продолжалось общее образование с добавлением основ некоторых военных наук. Во
второй год заканчивалось преподавание общих нау, и вводилось военно-
специальное образование. Преподавались тактика, стратегия, военная история,
регулярная (долговременная) фортификация; кроме этих дисциплин изучались
статистика, механика и прочие математические и технические науки. В третий и
четвертый годы преподавались преимущественно военно-специальные науки:
артиллерия, иррегулярная фортификация (применительно к местности),
полиорцетика (атака и оборона крепостей) и история военных наук; также
изучались: высшая математика, механика, право (гражданское и военное),
отечественная история и технология.
Нетрудно заметить, что с помощью утвержденного в 1805 году плана желали
отделить общее образование от специального, для этого и предусматривалось
создавать региональные (губернские) и столичные корпуса. Далее, в столичных
корпусах стремились разграничить военное и высшее специальное образование. То
есть столичные корпуса состояли как бы из двух учебных заведений: младшие
классы были общие военные, а старшие имели сходство с академиями конца XIX
века. Но такой порядок предусматривал слишком высокий объем преподавания, так
как предполагалось давать кадетам солидное общее образование. Этот порядок
уничтожил специально-артиллерийское и инженерное направление второго корпуса.
Немногим ранее, в 1804 году была учреждена небольшая Инженерная школа для
образования военных кондукторов, поскольку 2-й корпус не снабжал армию нужным
количеством офицеров. В 1810 году эта школа была преобразована; объем
преподавания был значительно расширен, и она была переименована в Инженерное
училище, причем одновременно при училище были учреждены офицерские классы,
которые позже в 1855 году отделились от училища (подробнее об этом см. ниже).
Вновь образованное училище было поддерживаемо великим князем Николаем
Павловичем, который был в то время генерал-инспектором по инженерной части. В
1818 году помощником великого князя становится граф К. И. Опперман, который
сочувствовал идеям Николая Павловича и всячески старался поддержать новое
учреждение.
В 1819 году великий князь составил доклад государю, в котором предложил
упразднить половину солдатской роты при инженерном ведомстве за
ненадобностью, а освободившиеся деньги выделить для училища. Государь
утвердил доклад 24-го ноября 1819. Эту дату принято считать днем основания
Главного инженерного училища, в состав которого входит уже существующее
Инженерное училище. В училище принимались молодые люди в возрасте 14—18 лет.
Поступающие сдавали вступительные экзамены по арифметике, алгебре, географии,
французскому или немецкому языку, истории, русской грамматике, рисованию и
начальным основам геометрии. Поступившие в училище получали звание
кондукторов.
Училище делилось на два отделения: низшее — кондукторское (которое в свою
очередь состояло из трех классов) и высшее — офицерское (состояло из двух
классов). Время, проведенное в училище обучающимися, как офицерами, так и
кондукторами, засчитывалось как время действительной службы. Главное
Инженерное училище помещалось сначала в павильоне Михайловского (ныне
Инженерного) замка. В 1821 — 1822 году оно было переведено в Михайловский
замок.
В начале XIX века получили развитие многие отрасли науки, такие как физика,
химия, механика, не осталось позади и военное дело. Произошли коренные
реформы в организации войск и государственной системе военного образования.
Изменились требования, предъявляемые к инженерам, круг их задач расширился.
Необходимость серьезного образования инженерного офицера отчетливо
осознавалась учредителями Инженерного училища. Руководство училища понимало,
что уровень народного образования был низок, и не следовало рассчитывать на
хорошо подготовленных молодых людей. Поэтому требования на приемном экзамене
были невысокими. Кроме этого в учебных планах присутствовали
общеобразовательные предметы. В офицерских классах преподавались: физика,
химия, черчение, начертательная и аналитическая геометрия, практическая
тригонометрия, строительное искусство, механика, фортификация. В
кондукторских классах изучались: арифметика, алгебра, геометрия, история,
география, русский и французский языки, рисование, экзерциция, артиллерия,
полевая фортификация, аналитическая геометрия и дифференциальное исчисление.
Как видно из этого списка, высшая математика поначалу в училище не
преподавалась. Вопрос о введении этого предмета оспаривался графом
Опперманом, который ссылался на отсутствие достаточного учебного времени.
Граф Сиверс, бывший в то время руководителем заведения, настаивал на введении
высшей математики, так как без нее учреждение будет скорей походить на
ремесленное училище. К счастью, предмет был все же введен в образовательные
программы.
В 1826 году император Николай I повелел учредить особый комитет для
рассмотрения учебных курсов кадетских корпусов. Этот комитет работал пять лет
и в 1831 году был закрыт. Результатом его работы стал устав военных
заведений, определяющий учебные программы. Устав предписывал принять меры для
образования большего числа офицеров, предназначавшихся на службу в артиллерию
и саперные отряды. Также были освещен вопрос об экзаменах применительно к
каждому отдельному училищу, а также многие другие вопросы. Изменения
коснулись 1-го, 2-го корпусов, специальных заведений, среди которых было и
Инженерное училище.
В 1849 году по Высочайшему повелению Главное Инженерное училище вместе с
Михайловским и Артиллерийским училищем были присоединены к штабу Военно-
Учебных заведений, но при этом они сохраняли связь со специальными
ведомствами — инженерным и артиллерийским. В 1852 году были учреждены третьи
специальные классы, в которые принимались воспитанники из корпусов и
выпускники Главного Инженерного училища, окончившие курс с отличием, для
последующего поступления в Военную Академию или в Лейб-гвардейские полки в
чине прапорщика, либо в армию в чине подпоручика. В связи с переводом в штаб
Военно-Учебных заведений в уставе училища были сделаны небольшие изменения,
которые касались, в основном, правил производства воспитанников в офицеры и
пребывания их в офицерских классах.
В 1855 году Главное инженерное училище по повелению государя было
переименовано в Николаевское. В этом же году офицерские классы были
переименованы в Николаевскую Инженерную академию, став отделом Военной
академии. В 1863 году оно было вновь присоединено к инженерному ведомству, но
через некоторое время училище было отнесено к главному инженерному
управлению.
В начале 1860-х годов остро ощущалась нехватка в офицерских кадрах, так как
военные училища не предоставляли необходимого количества выпускников.
Предлагались разные пути решения этой проблемы. Были предложения
преобразования военных училищ в юнкерские школы, но авторы подобных планов
упускали из вида, что уровень знаний юнкера был гораздо ниже уровня знаний
выпускника военно-учебного заведения. Правительство пошло более рациональным
путем: был поставлен вопрос об устранении недостатков военных училищ и о
повышении уровня юнкеров. Для его решения был создан особый комитет, который
положил отделить специальное военное образование от общего. Главное
Управление Военно-Учебными Заведениями было включено в состав Военного
Министерства. Это были важные реформы в ведомстве военно-учебных заведений.
Они отразились и на специальных училищах — Артиллерийском и Инженерном. В
результате Николаевская Инженерная академия и училище поступили в Инженерное
ведомство.
В конце XIX века училище имело три класса: младший, средний и старший, причем
последний разделен на два отделения. В училище принимались люди не моложе 16
лет. В младший класс без экзаменов зачислялись те, кто с успехом окончил курс
в кадетских корпусах; выпускники невоенных средних учебных заведений сдавали
экзамен, состоящий из математических предметов. В старший класс без экзамена
принимались юнкера, с успехом окончившие курс по первому разряду в военных
училищах; экзамен, состоящий из военных наук, сдавали выпускники высших
учебных заведений, завершившие физико-математический курс. В Инженерном
училище преподавались: закон Божий, мировая и отечественная история,
математика и аналитическая геометрия, физика, элементарная химия, тактика,
артиллерийское дело, фортификация, элементы строительного искусства,
топография, военная администрация, законоведение, русский язык, иностранные
языки, черчение. Для практического образования, по окончании годичных
экзаменов, юнкера вывозились в саперный Усть-Ижорский лагерь. При выпуске
юнкера делились на три разряда, в зависимости от успеваемости. Юнкера 1-го
разряда выпускались подпоручиками полевых инженерных войск; юнкера 2-го
разряда — подпоручиками армейской пехоты; юнкера 3-го разряда переводились в
полки армейской пехоты унтер-офицерами на 6 месяцев и по истечении этого
срока производились в офицеры без экзамена при наличии вакансии. Неспособные
к военной службе награждались при выпуске соответственно гражданскими чинами
— X, XII, и XIV классов.
Николаевская Инженерная академия
Как уже ранее говорилось, в 1855 году произошло отделение офицерского класса
от Главного инженерного училища с образованием Николаевской Инженерной
академии, которая после отделения вошла в состав Императорской военной
академии. Самостоятельную организацию академия получила в 1863 году. В этом
же году было установлено требование, согласно которому можно было поступать в
академию, только прослужив в строю определенное число лет. В концу XIX века
академия имела два класса — старший и младший, а также дополнительный курс.
Классы были предназначены для обучения Инженерных войск, дополнительный курс
для подготовки офицеров к службе в корпусе военных инженеров. Академия
состояла при главном Инженерном управлении. Непосредственное управление ею
осуществлял начальник академии, назначавшийся из генералов инженерного
корпуса. Академия имела свою библиотеку, музей, химическую лабораторию и
физический кабинет. К приемному экзамену допускаются офицеры всех родов
войск, состоящие в чинах не старше поручика гвардии или штабс-капитана армии
и прослужившие в офицерском звании не менее 3 лет. После обучения в академии
каждый офицер обязан был прослужить по полтора года за каждый год пребывания
в академии в частях инженерных войск. Желающие поступить в академию
подвергались предварительным испытаниям при штабах саперных бригад, а где их
не было — при окружных и крепостных инженерных управлениях. Испытания
включали в себя экзамены по фортификации, математике (в том числе по
аналитической геометрии и дифференциальному исчислению), механике,
топографии, физике, химии, черчению, русскому, французскому и немецкому
языкам. Главными предметами, преподававшимися в академии, были: фортификация,
все отделы строительного искусства, архитектура с черчением и проектами,
теоретическая, строительная и прикладная механика, тоже с проектами.
Вспомогательными предметами были: история осад, высшая математика,
начертательная геометрия, геодезия, физика, химия, минералогия и геология,
тактика, военная история и стратегия, современное (на тот момент) состояние
артиллерии, подводные мины, русский и иностранные языки (французский и
немецкий). В летнее время проводились практические занятия по решению
тактико-фортификационных задач. Для перехода из младшего класса в старший и
для удовлетворительного окончания обоих классов экзаменуемый должен был
получить в среднем не менее 9 баллов по главным предметам и по русскому
языку. Офицеры, удовлетворительно окончившие курс младшего и старшего класса,
делились на два разряда. К первому относились те, кто получил по главным
предметам в среднем не менее 10 баллов, а по вспомогательным — не менее 9.
Все остальные относились ко 2-му разряду. Все удовлетворительно окончившие
курс двух классов получали право на академический знак и особые преимущества
при последующем производстве в штаб-офицерский чин, а отнесенные к 1-му
классу, сверх того, годовой оклад жалованья. Кроме этого осуществлялся прием
на дополнительный курс отнесенных к 1-му разряду офицеров, причем число мест
устанавливалось военным министром. Для успешного окончания дополнительного
курса требовались те же условия, что и для окончания двух классов по первому
разряду. Успешно окончившие дополнительный курс производились в следующие
чины, до чина штабс-капитана гвардии или капитана армии включительно, и
получали право на перевод в корпус военных инженеров; лучшие из них
награждались медалями.
Институт гражданских инженеров
В связи с тем, что организация Института инженеров путей сообщения имела
большой успех, правительство использовало это учебное заведение как образец
для дальнейшего развития инженерного образования в России. В 1828 г. для
подготовки инженеров-механиков в России, в Петербурге был организован
Технологический институт. Как и Институт инженеров путей сообщения, Институт
гражданских инженеров имп. Николая I (первоначальное название — Строительное
училище) создавался поначалу как учебное заведение, подведомственное главному
управлению путей сообщения. Он был образован в 1842 году в результате
объединения двух учреждений: архитекторского училища (основано в 1830 г.) и
училища гражданских инженеров (учреждено в 1832 г.). В первом из них упор
делался на художественный элемент образования; во втором преобладали
инженерные и математические науки. После слияния двух учреждений образовалось
новое, дающее знания как в области точных и технических наук, так и в
художественной области. В число воспитанников принимались лишь дети дворян и
чиновников в возрасте 13 — 16 лет. Воспитанники, успешно окончившие полный
курс, выпускались помощниками архитекторов. Уставом от 27 октября 1851 года
училище было причислено к учебным заведениям I разряда. С 1857 г. в училище
стали приниматься только молодые люди не моложе 16 лет и получившие полное
гимназическое образование. Установленное в 1861 г. и упраздненное в 1878 г.
звание инженера-архитектора могли получать только лучшие воспитанники
училища, прошедшие особое испытание. В 1865 г. было введено положение об
экстернах строительного училища. В 1865 г. строительное училище перешло в
ведомство министерства внутренних дел и в том же году перестало иметь военное
устройство; в 1877 году оно было уравнено с другими высшими специальными
заведениями. В 1882 году строительное училище было переименовано в Институт
гражданских инженеров, а позже, в 1892 году, он стал именоваться Институт
имп. Николая I. Согласно уставу 1877 года, в институте обучались техники по
гражданско-строительной и дорожной частям. В институт принимались молодые
люди, окончившие полный курс гимназии или реального училища, выдержавшие
вступительные испытания по математике (в объеме гимназического курса) и
рисованию несложных орнаментов. В институте было 5 годовых курсов, из которых
последний посвящался составлению проектов. Здесь преподавались: математика и
теоретическая механика, прикладная механика, геодезия, строительное
искусство, гражданская архитектура; начертательная геометрия с приложениями,
рисование и черчение; физика, химия, минералогия и геогнозия в применении к
строительной и дорожной частям; богословие, иностранные языки. Как видно,
программа Института гражданских инженеров во многом походила на программу
Института инженеров путей сообщения. Учебно-вспомогательными учреждениями
института служили библиотека, музей, химическая лаборатория, физический,
минералогический и геодезический кабинеты. Лучшие воспитанники, окончившие
полный курс, получали звание гражданского инженера.
Московское Высшее Техническое Училище
Большая часть нашей работы посвящена высшим учебным заведениям Санкт-
Петербурга, специализировавшимся на выпуске инженеров. Необходимо также
остановиться на московской «странице» истории инженерного образования в
России. Она в первую очередь связана с Высшим Техническим Училищем, которое в
1-й половинеXIX века называлось Ремесленным Училищем, а во 2-й —
Императорским Московским Техническим Училищем. Это учебное заведение не
создавалось сразу как высшее, а получило статус высшего в 1868. У этого
события была интересная предыстория, которая началась более чем за 100 лет до
этой даты.
В 1763 году Екатериной Великой был основан Воспитательный Дом. Проект его
составил генерал И. И. Бецкой и представил его императрице как «Генеральный
план Императорского Воспитательного, для приносных детей Дома и госпиталя для
бедных родительниц в Москве»[3]. Но
уже сразу заведение планировалось как должное давать своим воспитанникам
техническое образование. В проекте в частности, говорилось, что «.прямое
намерение требует произвести здесь людей, способных служить Отечеству делами
рук своих в различных искусствах и ремеслах»
[4]. В XVIII веке инженерная и научная считались искусством.
Обучение разделялось на общее и специальное. Согласно «Генеральному плану» в
общеобразовательных классах воспитанники должны были изучать:
Познание веры, рисование, чтение, письмо, арифметика, география, искусство
вести счетные книги, правила гражданской жизни, управляемой законами
отечества.
Мануфактуры, фабрики, коммерция, садовничество и прочие искусства, до
экономии принадлежащие; изящные художества тем, кои к сему способны,
рукоделия, женскому полу принадлежащие.
Далее, по достижении 14-летнего возраста, начиналось четырех- или пятилетнее
обучение ремеслам, которые должны иметь непосредственное отношение к заводам
и фабрикам.
Проект нашел у императрицы одобрение, и 1 сентября 1763 года выходит
высочайший манифест об учреждении в городе Москве Императорского для
приносных детей Воспитательного дома. Первым руководителем заведения стал И.
И. Бецкой. Первоначально заведение имело множество сложностей, не учтенных в
проекте. Условия содержания младенцев были антисанитарными из-за тесноты, так
как здание было рассчитано на меньшее число детей. Существовали проблемы с
кормлением. Поначалу было даже решено отдавать младенцев в деревенские семьи