петского Осириса, малоазийских Сабазия и Адониса. Из женских

божеств особенно почитаемыми стали египетская Исида, воплотив­шая в себе

многих греческих и азиатских богинь, и малоазийская Мать богов. Сложившиеся

на Вос­токе синкретические культы про­никли в полисы Малой Азии, Гре­ции и

Македонии, а затем и в Западное Средиземноморье.

Эллинистические цари, исполь­зуя древневосточные традиции, на­саждали царский

культ. Это явле­ние было вызвано политическими потребностями формировавшихся

государств. Царский культ пред­ставлял собой одну из форм элли­нистической

идеологии, в которой слились древневосточные представ­ления о божественности

царской власти, греческий культ героев и ойкистов (основателей городов) и

философские теории IV—III вв. до н. э. о сущности государственной власти; он

воплощал идею единства нового, эллинистического государ­ства, поднимал

религиозными об­рядами авторитет власти царя. Царский культ, как и многие

другие политические институты элли­нистического мира, получил даль­нейшее

развитие в Римской империи.

С упадком эллинистических госу­дарств происходят заметные изме­нения и в

эллинистической культу­ре. Рационалистические черты ми­ровоззрения все более

отступают перед религией и мистицизмом, ши­роко распространяются мистерии,

магия, астрология, и в то же время нарастают элементы социального

протеста—приобретают новую по­пулярность социальные утопии и пророчества.

В эпоху эллинизма продолжали создаваться произведения на ме­стных языках,

сохранявшие тради­ционные формы (религиозные гим­ны, заупокойные и магические

тек­сты, поучения, пророчества, хрони­ки, сказки), но отражавшие в той или

иной мере черты эллинистиче­ского мировоззрения. С конца III в. до н. э. их

значение в эллини­стической культуре возрастает.

Папирусы сохранили магические формулы, с помощью которых лю­ди надеялись

заставить богов или демонов изменить их судьбу, изле­чить от болезней,

уничтожить вра­га и пр. Посвящение в мистерии рассматривалось как

непосред­ственное общение с богом и осво­бождение от власти судьбы. В

еги­петских сказках о мудреце Хаэмусете идет речь о его поисках маги­ческой

книги бога Тота, делающей ее обладателя не подвластным бо­гам, о воплощении в

сыне Хаэму се­та древнего могущественного мага и о чудесных деяниях мальчика-

мага. Хаэмусет путешествует в за­гробный мир, где мальчик-маг по­казывает ему

мытарства богача и блаженную жизнь праведных бед­няков рядом с богами.

Глубоким пессимизмом проник­нута одна из библейских книг— «Экклезиаст»,

созданная в конце Ш в. до н. э.: богатство, мудрость, труд—все «суета сует»,

утвержда­ет автор. Социальная утопия получает свое воплощение в

деятельности возникших во II—I вв. до н. э. сект ессеев в Палестине и

терапев­тов в Египте, в которых религиоз­ная оппозиция иудейскому жрече­ству

соединялась с утверждением иных форм социально-экономи­ческого существования.

По описа­ниям древних авторов — Плиния Старшего, Филона Александрий­ского,

Иосифа Флавия, ессеи жили общинами, коллективно вла­дели имуществом и

совместно трудились, производя только то, что было необходимо для их

пот­ребления. Вступление в общину было добровольным, внутренняя жизнь,

управление общиной и ре­лигиозные обряды строго регла­ментировались,

соблюдалась су­бординация младших по отноше­нию к старшим по возрасту и

времени вступления в общину, не- владение имуществом, отрицание богатства и

рабовладения, ограни­чение жизненных потребностей, ас­кетизм. Много общего

было в об­рядах и организации общины.

Открытие кумранских текстов и археологические исследования да­ли бесспорные

свидетельства о су­ществовании в Иудейской пустыне религиозных общин, близких

ессеям по своим религиозным, мораль­но-этическим и социальным прин­ципам

организации. Кумранская община существовала с середины II в. до н. э. до 65

г. н. э. В ее «библиотеке» были обнаружены наряду с библейскими текстами ряд

апокрифических произведений и, что особенно важно, тексты, созданные внутри

общины,— уставы, гимны, комментарии к биб­лейским текстам, тексты

апокалип­сического и мессианского содержа­ния, дающие представления об

иде­ологии кумранской общины и ее внутренней организации. Имея много

общего с ессеями, кумранская община более резко противо­поставляла себя

окружающему ми­ру, что нашло отражение в учении о противоположности «царства

све­та» и «царства тьмы», о борьбе «сынов света» с «сынами тьмы», в проповеди

«Нового союза» или «Нового завета» и в большой роли «Учителя праведности»,

учредите­ля и наставника общины. Однако значение кумранских рукописей не

исчерпывается свидетельствами об ессействе как общественно-религиозном

течении в Палестине во II в. до н. э. Сопоставление их с раннехристианскими и

апокрифиче­скими сочинениями позволяет проследить сходство в идеологиче­ских

представлениях и в принципах организации кумранской и раннех­ристианских

общин. Но в то же время между ними было суще­ственное различие: первая была

замкнутой организацией, сохраняв­шей свое учение в тайне в ожида­нии прихода

мессии, христианские которые общины предписывали воздержание от брака. Ессеи

от­вергали рабство, для их морально-этических и религиозных взглядов

характерны были мессианско-эсхатологические идеи, противопо­ставление

членов общины окружа­ющему «миру зла». Терапевтов можно рассматривать как

египет­скую разновидность ессейства. Для них также было характерно общее же

общины, считавшие себя после­дователями мессии—Христа, были открыты для всех

и широко пропо­ведовали свое учение. Ессеи-кумраниты были лишь

предше­ственниками нового идеологическо­го течения—христианства, возник­шего

уже в рамках Римской империи.

Процесс подчинения Римом эл­линистических государств, сопро­вождавшийся

распространением на страны Восточного Средиземно­морья римских форм

политических и социально-экономических отно­шений, имел и обратную сторону—

проникновение в Рим эллинистиче­ской культуры, идеологии и эле­ментов

социально-политической структуры. Вывоз в качестве воен­ной добычи предметов

искусства, библиотек (например, библиотеки царя Персея, вывезенной Эмилием

Павлом), образованных рабов и за­ложников оказал огромное влияние на развитие

римской литературы, искусства, философии. Переработ­ка Плавтом и Теренцием

сюжетов Менандра и других авторов «новой комедии», расцвет на римской поч­ве

учений стоиков, эпикурейцев и прочих философских школ, про­никновение в Рим

восточных куль­тов—это лишь отдельные, наибо­лее очевидные следы влияния

эл­линистической культуры. Многие другие черты эллинистического ми­ра и его

культуры также были унаследованы Римской империей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всем, написанным выше, не исчерпывается зна­чение эллинистической эпохи в

ис­тории мировой цивилизации. Имен­но в это время впервые в истории

человечества контакты между аф­ро-азиатскими и европейскими на­родами

приобрели не эпизодиче­ский и временный, а постоянный и устойчивый характер,

и не только в форме военных экспедиций или торговых сношений, но и прежде

всего в форме культурного сотруд­ничества, в создании новых аспек­тов

общественной жизни в рамках эллинистических государств. Этот процесс

взаимодействия в области материального производства в опосредованной

форме находил от­ражение и в духовной культуре эпохи эллинизма. Было бы

упро­щением видеть в ней только даль­нейшее развитие греческой культу­ры.

Не случайно, например, наиболее важные открытия в эллинистиче­ский период

были сделаны в тех отраслях науки, где прослеживает­ся взаимовлияние

накопленных ра­нее знаний в древневосточной и греческой науке (астрономия,

мате­матика, медицина). Наиболее ярко совместное творчество афро-

азиатских и европейских народов проявилось в области религиозной идеологии

эллинизма. И в конеч­ном счете на той же основе возник­ла политико-

философская идея об универсуме, всеобщности мира, на­шедшая выражение в

трудах исто­риков об ойкумене, в создании «Всеобщих историй» (Полибий и др.),

в учении стоиков о космосе и гражданине космоса и т. д.

Распространение и влияние син­кретической по своему характеру эллинистической

культуры было необычайно широким—Западная и Восточная Европа, Передняя и

Центральная Азия, Северная Аф­рика. Элементы эллинизма просле­живаются не

только в римской культуре, но и в парфянской и греко-бактрийской, в кушанской

и коптской, в раннесредневековой культуре Армении и Иберии. Мно­гие

достижения эллинистической науки и культуры были унаследо­ваны Византийской

империей и арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Г.М.Бонгард-Левин “Древнейшие цивилизации” М.-1989г.

2. “Хрестоматия по истории Древней Греции” М.-1964г.

3. А.Лосев “История Античной эстетики. Ранний эллинизм. М.-1979г.

4. А.Лосев “История Античной эстетики. Поздний эллинизм. М.-1980г.

5. Б.И.Ривкин “Античное искусство ” М.-1972г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ............................1

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ, СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ..........2

3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА..................6

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................22

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................23

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты