Реферат: Эллинизм

и Артемиды: в торжественном ше­ствии, открывавшем праздник, уча­ствовали

пешие и конные воины (около 50 тыс.), колесницы и сло­ны, 800 юношей в

золотых венках и 580 женщин, сидевших в отделан­ных золотом и серебром

носилках; везли бесчисленное количество бо­гато украшенных статуй богов и

героев; многие сотни рабов несли золотые и серебряные предметы, слоновую

кость. В описании упоминаются 300 жертвенных столов и тысяча откормленных

быков. Тор­жества длились 30 дней, в течение их шли гимнастические игры,

единоборства, театральные пред­ставления, устраивались охоты и пиры на тысячу

и полторы тысячи человек. На такие празднества сте­кались участники со всех

концов эллинистического мира.

Не только уклад жизни, но и весь облик эллинистических горо­дов способствовал

распростране­нию и дальнейшему развитию куль­туры нового типа, обогащавшейся

за счет местных элементов и отра­жавшей тенденции развития совре­менного ей

общества. Архитектура эллинистических полисов продол­жала греческие традиции,

но наря­ду с сооружением храмов большое внимание уделялось гражданскому

строительству театров, гимнасиев, булевтериев, дворцов. Внутреннее и внешнее

оформление зданий ста­ло богаче и разнообразнее, широко использовались

портики и колон­ны, колоннадой обрамляли отдель­ные сооружения, агору, а

иногда и главные улицы (портики Антигона Гоната, Аттала на Делосе, на

глав­ных улицах Александрии). Цари строили и восстанавливали множе­ство

храмов греческим и местным божествам. Из-за большого объема работ и

недостатка средств стро­ительство растягивалось на десят­ки и сотни лет.

Наиболее грандиозными и краси­выми считались Сарапеум в Алек­сандрии,

построенный Пармениском в III в. до н. э., храм Аполло­на в Дидиме, возле

Милета, стро­ительство которого началось в 300 г. до н. э., продолжалось

около 200 лет и не было закончено, храм Зевса в Афинах (начат в 170 г. до н.

э., закончен в начале II в. н. э.) и храм Артемиды в Магнесии на Меандре

архитектора Гермогена (начат на рубеже III и II вв., закон­чен в 129 г. до н.

э.). Одновремен­но так же медленно сооружались и реставрировались храмы

местных божеств—храм Гора в Эдфу, боги­ни Хатхор в Дендера, Хнума в Эсне,

Исиды на о-ве Филы, Эсагил в Вавилоне, храмы бога Набу, сы­на Мардука, в

Борсиппе и Уруке. Храмы греческих богов строились по классическим канонам, с

не­большими отклонениями. В архи­тектуре храмов восточных богов соблюдаются

традиции древних египетских и вавилонских зодчих, эллинистические влияния

просле­живаются в отдельных деталях и в надписях на стенах храмов.

Спецификой эллинистического периода можно считать появление нового типа

общественных зда­ний—библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.),

Мусейона (в Александрии, Антиохии) и специфических сооружений—Фаросского

маяка и Башни ветров в Афинах с флюгером на крыше, солнечными часами на

стенах и водяными часами внутри ее. Рас­копки в Пергаме позволили

воспро­извести структуру здания библи­отеки. Она находилась в центре

Акрополя, на площади возле храма Афины. Фасад здания представлял собой

двухэтажный портик с двойным рядом колонн, нижний портик упирался в опорную

стену, примы­кавшую к крутому склону холма, а на втором этаже позади портика,

использовавшегося как своего рода читальный зал, находились четыре закрытых

помещения, служившие хранилищем для книг, т. е. папи­русных и пергаментных

свитков, на которых в древности записывались художественные и научные

произ­ведения.

Крупнейшей библиотекой в древ­ности считалась Александрийская, здесь работали

выдающиеся уче­ные и поэты—Евклид, Эратосфен, Феокрит и др., сюда свозились

книги из всех стран античного ми­ра, и в I в. до н. э. она, по преда­нию,

насчитывала около 700 тыс. свитков. Описаний здания Алексан­дрийской

библиотеки не сохрани­лось, по-видимому, она входила в комплекс Мусейона.

Мусейон был частью дворцовых сооружений, по­мимо самого храма ему

принадле­жали большой дом, где находились столовая для ученых, состоявших при

Мусейоне, экседра—крытая галерея с сиденьями для занятий— и место для

прогулок. Сооружение общественных зданий, служивших центрами научной работы

или при­менения научных знаний, можно рассматривать как признание воз­росшей

роли науки в практической и духовной жизни эллинистическо­го общества.

Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире науч­ных знаний

породило потребность в их классификации и дало стимул дальнейшему прогрессу

науки. Особое развитие получают матема­тика, астрономия, ботаника,

гео­графия, медицина. Синтезом мате­матических знаний древнего мира можно

считать труд Евклида «Эле­менты» (или «Начала»). Постулаты и аксиомы Евклида

и дедуктивный метод доказательств служили в те­чение веков основой для

учебников геометрии. Работы Аполлония из Перги о конических сечениях

поло­жили начало тригонометрии. С именем Архимеда Сиракузского связаны

открытие одного из основ­ных законов гидростатики, важные положения механики

и многие тех­нические изобретения.

Существовавшие до греков в Ва­вилонии при храмах наблюдения астрономических

явлений и труды вавилонских ученых V—IV вв. до н. э. Кидена (Кидинну),

Набуриана (Набуриманну), Судина оказали влияние на развитие астрономии в

эллинистический период. Аристарх из Самоса (310—230 гг. до н. э.) выдвинул

гипотезу, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам.

Селевк Хал­дейский пытался обосновать это положение. Гиппарх из Никеи

(146—126 гг. до н. э.) открыл (или повторил за Кидинну?) явление прецессии

равноденствий, устано­вил продолжительность лунного месяца, составил каталог

805 не­подвижных звезд с определением их координат и разделил их на три

класса по яркости. Но он отклонил гипотезу Аристарха, ссылаясь на то, что

круговые орбиты не соот­ветствуют наблюдаемому движе­нию планет, и его

авторитет спо­собствовал утверждению геоцен­трической системы в античной

науке.

Походы Александра Македон­ского значительно расширили гео­графические

представления греков. Пользуясь накопленными сведени­ями, Дикеарх (около 300

г. до н. э.) составил карту мира и вычислил высоту многих гор Греции.

Эрастофен из Кирены (275—200 гг. до н. э.), исходя из представления о

шарообразности Земли, вычислил ее окружность в 252 тыс. стадий (ок. 39 700

км), что очень близко к действительной (40 075,7 км). Он же утверждал, что

все моря со­ставляют единый океан и что мож­но попасть в Индию, плывя вокруг

Африки или на запад от Испании. Его гипотезу поддержал Посидоний из Апамеи

(136—51 гг. до н. э.), изучавший приливы и отли­вы Атлантического океана,

вулка­нические и метеорологические яв­ления и выдвинувший концепцию пяти

климатических поясов Земли. Во II в. до н. э. Гиппал открыл муссоны,

практическое значение которых показал Эвдокс из Кизика, проплыв в Индию через

откры­тое море. Многочисленные не до­шедшие до нас сочинения геогра­фов

послужили источником для сводной работы Страбона «Геогра­фия в 17 книгах»,

законченной им около 7 г. н. э. и содержащей опи­сание всего известного к

тому вре­мени мира - от Британии до Индии.

Феофраст, ученик и преемник Аристотеля в школе перипатети­ков, по образцу

аристотелевской «Истории животных» создал «Ис­торию растений», в которой

систе­матизировал накопленные к началу III в. до н. э. знания в области

ботаники. Последующие работы античных ботаников внесли существенные

дополнения лишь в изу­чение лекарственных растений, что было связано с

развитием медици­ны. В области медицинских знаний в эллинистическую эпоху

суще­ствовали два направления: «догма­тическое» (или «книжное»), выдви­гавшее

задачу умозрительного поз­нания природы человека и скры­тых в нем недугов, и

эмпириче­ское, ставившее целью изучение и врачевание конкретного

заболева­ния. В изучение анатомии человека большой вклад внес работавший в

Александрии Герофил Халкедонский (III в. до н. э.). Он писал о наличии нервов

и установил их связь с мозгом, высказал гипотезу, что с мозгом связаны и

мыслитель­ные способности человека; он счи­тал также, что по сосудам

цирку­лирует кровь, а не воздух, т. е. фактически пришел к мысли о

кровообращении. Очевидно, его выводы основывались на практике анатомирования

трупов и опыте египетских врачей и мумификаторов. Не меньшей известностью

пользовался Эрасистрат с о-ва Кеос (III в. до н. э.). Он различал

двигательные и чувствительные нервы, изучал анатомию сердца. Оба они умели

делать сложные операции и имели свои школы уче­ников. Гераклид Тарентский и

дру­гие врачи-эмпирики большое вни­мание уделяли изучению лекарств.

Даже краткий перечень научных достижений говорит о том, что наука приобретает

большое значе­ние в эллинистическом обществе. Это проявляется и в том, что

при дворах эллинистических царей (для повышения их престижа) создают­ся

мусейоны и библиотеки, уче­ным, писателям и поэтам предо­ставляются условия

для творче­ской работы. Но материальная и моральная зависимость от царского

двора налагала отпечаток на форму и содержание их произведений. И не случайно

скептик Тимон назы­вал ученых и поэтов александрий­ского Мусейона

«откормленными курами в курятнике».

Научная и художественная лите­ратура эллинистической эпохи бы­ла обширна (но

сохранилось срав­нительно немного произведений). Продолжали разрабатываться

тра­диционные жанры - эпос, траге­дия, комедия, лирика, риториче­ская и

историческая проза, но по­явились и новые—филологические исследования

(например, Зенодота Эфесского о подлинном тексте по­эм Гомера и т. п.),

словари (первый греческий лексикон составлен Филетом Косским около 300 г. до

н. э.), биографии, переложения в стихах научных трактатов, эпистолография и

др. При дворах эллини­стических царей процветала утон­ченная, но лишенная

связи с пов­седневной жизнью поэзия, образ­цами которой были идиллии и гим­ны

Каллимаха из Кирены (310— 245 гг. до н. э.), Арата из Сол (Ill в. до н. э.),

эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родос­ского (III в. до н. э.) и др.

Более жизненный характер име­ли эпиграммы, в них давалась оцен­ка

произведений поэтов, художни­ков, зодчих, характеристика от­дельных лиц,

описание бытовых и эротических сценок. Эпиграмма от­ражала чувства,

настроения и раз­мышления поэта, лишь в римскую эпоху она становится

преимуще­ственно сатирической. Наибольшей известностью в конце IV—начале III

в. до н. э. пользовались эпиг­раммы Асклепиада, Посидиппа, Ле­онида

Тарентского, а во II—I вв. до н. э.—эпиграммы Антипатра Сидонского, Мелеагра

и Филодема из Гадары.

Крупнейшим лирическим поэтом был Феокрит из Сиракуз (род. в 300 г. до н. э.),

автор буколических (пастушеских) идиллий. Этот жанр возник в Сицилии из

состязания пастухов (буколов) в исполнении песен или четверостиший. В своих

буколиках Феокрит создал реали­стические описания природы, жи­вые образы

пастухов, в других его идиллиях даны зарисовки сцен го­родской жизни, близкие

к мимам, но с лирической окраской.

Если эпос, гимны, идиллии и даже эпиграммы удовлетворяли вкусы

привилегированных слоев эллинистического общества, то ин­тересы и вкусы

широких слоев населения находили отражение в таких жанрах, как комедия и мим.

Из авторов возникшей в конце IV в. до н. э. в Греции «новой комедии», или

«комедии нравов», сюжетом которой стала частная жизнь граждан, наибольшей

попу­лярностью пользовался Менандр (342—291 гг. до н. э.). Его творче­ство

приходится на период борьбы диадохов. Политическая неустой­чивость, частая

смена олигархиче­ских и демократических режимов, бедствия, обусловленные

военными действиями на территории Эллады, разорение одних и обогащение

дру­гих—все это вносило смятение в морально-этические представления граждан,

подрывало устои полис­ной идеологии. Растет неуверен­ность в завтрашнем дне,

вера в судьбу. Эти настроения и нашли отражение в «новой комедии». О

популярности Менандра в эллини­стическую и позднее в римскую эпоху говорит

тот факт, что мно­гие его произведения— «Третейский суд»,

«Самиянка», «Остриженная», «Ненавистный» и др.—сохранились в папирусах

II—IV вв. н. э., найденных в пери­ферийных городах и комах Египта.

«Живучесть» произведений Менан­дра обусловлена тем, что он не только выводил

в своих комедиях типичные для его времени персона­жи, но и подчеркивал их

лучшие черты, утверждал гуманистическое отношение к каждому человеку

не­зависимо от его положения в обще­стве, к женщинам, чужестранцам, рабам.

Мим издавна существовал в Гре­ции наряду с комедией. Часто это была

импровизация, которую ис­полнял на площади или в частном доме во время пира

актер (или актриса) без маски, изображая ми­микой, жестом и голосом разных

действующих лиц. В эллинистиче­скую эпоху этот жанр стал особен­но популярен.

Однако тексты, кро­ме принадлежавших Героду, до нас не дошли, а сохранившиеся

в папи­русах мимы Герода (III в. до н. э.), написанные на устаревшем к тому

времени эолийском диалекте, не были предназначены для широкой публики. Тем не

менее они дают представление о стиле и содержа­нии такого рода произведений.

В написанных Геродом сценках изоб­ражены сводница, содержатель публичного

дома, сапожник, ревни­вая госпожа, истязавшая своего раба-любовника, и другие

персона­жи.

Колоритна сценка в школе: бед­ная женщина, жалующаяся на то, как трудно ей

платить за обуче­ние сына, просит учителя выпороть ее бездельника-сына,

занимающе­гося вместо учебы игрой в кости, что весьма охотно учитель делает с

помощью учеников.

В отличие от греческой литера­туры V—IV вв. до н. э. художе­ственная

литература эллинистиче­ского периода не касается широких общественно-

политических проб­лем своего времени, ее сюжеты ограничиваются интересами,

мо­ралью и бытом узкой социальной группы. Поэтому многие произве­дения быстро

утратили свою обще­ственную и художественную значи­мость и были забыты, лишь

неко­торые из них оставили след в истории культуры.

Образы, темы и настроения ху­дожественной литературы находят параллели в

изобразительном ис­кусстве. Продолжает развиваться монументальная скульптура,

пред­назначенная для площадей, храмов, общественных сооружений. Для нее

характерны мифологические сюжеты, грандиозность, слож­ность композиции.

Так, Родосский колосс — бронзовая статуя Гелиоса, созданная Хересом из Линда

(III в. до н. э.),—достигал высоты 35 м и считался чудом искусства и техники.

Изображение битвы богов и гигантов на знаменитом (длиной более 120 м) фризе

алтаря Зевса в Пергаме (II в. до н. э.), состоящее из множества фигур,

отличается динамичностью, выразительностью и драматизмом. В

раннехристиан­ской литературе Пергамский ал­тарь именовался «храмом сатаны».

Складываются родосская, пергамская и александрийская школы ва­ятелей,

продолжавшие традиции Лисиппа, Скопаса и Праксителя. Шедеврами

эллинистической мону­ментальной скульптуры считаются изваянная родосцем

Евтихидом статуя богини Тихе (Судьбы), пок­ровительницы города Антиохии,

изваянная Александром «Афродита с острова Мелос» («Венера Милосская»), «Нике

с острова Самофра­кия» и «Афродита Анадиомена» из Кирены неизвестных авторов.

Под­черкнутый драматизм скульптурных изображений, характерный для пергамской

школы, присущ та­ким скульптурным группам, как «Лаокоон», «Фарнезский бык»

(или «Дирка»), «Умирающий галл», «Галл, убивающий жену». Высоко­го

мастерства достигли портретная скульптура (образцом ее является «Демосфен»

Полиевкта, около 280 г. до н. э.) и портретная живо­пись, о которой можно

судить по портретам из Фаюма. Хотя дошед­шие до нас фаюмские портреты

относятся к римскому времени, они несомненно восходят к эллинисти­­ческим

художественным традициям и дают представление о мастерстве художников и

реальном облике за­печатленных на них жителей Египта. Очевидно, те же

настроения и вкусы, которые породили буколи­ческую идиллию Феокрита,

эпиг­раммы, «новую комедию» и мимы, нашли отражение в создании

ре­алистических скульптурных обра­зов старых рыбаков, пастухов, тер­ракотовых

фигурок женщин, кре­стьян, рабов, в изображении ко­медийных персонажей,

бытовых сцен, сельского пейзажа, в мозаике и росписи стен. Влияние

эллини­стического изобразительного ис­кусства можно проследить и в

тра­диционной египетской скульптуре (в рельефах гробниц, статуях Птолемеев),

и позднее в парфянском и кушанском искусстве.

В исторических и философских сочинениях эпохи эллинизма рас­крывается

отношение человека к обществу, политическим и социаль­ным проблемам своего

времени. Сюжетами исторических сочинений часто служили события недавнего

прошлого; по своей форме произве­дения многих историков стояли на грани

художественной литературы: изложение искусно драматизирова­лось,

использовались риторические приемы, рассчитанные на эмоци­ональное

воздействие в определен­ном плане. В таком стиле писали историю Александра

Македонского Каллисфен (конец IV в. до н. э.) и Клитарх Александрийский

(середи­на III в. до н. э.), историю греков Западного Средиземноморья—

Тимей из Тавромения (середина III в. до н. э.), историю Греции с 280 по 219

г. до н. э.—Филарх, сторонник реформ Клеомена (ко­нец III в. до н. э.).

Другие истори­ки придерживались более строгого и сухого изложения фактов—в

этом стиле выдержаны дошедшие во фрагментах история походов Александра,

написанная Птолемеем I (после 301 г. до н. э.), история периода борьбы

диадохов Гиеронима из Кардии (середина III в. до н. э.) и др. Для

историографии II— I вв. до н. э. характерен интерес к всеобщей истории, к

этому жанру принадлежали труды Полибия, Посидония из Апамеи, Николая

Да­масского, Агатархида Книдского. Но продолжала разрабатываться и история

отдельных государств, изучались хроники и декреты гре­ческих полисов, возрос

интерес к истории восточных стран. Уже в начале III в. до н. э. появились

написанные на греческом языке местными жрецами-учеными исто­рия фараоновского

Египта Мане-фона и история Вавилонии Бероса, позднее Аполлодор из Артемиты

написал историю парфян. Появля­лись исторические сочинения и на местных

языках, например «Книги Маккавеев» о восстании Иудеи против Селевкидов.

На выбор темы и освещение со­бытий авторами, несомненно, вли­яли политические

и философские теории современной им эпохи, но выявить это трудно: большинство

исторических сочинений дошло до потомков во фрагментах или пере­сказе поздних

авторов. Лишь сох­ранившиеся книги из «Всеобщей истории в 40 книгах» Полибия

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты