Реферат: Христианство древней Руси

Реферат: Христианство древней Руси

План.

I. Язычество в древней Руси.

II. Христианство до официального принятия.

1. Первое проникновение христианства на Руси.

2. Неудачные попытки Ольги крестить Русь.

а) Что побудило Ольгу принять крещение. Визит в Константинополь.

б) Процесс крещения.

в) Неудачные попытки Ольги склонить Святослава к православию.

г) Реакция язычников на крещение.

III. Необходимость принятия христианства.

IV. Крещение Владимира.

1. Первое громкое выступление против языческой веры.

2. Выбор религии.

а) Поход на Белгород и иноземные послы в Киеве.

б) Совещание Владимира и рассказ послов о своем путешествии.

в) Осада Корсуня и принятия Владимиром христианской веры.

V. Крещение Руси.

1. Содержание идолов.

2. Крещение киевлян и новгородцев.

VI. Значение.

Введение.

История христианства, и в частности крещение Руси – темы неизменно актуальны.

Разные церкви претендуют на участие в событиях тысячелетней давности,

стремясь таким путем упрочить и нынешнее положение. Смена верований в

крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и

светских историков, поскольку религия в древних обществах неразрывна связана

с культурой и необходимо тончайшая операция, дабы с предрассудками не

выбросить на свалку многовековой культурно - социальный и хозяйственный опыт.

А последнее, к сожалению, случается не так уж редко.

Русская православная церковь издавна считает себя наследницей византийского

православия. Ну так же издавна ее трактовку оспаривают папская курия и

униаты. Не в Риме, не в Константинополе акт крещения Руси при Владимире не

был отмечен.

Главным источником по теме крещения Руси является «Повесть временных лет», хотя

начало летописи относится ко времени Владимира, причем к 1ой

половине его княжения, повествования о крещении составлено явно позднее и из

разных источников. Поэтому все события связанные с выбором христианства весьма

сомнительны.

I. Язычество в древней Руси

Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось во II – I

тысячелетиях до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго

до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ

земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с

производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая не

только от вложенного труда, но и от природных, прежде всего погодных,

условий, от правильного выбора времени работ придавало особое значение

годовому сельскохозяйственному циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского

хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах

погодных явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего

средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических,

верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления. Социальное

усложнение общества способствовало и возникновению разных уровней богов.

Сравнительно поздний культ Перуна стоял на ровне со сложившимся в разное

время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду

с ними почитались божества плодородия и предков – Род и Рожаницы, бог скота

Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла –

Берегыни и Упари, Русалки и пр. Со временем бог Род превратился в главного

бога, что с наметившимся развитием религиозных представлений в сторону

монотеизма. Своеобразно было осмысленно суточное движение солнца, которое

днем везли по небосводу везли кони, а ночью по подземному Мировому океану оно

плыло в ладье. Солнечные символы Древней Руси тесно связаны с конем (коньком)

и водоплавающей птицей, прежде всего с уткой. Их изображение в прикладном

искусстве в виде амулетов - оберегов часто находят при раскопках курганов.

Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в

могилу все то, что могло ему пригодиться, в том числе жертвенную пищу. При

похоронах лиц, принадлежавших к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили

моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по

очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных

местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось

каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли

жертвенные костры. Такие святилища изучены на Волхве под Новгородом и в

других местах. Киевское капище на древнейшей территории города было сложено

из камня и четырьмя выступами ориентированно по сторонам света. В жертву

богам приносили плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие

жертвоприношения.

Славянская мифическая мифология не была записана и литературно оформлена, но

следы остались как в языке, так и в изобразительном искусстве. Передача в

древнеславянских переводах греческих терминов «кошунословие» и пр. позволяет

считать, что этими словами обозначались языческие космологические сказания,

противопоставляемые библейским и превратно интерпретирующие их. Языческий

четырехсторонний идол из реки Збруча на Волыни дает картину мира

предхристианского времени. На нем изображены три горизонтальных ряда

человеческих фигур, что свидетельствует о существовании в представлениях того

времени трех ярусов мира – верхнего, почти бесконечного неба с устремленными

вверх мужскими и женскими богами, близкого зрителям среднего – земли и

нижнего – подземного, боги которого держат на себе верхние ярусы вселенной. В

верхнем мире могут быть опознаны Перун с саблей и конем, Дажьбог, женские

божества с рогом изобилия и коньком (Берегыня или Рожаница) и др.

Обслуживанием культа и выполнением ритуальных действий занимались волхвы,

кудесники, обладающие даром психологического воздействия на людей и

составлявшие особый социальный слой. В древности функции культа были

соединены с властью племенных старейшин и князей, но в Древней Руси жречество

уже отделилось от политической власти, и свидетельства XI в. о языческих

выступлениях против князей подтверждают это.

Формирование господствующего класса, связано с военной функцией, с

внеэкономическим принуждением изменяло традиционное соотношение божеств и

выдвигало дружинного бога молнии Перуна на первое место. Именно он мог стать

объектом монотеистического культа при дальнейшем развитии религии на основе

язычества.

Создание государственности и превращения князя из предводителя племени или

племенного союза в главу социальной группы осуществляющей классовую основной

массы трудящегося населения, поднимало язычество на новую ступень и делало

его государственным культом.

II. Христианство до официального принятия

1. Первое проникновение христианства на Русь

По преданию святой Апостол Первозванный был, с проповедью Евангелия в Скифии

то есть в стране из которой впоследствии образовалась Россия. Поднявшись на

киевские горы, он поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой

стране будет сиять истинная вера христианства.

Святой Апостол Андрей пришел в будущую землю Русскую от юга до севера: от

киевских гор до Новгорода и даже был на острове Валааме. Об этом

свидетельствуют новейшие исследования. Так местное (на севере России)

предание указывает, что святой Апостол Андрей Первозванный, просветитель

скифов и славя, прибыл из Киева в Новгород. Отсюда по реке Волхову доплыл до

Ладожского озера, а потом до Валаама. Тем благословил горы каменным крестом.

Истребил капища Велеса и Перуна, обратил в христову веру жрецов идольских и

обитавших на острове язычников, положив основания на Валааме исповедание веры

Христовой. Оставил пастырями ново собранного стада Христова некоторых

сопутствующих ему учеников.

В древнейшей рукописи хранившееся в библиотеке Владимирского Монастыря, об

этом говорится так: «Святой Андрей от Иерусалима прошел Голяд, Косог, Роден,

Скеф, Скифии словень смежный степями, достиг Смоленска, и ополчений Скиф и

Славянска Великого, и Ладогу оставил, в ладьях сев, в бурное вращающееся

озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты

каменные. Ученики же его сына Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма

повсюду сделали ограды и все посадники (тесть заместители князей правителей)

доезжали от Славянска и Смоленска, и многие жрецы окрестились, и капища

Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».

О пребывании Святого апостола Андрея на Валааме и другой памятник древности:

« ».

В « » говорится: «Ноября 30 – го святого апостола. Вахвального

Андрея Первозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древле тому

прейдете в Киев Смоленск Новгород Гругик и Валааму».

Исследователи указывают на то, что устное и письменное предание Валаама

утверждает, что Православную Веру _ Христову на Валааме основал св. апостола

Андрей. Продолжалось – ли христианство на Валааме непрерывно до времени

основания там монастыря – это положительно теперь нельзя определить.

Из сказаний древнейшей рукописи « » видно, что на Валааме,

после святого апостола Андрея, существовала и может быть, и не прерывалась

правительственная организация, что там существовало свое вече, по образцу

Новгородского, что о Валааме знали и в чужих землях, и в случаях опасности

искали спасения в нем, что, наконец, и каменный крест святого апостола Андрея

сохранился там, до времени преподобного Сергея Валаамского, что указывает на

существования христианства. Одним словом Валаам, до основания на нем

монастыря, принадлежал славянам и, вероятно находился в гражданском союзе с

Новгородом, и на Валааме не исчезли следы христианской Православной Веры до

преподобного Сергея. Хотя рядом с христианством не прерывалось еще и

язычество.

Первыми из русских князей, по преданию крестились киевские князья Аскольд и

Дир (867 г.).

Христианство стало проникать в басен Днепра во второй половине первого

тысячелетия. В Малой Азии, на Балканском полуострове в Северном Причерноморье

и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и ученики. В Крыму и

на Таманском полуострове от тех времен сохранились катакомбные церкви. По

свидетельству Иоан-Хордадбеха, относящемуся к 840 г. русские купцы,

приезжавшие на восток, считали себя христианами. Варяжские купцы и

дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там

обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передовая его

славянам. Христианская литература, написанная на старославянском, языке

проникала на Русь из соседней Болгарии.

Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и стояла церковь святого

Ильи, христианского дворянина языческого бога Перуна.

Церковь святого Ильи, обслуживавшая ту часть дружины Игоря, которая, по

словам, летописи, исповедовала христианство и при заключении договора с

греками клялась именем христианского бога, в то время как остальные

дружинники клялись Перуном. Где именно находилась эта церковь, и что она

собой представляла до сих пор не известно. Она была в прошлом свободной

церковью варягов-христиан.

Однако христианство не проникало еще глубоко в древнерусское общество. Его

влияние распространилось лишь на некоторых представителей высшей знати и

купечества. Да и у ряда киевских князей оно не получило признания, они

сознательно медлили с принятием христианства так как при

тогдашних богословско-юридических воззрений Византийцев принятия крещения из

их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии.

Христианство до владимирской поры на Руси не было единообразным. В этой связи

исключительный интерес представлял более, чем странный обряд погребения,

выявляемый у киевских христиан веков археологами.

Могильники Киева и близ лежавших территорий содержат разные типы захоронений,

отражая разнообразие верований и памятных традиций. Наряду со славянскими и

отчасти не славянскими трупосожжениями здесь имеется и несколько типов

трупосожжений. Более столетия вокруг последних шли споры: христиане или

язычники, славяне или не славяне?

Неопределенностью пытались воспользоваться норманисты- сторонники

скандинавского происхождения варягов Руси. Но исследования антропологов,

показали, что захороненные от германцев отличаются больше, чем любая группа

славян, хотя и от славян они отличались тоже.

Признать могильники с трупоположениями христианскими долго не позволял

погребальный инвентарь. Захоронения сопровождались обычным для язычников

набором вещей, а в ряде случаев с умершим хоронили коня и женщину (видимо

рабыню). Но вот недавно С.С Ширинским было указано, что подобные захоронения

достаточно многочисленные и на христианских кладбищах того времени в Моравии.

На этом основании Б.АЮ Рыбаков усматривает в обряде отражение двоеверия -

смешения христианских и языческих обычаев. Христианскими теперь признаются

все погребения, ориентированные с запада на восток (так хоронили христиан).

Погребенья ориентированные с севера на юг, и захоронения в сидячем положении

признаются языческими.

Таким образом, христианская община известная по договору Игоря с Византией

944 года, находит материализованное воплощение в могильниках конца века. Факт

этот отвечает на многие вопросы и ставит другие не менее сложные. Ясно, что

ни греческих, ни римских священников при отправлении обряда погребения

киевских христиан не было: они не допустили бы такого святотатства, как

захоронения рабыни, да и вообще язык сопровождения отражающие отнюдь не

христианские представления о загробном мире. По летописи христианами были

варяги, а ближайшие параллели обнаруживаются в Моравии. Византийских изделий

в погребениях практически нет, хотя вроде бы действовал путь «из варяг в

греки», а князья ходили на Византию походами.

Итак, за разъяснением многих специфических особенностей раннего русского

христианства надо обращаться к Моравии, вообще землям подунайских славян, где

развертывалась деятельность Кирилла и Мифодия Для понимания же религиозной

ситуации на Дунае необходим еще более глубокий экскурс в истории

распространении здесь христианства.

2. Неудачные попытки Ольги крестить Русь

а). Что побудило Ольгу принять крещение, визит в Константинополь

О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять

христианство именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных

списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть,

что Ольга отправилась в Царьград язычницею, без твердого еще намерения

принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой

религии и возвратилась домой христианкой.

Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнею

политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и

экономических отношений с сильными соседями. Это могло возвысить авторитет и

государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском

престоле. Мы видим, что везде в Европе, как на западе, так и на востоке,

варвары, не смотря на то что опустошали области Империи и брали дань с

повелителей обоих Римов, питали всегда благоговейное уважение к Империи, к

блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают

постоянно отношения народов необразованных к образованным. Это уважение

варваров к Империи способствовало также распространению между ними

христианства. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в

Константинополь, но также любопытство посмотреть чудеса образованного мира;

сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии! Как

следствии этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других

разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга,

которая считалась мудрейшей из людей, не захотела побывать в Византии. В 957

году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив пышное и многолюдное

посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги,

корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в

императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе беседы

император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего

договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь

против арабов и Хазарии.

Что же прежде всего должно было обратить ее внимание? Разумеется, то, что

всегда резче отличало греков от Руси, - религия; известно, что греки

обыкновенно сами обращали внимание варварских князей и послов на свою

религию, показывали их храмы, священные сокровища; разумеется, при этом и

основные догматы веры были объяснены искусными толковниками. Если многие из

мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции, то нет ничего

удивительного, что обратилась к нему Ольга, во-первых, как женщина, в

характере которой было к тому менее препятствий, чем в характере князей-

воинов, во-вторых, как мудрейшая из людей, могшая, следовательно яснее других

понять превосходство греческой веры перед русскою. Но кроме этого трудно

отвергать от, что Ольга была уже в Киеве знакома с христианством и

предубеждена в его пользу; это предубеждение в пользу христианства могло

сильно содействовать к принятию его в Царьграде, но от предубеждения в пользу

до решительного шага еще далеко. Есть известия, что Ольга еще в Киеве была

расположена к христианству, видя добродетельную жизнь исповедников этой

религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не

исполнила своего намерения, боясь язычников. Принимая первую половину

известия, мы не можем допустить второй: опасность от язычников не уменьшалась

для Ольги и в том случае, когда она принимала крещение в Константинополе.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть

народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство – одни по

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты