Реферат: Тобольская губерния

Р.М. Указанное сочинение.

В первой четверти 19в. наблюдается сокращение численности купечества. С

1800г. по 1825г. она уменьшилась почти в 6 раз. Причину этого явления сами

купцы видели прежде всего в экономической политике правительства, которое по

их мнению плохо защищает отечественную промышленность и торговлю от

конкуренции, а купечество от конкуренции торгующих крестьян, непомерно

утяжеляет налоговый пресс.

Во второй четверти 19в. численность купцов начала расти. Причинами этого

явились общая интенсификация экономической жизни страны, увеличение

численности неподатных слоев – дворянства, чиновничества, военных. В силу

своего происхождения и сословного положения, характера деятельности они были

оторваны от натурального домашнего хозяйства и основную часть своих

потребительских запросов удовлетворяли именно через рынок и базар; повышение

товарности крестьянского хозяйства.

Местная администрация была проводником экономической политики, которую

осуществляла центральная власть. Местные органы контролировали хозяйственную

жизнь города, задаваясь целью регламентировать все существовавшие виды

торговой деятельности.

На соблюдение торговых прав горожан направлялись усилия местного чиновничества.

Прежде всего за исполнением правил торговли наблюдали городские думы. Где их не

было – ратуши, магистраты. Эти органы докладывали о результатах проверок

казенной палате.1

В компетенцию Городской думы входили надзор за правилами торговли, учет

городского населения, запись в городские сословия, выдача купцам и мещанам

паспортов и билетов на право отлучки по торговым делам и на промыслы,

установление цен на продукты питания.

Городская дума осуществляла надзор за службой лиц, выбранных на должности,

тем более, что многие купцы или мещане пытались «избегать» выполнения своих

обязанностей перед государством.

В обязанности думы входило предоставление в казенную палату ведомостей о

ценах на продовольствие и фураж, о торговых ценах. С 1848г. дума должна была

заниматься сбором статистических сведений.

Дума занималась формированием городского бюджета, на средства которого

содержались все местные органы управления и выплачивалось жалованье чиновникам

(государственное жалованье получали только полицейские чиновники).

1

Наибольшие отчисления в городской бюджет шли с «питейных» прибылей. В Тюмени в

конце 18-начале 19в. они составили от 285 до 300 рублей.

2

А также бюджет пополнялся за счет отчислений от сферы мелкой торговли и услуг.

Городской бюджет г.Тюмени получал с торгующих крестьян по свидетельствам до 23

рублей, с разносчиков лакомств 25 рублей, примерно столько же давали городу

гостинные и постоялые дворы.3

В 1840г. городской бюджет Тюмени составил 12тыс. 50 рублей.

4 С 1845г. в Тюмени начала действовать ярмарка, получившая название

Васильевская. Это сказалось на благосостоянии города, доходы которого стали

расти.

Городские магистраты выполняли следующие функции: выдача свидетельств на

получение горожанами подрядов; наблюдение за тем, чтобы в городе не продавались

иностранные товары без таможенного клейма; ревизия винных и соляных магазинов;

составление еженедельных ведомостей об опротестованных векселях; отчитывались о

городских доходах и расходах перед казенной палатой; проверяли мещанские книги

по торговле; осуществляли надзор за соблюдением правил купеческой торговли;

раскладка государственных и земских городских сборов; надзор за продажей вина и

соли; контроль цен на съестные припасы, фураж и провиант; предоставляли

сведения о хозяйственной жизни города; наказывали за отлучку из города без

разрешения. При магистрате действовали городские словесные суды, которые решали

споры о денежных займах, имущественном ущербе, о подрядах, расчетах между

купцами, иногда их называли «торговыми судами».

1

Казённая палата учитывала сборы, составляла реестры о доходах и расходах

казначейства, заботилась о доставке и сохранении сборов, осуществляла

монополию торговли вином и солью.

В уездах эти функции выполняли уездные казначейства, которые подчинялись

казённой палате и отсылали туда ведомости о собранных доходах и недоимках.

Свидетельства на торговли и промыслов, билеты на лавки, магазины и другие

торговые заведения выдавались в уездных казначействах после взноса

установленной пошлины, свидетельства и билеты имели силу в городе, где они

выдавались и в его предместии или уезде. Действительны они были со дня выдачи

до 1 января следующего года.

Уездное казначейство составляло списки тех, кому были выданы билеты или

свидетельства. Один экземпляр отсылали в Городскую думу или ратушу, а другой

хранился в Казённой палате, где составлялись общие списки по всей губернии и

один экземпляр такого списка отправлялся в министерство финансов.

2

Городская полиция следила за порядком торговли; наблюдала за качеством

измерительных приборов; взыскивала недоимки; объявляла о торгах, где

заключались договоры на казённые подряды и поставки; принимала меры к

соблюдению винной монополии и монетной регалии государства; следила, чтобы в

городе не было лавок без выданных на то разрешений; осуществляла сбор денег с

иногородных купцов. В 1823 году городская полиция Тюмени ликвидировала

перекупку сельскохозяйственных продуктов с целью прекращения спекуляции.

Также надзор за выполнением правил торговли осуществляли выборные от города

должностные лица: общегородские и частные маклеры, нотариусы, смотрители

«неуказных» торгов и торговых рядов, альдерманы.

1

По указу губернского правления городничие и стряпчие с 1815 года ежемесячно

производили «свидетельствование» вина в складах казённого и заготавливаемого

откупщиками на собственные средства. О результатах проверок они «доносили»

Казённым палатам. Попутно они причисляли откупщиков в гильдии, соответствующие

сумме содержимых ими сборов, так как многие предпочитали записываться в более

низкую гильдию, чтобы платить меньший налог.

2

Значение купечества 1-й половины 19 в. заключается в его социальной и личностной

мобильности, которая связана с характером различных казённых и городских служб,

которые они несли вследствие немногочисленности коронной бюрократии и почти

полного отсутствия дворянства. Явившиеся наиболее состоятельными членами

городской общины купцы занимали ключевые посты в системе городского

самоуправления, которые требовали образования (грамоты), имущественной

ответственности за казённую службу. Они были бургомистрами, ратманами,

президентами магистрата, городскими головами, «счётчиками» у винной и соляной

«продажи», при сборе подушных денег,оценивали казённую пушнину, работали на

таможнях.1

Для сибирского купечества характерно активное сочетание торговой деятельности с

занятием высоких должностей в городском самоуправлении. Занятие купцами высоких

должностей сказывалось благоприятно на торговой деятельности их самих и их

родственников. Купец, который исполнял службу «с похвалою» получал признание

общества и правительства, мог просить присвоения звания «именитого» и

«потомственного почётного гражданина». Также среди сибирских купцов выделялись

«первостатейные» коммерсанты. Эти категории купечества проживали в основных

торговых пунктах Тобольске, Тюмени и др. Они монополизировали оптовую торговлю,

откупа крупных казённых подрядов и внешний торг со странами Средней Азии и

Китаем.2

На руководящих постах городского управления с 1786 г. по 1824 г. в Тобольске

находились наиболее состоятельные представители городской верхушки или члены их

семей: дважды должность городского головы занимали купцы 1-й гильдии Ширков,

Селиванов, отец и сын Пиленковы, Кремлёв.3

В Тюменском самоуправлении господствовали целые семейные корпорации: Аласины

(отец и три сына, купцы 2-й гильдии) – владельцы кожевенных заводов и торговых

лавок; Прасоловы – купцы второй гильдии, обладатели кожевенных предприятий.

4

Причины постоянной протекции городских органов Тюмени кожевенному

производству в том, что все городские головы Тюмени этого периода имели

собственные кожевенные заводы.

Используя своё положение в городских органах управления, местные купцы

«отстаивали» свои интересы перед «десантом» приезжих купцов. Так приезжим

запрещалось производить оптовые покупки продовольствия и товаров, пока их не

сделают местные купцы. В некоторых городах приезжим купцам разрешалось

торговать лишь на 2-й или 3-й день ярмарки.

В 1814 году генерал-губернатор Сибири Пестель запретил торговать иногородним

купцам без билетов от думы. В то же время устанавливалась выдача видов на право

выезда в ясачные волости и заверена в думе книга для фиксирования выдачи

билетов и какое количество скота дозволено купить (в одни руки дозволялось

покупать по 500 и более).1

Действуя в русле политики абсолютизма, местные власти должны были

осуществлять регламентацию всех сторон жизни торгово-промышленного населения

как форму социального и податного надзора, сохраняя сложную корпоративную

структуру общества.

В городах действовали подробные правила, определяющие объём торговых прав

каждого городского сословия. Льготы представлялись наиболее зажиточным

торговым слоям.

В 1800 г. по требованию губернского прокурора губернское правление издало указ о

запрещении торговли на ярмарках купцам третьей гильдии. Самовольно выехавшие на

ярмарки насильно высылались на места прописки. Своё решение правление

аргументировало необходимостью стимулировать объявление торговцами настоящих

капиталов, отсутствие которых могло бы принести убыток казне при взимании

процентных платежей.2

Специально командированные чиновники допускали к приобретению лавок в гостиных

дворах, рядах, на торговых местах, частных рынках, а также в тех домах, где

лавки устроены целыми линиями, только купцов и мещан, тем самым ущемляя права

других торговых сословий.1

Торгующие в городе крестьяне подчинялись магистратам и ратушам в окрестностях

городов.

В 1822 году тобольское губернское правление издало указ об улучшении учёта

крестьянской торговли в городах «и вообще по торговле, чтобы никто не

пользовался правом, ему не принадлежавшим.» Для крестьянской торговли в городе

существовали определённые дни и часы. Объём крестьянской торговли регулировался

установленным перечнем товаров. Для торговли в городе крестьяне должны были

брать свидетельства с платежом соответствующих пошлин.

2

Местные власти заботились о качестве товаров, продаваемых в лавках и

магазинах. Генерал-губернатор Чичерин повелел полицейскому присутствию:

«.запечатать все мучные лавки Тобольска и не только из каждой лавки, но из

каждого закрома, взять муку, испечь пробные хлебы и ко мне представить.

Привозную муку для продажи на базаре, не учиня апробации печением хлеба,

продавать запретить.»

Чичерин строго следил за соблюдением плана застройки города Тобольска, чем

иногда ущемлял деятельность торгового населения. Он дал распоряжение

полицмейстерской конторе следить за исполнением плана застройки: «На базаре,

где никакого строения производить не повелено, построена лавочка, которую нужно

сегодня же разломать и взыскать с хозяина штраф 10 рублей.»

3

С 1816 года на генерал-губернатора возлагалась проверка сельских магазинов,

так как выяснилось, что нередко начальники магазинов доставляли неверные

ведомости о наличии хлеба в магазинах. Сибирский генерал-губернатор издал

указ, по которому каждый магазин за несвоевременное предоставление сведений

облагался штрафом в 25 рублей, при чём штраф удваивался при каждой неуплате и

если ведомость составлена с ошибками.

Проявлением заботы «о делах торговых» стали «Подтвердительные правила о

свободе внутренней торговли в Сибири», изданные генерал-губернатором

Сперанским в 1820 году.

До Сперанского сибирская торговля была особенно сильно стеснена как

законодательно, так и произволом местных властей. Каждая река, всякий город,

власть требовали оплаты за провоз товаров, прогон скота. Население одной

губернии и даже округа не имело права продавать хлеб, скот и лес за их пределы

без особого разрешения властей. Сперанский писал, что «вся почти внутренняя

торговля поставлена в зависимости и в произвольном распорядке земских

чиновников.»1

Каждая статья этих правил была основана на жалобе или происшествии,

обнаруженным следствием. В частности, идя на встречу иногородцам, которые

жаловались на раззорительную торговлю чиновников, устанавливающих «непомерно»

высокие цены на товары первой необходимости, Сперанский вводит положение о

запрете чиновникам торговать с ясачными и заниматься заготовкой хлеба для

казённых магазинов. Хлеб должен был продаваться с торгов на основании общих

правил. Если крестьян, продающих хлеб, на объявленные торги являлось мало, то

разрешалось каждой воинской части или винокуренному заводу посылать своих

комиссионеров в сёла, где они могли купить хлеб.

От городской и волостной полиции требовалось и не дать ни малейшего стеснения

внутренней торговле. Запрещалось препятствовать привозу продуктов сельского

хозяйства в города или селения и продаже их по вольным ценам. Все продукты

одного округа или губернии разрешалось свободно доставлять и продавать в

других местах.

«Подтвердительные правила» содержали пункт о праве свободной торговли как своим,

так и покупным скотом.1

Никто не должен был спрашивать особого разрешения на прогон скота по

трактовым или проселочным дорогам. Эти правила открывали простор развитию

торговли сельскохозяйственными продуктами.

Значение этих правил заключается в том, что они положили начало свободы

внутренней торговли в Сибири, устранив местные ограничения и до издания свода

законов имели силу местного закона.

Местная администрация находилась в зависимости от центра и внедряла

дифференцированную политику абсолютизма. Проводя в жизнь

социально—экономическую политику самодержавия, местные органы власти

направляли свою деятельность на стимулирование торговли (Подвердительные

правила о свободе внутренней торговли в Сибири), чтобы удовлетворить

фискальный интерес государства, то есть была политика «дозированного» рынка,

цель которой заключалась в сохранении незыблемости устоев сословной империи.

ГЛАВА II.Участие городских предпринимательских слоев

в экономической жизни региона

1.Торговое предпринимательство

Первая половина 19в. – это период динамического формирования рыночных

отношений в провинциях Российской империи. Этот процесс в европейской части

России начался еще в 17в., заложив основы всероссийского рынка.

В силу объективных обстоятельств, а именно удаленности Сибири от центральной

России, развитие капитализма здесь началось позднее. Важным шагом, ускорившим

этот процесс стало строительство Сибирского (Московского) тракта.

Первоначальное накопление капитала шло в сфере торговли и ростовщичества. Ряд

причин этого явления кроется в многоукладности экономики. Коренным народам

севера Тобольской губернии был присущ натурально-патриархальный уклад,

мелкотоварный господствовал в деревне и домануфактурный характер производства

в городах (лишь кожевенное производство в 1809-10г.г. вышло на мануфактурный

уровень производства).

Такое переплетение социально-экономических укладов стало возможным в связи с

особенностями геополитического положения Тобольской губернии: большая

протяженность территории, огромные массивы неосвоенных земель, слабая

концентрация населения, малочисленность городского населения (2-55 проживало в

городах), богатые лесные ресурсы, наличие множества водных путей сообщения и в

то же время недостаточность удобных сухопутных дорог (что затрудняло

транспортировку грузов) отдаленность от европейской части России и вместе с

тем близость к азиатским народам.1

Переплетение различных укладов дороговизна жизни, суровость климата привели к

тому, что разные формы торговли развивались параллельно, не конкурируя, не

подавляя, а дополняя друг друга.

Более высокие нормы прибыли в сибирской глубинке по сравнению с центром

стороны при продаже промышленных товаров, созданных в Европейской России или

за рубежом; отсутствие конкуренции со стороны местной слаборазвитой

промышленности позволяло торговцам произвольно устанавливать высокие цены на

продаваемые товары; применение неэквивалентного обмена в торговых операциях с

коренными народностями севера; сбыт некачественных товаров; скупка местного

сырья; торгово-ростовщические операции в вино - водочной отрасли и торговле

зерновыми культурами; неразвитость капиталистических отношений, узость

внутреннего рынка и мелкотоварное крестьянское хозяйство с его отсталым

производством и хроническим безденежьем – все это говорит о том. Что данный

регион представлял собой благоприятную почву для накопления первоначального

капитала.

Развитие товарно-денежных отношений создало в Сибири внутреннюю базу

формирования предпринимательских слоев населения свыше 2/3 всех крупных

предпринимателей здесь составили местные уроженцы.

Выполняемые городами административные функции обусловили наличие в составе

городского населения группы чиновников. По количеству жителей, примыкающей к

этой группе, выделялись прежде всего губернские и уездные города, такие как

Тобольск и Тюмень.2

Чиновники не являлись доминирующим источником в формировании

предпринимательских слоев. Их удельный вес вместе с иностранцами и дворянами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты