Реферат: Эллинизм

Реферат: Эллинизм

ВВЕДЕНИЕ

Начало эллинистической цивилизации положили Восточный поход Александра

Македонского и массовый колонизационный поток эллинов (греков и македонян) во

вновь завоеванные земли. Хроноло­гические и географические грани­цы

эллинистической цивилизации исследователями определяются по-разному в

зависимости от трактов­ки понятия «эллинизм», введенного в науку еще в первой

половине XIX в. И. Г. Дройзеном, но до сих пор остающегося спорным.

Накопление нового материала в результате археологических и ис­торических

исследований оживило дискуссии о критериях и специфи­ке эллинизма в разных

регионах, о географических и временных гра­ницах эллинистического мира.

Вы­двигаются концепции предэллинизма и пост эллинизма, т. е. возник­новения

элементов эллинистиче­ской цивилизации до греко-маке­донских завоеваний и их

живучести (а иногда и регенерации) после крушения эллинистических

госу­дарств.

При всей спорности этих проб­лем можно указать и на устоявши­еся взгляды.

Несомненно, что про­цесс взаимодействия эллинского и переднеазиатских народов

имел ме­сто и в предшествующий период, но греко-македонское завоевание

придало ему размах и интенсив­ность. Новые формы культуры, политических и

социально-эко­номических отношений, возникшие в период эллинизма, были

продук­том синтеза, в котором местные, главным образом восточные, и

гре­ческие элементы играли ту или иную роль в зависимости от кон­кретно-

исторических условий. Большая или меньшая значимость местных элементов

наложила отпе­чаток на социально-экономическую и политическую структуру,

формы социальной борьбы, характер куль­турного развития и в значительной мере

определила дальнейшие исто­рические судьбы отдельных реги­онов

эллинистического мира.

История эллинизма отчетливо делится на три периода—воз­никновение

эллинистических госу­дарств (конец IV—начало III в. до н. э.), формирование

социально-экономической и политической структуры и расцвет этих госу­дарств

(III—начало II в. до н. э.) и период экономического спада, на­растания

социальных противоречий и подчинения власти Рима (середи­на II—конец I в. до

н. э.). Дей­ствительно, уже с конца IV в. до н. э. можно проследить

становле­ние эллинистической цивилизации, на III в. и первую половину II в.

до н. э. приходится период ее расцве­та. Но упадок эллинистических держав и

расширение в Средизем­номорье римского господства, а в Передней и Центральной

Азии— владений возникших местных госу­дарств не означали ее гибели. Как

составной элемент она участвовала в формировании Парфянской и Греко-

Бактрийской цивилизаций, а после подчинения Римом всего Восточного

Средиземноморья на ее основе возник сложный сплав гре­ко-римской цивилизации.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая

Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую Азию, Египет, всю Переднюю,

южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего те­чения Инда.

Впервые в истории такая огромная территория оказа­лась в рамках одной

политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые города,

про­ложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными обла­стями.

Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение

полувека после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между

его полководцами—диадохами (преемниками), как их обычно на­зывают,—за

раздел его наследия.

В первые полтора десятилетия сохранялась фикция единства дер­жавы под

номинальной властью Филиппа Арридея (323—316 гг. до н. э.) и малолетнего

Александра IV

(323—310? гг. до н. э.), но в дей­ствительности уже по соглашению 323 г. до

н. э. власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наи­более влиятельных

и талантливых полководцев: Антипатра в Македо­нии и Греции, Лисимаха во

Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке,

командовавшему главными военны­ми силами и фактическому реген­ту, подчинялись

правители восточ­ных сатрапий. Но попытка упро­чить свое единовластие и

распро­странить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и

положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло

перераспределение сат­рапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в

Македо­нию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назна­чен

стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившими­ся там войсками, и

уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию,

утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир

гетайров Селевк.

Смерть в 319 г. до н. э. Антипат­ра, передавшего регентство Полиперхонту,

старому, преданному царской династии полководцу, про­тив которого выступил

сын Анти­патра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к новому уси­лению

войн диадохов. Важным плацдармом стали Греция и Маке­дония, где в борьбу были

втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы; в ходе ее

погибли Филипп Арридей и дру­гие члены царской семьи, а Кас­сандру удалось

упрочить свое по­ложение в Македонии. В Азии Антигон, одержав победу над

Ев­меном и его союзниками, стал са­мым могущественным из диадохов, и сразу же

против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кас­сандра и Лисимаха.

Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой

Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя

царя, но фактически о един­стве державы уже не было речи, диадохи выступали

как самосто­ятельные правители принадлежа­щих им земель. Новая фаза войны

диадохов на­чалась после умерщвления по при­казу Кассандра юного Александра

IV. В 306 г. до н. э. Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие

диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым приз­навая распад державы

Александра и заявляя претензию на македон­ский престол. Наиболее активно

стремился к нему Антигон. Воен­ные действия развертываются в Греции, Малой

Азии и Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и

Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб.

Про­изошло новое распределение сил: наряду с царством Птолемея I (305—282 гг.

до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и Келесирию, появилось крупное

царство Селев­ка I (311—281 гг. до н. э.), объеди­нившее Вавилонию, восточные

сат­рапии и переднеазиатские владения Антигона. Лисимах расширил границы

своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав на македонский

престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась

борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее пре­стол занимали

сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр

Эпирский. Помимо династических войн в на­чале 270-х гг. до н. э. Македония и

Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат

(276—239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу

над галатами, утвердился на македон­ском престоле, и при нем Македон­ское

царство обрело политическую стабильность. Полувековой период борьбы ди­адохов

был временем становления нового, эллинистического общества со сложной

социальной структурой и новым типом государства. В де­ятельности диадохов,

руководство­вавшихся субъективными интереса­ми, проявлялись в конечном счете

объективные тенденции историче­ского развития Восточного Среди­земноморья и

Передней Азии— потребность в установлении тесных экономических связей

глубинных районов с морским побережьем и связей между отдельными областя­ми

Средиземноморья—и вместе с тем тенденция сохранения этниче­ской общности и

традиционного политического и культурного един­ства отдельных районов,

потреб­ность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в ос­воении

новых земель, чтобы про­кормить возросшее население, и, наконец, в культурном

взаимодей­ствии и т. д. Несомненно, что ин­дивидуальные особенности

госу­дарственных деятелей, соперничав­ших в борьбе за власть, их военные и

организаторские таланты или их бездарность, политическая близо­рукость,

неукротимая энергия и не­разборчивость в средствах для до­стижения целей,

жестокость и ко­рыстолюбие — все это осложняло ход событий, придавало ему

острую драматичность, нередко от­печаток случайности. Тем не менее можно

проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объ­единить

под своей властью внут­ренние и приморские области, обеспечить господство над

важны­ми путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой

содержания сильной ар­мии как реальной опоры власти. Основной костяк армии

состоял из македонян и греков, входивших ра­нее в царское войско, и

наемников, завербованных в Греции. Средства для их оплаты и содержания

отча­сти черпались из сокровищ, награб­ленных Александром или самими

диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах дани или податей с

местного населения, а следовательно, об организации уп­равления захваченными

территори­ями и налаживании экономической жизни. Во всех областях, кроме

Македо­нии, стояла проблема взаимоотно­шений с местным населением. В решении

ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати,

использование тра­диционных форм социальной и по­литической организации и

более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к

завоеванным и полностью бесправ­ным, а также внедрение полисного устройства.

В отношениях с даль­ними восточными сатрапиями диадохи придерживались

сложившей­ся при Александре практики (воз­можно, восходящей к персидскому

времени): власть была предоставле­на местной знати на условиях приз­нания

зависимости и выплаты де­нежных и натуральных поставок. Одним из средств

экономическо­го и политического укрепления власти на завоеванных территориях

было основание новых городов. Эту политику, начатую Алексан­дром, активно

продолжали диадохи. Города основывались и как стратегические пункты, и как

ад­министративные и экономические центры, получавшие статус полиса. Одни из

них возводились на пусту­ющих землях и заселялись выход­цами из Греции,

Македонии и иных мест, другие возникали путем добровольного или

принудительно­го соединения в один полис двух или нескольких обедневших

городов или сельских поселений, третьи—путем реорганизации вос­точных

городов, пополненных гре­ко-македонским населением. Ха­рактерно, что новые

полисы появ­ляются во всех областях эллини­стического мира, но их число,

рас­положение и способ возникновения отражают и специфику времени, и

исторические особенности отдель­ных областей. В период борьбы диадохов

од­новременно с формированием но­вых, эллинистических государств шел процесс

глубокого изменения материальной и духовной культуры народов Восточного

Средиземно­морья и Передней Азии. Непрерыв­ные войны, сопровождавшиеся

крупными морскими сражениями, осадами и штурмами городов, а вместе с тем

основание новых го­родов и крепостей выдвинули на первый план развитие

военной и строительной техники. Совершен­ствовались и крепостные сооруже­ния.

Новые города строились в соот­ветствии с принципами планировки,

разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямы­ми и

пересекающимися под пря­мым углом улицами, ориентирован­ными, если позволял

рельеф ме­стности, по странам света. К глав­ной, самой широкой улице

примы­кала агора, окруженная с трех сто­рон общественными зданиями и

торговыми портиками, поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии;

театры и стадионы строили за пределами жилых квар­талов. Город обносили

оборони­тельными стенами с башнями, на возвышенном и важном в стратеги­ческом

отношении участке стро­илась цитадель. Строительство стен, башен, храмов и

других круп­ных сооружений требовало разви­тия технических знаний и навыков в

изготовлении механизмов для подъема и транспортировки сверх­тяжелых грузов,

совершенствова­ния разного рода блоков, зубчатых передач (типа шестерен),

рычагов, Новые достижения технической мысли получили отражение в спе­циальных

сочинениях по архитек­туре и строительству, появившихся в конце IV—III в. до

н. э. и сохра­нивших нам имена архитекторов и механиков того времени—Филона,

Гегетора Византийского, Диада, Хария, Эпимаха.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Важнейшим наследием эллинисти­ческого мира была культура, полу­чившая широкое

распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное

вли­яние на развитие римской культу­ры (особенно восточных римских

провинций), а также на культуру других народов древности и сред­невековья.

Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой об­ласти она

формировалась в резуль­тате взаимодействия местных устойчивых

традиционных элемен­тов культуры с культурой, прине­сенной завоевателями и

переселен­цами, греками и негреками. Сочета­ние этих элементов, формы

синте­за определялись воздействием многих обстоятельств: численным

со­отношением различных этнических групп (местных и пришлых), уров­нем их

культуры, социальной орга­низацией, условиями экономиче­ской жизни,

политической обста­новкой и так далее,—специфи­ческих для данной местности.

Да­же при сопоставлении крупных эллинистических городов — Алек­сандрии,

Антиохии на Оронте, Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское население

играло ве­дущую роль, отчетливо заметны особые для каждого города черты

культурной жизни; тем яснее про­ступают они во внутренних обла­стях

эллинистических государств.

Однако эллинистическую культу­ру можно рассматривать как цель­ное явление:

всем ее местным вари­антам свойственны некоторые об­щие черты, обусловленные,

с од­ной стороны, обязательным уча­стием в синтезе элементов грече­ской

культуры, с другой— сходными тенденциями социально-экономического и

политического развития общества на всей терри­тории эллинистического мира.

Раз­витие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в

Сре­диземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование

материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование

эллинистических монархий в соче­тании с полисной структурой спо­собствовало

возникновению новых правовых отношений, нового соци­ально-психологического

облика че­ловека, нового содержания его иде­ологии. В эллинистической

культу­ре более выпукло, чем в классиче­ской греческой, выступают разли­чия в

содержании и характере культуры эллинизированных верх­них слоев общества и

городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные

культурные традиции.

Одним из стимулов формирова­ния эллинистической культуры ста­ло

распространение эллинского об­раза жизни и эллинской системы образования. В

полисах и в восточ­ных городах, получавших статус полиса, возникали гимнасии

с пале­страми, театры, стадионы и иппод­ромы; даже в небольших поселени­ях,

не имевших полисного статуса, но заселенных клерухами, ремес­ленниками и

прочими выходцами с Балканского п-ова и побережья Малой Азии, появлялись

греческие учителя и гимнасии.

Много внимания обучению моло­дежи, а следовательно, и сохране­нию основ

эллинской культуры уделялось в исконно греческих го­родах. Система

образования, как ее характеризуют авторы эллини­стического времени, состояла

из двух-трех ступеней в зависимости от экономического и культурного

потенциала полиса. Мальчиков на­чиная с 7-летнего возраста обучали частные

учителя или в обществен­ных школах чтению, письму, сче­ту, рисованию,

гимнастике, знако­мили их с мифами, поэмами Гомера и Гесиода: слушая и

заучивая эти произведения, дети усваивали осно­вы полисного этического и

религи­озного мировоззрения. Дальнейшее образование молодежи происходи­ло в

гимнасиях. С 12 лет подростки обязаны были посещать палестру (школу

физической подготовки), чтобы овладеть искусством пентат­лона (пятиборья,

включавшего бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья), и одновременно

граммати­ческую школу, где они изучали сочинения поэтов, историков и

ло­гографов, геометрию, начала астрономии, обучались игре на му­зыкальных

инструментах; 15—17-летние юноши слушали лекции по риторике, этике, логике,

филосо­фии, математике, астрономии, гео­графии, обучались верховой езде,

кулачному бою, началам военного дела. В гимнасии же продолжали свое

образование и физическую тренировку эфебы—юноши, до­стигшие совершеннолетия и

подле­жавшие призыву на военную службу.

Вероятно, этот же объем знаний с теми или иными местными вари­ациями получали

мальчики и юно­ши в полисах восточно-эллинистических держав. За работой школ,

подбором учителей, поведением и успехами учащихся строго следили гимнасиарх и

выборные лица из граждан полиса; расходы на содер­жание гимнасия и учителей

произ­водились из полисной казны, иногда на эти цели поступали дар­ственные

суммы от «эвергетов» (благодетелей)—граждан и царей.

Гимнасии были не только учреж­дениями для обучения молодежи, но и местом

состязаний в пяти­борье и центром повседневной культурной жизни. Каждый

гимнасий представлял собой комплекс помещений, включавший палестру, т. е.

открытую площадку для тре­нировки и состязаний с примыка­ющими к ней

помещениями для натирания маслом и мытья после упражнений (теплые и холодные

бани), портики и экседры для заня­тий, бесед, лекций, где выступали местные и

приезжие философы, ученые и поэты.

Важным фактором в распростра­нении эллинистической культуры были

многочисленные праздне­ства—традиционные и вновь воз­никавшие—в старых

религиозных центрах Греции и в новых полисах и столицах эллинистических

царств. Так, на Делосе помимо традиционных Аполлоний и Диони­сий устраивались

специальные—в честь «благодетелей»—Антигонидов, Птолемеев, этолийцев.

Приоб­рели известность празднества в Феспиях (Беотия) и Дельфах, на о-ве Кос,

в Милете и Магнесии (Малая Азия). Праздновавшиеся в Александрии Птолемей и по

своему масштабу приравнивались к Олим­пийским. Непременными элемента­ми этих

празднеств кроме религи­озных обрядов и жертвоприноше­ний были торжественные

шествия, игры и состязания, театральные представления и угощения. Источ­ники

сохранили описание грандиоз­ного празднества, устроенного в 165 г. до н. э.

Антиохом IV в Дафне (возле Антиохии), где находи­лась священная роща Аполлона

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты