Реферат: Эллинизм
ВВЕДЕНИЕ
Начало эллинистической цивилизации положили Восточный поход Александра
Македонского и массовый колонизационный поток эллинов (греков и македонян) во
вновь завоеванные земли. Хронологические и географические границы
эллинистической цивилизации исследователями определяются по-разному в
зависимости от трактовки понятия «эллинизм», введенного в науку еще в первой
половине XIX в. И. Г. Дройзеном, но до сих пор остающегося спорным.
Накопление нового материала в результате археологических и исторических
исследований оживило дискуссии о критериях и специфике эллинизма в разных
регионах, о географических и временных границах эллинистического мира.
Выдвигаются концепции предэллинизма и пост эллинизма, т. е. возникновения
элементов эллинистической цивилизации до греко-македонских завоеваний и их
живучести (а иногда и регенерации) после крушения эллинистических
государств.
При всей спорности этих проблем можно указать и на устоявшиеся взгляды.
Несомненно, что процесс взаимодействия эллинского и переднеазиатских народов
имел место и в предшествующий период, но греко-македонское завоевание
придало ему размах и интенсивность. Новые формы культуры, политических и
социально-экономических отношений, возникшие в период эллинизма, были
продуктом синтеза, в котором местные, главным образом восточные, и
греческие элементы играли ту или иную роль в зависимости от конкретно-
исторических условий. Большая или меньшая значимость местных элементов
наложила отпечаток на социально-экономическую и политическую структуру,
формы социальной борьбы, характер культурного развития и в значительной мере
определила дальнейшие исторические судьбы отдельных регионов
эллинистического мира.
История эллинизма отчетливо делится на три периода—возникновение
эллинистических государств (конец IV—начало III в. до н. э.), формирование
социально-экономической и политической структуры и расцвет этих государств
(III—начало II в. до н. э.) и период экономического спада, нарастания
социальных противоречий и подчинения власти Рима (середина II—конец I в. до
н. э.). Действительно, уже с конца IV в. до н. э. можно проследить
становление эллинистической цивилизации, на III в. и первую половину II в.
до н. э. приходится период ее расцвета. Но упадок эллинистических держав и
расширение в Средиземноморье римского господства, а в Передней и Центральной
Азии— владений возникших местных государств не означали ее гибели. Как
составной элемент она участвовала в формировании Парфянской и Греко-
Бактрийской цивилизаций, а после подчинения Римом всего Восточного
Средиземноморья на ее основе возник сложный сплав греко-римской цивилизации.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая
Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую Азию, Египет, всю Переднюю,
южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.
Впервые в истории такая огромная территория оказалась в рамках одной
политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые города,
проложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными областями.
Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение
полувека после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между
его полководцами—диадохами (преемниками), как их обычно называют,—за
раздел его наследия.
В первые полтора десятилетия сохранялась фикция единства державы под
номинальной властью Филиппа Арридея (323—316 гг. до н. э.) и малолетнего
Александра IV
(323—310? гг. до н. э.), но в действительности уже по соглашению 323 г. до
н. э. власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наиболее влиятельных
и талантливых полководцев: Антипатра в Македонии и Греции, Лисимаха во
Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке,
командовавшему главными военными силами и фактическому регенту, подчинялись
правители восточных сатрапий. Но попытка упрочить свое единовластие и
распространить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и
положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло
перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в
Македонию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назначен
стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимися там войсками, и
уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию,
утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир
гетайров Селевк.
Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего регентство Полиперхонту,
старому, преданному царской династии полководцу, против которого выступил
сын Антипатра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к новому усилению
войн диадохов. Важным плацдармом стали Греция и Македония, где в борьбу были
втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы; в ходе ее
погибли Филипп Арридей и другие члены царской семьи, а Кассандру удалось
упрочить свое положение в Македонии. В Азии Антигон, одержав победу над
Евменом и его союзниками, стал самым могущественным из диадохов, и сразу же
против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандра и Лисимаха.
Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой
Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя
царя, но фактически о единстве державы уже не было речи, диадохи выступали
как самостоятельные правители принадлежащих им земель. Новая фаза войны
диадохов началась после умерщвления по приказу Кассандра юного Александра
IV. В 306 г. до н. э. Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие
диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым признавая распад державы
Александра и заявляя претензию на македонский престол. Наиболее активно
стремился к нему Антигон. Военные действия развертываются в Греции, Малой
Азии и Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и
Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб.
Произошло новое распределение сил: наряду с царством Птолемея I (305—282 гг.
до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и Келесирию, появилось крупное
царство Селевка I (311—281 гг. до н. э.), объединившее Вавилонию, восточные
сатрапии и переднеазиатские владения Антигона. Лисимах расширил границы
своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав на македонский
престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась
борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престол занимали
сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр
Эпирский. Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония и
Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат
(276—239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу
над галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское
царство обрело политическую стабильность. Полувековой период борьбы диадохов
был временем становления нового, эллинистического общества со сложной
социальной структурой и новым типом государства. В деятельности диадохов,
руководствовавшихся субъективными интересами, проявлялись в конечном счете
объективные тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья и
Передней Азии— потребность в установлении тесных экономических связей
глубинных районов с морским побережьем и связей между отдельными областями
Средиземноморья—и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и
традиционного политического и культурного единства отдельных районов,
потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении
новых земель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном
взаимодействии и т. д. Несомненно, что индивидуальные особенности
государственных деятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и
организаторские таланты или их бездарность, политическая близорукость,
неукротимая энергия и неразборчивость в средствах для достижения целей,
жестокость и корыстолюбие — все это осложняло ход событий, придавало ему
острую драматичность, нередко отпечаток случайности. Тем не менее можно
проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить
под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над
важными путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой
содержания сильной армии как реальной опоры власти. Основной костяк армии
состоял из македонян и греков, входивших ранее в царское войско, и
наемников, завербованных в Греции. Средства для их оплаты и содержания
отчасти черпались из сокровищ, награбленных Александром или самими
диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах дани или податей с
местного населения, а следовательно, об организации управления захваченными
территориями и налаживании экономической жизни. Во всех областях, кроме
Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении
ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати,
использование традиционных форм социальной и политической организации и
более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к
завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение полисного устройства.
В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались
сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому
времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания
зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок. Одним из средств
экономического и политического укрепления власти на завоеванных территориях
было основание новых городов. Эту политику, начатую Александром, активно
продолжали диадохи. Города основывались и как стратегические пункты, и как
административные и экономические центры, получавшие статус полиса. Одни из
них возводились на пустующих землях и заселялись выходцами из Греции,
Македонии и иных мест, другие возникали путем добровольного или
принудительного соединения в один полис двух или нескольких обедневших
городов или сельских поселений, третьи—путем реорганизации восточных
городов, пополненных греко-македонским населением. Характерно, что новые
полисы появляются во всех областях эллинистического мира, но их число,
расположение и способ возникновения отражают и специфику времени, и
исторические особенности отдельных областей. В период борьбы диадохов
одновременно с формированием новых, эллинистических государств шел процесс
глубокого изменения материальной и духовной культуры народов Восточного
Средиземноморья и Передней Азии. Непрерывные войны, сопровождавшиеся
крупными морскими сражениями, осадами и штурмами городов, а вместе с тем
основание новых городов и крепостей выдвинули на первый план развитие
военной и строительной техники. Совершенствовались и крепостные сооружения.
Новые города строились в соответствии с принципами планировки,
разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямыми и
пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, если позволял
рельеф местности, по странам света. К главной, самой широкой улице
примыкала агора, окруженная с трех сторон общественными зданиями и
торговыми портиками, поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии;
театры и стадионы строили за пределами жилых кварталов. Город обносили
оборонительными стенами с башнями, на возвышенном и важном в стратегическом
отношении участке строилась цитадель. Строительство стен, башен, храмов и
других крупных сооружений требовало развития технических знаний и навыков в
изготовлении механизмов для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов,
совершенствования разного рода блоков, зубчатых передач (типа шестерен),
рычагов, Новые достижения технической мысли получили отражение в специальных
сочинениях по архитектуре и строительству, появившихся в конце IV—III в. до
н. э. и сохранивших нам имена архитекторов и механиков того времени—Филона,
Гегетора Византийского, Диада, Хария, Эпимаха.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое
распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное
влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских
провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья.
Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она
формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых
традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и
переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов, формы
синтеза определялись воздействием многих обстоятельств: численным
соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их
культуры, социальной организацией, условиями экономической жизни,
политической обстановкой и так далее,—специфических для данной местности.
Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов — Александрии,
Антиохии на Оронте, Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское население
играло ведущую роль, отчетливо заметны особые для каждого города черты
культурной жизни; тем яснее проступают они во внутренних областях
эллинистических государств.
Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление:
всем ее местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные,
с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой
культуры, с другой— сходными тенденциями социально-экономического и
политического развития общества на всей территории эллинистического мира.
Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в
Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование
материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование
эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало
возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического
облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической
культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в
содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и
городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные
культурные традиции.
Одним из стимулов формирования эллинистической культуры стало
распространение эллинского образа жизни и эллинской системы образования. В
полисах и в восточных городах, получавших статус полиса, возникали гимнасии
с палестрами, театры, стадионы и ипподромы; даже в небольших поселениях,
не имевших полисного статуса, но заселенных клерухами, ремесленниками и
прочими выходцами с Балканского п-ова и побережья Малой Азии, появлялись
греческие учителя и гимнасии.
Много внимания обучению молодежи, а следовательно, и сохранению основ
эллинской культуры уделялось в исконно греческих городах. Система
образования, как ее характеризуют авторы эллинистического времени, состояла
из двух-трех ступеней в зависимости от экономического и культурного
потенциала полиса. Мальчиков начиная с 7-летнего возраста обучали частные
учителя или в общественных школах чтению, письму, счету, рисованию,
гимнастике, знакомили их с мифами, поэмами Гомера и Гесиода: слушая и
заучивая эти произведения, дети усваивали основы полисного этического и
религиозного мировоззрения. Дальнейшее образование молодежи происходило в
гимнасиях. С 12 лет подростки обязаны были посещать палестру (школу
физической подготовки), чтобы овладеть искусством пентатлона (пятиборья,
включавшего бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья), и одновременно
грамматическую школу, где они изучали сочинения поэтов, историков и
логографов, геометрию, начала астрономии, обучались игре на музыкальных
инструментах; 15—17-летние юноши слушали лекции по риторике, этике, логике,
философии, математике, астрономии, географии, обучались верховой езде,
кулачному бою, началам военного дела. В гимнасии же продолжали свое
образование и физическую тренировку эфебы—юноши, достигшие совершеннолетия и
подлежавшие призыву на военную службу.
Вероятно, этот же объем знаний с теми или иными местными вариациями получали
мальчики и юноши в полисах восточно-эллинистических держав. За работой школ,
подбором учителей, поведением и успехами учащихся строго следили гимнасиарх и
выборные лица из граждан полиса; расходы на содержание гимнасия и учителей
производились из полисной казны, иногда на эти цели поступали дарственные
суммы от «эвергетов» (благодетелей)—граждан и царей.
Гимнасии были не только учреждениями для обучения молодежи, но и местом
состязаний в пятиборье и центром повседневной культурной жизни. Каждый
гимнасий представлял собой комплекс помещений, включавший палестру, т. е.
открытую площадку для тренировки и состязаний с примыкающими к ней
помещениями для натирания маслом и мытья после упражнений (теплые и холодные
бани), портики и экседры для занятий, бесед, лекций, где выступали местные и
приезжие философы, ученые и поэты.
Важным фактором в распространении эллинистической культуры были
многочисленные празднества—традиционные и вновь возникавшие—в старых
религиозных центрах Греции и в новых полисах и столицах эллинистических
царств. Так, на Делосе помимо традиционных Аполлоний и Дионисий устраивались
специальные—в честь «благодетелей»—Антигонидов, Птолемеев, этолийцев.
Приобрели известность празднества в Феспиях (Беотия) и Дельфах, на о-ве Кос,
в Милете и Магнесии (Малая Азия). Праздновавшиеся в Александрии Птолемей и по
своему масштабу приравнивались к Олимпийским. Непременными элементами этих
празднеств кроме религиозных обрядов и жертвоприношений были торжественные
шествия, игры и состязания, театральные представления и угощения. Источники
сохранили описание грандиозного празднества, устроенного в 165 г. до н. э.
Антиохом IV в Дафне (возле Антиохии), где находилась священная роща Аполлона