Реферат: Восстание Спартака

Реферат: Восстание Спартака

Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства

Кафедра театра кукол

Реферат

Гельмут Хефлинг

"Римляне рабы гладиаторы. Спартак у ворот Рима"

(Москва "Мысль" 1992)

Студентка: Курс

Табачкова Т.С.

Н.П. Наумова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1999

Часть первая.

Бегство обреченных на смерть.

Недалеко от Неаполя, в Капуе и ее окрестностях, было особенно много казарм,

где гладиаторы – прежде всего военнопленные и рабы – по изощренной и

испытательной системе, как спортсмены к состязаниям, готовились физически и

психологически к состязаниям (кровавым показательным боям). Убить противника

и умереть – так гласил закон, вынуждавший их выступать на арене друг против

друга. Их страшная борьба не на жизнь, а на смерть служила одной –

единственной варварской цели – пощекотать нервы жадной до развлечений толпе

свободных римских граждан. У доведенных до отчаяния людей, решившихся на

побег, не было шансов. Их преследовали, настигали, и смерть была неизбежной –

в схватке с преследователями, на кресте или же снова в амфитеатре. Мечты о

свободной жизни оставались несбыточными.

В 73 г. до н. э. из знаменитой школы фехтовальщиков в Капуе пытались бежать

200 гладиаторов. Но их планы были раскрыты, и завладев на кухне ножами и

вертелами, бежали 70 из них.

Из Капуи выступило вдогонку собранное гражданское ополчение, усиленное

солдатами. Гладиаторы обратили их в бегство. Сами же закрепились в

непроходимых ущельях близлежащего Везувия.

Застигнутые врасплох.

Жители Кампании не в силах защитится от грабежей и опустошений, обратились за

помощью к Риму.

Сенат направил на юг трехтысячную карательную экспедицию под командованием

претора (их задачей в период Республики было отправление правосудия) или

возможно пропретора Клавдия Глабара.

Благодаря находчивости гладиаторов, римляне были обращены в бегство. Заняв

лагерь, победители захватили множество оружия.

Стратег

Гладиаторы выдвинули в предводители сразу трех своих товарищей по несчастью:

фракийца Спартака, а также кельтов Крикса и Эномая как его помощников. Но

Эномай вскоре пал, и Крикс остался единственным его заместителем. Спартак

стал душой всего восстания.

Гладиаторы. От жертвоприношений к официальным кровавым представлениям.

Император Август – устроитель развлекательной резни.

Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) первый римский император и приемный сын

Цезаря, выходец из плебейского рода, звавшийся в начале Гаем Октавием любил и

организовывал гладиаторские игры. В уникальном документе о своих делах и

свершения "Res gestae divi Augusti" ("Деяния божественного Августа") он пишет

"От своего имени или от имени моих внуков и сыновей я 26 раз устраивал для

народа травлю африканских зверей в цирке, или на форуме, или в амфитеатрах.

При этом было истреблено 3500 животных".

Народный праздник смерти.

В качестве предварительного акта. на арену выпускали неопытных и почти

беззащитных жертв для обоюдного убийства, с тем чтобы оставшиеся на своих

местах зрители, лишившись домашнего обеда, могли утолить хотя бы свою

кровожадность.

Гладиаторы были включены в толкователь снов Артемидора из малоазийского

города Далдие. Также было поверье, по которому можно излечиться от падучей,

если напиться теплой крови сраженного гладиатора.

Человеческая кровь для духов умерших.

Прошло почти 500 лет с момента основания города Рима (римляне возводили

начало своей истории к основанию города в 753 г. до н. э.), прежде чем там

состоялся первый бой гладиаторов, засвидетельствованный историческими

источниками.

О человеческих жертвоприношениях на тризнах скифов сообщал еще

древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.).

Основной смысл жертвы, а именно умиротворение богов, сохранялся даже в тех

случаях, когда людей заменяли куклами, как предполагают многие исследователи.

Долгое время, примерно до конца II в. до н.э., римляне устраивали бои

гладиаторов исключительно на погребальных празднествах, которые все еще,

особенно в Галии, носили печать религиозного жертвоприношени. Летописцы их

фиксировали.

Желания умерших иногда приводили к парадоксам. Одно завещание предписывало

проведение поединка между двумя привлекательными женщинами. Другой

распорядился в своем завещании о проведении боя между двумя мальчиками. В

этом случае, правда, обычно падкие на удовольствие зрители с необычным

благородством отказались от исполнения последней воли. Но в другом случае

добивались представления или щекочущего нервы зрелища.

Человеческой кровью умиротворяли и страшных богов подземного мира, а также

богов земледелия.

На потеху толпе.

С превращением гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших

в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы одновременно и

увеличивалось количество этих кровавых игр и "посвященных смерти".

На протяжении сотен лет военнопленные использовались для гладиаторских игр.

Пленные варвары группами сражались друг против друга при Клавдии в 44 г.

Этой удобной возможностью устранить пленных при помощи гладиаторских игр

воспользовался и римский император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г.

н.э. Даже римский император Константин Великий остался верен этой жестокой

практике.

Приговоренные к борьбе на арене.

В императорскую эпоху возник обычай принуждать преступников к гладиаторским

играм. В других случаях осужденные отдавались на растерзание диким животным.

В императорскую эпоху часто обрекали на обучение в гладиаторских школах. Это

наказание считалось более легким, т.к. если через три года гладиатор

оставался жив, он получал деревянную шпагу. А через пять лет мог получить

колпак как символ полного освобождения.

Осуждения не всегда были справедливы. Например Л. Корнелий Бальб – младший,

будучи квестором (магистрат – казначей) в Испании в 44-43 гг. до н.э. травил

хищниками и римских граждан, в том числе и одного за его уродливость.

Как скот на продажу.

В гладиаторы весьма часто попадали и рабы – как в Риме. так и в остальных

городах мировой Римской державы. Их использовали по разному: как личную

охрану господина или как наемных или профессиональных убийц, а также как

смертников, сражавшихся на зрелищах, устраиваемых их господином или кем-то

другим, для кого владелец сдавал их за деньги, как цирковых лошадей или

медведей.

Наряду с другой собственностью гладиаторские труппы переходили путем продажи

или аукционных торгов из рук в руки, как скот.

В I в. н.э. господин мог без всяких ограничений продавать своих рабов в

гладиаторы для смертельных боев на арене.

И только Адриан, римский император, правивший со 117 по 138 г. н.э.,

"запретил продавать без объяснения раба или служанку своднику или содержателю

гладиаторской школы", как об этом сказано в сборнике "Писатели истории

Августов".

Особенно ценимые – свободные бойцы.

От добровольцев, были ли они вольноотпущенниками или свободнорожденными,

ожидали более ожесточенного боя, чем от принуждаемых гладиаторов, вероятно,

потому, что они бросались на противника с большими яростью, страстью и

подъемом.

Среди вольноотпущенников (бывших рабов) были и те, которые прежде выступали в

качестве гладиаторов. Выжив на своей "службе" и получив вольную, они по

собственному желанию могли вернуться к своей профессии. Но иногда и по

желанию господ.

В конце Республики и в императорскую эпоху ланисты нанимали отчаявшихся от

тяжелой жизни свободнорожденных. Они давали страшную клятву бойцов

добровольцев о том, что их можно "жечь, вязать, сечь и казнить мечом".

Свободнорожденный гражданин, нанимавшийся на гладиаторскую службу, должен был

в присутствии нанимателя сделать перед народным трибуном соответствующее

заявление, одновременно устанавливалась цена за его выступление.

Общественное положение вольнонаемных гладиаторов, было аналогично положению

раба. Но тем не менее он мог вновь выкупить себя досрочно и даже до того, как

вообще начинать поединки.

Представители знати и граждане, добровольно избравшие карьеру гладиатора,

постоянно становились мишенью для возмущения, упреков и насмешек моралистов и

сатириков. Даже на кладбище, которое подарил жителям города Сассины (Меркато

Карачено), не хоронили вольнонаемных гладиаторов.

"Смейся тому, как, оружие сложив, она кубок хватает"

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает Светоний в

жизнеописании императора Домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-

то новым.

В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали

даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. На 9-том

году правления Нерона эти бои приняли невероятные масштабы.

Только в 200 г., когда состоялось особенно много поединков женщин-

гладиаторов, было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что явилось

заслугой просвещенных юристов, а вовсе не правившего в то время императора

Септилия Севера.

Школа – тюрьма.

Школы гладиаторов с их жестокими наказаниями были похожи более на тюрьмы, чем

на центры обучения боевому искусству. Условия для жизни были ужасающими.

Извержение Везувия в 79 г. н.э. одним ударом поразило гладиаторов, еще не

успевших выйти на арену на свой последний поединок.

Древнейшие гладиаторские школы были основаны в Капуе в период существования

Республики. Такая же школа возникла в Риме.

Императорские школы существовали и за пределами Рима, в Итилии, в Равенне и

Пренесте (Палестрина), а также за ее пределами – в Александрии и Пргаме

(Бергамаль). В гладиаторских школах медики строго следили за здоровьем и

правильным питанием гладиаторов.

Страшная жестокость и самоубийства отчаявшихся.

Тот кто при толпе приносил клятву бойцов – добровольцев, уже при этом получал

первое представление о жестоких нравах, царивших в казармах гладиаторов.

Для поддержания дисциплины в этих центрах применялись эффективные меры

наказаний. Часто вспыхивали заговоры, бунты и побеги с применением силы.

Физические муки усиливались душевными страданиями. Постоянное ожидание

смерти, страшная жестокость охранников накаляли атмосферу.

Ненависть гладиаторов направлялась на их охранников или против самих себя.

Такие самоубийства остановить было невозможно.

Обучение по всем правилам искусства.

Цезарь не удовлетворялся обычной подготовкой, где для каждого вида вооружения

имелись профессиональные ланисты. Здесь после основательной выучки гладиатору

преподавалось актерское мастерство, с которым виртуоз приканчивал противника.

При обучении с гладиаторами обращались жестоко, с тем чтобы вырастить их

настоящими бойцами. Также их обучали искусству сражаться левой рукой.

Снаряжение на любой вкус.

Гладиаторы различались снаряжением, пользовавшимся у публики различной

популярностью.

Со времен Республики пленных заставляли биться друг с другом не только в их

экзотических, часто живописных нарядах, но и с их собственным оружием и по их

обычаям. С этими особенностями разноплеменных бойцов связанно появление

некоторых категорий профессиональных гладиаторов, как самниты, фракийцы, или

галлы.

Самниты, прикрывавшиеся большим щитом в человеческий рост, бились короткими

прямыми мечами, либо копьями. Левое бедро было защищено поножью, а справа –

наголенником; фартуком с поясом и повязкой на правой руке. Шлем с прорезями и

огромным гребнем султаном.

Фракийцев защищал закрывавший лицо шлем и поручень на правой руке. Орудия:

серповидный меч, либо кривой кинжал, маленький круглый или квадратный щит. У

них было две поножи.

В зависимости от места и времени действия менялось вооружение и снаряжение.

Публика требовала смены ощущений, поэтому методы взаимного уничтожения были

многообразны.

Иерархия и дух товарищества.

Гладиаторам одной школы разрешалось объединяться, например, с целью

совместного поклонения богам – покровителям.

Активных бойцов награждали титулами. Мудреная иерархия гладиаторов знала

различные ступени и внутри отдельных родов оружия.

Проявившие себя на арене могли рассчитывать на повышение. Новобранцев

называли "рядовыми" или "тирониями". Боец, получивший деревянный меч, мог

заняться преподаванием. Публика или сами гладиаторы давали бойцам

профессиональные звучные или ласкательные имена – клички.

Осознание своей отверженности порождало в гладиаторах яростную храбрость,

которой поражался сам Цицерон. Ни кровавый спектакль, ни вид гибнущих

товарищей по несчастью не могли поколебать их моральной мощи.

Все больше крови.

Особым указом было запрещено кому бы то ни было держать в Риме больше

определенного количества гладиаторов.

Намерение Цезаря послать на арену несколько сот пар бойцов, так напугало

сенат, что он законодательным путем ограничил число гладиаторов, которые

могут находится в собственности частного лица.

Уже через 3 года, т.е. в 63 г. до н.э. сенат законодательно запретил всем

будущим магистратам в течение 2 лет перед соисканием должности организовывать

гладиаторские бои, если только их не обязывало к этому чье-либо завещание.

В 73-71 гг. до н.э. гладиаторы впервые выступили как солдаты против Спартака.

Потом из гладиаторов стали делать телохранителей.

Появилась угроза для государства от войска гладиаторов. 21 октября 63 г. до

н.э. сенат решил вывести такие войска в Капую и другие города, чтобы лишить

мятежников опасного оружия.

Перед началом гражданской войны (49 г. до н.э.) появилось опасение, что

Цезарь включит гладиаторов в состав своей армии.

Передав гладиаторов Цезаря гражданам в качестве телохранителей, Полепей

исключил возможность их венного использования.

В связи со своим четырехкратным триумфом Цезарь устроил истинную

гладиаторскую битву – пышный спектакль.

За убийством Цезаря 15 марта 44 г. до н.э. последовало законодательное

установление: в качестве ежегодного поминовения сенат распорядился посвящать

в Риме и в других городах Италии один день в году гладиаторским играм.

Императоры же всегда стремились к ограничению возможностей частных лиц

устраивать гладиаторские бои.

Государство все больше поощряло распространение служившей для увеселения

толпы человеческой резни, причем каждый правитель стремился переплюнуть

предыдущего.

Растущие масштабы гладиаторских битв требовали все большего числа бойцов,

которых привозили из все более далеких областей после покорения их римской

военной машиной.

Такая широкомасштабная субсидированная государством резня была, по мнению М.

Гранта, свидетельством "перехода империи от периода анархического упадка к

эпохе жестокого позднеантичного тоталитаризма.

Властитель и толпа.

Личное присутствие императора на играх способствовало установлению особых

связей между ним и толпой. Осознание маленьким человеком того, что его и

великого Цезаря объединяют одни и те же переживания, не могло не воодушевить

народ.

Лишь не многие правители открыто демонстрировали свое нежелание подвергаться

своего рода проверке общественным мнением во время гладиаторской резни. К

числу таких относился и Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.). Другой пример

нежелания потакать вкусам толпы задолго до Марка Аврелия был наказан

императором Тиберием (14-37 гг. н.э.).

Политические значения игр

Гладиаторские игры императоры использовали в качестве политического маневра,

отвлекающего массы от мятежных настроений и укрепляющего тем самым

автократию.

Желая сохранить свою абсолютную власть, императоры не должны были допускать,

чтобы толпа скучала или голодала. Они пригоршнями бросали деньги в народ.

Этим они затыкали ему рот. Для проведения этих мероприятий принцепсы

(императоры I-IV вв. н.э.) назначали высших чиновников, отвечавших за

проведение игр.

"Дом гладиаторов дешевых."

Если император мог себе позволить самое широкое финансирование гладиаторских

игр, то должностные лица, в том числе консулы и преторы оказывались зачастую

на грани разорения.

Ликвидация государственных доплат организаторам игр, проведенная Августом,

особенно ударила по преторам. Он же, первый римский император запретил всем

чиновникам, кроме преторов, устраивать гладиаторские бои. Впоследствии лишь

некоторым богачам удавалось организовывать гладиаторские игры в Риме.

Однако на Италию и провинции это не распространялось. Если же устроитель

оказывался недостаточно щедр, он навлекал на себя недовольство народа

считавшего себя обманутым.

Устраивались гладиаторские игры и для возвышения своей должности, победы на

выборах.

Чудовищное число гладиаторов, год за годом приносилось в жертву толпе на

аренах Рима, Италии и провинций, превращало торговлю бойцами в выгодное дело.

Сенат создал настоящую биржу и правила регулирования рынка гладиаторов и

гладиаторских игр.

От деревянного помоста к амфитеатру.

Если для гладиаторских игр первоначально было достаточно деревянных

подмостков, то вскоре потребовалось начать строительство более солидных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты