Реферат: Послесталинская национальная политика СССР

журнал писал: "Ныне не только республики, но и города и районы, тысячи и

тысячи кол­лективов предприятий, строек, совхозов и колхозов и даже отдельных

бригад стали подлинно интернациональными"(там же)

В чем же стратегический смысл этого "подлинно интернационализма"?

Политическая цель - постоянная денационализация республик, военная цель -

создание имперских баз со славянским населением в важнейших ра­йонов

национальных республик, чтобы опереться на них в случае национальных

восстаний.

Однако в своей стратегии советское правительство не учло двух факторов: во-

первых, растущая нехватка рабочей силы в самой России, связанная с

последствиями войны(большие людские потери, замедление прироста русского

населения), во-вторых, фактор совсем непредвиденный и с точки зрения

марксизма, даже иррациональный, ибо, по марксизму, одинаковые социальные

условия имеют одинаковые последствия, - этот фактор - феноменальный

демографический взрыв в советских мусульманских республиках, куда было

направлено острие "интернационализации". И это в то время, когда в славянских

республиках прирост народонаселения имел тенденцию к спаду. Вот официальные

данные прироста населения в мусульманских республиках. В 1959 году

мусульманское население состав­ляло 24 миллиона человек, в 1970 году -35

миллионов, а в 1979 году оно поднялось до 43 миллионов, то есть за 20 лет

мусульманское население увеличилось на 20 миллионов человек, тогда как за

этот же промежуток времени удельный вес русских в составе населения СССР

начал падать. Удельный вес русских в СССР в 1959 году составлял почти 55

процентов, а на 1988 год он колеблется вокруг 50 процентов, а по некоторым

оце­ночным данным он опустился даже ниже пятидесяти процентов. Все это

затрудняло "интернационализацию" на основе "обмена кадрами", но не

ос­танавливало её. На 27 съезде партии Лигачев сообщил, в чем заключалась

сущность национальной политики горбачевского руководства. Он сказал, что при

прежних местных руководителях в национальных республиках "бра­ли верх

местнические, земляческие настроения. Они мешали выдвижению к руководству

представителей всех национальностей, мешали межрегиональ­ному обмену кадрами,

обмену опытными работниками между республиками и

центром..."("Правда",28.2.86). Естественно, что под понятиями "местни­чество

и землячество" он имел в виду старания национальных кадров перед Москвой

защищать интересы национальных республик, что же касается того, что

националы "мешают обмену опытными кадрами между республиками

и центром", то тут все ясно: центр хотел "интернационализировать"

на­циональные республики сверху "опытными кадрами", как это потом случи­лось

в Казахстане, а в ряде обкомов других республик, где раньше во главе сидели

националы, теперь поставлены были "интернационалис­ты"-славяне. Какие же

кадры эти республики должны были дать в обмен? Рабочих, которые категорически

не хотели покидать свои республики. Ко­нечно, нашлись бы коммунисты и среди

среднеазиатских народов, которые согласились бы уехать, чтобы занять

командные должности где-нибудь в

России, но вот вопрос: согласился бы на это сам "интернационалист" Ли­гачев -

назначить первыми секретарями русских обкомов узбека, киргиза, таджика,

туркмена, казаха? Таких случаев в истории советской "интерна­циональной"

власти никогда не было и не могло быть. Поэтому разговор об "обмене кадрами"

не что иное, как лицемерие, призванное прикрывать нечистую

"интернациональную" совесть чистейших руссификаторов.

Стратегическая цель миграции - денационализация наций, в конце которой

коренное население республик составит национальное меньшинство в собственных

республиках. Отсюда ясно, что пришлое население, став большинством в

республике, будет претендовать на занятие всех руково­дящих постов, да и само

существование национальных республик с русским большинством станет

анахронизмом.

Русский язык - язык этого большинства - должен был бы заменить во всех сферах

жизни местные языки. Что именно такова языковая цель миг­рации, сообщил тот

же журнал "Вопросы философии": "Растущая подвиж­ность населения...

способствует постепенному языковому сближению наций и народностей как по

линии взаимослияния и взаимообогащения националь­ных языков, так и по линии

превращения одного из них - русского -в об­щий язык всех социалистических

наций"(#6,1963,стр.11).

"Взаимообогащение сводилось к массовому засорению национальных языков русскими

словами, что же касается превращения русского языка в "общий язык всех", то эта

достаточно утопическая цель советского госу­дарства не была выполнена. и вот

почему. По переписи населения 1979 года русский язык своим родным языком

назвали в Средней Азии меньше одного процента населения, в Казахстане два

процента, в Балтийских странах около трех процентов, в Азербайджане и Грузии

менее двух про­центов. Даже а славянских республиках с родственными языками -

на Ук­раине и Белоруссии, где число школ на национальном языке приближается к

нулю, русский язык признан родным языком, соответственно,17 и 25 процентами.

При таких скромных успехах задача по превращению русского языка в общий для всех

язык потребовала бы тысячи лет. Вероятно, к этому выводу пришло и советское

правительство, когда придумало новый метод руссификации, который обещал

выполнение данной цели в одно-два поколения. Это воспитание нерусских детей в

детских садах на русском языке. И этот метод оказался очень действенным. Но

время "перестройки и гласности" уже было не за горами. Сдерживаемая много лет

волна выр­валась на свободу,сметая все на своем пути.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 ГОДА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС.

С тех пор, как существуют конституционные государствва, в их конституциях

нельзя найти ни одной статьи, которая противоречила бы конституционной

практике. Если же случаются нарушения конституции конституции исполнительной

властью или даже парламентским большинс­твом, то существует высший

конституционный суд, независимый и от пра­вительства и от парламента, который

следит за соблюдением конституции и обязывает государственные органы

ликвидировать допущенные нарушения. Теперь давайте посмотрим в Конституцию

СССР 1977 года. Это единствен­ная и уникальная Конституция из всех известных

в истории, в которой были записаны абсолютно фиктивные права союзных

национальных респуб­лик. Вот хотя бы такие права:

"Статья 76. Союзная республика - суверенное советское социалисти­ческое

государство". Но что значит "суверенное государство" в юриди­ческом смысле

этого слова? Возьмем официальное определение из БСЭ: "Суверенитет

государственный - верховенство и независимость государс­твенной власти,

проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической

деятельности государства. Какое же "верховенство" и "независимость"

государственной власти осуществляли союзные националь­ные республики во

внутренней и внешней политике? Стоит так поставить вопрос, чтобы увидеть всю

абсурдность утверждения Конституции, что со­юзные республики являются

"суверенными государствами". Если по Консти­туции 1924 года в некоторых

областях республики были условно "суверен­ны", например, в области народного

просвещения или народного здравоох­ранения, то теперь и эти отрасли

государственной жизни отошли к компе­тенции центра, где созданы были

Министерство Просвещения СССР и Минис­терство Здравоохранения СССР, которые

не предусматривались Конституци­ей Ленина 1924 года или даже Конституцией

1936 года.

"Статья 80. Союзная республика имеет право вступать в отношения с

иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться

дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в дея­тельности

международных организаций" Какова же конституционная практи­ка существовала

по данной статье? Украина и Белоруссия входили в сос­тав ООН и имели право

голосовать на её заседаниях так, как голосовал советский посол, а в других

"союзных суверенных государствах" дело обстояло еще проще. В составе

правительств один из их членов назывался "министром иностранных дел", но

стоило бы ему и его правительству пос­тавить вопрос перед центром о желании

вступить в дипломатические отно-

шения с иностранными государствами, как такое правительство "суверен­ного

государства" немедленно исчезло бы.

"Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право сво­бодного

выхода из СССР". Эта статья механически перекочевала из Конс­титуции 1924

года в Конституцию 1936 года, а оттуда и в брежневскую Конституцию СССР 1977

года. Сотни тысяч представителей национальных партийных кадров и почти вся

старая национальная интеллигенция в союз­ных республиках были уничтожены в

период ежовщины по обвинению в том, что они якобы хотели воспользоваться этой

статьей и вывести свою рес­публику из состава СССР. Лукьяненко на Украине и

Айрикян в Армении, ссылаясь на Конституцию СССР 1977 года о праве каждой

союзной респуб­лики на выход из СССР, организовали в своих республиках

движение за такой выход. Естественно, что они со своими сторонниками были

аресто­ваны и заключены в концлагеря на долгие сроки. То же самое происходило

в Эстонии, Латвии и Литве, где массовые репрессии за сопротивление

со­ветскому империализму и его грубо руссификаторской политике продолжа­лись

до перестроечных времен и, как я подозреваю, позже.

Структура власти в союзных республиках. По форме "правительство­вали" местные

кадры, а по существу правили московские имперские кадры. На практике этот

имперский принцип руководства осуществлялся так. Во всех союзных республиках,

кроме Казахстана, первые секретари ЦК партий

- люди коренной национальности, а вторые секретари, которые заведуют кадрами

республики, - московские ставленники. Во всех отделах ЦК, где шеф - национал,

его первым заместителем был товарищ из Москвы. Во гла­ве Совета Министров

республики стоял национал, а его первый замести­тель - из центра. И т.д.

В национальных республиках есть должности, которые вообще не до­верялись

националам: начальники гарнизонов, командующие военными окру­гами. В

Туркестанских республиках, как правило, не назначали туркес­танцев

председателями КГБ и командирами пограничных отрядов. Той же практики

придерживались на Кавказе, в Прибалтийских республиках и Мол­давии.

Все заседания и собрания высших органов власти в национальных республиках

должны были проводиться на русском языке, ибо русские ра­ботники, которые

работали там иногда десятилетиями, не обязаны изучать местный язык, а

национальные работники, начиная от председателя сель­совета, обязаны были

знать русский язык - иначе нельзя было получить соответствующей должности.

"Статья 70. СССР - единое союзное многонациональное государство, образованное

на основе принципа социалистического федерализма в ре­зультате свободного

самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских

социалистических республик". Из курса истории мы можем видеть, что ни одна

республика к советской России добровольно не присоединялась. Все нерусские

народы через несколько месяцев после захвата власти большевиками в Петрограде

торжественно объявили о своем выходе из России и создании своих независимых

государств. Ленин, Троц­кий, Сталин на штыках Красной Армии присоединили их

обратно к России.

Что же касается федерализма, то это тоже чистейшая фикция. В ис­тории еще не

было государств, начиная с восточных деспотий и кончая фашистскими

государствами в Европе, где централизм, абсолютизм и тота­литаризм достигли

бы такой вершины совершенства, как именно в Советс­ком Союзе.

Поэтому и национальный вопрос рассматривался в таком государстве как

колониальный, только его так не называли, а прикрывали бутафорией федерации,

выдавая её за реальность.

Согласно предыдущим советским конституциям, в Совет Национальнос­тей посылали

исключительно представителей коренной национальности со­юзных республик и

областей, чтобы выслушать их специфические нацио­нальные нужды и национальные

проблемы, теперь же во многих случаях, иногда наполовину, коренные

национальности в республиках и областях представлены в Совете национальностей

русскими, преимущественно руко­водящими чиновниками из Москвы. Таковы слова и

дела Конституции СССР по национальному вопросу.

Согласно Конституции СССР 1977 года, высшим органом государствен­ной власти

является Верховный Совет СССР, но каждый советский гражда­нин знал, что

высшим органом государственной власти являлся не сам го­сударственный орган,

а партийный орган - Политбюро, которое даже не указано в Конституции.

Согласно той же Конституции, правительством СССР является Совет Министров

СССР, а на деле правительством СССР яв­лялся Секретариат ЦК и его отделы,

которым прямо подчинялись формаль­ные министры СССР. Так что Верховный Совет

СССР - не парламент, не за­конодатель, как его считает Конституция, а просто-

напросто бутафория, лже-парламент, созданный, чтобы придать коммунистической

диктатуре внешне конституционно-демократический фасад и декорум правового

госу­дарства.

Только одна статья в Конституции 1977 года имеет реальную силу и точно

соответствует советской действительности. Это статья 6, которая гласит:

"Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его

политической системы, государственных и общественных организаций является

Коммунистическая партия Советского Союза".

Таким образом, Верховный Совет СССР сам по себе не имел никакой власти, если

не считать властью его обязанность единодушно голосовать за законы и решения,

которые ему преподносил Политбюро и Пленум ЦК КПСС.

"Статья 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совет Со­юза и Совет

Национальностей... палаты равноправны." В статье 110 ска­зано: "Совет Союза и

Совет Национальностей состоит из равного числа депутатов... Совет Союза

избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет

Национальностей избирается по норме 32 депутата от каждой союзной республики,

11 депутатов от каждой автоном­ной республики, 5 депутатов от каждой

автономной области и один депу­тат от каждого автономного округа." Из этого

человек, не знакомый с процедурой формирования Совета Национальностей

Верховного Совета СССР, может заключить, что здесь дело обстояло точно так

же, как и в старых советских конституциях. Иначе говоря, в Совет

Национальностей от РСФСР входили русские, от Украины - украинцы, от

Узбекистана - узбеки и.т.д. Что же касается Совета Союза, то туда входили

депутаты пропорционально численности населения каждой союзной республики. Вот

как раз в этом важнейшем вопросе конституции в многонациональном государстве

советс­кие лидеры сумели противопоставить своей писанной "Конституции"

анти­конституционную практику виртуозного обмана. Вполне нормально, что в

силу того, что русские составляли большинство населения СССР, они по­сылали

большинство депутатов в Совет Союза СССР, плюс еще 32 депутата от РСФСР.

Прямым издевательством над малыми народами является тот факт, что кроме этих

вышеперечисленных депутатов советское правитель­ство посылало в Совет

Национальностей большое число русских депутатов от всех нерусских республик и

областей, абсолютно непропорциональное численности русского населения там. К

примеру, возьмем одни из выборов в ВС СССР - и одну из республик -

Узбекистан: в Совет Союза там выбра­но 39 человек, из них 13 русских. В Совет

Национальностей выбрано 32 человека, из них 7 русских, если добавить сюда 3

русских, избранных в Кара-Калпакии, то получается, что в ВС СССР посланы от

Узбекистана 23 русских депутата, то есть куда больше, чем полагается русскому

мень­шинству в Узбекистане. Та же картина и на Кавказе. Вот еще некоторые

избранные примеры: от Дагестана в Совет Национальностей избрано 11

де­путатов, из них 4 русских; от Чечено-Ингушетии в СН избрано 11 депута­тов,

из них 7 русских; от Северной Осетии - 11 депутатов - 7 русских; от

Кабардино-Балкарии - 11 депутатов - 8 русских. Это в автономных республиках.

А в автономных областях - Адыгее и Карачаево-Черкесии в СН избраны по пять

депутатов, из них, в каждом случае, - трое русс­ких. На языке советской

пропаганды это называлось: все народы СССР равны между собой, но практика

показывает, прямо по утопии Оруэлла "1984", что "большой брат" "равнее", чем

другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучая материалы по данной теме, я решал один вопрос. Напомню его:

закономерны или случайны межнациональные конфликты, происходившие и

происходящие сейчас на территории бывшего СССР. И пришел к очень

оп­ределенному выводу. Но, чтобы сделать его, пришлось отбросить все

мо­рально-этические принципы и нормы. Итак, мысль моя такова: все

межна­циональные конфликты последнего времени происходят из-за крайне

непос­ледовательной политики большевиков(если кому-то нравится больше,

со­ветской власти,но я считаю, что советская власть существовала в корот­кий

период от февраля до октября 1917 года, далее - диктатура пролета­риата). Еще

раз подчеркну - мой вывод вне всяких морально-этических концепций. Так вот,

ленинская идея создать денационализированный ком­мунистический гибрид -

советского человека - не так уж плоха, как ка­жется на первый взгляд. Давайте

разберемся, что сулила нам её реализа­ция - отсутствие всяких конфликтов на

национальной почве, централизо­ванное государство, власть рабочих и крестьян,

в конце концов, а не русских рабочих и крестьян,а если говорить точнее,

русской коммунист­ческой элиты - административно-командной системы(которую

все так руга­ют и проклинают, забывая тот очевидный факт, что без нее

Советский Со­юз не победил бы в Великой Отечественной Войне, ибо, согласно

исследо­ваниям известного социолога Карла Манхейма,

нормальное(демократичес­кое) общество не успело бы перестроить страну на

военные рельсы так быстро).

Отрицательные последствия таковы - потеря национальной культуры, языка,

традиций. Но с точки зрения идеи социальной справедливости - это мелочь.

Надеюсь, что в данной работе я освятил все аспекты государствен­но-правовой

политики в национальном вопросе, кроме одного - я созна­тельно оставил за

границами этого реферата "интернациональную помощь" Афганистану. На мой

взгляд, это отдельная и очень широкая тема и ка­саться её поверхностно -

недопустимо.

Теперь остается вернуться к тем самым морально-этическим принци­пам, которые

я сознательно опустил в начале вывода. Так вот, через призму общечеловеческих

ценностей, в Советском Союзе происходил ги­гантский эксперимент, творителей

которого можно с чистой совестью наз­вать преступниками. Но какой смысл

уподобляться Сталину и вешать ярлы­ки?

Есть еще один немаловажный момент - с точки зрения определенного круга

историков, Советский Союз( в смысле центральной власти) являлся тем

сдерживающим фактором межнациональных конфликтов, который давил на все

республики одновременно и заставлял их не вспоминать старые нацио­нальные

конфликты на почве религии, территории и т.д., а сопротивлять­ся давлению

именно центра и объединяться на этой почве.

Исходя из всех этих выводов, я могу утверждать, что межнациональ­ные

конфликты на территории бывшего СССР являются результатом ломки старых

отношений и неизбежны просто по определению(и по вышеперечис­ленным

причинам). Решить их может только время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н. Верт "История Советского государства"

2. Дж. Хоскинг "История Советского Союза"

3. С. Хрущев "Никита Хрущев: Кризисы и ракеты"

4. А. Авторханов "Империя Кремля. Советский тип колониализма"

5. Большая Советская Энциклопедия

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты