Реферат: Русская армия от Петра1 до Александра2

(1826 г.), устье Дуная и Черномор­ское побережье Кавказа (1829 г.). В

результате Кавказской войны, тянувшейся с 1817 по 1864 г., были присоединены

Чечня, Дагестан и Адыгея. В 1846 — 1854 гг. в состав России вошел Старший

казахский жуз.

Военна реформа Александра 2

Общая суть реформы.

При восхождении на престол Александр 2 столкнулся с необходимостью

проведения военных преобразований в России. Подробно разработанный план военной

реформы Милютин представил царю уже 15.01.1862 г., спустя два месяца после

своего назначения. Перед военным министром стояли две взаимоисключающие,

казалось задачи: сократить военные расходы и в то же время усилить боевую мощь

армии.

Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразования военной

администрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления был

дорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы

приводила к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, и

приходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срока

службы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирное

время содержать меньшую армию.

Кроме этого, он предложил ряд других насущно необходимых преобразований.

Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров ( в то время только четверть

офицеров имели военное образование ), а также порядка назначения на командные

должности. Одним из вопросов доклада была реорганизация системы военного

образования.

Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.

Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизации военного

управления и созданию местных органов управления - военных округов.

В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерного ведомства -

укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений.

Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении войсками.

Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой кадровой армии,

которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призыва

обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной реформы.

Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к сокращению

численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее “не боевой”

части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи ( 83 тыс. чел.

).

В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры

преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы

военной организации по следующим направлениям:

Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими

состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время

рекрут.

Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными

кадрами.

Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное время

считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в

действующих войсках, а не формировать из них новых частей.

Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них

гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.

В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось на

целесообразность включать в состав батальона 4 роты ( а не 5 ), а в состав

полка 4 батальона ( а для внутренних губерний - 2 батальона ), причем в целях

избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их в уменьшенном

составе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатных состава: кадровый, по

штатам мирного времени и по штатам военного времени ( кадровый составлял

половину военного ).

Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему принципу:

при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из 4 батарей, (

для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из 2 батарей ).

Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г., после

подавления основных очагов восстания в Польше, была начата планомерная

реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени ( по

900 ряд. в батальоне ), усиленный мирный ( по 680 ряд. в батальоне ),

обыкновенный мирный ( по 500 ряд. в батальоне ) и кадровый мирный ( по 320 ряд.

в батальоне ). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий ( 40 армейских, 4

гренадерских и 3 гвардейских ). Дивизия состояла из 4 полков, полк из 3

батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот.

Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47 артиллерийских

бригад ( по числу дивизий ), каждая из 3-х батарей по 8 (4) орудий. Конная

артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7 конно-артиллерийских

бригад по 2 батареи.

Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона ( 4 кирасирских, 20

драгунских, 16 уланских и 16 гусарских ), составлявших 10 кавалерийских

дивизий.

Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонных

полубатальонов.

К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны, а также 54

крепостных артиллерийских роты.

К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные ( выполняющие

теперь роль функции запасных войск ), так и войска внутренней службы (

губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды ).

К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее

количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899

тыс. чел. до 726 тыс. чел. ( в основном за счет сокращения “не боевого“

элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел.

При этом с переходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не

формировалось, а части разворачивались за счет резервистов. Все войска могли

теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30-40 дней, в то

время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев.

Однако новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при

одинаковом вооружении смысла в этом не было).

Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что

отрицательно влияло на их взаимодействия.

Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской),

только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели

огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских была

вооружена пистолетами.

Основным преобразованием в области реорганизации военного управления

явилась военно-окружная система.

Создание стройной системы местного управления войск являлось важнейшей

задачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения которой были

невозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость данных

преобразований обуславливалась тем, что штабы армий выполняли как командные,

так и административно-снабженческие функции по отношению подчиненных частей,

аналогичные задачи возлагались и на корпусные штабы. Практически штабы не могли

эффективно исполнять ни тех, ни других функций, особенно если подчиненные им

части были рассредоточены по разным губерниям.

В мае 1862 г. Милютин представил Александру II

предложения под заглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного

управления по округам”. В основе этого документа лежали следующие положения :

Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической

единицей считать дивизию.

Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за

действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему

заведывание всеми местными военными учереждениями.

Таким образом Милютин предложил создать территориальную, окружную систему,

при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб

округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных

командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устранялся

существенный недостаток - крайняя централизация управления в министерстве.

В соответствии с этим указывалось на необходимость создания 15 военных

округов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-Западного

(Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного (Одесса),

Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань), Нижневолжского (Саратов),

Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского (Омск),

Восточно-Сибирского (Иркутск).

Структура главного окружного управления должна была включать в себя: Общее

командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское управление,

Инженерное управление и Врачебно-госпитальное управление.

Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и

Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский.

В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных округах”, на

основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в

округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился

единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при

этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику

артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались

обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и

гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский, Московский,

Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были

образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и

Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная

система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного

министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и

наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае

войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного

расписания.

Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х годов

происходила и реорганизация Военного министерства, которая назрела так как в

Военном министерстве отсутствовало единство управления и одновременно с этим

господствовала доведенная до абсурда централизация. На протяжении пяти лет - с

1862 по 1867 год происходила реорганизация Военного министерства.

Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и

инженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицами

императорской фамилии.

В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генерального штаба.

Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской академией

генерального штаба, с наименованием его главным управлением генерального штаба.

В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главное управление

генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно

управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений, азиатской

и судовой части, при Главном штабе находился военно-топографический отдел и

Главному штабу была непосредственно подчинена Николаевская академия

генерального штаба.

В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1 января

1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласно которого оно

состояло из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военного

суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных

управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское,

военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск), а также

управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковых батальонов и

комитета о раненых.

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главным

начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду

вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично, а

лишь как его председатель.

Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функции были

расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов, военному

совету подведомственно также и инспектирование войск. При нем состоял ряд

комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск,

военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.

Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственно

артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет,

который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики

артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области и

распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальник главного

артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру (великому князю

Михаилу Николаевичу).

По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и

607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как положительное можно

отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити

военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т.к.

начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и

возглавлял верховное командование вооруженными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе

и ряд других слабых сторон:

Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям

собственно генерального штаба отводилось немного места.

Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало

подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.

Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а

начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в

армии.

Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебная реформа.

Основной причиной её внедрения было стремление приспособить военные суды к

разбору дел, связанных с революционным движением в армии.

15 мае 1867 г. был принят проект военно-судебного устава, на основании

которого устанавливались три рода военно-судебных инстанций: полковые суды,

военно-окружные суды и главный военный суд.

Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из 3-х человек:

председателя - штаб-офицера и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суда

назначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду (о

нижних чинах). Дела слушались по приказу командира полка и приговор утверждался

командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судах исключал

состязательность.

Военно-окружные суды создавались при военных округах. Ему были

подведомственны все дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках

военного ведомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесс

судопроизводства предполагал состязательность.

Главный военный суд создавался при Военном министерстве, в качестве

“верховного кассационного суда”. Председатель и члены суда назначались из

генералов непосредственно царем. Функции главного военного суда заключались в

следующем: обсуждение дел в связи с кассационными жалобами и протестами,

рассмотрение дел о о пересмотре приговоров по вновь открывшимся

обстоятельствам, решения о передаче суду лиц в генеральском звании, обсуждение

законодательных вопросов, наложение дисциплинарных взысканий на лиц

военно-судебного ведомства.

5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в котором

предусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. К уголовным

относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселение с лишением

всех прав и заключение в крепости. Исправительные наказания определялись в

зависимости от сословной принадлежности: для офицеров (ссылка в Сибирь с

увольнением и лишением прав, временное заключение в крепости с увольнением,

временное заключение в тюрьме с увольнением, содержание на гауптвахте, денежные

взыскания), для нижних чинов (временное направление в военно-исправительные

роты, заключение в военной тюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за

беспорочную службу с переводом в разряд штрафных).

Наиболее тяжко каралось неповиновение (в мирное время от 4 до 12 лет, в

военное - расстрел), нарушения обязанностей в карауле (офицерам - разжалование

с заключением в крепости, рядовым - военная тюрьма, а в военное - расстрел),

преступления по должности (ссылка) и особенно строго наказывались нарушение

обязанностей во время военных действий.

Новая организация военных судов предусматривала состязательность процессов,

гласность, однако суды сохранили зависимость от командования (особенно

полковые), что лишало их самостоятельности.

Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработано

Положение о полевом управлении войск в военное время, согласно которому при

ведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или несколько армий, во

главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю. Военные

округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и снабжают армию.

На основании Положения была значительно упрощена структура полевого

управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного

министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное наличие

нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не предусматривалось

создание отдела военных сообщений.

Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времени

являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые хозяйства

стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были лишены права

пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирам полков

было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты