Реферат: Восстание Спартака

приносили, и он, как сообщает Плутарх, предпочитал мальчиков.

В другом месте Плутарх, рассказывая о всякого рода курьезах, сообщает

читателю, что в Риме имелся рынок "чудес природы", на котором продавались

"безыкрые, короткорукие, трехглазые и остроголовые" люди. Что касается

карликов, то часто их производили искусственно, с помощью специальных

приспособлений задерживая рост детей.

Унижение человеческого достоинства.

Противоположность между господином и рабом все более проявлялась

лавинообразным увеличением притока рабов, и одновременно ухудшались и

отношения между ними.

Рабы подвергались чудовищным унижениям, часто доходившим до жестокостей,

совершавшихся рабовладельцами. Особенно отвратительно Римляне обходились со

своими рабами во времена Республики. Хозяину принадлежала не только рабочая

сила раба, но и его жизнь, и с ней и теле вместе с половыми органами и

невинностью, которыми рабовладелец распоряжался как хотел, для удовлетворения

своих сексуальных потребностей. По римскому праву не было ничего, что можно

было бы считать супружеской неверностью или совращением, растлением или

развратом, если объектом или жертвой таких действий являлись раб или рабыня.

За любой нанесенный ущерб рабу свободным, не являющимся его господином, то

лишь владельцу надлежало решать, вчинять ли иск. С другой стороны за ущерб

нанесенный рабом, отвечал господин.

Обращение Катона с рабами.

Насколько далеко зашли римляне в овеществлении людей в рамках рабства,

описывает Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), враг Карфагена, стремившийся

возродить древнеримскую строгость нравов, в своей книге "О земледелии".

"Пусть хозяин будет скор на продажу, не на покупку". Так гласит одно из

правил сельского хозяина.

Сам Кантон жил исключительно спартански. Он был практичен в приобретении

рабов и земель. Катон хладнокровно отделывался от старых и ослабевших рабов,

не менее расчетливо следил и за тем, чтобы уход за ними был не хуже, чем за

животными с тем, чтобы труд их приносил прибыль.

Содержание рабов Катоном не менее подробно описывает Плутарх.

"Ни один из его рабов не появлялся в чужом доме иначе как по поручению Катона

или его жены". "Катон был очень доволен если рабы любили поспать, полагая,

что такие люди спокойнее, чем постоянно бодрствующие, и что для любовного

дела более пригодны выспавшиеся вволю, чем недоспавшие. Он считал, что

главная причина легкомыслия и небрежности рабов – любовные похождения, и

поэтому разрешал им за определенную плату сходится со служанками, строго

запрещая связываться с чужими женщинами". "Разбогатев и задавал пиры друзьям

и товарищам по должности, он сразу же после трапезы наказывал тех, кто плохо

собрал на стол или недостаточно внимательно прислуживал гостям". "Тех, кто

совершил злодеяние, заслуживающее казни, он осуждал на смерть не раньше, чем

все рабы согласно решали, что преступник должен умереть".

Позорное пятно человечества.

Бесчеловечное обращение взяло верх с тех пор, как домовладыка перестал жить

вместе со своими сельскими рабами, что в свою очередь было вызвано

увеличением размеров хозяйств и отсутствием их владельцев. Постоянный страх

перед наказанием удерживал их от возмущения, однако, как показывает опыт,

плохое и жестокое обращение с ними делало их еще более строптивыми и

опасными.

В городе царили строгие формальности: раб не мог более говорить, если его не

спрашивали, а иным господам казалось унизительно обращаться к рабам даже

словесно.

В общем же и целом в отношениях городских рабов и их господ преобладали

теневые стороны.

Издевательства и жестокое обращение имели своим следствием то, что именно

среди рабов смерть пожинала особенно богатый урожай. Средняя

продолжительность жизни раба составляла примерно 21 год.

Таким образом, обращение римлян с рабами лежит позорным пятном на всей

истории человечества.

Жестокие наказания.

Лишь немногим удавалась обращаться с рабами столь хладнокровно и умело, как

это делал Катон; большинство колебалось между слабостью и жестокостью.

К обычным наказаниям относилась порка различными "инструментами", чем

занимался домашний экзекутор. Это могли быть пустотелая палка, кожаный бич

или кнут с узелками, а то и колючая проволока. На жертв налагали ножные,

ручные и шейные оковы (ножные кандалы с остатками вдетых в них костей были

обнаружены при раскопках в Кьети). Длина цепей достигала десяти футов. В

разряд обычных наказаний входили: продажа за пределы страны, каторжные

работы.

Рабовладелец мог применять к рабу любые меры, вплоть до пыток и уродования

членов, отрубать ему руки или ноги, разбивать кости.

Надумав использовать молодого раба в качестве евнуха, господин мог его

оскопить. Достаточно легким считалось наказание - предать раба в

гладиаторскую школу, а рабыню в публичный дом.

Хозяин дома был прокурором, судьей и палачом одновременно, и закон не

вмешивался в семейные дела, даже если господин или раб совершали самые

чудовищные преступления.

Распятие – обычная смертная казнь.

Обычной смертной казнью, применявшейся в древности к рабам, было распятие на

кресте, отмененное лишь христианскими императорами. Сначала на шею

осужденному одевалась деревянная колодка (фурка или патибулум), и уже после

этого его гнали ударами на место казни.

Под крестом понимали установленный на месте казни столб, у которого

происходило бичевание или распятие.

Наряду с распятием были известны и другие изощренные и отвратительные методы

казни. Так, например, осужденных на смерть бросали в печь или же обмазывали

смолой и поджигали живьем.

Подробно описав пожар в Риме 64 г., уничтоживший город при Нероне, автор

"Анналов" пишет:

"Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры

диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на

крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради

ночного освещения".

Заговоры и мятежи.

Угнетенные всегда восставали против угнетателей, пытаясь освободится хотя бы

силой. Уже в архаическую эпоху в Риме заговоры и восстания рабов не были

редкостью, примером тому – заговор рабов 419 г. до н.э. решивших поджечь Рим

сразу с нескольких концов. Но двое посвященных выдали своих товарищей,

которые были схвачены и наказаны. Доносчики получили свободу и изрядную сумму

денег.

Повезло римлянам и при подавлении другого восстания рабов, которое должно

было быть поднято в 198 г. до н.э. неподалеку от Рима, в Сетии. Там

содержались заложники из Карфагена. В их распоряжении было довольно много

рабов. Число их увеличивалось оттого, что жители Сетии купили карфагенян,

захваченных в качестве добычи в недавней войне (2-ой Пунической). Именно

среди них и созрел план восстания.

Ранним утром в день мятежа двое рабов выдали план городскому претору Луцию

Корнелию Лектулу. Когда в Сетии он распорядился схватить главарей

заговорщиков, мятежные рабы тут же разбежались, жестоко преследуемые римскими

отрядами.

Когда вскоре после того пришло сообщение, что оставшиеся от этого заговора

рабы хотят занять город Тренесту, туда поспешил тот же претор и, прибыв,

казнил 500 повстанцев.

Первая сицилийская война рабов.

Исходным пунктом первого значительного восстания, начавшегося в 135 г. до

н.э., стал заговор 400 рабов сицилийского богача Домоффила.

Мир, царивший в Сицилии в течение 60 лет после разгрома великого Карфагена во

второй Пунической войне (218-201 гг. до .н.э.) принес на остров истинное

процветание, на которое теперь покушались восставшие рабы. Мятеж был вызван

самими землевладельцами, как местными, так и перебравшимися сюда из Италии,

пытавшимися превзойти друг друга в жадности и дурном отношении к рабам.

Но Демофил не только превратил своих собственных пастухов в разбойников;

успеху восстания он способствовал еще и тем, что вооружил целый отряд рабов,

сопровождавший хозяина в его путешествиях по Сицилии.

За короткое время рабы Демофила собрали и вооружили чем могли около 400

человек и неожиданно напали на считавшийся неприступным город Энну.

Рабы врывались в дома, убивали, грабили и насиловали. Как сообщает Диодор,

они даже младенцев отрывали от материнской груди и разбивали о землю.

К ним присоединилось множество других рабов. Они поймали Демофила и

прикончили его ударами меча и топора. После успеха – взятия Энны – народное

собрание, приняло политическое решение. Выбрали царем Евна (чудесный пророк).

Евн назвал себя Антиохом, а восставших сирийцами. Евн казнил пленных Энны,

убил собственноручно своих бывших господ.

Он окружил себя умными и дальновидными людьми, составившими его совет, среди

них выделялся грек Ахей. Он организовал быстро растущую армию рабов, вооружив

ее топорами, секирами, серпами, пращами и вертелами, и доведя численность

своего войска до 10000 человек, открыто напал на римлян, которым нанес

несколько поражений одно за другим.

Теперь в Риме осознали опасность, исходившую от ставшей еще более мощной

армии рабов, и послали на Сицилию восьмитысячное войско. Однако последовавший

затем разгром римлян прибавил рабов восставшим, и вскоре Евн располагал уже

70-тысячной армией.

Лишь консулу Рупилию удалось изменить положение в свою пользу. После

длительной осады Тавромония, в результате которой среди защитников города

начались каннибализм и предательства, ему наконец удалось взять эту крепость

на восточном побережье Сицилии.

Однако царь Евн все еще находился среди осажденных. Он даже чеканил

собственную монету.

Четыре года длилось первое сицилийское восстание, пока в 131 г. до н.э. оно

не было подавлено ценой огромных потерь.

Второе сицилийское восстание.

После подавления первого сицилийского восстания спокойствие на Сицилии

воцарилось ненадолго, ибо не многое изменилось на острове с тех пор, и в

первую очередь рабы продолжали содержаться все в тех же чудовищных условиях.

Второе сицилийское восстание началось в 104 г. до н.э. и окончательно было

подавлено в 100 г. К тому времени Италия пережила несколько незначительных

мятежей, в одном участвовало 30, в другом – до 200 заговорщиков, с которыми

Рим расправился довольно быстро. Третье же восстание, во главе с римским

всадником и авантюристом Титом Веттием., заслуживает особого упоминания из-за

его причины.

Веттий, сын богача, залез в огромный долг, выкупив полюбившуюся рабыню. Срок

выплаты приближался, но никакой возможности собрать деньги не предвиделось. И

Веттий, боявшийся потерять любимую, пошел на отчаянный шаг. Он вооружил своих

рабов и, подстрекая их к мятежу, сколотил из них банду, а себя назвал ее

царем. Кредитор был убит, и под руководством было уже около 700 человек,

которых он обучил боевым приемам и организовал по военному образцу.

Всадник во главе разбойничьей шайки – это ложилось пятном позора на всех

римлян. Поэтому сенат послал 4400 всадников под руководством Луция Лукулла.

Веттий укрылся со своей 3500 армией на хорошо укрепленной возвышенности и

после незначительного успеха был предан собственным полководцем. Он покончил

жизнь самоубийством.

Второе сицилийское восстание рабов было вызвано также и слабостью римского

правительства, которое оно проявило в отношении противоправных действий

работорговцев и рабовладельцев.

Римский сенат постановил, что отныне ни один из граждан государств –

союзников не может стать рабом в римских провинциях. Наместникам провинций

было приказано освободить всех жертв похищений. Но эдикт был выполнен не до

конца. Буря возмущения прокатилась по всему острову, рассыпая искры мятежа во

всех его областях, так что пожар занялся в самый неблагоприятный для Римской

державы момент.

Первым вспыхнул мятеж на крайнем западе Сицилии, в большом поместье

неподалеку от города Галикии.

Претор Лациний Нерва быстро распознал опасность и немедля осадил лагерь

рабов, но оказался не в состоянии взять его. Тогда претор подослал предателя.

Армия рабов была разгромлена. Так закончился первый акт нового сицилийского

восстания.

Не успели солдаты снять мечи, как пришла весть о том, что поднявшие мятеж на

юго-западе острова 80 рабов римского всадника Публия Клония убили своего

господина. Пока наместник вновь собирал своих солдат, число восставших

возросло до 2000 человек.

Претор выделил отряд в 600 человек и послал его против мятежников, которые

тут же обратили его в бегство, захватив при этом множество оружия. Через

несколько дней армия рабов была уже около 6000.

На народном собрании рабы выбрали царем некого Сальвия, гаруспика

(предсказатель, гадавший по внутренностям жертвенных животных) и флейтиста на

женских празднествах.

Сальвий разделил армию на три части, когда же она воссоединилась ее

количество составляло 20000 бойцов. С такой силой можно было начинать

настоящую войну.

Моргантина, захваченная рабами, все же не пала. И Сальвий повел

психологическую войну. Местных рабов он призывал присоединится к нему. Но

рабовладельцы тоже пообещали рабам свободу. Рабы поверили господам.

Но как повстанцы отошли от стен города претор запретил выполнять обещание.

Дорого обошелся римлянам этот обман, так как большинство обманутых перешло в

стан Сальвия.

Второй отряд мятежников под руководством звездочета.

Как и во время первого восстания, рабы поднялись в другой части острова, а

именно на западе Сицилии, в районе городов Эгесты и Лилибея (нынешняя

Марсела). Во главе их стал киликиец Афинион, смелый человек, знавший

астрономию. Всего лишь за 5 дней он собрал отряд в тысячу человек, избравший

его своим царем. Знаком его высокого звания служила диадема.

В одном из своих указов он объявил, что в звездах он прочитал волю богов,

собирающихся сделать его царем всей Сицилии. Поэтому необходимо беречь страну

и находящихся в ней животных и запасы, как свои собственные.

Когда численность армии рабов возросла до 10000 человек, Афинион отважился на

осаду хорошо укрепленного города Лилибея. Не будучи, однако, в состоянии

сломить сопротивление защитников, он сообщил своим приверженцам, что звезды

сказали ему прекратить осаду.

Но не успели они начать отступление, как на них напали войска, прибывшие для

подавления мятежа. Но в глазах восставших это несчастье стало еще одним

подтверждением умения Афиниона читать волю богов по звездам, так что они

стали восхищаться своим царем больше прежнего.

Царь Трифон (Сальвий) пригласил к себе царя Афиниона. Не желая ослаблять свои

силы борьбой за власть, главы двух армий объединились против общего врага.

Афинион отказался от своих царских притязаний, с тем, чтобы быть

военачальником Трифона.

На Сицилии настало смутное время с присущими ему бесчинствами и беспорядками.

Ни римляне были не в состоянии сломить восставших рабов, ни рабы – взять

штурмом города римлян.

Для прекращения войны вмешался Рим. Сенатом была выслана семнадцатитысячная

армия под руководством Луция Лициния Лукулла. В этой ситуации царь Трифон

считал необходимым защищаться за стенами Триокалы, в то время как его

полководец Афинион предпочитал открытое столкновение с врагом. В этом споре

верх одержал стратег и занял со своей сорокатысячной армией лагерь у Скиртеи,

в полутора километрах от лагеря Лукулла.

После многочисленных мелких стычек оба войска сошлись наконец на поле

сражения, в разгар которого рабы обратились в бегство.

Царь Трифон умер, на его трон вступил Афинион, беспрепятственно грабивший

страну и осаждавший сицилийские города.

В 101 г. Макий Аквилий (избранный консулом), проявив в ожесточенной битве с

рабами личное мужество, убил Афиниона в поединке.

В 100 г. до н.э. второе сицилийское восстание рабов было окончательно подавлено.

Часть третья

Третий фронт.

Особенно опасным восстание рабов под предводительством Спартака делало

стечение нескольких исключительно неблагоприятных обстоятельств. Во-первых,

его ареной стала область в непосредственной близости от столицы. Во-вторых, в

тот момент Рим не располагал ни крупными военачальниками, ни войсками,

способными быстро подавить недовольных.

Квинт Серторий, сабинский офицер на римской службе, перешел на сторону

испанцев. Он сколотил собственную армию и наносил легионам, посланным против

него, поражение за поражением. В течение восьми лет (с 80 по 72 г. до н.э.),

пока длилась эта Серториева война, он управлял восставшим царством. Все

недовольные положением дел в Риме, перебирались в Испанию, надеясь оттуда

нанести удар по сулланскому режиму и вернуться на родину победителями. И хотя

Серторий в течение вот уже нескольких лет удачно отражал наступления

нескольких римских полководцев, но о победе римлян на западном фронте и

отводе войск оттуда пока что не могло быть и речи.

На востоке также сражалась римская армия, ибо Митридат VI Евпатор, царь

Понтийского царства, начал в 74 г. до н.э. третью войну против Рима,

закончившуюся через 10 лет.

Верховным главнокомандующим восточного фронта сенат назначил консула 74 г.

Луция Луккула, возложив на него задачу уничтожить Митридата, опаснейшего

врага Рима в Малой Азии.

Римский флот не мог разделаться с пиратами. В результате блокирования ими

римских прибрежных городов, цена на зерно подскочили так высоко, что в

столице стали поговаривать о голоде. В этой кризисной ситуации Рим должен был

обороняться не только от врагов на востоке и на западе, но и от восставших

рабов в самом сердце Италии.

"Теперь Спартак стал уже великой и грозной силой, но, как здравомыслящий

человек, хорошо понимал, что ему все же не сломить могущества римлян, и повел

свое войско к Альпам, рассчитывая перейти через горы и, таким образом, дать

каждому возможность вернуться домой – иным во Фракию, других – в Галлию".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты