Реферат: Христианство древней Руси

римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало

государства и народы к новой цивилизации обогащало их духовную культуру,

поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных

деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в

большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, именно

различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство

вместе с дружиной еще на рубеже V – VI вв. Цель крещения была ясна: получить

помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще

языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время

оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в.

короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции

отрекались от него а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству

вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием

соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она,

будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление

государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия

христианства. Но понимала и сложность этого процесса на Руси с его мощной

языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов

к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства

было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше

от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих

волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив

этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому

акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение

в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожащие ее

человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на

внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле

бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все извечные

вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство

обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

б). Процесс крещения

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью.

Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам

император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь

матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в.

христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята

патриархом и имела с ним беседу о вере.

в). Неудавшиеся попытки Ольги склонить Святослава к православию

Утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно, и притом Ольга, как видно,

вовсе не хотела таиться – это было несовместно ни с ревностью новообращенной ни

с характером Ольги; не хотела она таиться и равнодушно смотреть, как сын ее,

вся семья и весь народ остаются в язычестве, следовательно, лишаются вечного

спасения. Так, по возвращению в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к

принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом; впрочем, кто хотел

креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. В этом известии мы

находим прямое указание, что христианство распространялось в Киеве, тогда как

прежние христиане из варягов могли принимать греческую веру в Константинополе.

В характере сына Ольгина, который не мог принять христианства по своим

наклонностям, а не по привязанности к древней религии. Ольга по свидетельству

летописи, часто говорила ему: «Я знаю бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то

также станешь радоваться». Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне

одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга

возражала: «Если крестишься, то и все станут это делать».Святославу нечего было

отвечать на это; не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его

противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и

жил по обычаю языческому. Эта самая невозможность отвечать на возражения матери

должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствуют и летописцы, говоря,

что он сердиться на мать. Ольга ожидала даже больших опасностей со стороны

язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай

мне бог уберечь от всякого зла!» Святослав ссылался на настроение дружины.

против крещения своих вельмож он вроде бы против ничего не имел. Лишь в так

называемой летописи Иокимовской, которая была в распоряжении 1го

русского историка В.И. Тапищева (1686-1750), Святослав представлен воинствующим

язычником. В этой летописи сама гибель князя оценивается как божья кара за

насилие в отношении христиан. Но и там эти репрессии отнесены к периоду

пребывания Святослава на Дунае, именно к тому периоду, когда русское войско

начали преследовать неудачи.

г). Реакция язычников на крещение

Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но на прежних христиан

при Игоре, как видно не обращали внимания; следовательно, хотя не было явного

преследования, однако насмешки были уже началом преследования и знаком

усиления христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиною и

следствием; можно заметить, что новая религия начала принимать видное

положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное

внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество,

принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и

потому должно было скоро приклониться перед ним, но христианство само по себе

без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление. Через

несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к

германскому императору Оттону. Чем был вызван такой шаг опять таки не ясно.

Не исключено что это была реакция на притязания Константинополя. Цель

посольства была двояка – установить постоянные политические отношения с

Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин Оттон I

направил в Киев христианских миссионеров и проповедника Адальберта. О и

достиг Киева в 961-962 г. Ольга продолжала свою миссию. Однако киевские

язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их. Винили

германские хронисты в этом вероломных руссов-ругов, которые как казалось им,

сами не знали чего хотели. Вероятнее же, что руссы-христиане ожидали вовсе не

того, что им пытались навязать миссионеры. В 961-962 г. идет борьба язычников

и христиан. Не исключительно, что на заезжих христиан язычники реагировали

остро нежели на домашних. Спутникам Адольберта похоже здесь вообще не на кого

было опереться.

III. Необходимость принятия христианства

Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием

страны. С ликвидацией автономии славянских союзов, племенных княжеств

складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с

единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью

(включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В

этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры

племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на новом

месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и

располагались князья –родственники, киевского правителя. В сфере же

идеологической стали непригодные прежние языческие культы, носившие местный

характер и могущие служить сепаратистским тенденциям.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом

причин. Возникновение в VIII-IX вв. кассового раннефеодального строя явилось

результатом связанных друг с другом процессов. Это было перерастание родовой

и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей,

союзов племен – в государственные организации, социального неравенства внутри

традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение,

как функциональное (должностное), так и имущественное, - в неравенство

классовое. Составной частью этих процессов было и появление в составе челяди

наряду с пленниками – иноплеменниками и иноземцами – также и рабов –

соотечественников.

Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского

государства с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное эксплуатации в

форме централизованной ренты – даней, полюдья, - требовало и изменений в

идеологической области, в религии. Можно ли было привести довольно

примитивную систему славянских культов в соответствии с новыми требованиями,

которые были выдвинуты появлением классового общества и государства? Попытки

противопоставить христианству реформированный языческий культ не перевели к

успеху. Лучше всего эти требования могла удовлетворить мировая религия, сама

созданная в условиях поздней античности, приспособленная к феодальному

обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь.

Христианство, как господствующая религия в средневековье, освящало классовое

неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру

общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало

условиям Руси.

В средневековье, несмотря на довольно значительную замкнутость отдельных

феодальных миров как политических организмов, международное общение играло

значительную роль, выражаясь в торговле между отдельными странами, в

политических и матримониальных союзах, в использовании иностранных наемных

дружин, в обмене достижениями культуры. В этих условиях правители всех

европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии –

христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными

друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему

язычникам – варварам, хотя реальные политические условия и другие факторы не

могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних стран

другим.

Русь в IX – X вв. традиционна была связана с Константинополем – «Царьградом»

и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также

находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени

определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир

константинопольскую кафедру в блистательной столице древнего государства, для

уравнения с которым принятие христианства давало достаточно оснований. При

заинтересованности обоих христианских центров, Рима и Константинополя, в

обращении в свою веру народов Европы киевские князья могли сами выбрать то

направление христианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать

политическим и культурным нуждам государства. Принятие христианства как

государственной религии связано с сыном Святослава великим князем киевским

Владимиром (980 – 1015 гг.), который осознал необходимость реформы

религиозного культа. Его попытка предотвратить распространение на Руси

христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с

Перуном, олицетворявшим новое социальное отношение раннефеодального общества,

оказалась неудачной. За ней последовали разрушение социального пантеона и

официальная христианизация.

Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и

Византией в конце 80-х годов X в.

IV. Крещение Владимира

1. Первое громкое выступление против языческой веры

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о

следующем событии: Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и

приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали:

«Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву

богам». В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал

христианскую веру; был у него сын, прекрасный лицом и душою, на этого – то

молодого варяга и пал жребий. Посланные от народа (об участии князя не

говорится ни слова) пришли к старому варягу и сказали ему: «Пал жребий на

твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в

жертву». Варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть а завтра сгинет,

не едят, не пьют, не говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а

бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю,

звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жизнь на земле; а эти боги что

сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!» Посланные рассказали эти

речи народу; толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломали забор

вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал ему: «Дай сына своего

богам». Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют какого – нибудь одного

бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?» Яростный клик был ответом

толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их.

Несмотря на то что смелый варяг пар жертвою торжествующего, по – видимому,

язычества, событие это не могло не произвести сильное впечатление: язычеству,

кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно надругались;

проповедь была произнесена громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но

ярость прошла, а страшные слова остались: ваши боги – дерево; бог – один,

которому кланяются греки, который сотворил все, - и безответны стояли кумиры

Владимира перед этими словами, и что могла в самом деле славянская религия

сказать в свою пользу, что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей

проповедниками других религий? Самые важные из ни были вопросы о начале мира

и будущей жизни. Что вопрос о будущей жизни действовал магически и на

языческих славян, как на других народов, видно из предания о том, как царь

болгарский обратился в христианство вследствие впечатления, произведенного на

него картиною страшного суда.

2. Выбор религии

а). Поход на Болгар и иноземные послы в Киеве

Через год после мучительной смерти двух варягов Владимир пошел войною болгар

камских. Те болгары не были славяне. Издавна отделились они от своих

единоплеменников. Жили в тех местах, где Кама сливается с Волгою, и выше, где

ныне город Казань. В ста двадцать трех верстах нынешней Казани и в девяти

верстах от берега была у них столица под названием: Болгары. Доныне уцелели

от нее развалины, около десяти разных зданий. Теперь на этом месте, близ

города Тетюши, село Богородицко – Успенское Спасского уезда. Болгары были

веры магометовой. Владимир пошел на них со своим дядею Добрыней и победил.

После сражения Добрыня сказал Владимиру: «Я смотрел болгарских пленников: они

в сапогах ходят, такие не станут нам постоянно давать дань, пойдем искать

лапотников». И Владимир заключил мир с болгарами. Те поклялись: «Тогда не

будет мира между нами, когда камень начнет плавиться в воде, а хмель тонуть!»

На другой год после заключения мира пришли от этих болгар послы к Владимиру.

Они говорили: «Ты князь мудрый и смышленый, а не знаешь закона; веруй в наш

закон и поклонись Магомету.»

Потом приходили к Владимиру немцы – католики из Рима и уговаривали принять их

веру.

Затем приходили иудеи из хазарского царства. Хазары в то время жили около

Нижней Волги. Там, где Волга сближается с Доном, стоял у правого берега Дона

их город Белая Вежа, Саркел, построенный по их просьбе греками. Теперь эта

местность находится в земле войска Донского.

Наконец, греки присылают к Владимиру одного философа. «Философ» по -

гречески «мудрец». Греки велели сказать Владимиру: «Слышали мы, что приходили

к тебе болгары, уча, чтобы ты принял их веру, но их вера нечистая. Приходили

также немцы из Рима; их вера немного разнится от нашей, но они ее не

исправили».

Владимир сказал философу:

- Вот еще иудеи говорили мне, что немцы и греки веруют в Того, Кого он

распяли.

- Да, мы в Него веруем, - отвечал философ.

- Зачем же Он сходил на землю и принял такое страдание? – спросил

Владимир.

Философ отвечает:

- Если хочешь послушать, я тебе все с начала расскажу, зачем Бог

сходил на землю.

- Послушать рад, - сказал князь.

И философ рассказал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии

Христа Спасителя на землю, о Его крещении, страданиях и воскресении. После

своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом. На ней была изображена

картина суда Господне. Философ указал князю праведников на правой стороне

картины, идущих с радостью в рай, а грешников по левую сторону идущих на

мучения. Владимир, вздохнул, сказал: «Добро этим на право, и горе тем кто на

лево». Философ и говорит: «Если хочешь стоять направо с праведниками, то

крестись». Владимир сохранил в сердце слова философа но сказал ему: «Подожду

еще немного». Владимиру хотелось еще лучше разузнать и раздумать о всех

верах. Философу он сделал дорогие подарки и с великой честью отправил в

Царьград.

Задумался князь Владимир, какую веру принять ему с народом. Конечно, не всему

народу нравилось жестокое язычество. Сколько сгубило оно сыновей и дочерей у

родителей! Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в

жертву. В то же время некоторые славяне уже ведут добрую жизнь христианскую,

посвященные святыми Кириллом и Мифодием.

б). Совещание Владимира и рассказ послов о своем путешествии

Через год после своего разговора с иноземными послами о вере Владимир созвал

своих бояр и старцев из горожан киевских и сказал им:

- Вот приходили ко мне болгары, советую принять их закон; потом

пришли немцы из Рима, и те хвалили свой закон; еще приходили иудеи.

Последними приходили греки, хулили все законы и хвалили только свой. Много

рассказывали о жизни всего мира с самого его начала. Искусно они умели

говорить, чудесно слушать их. Они говорят – кто в их веру вступит, тот по

смерти восстанет и уже никогда не умрет. Ума моего не достает, не знаю, что

сделать. придайте мне ума, посоветуйте!..

- Ты знаешь князь, что никто не хулит своего, а хвалит, - отвечали

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты