Реферат: Цивилизация Древней Руси

опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллектив­ным

собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь об­щина организовывала на

принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) —

своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держа­лось

на договоре между князем и народным собранием {вече). Состав

вече-демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением, или

возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось

княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами,

санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало

администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследст­вие постоянной опасности,

особенно со стороны степных кочев­ников, стало всеобщее вооружение народа,

организованное по десятичной системе (сотни, тысячи}. В городских

центрах суще­ствовали тысяцкие — предводители военного городского

ополче­ния. Именно многочисленное народное ополчение зачастую реша­ло исход

сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический

демократический институт оно уже в XI в. стало по­степенно терять

главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде,

Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход

общест­венно-политической жизни русской земли.

Хозяйственная жизнь

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство,

охота, ры­боловство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как

людей рослых, светлых, живущих осед­ло, так как они "строят дома, носят щиты

и сражаются пеши".

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и

массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и

земельной зависимости при­дал новым производственным отношениям феодальный

характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и

трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильны­ми людьми —

происходит процесс обояривания земли.

К Х—XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой

земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е.

отцовское владение), не только

отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и переда­ваемая по

наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной.

Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но

становились поземель­но зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за

пользо­вание землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Одна­ко

значительное число жителей по-прежнему составляли незави­симые от бояр

крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древ­нерусского государства

может во многом служить полюдье — сбор дани со всего свободного

населения ("людей"), хронологи­чески охватывающее конец VIII — первую половину

Х в., а ло­кально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма

господства и подчинения, осуществления верховного пра­ва на землю, установления

понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продоволь­ствие, мед, воск, меха

и пр.) не только удовлетворяло потребно­сти князя и его дружины, но и

составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной

продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу

людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хо­рошо

охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время,

доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на

Каспий; русские сухопутные ка­раваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в

"Русской Правде" — подлинном своде древ­нерусского феодального права.

Поражая высоким уровнем зако­нотворчества, развитой для своего времени правовой

культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм

"Закона Русского", "Древнейшей Правды" или "Правды Яросла­ва", Дополнения к

"Правде Ярослава" (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), "Правды

Ярославичей" ("Правда Рус­ской Земли", утвержденная сыновьями Ярослава

Мудрого), Уста­ва Владимира Мономаха, включавшего "Устав о резах" (процентах),

"Устав о закупах" и др.; "Пространной Правды".

Основной тенденцией эволюции "Русской Правды" стало по­степенное расширение

правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за

различные преступле­ния против личности, красочного описания города до

попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефе-одального

права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и

слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и

не обладавших соб­ственностью и находившихся в полном владении своего

господи­на, фактических рабов. Степень несвободы определялась эконо­мическим

положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или

иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали

значительную часть вре­мени на вотчинных землях.

В "Правде Ярославичей" нашло отражение устройство вотчи­ны как формы

земельной собственности и организации производ­ства. Ее центр составляли

хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор.

Управлял вотчиной ог­нищанин — княжеский дворецкий. Княжеский подъездной

зани­мался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и

сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности,

имелись ремесленники и ремес­ленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно ино­странцы называли ее

Гардарикой — страной городов. Сначала это были крепости, политические

центры. Обрастая новыми посада­ми, становились средоточием ремесленного

производства и тор­говли. Еще до образования Киевской Руси города Киев,

Новго­род, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Черни­гов и др.

сложились на важнейшем водном торговом пути "из ва­ряг в греки". В Х—XI вв.

создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога,

Суздаль, Ярославль, Му­ром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье,

гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, ору­жейное, ювелирное и др.).

Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров

вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них

(Киеве, Новгороде) велась широкая и регу­лярная торговля на богатых и

обширных базарах, постоянно про­живали как иногородние, так и иноземные

купцы. Особое значе­ние в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние

экономические связи. Русских купцов "рузариев" хорошо знали за рубежом,

предоставляли им значительные льготы и привилегии:

договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших

магистральных торговых путей — царьградско-византийский, закаспийско-

багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский —

наибольшее значение вна­чале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI— Х вв., носила

преимущественно "меновый" характер. Затем наряду с обменом появляется и

денежная форма. Вначале в качестве де­нег выступали скот (кожаные деньги) и

меха (куны — мех куни­цы). "Русская Правда" упоминает и металлические деньги.

Глав­ной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун

(слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подраз­делялась на 20 ногат, 25

кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта

денежная единица была вы­теснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси

началась в Х—XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского

государства дополняла и жизнь духовная.

Глава 3 Крещение Руси

Первые христьяни

Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось

серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни

духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских

народов стало их приобщение к христианству.

Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов,

древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала

превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е.

религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и

славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали

немногие воины, учавствовавщие в набегах на Византию, и в торговли с

христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто

совпадали).

Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени

проволили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где

видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с

христианской верой.

Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании

воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления

об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности,

со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте

ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный

кризис(так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих

представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что

наибольшую восприимчивость к перемене рилигии показывала самая активная часть

общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О.М Соловьев и А.В Карташев,

принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860

году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем не менее

крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего

населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была

победа христианского народа над язычниками: “Чужо Бог” сильнее. Известны

также и миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.

Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя хотя обряды любили и

совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, срди

которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В

то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой

половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде. В других городах

на пути из варяг в греки.

Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение.

Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне

верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором было личное

побуждение Ольги.

Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,

отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но император

Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов

из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не была

исключением.Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила

удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был

восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и зделать императрицей.

Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости:

язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не

крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда

опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня

женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги

и отпустил ее с большими дарами.

Но всеже точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга.Легенда и

русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955

или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако, в

его подробных записках о крещении Ольги не упоминается.

“Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу Византии

она прибыла со священником, скорее духовником княгини.)”(2).Так или иначе,

Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.

В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не

затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие

постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не

государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде

(в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я уже

отмечал, быстрее.

Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и

для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было

сбыться во времена правления св. Князя Владимира-Красное Солнышко.

Крещение Руси

Князь Святослав, заботившийся о своей военой славе больше, чем о

государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов

на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-

Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских

славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.

Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,

Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский

престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав

отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем

ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а

славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не

женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место).

Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.

По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусодица.

Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход

закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после

отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и

многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).

Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в

Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе

этоговойска,пополненного жителями северных городов и селений, Владимир

двинулся на Юг, к Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка,

приведшии к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю,

а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату был

убит. Усобица завершилась победой Владимира.

Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался

веротерпимостью и даже благоволил сторонникам “греческой веры”, то Владимир в

момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый

князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где

в 980 г. Были поставленны истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога,

Стрибога и др.

Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционное

язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество,

казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и

большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные

убийства, которые в предшедствующие годы, десятилетия были почти что забыты

(по крайней мере в Киеве).

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества

и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданых.

Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена

предшедствующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими

причинами. Однако утверждение, что Владимир руковдсвовался исключительно

пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без

глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в

православие Владимир не смок бы действовать столь последовательно и

решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой

державы.

Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно это было раскаянием в

совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной

пустоты.

Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная,

обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия в

своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных

княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь

может объединить только какая-то сверхъидея, и что этой сверхъидеей должно

стать именно православие.

В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно

оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был

согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство

ответственности за государство, за его авторитет).

Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали

своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми

послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь

узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя пить вино, он

сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же потерпели

неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их. Послы же

ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим

землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить

других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”. Наконец греческий

философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал в кратце князю Ветхий

и Новый Завет и слдержание Библии. В конце разговора он показал картину

страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь,

пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горе злым”.”Креститесь,-отвечал

греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”.

Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты