рыночные отношения широкие слои населения, в которых видело новые объекты
фискального обложения.
Стоимость свидетельств для мещан и для купцов 3-й гильдии варьировалась в
зависимости от местности, где происходила торговля. Но цена свидетельств для
купцов 3 гильдии примерно в 2 раза выше, чем у мещан.
Цена свидетельств за право торговли купцов 1 и 2 – й гильдий оставалась
стабильной. Причём свидетельство для купцов 1-й гильдии стоило в 2,5 раза
больше, чем для 2-й гильдии.
Государство стимулировало развитие торговли и промыслов, чтобы удовлетворить
свой фискальный интерес, то есть собирать налоги в рамках каждого сословия.
Участники торгово-промышленной деятельности различались сословными правами,
социальным статусом и степенью участия в предпринимательской деятельности.
Наиболее втянутыми в рыночные отношения являлись представители купечества.
Ядром мелкого и среднего предпринимательства были мещане. Торговые городские
крестьяне постепенно монополизируют торговлю на городских рынках. По закону
1815 года чиновникам запрещалось заниматься предпринимательством, поэтому
только уйдя в отставку, некоторые из них вступали на этот путь. У военных не
хватало времени на торгово-промышленную деятельность, они находились на
государственной службе, за которую получали высокое жалованье. Тем не менее,
отставные военные, как и чиновники, приняли небольшое участие в
предпринимательстве. Малочисленное дворянство в силу того, что не обладало в
Сибири ни большой собственностью, ни землёй и не имело психологического
настроя, слабо проявило себя в торгово-промышленной деятельности.
С 1731 по 1820 годы продажа соли была монополией казны. В основном ямышевская
соль привозилась из Тобольска в Сургут и Берёзов (ежегодно до 1000 пудов) и
продавалась в казённых лавках по 19-20 копеек за пуд. Государство получало с
каждого проданного пуда соли примерно 10 копеек прибыли. В 1820 году издаются
«Правила о свободе внутренней торговле солью»,
1 что означало отмену государственной монополии на соль.
В 1822 году были изданы правила для соляного управления в Сибирских
губерниях. Право вольной продажи соли предоставлялось людям всех состояний,
за исключением служащих по соляному управлению, чиновников и служителей, их
семейств.
Устанавливалась вольная и казённая продажа соли. Оптовые подряды на развоз
казённой соли не допускались.2
В связи с этим доходы казны от продажи соли на севере начали сокращаться, а к
1835 году среди доходных статей «соляные» деньги здесь уже отсутствуют.
Государственные органы всячески стремились сохранить рыболовные угодья края за
аборигенными жителями. Для этого они в 1805 году запрещают заключать арендные
договора более, чем на 1 год, требуют в обязательном порядке согласия
аборигенных старшин и князцов на эти акты.1
В 1831 году подтверждаются правила свободной торговли с иногородцами, изданные
Сперанским М.Н. в 1820 году. Необходимость этого возникла в связи с тем, что
местная полиция подвергла эту торговлю, главным из которых было то, что к
иногородцам можно было проникать только по билетам, выданным земской полицией.
Ясачная комиссия установила, что торговля по билетам перешла в одни руки и цены
выросли в 5 раз. От остяков посыпались жалобы на действия местной полиции и
ясачная комиссия сочла эти жалобы справедливыми.
2
В 1844 году вышел закон, устанавливающий сроки торговли с инородцами: с 1 июля
по 1 сентября, был введён запрет торговцам иметь склады и магазины у инородцев.
В то же время на основе «Положения об инородцах» учреждались казённые магазины.
Это мероприятие преследовало двоякую цель: во-первых, «доставление необходимого
пособия по продовольствию и промыслам кочующих и, во-вторых, умерение вольных
цен на необходимые потребности.»3
Особое место занимала русско-китайская торговля, объём которой составлял не
менее 60% всего азиатского торга. Центром русской торговли с Китаем была
Кяхта.
В 1800 году был утверждён тариф для торговли с Китаем, установивший более низкие
пошлины, чем европейский тариф.4 Так,
чай отпускался в Россию с пошлиной от 5 до 12 рублей с пуда, а по европейской
границе по 60 рублей с пуда.Кяхтинский тариф был более льготным, чем
европейский, что подчёркивало заинтересованность России в торговле с Китаем.
Кроме того, указ 1800 года «О сборе пошлин с привозных и отпускных товаров в
Кяхтинской таможне»1 утверждал правила
торговли с китайцами, которых должны придерживаться Кяхтинская таможня и
купечество.
Правительство ещё в царствование Петра I пыталось организовать для китайской
торговли компанию наподобие Ост-Индской, а кяхтинские купцы сами объединились в
общества, которых к 1800 году насчитывалось шесть: Московское, Тульское . и
Тобольское (назывались по принадлежности к губернии). Причиной создания
компаний было то обстоятельство, что купцы не имели достаточных капиталов для
торговых операций, а назывались компаниями, потому, что каждая сначала
торговала «особенными» товарами, которых не было у остальных: например,
Тобольская и Иркутская привозили белку, песцов, лисицу, мерлушку и юфть.
2
Русско-китайская торговля носила меновой характер. По правилам 1800 года мена с
китайцами производилась исключительно товарами по ценам, назначавшимися с
общего согласия купечества, избранными с обеих сторон представителями –
«компаньонами». Покупка и продажа товаров за деньги была строго запрещена.
Вести торговлю с Китаем могли только русские подданные.
3
В 1824 году вышел указ о запрете свободной торговли с Азией
4, который преследовал понизить цены китайских товаров и повысить цены на
российские, а также оградить российские товары от конкуренции.
Западно-Сибирским торговцам представили некоторые льготы в азиатской торговле: с
1829 года купцам третьей гильдии дозволено было право заграничной азиатской
торговли5 Это же право в 1835 году было
распространено и на крестьян, торговавших по свидетельствам третьего класса.
1
В 1855 году устанавливалась свободная торговля с Китаем по «вольным» ценам,
разрешалась покупка китайских товаров на золотую и серебрянную монету, правда в
определённых размерах, не более 1/3 ценности мануфактурных товаров.
2
В Ритчевский рассматривал таможенно-тарифную политику правительства. Вот что
он отмечал: «.Со времени Екатерины II постепенно сглаживаются крайности
покровительства и опёки промышленности и торговли, и главным средством
поощрения их становилось регулирование тарифов. В 1800 году был значительно
усилен таможенный тариф 1797 года, а в 1801 году, со вступлением на престол
Александра I, последовали многие облегчения. Для установления равновесия
между вывозом и привозом в 1810 году издан тариф строго запретительского
характера. Только после 1815 года таможенная политика резко изменилась, что
особенно выразилось в новом, чрезвычайно свободном тарифе 1819г. – это был
самый низкий тариф, который Россия когда-либо имела, по которому разрешены
были к ввозу все ранее запрещенные товары, с наложением на них умеренных
пошлин. По поводу этого тарифа Канирин заявил: «.тариф убил русскую
промышленность. В этой связи правительство в 1822г. возвращается к прежней
запретительной системе.
При дальнейших переработках тарифа до 1850г. продолжали придерживаться строго
охранительной системы. С изданием тарифа 1850г. правительство перешло к более
умеренной охранительной системе: промышленность поощрялась уменьшением пошлин
на главные фабричные материалы, понижались пошлины, проносящие вред правильной
торговле»1.
Таможенно-тарифная политика нашла протекционисткий характер. Она преследовала
цель – закрыть доступ в Россию иностранным товарам.
В 1754-56г.г. были приняты законы, превращавшие винокурение в заповедное поле
предпринимательства казны и дворян.2 В
первой трети 19 в. винными откупщиками и арендаторами казенных заводов в
Тобольской губернии были, главным образом, предприниматели из центральных
губерний России.
В 1819г. были отменены винные откупа, продажа вина передана в казенное
управление. Такой порядок держался до 1827г.
3 Это означало признание властями кризиса прежней системы казенных поставок.
В 1843г. частным лицам разрешалось устройство винокуренных заводов в Сибири, а
казенные заводы стали сдаваться в аренду.4
Продажа казенного вина отдавалась на откуп купцам и отставным чиновникам.
В 1847г. откупная система преобразовывалась в систему акцизно-откупного
комиссионерства, предусматривающую отдачу с торгов права на сбор акциза с
владельца водочных заводов, содержателей трактиров, харчевен. Откупщикам,
получившим на торгах право сбора акциза, предоставлялась и монополия на оптовую
и розничную торговлю вином на подведомственной территории.
5
Для поощрения сибирской промышленности в 1839г. был утвержден указ о раздаче
даром земель под фабрики и заводы, который гласил «.дозволяется частным лицам
устраивать в Сибири винокуренные заводы на казенных и частных землях. Из
казенных земель необходимое под заводы пространство должно отводиться только
из пустых земель, никем незанимаемых и остающихся за удовлетворением местных
жителей, без всякого полезного употребления. Заводы должны строиться в местах
более изобилующих лесом и хлебом, но не имеющих способов к сбыту сего и
сколько возможно отдаленных одно от другого, разрешая в каждом из сих мест
построить не более одного завода. По устройстве завода на казенной земле
взыскивать с владельцев оных, по соглашению с ними, особый акциз с каждого
ведра выкуренного вина.»
Но Ядринцев в своей книге писал: «Но поощрение это не привело ни к чему, так как
одних земель было мало, нужны были технически образованные, умелые взяться за
промышленные предприятия, опытные рабочие руки и, наконец, понимание
экономических нужд края».1
Государственная политика носила противоречивый характер, когда с одной
стороны принимались законы, стимулирующие развитие рыночных отношений, а с
другой – правительство сохраняет сложную социальную структуру городского
населения, проводя дифференцированную политику, то есть меры, направленные на
развитие торговли и промышленности, принимались отдельно в рамках каждого
предпринимательского сословия. Дифференцированность политики абсолютизма была
направлена на разобщение интересов различных торгово-промышленных слоев.
Самодержавие осуществляло такую политику, так как боялось, что свобода
рыночных отношений может разрушить сословные перегородки, а это приведет к
либерализации нарождающейся буржуазии и перераспределение власти в ее пользу.
2.Реализация государственной экономической политики в
Тобольской губернии
В 1796г. было проведено новое административное деление империи. Вся Сибирь
разделена на две губернии Тобольскую и Иркутскую. В Тобольскую губернию вошли
девять уездов: Тобольский, Тюменский, Туринский, Курганский, Ишимский,
Ялуторовский, Тарский, Березовский, Сургутский.
1
Наиболее крупным городом являлся губернский центр Тобольск. Основой его
хозяйственного роста была торговля, в особенности пушниной, в обмен на
товары, поступавшие из Европейской России. Кроме того, одним из главнейших
производительных занятий жителей города было рыболовство.
«Торговыми вратами» Сибири в середине 19в. была Тюмень, занимающая
пограничное положение между Европейской Россией и Сибирью, а также через
Тюмень проходил главный коммерческий тракт всех сибирских караванов,
торгующих с Кяхтою.
Тюмень специализировалась на обработке животного сырья. Основу
предпринимательства в Тюмени составило кожевенное производство, город по праву
считался «кожевенным цехом» Сибири.2
Хозяйственными центрами своей округи являлись новые города Ишим, Ялуторовск,
Курган. Эти города находились на юге Западной Сибири, в районе развития
земледелия и животноводства. Названные города стали значительными центрами
торговли хлебом в Западной Сибири. Промышленность в основном
специализировалась на переработке растительного и животного сырья.
Сосредоточение больших запасов хлеба в Ялуторовске и Кургане вызвало
появление в этих городах и уездах предприятий по переработке зерна (мельниц,
крупорушек). Промышленность Ишима состояла, главным образом, из салотоплеех
заводов, так как в город доставляли сало, кожи, овчины из Петропавловска и
его окрестностей.
Берёзов и Сургут – места сосредоточения торговли с северными инородцами. Берёзов
последний пункт в котором закон позволял торговлю спиртными напитками, дольше
на север ввоз водки был запрещён. Одним из основных занятий русских жителей
северных городов было ведение рыболовческого хозяйства.
1
Обширная территория Тобольской губернии не позволяла вести объективную
статистику народонаселения. Этому препятствовали также частые миграции
жителей городов и сельской местности. Поэтому точных данных о количестве
жителей Тобольской губернии нет, в научной литературе существуют разные точки
зрения.
К середине 19 в. В Тобольской губернии насчитывалось 165 ярмарок и торжков, из
них 19 в городах и 146 в округах, Наиболее крупная из них Васильевская ярмарка
в Тюмени, учреждённая в 1845 году, Никольская в Ишиме и Обдорская ярмарка.
2
В Ишимском округе было 6 ярмарок; наиболее крупная в Абацком, куда съезжалось
до 50 тыс. чел.
В Курганском 11 ярмарок и 48 торжков. Наиболее крупная ярмарка в селе Иновском.
В Ялуторовском округе действовало 20 значительных ярмарок и 35 торжков.
Для скупки сала, масла, кож приезжали иногородные купцы или их агенты. 3
Разрозненность городов привела к образованию большого числа сельских ярмарок
и торжков, расплодивших множество мелких торговцев, переезжавших с одного
рынка на другой. Торговля по мелким торжкам и ярмаркам не могла явиться
фактором централизации населения немногих городов.
В Тобольской губернии в 1836 году было 48, а в 1853 – 81 ярмарка. Стоимость
товаров, привезённых на ярмарки в 1836 году составила примерно 4 млн. 450 тыс.
рублей, а стоимость проданных товаров – 2 млн. 320 тыс руб.
1
Рост городского населения за 1825 – 1858 годы.
Города | 1825 | 1858 | Рост в % |
Тобольск ТюменьБерёзов Ишим Курган Тара Туринск Ялуторовск | 16882 7727 922 1211 1290 432,3 2630 1845 | 15894 10284 1420 2298 3333 4610 3881 2789 | Снижение 33,1 154 189,7 258,4 106,6 147,6 151,2 |
Рост городского и сельского населения в Тобольской губернии в
период 1825-1858 годы.
Городское | сельское |
1825 1858 увелич. в % | 1825 1858 увелич. в % |
50,3 тыс. 74,2 тыс. 147,5 | 539,2 тыс. 947 тыс. 176,6 |
За 33 года городское население увеличилось на ½, а сельское больше, чем
на ½. Это привело к снижению удельного веса городского населения с 8,5%
в 1825 году до 7,3% в 1858 году.2
Проследим динамику численности населения г. Тобольска.
Диаграмма свидетельствует о замедлении роста численности населения г. Тобольска1
О социальном составе жителей городов Тобольской губернии говорят следующие
данные:
В Тюмени в 1822-1824годах насчитывалось 1721 домовладелец. Кроме 1013
домовладельцев купцов, мещан, цеховых в обывательской книге зарегистрировано
708 домовладельцев, не платящих подать в городе. Среди них 21 дворянин, 31
представитель духовного звания, 11 унтер-офицеров, 24 казака, 113 солдат, 287
ямщиков, 224 крестьянина2.
Самым многочисленным контингентом городских обывателей были мещане. Они
составили второе по численности после крестьянства сословие царской России и
являлись основной частью населения городов Тобольской губернии. По данным
четвертой ревизии (1782г.) 44,7% городского населения принадлежало к
мещанскому сословию.
Рассмотрим динамику численности мещанского сословия Тобольской губернии:
Численность мещан с начала века до 20-х годов снижается, а с 20-х годов до сер.
19 столетия возрастает.1
К середине 19в в Тобольской губернии насчитывалось 2.232 представителя
купеческого сословия, что составляло 33,4% населения.
Выясним изменение численности купеческого сословия:
Подсчитано по материалам ГАТО, ф.И-2, оп.1, д.932, л.185, 187, 189 и Кабо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9