Реферат: Складывание крепостного права на Руси. Соборное уложение 1649 г.

понудила правитель­ство предпринять в 1627—1628 гг. новую общую перепись по

более широкому и обдуманному плану. Книги этой переписи имели полицейско-

финансовое назначение при­вести в известность и укрепить на местах податные

силы, какими могла располагать казна; с этой целью пользовались ими по

отношению к крестьянам и впоследствии, со времени Уложения. Переписью

проверялись действовавшие позе­мельные отношения между крестьянами и

владельцами, разрешались столкновения, спорные случаи; но она не вно­сила в

эти отношения новых норм, не устанавливала этих отношений, где их не было,

предоставляя это добровольному частному соглашению сторон. Однако «пис­цовая

записка» по месту жительства давала общую основу для таких соглашений,

регулировала их и косвенно их вызывала. Бродячий вольный хлебопашец,

застигнутый пис­цом на земле владельца, куда он забрел для временной

«крестьянской пристани» и за ним записанный, волей-нево­лей рядился к нему в

крестьяне на условиях добровольного соглашения и вдвойне укреплялся за ним

как этой писцовой, так и порядной записью, какую давал на себя.

Как ни были разнообразны, запутаны и сбивчивы усло­вия крестьянских записей того

времени, в них все же можно разглядеть основные нити, из которых сплеталась

крестьян­ская крепость: то была полицейская приписка по месту

жительства, ссудная задолженность, действие кабального холопства и

добровольное соглашение. Первые два элемента были основными источниками

крепостного права, создавав­шими землевладельцу возможность приобрести

крепостную власть над крестьянином; вторые два имели служебное значение, как

средства действительного приобретения такой власти. В крестьянских договорах

можно, кажется, уловить самый момент перехода от воли к крепости, и этот момент

указывает на связь этого перехода с общей переписью 1627 г. Самая ранняя из

известных порядных с крепостным обязательством относится к тому самому 1627 г.,

когда предпринята была эта перепись. Здесь «старые» крестьяне помещика

заключают с ним новый договор с условием от него «не сойти и не сбежать,

оставаться крепкими ему во крестьянстве». Как у старых крестьян, у них были

определенные, установившиеся отношения к помещику; может быть, по старожильству

они и без того уже были безвыходными сидельцами на своих участках, не могли

рас­считаться по полученным когда-то ссудам; в других поряд­ных крестьяне прямо

обязываются своему старому поме­щику быть крепкими «по-прежнему». Значит, новое

крепо­стное условие было только юридическим закреплением фактически

сложившегося положения. Полицейское при­крепление к тяглу или к состоянию по

месту жительства поднимало вопрос об укреплении крестьянина за владель­цем, на

земле которого он записан. Готовых норм для это­го не было, и их по сходству

хозяйственных отношений стали заимствовать из сторонних образцов, из служи­лой

кабалы или задворной ссудной записи, комбинируя в разных местах различно по

добровольному соглашению условия крестьянского тягла и дворовой службы.

К такому смешению разнородных юридических отноше­ний вел самый перелом,

совершавшийся после Смуты в зем­левладельческом хозяйстве. Прежде предметом

сделки между крестьянином-съемщиком и землевладельцем слу­жила земля под

условием выдела доли произведений земли или равноценного ей денежного оброка

в пользу землевладельца. Ссуда вовлекала в расчет еще и личный крестьянский

труд на землевладельца, барщину, как допол­нительную повинность за долг, и

даже крестьянское имуще­ство, инвентарь, создававшийся с помощью ссуды. После

Смуты условия поземельного учета еще изменились: опустелая земля упала в

цене, а крестьянский труд и барская ссуда вздорожали; крестьянин нуждался

больше в ссуде, чем в земле; землевладелец искал больше работника, чем

арендатора. Этой обоюдной нуждой можно объяснить одну запись 1647 г., когда

крестьянская крепость уже упрочилась и из личной превращалась в

потомственную: здесь не кре­стьянин дает обязательство не уходить от

помещика, а по­мещик обязуется не сгонять крестьянина с его старого

обстроенного жеребья — иначе вольно ему, крестьянину, от помещика «прочь

отойти на все четыре стороны». Та же обоюдная нужда со временем под давлением

общей пере­писи 1627 г. превратила крестьянские порядные из догово­ров о

пользовании господской землей в сделки на обязатель­ный крестьянский труд, а

право на труд стало основой власти над личностью, над ее волей; да и самая

эта перепись была вызвана потребностью казны перенести податное поземельное

обложение с пашни на самого хлебопашца. В новом складе хозяйственных

отноше­ний стали мешаться прежние юридические состояния: холопы переходили в

крестьянство, и, наоборот, дворовые принимались за крестьянскую пашню, а

пашенные крестья­не делали дворовое дело, и из этого смешения вышла

кресть­янская крепость.

Писцовый наказ 1646 г.

После Смуты срок сыска беглых крестьян был возвращен к 5 годам. При таком

коротком сроке беглый легко пропадал для владельца, который не успевал

проведать беглеца, чтобы вчинить иск о нем. В 1641 г. дворяне просили царя

«отставить урочные лета», но вместо того была только удлинена исковая

давность для беглых крестьян до десяти лет, для вывозных до пятнадцати. В

1645 г. в ответ на повторенное челобитье дворян правительство подтвердило

указ 1641 г. Наконец, в 1646 г., предпринимая новую общую перепись, оно вняло

настойчи­вым ходатайствам дворянства и в писцовом наказе этого года обещало,

что «как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, и по тем переписным книгам

крестьяне и бобыли и их дети, и братья, и племянники будут крепки и без

урочных лет». Это обещание и было исполнено правительст­вом в Уложении 1649

г., которое узаконило возвращать беглых крестьян по писцовым книгам 1620-х

годов и по переписным 1646—1647 гг. «без урочных лет».

Теперь бес­срочно укреплялось за землевладельцами все крестьянское население их

земель и с неотделенными членами крестьян­ских семейств. Личная крестьянская

крепость по договору, по ссудной записи, превращалась в потомственное

укрепле­ние по закону, по писцовой или переписной книге; из частного

гражданского обязательства рождалась для кре­стьян новая государственная

повинность. Доселе законода­тельство строило свои нормы, собирая и обобщая

отноше­ния, возникавшие из сделок крестьян с землевладельцами. Писцовым наказом

1646 г. оно само давало норму, из кото­рой должны были возникнуть новые

отношения хозяйствен­ные и юридические. Уложению 1649 г. предстояло их

напра­вить и предусмотреть.

В первые десятилетия XVII в. когда уже действовали все экономические условия

неволи владельческих крестьян, не была еще найдена юридическая норма, которая

закрепила бы эту фактическую неволю, превратив ее в крепостную зависимость.

Крестьянин, рядясь с землевладельцем на его землю со ссудой от него сам

отказывался в порядной записи навсегда от права какими-либо способами

прекратить принимаемые на себя обязательства. Внесение такого условия в

порядную и сообщило ей значение личной крепости.

Итак, законодательство до середины XVII в. не устанавливало крепостного

права. Крестьян го­сударственных и дворцовых оно прикрепляло к земле или к

сельским обществам по полицейско-фискальным сооб­ражениям, обеспечивая

податную их исправность и тем об­легчая действие круговой поруки. Крестьян

владельческих оно ни прикрепляло к земле, ни лишало права выхода, т. е. не

прикрепляло прямо и безусловно к самим владельцам. Но право выхода и без того

уже очень редко действовало в своем первоначальном чистом виде: уже в XVI в.

под дей­ствием ссуды оно начало принимать формы, более или менее его

искажавшие. Законодательство имело в виду только эти формы вырождения

крестьянского права, следило за их развитием и против каждой ставило поправку

с целью пре­дупредить вред, каким она грозила казне или обществен­ному

порядку. Вследствие неоплатной задолженности кре­стьян при усилении

переселенческого движения учащались крестьянские побеги и запутывались иски о

беглых: усили­вая меры против беглых и их приема, правительство зако­нами об

исковой давности старалось ослабить и упорядочить иски и споры из-за беглых.

Право вывоза вызывало беспорядки и запутанные тяжбы между землевладельцами:

вывоз был стеснен чиновной классификацией отказчиков и согласием владельца, у

которого отказывали крестьян. Судебник 1550 года дозволял крестьянину

продаваться с пашни в холопство, лишая казну податного плательщика, указы

1602 и 1606 гг. установили вечность крестьянскую, безвыходность тяглого

крестьянского состояния. Так крестьянин, числясь по закону вольным со своим

устарелым правом выхода, на деле был окружен со всех сторон, не мог уйти ни с

отказом, ни без отказа, не мог по своей воле ни переменить владельца

посредством вывода, ни даже переменить звания посредством отказа от своей

свободы. В таком положении ему оставалось только сдаться, но такое решение

крестьянский вопрос получил несколько позднее, с принятием Соборного Уложения

1649 г.

Соборное Уложение 1649 года

Мы определили, что мелкопоместные дворяне не могли эномическими средствами

удержать на своих землях крестьян. По этой причине они упорно добивались

отмены урочных лет и окончательного прикрепления крестьян к земле. Осенью

1948 г. в Москве открылся Земский собор, а в январе 1649 г. комиссия Н.И.

Одоевского представила собору новый кодекс законов, получивший наименование

Соборного Уложения. Как значилось в царском наказе составители Уложения

должны были следовать апостольским правилам и законам «греческих царей»

(Византийскому кодексу). Но все же их главная задача состояла в том, чтобы

упорядочить законы, изданные в России при новой династии, и вместе с тем

удовлетворить требования сословий, выдвинутые в дни мятежа в Москве. В

отличие от предыдущих рукописных Судебников Уложение было первым печатным

сводом законов. Его издали в количестве 2000 экземпляров (огромный тираж по

тем временам) и разослали по городам. Уложение 1649 г. служило основным

сводом законов России вплоть до 1830 г. и было главным инструментом

установления усиления и сохранения доминирующей политической системы.

По ходатайству служилых людей «всех городов» Земский собор принял закон, по

которому землевладельцы получали право искать своих крестьян и возвращать их

на свои земли без ограничения срока давности. Основной документацией,

удостоверяющей принадлежность крестьян землевладельцу были признаны писцовые

книги, составленные в 1626 г. «А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов,

– значилось в Уложении 1649г., – по писцовым книгам всяких чинов людем без

урочных лет».

За время после валовой описи произошла смена поколений. Но это не имело

существенного значения. Дворяне получили возможность вернуть не только

крестьянина, записанного в книги, но и его сыновей и внуков. Возврату

подлежала вся семья крестьянина вместе со всем нажитым имуществом. Уложение

впервые вводило суровое наказание (вплоть до торговой казни и тюремного

заключения сроком на год) за поселение у себя беглых крестьян. Виновный

землевладелец должен был платить по 10 р. за каждый год укрывательства чужого

крестьянина. (При расчете исходная оценка составляла 4 руб. «за голову»

крестьянина и 5 руб. за «глухой» живот – неописанное имущество крестьянина).

Соборное Уложение окончательно сформировало систему государственного

крепостного права в России. Для поддержания государственного фонда земель

законодатели запретили землевладельцам переводить крестьян с поместных земель

на вотчинные.

По этому же Соборному Уложению устанавливались наследственность крепостного

состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного

крестьянина. Землевладельцам запрещалось насильно лишать крестьянина

имущества, но долги несостоятельного землевладельца погашались за счет его

крестьян и холопов.

Соборное Уложение обязывало дворян осуществлять полицейский надзор за

крестьянами, собирать с них и вносить в казну подати, отвечать за выполнение

ими государственных повинностей. Крестьяне лишались права самостоятельно

отстаивать свои интересы в суде.

Законо­дательное признание податной ответственности землевла­дельцев за своих

крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи

крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев,

существенно расходившиеся. Частное землевладение стало рассеянной по всему

государству полицейско-финансовой агентурой государственного казначейства, из

его соперника превратилось в его сотрудника. Примирение могло состоять­ся

только в ущерб интересам крестьянства. В той первой формации крестьянской

крепости, какую закрепило Уложе­ние 1649 г., она еще не сравнялась с

холопьей, по нормам которой строилась. Закон и практика проводили еще хотя и

бледные черты, их разделявшие: 1) крепостной крестьянин оставался казенным

тяглецом, сохраняя неко­торый облик гражданской личности; 2) как такового,

владе­лец обязан был обзавести его земельным наделом и земле­дельческим

инвентарем; 3) он не мог быть обезземелен взя­тием во двор, а поместный и

отпуском на волю; 4) его жи­воты, хотя и находившиеся только в его

подневольном обладании, не могли быть у него отняты «насильством», по

выражению Котошихина; 5) он мог жаловаться на господские поборы «через силу и

грабежом» и по суду возвратить себе насильственный перебор. Плохо

выработан­ный закон помог стереть эти раздельные черты и погнал кре­постное

крестьянство в сторону холопства. С установ­лением крепостного права русское

государство вступило на путь, который под покровом наружного порядка и даже

пре­успеяния вел его к расстройству народных сил, сопровож­давшемуся общим

понижением народной жизни, а от времени до времени и глубокими потрясениями.

Заключение

Итак, мы рассмотрели в общих чертах процесс становления крепостного права на

Руси. В качестве резюме можно привести мнение В.О. Ключевского (лекции

которого мы в основном использовали в данном реферате) о прикреплении

крестьян:

«Поместная система подготовила коренную перемену в судьбе крестьянства. До

конца XVI века крестьяне были вольными хлебопашцами, пользовавшиеся правами

свободного перехода с одного участка на другой, от одного землевладельца к

другому. Но от этих переходов происходили большие неудобства как для

общественного порядка, так и для государственного хозяйства и особенно для

хозяйства мелких служилых. Землевладельцев, у которых богатые вотчинники и

помещики сманивали крестьян, оставляя их без рабочих рук следовательно, без

средств исправно отбывать государственную службу. Вследствие этих затруднений

правительство царя Федора издало указ, отменивший право крестьянского выхода,

лишивший крестьян возможности покидать раз занятые ими земли. Все печальные

последствия крепостного права, обнаружившиеся позже, вышли из этого

прикрепления крестьян к земле. Так как первый указ, отменивший крестьянское

право выхода, был издан, когда государством правил именем царя Федора шурин

его Борис Годунов, то на этого правителя падает вся ответственность за эти

последствия. Он – первый виновник крепостного права, крепостник-учредитель. В

таком взгляде на происхождение крепостного права можно различить два главные

положения: 1) в конце XVI в правительство одной общей законодательной мерой

изменило юридическое положение крестьян, отняв у них право выхода, прикрепив

их к земле, и 2) вследствие этого прикрепления крестьяне попали в неволю к

землевладельцам».

При рассмотрении вопроса о крепостном праве нужно учитывать, что особенности

геополитического положения России и православное пони­мание сословных

обязанностей как формы религиозного служения, спасения души привело к тому,

что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне — лично,

а крестьяне и горожане через налоги на содержание войска, администрации,

царя.

Роль крепостного права в России оценивается неодно­значно. Крепостное право

помогало государству в восста­новлении и подъеме производительных сил,

регулировании процесса колонизации огромной территории и решении

внеш­неполитических задач, но при этом консервировало неэф­фективные

социально-экономические отношения. Одни ис­следователи считают, что перед

Россией в XVI в. была альтернатива развития, минуя крепостное право (Н. Е.

Но­сов), другие оценивают XVI—XVII вв. как расцвет крепост­ничества, третьи —

как последний резерв клонящегося к «нисходящей» фазе феодализма.

Были ли другие пути развития России, минуя крепостное право? Предположения

«если бы.» всегда заманчивы. Но история, как было сказано, не терпит

сослагательного наклонения, поэтому оставим этот вопрос тем теоретикам,

которые находят удовольствие в бесплодных спекуляциях. В лучшем случае, чего

они достигнут – увеличения остроты их логической мысли, витающей в

безжизненном пространстве. Ведь всем давно понятно, что никто никаких уроков

из истории не извлекает.

Каждый раз с рождением человека мир рождается заново, и «прошлое кажется сном».

Список литературы

1. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. – Ростов-

на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.

2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн.

Кн. 2. – М.: Мысль, 1997.

3. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб.: Наука, 1994.

4. Скрыпников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. – М.:

Издательство «Весь Мир», 1997.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты