Реферат: Свод Законов Российской империи 1825 г.

[5].

Лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических

тюрьмах. Мрачную известность приобрела Петропавловская крепость, особенно

ее Алексеевский равелин, где арестанты гибли в сырых казематах от недостатка

питания и воздуха. Узниками Петропавловской крепости были Радищев, солдаты

Семеновского полка - участники восстания 1820 года, декабристы. В

Шлиссельбургскую крепость был заключен в 1751 году Батырша, вождь восставших

башкир, убитый затем якобы при попытке к бегству. В той же крепости 15 лет

томился писатель Н.И. Новиков, изобличавший крепостное право, а позднее -

декабристы и другие революционеры.

В монастырские тюрьмы (Кирило-Белозерского монастыря, Соловецкого

монастыря и т.д.) заточались “преступники против веры”, а также и другие лица,

опасные для государственного строя.

В общеуголовных тюрьмах страдали тысячи трудящихся. В 1829 году только в

Петербурге содержались в тюрьмах 3358 крепостных крестьян, присланных туда

помещиками “за грубость”. Для рабочих заводчики (например Демидовы) иногда

строили свои тюрьмы. В тюрьмах господствовал суровый режим, широко

практиковались телесные наказания, применявшиеся в основном к трудящимся,

использовались рогатки, “стулья”, колодки, цепи

[6].

Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России,

находились на разных ступенях социально-экономического развития. Прибалтика,

Литва, Украина, Белоруссия, Польша, Финляндия в экономическом отношении были на

уровне центральных великорусских губерний. Они не являлись колониями, однако

население этих территорий испытывало национальный гнет. Народи Кавказа,

Казахстана, Поволжья, Приуралья, Сибири были объектом прямой колонизации

царизма, подвергались тяжкой экономической эксплуатации и национальному

угнетению. Реакционная национально-колониальная политика царизма сдерживала

социально-культурное развитие народов России.

Вместе с тем вхождение других народов в состав России приобщало их к

передовой русской культуре, к исторически прогрессивному процессу развития

всероссийского рынка и капиталистических отношений. Трудящиеся всех

народностей общими усилиями боролись против феодально-крепостного гнета.

В конце XVIII в. царизм ликвидировал самостоятельность органов местного

управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них

губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с

русскими дворянами.

На Украине царское правительство ликвидировало Запорожскую Сечь, разделило

Украину на губернии и уезды. На Север, Карелию, Поволжье, Сибирь губернская

реформа была распространена без учета национального состава населения.

Например, территория, населенная мордвой, была поделена между четырьмя

губерниями.

Для народов Сибири в 1822 году был издан устав, подготовленный М.М.Сперанским.

По уставу все нерусские (“инородные”) народы Сибири делились на оседлых,

кочевых, и бродячих. Оседлые приравнивались по своим правам и обязанностям к

русским согласно их сословной принадлежности, в частности, земледельцы

включались в число государственных крестьян. Для кочевых и бродячих “инородцев”

сохранялось родовое управление: стойбище или улус (не менее 15

семей), которые возглавлялись старостами; для бурят, хакасов и одно

время для якутов создавались также степные думы - органы управления

ими, которые возглавлялись местной феодально-родовой знатью (тойонами,

зайсангами, шуленгами и т. д.) и ведали административными, финансовыми и

судебными (за исключением тяжких преступлений) делами.

В Лифляндии и Эстляндии из-за оппозиции местного дворянства “Учреждение о

губерниях” было введено не сразу. В 1783 году Литва, Латвия и Эстония были

разделены на несколько губерний также без учета национального состава

населения.

Народы Закавказья в XVIII веке страдали от опустошительных войн со стороны Ирана

и Турции. В 1801 году Восточная Грузия добровольно присоединилась к России.

Здесь было создано Верховное грузинское правительство из царских

чиновников, при этом фактическая власть находилась в руках главнокомандующего

русскими войсками. В Западной Грузии некоторое время сохранялась власть местных

правителей под контролем царской администрации. В результате войн с Турцией и

Ираном к России отошли земли, населенные азербайджанцами и армянами. Управление

ими также находилось в руках русской военной администрации. В 1840 году

Закавказье было разделено на Грузино-Имеритинскую губернию и Каспийскую

область, которые в свою очередь делились на уезды. Во главе всей администрации

стоял главнокомандующий Закавказским краем, при нем действовал совет главного

управления. Во главе губернской и уездной администрации находились русские

чиновники.

Являясь в целом противником предоставления народам самостоятельного

управления, царское правительство в ряде случаев было вынуждено это делать,

стремясь привлечь на свою сторону местных феодалов исходя из

внешнеполитических соображений и т. д.

В XIX веке к России были присоединены Финляндия (1809 г.), часть герцогства

Варшавского (1815 г.) и Бессарабия (1812 г.).

Управление Финляндией отличалось рядом особенностей. Она именовалась Великим

княжеством Финляндским. Русский император являлся одновременно великим

князем Финляндским, представлял Финляндию во внешних сношениях, был главой

исполнительной власти. Александр I в 1809 году утвердил прежнюю конституцию

Финляндии, по которой законодательная власть принадлежала сословному сейму, а

исполнительная - Правительствующему Сенату из 12 человек, избранных сеймом. В

1816 году сенат был переименован в Императорский финляндский сенат,

который возглавлялся назначенным царем генерал-губернатором. Фактически вся

административная власть находилась в руках генерал-губернатора, сейм же почти

не функционировал.

В 1815 году Польше была дарована Конституционная хартия. Русский

император стал одновременно и королем польским. Польше позволено было иметь

свои выборные органы. Шляхтичи и богатые горожане избирали законосовещательный

Сейм, который созывался очень редко (в 1818, 1820, 1825 годах).

Административная власть находилась в руках наместника царя. При нем в качестве

совещательного органа действовали Государственный совет, а также

состоявший из министров - поляков Административный совет.

Состав Административного совета подбирался из верных царю людей. Царство

Польское имело свою армию, однако во главе нее стоял брат императора. После

поражения восстания 1830 года был принят Органический статут,

отменивший конституцию и объявивший Польшу “неотъемлемой частью империи”. Сейм

был ликвидирован. Управление осуществлял наместник, возглавлявший

Административный совет.

Бессарабия после присоединения к России получила автономию. Управление

осуществлялось Верховным советом из десяти местных феодалов во главе с

наместником царя. В 1828 году бессарабское самоуправление было урезано. Во

главе администрации стал губернатор, Верховный совет был преобразован в

областной с правами совещательного органа.

Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были

осуществлены в первой половине XIX в. Организационная сторона этой политики

предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в

соответствие с общим уровнем централизации государственного аппарата и

перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица,

а светского чиновника - обер-прокурора Синода

[7].

Сначала самодержавие стремилось создать собственный идеологический и

пропагандистский аппарат, управляющий в том числе и подчиненным светской

администрации бюрократизированным духовенством. Высшую иерархию

предполагалось отстранить от управления церковью как в центре, так и на

местах, передав эти функции государственным органам. В 1817 году было создано

Министерство духовных дел и народного просвещения. Синоду намечалось отвести

роль подчиненного органа. Министру передавались административные функции

Синода и устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Однако

министерство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824

году), поскольку решение о его создании не приняло в расчет экономические

условия существования духовенства, сословность церковной организации,

исторические и философские корни религии.

Во второй четверти XIX в. проводилась более реалистичная политика

огосударствления церкви “изнутри” путем передачи в ведение обер -прокурора

некоторых сфер деятельности Синода. Это было вызвано также оформлением новой

политической доктрины “православие, самодержавие, народность”,

предусматривавшей укрепление неуклонно утрачиваемого авторитета господствующей

церкви. К 30-м годам XIX в. в непосредственное подчинение обер-прокурора

перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 году были созданы

канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, также

подчиненные обер-прокурору. Тем самым Синод фактически лишался

финансово-хозяйственной функции и контроля за собственным делопроизводством. В

итоге исполнительные органы Синода были подчинены обер-прокурору, и высший

орган церковного управления практически утратил административные связи с

местным аппаратом. Синод оказался отделенным от церкви промежуточными светскими

органами. Однако преобладание в аппарате церкви государственных подразделений

над собственно церковными не получило законодательного закрепления. Это

устраивало обе стороны - самодержавие и духовенство, заинтересованные в

затушевывании процесса огосударствления церкви с целью сохранения ее престижа и

значения в социально-политической жизни.

Таким образом, изменение правовых норм в рассматриваемый период преследовало

цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя. Вместе с тем

царизм был вынужден при этом учитывать в определенной степени интересы

развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.

3. Полное собрание законов Российской империи.

Основные положения Свода законов Российской империи.

Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу.

Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т.е. со

времени принятия Соборного уложения, накопилось значительное количество

актов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не

отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического

развития.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под

руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и

торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное

дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в

первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года.

В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М.М.Сперанский, фактически

руководивший кодификацией, предложил составить Полное собрание законов

Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом

порядке. Предстояло выяснить и собрать значительное количество

законодательных актов. После 1649 года в России не осуществлялись ни

официальная, ни частная публикация собраний законов. Многие законы вообще не

публиковались , а размножались путем переписывания. Таких актов было

обнаружено свыше 2 тыс. Составители проделали колоссальную работу по

выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр

отобранных актов вошло 53329 наименований. К 1830 году Полное собрание

законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 года

напечатано. Оно включало 40 томов законов (330920 актов) и 6 томов приложений

(указатели, книга чертежей и рисунков и т.д.).

Одновременно велась работа по составлению систематизированного сборника разных

законов царской России, размещенных в тематическом порядке, - Свода действующих

законов. Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из “Полного собрания

законов Российской империи”, Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г.

[8] Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в

15 томах. В 1892 г., после судебной реформы 1864

[9] г., отдельным, XVI-м томом вышли “Судебные уставы”. В Свод были включены

лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из

противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители

стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям

права. В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и

губернское установление и т.п.; в IV-м - уставы о рекрутских и земских

повинностях; в V-VIII-м - уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в

IX-м - законы о сословиях и их правах; в X-м - законы гражданские и межевые; в

XI-XII-м - уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной,

заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м - уставы благочиния

(врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м -

уголовные законы. Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического

права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине

Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая

регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840

г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось

действие Свода так же в части гражданского и уголовного права. Свод действовал

до 1917 года.

Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области

гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной

степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли.

Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе

Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права

собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое

имущество подразделялось на “благоприобретенное” и родовое.

В ст. 262 ч. I т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было

дано понятие права собственности как права “исключительно и независимо от

лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом)

вечно и потомственно”. Право собственности на землю определялось как право

“на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее,

на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности”.

Наряду с правом собственности защищалось право законного владения.

Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось

развитием товарно денежных отношений. Договоры заключались по взаимному

соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество

или “действия лиц”. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно,

но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества,

поклажи и т.д.) требовалась письменная форма. Всякий договор, “правильно

составленный”, подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства

обеспечения договоров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недвижимого

имущества, 4) заклад движимого имущества.

Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных

случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона

менять казенные земли на помещичьи). Мена движимого имущества не

ограничивалась.

Договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и

другими лицами “по доверенности”. Продавать можно было лишь то имущество,

которое принадлежало продавцу на праве собственности, в том числе крепостных

крестьян (запрещалась продажа их лицам “недворянского происхождения”). Продажа

недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей,

составление которых подробнейшим образом регламентировалось законом.

В этот период возник договор запродажи. По этому договору одна сторона

обязывалась продать к назначенному строку недвижимое или движимое имущество,

причем в договоре указывались цена, а также сумма неустойки. Договор запродажи

оформлялся составлением запродажной записи на гербовой бумаге и заносился в

специальную книгу.

Договор имущественного найма. Недвижимое имущество запрещалось здавать в

наем на срок свыше 12 лет. Договор найма недвижимого имущества, мореходных и

речных судов оформлялся письменно. Договор найма движимого имущества мог

заключаться и “словесно”.

Договоры поставки и подряда рассматривались законодателем вместе.

Самостоятельного договора перевозки еще не было.

Договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6%

годовых. Он мог составляться домашним порядком и нотариальным. Договор займа

признавался недействительным, если он был подложным, заключен во вред другим

кредиторам, при игре в карты. Заемные письма могли передаваться заемодавцем

другому лицу. Договор ссуды имущества состоял в том, что одно лицо

уступало другому лицу право пользования движимым имуществом под условием его

возвращения в том же состоянии. Договор ссуды имущества носил безвозмездный

характер.

Значительное место отводилось регламентированию договора товарищества,

что отвечало интересам буржуазии. Товарищества составлялись из лиц,

объединившихся в единую организацию и действовавших под общим именем.

Товарищества могли создаваться “по торговле, по застрахованию, по перевозкам и

вообще по какой бы то ни было промышленности”. Различались товарищества трех

видов: 1)товарищество полное; 2)товарищество на вере; 3)товарищество “по

участкам”. Полное товарищество составлялось из двух или нескольких лиц,

объединивших свой капитал. В товарищество на вере входили также вкладчики,

вверявшие ему определенную сумму капиталов. Товарищество “по участкам”

(акционерная компания) составлялась из многих лиц, соединивших определенные

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты