римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало
государства и народы к новой цивилизации обогащало их духовную культуру,
поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных
деятелей.
Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в
большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, именно
различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство
вместе с дружиной еще на рубеже V – VI вв. Цель крещения была ясна: получить
помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще
языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время
оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в.
короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции
отрекались от него а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству
вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием
соседней Византии были весьма глубоки.
Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она,
будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление
государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия
христианства. Но понимала и сложность этого процесса на Руси с его мощной
языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов
к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства
было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше
от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих
волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив
этому процессу начало в княжеской среде.
К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому
акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение
в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожащие ее
человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на
внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле
бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все извечные
вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство
обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.
б). Процесс крещения
Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью.
Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам
император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь
матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в.
христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята
патриархом и имела с ним беседу о вере.
в). Неудавшиеся попытки Ольги склонить Святослава к православию
Утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно, и притом Ольга, как видно,
вовсе не хотела таиться – это было несовместно ни с ревностью новообращенной ни
с характером Ольги; не хотела она таиться и равнодушно смотреть, как сын ее,
вся семья и весь народ остаются в язычестве, следовательно, лишаются вечного
спасения. Так, по возвращению в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к
принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом; впрочем, кто хотел
креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. В этом известии мы
находим прямое указание, что христианство распространялось в Киеве, тогда как
прежние христиане из варягов могли принимать греческую веру в Константинополе.
В характере сына Ольгина, который не мог принять христианства по своим
наклонностям, а не по привязанности к древней религии. Ольга по свидетельству
летописи, часто говорила ему: «Я знаю бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то
также станешь радоваться». Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне
одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга
возражала: «Если крестишься, то и все станут это делать».Святославу нечего было
отвечать на это; не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его
противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и
жил по обычаю языческому. Эта самая невозможность отвечать на возражения матери
должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствуют и летописцы, говоря,
что он сердиться на мать. Ольга ожидала даже больших опасностей со стороны
язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай
мне бог уберечь от всякого зла!» Святослав ссылался на настроение дружины.
против крещения своих вельмож он вроде бы против ничего не имел. Лишь в так
называемой летописи Иокимовской, которая была в распоряжении 1го
русского историка В.И. Тапищева (1686-1750), Святослав представлен воинствующим
язычником. В этой летописи сама гибель князя оценивается как божья кара за
насилие в отношении христиан. Но и там эти репрессии отнесены к периоду
пребывания Святослава на Дунае, именно к тому периоду, когда русское войско
начали преследовать неудачи.
г). Реакция язычников на крещение
Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но на прежних христиан
при Игоре, как видно не обращали внимания; следовательно, хотя не было явного
преследования, однако насмешки были уже началом преследования и знаком
усиления христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиною и
следствием; можно заметить, что новая религия начала принимать видное
положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное
внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество,
принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и
потому должно было скоро приклониться перед ним, но христианство само по себе
без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление. Через
несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к
германскому императору Оттону. Чем был вызван такой шаг опять таки не ясно.
Не исключено что это была реакция на притязания Константинополя. Цель
посольства была двояка – установить постоянные политические отношения с
Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин Оттон I
направил в Киев христианских миссионеров и проповедника Адальберта. О и
достиг Киева в 961-962 г. Ольга продолжала свою миссию. Однако киевские
язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их. Винили
германские хронисты в этом вероломных руссов-ругов, которые как казалось им,
сами не знали чего хотели. Вероятнее же, что руссы-христиане ожидали вовсе не
того, что им пытались навязать миссионеры. В 961-962 г. идет борьба язычников
и христиан. Не исключительно, что на заезжих христиан язычники реагировали
остро нежели на домашних. Спутникам Адольберта похоже здесь вообще не на кого
было опереться.
III. Необходимость принятия христианства
Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием
страны. С ликвидацией автономии славянских союзов, племенных княжеств
складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с
единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью
(включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В
этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры
племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на новом
месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и
располагались князья –родственники, киевского правителя. В сфере же
идеологической стали непригодные прежние языческие культы, носившие местный
характер и могущие служить сепаратистским тенденциям.
Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом
причин. Возникновение в VIII-IX вв. кассового раннефеодального строя явилось
результатом связанных друг с другом процессов. Это было перерастание родовой
и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей,
союзов племен – в государственные организации, социального неравенства внутри
традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение,
как функциональное (должностное), так и имущественное, - в неравенство
классовое. Составной частью этих процессов было и появление в составе челяди
наряду с пленниками – иноплеменниками и иноземцами – также и рабов –
соотечественников.
Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского
государства с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное эксплуатации в
форме централизованной ренты – даней, полюдья, - требовало и изменений в
идеологической области, в религии. Можно ли было привести довольно
примитивную систему славянских культов в соответствии с новыми требованиями,
которые были выдвинуты появлением классового общества и государства? Попытки
противопоставить христианству реформированный языческий культ не перевели к
успеху. Лучше всего эти требования могла удовлетворить мировая религия, сама
созданная в условиях поздней античности, приспособленная к феодальному
обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь.
Христианство, как господствующая религия в средневековье, освящало классовое
неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру
общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало
условиям Руси.
В средневековье, несмотря на довольно значительную замкнутость отдельных
феодальных миров как политических организмов, международное общение играло
значительную роль, выражаясь в торговле между отдельными странами, в
политических и матримониальных союзах, в использовании иностранных наемных
дружин, в обмене достижениями культуры. В этих условиях правители всех
европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии –
христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными
друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему
язычникам – варварам, хотя реальные политические условия и другие факторы не
могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних стран
другим.
Русь в IX – X вв. традиционна была связана с Константинополем – «Царьградом»
и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также
находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени
определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир
константинопольскую кафедру в блистательной столице древнего государства, для
уравнения с которым принятие христианства давало достаточно оснований. При
заинтересованности обоих христианских центров, Рима и Константинополя, в
обращении в свою веру народов Европы киевские князья могли сами выбрать то
направление христианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать
политическим и культурным нуждам государства. Принятие христианства как
государственной религии связано с сыном Святослава великим князем киевским
Владимиром (980 – 1015 гг.), который осознал необходимость реформы
религиозного культа. Его попытка предотвратить распространение на Руси
христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с
Перуном, олицетворявшим новое социальное отношение раннефеодального общества,
оказалась неудачной. За ней последовали разрушение социального пантеона и
официальная христианизация.
Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и
Византией в конце 80-х годов X в.
IV. Крещение Владимира
1. Первое громкое выступление против языческой веры
Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о
следующем событии: Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и
приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали:
«Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву
богам». В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал
христианскую веру; был у него сын, прекрасный лицом и душою, на этого – то
молодого варяга и пал жребий. Посланные от народа (об участии князя не
говорится ни слова) пришли к старому варягу и сказали ему: «Пал жребий на
твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в
жертву». Варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть а завтра сгинет,
не едят, не пьют, не говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а
бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю,
звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жизнь на земле; а эти боги что
сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!» Посланные рассказали эти
речи народу; толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломали забор
вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал ему: «Дай сына своего
богам». Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют какого – нибудь одного
бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?» Яростный клик был ответом
толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их.
Несмотря на то что смелый варяг пар жертвою торжествующего, по – видимому,
язычества, событие это не могло не произвести сильное впечатление: язычеству,
кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно надругались;
проповедь была произнесена громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но
ярость прошла, а страшные слова остались: ваши боги – дерево; бог – один,
которому кланяются греки, который сотворил все, - и безответны стояли кумиры
Владимира перед этими словами, и что могла в самом деле славянская религия
сказать в свою пользу, что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей
проповедниками других религий? Самые важные из ни были вопросы о начале мира
и будущей жизни. Что вопрос о будущей жизни действовал магически и на
языческих славян, как на других народов, видно из предания о том, как царь
болгарский обратился в христианство вследствие впечатления, произведенного на
него картиною страшного суда.
2. Выбор религии
а). Поход на Болгар и иноземные послы в Киеве
Через год после мучительной смерти двух варягов Владимир пошел войною болгар
камских. Те болгары не были славяне. Издавна отделились они от своих
единоплеменников. Жили в тех местах, где Кама сливается с Волгою, и выше, где
ныне город Казань. В ста двадцать трех верстах нынешней Казани и в девяти
верстах от берега была у них столица под названием: Болгары. Доныне уцелели
от нее развалины, около десяти разных зданий. Теперь на этом месте, близ
города Тетюши, село Богородицко – Успенское Спасского уезда. Болгары были
веры магометовой. Владимир пошел на них со своим дядею Добрыней и победил.
После сражения Добрыня сказал Владимиру: «Я смотрел болгарских пленников: они
в сапогах ходят, такие не станут нам постоянно давать дань, пойдем искать
лапотников». И Владимир заключил мир с болгарами. Те поклялись: «Тогда не
будет мира между нами, когда камень начнет плавиться в воде, а хмель тонуть!»
На другой год после заключения мира пришли от этих болгар послы к Владимиру.
Они говорили: «Ты князь мудрый и смышленый, а не знаешь закона; веруй в наш
закон и поклонись Магомету.»
Потом приходили к Владимиру немцы – католики из Рима и уговаривали принять их
веру.
Затем приходили иудеи из хазарского царства. Хазары в то время жили около
Нижней Волги. Там, где Волга сближается с Доном, стоял у правого берега Дона
их город Белая Вежа, Саркел, построенный по их просьбе греками. Теперь эта
местность находится в земле войска Донского.
Наконец, греки присылают к Владимиру одного философа. «Философ» по -
гречески «мудрец». Греки велели сказать Владимиру: «Слышали мы, что приходили
к тебе болгары, уча, чтобы ты принял их веру, но их вера нечистая. Приходили
также немцы из Рима; их вера немного разнится от нашей, но они ее не
исправили».
Владимир сказал философу:
- Вот еще иудеи говорили мне, что немцы и греки веруют в Того, Кого он
распяли.
- Да, мы в Него веруем, - отвечал философ.
- Зачем же Он сходил на землю и принял такое страдание? – спросил
Владимир.
Философ отвечает:
- Если хочешь послушать, я тебе все с начала расскажу, зачем Бог
сходил на землю.
- Послушать рад, - сказал князь.
И философ рассказал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии
Христа Спасителя на землю, о Его крещении, страданиях и воскресении. После
своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом. На ней была изображена
картина суда Господне. Философ указал князю праведников на правой стороне
картины, идущих с радостью в рай, а грешников по левую сторону идущих на
мучения. Владимир, вздохнул, сказал: «Добро этим на право, и горе тем кто на
лево». Философ и говорит: «Если хочешь стоять направо с праведниками, то
крестись». Владимир сохранил в сердце слова философа но сказал ему: «Подожду
еще немного». Владимиру хотелось еще лучше разузнать и раздумать о всех
верах. Философу он сделал дорогие подарки и с великой честью отправил в
Царьград.
Задумался князь Владимир, какую веру принять ему с народом. Конечно, не всему
народу нравилось жестокое язычество. Сколько сгубило оно сыновей и дочерей у
родителей! Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в
жертву. В то же время некоторые славяне уже ведут добрую жизнь христианскую,
посвященные святыми Кириллом и Мифодием.
б). Совещание Владимира и рассказ послов о своем путешествии
Через год после своего разговора с иноземными послами о вере Владимир созвал
своих бояр и старцев из горожан киевских и сказал им:
- Вот приходили ко мне болгары, советую принять их закон; потом
пришли немцы из Рима, и те хвалили свой закон; еще приходили иудеи.
Последними приходили греки, хулили все законы и хвалили только свой. Много
рассказывали о жизни всего мира с самого его начала. Искусно они умели
говорить, чудесно слушать их. Они говорят – кто в их веру вступит, тот по
смерти восстанет и уже никогда не умрет. Ума моего не достает, не знаю, что
сделать. придайте мне ума, посоветуйте!..
- Ты знаешь князь, что никто не хулит своего, а хвалит, - отвечали