Реферат: Складывание крепостного права на Руси. Соборное уложение 1649 г.

Реферат: Складывание крепостного права на Руси. Соборное уложение 1649 г.

План

Введение. 3

Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси. 3

Положение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.) 5

Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости (XV в.) 6

«Старожильцы» и «пришлые». 7

Первые законодательные меры закрепощения крестьян. 8

Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.) 9

Указ 1597 г. 9

Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.) 10

Указ 1607 г. 11

Сближение крестьянства и холопства. 11

Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной крестьянской записи. 12

Писцовый наказ 1646 г. 13

Соборное Уложение 1649 года. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление

их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из

наиболее сложных в отечественной исто­риографии. В. О. Ключевский считал

крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному

определению». В дореволюционной историографии сосущес­твовали «указная» и

«безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.

В советской историографии, начиная с Б. Д. Грекова, утверждается концепция

постепенного зарождения и разви­тия крепостного права со времен «Русской

Правды», через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В

дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в

законодательстве до конца XV в. Неко­торые из них в качестве компромисса

стали проводить раз­граничение понятий «крепостничество» — проявление

вне­экономического принуждения в различных формах при феодализме — и

«крепостное право» — прикрепление кресть­ян к земле феодала в

законодательстве, начиная с конца XV в.

В данном реферате мы будем придерживаться последней точки зрения, т.е. мы

попытаемся проследить становление крепостного права на Руси начиная с XV в. и

до принятия Соборного Уложения 1649 г. Предварительно мы рассмотрим вопрос

происхождения термина «крепостное право» (в связи с которым затронем тему

холопства на Руси) и дадим общую картину положения крестьянства в удельной

Руси (XIII-XIV вв.).

Следует отметить, что данный реферат на 99% является компиляцией выдержек из

работ русских историков. В основном использованы труды С.Ф. Платонова и В.О.

Ключевского. Поэтому, с позволения читателей, мы не будем делать ссылки на

страницы используемой литературы, т.к. в противном случае лес ссылок занял бы

место не меньшее, чем сам реферат.

Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси

Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, симво­лический или

письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная

таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом

крепо­стного обладания в Древней Руси были и люди. Такие кре­постные назывались

холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом

назывался крепостной муж­чина, рабой — крепостная женщина. В документах нет

тер­минов «раб» и «холопка»: раб встречается только в

церковно-литературных памятниках. Холопство и было древней­шим крепостным

состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной

неволи крестьян. До конца XV в. на Руси существовало только холопство

обельное, или полное, как оно стало называться позднее. Оно

создавалось различными способами: 1) пленом, 2) доб­ровольной или по воле

родителей продажей свободного лица в холопство, 3) некоторыми преступлениями,

за кото­рые свободное лицо обращалось в холопство по распоряже­нию власти, 4)

рождением от холопа, 5) долговой несо­стоятельностью купца по собственной вине,

6) доброволь­ным вступлением свободного лица в личное дворовое услу­жение к

другому без договора, обеспечивающего свободу слуги, и 7) женитьбой на рабе без

такового же договора. Полный холоп не только сам зависел от своего

государя, как назывался владелец холопа в Древней Руси, и от его

наслед­ников, но передавал свою зависимость и своим детям. Право на полного

холопа наследственно, неволя полного холопа потомственна. Существенной

юридической чертой холоп­ства, отличавшей его от других, некрепостных видов

част­ной зависимости, была непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти

из неволи только по воле своего государя.

В Московской Руси из полного холопства выделились различные виды смягченной,

условной крепостной неволи. Так, из личного услужения, именно из службы

приказчиком по господскому хозяйству, тиуном или ключником, возникло в конце XV

или в начале XVI в. холопство докладное, названное так потому, что

кре­постной акт на такое холопство, докладная грамота, ут­верждался с

доклада наместнику. Это холопство отличалось от полного тем, что право на

докладного холопа меняло свои условия, иногда прекращалось со смертью

господина, иногда передавалось его детям, но не далее. Еще одним видом

неполного холопства являлось закладничество. Оно возникало в разные времена на

разных условиях. Первоначальным и простейшим его видом был личный заклад, или

заем, с обязательством должника рабо­тать на заимодавца, живя у него во дворе.

Закуп времен Русской Правды, закладень удельных веков, как и

закладчик XVII в., не были холопы, потому что их неволя могла быть прекращена

по воле заложившегося лица. Долг погашался или его уплатой, или срочной

отработкой по договору. «Отслужат свой урок (срок) да пойдут прочь, рубль

заслу­жат, а не отслужат своего урока, ино дадут», возвратят все занятые

деньги, как читаем про таких долговых слуг в одном акте XV в.

Но бывали закладные, по ко­торым закладник обязывался не погашать службой самого

долга, а только оплачивать проценты, служить «за рост», и по истечении

условленного срока возвратить «истину» — занятой капитал. Заемное письмо в

Древней Руси называ­лось заимствованным из еврейского словом кабала.

Личная зависимость, возникавшая из обязательства служить за рост, укреплялась

актом, который в отличие от заемной ка­балы с личным закладом на условии

отработки назывался в XVI в. служилой кабалой или кабалой за рост

служити. С конца XV в. в документах появляются кабальные люди; но в

них долго еще незаметно признаков кабального холопства. Заемная кабала под

личный заклад была собственно заживная, давала закладнику право

зарабатывать взятую вперед ссуду без роста, погашать беспроцентный долг. По

кабале ростовой, получившей специальное название служилой,

ка­бальной своей службой во дворе заимодавца зарабатывал только проценты, не

освобождаясь от возврата капитала в условленный срок или урок.

Закладничество на условии службы за рост переработалось, правда, в холопство,

только не в полное, а в кабальное. Выдача головой до искупа при обычной

несо­стоятельности выданных подвергала их бессрочной отра­ботке займа. Так, в

кабальную службу за рост входило и по­гашение самого долга, личный заклад под

заем превращался в личный наем с получением наемной платы вперед. Это

соединение службы за рост с погашением долга и личный характер кабального

обязательства стали юридическими основами служилой кабалы, как крепости; ими

полагался и предел кабальной службы. Как личное обязательство, свя­зывавшее

одно лицо с другим, служилая кабала теряла силу со смертью одной из сторон. В

XVII в. встречаем по местам кабалы с обязательством кабального «у государя

своего служить во дворе до своей смерти». Но в случае смерти господина раньше

холопа это условие нарушало личный характер кабалы, заставляя кабального

служить жене и де­тям умершего как бы наследственно.

Между тем, было два рода дворовых слуг, для которых установился другой предел

службы — смерть господина. Уже закон 1556 г. постановил, что пленник, выданный

в холопство по суду, служит господину «до его живота». С другой стороны,

некоторые на том же условии поступали просто в личное услужение не только без

займа, но и без найма. Встречаем служилую кабалу 1596 г., в которой воль­ный

человек обязуется служить не за рост, без займа, «по живот» господина, которому

после своей смерти отпустить слугу на волю с женой, детьми «и что у него живота

наживет, и в приданые его и детей не дати за своими детьми». Здесь

перед нами три условия, в которых выражался личный характер служилой кабалы:

пожизненность владения каба­льным, неотчуждаемость этого владения и право

кабального на добытое на службе имущество. Эти условия, также вошедшие в

юридический состав кабальной службы, здесь устанавливаются договором; по

крайней мере, до 1597 г. не известны указы, узаконяющие их для кабальных с

воли, не для полоняников. С установлением пожизненности служи­лая кабала

получила характер холопьей крепости: кабаль­ный сам по договору отказывался от

права выкупиться, и его неволя прекращалась только смертью или волей

госпо­дина.

Уже в указе 1555 г. служилая кабала является со зна­чением крепости,

крепостного акта, наряду с полной и док­ладной, а в одном завещании 1571 г.

встречаем и термин кабальные холопы и робы вместо обычного

дотоле выраже­ния кабальные люди или просто кабальные. Тогда же

становится известна и форма служилой кабалы, держав­шаяся неизменно целое

столетие: вольный человек, один или с женой и детьми, занимал у известного

лица, обыкновенно у служилого человека, несколько рублей всегда ровно на год,

от такого-то числа до того же числа следующего года, обязуясь «за рост у

государя своего служити во дворе по вся дни, а полягут деньги по сроце и мне за

рост у государя своего потому же служити по вся дни». Эта стереотипная форма

показывает, что она составилась по норме срочной закладной с закладом лица, а

не вещи, и с предвидением просрочки. Такие закладные нередки и сходны со

служи­лыми кабалами в условиях и даже в выражениях. В 1636 г. отец отдал

заимодавцу своего сына «на год служить» с обязательством в случае неуплаты

денег в срок отпустить сына к заимодавцу «во двор».

Мы дали такое достаточно подробное описание холопства на Руси, т.к. после XV

в. положение холопов и крестьянства, как мы покажем в дальнейшем, неуклонно

сближается, и многие обычаи, правила и законы в отношении холопства, станут в

дальнейшем служить образцом для установления отношений между землевладельцами

и крестьянами, что в конечном счете будет способствовать установлению

крепостного права.

Положение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.)

В удельное время, в тот период, когда еще совершалось заселение северо-восточных

княжеств славянским пле­менем, состав общества в княжествах был очень

неопределен­ным. В общем потоке колонизации, шедшей с Днепра и с Ильменских рек

в Поволжье, население не сразу находило себе оседлость, перемещалось и бродило,

двигаясь постепенно в восточном и севе­ро-восточном направлении. Только князья,

хозяева уделов, сидели неподвижно в своих удельных владениях. Вынужденные вести

свое хозяйство и содержать дружину при условии непрерывной подвижности,

«текучести» всего народонаселения, князья вырабо­тали особые приемы хозяйства и

управления. Они не могли сразу остановить переселенческий поток, задержать

население в своих волостях и прикрепить его к своему уделу. Народ приходил в их

удел и уходил из него свободно, не сказываясь князю и без его позволения.

Князья поэтому старались закрепить за собою отдельных лиц. Они или принимали их

к себе на вольную службу по договору (это были их бояре и слуги вольные), или

же покупали их и кабалили как рабов (это были их «люди», или холопы). Из тех и

других составлялся «двор» князя, соответствующий дружине киевского периода. С

помощью этого двора удельный князь управлял своим уделом, защищал его и вел

свое хозяйство. Бояре и вольные слуги были его советниками и полководцами, а

«люди» составляли рать и были рабочими на его пашне и промыслах. Часто князья

приглашали неимущих свободных людей селиться на княжеской земле с условием

служить и работать князю, причем, если такой слуга не исполнял своих

обязанностей, его лишали данной ему земли. Из этих слуг «под дворским» (то есть

подчинен­ных княжескому дворскому или дворецкому) составлялся особый, средний

разряд княжеских людей — не холопов, но и не вполне свободных. Только

перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном

подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя, то есть

находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к

другому князю, или теряя свою землю, если это были слуги под

дворским, или сохраняя все свои земли, если это были слуги вольные.

Так устроены были отношения удельных князей к тем, кто им служил. Все же

прочие лица, жившие в уделе князя, носили общее наименование «христиан», или

«крестьян», и не находились вовсе в личной зависимости от князя. Как в

городах («посадах»), так и в сельских волостях они были устроены в общины или

«миры». Князь знал, что в какой-либо его волости жили крестьяне. Он

приказывал там счесть количе­ство крестьянских дворов, назначал с них со всех

один общий податной оклад, «тягло» и поручал самим же крестьянам в известные

сроки (на Рождество, на Петров день) доставлять ему свою подать. Люди

приходили в эту волость и уходили из нее без ведома и разрешения князя.

Крестьянский «мир» их принимал и отпускал; он их облагал податью в общий

оклад; выборные «старосты» собирали эту подать и отвозили князю. И так шло из

года в год, до тех пор, пока князь не приказывал (заметив убыль или прибыль

крестьянских дворов в дан­ной волости) снова переписать дворы и уменьшить или

увеличить сумму мирского платежа. При таком порядке крестьяне знали не князя,

а крестьянский мир; а князь мог быть равнодушен к тому, что тот или другой

его крестьянин уйдет к соседнему князю. Прямого ущерба от этого для князя не

было. Такой же свободой перехода крестьяне пользовались и на частных боярских

землях. Приходя на землю, они составляли арендное условие, «порядную», и в

порядной определяли свои обязанности и платежи господину; уходя от

гос­подина, они известным порядком «отказывались» от земли.

Итак, крестьянин удельной Руси был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле

по договору с земле­владельцем; его свобода выражалась в крестьянском

выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на

другой, от одного землевладельца к другому.

Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости (XV в.)

Переход человека из одного разряда в другой — из крестьян в горожане

(«посадские люди») или в холопы и обратно, — был очень легок и доступен всем,

поэтому общественное устройство в удельное время было очень неопределенно и

бесформенно.

Такая неопределенность не могла удержаться при переходе удель­ного быта в

государственный. Московские государи раньше всего взялись за переустройство

своего «двора». Они на­ложили свою руку на земли своих служилых князей и

требовали, чтобы земли эти «не выходили из службы». То же правило было

применено ко всем вообще вотчинам: всякий, кто владел землею, был обязан

участвовать в защите государства. С каждой вотчины должны были являться

ратные люди, «конны и оружны», по первому зову государя. Княжата и бояре,

владевшие крупными вотчинами, приводили с собою целые «воинства» своих людей.

Мелкие вотчинники выезжали на службу сами «своею головою» или с одним-двумя

холопами. Но так как во время тяжелых войн с татарами, литвою и немцами нужна

была большая военная сила, то обычной рати не хватало, и московские государи

стали усиленно вербовать служилых людей, «собою добрых и дородных» (то есть

годных к бою), и селить их на казенных землях, потому что иных средств на

содержание воинских людей, кроме земель, тогда не было.

Прежде такие земли давались слугам из частных владений князя, из его «дворца».

Теперь «дворцовых» земель уже не хватало и слугам стали давать земли «черные»

(то есть податные, государ­ственные). Прежде такие земли, данные слугам,,

носили название «служних земель»; теперь они стали называться «поместьями», а

их владельцы — «помещиками», «детьми боярскими» и «дворя­нами». В отличие

от вотчин, которые были частною наследст­венною собственностью вотчинников,

поместья были временным владением. Помещик владел землею, пока мог служить;

прекраща­лась служба за нерадением или смертью помещика, — и поместье

возвращалось в казну. На государеву службу было «поверстано» множество народа;

новым помещикам были розданы земли вблизи границ: в Новгородских пятинах, в

Смоленске, в Северском крае, на Оке и, наконец, в центральных областях кругом

Москвы.

Развитие поместной системы повело к тому, что большие про­странства занятой

крестьянами земли были переданы помещикам и, таким образом, на этих землях

создалась зависимость крестьян от землевладельцев. За то, что

землевладелец, служил с своей земли государству, крестьяне обязаны были

работать на него, пахать его пашню и платить ему оброк. Ни помещику, ни

правительству было уже неудобно допускать свободный выход кре­стьян с занятой

ими земли, и потому крестьян старались удерживать на местах.

С XV в. начинается разделение крестьянства на «старожильцев», которые издавна

жили в вотчине или поместье и платили феодалу ренту, и «пришлых»,

«окупленных» (выкуплен­ных холопов), освобожденных на время от повинностей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты