Реферат: Послесталинская национальная политика СССР

же, стр.22)

Что в программе речь шла о ликвидации давно не существующей феде­рации

союзных республик в ближайшем будущем, было видно из интерприта­ции Программы

авторитетным органом Академии наук СССР - журналом "Со­ветское государство и

право". Вот что писал названный журнал по свежим следам принятия программы:

"стоящее время вопрос о национальных взаимоотношениях в СССР име­ет лишь

прямо коммунистическую постановку - достижение всестороннего единства

советских наций с конечной перспективой их полного слияния... если раньше

степень федерирования, характер национальной государствен­ности, юридическое

содержание национально-государственных границ имели значение гаранта

национальной свободы, то теперь они по существу не имеют больше такого

смысла...Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что с этой стороны

национальная государственность и федерация в целом выполнили свою

историческую миссию"("Советское государство и пра­во",1961,#12, стр.15,23).

Другими словами, поскольку федерация и феде­рированные республики уже

выполнили свою историческую миссию, они подлежат упразднению. Вероятно, в

качестве подготовительной меры по реорганизации союзных республик в

административно-территориальные еди­ницы обычного русского типа хрущевское

руководство задумало и новые филиалы ЦК КПСС - Среднеазиатское бюро ЦК КПСС и

Закавказское бюро ЦК КПСС. Такое же бюро, видимо, планировали создать и в

Прибалтике. Во главе этих бюро ЦК были поставлены московские партаппаратчики

среднего ранга, не являющиеся ни членами, ни кандидатами ЦК. Они руководили

центральными комитетами союзных республик Средней Азии и Закавказья, первые

секретари которых были членами ЦК КПСС, два из них даже канди­датами в члены

Политбюро(Мджаванадзе, Рашидов). Так, секретарю одного из московских райкомов

Ломоносову было поручено руководить, как пред­седателю Среденазиатского бюро

ЦК КПСС, четырьмя союзными республиками - Узбекистаном, Таджикистаном,

Киргизией и Туркменией. Таким образом, союзные республики, находящиеся по

конституции между собой и Москвой в прямой федеративной связи, к тому же,

согласно той же конституции, "суверенные" в осуществлении власти в пределах

своей территории, были лишены своих, пусть даже бумажных, но все же

конституционных прав и поставлены под надзор московского наместника с

чрезвычайными правами.

Грубо был нарушен и устав партии, согласно которому центральные комитеты

компартий союзных республик находятся в прямой связи и непос­редственном

подчинении ЦК КПСС.

Не было никакого сомнения, что эта акция находится в общей связи с

подготовкой ликвидации федерации и преобразования союзных республик в

административно-экономические регионы. К этому выводу приходишь, когда

знакомишься с персональным составом названных бюро ЦК. Вот сос­тав

Среденазиатского бюро. В нем представлены четыре национала - пер­вые

секретари центральных комитетов перечисленных республик и пять русских

чиновников: председатель Среднеазиатского совнархоза, началь­ник главного

управления по ирригации, начальник Среденазиатского уп­равления по

хлопководству, управляющий Среднеазстроем и сам председа­тель бюро ЦК КПСС.

Из этого состава видны функции бюро ЦК - завершить экономическое

районирование в Средней Азии, в результате которого исчезнет их нацио­нально-

государственный статус.

Это должно было произойти в те же сроки, которые Программа КПСС назвала для

построения коммунизма в СССР, - до 1980 года. К этой дате должно было

завершиться и слияние всех наций СССР в одну коммунисти­ческую нацию.

Цитированный автор из Академии наук СССР писал на этот счет: "Взаимная

ассимиляция наций по сути дела денационализирует наци­онально-территориальные

автономии и даже союзные республики, приближая и с этой стороны советское

общество к пункту, за которым полное госу­дарственно-правовое слияние наций

станет делом обозримого будущего" Думаю, что лучше чем он, сказать я не могу

и поэтому выделил слова курсивом.

Когда собственные выдвиженцы Хрущева свергли его путем заговора, то все

предпринятые и намечаемые им реформы были объявлены плодом его необузданной

фантазии, плодом субъективизма и волюнтаризма. Этим объ­яснили даже его

всемирно-историческую заслугу - разоблачение культа и преступлений сталина,

что доказала частичная ресталинизация в эру Бре­жнева. Была объявлена

ошибочной и его установка на ликвидацию нацио­нальных республик в ближайшем

будущем. Отсюда и решение брежневского руководства распустить Среднеазиатское

и Закавказское бюро ЦК КПСС. Вернулись к испытанной сталинской

великодержавной политике денационализации национальностей,рассчитанной на

длительный исторический период.

НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ В СССР.

На своем 24 съезде партия провозгласила , что термин "советский народ"

означает не то, что люди до сих пор считали(обобщающее понятие для людей

различных национальностей, живущих при общем для всех со­ветском режиме), а

некое принципиально новое и даже феноменальное яв­ление: "советский народ" -

интернациональная нация! Читайте официаль­ное определение партии, что такое

"советский народ", в котором при­сутствуют все признаки нормальной нации:

"Советский народ - новая ис­торическая , социальная и интернациональная

общность людей, имеющая единую территорию, экономику, социалистическую по

содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель -

построение коммуниз­ма... Общим языком... является русский язык" и тут же

приведена цитата из Ленина, что он еще в 1914 году предвидел "уничтожение

теперешних национальных перегородок"(БСЭ,т.24,ч.1,стр. 25)

Сталин говорил лишь о "социалистических нациях" Советского Союза, Брежнев

пошел дальше Сталина, провозгласив новую единую нацию, которая исчезнет

только вместе с исчезновением советской власти. Не страшна была новая догма,

страшными оказались её последствия. После 24 съезда последовал ряд решений ЦК

КПСС и центральных комитетов компартий союз­ных республик о расширении

программы изучения русского языка в школах за счет резкого сокращения родного

языка. Вот тогда впервые появилась идея не только о постепенно переводе всех

типов школ на русский язык обучения, но и о создании специальной сети детских

садов в националь­ных республиках для нерусских детей на русском языке. В ход

пустили и демагогию: "великий русский язык - это язык великого Ленина!" Кто

же из националов посмеет не учить язык великого Ленина! Хотя конечной целью

языковой политики всегда оставалось превращение русского языка в общий язык

для всех нерусских народов, все же такой известный языко­вед, как

Сталин(работа "Марксизм и языкознание"), решил, что путь к этому лежит через

национальную консолидацию, то есть через слияние родственных наций и

народностей в отдельные "зональные нации" со свои­ми "зональными языками". По

лингвистическим признакам языки народов Советского Союза ученые делят на

следующие группы:

1. Славянская группа(русские, украинцы, белорусы плюс националь­ные подгруппы

из западных славян).

2. Тюркская группа(узбеки, казахи, азербайджанцы, туркмены, карачаевцы,

балкарцы, хакасы, алтайцы, гагаузы, кумыки, ногайцы, уйгуры, шорцы,

крымчаки, киргизы, татары, чуваши, башкиры, якуты, каракалпаки, тувинцы и

др.)

3. Угро-финская группа(эстонцы, мордва, удмурты, марийцы,коми, карелы и др.)

4. Летто-литовская группа(литовцы, латыши)

5. Армянская группа.

6. Картвельская группа(в основном грузины).

7. Романская группа(в основном молдаване).

8. Евреи

9. Иранская группа( таджики, осетины, курды)

10.Чечено-дагестанская группа( чеченцы, ингуши,бацбитцы, аврцы, лезгины,

даргинцы, лакцы и другие)

11.Германская группа(немцы)

12. Абхазо-адыгейская группа(абхазцы, адыгейцы, кабардинцы, чер­кесы, абазинцы)

Языковая политика Кремля в отношении каждой из названных групп первоначально

ориентировалась на завершение внутригрупповой языковой консолидации и

создание для некоторых групп общего литературного языка на основе диалекта

ведущего народа. "В условиях социализма могут про­исходить частичные процессы

добровольного слияния небольших этнических и экстерриториальных национальных

групп, вкрапленных в крупные социа­листические нации, с этими

национальностями... Особенно важным в этом процессе является усвоение

сливающимися этнографическими и экстеррито­риальными национальными группами

языка крупной передовой социалисти­ческой нации, среди которых эти националы

живут"("Вопросы филосо­фии,#9,1961). "Сближение и расцвет наций ... протекает

не стихийно, а планомерно... В нашем многонациональном государстве это

осуществляется в процессе единого государственного планирования"(там же)

Руководство Брежнева отошло от политики окольной русификации че­рез

промежуточный этап "зональных языков" и "зональной ассимиляции". Оно

предпочло прямой путь "интернационализации" всех языков на основе русского

языка.

Пропаганда и навязывание русского языка нерусским народам сопро­вождалось

немеренным унижением национальных языков, как "бесписьмен­ных",

"младописьменных" или "бесперспективных" языков.

Если Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то Брежнев

сделал еще один шаг вперед в политике руссификации - он объявил русский язык

не только межгосударственным языком для национальных республик, но и

государственным языком для самих республик и их жите­лей, хотя формально и

нет, по крайней мере, опубликованных, юридичес­ких актов такого содержания.

Третий его шаг был не менее антинацио­нальным: именно брежневское руководство

заставило советских историков заново переписать всю историю нерусских

народов, положив в её основу новую историческую концепцию. Новая историческая

концепция была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху

были заданы три принципа, которые легли в основу этой концепции:

1. Все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами,

добровольно;

2. Все национально-освободительные движения, противодействовавшие этому, были

реакционными движениями;

3.Включение этих народов в состав старой царской империи было ис­торически

прогрессивным актом для них.

Таким образом, последователи Ленина вернулись к старому его тези­су о слиянии

всех наций в одну нацию, тогда как сам он от него отка­зался как только встал

во главе нового государства. Андропов сделал этот тезис центральным пунктом

своей национальной программы в своем докладе к 60-летию образования СССР.

СТРАТЕГИЯ ЯЗЫКОВОЙ ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ.

Итак, как я уже сказал, наследники Ленина, сохраняя ленинскую ширму, решили

вернуться к дореволюционному Ленину и стать на новый "советский" путь

"перемалывания народов", чтобы создать одну общую коммунистическую нацию с

одним общим языком. Для этой цели была разра­ботана новая национальная

стратегия, в которой четыре компонента игра­ли решающую роль: во-первых,

вместо федерации, не меняя её формы, про­вести во всех сферах государственной

жизни иерархический принцип абсо­лютистского централизма, превращающий

союзные республики в чисто адми­нистративно-географические понятия; во-

вторых, отказаться от прежней концепции национальной экономики республик,

допуская в этих республи­ках только такие "стройки коммунизма", которые

составляют интегральную часть общесоюзной экономики, и называя это

"разделением труда" между союзными республиками; в-третьих, проводить в

союзных республиках та­кую социальную политику, которая способствует

максимальной, не только классовой, но и национальной нивелировке, для чего

практиковать массо­вую миграцию славянского населения в прибалтийские,

кавказские и вос­точноазиатские регионы; в-четвертых, держать курс на перевод

всех пар­тийных, государственных, хозяйственных, научных учреждений и школ на

русский язык, ограничив действие местных языков только сферой пропа­ганды,

художественной литературы и искусства.

Отцом этой стратегии был сам Сталин. Эту национальную стратегию

последовательно и методически проводят и наследники Сталина.

В отношении первых двух компонентов "национальная стратегия" Ста­лина имела

полный успех по одной общеизвестной причине: он начисто уничтожил местные

национальные кадры, которые считал потенциальными врагами новой стратегии, и

выдвигал на их место нерасуждающих карь­еристов. Что же касается последних

двух компонентов - национального лица и национальных языков, то тут дело

оказалось сложнее, чем себе его представлял Сталин и сменяющиеся лидеры

партии. Уже из определе­ния, которое дал Сталин нации, видно, почему партия

потерпела пораже­ние в этом вопросе.

По Сталину, "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общ­ность людей,

возникающая на базе общности четырех основных признаков, а именно: на базе

общности языка, общности территории, общности эконо­мической жизни и общности

психического склада, проявляющегося в общ­ности специфических особенностей

национальной культуры"(Сталин. Национальный вопрос и ленинизм).

Как раз из этого, далеко не полного, определения нации видно, что если

территория есть величина данная, то все другие признаки нации сложились

тысячелетиями,а потому не только "устойчивы", но и не истре­бимы какими-либо

декретами.

Чтобы создать общую коммунистическую нацию, надо создать главный и ведущий

принцип нации и национальной культуры - один общий для всех язык. Таким

языком в условиях России мог быть только русский язык. Эту проблему поставил

тоже сам Сталин еще в конце 20-х годов в статье "На­циональный вопрос и

ленининзм", заявив, что на первом этапе развития советской культуры

преобладал приоритет расцвета национальных языков, а вот на втором этапе, по

словам Сталина, сами нерусские нации почувс­твуют необходимость иметь наряду

со своим национальным языком, "один общий, межнациональный язык", то есть

нерусские народы сами объявят русский язык сначала вторым, а потом и первым

родным языком. Практи­ческая языковая политика Кремля отныне переключается на

осуществление сталинской идеи создания одного общего языка для всех

национальных республик. Значительный вклад в теорию Сталина внес здесь

Хрущев, объ­явив, что изучение родного языка и обучение детей в школах на

родном языке - дело добровольное. После этого стали переводить все школы на

русский язык, сохранив родной язык только предметом добровольного изу­чения.

Вот как обосновывал орган ЦК КПСС журнал "Вопросы истории КПСС" новый

языковый курс партии: "Все большее число родителей нерусской на­циональности

совершенно добровольно отдают детей в русские школы или ставят вопрос о

переводе обучения на русский язык... Опыт показывает, что обучение нерусских

детей на русском языке с младшего возраста значительно облегчает им изучение

основ наук"("Вопросы истории КПСС",#4,1959)

Эту установку Хрущева и 21 съезда партии последовательно и интен­сивно

проводил в жизнь Брежнев. Плоды этой языковой политики сказались очень скоро.

Вне всякого сомнения, родители добровольно отдавали своих детей не в

национальные школы, а в школы на русском языке, по одной, всем известной

причине:только для тех детей открыта была возможность успеш­ной жизненной

карьеры, кто окончил русскую школу. Для такой карьеры необязательно даже

знать родной язык в собственной республике. Таким образом,добровольность

выбора языка обучения - русского или родного - на деле выявляется как

замаскированная форма русификации.

Во всех программах партия проповедовала расцвет наций и националь­ных культур, а

на деле проводила планомерную и систематическую денаци­онализацию. Объявляя

русский язык государственным языком нерусских со­ветских союзных республик,

также ссылаются на Ленина и на ленинскую национальную политику. Между тем в

статье "Нужен ли обязательный госу­дарственный язык?" Ленин четко и

безаппеляционно утверждал: "Русские марксисты говорят, что необходимо -

отсутствие(подчеркнуто Лени­ным) обязательного государственного языка, при

обеспечении населению школ на местных языках и при включении в конституцию

основного закона, объявляющего недействительными какие-либо привелегии одной из

на­ций"(Ленин. О национально-колониальном вопросе, стр. 148)

Вся языковая политика советских правителей является кричащим оп­ровержением

этих установок Ленина.

КОЛОНИЗАЦИЯ И РУССИФИКАЦИЯ КАК РЫЧАГИ ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ.

Цари посылали на завоеванные ими национальные окраины не колонис­тов, а армию

и бюрократию. Поэтому русское население составляло там еще в 1926 году только

пять процентов. Советское правительство, помимо армии и бюрократии, взяло

курс еще на массовое заселение национальных республик представителями

некоренных национальностей, преимущественно русско-украинским населением.

Проводился этот курс колонизации под ло­зунгом "постоянного обмена кадрами

между нациями", как это записано в третьей "Программе КПСС" Хрущева. Эту

программную установку наиболее интенсивно проводил Брежнев в течение 18 лет.

Результаты такой прави­тельственной политики сказались на деле: на момент

1988 года некорен­ное население в национальных республиках составляло более

20 процен­тов, а в некоторых даже большинство. Советский философский журнал

еще при Хрущеве оценил факт денационализации национальных республик как

положительное явление. "В ходе социалистического строительства, в осо­бенно

отсталых до революции... республиках, ясно проявляется тенденция к

уменьшению удельного веса коренных национальностей...В то же время

удельный вес представителей других народов в населении национальных

республик и областей неуклонно увеличивался"("Вопросы философии,#6, 1963,

стр. 6). Такой вывод журнал сделал из переписи населения 1959 года, согласно

которой в двух союзных республиках, а именно в Ка­захстане и Киргизии,

коренное население составило, соответственно, 30 и 40 процентов, а в семи

национальных союзных республиках некоренное население, главным образом

славянское, составило от 33 до 47 процен­тов. Еще интенсивнее этот процесс

шел в автономных республиках и об­ластях. В семи автономных республиках

русское население составляло тогда 39 процентов, а в десяти автономных

республиках и областях еще больше - 65 процентов. Массовое, в порядке

"оргнабора рабочей силы", заселение национальных окраин русским населением

советское правитель­ство и называет "интернационализацией". Цитированный

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты