Реферат: Цивилизация Древней Руси

Реферат: Цивилизация Древней Руси

Кабардино – Балкарский Государственный Университет

Р е ф е р а т

На тему: «Цивилизация Древней Руси»

Выполнил студент 1

курса

«Информационных систем в Экономике»

Научный

руководитель

Ашхотов Р. М.

Нальчик 1999 г.

Содержание:

Глава 1 Происхождение древних славян

1.1 Первые упоминания о славянах.

1.2 Передвижения славянских племен.

1.3 Образ жизни славян.

1.4 Распад племенных общин и начало государственности.

Заключение.

Глава 2 Киевская Русь

1.1 Образования древнерусского государства

1.2 Общественный строй

1.3 Хозяйственная жизнь

Глава 3 Крещение Руси

1.1 Первые христиане

1.2 Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.

1.3 Историческое значение крещения Руси.

Глава 4 Культура Руси

1.1 Введение. Как зарождалась культура Руси;

1.2 Письменность, грамотность, школы;

1.3 Заключение.

Литература:

Глава 1 Происхождение древних славян

Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно,

что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут

многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских

народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом

Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями

Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских народов

вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор

называется Венейей. Название "славяне" стало распространятся лишь полторы

тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так назывались

только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем

славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен

и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это

время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них

проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с

населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали

предками современных западнославянских народов - польского, чешского и

словацкого.

Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и на

Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII вв.

после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей,

продолжавшихся свыше столетия.

Предками современных южнославянских народов - болгар и народов Югославии -

были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они

смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое ранее

угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними близко

познакомились византийские географы и историки. Они указывали на

многочисленность славян и обширность их территории, сообщали , что славяне

хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения

византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имели

государства. Они жили независимыми племенами. Во главе

этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена

вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост,

Хвилибуд и другие.

Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и

хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и

лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться

на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками

передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные

места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали

девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили

племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне

заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена,

родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам.

Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам.

Спустя несколько столетий оно смешалось

с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях

восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из

древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и

другие.

Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки

древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то

беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между

соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в

труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или

водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие

рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в

виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом

селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство

общиной.

Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на

современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить

землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от слова

"сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время

которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную

деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или

подсечным. Чаще сеяли

просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей

была распространена репа.

Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова

"врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с

земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении

земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били

зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все

необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд

выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники,

наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали

полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а

также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть

или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль -

ведь месторождения её встречались далеко не везде.

Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли

украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые

играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или

удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки

сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь.

Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки

хоронили в курганах.

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских

степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были

кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильное государство в

низовьях рек Волги и Дона.

В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как

полагают, от названия одного из племен - русов, ившего на границе с

Хазарией, между Днепром и Доном. Так произошли названия "Россия" и

"русские".

Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием металлургии

и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь

плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал более производительным.

Среди общинников появились богатые и бедные.

Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянское

хозяйство. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них землю,

закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля. Страну

прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I

тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов,

Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называли Русь

страной городов.

Для сохранения и укрепления своей власти господствовавшая верхушка создавала

свою организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришли классовое

общество и государство, защищавшее интересы богатых.

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте

которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве. Началась

эпоха феодализма, или эпоха средневековья.

Глава 2 Киевская Русь

Образование древнерусского государства

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX—XII

вв. Киевская Русь. В отличие от других стран как восточных, так и западных,

процесс формирования российской государственности имел свои специ­фические

черты. Одна из них — пространственная и геополити­ческая ситуация — Российское

государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко

выраженных, естественных географических границ в пределах огромного рав­нинного

пространства. В ходе становления Русь приобрела осо­бенности как восточных, так

и западных государственных образо­ваний. Кроме того, потребность в постоянной

защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы

с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать

сильную государственную власть и иметь значи­тельное народное ополчение.

Ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси,

по-видимому, оказался один из ранних рус­ских историков монах-летописец

Нестор. В "Повести временных лет" начало формирования Киевской Руси он

представляет как. создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем

Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен — "рос", или "рус".

Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских

племен в VIII—IX вв. превраща­ется в суперэтнос с центром в Киеве. Русь этого

периода по за­нимаемому ареалу равнялась Византийской империи.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие меж­ду собой племена

ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения

порядка. Князь Рюрик (?—879) якобы прибыл с братьями Синеусом и

Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья — в Белоозере и Изборске. Варяги

положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со смертью

Рю­рика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь)

Олег {7—912), прозванный Вещим. После удачного похода на Киев ему

удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киев­скую земли в древнерусское

государство — Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя —

"матерью городов русских".

Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен

сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так,

князь Игорь (?—945) при сборе с подвластных земель традиционной дани

(полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня

Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же фиксировала размер

дани, установив "уроки", и определила места (погосты) и сроки ее сбора. Их сын

Святослав (942—972) государственную деятельность совместил со значительной

полководческой. В пе­риод своего правления он присоединил земли вятичей,

победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский

каганат, вел успешные военные операции на Северном Кавказе и Азовском

побережье, отразил натиск печенегов и пр. Но возвращаясь после похода на

Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем же всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын

Святослава — Владимир [960—1015), прозванный народом "Красное

Солнышко", соорудивший для ук­репления границ государства от набегов

многочисленных кочев­ников ряд пограничных крепостей.

Норманнская теория

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в

дальнейшем довольно противоречивую ин­терпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать не­мецких ученых-

историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи

приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета

бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль

скандинав­ских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта

"теория" была поднята на щит фашистами в целях оправда­ния нападения в 1941

г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному

развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть

привнесено извне. Это процесс длительный и слож­ный. Для возникновения

государственности необходимы соответ­ствующие условия, осознание большинством

членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное

рас­слоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у

славянских князей не вызывает сомнения. Бес­спорны также взаимосвязи между

варягами (норманнами — от сканд. "человек севера") и Русью.

Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем,

очевидно, приобрели функции арбитров, а порою — и гражданскую власть. Вполне

объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии

Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки.

Однако довольно спорным, на наш взгляд, является "аргумент" норманнистов о том,

что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Си-неусом и Трувором, о

факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза

"Рюрик пришел с родственниками и дружиной" на древнешведском языке звучит так:

"Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор" (верная дру­жина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, до­казывающих

абсолютную самобытность славянской государствен­ности, отрицание роли

скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам.

Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление

регуляр­ных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этни­ческое

объединение северорусских и южнорусских племен — (все это) характерные черты

продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично

Западной Европе, Русь одно­временно с ней подошла к рубежу образования

большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в

Запад­ной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно имено­вать теорией. В них

фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они

свидетельствуют о том, что варя­ги в Восточной Европе появились тогда, когда

Киевское государ­ство уже сложилось. Признать варягов создателями

государст­венности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь

заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические

институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский,

а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя,

включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках

— русском и греческом, без следов швед­ской терминологии. В то же время в

скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к

приобретению славы и могущества, а сама Русь — страна несметных богатств.

Общественный строй

Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством,

поначалу, во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим

понятие свободы, предоставление вас­салам автономии. Так, бояре —

высший слой общества — явля­лись вассалами князя и были обязаны служить в его

войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели

вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в

который входили старшие дружинники — ме­стная знать, представители городов,

иногда духовенство. На Со­вете как совещательном органе при князе решались

важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира,

заключение договоров, издание законов, рассмотрение ря­да судебных и финансовых

дел и др. Боярская дума символизи­ровала права и автономию вассалов и обладала

правом "вето". Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворо­вую

прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разре­шении важнейших

тактических вопросов князь обычно советовал­ся с дружиной в целом. С участием

князей, знатных бояр и пред­ставителей городов собирались и феодальные

съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех

кня­жеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроиз­водством, сбором

пошлин и тарифов.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община —

замкнутая социальная система, признанная организо вать все виды деятельности

человека — трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты