(1826 г.), устье Дуная и Черноморское побережье Кавказа (1829 г.). В
результате Кавказской войны, тянувшейся с 1817 по 1864 г., были присоединены
Чечня, Дагестан и Адыгея. В 1846 — 1854 гг. в состав России вошел Старший
казахский жуз.
Военна реформа Александра 2
Общая суть реформы.
При восхождении на престол Александр 2 столкнулся с необходимостью
проведения военных преобразований в России. Подробно разработанный план военной
реформы Милютин представил царю уже 15.01.1862 г., спустя два месяца после
своего назначения. Перед военным министром стояли две взаимоисключающие,
казалось задачи: сократить военные расходы и в то же время усилить боевую мощь
армии.
Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразования военной
администрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления был
дорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы
приводила к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, и
приходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срока
службы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирное
время содержать меньшую армию.
Кроме этого, он предложил ряд других насущно необходимых преобразований.
Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров ( в то время только четверть
офицеров имели военное образование ), а также порядка назначения на командные
должности. Одним из вопросов доклада была реорганизация системы военного
образования.
Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.
Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизации военного
управления и созданию местных органов управления - военных округов.
В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерного ведомства -
укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений.
Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении войсками.
Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой кадровой армии,
которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призыва
обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной реформы.
Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к сокращению
численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее “не боевой”
части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи ( 83 тыс. чел.
).
В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры
преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы
военной организации по следующим направлениям:
Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими
состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время
рекрут.
Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными
кадрами.
Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное время
считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в
действующих войсках, а не формировать из них новых частей.
Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них
гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.
В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось на
целесообразность включать в состав батальона 4 роты ( а не 5 ), а в состав
полка 4 батальона ( а для внутренних губерний - 2 батальона ), причем в целях
избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их в уменьшенном
составе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатных состава: кадровый, по
штатам мирного времени и по штатам военного времени ( кадровый составлял
половину военного ).
Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему принципу:
при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из 4 батарей, (
для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из 2 батарей ).
Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г., после
подавления основных очагов восстания в Польше, была начата планомерная
реорганизация армии и сокращение численного состава войск.
Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени ( по
900 ряд. в батальоне ), усиленный мирный ( по 680 ряд. в батальоне ),
обыкновенный мирный ( по 500 ряд. в батальоне ) и кадровый мирный ( по 320 ряд.
в батальоне ). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий ( 40 армейских, 4
гренадерских и 3 гвардейских ). Дивизия состояла из 4 полков, полк из 3
батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот.
Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47 артиллерийских
бригад ( по числу дивизий ), каждая из 3-х батарей по 8 (4) орудий. Конная
артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7 конно-артиллерийских
бригад по 2 батареи.
Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона ( 4 кирасирских, 20
драгунских, 16 уланских и 16 гусарских ), составлявших 10 кавалерийских
дивизий.
Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонных
полубатальонов.
К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны, а также 54
крепостных артиллерийских роты.
К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные ( выполняющие
теперь роль функции запасных войск ), так и войска внутренней службы (
губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды ).
К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее
количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899
тыс. чел. до 726 тыс. чел. ( в основном за счет сокращения “не боевого“
элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел.
При этом с переходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не
формировалось, а части разворачивались за счет резервистов. Все войска могли
теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30-40 дней, в то
время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев.
Однако новая система организации войск содержала и ряд недостатков:
Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при
одинаковом вооружении смысла в этом не было).
Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что
отрицательно влияло на их взаимодействия.
Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской),
только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели
огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских была
вооружена пистолетами.
Основным преобразованием в области реорганизации военного управления
явилась военно-окружная система.
Создание стройной системы местного управления войск являлось важнейшей
задачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения которой были
невозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость данных
преобразований обуславливалась тем, что штабы армий выполняли как командные,
так и административно-снабженческие функции по отношению подчиненных частей,
аналогичные задачи возлагались и на корпусные штабы. Практически штабы не могли
эффективно исполнять ни тех, ни других функций, особенно если подчиненные им
части были рассредоточены по разным губерниям.
В мае 1862 г. Милютин представил Александру II
предложения под заглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного
управления по округам”. В основе этого документа лежали следующие положения :
Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической
единицей считать дивизию.
Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за
действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему
заведывание всеми местными военными учереждениями.
Таким образом Милютин предложил создать территориальную, окружную систему,
при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб
округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных
командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устранялся
существенный недостаток - крайняя централизация управления в министерстве.
В соответствии с этим указывалось на необходимость создания 15 военных
округов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-Западного
(Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного (Одесса),
Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань), Нижневолжского (Саратов),
Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского (Омск),
Восточно-Сибирского (Иркутск).
Структура главного окружного управления должна была включать в себя: Общее
командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское управление,
Инженерное управление и Врачебно-госпитальное управление.
Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и
Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский.
В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных округах”, на
основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в
округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился
единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при
этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику
артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались
обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и
гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.
В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский, Московский,
Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были
образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и
Восточно-Сибирский военные округа.
В результате организации военных округов создалась относительно стройная
система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного
министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и
наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае
войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного
расписания.
Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х годов
происходила и реорганизация Военного министерства, которая назрела так как в
Военном министерстве отсутствовало единство управления и одновременно с этим
господствовала доведенная до абсурда централизация. На протяжении пяти лет - с
1862 по 1867 год происходила реорганизация Военного министерства.
Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и
инженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицами
императорской фамилии.
В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генерального штаба.
Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской академией
генерального штаба, с наименованием его главным управлением генерального штаба.
В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главное управление
генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно
управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений, азиатской
и судовой части, при Главном штабе находился военно-топографический отдел и
Главному штабу была непосредственно подчинена Николаевская академия
генерального штаба.
В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1 января
1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласно которого оно
состояло из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военного
суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных
управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское,
военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск), а также
управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковых батальонов и
комитета о раненых.
Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главным
начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду
вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично, а
лишь как его председатель.
Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функции были
расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов, военному
совету подведомственно также и инспектирование войск. При нем состоял ряд
комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск,
военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.
Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственно
артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет,
который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики
артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области и
распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальник главного
артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру (великому князю
Михаилу Николаевичу).
По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и
607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как положительное можно
отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити
военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т.к.
начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и
возглавлял верховное командование вооруженными силами.
Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе
и ряд других слабых сторон:
Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям
собственно генерального штаба отводилось немного места.
Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало
подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а
начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в
армии.
Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебная реформа.
Основной причиной её внедрения было стремление приспособить военные суды к
разбору дел, связанных с революционным движением в армии.
15 мае 1867 г. был принят проект военно-судебного устава, на основании
которого устанавливались три рода военно-судебных инстанций: полковые суды,
военно-окружные суды и главный военный суд.
Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из 3-х человек:
председателя - штаб-офицера и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суда
назначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду (о
нижних чинах). Дела слушались по приказу командира полка и приговор утверждался
командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судах исключал
состязательность.
Военно-окружные суды создавались при военных округах. Ему были
подведомственны все дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках
военного ведомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесс
судопроизводства предполагал состязательность.
Главный военный суд создавался при Военном министерстве, в качестве
“верховного кассационного суда”. Председатель и члены суда назначались из
генералов непосредственно царем. Функции главного военного суда заключались в
следующем: обсуждение дел в связи с кассационными жалобами и протестами,
рассмотрение дел о о пересмотре приговоров по вновь открывшимся
обстоятельствам, решения о передаче суду лиц в генеральском звании, обсуждение
законодательных вопросов, наложение дисциплинарных взысканий на лиц
военно-судебного ведомства.
5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в котором
предусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. К уголовным
относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселение с лишением
всех прав и заключение в крепости. Исправительные наказания определялись в
зависимости от сословной принадлежности: для офицеров (ссылка в Сибирь с
увольнением и лишением прав, временное заключение в крепости с увольнением,
временное заключение в тюрьме с увольнением, содержание на гауптвахте, денежные
взыскания), для нижних чинов (временное направление в военно-исправительные
роты, заключение в военной тюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за
беспорочную службу с переводом в разряд штрафных).
Наиболее тяжко каралось неповиновение (в мирное время от 4 до 12 лет, в
военное - расстрел), нарушения обязанностей в карауле (офицерам - разжалование
с заключением в крепости, рядовым - военная тюрьма, а в военное - расстрел),
преступления по должности (ссылка) и особенно строго наказывались нарушение
обязанностей во время военных действий.
Новая организация военных судов предусматривала состязательность процессов,
гласность, однако суды сохранили зависимость от командования (особенно
полковые), что лишало их самостоятельности.
Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработано
Положение о полевом управлении войск в военное время, согласно которому при
ведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или несколько армий, во
главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю. Военные
округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и снабжают армию.
На основании Положения была значительно упрощена структура полевого
управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного
министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное наличие
нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не предусматривалось
создание отдела военных сообщений.
Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времени
являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые хозяйства
стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были лишены права
пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирам полков
было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирам