Реферат: Складывание крепостного права на Руси. Соборное уложение 1649 г.

Эти категории крестьян феодалы стремились перевести в разряд «старожильцев».

«Старожильцы» и «пришлые»

Приблизительно с конца XIV до начала XVII в. среди крестьянства центральной

окско-волжской Руси идет непре­рывающееся переселенческое движение, сначала

односто­роннее — на север за верхнюю Волгу, потом, с половины XVI в., с

завоеванием Казани и Астрахани, двусторон­нее — еще на юго-восток по Дону, по

средней и нижней Волге. Среди этого движения в составе крестьянства

обозна­чились два слоя: сидячий, оседлый — это старожильцы, и

перехожий, бродячий — пришлые.

Старожильство означало давность местожительства или принадлежности к

обществу, город­скому или сельскому. Но первоначально оно не определя­лось

точным числом лет: старожильцами считались и кре­стьяне, сидевшие на своих

участках 5 лет, и крестьяне, говорившие про занимаемые ими земли, что их отцы

сади­лись на тех землях.

Само по себе старожильство не имело юридического значения в смысле

ограничения личной свободы старожильцев; но оно получало такое значение в

связи с каким-либо другим обязательством. В обществах черных и дворцовых

крестьян такова была круговая порука в уплате податей. Старожильцы образовали

в таких обществах основной со­став, на котором держалась их податная

исправность; раз­брод старожильцев вел к обременению остававшихся и к

недоимкам. Кто уходил, не платил ничего; а кто оставался, тот должен был

платить за себя и за ушедших. Насущною нуждою этих обществ было затруд­нить

своим старожильцам переход на более льготные земли, особенно церковные. Выход

затруднялся и уплатой доволь­но значительного пожилого, которое

рассчитывалось по числу лет, прожитых уходившим старожильцем на участке;

расчет становился даже невозможным, если во дворе десят­ки лет преемственно

жили отец и сын. Поэтому крестьянские миры сами просили у государя права не

выпускать из общины «старожильцев» письменных крестьян. Навстречу тягловым

нуждам черных и дворцовых обществ шло и правительство, уже в XVI в.

начинавшее укреплять людей к состояниям, к тяглу или к службе, чтобы

обеспечить себе прочный кон­тингент тяглых и служилых людей. Двусторонние

условия привели к тому, что частные и временные меры, обобщаясь, завершились

к началу XVII в. общим прикреплением старо­жильцев не только к состоянию, но

к месту жительства.

Таким образом государственные и дворцовые крестьяне были прикреплены к земле

и образовали замкнутый класс: ни их не выпускали на владельческие земли, ни в

их среду не пускали владельческих крестьян, и это обособление является в

подмогу круговой поруке для обеспечения подат­ной исправности сельских

обществ. Такое прикрепление, разумеется, не имело ничего общего с крепостным

правом. Это чисто полицейская мера.

На владельческих землях так же, как и на черных и дворцовых, существовал слой

старожильцев, но с иным ха­рактером. Там старожильцы — основные кадры,

которые поддерживали тягловую способность сельских общин, несли на своих

плечах всю тяжесть круговой поруки; здесь — это наиболее задолжавшие,

неоплатные должники.

В ходе переселенческого движения за счет центра заселяются юго-восточные

окраины, верхняя Ока, верхнее Подонье, среднее и нижнее Поволжье. Сельское

население центра сильно редеет. Остававшиеся на ста­рых местах крестьяне

сидят на сокращенных пахотных уча­стках. Одновременно с сокращением

крестьянской запашки увеличивается барская пашня, обрабатываемая холопами за

недостатком крестьянских рук. Стремясь не допустить сокращения крестьянских

хозяйств, помещик образовывал усиленной ссудой (деньги, семена, рабочий скот

и т.п.) новых домохозяев из неотделенных членов старых семей, из сыновей,

младших братьев и племянников. Так же нуждались в увеличенной ссуде и

«пришлые» крестьяне для поднятия новых земель. Ссуда также часто навязывалась

крестьянину, чтобы закрепить его на земле. Таким образом, землевладелец

обязывал крестьян сидеть у себя, пока не отработает долга. При невозможности

выплатить долг, что случалось довольно часто, крестьянин попадал в неоплатные

должники, и следовательно ни он, ни члены его семьи не могли уйти от

землевладельца, фактически попадали в крепостную зависимость от него. Ссуда

создавала отношения, в которых владельческому крестьянину приходилось

выбирать между бессрочно-обязанным крестьянством и срочным холопством. Это

было не полицейское прикрепление к земле, какое установила круговая порука

для государевых черных крестьян, а хозяйственная долговая зависимость от

лица, от земле­владельца-кредитора по общему гражданскому праву.

Первые законодательные меры закрепощения крестьян

XV в. в положении русского крестьянства характеризу­ется исследователями как

переломный, когда феодалы и го­сударство переходят в наступление на права и

свободы крестьян.

Одним из первых проявлений такого наступления, стала статья 57 Судебника 1497 г.

Ивана III, которая ограничила право «отказа» крестьян от земли. Статья

закрепляла один обязательный общегосударственный срок выхода – неделю

до Юрьева дня (26 ноября) и неделю, следующую за этим днем. Первона­чально

право это не было стеснено законом; но самое свой­ство поземельных отношений

налагало обоюдное ограниче­ние как на это право крестьянина, так и на произвол

земле­владельца в отношении к крестьянину: землевладелец, на­пример, не мог

согнать крестьянина с земли перед жатвой, как и крестьянин не мог покинуть свой

участок, не рассчи­тавшись с хозяином по окончании жатвы.

Предполагается, что с 60-х гг. XV в. начали производить переписи крестьян,

обязанных нести тягло. Их записывали вместе с их землями в особые «писцовые

книги» и тех, кто попал в книгу, считали прикрепленными к той земле, на

которой он был записан. Эти «письменные» крестьяне («старожильцы») уже не

выпускались со своих мест; могли переходить с места на место только люди

«неписьменные», то есть не записанные в книги («пришлые»), которых, как

указано выше, землевладельцы прикрепляли к земле в основном с помощью ссуд.

Правом перехода в Юрьев день пользовались те крестьяне, которые не

«за­старели» еще за своими землевладельцами.

Так мало-помалу принимались меры к тому, чтобы прикрепить крестьян к местам,

сделать из них оседлое податное сословие, обязанное платить государю подати

(«тянуть тягло»), а на служилых землях еще и работать на зем­левладельца. С

развитием поместного землевладения устанавливалась зависимость крестьян­ского

населения от помещиков, за которыми крестьяне были записа­ны в писцовых

книгах.

Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.)

Значительное расширение территории Московского госу­дарства, возникновение

казачества, последствия опричнины и Ливонской войны стимулировали государство

к ограничению права «выхода».

Судебник Ивана IV 1550 г. увеличил «пожилое» и обя­зал крестьян засевать

перед уходом озимь, стал регулиро­вать и ускорять переход различных категорий

сельского на­селения в разряд старожилых.

Во время опричнины Грозного, вследствие разных причин, крестьяне во множестве

своевольно оставляли свои земли и шли на «дикое поле», в казаки, или же на

новые земли в завоеванное Грозным Поволжье. Землевладельцы, разумеется, не

желали выпускать из-за себя крестьян и всеми мерами задерживали их, прибегая

даже к насилию. А так как народ все-таки уходил, и рабочих в центральных

областях государства становилось все менее и менее, то землевладельцы стали

изыскивать способы, как бы взамен ушедших, добыть на свои земли новых

работников. Самым действенным способом было переманить крестьян от соседей,

«вывезти» их из-за других владельцев. Крестьянский «вывоз» стал обычным

явлением. Пользуясь тем, что законом крестьянский пере­ход не был запрещен,

богатые землевладельцы рассылали своих приказчиков, чтобы выкупать крестьян у

их господ (заплатив гос­подам за крестьян все их долги) и таким способом

«отказывать» крестьян от владельцев и «вывозить» их на свои земли, заманив

разными льготными обещаниями. Шла, таким образом, борьба за крестьян, в

которой победа оставалась на стороне богатых земле­владельцев. Они имели

средства, чтобы добывать себе рабочих людей; мелкие же помещики не имели

средств, чтобы их удержать за собою.

Между тем московское правительство именно из мелких помещиков составляло свое

главное войско и потому не могло допустить их обеднения и разорения. Оно

должно было вмешаться в борьбу за крестьян еще и по той причине, что

«перевоз» крестьян вел к бесчисленным ссорам и жалобам; суды были завалены

делами о возвращении увезенных и ушедших крестьян и о взыскании убытков от

незаконных «вывозов» и «отказов». Вот почему, стали появляться указы о

крестьянах.

В 1581 г. начинается новое описание русских земель и временно запрещается

(первона­чально, вероятно, в отдельных районах) выход крестьян в Юрьев день

(«заповедные лета»). В 1592 г. начинается со­ставление новых писцовых книг,

которые в дальнейшем рассматривались как офи­циальный документ, прикреплявший

крестьян к земле и фе­одалам, как ее собственникам.

Указ 1597 г.

Первым актом, в котором видят указания на прикрепле­ние крестьян к земле, как

на общую меру, считают указ 24 ноября 1597 г. Из этого акта следует, что если

крестья­нин убежал от землевладельца не раньше 5 лет до 1 сен­тября

(тогдашнего нового года) 1597 г. и землевладелец вчинит иск о нем, то по суду

и по сыску такого крестьянина должно возвратить назад, к прежнему

землевладельцу, «где кто жил», с семьей и имуществом, «с женой и с детьми и

со всеми животы». Если же крестьянин убежал раньше пяти лет, а землевладелец

тогда же, до 1 сентября 1592 г., не вчинил о нем иска, такого крестьянина не

возвращать и исков и челобитий об его сыске не принимать. Больше ни­чего не

говорится в царском указе и боярском приговоре 24 ноября. Указ, очевидно,

говорит только о беглых крестья­нах, которые покидали своих землевладельцев

«не в срок и без отказу», т. е. не в Юрьев день и без законной явки со

стороны крестьянина об уходе, соединенной с обоюдным расчетом крестьянина и

землевладельца. Этим указом уста­навливалась для иска и возврата беглых

временная дав­ность, так сказать, обратная, простиравшаяся только назад, но

не ставившая постоянного срока на будущее время. Такая мера принята была с

целью прекратить затруднения и беспорядки, возни­кавшие в судопроизводстве

вследствие множества и запоз­далости исков о беглых крестьянах. Указ не

вносил ничего нового в право, а только регулировал судопроизводство о беглых

крестьянах.

Установление пятилетнего срока для возвращения беглых крестьян, записанных в

последние писцовые книги 1592 года, подало мысль многим историкам, что

за пять лет до указа 1597 г., то есть в 1592 году, состоялся общий закон,

запретивший крестьянам переход и отменивший так называемый Юрьев день. Но,

несмотря на все поиски, текст этого закона 1592 года не найден, и самое

существование его весьма сомнительно (Платонов).

Некоторые историки высказывали мысль, что указ 1597 г. и есть тот самый

закон, которым крестьяне впервые были прикреплены к земле, но не прямо, а

косвенно: без предварительного запрещения правительство признало незаконными

все крестьянские переходы, совершившиеся в последние пять лет до издания

этого указа, и дозволило покинувших свои участки крестьян возвращать на них,

как беглецов.

После указа 1597 года несколько раз были выдаваемы указы о том, чтобы крупные

зем­левладельцы не возили крестьян из-за мелких и чтобы вообще никто не

вывозил крестьян к себе в большом количестве. Этими указами надеялись

прекратить столкновения из-за крестьянского вывоза и разорения мелких

помещиков крупными владельцами. Незаметно, однако, чтобы указы о крестьянах в

чем-либо помогли делу: и после них продолжалось крестьянское передвижение, и

слышались по-прежнему жалобы помещиков на уход и увоз крестьян. Важно было

то, что правительство обратило внимание на положение крестьян и стало законом

определять отношения крестьян к зем­левладельцам. Указами о крестьянах в

последние годы XVI века московское правительство старалось остановить все еще

сильную бродячесть крестьянского населения.

Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.)

В XVII в. завершается процесс установления крепостно­го права. Он связан со

Смутой начала века и последующим восстановительным периодом 20—50-х гг. Вся

история Московского государства в XVII столетии развивается в прямой

зависимости от того, что произошло в смутную эпоху. Страшное разорение страны

в смуту создало для московского правительства ряд финансовых затруднений,

которые обусловливали собой всю его внутреннюю политику, вызвали

окончательное прикрепление посадского и сельского населения.

Законодательство начала XVII века было направлено против невыгодных для

государства последствий права выхода крестьян:

1. Оно старалось прекратить переход крестьян в нетяглое состояние, в

холопство, разрешенный Судебником 1550. Перейдя из крестьян в холопы,

крестьянин переставал платить подати, уменьшая этим и без того скудные в

Смутное время и после него поступления в казну.

2. Оно пыталось уничтожить игру в крестьян, какую вели крупные

землевладельцы, сманивая их с земель казенных крестьянских обществ или мелких

землевладельцев (что также уменьшало поступления в казну, и разоряло мелких

землевладельцев – основу вооруженных сил страны).

3. По искам землевладельцев оно преследовало незаконные побеги крестьян,

нарушавшие право собственности землевладельцев.

Указ 1607 г.

Законодательные меры против беглых крестьян завершились указом 9 марта 1607

г., который впервые попытался вывести крестьянские побеги из области

гражданских пра­вонарушений, преследуемых по частному почину потерпев­шего,

превратив их в уголовное преступление, в вопрос го­сударственного порядка:

розыск и возврат беглых крестьян независимо от исков землевладельцев он

возложил на обла­стную администрацию под страхом тяжкой ответственности за

неисполнение этой новой для нее обязанности, а за прием беглых, прежде

безнаказанный, назначил сверх вознаграж­дения потерпевшему землевладельцу

большой штраф в пользу казны по 10 рублей за каждый двор или за одинокого

крестьянина, а под­говоривший к побегу сверх денежной пени подвергался еще

торговой казни (кнут). Однако и этот указ допустил дав­ность для исков о

беглых крестьянах, только удлиненную до 15 лет. Зато он прямо признал личное,

а не поземельное прикрепление владельческих крестьян: тем из них, которые за

15 лет до указа записаны в поземельных описях, в пис­цовых книгах 1592—1593

гг., указано «быть за теми, за кем писаны». Однако указ или не удался, или

понят был только в смысле запрещения крестьянских побегов и вывозов, а не как

отмена законного выхода крестьян. Крестьянские порядные и после того

совершались на прежних условиях; самое допущение 15-летней исковой давности

для беглых поддерживало за крестьянскими поземельными договорами характер

чисто гражданских отношений. Указ был издан, когда разгоралась Смута,

несомненно помешавшая его дей­ствию. Он затягивал узел обязательных отношений

крестьян к господам, когда колебались все основы государственного порядка,

когда тяглые и несвободные классы сбрасывали с плеч свои старые обязательства

и еще менее стеснялись новыми.

Сближение крестьянства и холопства

Смутное время пронеслось по стране ураганом, который вымел массы крестьянства из

центральных областей государства. Почувствовалась острая нужда в рабочих

земледельческих руках, которая заставила землевладельцев обратиться к

старинному испытанному средству искать новых рук для сельской работы в

холопстве. Они начали сажать своих дворовых людей на пашню, давать им ссуду,

обзаводить их дворами, хозяйством и земельными наделами. При этом с холопом

заключали особый договор, который подобно крестьянскому назывался ссудной

записью. Так, среди холопства возник сельский класс, получивший название

задворных людей, по­тому что они селились особыми избами «за двором»

земле­владельца. Задворный укреплялся особым способом: он давал на себя ссудную

запись, не только селясь за барским двором с воли, но и при переходе за барский

двор из дво­рового холопства. Таким образом, задворная запись созда­вала особый

вид холопства, служивший переходом от дворо­вой службы на крестьянскую пашню.

Изделье крестьянина было такой же личной работой на господина, как и служба

кабального за рост (процент), только послед­ний служил во дворе, а первый

работал на двор, «ходил во двор, дворовое дело делал», как писалось в

порядных грамотах. Хозяйственная близость вела и к юридическому сближению.

Как скоро в праве установилась мысль, что кабальное обязательство

простирается не только на дейст­вие, но и на лицо кабального, делая его

крепостным, эта мысль настойчиво стала пробивать себе путь в сознание

землевладельцев и в их отношение к крестьянам. Такое распространительное

понимание крестьянских отношений облегчалось и с холопьей стороны: движение

крестьянства в сторону холопства встретилось с противоположным движением

холопства в сторону крестьянства. После кре­стьянина-хлебопашца, исполнявшего

работу на барский двор, появляется дворовый, становившийся хлебопашцем.

Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной крестьянской записи

Смута сдвинула с насиженных мест массы старожилого тяглого люда, городского и

сельского, и расстроила старые земские миры, круговою порукой обеспечивавшие

казне податную исправность. Одной из первых забот правительства новой

династии (Романовых) было восстановить эти миры.

На земском соборе 1619 г. было постановлено перепи­сать и разобрать тяглых

обывателей и при этом беглецов возвратить на старые места жительства, а

закладчиков повернуть в тягло. Долго это дело не удавалось по негодно­сти

исполнителей, писцов и дозорщиков. Эта неудача вместе с большим московским

пожаром 1626 г., истребившим позе­мельные описи в столичных приказах,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты