Реферат: Подготовка инженеров России в XIX веке

и забирать их оттуда в семилетнем возрасте, но это имело отрицательные

последствия: детей либо закрепощали помещики, либо не отдавали сами

крестьяне, говоря, что ребенок умер. Для борьбы с этим были введены

специальные инспекции, а позже и вовсе отказались от идеи передачи детей в

крестьянские семьи. Имелись также проблемы с финансированием строительства и

ремонта здания. Главным источником были пожертвования (в том числе

государственные), но их было недостаточно. Для решения этой проблемы Дом был

наделен многими привилегиями, и ему было разрешено заниматься коммерческой

деятельностью без обязанности уплаты пошлин.

Строительство Дома проходило медленно, с остановками, и полностью было завершено

только в середине XX века, когда в здании находилось уже Высшее Техническое

Училище, но большая часть проекта была реализована к 1780 году. Обучение в

заведении проходило примерно так, как описывалось в «Генеральном плане».

Выпускники заведения получали одежду и белье, небольшую сумму денег и были

свободны в устройстве своей дальнейшей жизни. В 1792 году комиссия,

обследовавшая заведение под руководством графа Миниха, нашла, что в нем

обучаются «.бухгалтерии, аптекарской и хирургической науке, мастерствам

столярному и слесарному, каретному, кузнечному, седельному, портному,

башмачному, оловянному, медному, золотому и серебряному, инструментальному,

типографскому, переплетному, хлебному, токарному, часовому, гравировальному,

перчатному, галантерийному по контрактам и по разным на домашних фабриках.»

[5].

При императрице Марии Феодоровне, которая была руководителем заведения,

изменилась вся система обучения и воспитания питомцев. От специального

образования все более переходили на общее, которое при этом значительно

улучшилось. В 1807 году для мальчиков были учреждены латинские классы, а

немногим позже — французские для девочек. После незначительных преобразований

и те и другие по программам и сроку обучения стали аналогичны классическим

гимназиям. Воспитанник, прошедший все классы имел право поступать в

университет. В то же время, к обучению мастерствам императрица относилась

явно недоброжелательно, поэтому оно было сведено до минимума, а позже

ремесленное училище было и вовсе выселено из стен Воспитательного Дома.

Следует отметить, что в указе об этом речь шла не о создании нового

заведения, а о перемещении части учеников в другое место. Набор

предполагаемых к перемещению был следующим: ремесленные ученики,

воспитанники-инвалиды и престарелые служители. В 1826 году Воспитательному

Дому были переданы каменные корпуса бывшего слободского дворца, оставшиеся

после пожара. В 1827 году началась перестройка этих корпусов, продолжавшаяся

почти 6 лет. Перестраиваемые корпуса предназначались для Ремесленного

Учебного Заведения (РУЗ) Московского Воспитательного Дома, которое было

образовано в 1830 году. Эта дата считается годом основания Московского

Высшего Технического Училища, но в то время учреждение еще не имело статуса

высшего училища.

Следует отметить, что это заведение занимало довольно незавидное положение

среди других благотворительных учебных заведений того времени. Туда

отправлялись, как правило, наиболее слабые воспитанники. Но в дальнейшем

произошли перемены в лучшую сторону, обусловленные потребностью государства в

техниках.

Выселенное из самого Воспитательного Дома и гораздо менее опекаемое,

ремесленное учебное заведение сразу начинает вести себя самостоятельно, что

сыграло положительную роль в его развитии. Постепенно, но неуклонно,

заведение меняет систему преподавания. Кроме первоначального курса обучения,

включавшего в себя чтение и письмо, арифметику, чистописание и церковное

пение, уже в конце 1832 года в РУЗ начинают преподавать геометрию и начальные

правила алгебры. В 1834 году открываются так называемые высшие классы,

призванные готовить не просто ремесленников, а ученых мастеров, в связи с чем

в курс обучения вводят физику, химию, механику. В 1835 году приступают к

составлению проекта нового устава, который должен был переменить очень

скромные цели заведения и систему обучения в нем.

25 июня 1837 года выходит указ императора, полностью переменяющий судьбу

питомцев Воспитательного Дома: отныне все они после выпуска должны обращаться

в крестьянское сословие, то есть становиться крепостными; также упразднены

все учебные классы в Доме. Практически единственным способом избежать

закрепощения стала возможность попасть в Ремесленное учебное заведение. Таким

образом, этот указ обрек многих детей на несчастную судьбу, но вместе с тем

сыграл положительную роль в истории РУЗ.

В это же время в заведении появляется новый директор, А. А. Розенкампф,

сыгравший значительную роль в истории училища. «Иллюстрированная газета» в

ноябре 1868 года писала, что он с малых лет был «. врагом лжи и обмана, и

всегда действовал прямо и открыто, и не только словами, но и собственными

действиями старался внушить эти же правила воспитанникам, образование которых

ему было вверено»[6]. За период его

управления заведение изменялось с удивительной быстротой. В 1838 году была

открыта механическая мастерская и начинается преподавание практической механики

и химии, а еще через 2 года — начертательной геометрии. В 1844 году созданы

чугунолитейная и модельная мастерские. В этом же году утверждается новый устав

РУЗ, согласно которому цели учебного заведения были сформулированы по-другому.

Большое внимание теперь уделялось теоретической подготовке. Была установлена

трехуровневая система подготовки, в которой предусматривалась возможность

варьирования даваемого образования в зависимости от способностей и старания

каждого. Воспитанники мастерского разряда по окончании полного курса

теоретического и практического учения выпускались со званием ученых мастеров

для управления фабриками и заводами, а вышедшие из рабочих классов становились

мастеровыми или подмастерьями.

Розенкампф понимал, что будущих руководителей нельзя учить на устаревшем

оборудовании, и поэтому он требует от Опекунского Совета, чтобы станки и

инструменты, предназначенные для обучения воспитанников, были не просто

новыми, но и лучшими в мире. То же касалось материалов, требуемых для

производства опытов по химии.

1 декабря 1855 года начинается чтение курсов аналитической химии и

практической механики. 17 декабря того же года почетный опекун князь

Трубецкой вносит в Опекунский Совет записку, в которой обосновывает

необходимость открытия при заведении высших классов. Опекунский Совет

одобряет эту идею и передает проект реорганизации РУЗ на высочайшее

рассмотрение. В 1858 году в заведение был открыт доступ не только для

питомцев Воспитательного Дома, но и для представителей свободных сословий. С

этого момента происходит постепенный отход РУЗ от породившего его

Воспитательного Дома.

К концу 50-х годов стало несомненным несоответствие уровня образования,

даваемого ремесленным учебным заведением, его официальному статусу.

Воспитанники, проходившие 8 лет обучения, по-прежнему выпускались со званием

ученых мастеров, то есть по нынешним меркам получали среднее техническое

образование. Но перечень предметов, преподававшихся в заведении (а в него

поступали практически неграмотные дети), показывает, что за 8 лет они

проходили путь от неграмотности к знаниям, вполне достойным инженера. В

частности, в мастерских классах изучались физика с приложениями,

начертательная геометрия, русский язык, география, алгебра, геометрия,

стереометрия, тригонометрия, общая и аналитическая химия, черчение и

рисование. В высших классах преподавались прикладная физика и промышленная

статистика, практическая механика, химическая технология.

12 декабря 1860 года почетный опекун Ахлестышев направляет в Опекунский Совет

записку с предложениями о коренной реформе заведения. Предлагалось придать

наконец ему наименование и статус высшего. Опекунский Совет одобряет записку

и направляет ее на высшее рассмотрение в канцелярию, ведающую заведением.

Учебный комитет этого отделения проводит в 1861 году несколько заседаний,

посвященных этому вопросу. В результате на последнем заседании было принято

решение о гораздо более серьезной реформе. Она предусматривала создание

законченной вертикали технического образования на базе Воспитательного Дома,

однако с точки зрения Ремесленного Учебного Заведения подобная реформа

обозначала бы полную ломку сложившейся за многие годы системы обучения,

причем — с уничтожением основополагающих ее принципов. Директор РУЗ посылает

свое мнение в Комитет и разъяснения в Совет. В итоге реформа не удалась.

После Розенкампфа директором заведения стал А. С. Ершов. Ему принадлежат

заслуги по расширению теоретического обучения и поднятия уровня образования

на качественно новый, университетский уровень: с начала 60-х годов все

теоретические предметы в РУЗ могли преподавать исключительно лица с ученой

степенью не менее магистра, а программы курсов должны были как минимум

соответствовать аналогичным университетским программам. А. С. Ершов продолжил

борьбу за право училища именоваться высшим, и борьба эта увенчалась успехом,

но уже не при жизни Ершова. В 1866 году Опекунский Совет рассмотрел и

утвердил предложенные устав и штат с изменениями, а в 1867 году директор

скончался. В 1868 году Устав заведения, отныне именуемого Императорским

Московским Техническим Училищем, был высочайше утвержден.

Новый статус заведения, присвоенный ему незадолго до начала учебного года,

вызвал необходимость огромную работу по созданию новых и корректировке старых.

Причем работа по совершенствованию курсов проходила и в последующие годы.

Училище участвовало в международных выставках: в 1876 году в Филадельфии и в

1878 году в Париже, где была представлена система преподавания механических

искусств. На первой из них была получена медаль, а профессор Джон Ронкль —

директор Бостонского технологического института

[7] — был не только восхищен методом преподавания в России, он еще и

предпринял все усилия для того, чтобы внедрить подобную систему в своем

институте. В чем же заключалась эта выдающаяся русская методика обучения

инженеров? Она имела три основных составляющих:

1. Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе

студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми они

столкнутся на заводах и фабриках.

2. Серьезное изучение теоретических предметов на уровне, не уступающем

преподаванию этих же предметов в классических университетах.

3. Постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью.

Последний из исторических обзоров Московского технического училища,

написанных инженерами с дореволюционным образованием, характеризует конец XIX

века в истории заведения как период установившегося состояния. Однако это не

означает, что в заведении не происходило никаких событий.

Училище продолжало активно участвовать в промышленных выставках. Кроме

почетных наград, немаловажным результатом выставок был приток пожертвований

от промышленников, который позволил в конце века вести интенсивные

строительные работы. На рубеже столетий были построены здания для институтов

механического, химического, физического, технологии волокнистых веществ,

общежитие в Бригадном переулке, третий этаж основного здания.

В то же время, Императорское Московское техническое училище продолжало

формально оставаться учреждением благотворительным и подчинялось Московскому

Воспитательному Дому, что сильно тяготило заведение, потому что оно было

вынуждено принимать учеников Воспитательного Дома, уровень которых был крайне

низок. Предпринимались попытки реформирования ИМТУ обратно в среднее

техническое училище, потому что тогда умножение числа которых считалось

задачей более важной, чем развитие высшего образования. Наконец в 1887 году

появляется указ о переводе ИМТУ в ведомство министерства просвещения. Но,

избавившись от связи с Воспитательным Домом, ИМТУ «избавилось» и от денег,

которые были выделены на его содержание. Директору удалось добиться большего

финансирования со стороны государства а также привлечь множество частных

пожертвований, как небольших, так и довольно крупных. В 1894 году был принят

новый устав учреждения, который несколько урезал права высшей школы. В

частности, сократилось число мероприятий, подведомственных учебному комитету.

В начале ХХ века Московское техническое училище получило известность благодаря

созданию лабораторий термодинамики и теплопередачи. Это высшее учебное

заведение было первым в мире, где началось преподавание аэродинамики и где

студенты выполняли работы в аэродинамической лаборатории. Начало этому было

положено во многом благодаря деятельности такого известного ученого, как Н. Е.

Жуковский (1847–1921). [8]

На примере истории МВТУ мы можем понять, как важно было развитие технического

образования в России в позапрошлом веке. Действительно, то время отличалось

бурным развитием науки и техники за рубежом. Нужно было развивать их и в

нашей стране. Эта необходимость была осознана многими людьми, в результате

деятельности которых появлялись новые образовательные учреждения.

Инженерное образование в провинции

В течение последней четверти XIX века промышленность в России интенсивно

развивалась. Производство стали и чугуна удваивалось примерно каждые 10 лет, а

сеть железных дорог быстро расширялась. Было закончено строительство

Транссибирской магистрали, вызвавшее экономическое развитие Сибири. Такое

развитие промышленности требовало большого числа инженеров. В связи с этим

расширялись существующие учебные заведения и создавались новые. Инженерное

образование развивалось не только в таких больших городах, как Москва и

Санкт-Петербург. Хорошо подготовленные специалисты были нужны всей стране. В

качестве примера провинциального учебного заведения остановимся на Киевском

Политехническом институте, основанном в 1898 году. Описанию структуры этого

института посвятил особую главу в своей книге «Инженерное образование в России»

С. П. Тимошенко. Первоначально Киевский политехнический институт имел четыре

отделения, а именно: механическое, строительное, химическое и

сельскохозяйственное. В процессе реорганизации сельскохозяйственное отделение,

которое не было тесно связано с другими отделениями, было выделено из

института. Постепенно, по мере развития учебного заведения на его базе выросло

пять институтов. По наблюдениям Тимошенко, сделанным в 1960-х г., «институты с

остатками старых традиций имеют преимущества в развитии технических наук в

России».[9]

В конце XIX века были открыты технологические институты в Харькове и Томске,

а также еще несколько высших технических учебных заведений по другим отраслям

техники. Все эти заведения в своей организации следовали примеру Института

инженеров путей сообщения. Они имели пятилетнюю программу, а студенты с

хорошей математической подготовкой выявлялись на конкурсных вступительных

экзаменах. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики

на довольно высоком уровне уже на первом курсе и дать студентам достаточную

подготовку по фундаментальным предметам в первые два года. Последние три года

использовались для изучения инженерных дисциплин. В течение этих лет читались

лекции по техническим предметам, и от студента требовалась определенная

аудиторская работа, но большую часть времени студенты проводили в чертежных

кабинетах.

Заключение

Русские инженерные учебные заведения вели большую научную деятельность,

которая на протяжении XIX века поднималась на все более и более высокий

уровень. Преподавателями выполнялось большинство работ в области инженерных

наук, а затем эти работы публиковались в научных трудах учебных заведений.

Ряд важных публикаций, относящихся ко второй половине XIX века, принадлежит

ученикам уже упоминавшегося М. В. Остроградского. Один из них — И. А.

Вышнеградский (1831–1895), посвятивший себя работе в области прикладной

механики. Он был профессором Санкт-Петербургского технологического института.

Его теория регуляторов получила известность во всем мире и послужила основой

для развития важной отрасли механики, имеющей дело с регулированием скоростей

машин.

Другим учеником Остроградского был Н. П. Петров (1836–1920), основоположник

гидродинамической теории трения, впервые объяснивший действие смазки в

подшипнике. Петров также известен своими исследованиями напряжений в

рельсовом пути. Следует отметить также деятельность Ф. С. Ясинского,

профессора Института инженеров путей сообщения, который внес очень большой

вклад в теорию сооружений, особенно — в теорию упругой устойчивости. Его

труды по этому вопросу были опубликованы в 1893 году.

Престиж профессора в инженерных учебных заведениях был очень высок, и лучшие

таланты страны состязались за право замещения вакантных должностей в

преподавательском штате. Успех в этом состязании зависел, в основном, от

опубликованных научных работ претендента. Продвижение по службе преподавателя

осуществлялось также на основе научной продукции, и выслуга лет при этом не

принималась во внимание. Это позволило С. П. Тимошенко заключить свой обзор

истории инженерного образования в России следующими словами: «Научная

деятельность русских инженерных учебных заведений в XIX веке была на очень

высоком уровне. Россия в этот период внесла значительный вклад в развитие

инженерных наук»[10].

Литература

1. Волкевич И. Л. Очерки истории Московского Высшего Технического Училища.

М., 2000.

2. Выдающиеся ученые Горного института. 1773–1978. М.; Л., 1948–1951. Вып. 1.

3. Максимовский М. Исторический очерк развития Главного Инженерного

Училища. 1819—1869. СПб, 1869.

4. Научно-исторический сборник, изданный Горным институтом ко дню его

столетнего юбилея. СПб., 1879.

5. Научные школы Московского государственного технического университета им.

Баумана. М., 1995.

6. Тимошенко С. П. Инженерное образование в России. Люберцы: Изд-во ВИНИТИ,

1996.

7. Тимошенко С. П. История развития науки о сопротивлении материалов в

России // Тимошенко С. П. Прочность и колебания элементов конструкций: Избр.

работы. М., 1975. С. 654—659.

8. Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона. СПб, 1893. Т. IX. С.

300–301 (Статья «Горные училища»)

9. Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона. СПб, 1894. Т. XIII.

С. 189 — 190, 236—238 (Статьи «Инженерное училище», «Институт гражданских

инженеров имп. Николая I», «Институт инженеров путей сообщения»).

[1] Тимошенко С. П. Инженерное

образование в России. Люберцы: Изд-во ВИНИТИ, 1996. С. 10.

[2] Интересные сведения по истории

Горного института собраны в изд.: Научно-исторический сборник, изданный Горным

институтом ко дню его столетнего юбилея. СПб., 1879; Выдающиеся ученые Горного

института. 1773–1978. М.; Л., 1948. Вып. 1.

[3] Волкевич И. Л. Очерки истории

Московского высшего технического училища. М.: Машиностроение, 2000. С. 5.

[4] Там же. С. 6.

[5] Там же. С 16.

[6] Там же. С. 33.

[7] Ныне — Массачуссетский технологический институт.

[8] О вкладе в развитие науки и

техники преподавательского состава и выпускников Баумановского училища см.:

Научные школы Московского государственного технического университета им.

Баумана. М., 1995.

[9] Тимошенко С. П. Инженерное

образование в России. Люберцы: Изд-во ВИНИТИ, 1996. С. 37.

[10] Там же. С. 17–18.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты