Реферат: Подготовка инженеров России в XIX веке

Реферат: Подготовка инженеров России в XIX веке

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

____________________________________________________________________

Реферат по истории Отечества

на тему

Подготовка инженеров России в XIX веке

Работу выполнил

Санкт-Петербург

2003 год

Содержание

Введение.......................................................................3

Горные училища.................................................................4

Институт инженеров путей сообщения.............................................5

Образование военных инженеров..................................................7

Николаевская Инженерная академия..............................................11

Институт гражданских инженеров................................................12

Московское Высшее Техническое Училище.........................................13

Инженерное образование в провинции............................................18

Заключение....................................................................18

Литература....................................................................20

Введение

Образование инженеров представляет собой одну из интереснейших страниц в

истории России. К сожалению, в настоящий момент в российской историографии

нет обстоятельной научной монографий, которая бы всесторонне освещала процесс

развития инженерного образования в России. Подспорьем для углубления в эту

тему могут служить книги, представляющие собой очерки истории того или иного

учебного заведения. В силу специфики ушедшей эпохи большая часть объема

пособий такого рода посвящалась «революционному прошлому» наших прославленных

учебных заведений. Преподавательский состав и его научная деятельность,

различные научно-технические школы и уставы образовательных заведений, все

это в меньшей степени привлекало авторов. В дореволюционное время книги,

посвящавшиеся истории того или иного учебного заведения, слишком большое

внимание уделяло административной стороне его жизни, в освещении которой

терялись важные черты образовательного процесса.

Исключительный интерес представляют собой работы С. П. Тимошенко, связанные с

историей инженерного образования в России. Несколько слов нужно сказать об этом

авторе. С. П. Тимошенко — всемирно известный ученый в области прикладной

механики, член многих национальных академий, иностранный член АН СССР, почетный

профессор многих университетов мира. Он родился на Украине и закончил в 1901 г.

Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. В 1922 г. Тимошенко уехал в

США, где вел плодотворнейшую научно-преподавательскую деятельность. В 1958 г.

Тимошенко посетил СССР для изучения системы образования. Эта поездка была

сделана по заданию конгресса, а поводом к ней послужил исключительный успех

советской научно-технической мысли — запуск в космос первого советского

спутника. В результате Тимошенко написал брошюру «Инженерное образование в

России», которая в советское время находилась в спецхране. На русский язык ее

перевели только в 1996 г. Между тем в этой работе Тимошенко высказал очень

высокое мнение об уровне образования в России. Он считал, что советские успехи

в космосе не были случайными. С позиции человека, в течение пятидесяти лет

непрерывно преподававшего в высшей школе, Тимошенко сравнивал системы

образования, с одной стороны, в России дореволюционной и послереволюционной, а

с другой — в США и отчасти Западной Европы. Тимошенко пришел к выводу, что

принципы, заложенные в систему российского образования еще в дореволюционное

время, были верными: «Россия почти полностью вернулась к образовательной

системе, которая существовала перед коммунистической революцией. Традиции

старой школы оказались очень сильными, и с помощью остатков старых

преподавательских кадров было возможно привести в порядок инженерное

образование, разрушенное во время революции».

[1]. Тимошенко особо подчеркивал плодотворность отраслевого принципа

функционирования в России высшей школы. Его брошюра была посвящена структуре

инженерного образования в России конца 1950-х годов, но свои наблюдения

Тимошенко постоянно перемежал со своими воспоминаниями и известными ему

сведениями из истории высших российских школ, и это делает его работу очень

важной для раскрытия предложенной для настоящего реферата темы.

Первые инженерные школы в России были организованы в начале восемнадцатого

века. Петр Великий начал реорганизовывать русскую армию и строить русский

флот, а для этой работы потребовались люди, имеющие инженерную подготовку.

Несколько инженеров были выписаны из Западной Европы, но очень скоро стало

ясно, что необходимо готовить русских инженеров, знакомых с условиями работы

в стране. Чтобы удовлетворить этим требованиям, были организованы Морская и

Артиллерийская академии. В течение восемнадцатого столетия начинает

развиваться горная промышленность, и Россия становится одной из ведущих стран

по производству чугуна и стали. Для подготовки горных инженеров при Екатерине

Великой было организовано специальное учебное заведение.

Горные училища

Старейшая в Европе горная академия была основана в 1766 году в Саксонии; затем

подобные заведения были открыты в Венгрии (1770 год), на территории Германии

(1775, 1849 и 1861). В них готовились специалисты по горному и горнозаводскому

делу. Высшие горные училища имелись также в Париже, в Лондоне, Нью-Йорке,

Стокгольме. В Петербурге подобное училище было открыто в 1774 году и называлось

оно Горным институтом (ныне Горный институт им. Г. В. Плеханова

(Технический университет)). В нем осуществлялась подготовка горных

инженеров.[2] По первоначальному

замыслу в нем преподавались только специальные предметы, и в училище

принимались только выпускники московского университета. Но уже в 1776 году

стали приниматься лица, не получившие предварительного образования; для чего

был введен целый гимназический курс. В 1804 году оно получило новый устав и

название Горного кадетского корпуса, а в 1833 году корпус был переименован в

Горный институт. В 1834 году император Николай I превратил институт в военную

организацию. Такое явление нередко случалось с инженерными учебными заведениями

в первой половине XIX века, мы не раз еще столкнемся с ним, рассматривая

историю различных технических заведений России. Делалось это в связи с

необходимостью укомплектовать армию хорошо подготовленными офицерами.

В 1848 году был принят новый устав заведения, согласно которому Институт

корпуса военных инженеров стал закрытым военно-учебным заведением. В 1866

году вступил в действие новый устав, возвративший институту статус открытого

учебного заведения. Количество учебных предметов было сокращено: остались

только специальные горнозаводские и математические науки. С 1874 году

институт находился в ведении министерства государственных имуществ. В 1881

году список преподаваемых предметов был вновь сокращен. Курс обучения был

пятилетним, причем преподавание теоретических предметов заканчивалось после

четвертого года, пятый курс был посвящен составлению проектов и выполнению

практических заданий. В институте преподавались: православное богословие,

высшая математика (дифференциальное и интегральное исчисление), аналитическая

и начертательная геометрия, сферическая тригонометрия, прикладная и

строительная механика, физика, неорганическая химия, геодезия,

кристаллография и минералогия, геология, петрография и учение о рудных

месторождениях, палеонтология, черчение, технология металлов и дерева,

строительное и горное искусство, галлургия, металлургия, горная статистика,

иностранные языки. Окончившие курс получали звание горных инженеров. При

институте имелись библиотека, лаборатории, минералогический,

палеонтологический, технический и геологический музей.

Кроме высших горных училищ существовали также низшие горные училища, задачей

которых была подготовка второстепенных техников горного и горнозаводского

дела. Они учреждались непосредственно в горной местности. Курс в таких

училищах был двухгодичный. В России первое такое училище было основано в

первой половине XVIII века недалеко от Екатеринбурга. Там преподавались

математика, механика и некоторые специальные предметы из тех, что

преподавались в высших училищах.

Институт инженеров путей сообщения

В начале XIX века впереди всех других стран по развитию инженерного

образования была Франция. При организации знаменитой Политехнической школы в

Париже в процесс подготовки инженеров были введены некоторые новые

особенности. Они заключались в широко объемлющей предварительной подготовке

студентов по таким фундаментальным дисциплинам, как математика, механика,

физика и химия. Кроме того, вводилась система чтения лекций, лабораторной

работы и периодические упражнения в решении задач. Чтобы отобрать лучших

молодых людей в качестве студентов, были введены конкурсные экзамены. Большое

значение придавалось отбору профессоров, среди которых оказались видные

ученые. Эти нововведения в инженерном образовании имели большой успех, и

другие страны последовали примеру Франции. В 1810 г. в Петербурге был открыт

Институт инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный

университет путей сообщения), для организации которого были приглашены

французские инженеры, и в течение первых двадцати пяти лет существования

школы занятия в классах велись на французском языке. Начальником Института

был назначен Августин де Бетанкур.

Среди профессоров института были такие известные французские специалисты, как

Г. Ламэ (1795—1870) и Б. П. Е. Клапейрон (1799—1864). В 1820 году эти двое

молодых инженеров, окончив Политехническую школу и французскую школу горных

инженеров, прибыли в С.-Петербург, чтобы преподавать в новой русской

инженерной школе. Они были не только преподавателями института, но и

инженерами-консультантами на различных стройках, проводимых правительством,

например, в период строительства Исаакиевского собора они развивали новый

метод исследования устойчивости арок. Кроме того, эти люди впоследствии стали

известны, благодаря большому вкладу, который они внесли в развитие науки о

сопротивлении материалов. После событий 1830 г. отношения между Россией и

Францией осложнились, и французские инженеры покинули Россию. К этому времени

французские профессора уже успели подготовить достаточное количество русских

инженеров, которые заменили их в институте.

В 1823 г. институт стал закрытым для двух низших классов. Примерно в это же

время в программу обучения были введены военные науки и упражнения, заведение

было разделено на четыре класса. В 1829 г. к институту было присоединено

военно-строительное училище. Вновь преобразованный институт был разделен на

шесть классов. До 1842 г. при директоре Готмане (он пребывал на этом посту с

1836 г.) институт, хотя и имел внешний облик военно-учебного заведения, но

внутренний, первоначально сообщенный ему французскими инженерами характер еще

вполне сохранялся. В институт поступали юноши не моложе 16 лет, поступали в

него и кандидаты университетов. Среди людей, преподававших в институте, был

такой известный ученый, как М. В. Остроградский (1801—1861). Он известен в

основном своими работами по вариационному исчислению и вкладом в теорию

упругости. Остроградский окончил университет в Харькове и после этого

отправился в Париж, где улучшил свои знания. В Институте инженеров путей

сообщения он читал курс математического анализа и таким образам оказывал

большое влияние на математическую подготовку молодых русских инженеров. В

своих лекциях он обычно шел далеко за пределы требований программы. Кроме

того, в разные годы среди преподавателей института были Буняковский, Чижов,

Севастьянов, Мельников, Кербедз, Волков, Соболевский, Ястржембский,

Красовский. В 1842 году, с назначением главноуправляющим путями сообщения гр.

Клейминхеля, в институт были введены порядки военно-учебного заведения, для

чего директором института был назначен известный своей строгостью генерал-

майор Энгельгардт. Организация института изменилась коренным образом, как

вследствие введения военных порядков, так и вследствие комплектования

института не юношами, а мальчиками не старше тринадцатилетнего возраста. Из

исключительно специального учебного заведения институт превратился в

заведение общеобразовательное, в котором специализированными были лишь

некоторые классы. Вместо 6 классов было учреждено 8, из них 4 класса общего

образования, 3 специальных теоретических и 1 специально практический.

Специальные классы были особые для инженеров и особые для архитекторов.

Производство воспитанников института в офицеры было отменено. В 1849 г.

офицерские классы были уничтожены, и институт был окончательно превращен в

кадетский корпус, причем доступ в него был открыт только для детей

потомственных дворян. При генерал-адъютанте Чевкине (с 1855 г.) военные

порядки были несколько ослаблены. В 1856 г. к занятиям в специальных классах

были допущены люди, не бывшие дворянами, окончившие полный курс наук в

учебных заведениях первого разряда. Когда ведомство путей сообщения при

генерале Мельникове обрело гражданское устройство, институт сделался

специальным открытым учебным заведением, где преподавались только высшие

курсы. Окончившие его получали диплом на звание гражданского инженера. В 1877

г. Институт инженеров путей сообщения официально стал называться Институтом

Инженеров Путей Сообщения Императора Александра I.

В 1883 г. в институте были закрыты 2 низших курса, и он был преобразован в

трехкурсовую академию, в которую принимались только лица, окончившие высшие

учебные заведения; однако в 1890 г. был возвращен старый порядок, и в

институте опять стало 5 курсов. Среди дисциплин, изучавшихся в институте,

были: высшая математика, начертательная геометрия с приложениями, геодезия и

топография, теоретическая механика и прикладная физика, электротехника и

телеграфия, химия, минералогия, геогнозия и физическая география России,

гражданская архитектура, строительное искусство, черчение, рисование,

богословие, законоведение, политическая экономия и статистика, бухгалтерия и

техническая отчетность, иностранные языки. Сверх этих предметов в состав

учебного курса входили составление проектов инженерных сооружений и машин, а

также практические занятия по инженерному делу. Окончившие курс института

получали диплом на звание инженера путей сообщения, а не гражданского

инженера, как было до 1890 г. При институте состояли механическая лаборатория

и испытательная химическая станция, находившиеся в ведении профессора Н. А.

Белелюбского. Обе они были оснащены современным на тот момент оборудованием.

Институт обладал библиотекой в 30 тыс. томов, причем имелись весьма редкие и

ценные издания и оригиналы, а также коллекцией около 600 моделей сооружений

машин, подвижного состава железных дорог, судов, коллекциями геодезических

инструментов, физических приборов, образцов строительных материалов,

минералов и т. п.

Образование военных инженеров

Особая глава в истории инженерного образования в России связана с военными

учебными заведениями. Подготовка инженеров для армии — это достаточно сложная

и специфическая сфера образовательной деятельности. Огромные сложности

вызывались многочисленными структурными видоизменениями высших

правительственных органов, которые приводили к перепрофилированию и передаче

учебных заведений из одного ведомства в другое. В качестве красноречивого

примера в настоящей работе раскрывается подробная история одного из военных

учебных заведений такого рода, а именно — Николаевского инженерного училища.

Оно было призвано готовить офицеров для строевых частей инженерных войск и

служить подготовительным заведением для Инженерной академии, о которой речь

пойдет ниже.

Инженерные училища были первыми военно-учебными заведениями, появившимися в

Европе. Предполагается, что первое инженерное училище было основано в Дании в

XVII столетии. Затем, уже гораздо позже, в Англии появились саперно-минное и

инженерное училище. Образование инженерных училищ во Франции и Германии

относится уже к XVIII столетию. В России инженерные школы начали развиваться

в XVIII столетии. Первая военная инженерная школа была основана Петром

Великим в Москве в 1712 году, и была она рассчитана поначалу только на 23

воспитанника. Просуществовала она недолго. В 1719 году была открыта такая же

школа в Санкт-Петербурге; на ее укомплектование были взяты воспитанники

московской школы. В 1723 году московская школа присоединилась к

петербургской. Как в московской, так и в санкт-петербургской школах

образование давалось крайне скудное: в них обучали математике и фортификации.

Расширение предметов преподавания и вообще улучшение организации обучения

состоялось лишь после соединения Инженерной школы с артиллерийской в 1728

году. В 1762 году соединенные школы были преобразованы в артиллерийский и

инженерный шляхетный кадетский корпус. В 1800 году корпус был переименован во

2-й кадетский и с этих пор стал постепенно терять свой специальный характер.

В это время с увеличением численности вооруженных сил возросла потребность

армии в образованных офицерах, и стал ощущаться недостаток военно-учебных

заведений. В 1805 году был утвержден план воспитания дворян, суть которого

заключалось в создании вертикали образования: сначала дети дворянских фамилий

обучались в региональных военных училищах, а затем — в столичных 1-м

(кадетском) и 2-м корпусах. Неспособным к военной службе предоставлялась

возможность поступления в университет. На первый и второй корпуса смотрели

как на высшие специальные заведения. Положением 1805 года различие между ними

было уничтожено. Корпуса должны были подготавливать офицеров для всех родов

войск, в том числе для артиллерийских и инженерных.

Весь курс обучения предполагалось разделить на 4 года. В первый год

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты