Реферат: Подготовка инженеров России в XIX веке

продолжалось общее образование с добавлением основ некоторых военных наук. Во

второй год заканчивалось преподавание общих нау, и вводилось военно-

специальное образование. Преподавались тактика, стратегия, военная история,

регулярная (долговременная) фортификация; кроме этих дисциплин изучались

статистика, механика и прочие математические и технические науки. В третий и

четвертый годы преподавались преимущественно военно-специальные науки:

артиллерия, иррегулярная фортификация (применительно к местности),

полиорцетика (атака и оборона крепостей) и история военных наук; также

изучались: высшая математика, механика, право (гражданское и военное),

отечественная история и технология.

Нетрудно заметить, что с помощью утвержденного в 1805 году плана желали

отделить общее образование от специального, для этого и предусматривалось

создавать региональные (губернские) и столичные корпуса. Далее, в столичных

корпусах стремились разграничить военное и высшее специальное образование. То

есть столичные корпуса состояли как бы из двух учебных заведений: младшие

классы были общие военные, а старшие имели сходство с академиями конца XIX

века. Но такой порядок предусматривал слишком высокий объем преподавания, так

как предполагалось давать кадетам солидное общее образование. Этот порядок

уничтожил специально-артиллерийское и инженерное направление второго корпуса.

Немногим ранее, в 1804 году была учреждена небольшая Инженерная школа для

образования военных кондукторов, поскольку 2-й корпус не снабжал армию нужным

количеством офицеров. В 1810 году эта школа была преобразована; объем

преподавания был значительно расширен, и она была переименована в Инженерное

училище, причем одновременно при училище были учреждены офицерские классы,

которые позже в 1855 году отделились от училища (подробнее об этом см. ниже).

Вновь образованное училище было поддерживаемо великим князем Николаем

Павловичем, который был в то время генерал-инспектором по инженерной части. В

1818 году помощником великого князя становится граф К. И. Опперман, который

сочувствовал идеям Николая Павловича и всячески старался поддержать новое

учреждение.

В 1819 году великий князь составил доклад государю, в котором предложил

упразднить половину солдатской роты при инженерном ведомстве за

ненадобностью, а освободившиеся деньги выделить для училища. Государь

утвердил доклад 24-го ноября 1819. Эту дату принято считать днем основания

Главного инженерного училища, в состав которого входит уже существующее

Инженерное училище. В училище принимались молодые люди в возрасте 14—18 лет.

Поступающие сдавали вступительные экзамены по арифметике, алгебре, географии,

французскому или немецкому языку, истории, русской грамматике, рисованию и

начальным основам геометрии. Поступившие в училище получали звание

кондукторов.

Училище делилось на два отделения: низшее — кондукторское (которое в свою

очередь состояло из трех классов) и высшее — офицерское (состояло из двух

классов). Время, проведенное в училище обучающимися, как офицерами, так и

кондукторами, засчитывалось как время действительной службы. Главное

Инженерное училище помещалось сначала в павильоне Михайловского (ныне

Инженерного) замка. В 1821 — 1822 году оно было переведено в Михайловский

замок.

В начале XIX века получили развитие многие отрасли науки, такие как физика,

химия, механика, не осталось позади и военное дело. Произошли коренные

реформы в организации войск и государственной системе военного образования.

Изменились требования, предъявляемые к инженерам, круг их задач расширился.

Необходимость серьезного образования инженерного офицера отчетливо

осознавалась учредителями Инженерного училища. Руководство училища понимало,

что уровень народного образования был низок, и не следовало рассчитывать на

хорошо подготовленных молодых людей. Поэтому требования на приемном экзамене

были невысокими. Кроме этого в учебных планах присутствовали

общеобразовательные предметы. В офицерских классах преподавались: физика,

химия, черчение, начертательная и аналитическая геометрия, практическая

тригонометрия, строительное искусство, механика, фортификация. В

кондукторских классах изучались: арифметика, алгебра, геометрия, история,

география, русский и французский языки, рисование, экзерциция, артиллерия,

полевая фортификация, аналитическая геометрия и дифференциальное исчисление.

Как видно из этого списка, высшая математика поначалу в училище не

преподавалась. Вопрос о введении этого предмета оспаривался графом

Опперманом, который ссылался на отсутствие достаточного учебного времени.

Граф Сиверс, бывший в то время руководителем заведения, настаивал на введении

высшей математики, так как без нее учреждение будет скорей походить на

ремесленное училище. К счастью, предмет был все же введен в образовательные

программы.

В 1826 году император Николай I повелел учредить особый комитет для

рассмотрения учебных курсов кадетских корпусов. Этот комитет работал пять лет

и в 1831 году был закрыт. Результатом его работы стал устав военных

заведений, определяющий учебные программы. Устав предписывал принять меры для

образования большего числа офицеров, предназначавшихся на службу в артиллерию

и саперные отряды. Также были освещен вопрос об экзаменах применительно к

каждому отдельному училищу, а также многие другие вопросы. Изменения

коснулись 1-го, 2-го корпусов, специальных заведений, среди которых было и

Инженерное училище.

В 1849 году по Высочайшему повелению Главное Инженерное училище вместе с

Михайловским и Артиллерийским училищем были присоединены к штабу Военно-

Учебных заведений, но при этом они сохраняли связь со специальными

ведомствами — инженерным и артиллерийским. В 1852 году были учреждены третьи

специальные классы, в которые принимались воспитанники из корпусов и

выпускники Главного Инженерного училища, окончившие курс с отличием, для

последующего поступления в Военную Академию или в Лейб-гвардейские полки в

чине прапорщика, либо в армию в чине подпоручика. В связи с переводом в штаб

Военно-Учебных заведений в уставе училища были сделаны небольшие изменения,

которые касались, в основном, правил производства воспитанников в офицеры и

пребывания их в офицерских классах.

В 1855 году Главное инженерное училище по повелению государя было

переименовано в Николаевское. В этом же году офицерские классы были

переименованы в Николаевскую Инженерную академию, став отделом Военной

академии. В 1863 году оно было вновь присоединено к инженерному ведомству, но

через некоторое время училище было отнесено к главному инженерному

управлению.

В начале 1860-х годов остро ощущалась нехватка в офицерских кадрах, так как

военные училища не предоставляли необходимого количества выпускников.

Предлагались разные пути решения этой проблемы. Были предложения

преобразования военных училищ в юнкерские школы, но авторы подобных планов

упускали из вида, что уровень знаний юнкера был гораздо ниже уровня знаний

выпускника военно-учебного заведения. Правительство пошло более рациональным

путем: был поставлен вопрос об устранении недостатков военных училищ и о

повышении уровня юнкеров. Для его решения был создан особый комитет, который

положил отделить специальное военное образование от общего. Главное

Управление Военно-Учебными Заведениями было включено в состав Военного

Министерства. Это были важные реформы в ведомстве военно-учебных заведений.

Они отразились и на специальных училищах — Артиллерийском и Инженерном. В

результате Николаевская Инженерная академия и училище поступили в Инженерное

ведомство.

В конце XIX века училище имело три класса: младший, средний и старший, причем

последний разделен на два отделения. В училище принимались люди не моложе 16

лет. В младший класс без экзаменов зачислялись те, кто с успехом окончил курс

в кадетских корпусах; выпускники невоенных средних учебных заведений сдавали

экзамен, состоящий из математических предметов. В старший класс без экзамена

принимались юнкера, с успехом окончившие курс по первому разряду в военных

училищах; экзамен, состоящий из военных наук, сдавали выпускники высших

учебных заведений, завершившие физико-математический курс. В Инженерном

училище преподавались: закон Божий, мировая и отечественная история,

математика и аналитическая геометрия, физика, элементарная химия, тактика,

артиллерийское дело, фортификация, элементы строительного искусства,

топография, военная администрация, законоведение, русский язык, иностранные

языки, черчение. Для практического образования, по окончании годичных

экзаменов, юнкера вывозились в саперный Усть-Ижорский лагерь. При выпуске

юнкера делились на три разряда, в зависимости от успеваемости. Юнкера 1-го

разряда выпускались подпоручиками полевых инженерных войск; юнкера 2-го

разряда — подпоручиками армейской пехоты; юнкера 3-го разряда переводились в

полки армейской пехоты унтер-офицерами на 6 месяцев и по истечении этого

срока производились в офицеры без экзамена при наличии вакансии. Неспособные

к военной службе награждались при выпуске соответственно гражданскими чинами

— X, XII, и XIV классов.

Николаевская Инженерная академия

Как уже ранее говорилось, в 1855 году произошло отделение офицерского класса

от Главного инженерного училища с образованием Николаевской Инженерной

академии, которая после отделения вошла в состав Императорской военной

академии. Самостоятельную организацию академия получила в 1863 году. В этом

же году было установлено требование, согласно которому можно было поступать в

академию, только прослужив в строю определенное число лет. В концу XIX века

академия имела два класса — старший и младший, а также дополнительный курс.

Классы были предназначены для обучения Инженерных войск, дополнительный курс

для подготовки офицеров к службе в корпусе военных инженеров. Академия

состояла при главном Инженерном управлении. Непосредственное управление ею

осуществлял начальник академии, назначавшийся из генералов инженерного

корпуса. Академия имела свою библиотеку, музей, химическую лабораторию и

физический кабинет. К приемному экзамену допускаются офицеры всех родов

войск, состоящие в чинах не старше поручика гвардии или штабс-капитана армии

и прослужившие в офицерском звании не менее 3 лет. После обучения в академии

каждый офицер обязан был прослужить по полтора года за каждый год пребывания

в академии в частях инженерных войск. Желающие поступить в академию

подвергались предварительным испытаниям при штабах саперных бригад, а где их

не было — при окружных и крепостных инженерных управлениях. Испытания

включали в себя экзамены по фортификации, математике (в том числе по

аналитической геометрии и дифференциальному исчислению), механике,

топографии, физике, химии, черчению, русскому, французскому и немецкому

языкам. Главными предметами, преподававшимися в академии, были: фортификация,

все отделы строительного искусства, архитектура с черчением и проектами,

теоретическая, строительная и прикладная механика, тоже с проектами.

Вспомогательными предметами были: история осад, высшая математика,

начертательная геометрия, геодезия, физика, химия, минералогия и геология,

тактика, военная история и стратегия, современное (на тот момент) состояние

артиллерии, подводные мины, русский и иностранные языки (французский и

немецкий). В летнее время проводились практические занятия по решению

тактико-фортификационных задач. Для перехода из младшего класса в старший и

для удовлетворительного окончания обоих классов экзаменуемый должен был

получить в среднем не менее 9 баллов по главным предметам и по русскому

языку. Офицеры, удовлетворительно окончившие курс младшего и старшего класса,

делились на два разряда. К первому относились те, кто получил по главным

предметам в среднем не менее 10 баллов, а по вспомогательным — не менее 9.

Все остальные относились ко 2-му разряду. Все удовлетворительно окончившие

курс двух классов получали право на академический знак и особые преимущества

при последующем производстве в штаб-офицерский чин, а отнесенные к 1-му

классу, сверх того, годовой оклад жалованья. Кроме этого осуществлялся прием

на дополнительный курс отнесенных к 1-му разряду офицеров, причем число мест

устанавливалось военным министром. Для успешного окончания дополнительного

курса требовались те же условия, что и для окончания двух классов по первому

разряду. Успешно окончившие дополнительный курс производились в следующие

чины, до чина штабс-капитана гвардии или капитана армии включительно, и

получали право на перевод в корпус военных инженеров; лучшие из них

награждались медалями.

Институт гражданских инженеров

В связи с тем, что организация Института инженеров путей сообщения имела

большой успех, правительство использовало это учебное заведение как образец

для дальнейшего развития инженерного образования в России. В 1828 г. для

подготовки инженеров-механиков в России, в Петербурге был организован

Технологический институт. Как и Институт инженеров путей сообщения, Институт

гражданских инженеров имп. Николая I (первоначальное название — Строительное

училище) создавался поначалу как учебное заведение, подведомственное главному

управлению путей сообщения. Он был образован в 1842 году в результате

объединения двух учреждений: архитекторского училища (основано в 1830 г.) и

училища гражданских инженеров (учреждено в 1832 г.). В первом из них упор

делался на художественный элемент образования; во втором преобладали

инженерные и математические науки. После слияния двух учреждений образовалось

новое, дающее знания как в области точных и технических наук, так и в

художественной области. В число воспитанников принимались лишь дети дворян и

чиновников в возрасте 13 — 16 лет. Воспитанники, успешно окончившие полный

курс, выпускались помощниками архитекторов. Уставом от 27 октября 1851 года

училище было причислено к учебным заведениям I разряда. С 1857 г. в училище

стали приниматься только молодые люди не моложе 16 лет и получившие полное

гимназическое образование. Установленное в 1861 г. и упраздненное в 1878 г.

звание инженера-архитектора могли получать только лучшие воспитанники

училища, прошедшие особое испытание. В 1865 г. было введено положение об

экстернах строительного училища. В 1865 г. строительное училище перешло в

ведомство министерства внутренних дел и в том же году перестало иметь военное

устройство; в 1877 году оно было уравнено с другими высшими специальными

заведениями. В 1882 году строительное училище было переименовано в Институт

гражданских инженеров, а позже, в 1892 году, он стал именоваться Институт

имп. Николая I. Согласно уставу 1877 года, в институте обучались техники по

гражданско-строительной и дорожной частям. В институт принимались молодые

люди, окончившие полный курс гимназии или реального училища, выдержавшие

вступительные испытания по математике (в объеме гимназического курса) и

рисованию несложных орнаментов. В институте было 5 годовых курсов, из которых

последний посвящался составлению проектов. Здесь преподавались: математика и

теоретическая механика, прикладная механика, геодезия, строительное

искусство, гражданская архитектура; начертательная геометрия с приложениями,

рисование и черчение; физика, химия, минералогия и геогнозия в применении к

строительной и дорожной частям; богословие, иностранные языки. Как видно,

программа Института гражданских инженеров во многом походила на программу

Института инженеров путей сообщения. Учебно-вспомогательными учреждениями

института служили библиотека, музей, химическая лаборатория, физический,

минералогический и геодезический кабинеты. Лучшие воспитанники, окончившие

полный курс, получали звание гражданского инженера.

Московское Высшее Техническое Училище

Большая часть нашей работы посвящена высшим учебным заведениям Санкт-

Петербурга, специализировавшимся на выпуске инженеров. Необходимо также

остановиться на московской «странице» истории инженерного образования в

России. Она в первую очередь связана с Высшим Техническим Училищем, которое в

1-й половинеXIX века называлось Ремесленным Училищем, а во 2-й —

Императорским Московским Техническим Училищем. Это учебное заведение не

создавалось сразу как высшее, а получило статус высшего в 1868. У этого

события была интересная предыстория, которая началась более чем за 100 лет до

этой даты.

В 1763 году Екатериной Великой был основан Воспитательный Дом. Проект его

составил генерал И. И. Бецкой и представил его императрице как «Генеральный

план Императорского Воспитательного, для приносных детей Дома и госпиталя для

бедных родительниц в Москве»[3]. Но

уже сразу заведение планировалось как должное давать своим воспитанникам

техническое образование. В проекте в частности, говорилось, что «.прямое

намерение требует произвести здесь людей, способных служить Отечеству делами

рук своих в различных искусствах и ремеслах»

[4]. В XVIII веке инженерная и научная считались искусством.

Обучение разделялось на общее и специальное. Согласно «Генеральному плану» в

общеобразовательных классах воспитанники должны были изучать:

Познание веры, рисование, чтение, письмо, арифметика, география, искусство

вести счетные книги, правила гражданской жизни, управляемой законами

отечества.

Мануфактуры, фабрики, коммерция, садовничество и прочие искусства, до

экономии принадлежащие; изящные художества тем, кои к сему способны,

рукоделия, женскому полу принадлежащие.

Далее, по достижении 14-летнего возраста, начиналось четырех- или пятилетнее

обучение ремеслам, которые должны иметь непосредственное отношение к заводам

и фабрикам.

Проект нашел у императрицы одобрение, и 1 сентября 1763 года выходит

высочайший манифест об учреждении в городе Москве Императорского для

приносных детей Воспитательного дома. Первым руководителем заведения стал И.

И. Бецкой. Первоначально заведение имело множество сложностей, не учтенных в

проекте. Условия содержания младенцев были антисанитарными из-за тесноты, так

как здание было рассчитано на меньшее число детей. Существовали проблемы с

кормлением. Поначалу было даже решено отдавать младенцев в деревенские семьи

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты