Реферат: Христианство древней Руси
План.
I. Язычество в древней Руси.
II. Христианство до официального принятия.
1. Первое проникновение христианства на Руси.
2. Неудачные попытки Ольги крестить Русь.
а) Что побудило Ольгу принять крещение. Визит в Константинополь.
б) Процесс крещения.
в) Неудачные попытки Ольги склонить Святослава к православию.
г) Реакция язычников на крещение.
III. Необходимость принятия христианства.
IV. Крещение Владимира.
1. Первое громкое выступление против языческой веры.
2. Выбор религии.
а) Поход на Белгород и иноземные послы в Киеве.
б) Совещание Владимира и рассказ послов о своем путешествии.
в) Осада Корсуня и принятия Владимиром христианской веры.
V. Крещение Руси.
1. Содержание идолов.
2. Крещение киевлян и новгородцев.
VI. Значение.
Введение.
История христианства, и в частности крещение Руси – темы неизменно актуальны.
Разные церкви претендуют на участие в событиях тысячелетней давности,
стремясь таким путем упрочить и нынешнее положение. Смена верований в
крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и
светских историков, поскольку религия в древних обществах неразрывна связана
с культурой и необходимо тончайшая операция, дабы с предрассудками не
выбросить на свалку многовековой культурно - социальный и хозяйственный опыт.
А последнее, к сожалению, случается не так уж редко.
Русская православная церковь издавна считает себя наследницей византийского
православия. Ну так же издавна ее трактовку оспаривают папская курия и
униаты. Не в Риме, не в Константинополе акт крещения Руси при Владимире не
был отмечен.
Главным источником по теме крещения Руси является «Повесть временных лет», хотя
начало летописи относится ко времени Владимира, причем к 1ой
половине его княжения, повествования о крещении составлено явно позднее и из
разных источников. Поэтому все события связанные с выбором христианства весьма
сомнительны.
I. Язычество в древней Руси
Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось во II – I
тысячелетиях до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго
до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ
земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с
производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая не
только от вложенного труда, но и от природных, прежде всего погодных,
условий, от правильного выбора времени работ придавало особое значение
годовому сельскохозяйственному циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского
хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах
погодных явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего
средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических,
верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления. Социальное
усложнение общества способствовало и возникновению разных уровней богов.
Сравнительно поздний культ Перуна стоял на ровне со сложившимся в разное
время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду
с ними почитались божества плодородия и предков – Род и Рожаницы, бог скота
Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла –
Берегыни и Упари, Русалки и пр. Со временем бог Род превратился в главного
бога, что с наметившимся развитием религиозных представлений в сторону
монотеизма. Своеобразно было осмысленно суточное движение солнца, которое
днем везли по небосводу везли кони, а ночью по подземному Мировому океану оно
плыло в ладье. Солнечные символы Древней Руси тесно связаны с конем (коньком)
и водоплавающей птицей, прежде всего с уткой. Их изображение в прикладном
искусстве в виде амулетов - оберегов часто находят при раскопках курганов.
Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в
могилу все то, что могло ему пригодиться, в том числе жертвенную пищу. При
похоронах лиц, принадлежавших к социальной верхушке, сжигали их наложниц.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили
моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по
очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных
местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось
каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли
жертвенные костры. Такие святилища изучены на Волхве под Новгородом и в
других местах. Киевское капище на древнейшей территории города было сложено
из камня и четырьмя выступами ориентированно по сторонам света. В жертву
богам приносили плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие
жертвоприношения.
Славянская мифическая мифология не была записана и литературно оформлена, но
следы остались как в языке, так и в изобразительном искусстве. Передача в
древнеславянских переводах греческих терминов «кошунословие» и пр. позволяет
считать, что этими словами обозначались языческие космологические сказания,
противопоставляемые библейским и превратно интерпретирующие их. Языческий
четырехсторонний идол из реки Збруча на Волыни дает картину мира
предхристианского времени. На нем изображены три горизонтальных ряда
человеческих фигур, что свидетельствует о существовании в представлениях того
времени трех ярусов мира – верхнего, почти бесконечного неба с устремленными
вверх мужскими и женскими богами, близкого зрителям среднего – земли и
нижнего – подземного, боги которого держат на себе верхние ярусы вселенной. В
верхнем мире могут быть опознаны Перун с саблей и конем, Дажьбог, женские
божества с рогом изобилия и коньком (Берегыня или Рожаница) и др.
Обслуживанием культа и выполнением ритуальных действий занимались волхвы,
кудесники, обладающие даром психологического воздействия на людей и
составлявшие особый социальный слой. В древности функции культа были
соединены с властью племенных старейшин и князей, но в Древней Руси жречество
уже отделилось от политической власти, и свидетельства XI в. о языческих
выступлениях против князей подтверждают это.
Формирование господствующего класса, связано с военной функцией, с
внеэкономическим принуждением изменяло традиционное соотношение божеств и
выдвигало дружинного бога молнии Перуна на первое место. Именно он мог стать
объектом монотеистического культа при дальнейшем развитии религии на основе
язычества.
Создание государственности и превращения князя из предводителя племени или
племенного союза в главу социальной группы осуществляющей классовую основной
массы трудящегося населения, поднимало язычество на новую ступень и делало
его государственным культом.
II. Христианство до официального принятия
1. Первое проникновение христианства на Русь
По преданию святой Апостол Первозванный был, с проповедью Евангелия в Скифии
то есть в стране из которой впоследствии образовалась Россия. Поднявшись на
киевские горы, он поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой
стране будет сиять истинная вера христианства.
Святой Апостол Андрей пришел в будущую землю Русскую от юга до севера: от
киевских гор до Новгорода и даже был на острове Валааме. Об этом
свидетельствуют новейшие исследования. Так местное (на севере России)
предание указывает, что святой Апостол Андрей Первозванный, просветитель
скифов и славя, прибыл из Киева в Новгород. Отсюда по реке Волхову доплыл до
Ладожского озера, а потом до Валаама. Тем благословил горы каменным крестом.
Истребил капища Велеса и Перуна, обратил в христову веру жрецов идольских и
обитавших на острове язычников, положив основания на Валааме исповедание веры
Христовой. Оставил пастырями ново собранного стада Христова некоторых
сопутствующих ему учеников.
В древнейшей рукописи хранившееся в библиотеке Владимирского Монастыря, об
этом говорится так: «Святой Андрей от Иерусалима прошел Голяд, Косог, Роден,
Скеф, Скифии словень смежный степями, достиг Смоленска, и ополчений Скиф и
Славянска Великого, и Ладогу оставил, в ладьях сев, в бурное вращающееся
озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты
каменные. Ученики же его сына Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма
повсюду сделали ограды и все посадники (тесть заместители князей правителей)
доезжали от Славянска и Смоленска, и многие жрецы окрестились, и капища
Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».
О пребывании Святого апостола Андрея на Валааме и другой памятник древности:
« ».
В « » говорится: «Ноября 30 – го святого апостола. Вахвального
Андрея Первозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древле тому
прейдете в Киев Смоленск Новгород Гругик и Валааму».
Исследователи указывают на то, что устное и письменное предание Валаама
утверждает, что Православную Веру _ Христову на Валааме основал св. апостола
Андрей. Продолжалось – ли христианство на Валааме непрерывно до времени
основания там монастыря – это положительно теперь нельзя определить.
Из сказаний древнейшей рукописи « » видно, что на Валааме,
после святого апостола Андрея, существовала и может быть, и не прерывалась
правительственная организация, что там существовало свое вече, по образцу
Новгородского, что о Валааме знали и в чужих землях, и в случаях опасности
искали спасения в нем, что, наконец, и каменный крест святого апостола Андрея
сохранился там, до времени преподобного Сергея Валаамского, что указывает на
существования христианства. Одним словом Валаам, до основания на нем
монастыря, принадлежал славянам и, вероятно находился в гражданском союзе с
Новгородом, и на Валааме не исчезли следы христианской Православной Веры до
преподобного Сергея. Хотя рядом с христианством не прерывалось еще и
язычество.
Первыми из русских князей, по преданию крестились киевские князья Аскольд и
Дир (867 г.).
Христианство стало проникать в басен Днепра во второй половине первого
тысячелетия. В Малой Азии, на Балканском полуострове в Северном Причерноморье
и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и ученики. В Крыму и
на Таманском полуострове от тех времен сохранились катакомбные церкви. По
свидетельству Иоан-Хордадбеха, относящемуся к 840 г. русские купцы,
приезжавшие на восток, считали себя христианами. Варяжские купцы и
дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там
обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передовая его
славянам. Христианская литература, написанная на старославянском, языке
проникала на Русь из соседней Болгарии.
Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и стояла церковь святого
Ильи, христианского дворянина языческого бога Перуна.
Церковь святого Ильи, обслуживавшая ту часть дружины Игоря, которая, по
словам, летописи, исповедовала христианство и при заключении договора с
греками клялась именем христианского бога, в то время как остальные
дружинники клялись Перуном. Где именно находилась эта церковь, и что она
собой представляла до сих пор не известно. Она была в прошлом свободной
церковью варягов-христиан.
Однако христианство не проникало еще глубоко в древнерусское общество. Его
влияние распространилось лишь на некоторых представителей высшей знати и
купечества. Да и у ряда киевских князей оно не получило признания, они
сознательно медлили с принятием христианства так как при
тогдашних богословско-юридических воззрений Византийцев принятия крещения из
их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии.
Христианство до владимирской поры на Руси не было единообразным. В этой связи
исключительный интерес представлял более, чем странный обряд погребения,
выявляемый у киевских христиан веков археологами.
Могильники Киева и близ лежавших территорий содержат разные типы захоронений,
отражая разнообразие верований и памятных традиций. Наряду со славянскими и
отчасти не славянскими трупосожжениями здесь имеется и несколько типов
трупосожжений. Более столетия вокруг последних шли споры: христиане или
язычники, славяне или не славяне?
Неопределенностью пытались воспользоваться норманисты- сторонники
скандинавского происхождения варягов Руси. Но исследования антропологов,
показали, что захороненные от германцев отличаются больше, чем любая группа
славян, хотя и от славян они отличались тоже.
Признать могильники с трупоположениями христианскими долго не позволял
погребальный инвентарь. Захоронения сопровождались обычным для язычников
набором вещей, а в ряде случаев с умершим хоронили коня и женщину (видимо
рабыню). Но вот недавно С.С Ширинским было указано, что подобные захоронения
достаточно многочисленные и на христианских кладбищах того времени в Моравии.
На этом основании Б.АЮ Рыбаков усматривает в обряде отражение двоеверия -
смешения христианских и языческих обычаев. Христианскими теперь признаются
все погребения, ориентированные с запада на восток (так хоронили христиан).
Погребенья ориентированные с севера на юг, и захоронения в сидячем положении
признаются языческими.
Таким образом, христианская община известная по договору Игоря с Византией
944 года, находит материализованное воплощение в могильниках конца века. Факт
этот отвечает на многие вопросы и ставит другие не менее сложные. Ясно, что
ни греческих, ни римских священников при отправлении обряда погребения
киевских христиан не было: они не допустили бы такого святотатства, как
захоронения рабыни, да и вообще язык сопровождения отражающие отнюдь не
христианские представления о загробном мире. По летописи христианами были
варяги, а ближайшие параллели обнаруживаются в Моравии. Византийских изделий
в погребениях практически нет, хотя вроде бы действовал путь «из варяг в
греки», а князья ходили на Византию походами.
Итак, за разъяснением многих специфических особенностей раннего русского
христианства надо обращаться к Моравии, вообще землям подунайских славян, где
развертывалась деятельность Кирилла и Мифодия Для понимания же религиозной
ситуации на Дунае необходим еще более глубокий экскурс в истории
распространении здесь христианства.
2. Неудачные попытки Ольги крестить Русь
а). Что побудило Ольгу принять крещение, визит в Константинополь
О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять
христианство именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных
списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть,
что Ольга отправилась в Царьград язычницею, без твердого еще намерения
принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой
религии и возвратилась домой христианкой.
Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнею
политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и
экономических отношений с сильными соседями. Это могло возвысить авторитет и
государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском
престоле. Мы видим, что везде в Европе, как на западе, так и на востоке,
варвары, не смотря на то что опустошали области Империи и брали дань с
повелителей обоих Римов, питали всегда благоговейное уважение к Империи, к
блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают
постоянно отношения народов необразованных к образованным. Это уважение
варваров к Империи способствовало также распространению между ними
христианства. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в
Константинополь, но также любопытство посмотреть чудеса образованного мира;
сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии! Как
следствии этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других
разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга,
которая считалась мудрейшей из людей, не захотела побывать в Византии. В 957
году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив пышное и многолюдное
посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги,
корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в
императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе беседы
император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего
договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь
против арабов и Хазарии.
Что же прежде всего должно было обратить ее внимание? Разумеется, то, что
всегда резче отличало греков от Руси, - религия; известно, что греки
обыкновенно сами обращали внимание варварских князей и послов на свою
религию, показывали их храмы, священные сокровища; разумеется, при этом и
основные догматы веры были объяснены искусными толковниками. Если многие из
мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции, то нет ничего
удивительного, что обратилась к нему Ольга, во-первых, как женщина, в
характере которой было к тому менее препятствий, чем в характере князей-
воинов, во-вторых, как мудрейшая из людей, могшая, следовательно яснее других
понять превосходство греческой веры перед русскою. Но кроме этого трудно
отвергать от, что Ольга была уже в Киеве знакома с христианством и
предубеждена в его пользу; это предубеждение в пользу христианства могло
сильно содействовать к принятию его в Царьграде, но от предубеждения в пользу
до решительного шага еще далеко. Есть известия, что Ольга еще в Киеве была
расположена к христианству, видя добродетельную жизнь исповедников этой
религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не
исполнила своего намерения, боясь язычников. Принимая первую половину
известия, мы не можем допустить второй: опасность от язычников не уменьшалась
для Ольги и в том случае, когда она принимала крещение в Константинополе.
К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть
народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство – одни по