Реферат: Товарищество передвижных художественных выставок

К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят

умудрённые некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них

складывается твёрдое убеждение, что пришло время найти такую форму

объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от

официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов,

сделать более тесными прямыми связи искусства со зрителем, с народом.

Артель ещё существовала, когда возникла мысль организовать Товарищество

передвижных художественных выставок. Инициатором создания выступил в 1869

году Г. Г. Мясоедов. Этот резкий, горячий и прямой человек в течение всей

своей жизни был убежденным в правильности выбора им пути и страстно боролся

за осуществление своих художественных идеалов. Мясоедов заручился содействием

Крамского, который сплотил под знаменем Товарищества немало художественной

молодёжи Петербурга. Наряду с Мясоедовым и Крамским много любви и искреннего

увлечения в дело Товарищества вложил Н. Н. Ге, который возбудил симпатию

многих художников к новому начинанию. Представление о выставочной

деятельности как о форме коллективного общественного выступления к 70-м годам

было уже широко распространено. Почему, однако, восторжествовала идея именно

«подвижных» выставок? Возможно, что английские передвижные выставки послужили

одним из побудительным толчков. Но самым существенным мотивом были,

бесспорно, широкие общественные и художественные просветительные возможности,

кроющиеся в этом новом начинании. Возможность приобрести необъятно народную

аудиторию, настроенную более прогрессивно, становилась реальной. Стремление

приблизить искусство к народу для художников 60 – 70-х годов было теснейшим

образом было связано с идейно-воспитательными задачами. Деятельность

художников понималась ими как общественное служение, как патриотический долг

художника-гражданина. И сюжеты, и язык своих произведений художник стремился

сделать доступными каждому. Передовым русским художникам-демократам в высшей

степени было свойственно понимание того, что творчество их должно быть

обращено не только к столичному зрителю, но и ко всем народам России. Это

нашло отражение в широком диапазоне передвижения, в характере педагогической

работы, в заботе об открытии музеев на местах, в многочисленных и дружеских

связей с художниками Украины, Закавказья, Прибалтики. Цель была поставлена

совершенно ясная: создать организацию, руководимую самими художниками –

членами коллектива, объединёнными общностью идейных и творческих устремлений,

независимую от официальной опёки.

Краткая история Товарищества рисуется в следующих чертах. В итоге

предварительных встреч и переписки создавшаяся в Москве инициативная группа

направила 23 ноября 1869 года письмо, обращённое в петербургскую Артель. В

нём содержалось предложение объединиться для организации подвижных выставок. К

письму приложен был Проект Устава, содержащий комментарии о вопросах творческой

и материальной независимости художника, о его свободе от начальственной опёки.

Необходимо подчеркнуть, что стремление будущих передвижников к независимости, к

творческой свободе меньше всего носило индивидуалистический характер. Чётким по

своей направленности является и определение цели Товарищества, данное в первом

пункте проекта Устава: «Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью:

доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского

искусства».[2] Таким образом, с самого

начала вопрос об огромном расширении круга зрителей, сферы воздействия вставал

с полной ясностью для инициаторов Товарищества. Крамской же говорил, что

искусство передвижников должно привлечь симпатию «в той огромной массе

общества, которое ещё находится в состоянии усыпления».

Письмо и проект были зачитаны на одном из «четвергов» Артели. Тут же многие

из присутствующих своими подписями подкрепили предложения москвичей. Очень

скоро признанным идейным руководителем передвижников становится Крамской,

выдающийся мыслитель, публицист и критик, человек исключительный моральной

чистоты и цельности. Был составлен Устав. Но искать в его тексте широкое

изложение задач и идей Товарищества напрасно. Инициаторы стремились

завуалировать свои подлинные намерения. Вот перечень членов- учредителей из

первого Устава, утверждённого 2 ноября 1870 года: В. Перов, Г. Мясоедов, А.

Саврасов, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, М. К. и М. П. Клодты, И.

Шишкин, К. Маковский, Н. Маковский, В. Якоби, А. Корзухин, К. Лемох. По своим

общественным симпатиям по художественной программе передвижники – в период

создания Товарищества – выступали как продолжатели дела Артели.

Факт широкого участия художников в подготовительной работе в создании

Товарищества доказывает, как своевременно возникла эта идея. Реакционные

круги стремились очернить Товарищество, представить его как предприятие

коммерческое. Их задачей была дискредитация демократического движения в

искусстве. Враги нового дела клеветнически использовали тот факт, что

Товарищество было не только творческим центром демократических художников, но

и создавало материальную базу, необходимую для развития независимого от

Академии и от благотворителей искусства. Передвижники должны были специально

готовить картины для каждой выставки, однако почти все картины продавались в

Петербурге и Москве, в других городах, как правило, покупали мало. С

коммерческой точки зрения передвигать картины после центра было уже далеко

не всегда целесообразно. Но тем не менее члены Товарищества считали

необходимым расширение его передвижной деятельности.

Современники прекрасно оценили огромное значение того факта, что русская

демократическая художественная среда нашла силы, решимость и мужество, чтобы

созданная ею самостоятельное творческое содружество завоевало авторитет и

признание широкого зрителя. Это, впрочем, нисколько не противоречит тому, что

Товариществу пришлось отстаивать своё существование и свои принципы в

нелёгких боях в будущем.

§ 3. Значение первой выставки Товарищества

Мясоедов утверждал, что успех первого выступления должен предопределять во

многом дальнейшие судьбы Товарищества, - и оказался прав. Первая выставка

открылась 29 ноября 1871 года и закрылась 2 января 1872 года. Выставка сразу

принесла признание, хотя выступило на ней в Петербурге лишь шестнадцать

художников, показавших сорок семь произведений. Уже это одно отличало её от

более обширных по количеству экспонатов академических выставок, а также

парижских салонов, содержащих порой до трёх тысяч произведений. Вот перечень

участников выставки в Петербурге: В. Ф. Амман, С. Н. Аммосов, А. П.

Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский(скульптор), М.

К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г.

Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.

Как же весомо должна была звучать для современников каждая картина, и какой

цельностью идейных творческих устремлений должна была отличаться выставка, в

целом, чтобы вызвать огромный общественный резонанс, который сопутствовал

первому публичному выступлению передвижников и в обеих столицах и на Украине!

Почему так произошло? Причин, приковавших к первой выставке общественное

внимание, было несколько. Это был первый выход в свет первого в России

открытого, публичного, сплочённого творческого содружества. Выставка была

воспринята как программное выступление художников-демократов и действительно

являлась таковым. Стасов писал: «Кому ещё недавно могло прийти в голову, что

настанут . такие времена, когда русские художники не захотят больше

ограничиваться одним личным своим делом . что они вдруг бросят свои норы и

захотят окунуться в океан действительной жизни .».

[3] Журнал «Отечественные записки», возглавляемый Некрасовым, посвятил

первой выставке специальный обзор, где приветствовал демократический характер

объединения. Широкий отклик в прессе встретила выставка и в Москве, которая

была открыта 24 апреля 1872 года. Кроме Петербурга и Москвы выставка посетила

Киев и Харьков. Успех, живой интерес к ней подтвердили жизненность нового

начинания. Выставка содержала значительные произведения во всех основных жанрах

живописи. Это были «Охотники на привале» Перова, «Порожняки» Прянишникова,

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге, «Грачи прилетели»

Саврасова, портреты Крамского и другие произведения. Идейный и художественный

уровень этой выставки был исключительно высок. Она послужила началом прочной

связи передвижников с П. М. Третьяковым.

Первая Передвижная выставка стала трибуной, с которой выступали лучшие

русские художники, выразители передовых общественных и эстетических идей

своего времени, борцы за национальное демократическое искусство, трибуной,

имеющей широкую народную аудиторию. Поэтому Товарищество становится идейным и

творческим центром всего демократического русского искусства. Выставка

показала, что в итоге предшествующей борьбы и исканий сложилась русская

национальная демократическая школа реалистической живописи, способная

продолжать дальнейшую борьбу за искусство.

ГЛАВА II. ГОДЫ РОСТА. СОБИРАНИЕ СИЛ. БОРЬБА ЗА

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

§ 1. Этапы деятельности Товарищества

Начальный этап деятельности Товарищества можно условно ограничить первыми 5-ю

выставками (1871 – 1878 годы). Это были трудные, но плодотворные годы – годы

расширения сферы публичных выступлений Товарищества, закрепления его идейных

и творческих позиций, привлечения к объединению наиболее прогрессивных

художественных сил. В это время в изобразительном искусстве проявились

основные закономерности, свойственные развитию современной передвижникам

русской культуры в целом. В творчестве передвижников эти процессы проявились

с достаточной отчётливостью. В первые годы создавались предпосылки для той

роли, которую Товарищество с большим успехом осуществляло на последующих

этапах, когда оно как в фокусе сосредоточило в себе идейные и творческие

устремления не только русских художников, но художников национальных окраин

России. С первых лет существования организация становилась центром притяжения

демократических художественных сил. Товарищество привлекало в свои ряды В. М.

Максимова, К. А. Савицкого, Н. Я. Ярошенко, В. М. Васнецова, В. Е.

Маковского, А. И. Куинджи.

Об успехах Товарищества в осуществлении своей просветительской миссии

свидетельствует неуклонное расширение выставочной деятельности, особенно

развернувшейся после первых двух выставок. Из года в год растёт и география

передвижения. Вторая выставка побывала в Киеве, Харькове, Орле, Риге, Вильно,

Одессе, Кишинёве. Выставки порождали обширную прессу. Обзорные статьи

публиковались в таких крупных журналах, как «Отечественные записки», «Санкт-

Петербургские ведомости» и другие. Живой отклик в печати получали

передвижные художественные выставки на местах. Наибольшее внимание привлекали

картины, отражающие современную жизнь. От них ждали ответа на волнующие

жизненные вопросы, подходили к ним с теми же требованиями, как и к

современной литературе. А верно ли отражены жизненно важные явления? Типичны

и правдивы ли характеристики персонажей? Именно под этим углом зрения

рассматривались прогрессивной критикой произведения передвижных выставок. С

этих позиций была оценена картина Ге « Пётр I допрашивает царевича Алексея

Петровича в Петергофе», а также «Царевна Софья» Репина. Отмечалось присущее

авторам этих полотен умение раскрывать сложное душевное состояние героев.

Да, 1870-е годы стали важным этапом в становлении и расширении деятельности

Товарищества. Однако развитие этой деятельности происходило отнюдь не в

идиллической обстановке. Начиная с первой же выставки стало ясно, как трудно

будет утверждать новое содружество в условиях всё более обостряющихся

общественных противоречий. В период 1870 –1878 годов руководство принадлежало

Крамскому, Мясоедову, Перову, Ге. Товариществу пришлось вести борьбу за

подлинное, не только организационное сплочение «товарищей», но и за общность

идейно-художественных задач, за утверждение того направления в искусстве,

которое передвижники полагали отвечающим народным запросам, за воспитание

молодой смены. Эта была борьба и за сохранение самостоятельности, достигнутой

со столь большими тяготами, за создание материального фундамента на основах,

которые не противоречили бы высокому самосознанию художника-демократа. Всё

более сложными и напряжёнными становятся отношения Товарищества с Академией

художеств. Существовали противоречия и в недрах самого объединения. Порой

Товарищество принимало в свои ряды художников, идейно и творчески далёких от

передвижников (например: А. П. Боголюбов, деятельность которого сочеталась с

верноподданнической привязанностью к царствующему дому, К. Ф. Гун, Ф. А.

Бронников). На вопрос Третьякова о причинах такого либерализма Крамской

отвечает: «. это вопрос сложный. Чтобы ответить коротко, я скажу так: Мы бойцы,

нас немного, правда, то есть настоящих . но мы не желаем, чтобы те, о ком Вы

говорите, были бы против нас».[4]

Прямой изменой делу Товарищества был переход в стан Академии одного из

организаторов и учредителей объединения – Якоби, так как произошло его

идейное перерождение, превращение в мастера салонных, «костюмных»

исторических картин. Разошлись с Товариществом и пути Корзухина и Журавлёва.

Причины их отдаления от Товарищества остаются не ясными. В 1877 году из

организации уходит Перов. Причины разрыва его с Товариществом двух родов –

экономические и идейные. Цель Товарищества он трактует как чисто

экономическую. Однако решающую роль в разрыве с Товариществом играло,

конечно, расхождение идейное. Ударом для Товарищества был идейный перелом в

творчестве Ге, вступившего в полосу напряжённых религиозных исканий,

пытавшегося вовсе бросить искусство, осесть «на землю».

Несмотря на трудности, противоречия внутри Товарищества, авторитет

объединения всё время рос. Современники ясно осознавали тот факт, что эта

организация действительно стала средоточием живых художественных сил. Борьба

против салонного искусства, против проникновения в Товарищество идей

либерализма и натуралистических тенденций, обозначившаяся уже в первое

передвижническое десятилетие, продолжается и приобретает особую остроту в 80-

е годы – годы расцвета деятельности объединения Товарищества.

§ 2. Идейный облик передвижников

В течение 1870-х годов к Товариществу присоединилась лучшая часть молодёжи –

В. Максимов, В. Маковский, В. Васнецов, В. Поленов, Н. Ярошенко, М.

Антокольский и другие художники.

Развитие и расцвет деятельности Товарищества падает на 70-е и 80-е годы. Но

основы мировоззрения передвижников были заложены раньше, в конце 50-х и

начале 60-х годов, то есть в период общедемократического подъёма.

Чрезвычайно существенно, что именно в эти годы шло идейное формирование

Мясоедова, Ге, Крамского, Перова, Саврасова, Шишкина, Репина, Савицкого,

Максимова.

Покидая родную глушь молодые художники попадали в среду разночинной

интеллигенции, которая со всех концов России стекалась в столицу, в

обстановку оживлённой общественной и политической жизни.

Высшей степени поучительна эволюция взглядов молодого Шишкина, нарастание

критических, радикальных высказываний в его первоначально патриархальных

письмах к родителям. Он начинает высоко ценить Салтыкова-Щедрина, нападает на

бюрократизм и «чиновничьи взгляды», на великосветское общество и его отрыв от

народа.

Напряжённая интеллектуальная жизнь, которой жили художники-разночинцы 60-х

годов была характерна и для передвижнической среды. Живой интерес ко всем

проявлениям политической и духовной жизни народа, страстное стремление к

подлинному образованию, уважение к науке – всё это связано с заветами лучшей

части русской интеллигенции 40-60-х годов, не мыслившей себе писателя (или

деятеля искусства) иначе, чем человеком широкого кругозора и активных

общественных интересов.

Литература, с которой знакомились художники 60- 70-х годов, была обширна.

Однако решающее воздействие на формирование идейных и эстетических взглядов

передвижников оказывали труды великих революционных демократов Белинского,

Чернышевского и Добролюбова.

Общественно-политические и эстетические взгляды передвижников прошли сложный

и противоречивый путь развития. Стремление овладеть передовой общественной и

философской мыслью своей эпохи, выработать на её основе свои эстетические

взгляды было искренним, глубоким и плодотворным.

Крамской, так же как Шишкин и Мясоедов постоянно стремились подняться до

атеистического мировоззрения. Они резко выступали против церкви как пособницы

угнетающих классов. Они решительно критиковали самодержавный строй. Идейные и

творческие искания передвижников были исполнены подлинного и горячего

стремления творить на благо Родины. Чрезвычайно существенно то, что вся

деятельность передвижников была пронизана мыслью об идейно-воспитательном

назначении искусства, об ответственности художника, призванного ставить в своих

произведениях важнейшие животрепещущие вопросы современной действительности.

Мясоедов писал Стасову: «. реализм должен охватывать всё существующее, и чем

шире он захватит, тем полней выразится».[5]

И передвижники отнюдь не ограничивались изображением лишь одних отрицательных,

драматических сторон жизни. Напротив, им был свойствен социальный оптимизм,

вера в нравственные и духовные силы народа. Наряду с образами отрицательными и

сатирическими, разоблачавшими представителей господствующих классов,

передвижники создали и целый ряд прекрасных по своей духовной проникновенности

положительных типических образов – образов крестьян,

трудового люда, революционной интеллигенции; портреты лучших деятелей науки,

литературы и искусства; позже и образы революционных рабочих.

Правда для передвижников – не во внешнем правдоподобии, не в иллюзорности

изображения, а в глубоком проникновении в сущность народной жизни. Подлинно

прекрасное возникает из правды жизни. Передвижники связывали понятия о

прекрасном с духовной красотой, с богатством и содержательностью внутреннего

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты