и Артемиды: в торжественном шествии, открывавшем праздник, участвовали
пешие и конные воины (около 50 тыс.), колесницы и слоны, 800 юношей в
золотых венках и 580 женщин, сидевших в отделанных золотом и серебром
носилках; везли бесчисленное количество богато украшенных статуй богов и
героев; многие сотни рабов несли золотые и серебряные предметы, слоновую
кость. В описании упоминаются 300 жертвенных столов и тысяча откормленных
быков. Торжества длились 30 дней, в течение их шли гимнастические игры,
единоборства, театральные представления, устраивались охоты и пиры на тысячу
и полторы тысячи человек. На такие празднества стекались участники со всех
концов эллинистического мира.
Не только уклад жизни, но и весь облик эллинистических городов способствовал
распространению и дальнейшему развитию культуры нового типа, обогащавшейся
за счет местных элементов и отражавшей тенденции развития современного ей
общества. Архитектура эллинистических полисов продолжала греческие традиции,
но наряду с сооружением храмов большое внимание уделялось гражданскому
строительству театров, гимнасиев, булевтериев, дворцов. Внутреннее и внешнее
оформление зданий стало богаче и разнообразнее, широко использовались
портики и колонны, колоннадой обрамляли отдельные сооружения, агору, а
иногда и главные улицы (портики Антигона Гоната, Аттала на Делосе, на
главных улицах Александрии). Цари строили и восстанавливали множество
храмов греческим и местным божествам. Из-за большого объема работ и
недостатка средств строительство растягивалось на десятки и сотни лет.
Наиболее грандиозными и красивыми считались Сарапеум в Александрии,
построенный Пармениском в III в. до н. э., храм Аполлона в Дидиме, возле
Милета, строительство которого началось в 300 г. до н. э., продолжалось
около 200 лет и не было закончено, храм Зевса в Афинах (начат в 170 г. до н.
э., закончен в начале II в. н. э.) и храм Артемиды в Магнесии на Меандре
архитектора Гермогена (начат на рубеже III и II вв., закончен в 129 г. до н.
э.). Одновременно так же медленно сооружались и реставрировались храмы
местных божеств—храм Гора в Эдфу, богини Хатхор в Дендера, Хнума в Эсне,
Исиды на о-ве Филы, Эсагил в Вавилоне, храмы бога Набу, сына Мардука, в
Борсиппе и Уруке. Храмы греческих богов строились по классическим канонам, с
небольшими отклонениями. В архитектуре храмов восточных богов соблюдаются
традиции древних египетских и вавилонских зодчих, эллинистические влияния
прослеживаются в отдельных деталях и в надписях на стенах храмов.
Спецификой эллинистического периода можно считать появление нового типа
общественных зданий—библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.),
Мусейона (в Александрии, Антиохии) и специфических сооружений—Фаросского
маяка и Башни ветров в Афинах с флюгером на крыше, солнечными часами на
стенах и водяными часами внутри ее. Раскопки в Пергаме позволили
воспроизвести структуру здания библиотеки. Она находилась в центре
Акрополя, на площади возле храма Афины. Фасад здания представлял собой
двухэтажный портик с двойным рядом колонн, нижний портик упирался в опорную
стену, примыкавшую к крутому склону холма, а на втором этаже позади портика,
использовавшегося как своего рода читальный зал, находились четыре закрытых
помещения, служившие хранилищем для книг, т. е. папирусных и пергаментных
свитков, на которых в древности записывались художественные и научные
произведения.
Крупнейшей библиотекой в древности считалась Александрийская, здесь работали
выдающиеся ученые и поэты—Евклид, Эратосфен, Феокрит и др., сюда свозились
книги из всех стран античного мира, и в I в. до н. э. она, по преданию,
насчитывала около 700 тыс. свитков. Описаний здания Александрийской
библиотеки не сохранилось, по-видимому, она входила в комплекс Мусейона.
Мусейон был частью дворцовых сооружений, помимо самого храма ему
принадлежали большой дом, где находились столовая для ученых, состоявших при
Мусейоне, экседра—крытая галерея с сиденьями для занятий— и место для
прогулок. Сооружение общественных зданий, служивших центрами научной работы
или применения научных знаний, можно рассматривать как признание возросшей
роли науки в практической и духовной жизни эллинистического общества.
Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний
породило потребность в их классификации и дало стимул дальнейшему прогрессу
науки. Особое развитие получают математика, астрономия, ботаника,
география, медицина. Синтезом математических знаний древнего мира можно
считать труд Евклида «Элементы» (или «Начала»). Постулаты и аксиомы Евклида
и дедуктивный метод доказательств служили в течение веков основой для
учебников геометрии. Работы Аполлония из Перги о конических сечениях
положили начало тригонометрии. С именем Архимеда Сиракузского связаны
открытие одного из основных законов гидростатики, важные положения механики
и многие технические изобретения.
Существовавшие до греков в Вавилонии при храмах наблюдения астрономических
явлений и труды вавилонских ученых V—IV вв. до н. э. Кидена (Кидинну),
Набуриана (Набуриманну), Судина оказали влияние на развитие астрономии в
эллинистический период. Аристарх из Самоса (310—230 гг. до н. э.) выдвинул
гипотезу, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам.
Селевк Халдейский пытался обосновать это положение. Гиппарх из Никеи
(146—126 гг. до н. э.) открыл (или повторил за Кидинну?) явление прецессии
равноденствий, установил продолжительность лунного месяца, составил каталог
805 неподвижных звезд с определением их координат и разделил их на три
класса по яркости. Но он отклонил гипотезу Аристарха, ссылаясь на то, что
круговые орбиты не соответствуют наблюдаемому движению планет, и его
авторитет способствовал утверждению геоцентрической системы в античной
науке.
Походы Александра Македонского значительно расширили географические
представления греков. Пользуясь накопленными сведениями, Дикеарх (около 300
г. до н. э.) составил карту мира и вычислил высоту многих гор Греции.
Эрастофен из Кирены (275—200 гг. до н. э.), исходя из представления о
шарообразности Земли, вычислил ее окружность в 252 тыс. стадий (ок. 39 700
км), что очень близко к действительной (40 075,7 км). Он же утверждал, что
все моря составляют единый океан и что можно попасть в Индию, плывя вокруг
Африки или на запад от Испании. Его гипотезу поддержал Посидоний из Апамеи
(136—51 гг. до н. э.), изучавший приливы и отливы Атлантического океана,
вулканические и метеорологические явления и выдвинувший концепцию пяти
климатических поясов Земли. Во II в. до н. э. Гиппал открыл муссоны,
практическое значение которых показал Эвдокс из Кизика, проплыв в Индию через
открытое море. Многочисленные не дошедшие до нас сочинения географов
послужили источником для сводной работы Страбона «География в 17 книгах»,
законченной им около 7 г. н. э. и содержащей описание всего известного к
тому времени мира - от Британии до Индии.
Феофраст, ученик и преемник Аристотеля в школе перипатетиков, по образцу
аристотелевской «Истории животных» создал «Историю растений», в которой
систематизировал накопленные к началу III в. до н. э. знания в области
ботаники. Последующие работы античных ботаников внесли существенные
дополнения лишь в изучение лекарственных растений, что было связано с
развитием медицины. В области медицинских знаний в эллинистическую эпоху
существовали два направления: «догматическое» (или «книжное»), выдвигавшее
задачу умозрительного познания природы человека и скрытых в нем недугов, и
эмпирическое, ставившее целью изучение и врачевание конкретного
заболевания. В изучение анатомии человека большой вклад внес работавший в
Александрии Герофил Халкедонский (III в. до н. э.). Он писал о наличии нервов
и установил их связь с мозгом, высказал гипотезу, что с мозгом связаны и
мыслительные способности человека; он считал также, что по сосудам
циркулирует кровь, а не воздух, т. е. фактически пришел к мысли о
кровообращении. Очевидно, его выводы основывались на практике анатомирования
трупов и опыте египетских врачей и мумификаторов. Не меньшей известностью
пользовался Эрасистрат с о-ва Кеос (III в. до н. э.). Он различал
двигательные и чувствительные нервы, изучал анатомию сердца. Оба они умели
делать сложные операции и имели свои школы учеников. Гераклид Тарентский и
другие врачи-эмпирики большое внимание уделяли изучению лекарств.
Даже краткий перечень научных достижений говорит о том, что наука приобретает
большое значение в эллинистическом обществе. Это проявляется и в том, что
при дворах эллинистических царей (для повышения их престижа) создаются
мусейоны и библиотеки, ученым, писателям и поэтам предоставляются условия
для творческой работы. Но материальная и моральная зависимость от царского
двора налагала отпечаток на форму и содержание их произведений. И не случайно
скептик Тимон называл ученых и поэтов александрийского Мусейона
«откормленными курами в курятнике».
Научная и художественная литература эллинистической эпохи была обширна (но
сохранилось сравнительно немного произведений). Продолжали разрабатываться
традиционные жанры - эпос, трагедия, комедия, лирика, риторическая и
историческая проза, но появились и новые—филологические исследования
(например, Зенодота Эфесского о подлинном тексте поэм Гомера и т. п.),
словари (первый греческий лексикон составлен Филетом Косским около 300 г. до
н. э.), биографии, переложения в стихах научных трактатов, эпистолография и
др. При дворах эллинистических царей процветала утонченная, но лишенная
связи с повседневной жизнью поэзия, образцами которой были идиллии и гимны
Каллимаха из Кирены (310— 245 гг. до н. э.), Арата из Сол (Ill в. до н. э.),
эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского (III в. до н. э.) и др.
Более жизненный характер имели эпиграммы, в них давалась оценка
произведений поэтов, художников, зодчих, характеристика отдельных лиц,
описание бытовых и эротических сценок. Эпиграмма отражала чувства,
настроения и размышления поэта, лишь в римскую эпоху она становится
преимущественно сатирической. Наибольшей известностью в конце IV—начале III
в. до н. э. пользовались эпиграммы Асклепиада, Посидиппа, Леонида
Тарентского, а во II—I вв. до н. э.—эпиграммы Антипатра Сидонского, Мелеагра
и Филодема из Гадары.
Крупнейшим лирическим поэтом был Феокрит из Сиракуз (род. в 300 г. до н. э.),
автор буколических (пастушеских) идиллий. Этот жанр возник в Сицилии из
состязания пастухов (буколов) в исполнении песен или четверостиший. В своих
буколиках Феокрит создал реалистические описания природы, живые образы
пастухов, в других его идиллиях даны зарисовки сцен городской жизни, близкие
к мимам, но с лирической окраской.
Если эпос, гимны, идиллии и даже эпиграммы удовлетворяли вкусы
привилегированных слоев эллинистического общества, то интересы и вкусы
широких слоев населения находили отражение в таких жанрах, как комедия и мим.
Из авторов возникшей в конце IV в. до н. э. в Греции «новой комедии», или
«комедии нравов», сюжетом которой стала частная жизнь граждан, наибольшей
популярностью пользовался Менандр (342—291 гг. до н. э.). Его творчество
приходится на период борьбы диадохов. Политическая неустойчивость, частая
смена олигархических и демократических режимов, бедствия, обусловленные
военными действиями на территории Эллады, разорение одних и обогащение
других—все это вносило смятение в морально-этические представления граждан,
подрывало устои полисной идеологии. Растет неуверенность в завтрашнем дне,
вера в судьбу. Эти настроения и нашли отражение в «новой комедии». О
популярности Менандра в эллинистическую и позднее в римскую эпоху говорит
тот факт, что многие его произведения— «Третейский суд»,
«Самиянка», «Остриженная», «Ненавистный» и др.—сохранились в папирусах
II—IV вв. н. э., найденных в периферийных городах и комах Египта.
«Живучесть» произведений Менандра обусловлена тем, что он не только выводил
в своих комедиях типичные для его времени персонажи, но и подчеркивал их
лучшие черты, утверждал гуманистическое отношение к каждому человеку
независимо от его положения в обществе, к женщинам, чужестранцам, рабам.
Мим издавна существовал в Греции наряду с комедией. Часто это была
импровизация, которую исполнял на площади или в частном доме во время пира
актер (или актриса) без маски, изображая мимикой, жестом и голосом разных
действующих лиц. В эллинистическую эпоху этот жанр стал особенно популярен.
Однако тексты, кроме принадлежавших Героду, до нас не дошли, а сохранившиеся
в папирусах мимы Герода (III в. до н. э.), написанные на устаревшем к тому
времени эолийском диалекте, не были предназначены для широкой публики. Тем не
менее они дают представление о стиле и содержании такого рода произведений.
В написанных Геродом сценках изображены сводница, содержатель публичного
дома, сапожник, ревнивая госпожа, истязавшая своего раба-любовника, и другие
персонажи.
Колоритна сценка в школе: бедная женщина, жалующаяся на то, как трудно ей
платить за обучение сына, просит учителя выпороть ее бездельника-сына,
занимающегося вместо учебы игрой в кости, что весьма охотно учитель делает с
помощью учеников.
В отличие от греческой литературы V—IV вв. до н. э. художественная
литература эллинистического периода не касается широких общественно-
политических проблем своего времени, ее сюжеты ограничиваются интересами,
моралью и бытом узкой социальной группы. Поэтому многие произведения быстро
утратили свою общественную и художественную значимость и были забыты, лишь
некоторые из них оставили след в истории культуры.
Образы, темы и настроения художественной литературы находят параллели в
изобразительном искусстве. Продолжает развиваться монументальная скульптура,
предназначенная для площадей, храмов, общественных сооружений. Для нее
характерны мифологические сюжеты, грандиозность, сложность композиции.
Так, Родосский колосс — бронзовая статуя Гелиоса, созданная Хересом из Линда
(III в. до н. э.),—достигал высоты 35 м и считался чудом искусства и техники.
Изображение битвы богов и гигантов на знаменитом (длиной более 120 м) фризе
алтаря Зевса в Пергаме (II в. до н. э.), состоящее из множества фигур,
отличается динамичностью, выразительностью и драматизмом. В
раннехристианской литературе Пергамский алтарь именовался «храмом сатаны».
Складываются родосская, пергамская и александрийская школы ваятелей,
продолжавшие традиции Лисиппа, Скопаса и Праксителя. Шедеврами
эллинистической монументальной скульптуры считаются изваянная родосцем
Евтихидом статуя богини Тихе (Судьбы), покровительницы города Антиохии,
изваянная Александром «Афродита с острова Мелос» («Венера Милосская»), «Нике
с острова Самофракия» и «Афродита Анадиомена» из Кирены неизвестных авторов.
Подчеркнутый драматизм скульптурных изображений, характерный для пергамской
школы, присущ таким скульптурным группам, как «Лаокоон», «Фарнезский бык»
(или «Дирка»), «Умирающий галл», «Галл, убивающий жену». Высокого
мастерства достигли портретная скульптура (образцом ее является «Демосфен»
Полиевкта, около 280 г. до н. э.) и портретная живопись, о которой можно
судить по портретам из Фаюма. Хотя дошедшие до нас фаюмские портреты
относятся к римскому времени, они несомненно восходят к эллинистическим
художественным традициям и дают представление о мастерстве художников и
реальном облике запечатленных на них жителей Египта. Очевидно, те же
настроения и вкусы, которые породили буколическую идиллию Феокрита,
эпиграммы, «новую комедию» и мимы, нашли отражение в создании
реалистических скульптурных образов старых рыбаков, пастухов, терракотовых
фигурок женщин, крестьян, рабов, в изображении комедийных персонажей,
бытовых сцен, сельского пейзажа, в мозаике и росписи стен. Влияние
эллинистического изобразительного искусства можно проследить и в
традиционной египетской скульптуре (в рельефах гробниц, статуях Птолемеев),
и позднее в парфянском и кушанском искусстве.
В исторических и философских сочинениях эпохи эллинизма раскрывается
отношение человека к обществу, политическим и социальным проблемам своего
времени. Сюжетами исторических сочинений часто служили события недавнего
прошлого; по своей форме произведения многих историков стояли на грани
художественной литературы: изложение искусно драматизировалось,
использовались риторические приемы, рассчитанные на эмоциональное
воздействие в определенном плане. В таком стиле писали историю Александра
Македонского Каллисфен (конец IV в. до н. э.) и Клитарх Александрийский
(середина III в. до н. э.), историю греков Западного Средиземноморья—
Тимей из Тавромения (середина III в. до н. э.), историю Греции с 280 по 219
г. до н. э.—Филарх, сторонник реформ Клеомена (конец III в. до н. э.).
Другие историки придерживались более строгого и сухого изложения фактов—в
этом стиле выдержаны дошедшие во фрагментах история походов Александра,
написанная Птолемеем I (после 301 г. до н. э.), история периода борьбы
диадохов Гиеронима из Кардии (середина III в. до н. э.) и др. Для
историографии II— I вв. до н. э. характерен интерес к всеобщей истории, к
этому жанру принадлежали труды Полибия, Посидония из Апамеи, Николая
Дамасского, Агатархида Книдского. Но продолжала разрабатываться и история
отдельных государств, изучались хроники и декреты греческих полисов, возрос
интерес к истории восточных стран. Уже в начале III в. до н. э. появились
написанные на греческом языке местными жрецами-учеными история фараоновского
Египта Мане-фона и история Вавилонии Бероса, позднее Аполлодор из Артемиты
написал историю парфян. Появлялись исторические сочинения и на местных
языках, например «Книги Маккавеев» о восстании Иудеи против Селевкидов.
На выбор темы и освещение событий авторами, несомненно, влияли политические
и философские теории современной им эпохи, но выявить это трудно: большинство
исторических сочинений дошло до потомков во фрагментах или пересказе поздних
авторов. Лишь сохранившиеся книги из «Всеобщей истории в 40 книгах» Полибия