Реферат: Цивилизация Древней Руси

как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о

всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их

надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили, где мы

находились-на земле или на небе”.

Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что

получил ответ:”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес.

Осушив городские колодцы, он заставил здаться город. Заняв его, Владимир

послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру,

Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю.

Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир

согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со

священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно

ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты.

Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По

окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом,

но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он

рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое

сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II

сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за

северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,

захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,

многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По

возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и

других своих подданых.

Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в

христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как

государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен

проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь

же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси,

часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы

взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для

покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная

Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира,

князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные

конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения

традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной

языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа

жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности

языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем какоформившаяся

религия.

Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное

отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия

рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных

земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было

безграничным. Владимир нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде,

но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно

обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим

исконные вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.

Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще

всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков,

лишь постепенно преодолевалось усилиями многих многих поколений

священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что

элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных

суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру,

были проникнуты языческим духом.

Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение

подданых в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в

основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли

христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от

константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это

обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя

византийскому импкратору, Владимир решил подчинить русскую Церковь

болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и

был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке,

близкому разговорному русскому.

Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на

первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников;

Раздача питания неимущим.

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-

Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более

высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой

объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие

славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства.

Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими

племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации,

но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального

государства (это государство развивалось на основе не национальной и

религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когдаже

народ потерял веру-государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским

обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их

решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие

самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование

становилось основой для сотруднечества, из осваиваемых достижении Византии

постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись,

фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.

Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый

обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и

соседствовавших с ними племен-крещение Руси создало новые формы внутренней

жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их

взаимодействия с окружающим миром.

Глава 4 Культура Руси

Введение. Как зарождалась культура Руси

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее

развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые

воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее

государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры

входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все,

что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое

бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской

государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям -

хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как

средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из

различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной

территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал

достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех

восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для

Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как

равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и

иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей

культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей,

новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние

соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками,

торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими

племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное

влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее

культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с

самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных

культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно

заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему

дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,

своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с

влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их

постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных

культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись

центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское

население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных

с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в

замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались

различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство,

архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием

языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства

положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то,

чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и

представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру,

особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности,

школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом

связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных

истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие:

официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло

в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на

северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской

культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном

быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали

глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного

мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура,

религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской

языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее

жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно

преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где

византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно

велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например,

сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские

рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина

духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все

пронизано языческими мотивами.

Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на

народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной

историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих

влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской

культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности,

масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в

искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость,

жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений,

страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца

культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему

человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять

же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых

Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство

страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты

культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они

развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее

устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда,

когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры

проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические

трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура

X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный

распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали

это единство.

Письменность, грамотность, школы

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на

Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с

христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим

трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до

христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время

раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на

котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время

в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же

говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя

Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с

Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат

Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-

то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у

восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и

Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной

Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские

языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не

существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант

Кирилла делали эту задачу выполнимой.

Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из

24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш,

ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном

алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица,

фита.

Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по

написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки»

(их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д -

«добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры.

«А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры

вытеснили «буквенные».

В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица».

Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская

азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным,

витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую

судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой

половине X в., имели «противени» - копии, также написанные на славянском

языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков н

писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности,

грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи,

переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период

правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и

болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в

частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских

святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с

удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях,

церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение

такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды

и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние»,

являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем

располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры

первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах,

которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а

позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии

грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном

лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской

верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в

дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и

девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в

Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и

пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время

археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова

извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать

лет ждал этой находки!» - воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В.

Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени

должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии

на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили

иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот

введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове,

Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди

писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже

любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте

«От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси

так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители

излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы.

Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной

службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене

Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским

именем «Василий».

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной

подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной,

затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая

ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы

особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала

заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к

поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле

столетиями.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.

Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен

получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и

тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили

пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали

пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради

по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки

сохранился по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов

на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По

свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-.XV вв., за кожу

для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить

три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и

даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей

требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла

птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали,

втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали, расщепляли и

затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в

тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были

бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря,

ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали

ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве

компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый

клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую

вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и

силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из

песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130

экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и

в те времена.

На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был

«устав» - с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими

современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма,

медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче, более простыми в

написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный

курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать «скорописью» - плавно

соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие

виды письма.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным

шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и

название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не

только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали

нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась

именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях

«под старину».

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца.

Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной

чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не

которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли

знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо

известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п.

Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак

ударения - «силу».

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа

писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам

знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской,

письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами,

иногда обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв. письменность усложнилась. В книгах

появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой,

заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день

удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и

красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно

делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки

вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте -

«инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда

в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал

был красным. С тех пор говорят - «писать с красной строки». Завершался раздел

«концовкой» - небольшим рисунком, на пример, изображением двух птиц, похожих

на павлинов.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали

художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего

это были портреты заказчиков или автора книги (например, евангелистов),

иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала

иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали

книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами, требовали большей

тонкости художественного исполнения.

Заключение

Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что

оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу

культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского

Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого

другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура

средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ

изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала

по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская

архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный

художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в

Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились -

стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.

Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не

изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся

еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры произошла уже в

XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с «пережитками старой

идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые

обычаи и традиции, исчезли многие праздники. Последовавшая за этим массовая

коллективизация разрушила традиционный уклад крестьянской жизни.

За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой

культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с

религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В

30-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники

средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты,

В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар.

Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде,

Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполнимы, Многие

древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом

пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия

многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту.

Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а

серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще

Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность

от дикости.

Литература:

1. Кобыле В. П. В поисках прародины славян, Москва 1873 г.

2. Смирнов А. Н. Древние славян Москва 1990 г.

3. Шелов Д. Б. Славяни. Заря цивилизации., Москва 1972 г.

4. Поляков Г. Б. Всемирная история, Москва 1999 г.

5. Головатенко “Истори России: спорны проблемы.”

6. Костомаров Н.И “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”

7. Соловьев С.М. “Сочинения. Книга I”

8. Карташев А.В. “Очерки по истории русской церкви” т.I

9. Бутромеев “Русская история для всех”

10. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во

АН СССР, М-Л., 1958;

11. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред.

А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996;

12. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. –

М., ВЛАДОС, 1995.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты