Реферат: Послесталинская национальная политика СССР
ПЛАН.
1. Введение.
2. Национальная политика в эру Хрущева и Брежнева.
3. Нации и национальные языки в СССР.
4. Стратегия языковой денационализации.
5. Колонизация и русификация как рычаги денационализации.
6. Конституция СССР и национальный вопрос.
7. Вывод.
Сегодня, когда еще продолжается война в Чечне (впрочем, если кому-то это
нравится больше, можно называть её и установлением конституционного
порядка), после развала СССР, после многочисленных междуусобиц на территории
бывшего государства "рабочих и крестьян" невольно возникает желание заглянуть
в недалекое прошлое и попытаться разобраться, чем вызваны последние события,
реальными историческими причинами, или же просто амбициями бывших
партаппаратчиков, пытающихся разделить на всех пирог власти.
Почему в "недалекое прошлое"? причин несколько. Я прекрасно отдаю себе отчет
в том, что национальный вопрос в России возник не в конце 20 века. И даже не
в начале его. Безусловно, эта проблема существует ровно столько сколько
существует Российская Империя, СССР, РФ. Надеюсь быть правильно понятым: речь
сейчас идет не о политическом аспекте государства, а о его территориальном
аспекте. Но по вопросам дореволюционной национальной политики все ясно -
российские цари открыто провозглашали свою великорусскую политику. Гораздо
сложнее послереволюционный период. Но политике Ленина и Сталина в
национальном вопросе уделено достаточно много внимания и человек думающий
легко может отделить зерна от плевел. Однако на следующий период нашей
истории не так часто обращают внимание в контексте национального вопроса. Я
имею ввиду правление Хрущевва и Брежнева. Почему я объединяю этих несколько
различных по своим делам генсеков? Для большей полноты картины, потому что
рассматривая их в отдельности, невозможно уловить характерные черты
государственно-правовой политики в национальном вопросе. Кроме того,
теряются причинно-следственные связи.
Что же касается источников для данной работы, то наиболее интересным мне
представляется Конституция СССР 1977 года. Ей я посвятил отдельный пункт
своей работы. Другие источники - книга Сергея Хрущева "Никита Хрущев: Кризисы
и ракеты."; Н.Верт "История советского государства"; Дж. Хоскинг "История
Советского Союза" достаточно известны и комментировать их не представляется
необходимым. Нужно правда отметить, что Хоскинг допускает некоторые
неточности, мелкие и незначительные, я бы сказал неудивительные для
западного человека. Но их корректировку взял на себя переводчик, поэтому это
источник достаточно хороший. Отдельно необходимо оговорить еще один источник.
Он попал ко мне в руки совершенно случайно уже тогда, когда значительная
часть этой работы была написана в черновике. Это монография А. Авторханова
по национальному вопросу "Империя Кремля. Советский тип колониализма."
Я считаю, что его выводы носят спекулятивный характер, придают его работе
оттенок скандальности и сенсации. Видимо коньюктура западного литературного
рынка такова, что нормальные и серьезные исследования не проходят на ура. Не
смотря на все это, работа его представляет значительный интерес, более того,
выводы его, если убрать из них некоторую претенциозность, вполне логичны и
правильны по сути дела. В реферате также используются и другие источники,но
они случайны и изучение их не носило систематического характера в отличие от
выше перечисленных. В частности это БСЭ, ПСС Ленина и другие. Цитаты из них
используются как справочный материал по некоторым интересующим вопросам.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ ХРУЩЕВА И БРЕЖНЕВА.
"Сталин был холодный, скурпулезный и терпеливый калькулятор в политике,
который знал не только границы своих возможностей, но и природу объекта,
на который направлена его политика. Политик среди уголовников и уголовник
среди политиков, Сталин нашел в синтезе политики с уголовщиной тот
универсальный и магический рецепт, при помощи которого он действовал как в
общей, так и в национальной политике, В его богатой уголовно-политической
карьере нет ни одной предпринятой им политической акции, в которой он
потерпел бы поражение. Даже став неограниченным диктатором, он не позволял
себе не эмоциональных взрывов, ни импровизированных решений. Как новые
решения, так и пересмотр уже принятых, подготовлялись с расчетом на
абсолютный успех.
Во всем этом его преемник Хрущев был антиподом своего предшественника.
Сталин ликвидировал ленинский НЭП и непманов - и уцелел, Сталин ликвидировал
свободное крестьянство, составлявшее 80 процентов населения страны, -
уцелел, Сталин ликвидировал ленинскую партию, организатора победы в
Октябрьской революции и гражданской войне - уцелел. Но когда он подошел к
проблеме ликвидации национальных республик и слиянию нерусских народов с
русским в одну коммунистическую нацию с одним общим русским языком, то тогда
Сталин остановился, словно почуяв, что тут уж не уцелеет.
Хрущев решил: на что не осмелился Сталин, может отважиться он. По его
поручению идеологический аппарат партии под руководством Суслова разработал
целую комплексную программу денационализации нерусских наций СССР, чтобы
подготовить их слияние с русской нацией. В программе этой нет элементов
прямого насилия, да и названа она фарисейски и идиллически одновременно:
"Расцвет и сближение наций". Но "расцвет" понимался как привитие нерусским
народам русской культуры, а "сближение" - как слияние. Стержень программы:
превратить русский язык в родной язык всех нерусских народов - как
предварительное условие создания единой коммунистической нации.
Методы и каналы руссификации предусматривались многообразные. Главные из них:
1. В связи со школьными реформами 1958 года был принят закон, согласно
которому изучение национального языка и обучение на национальном языке в
национальных школах считались делом добровольным. От родителей зависело, в
какую школу - русскую или национальную - отдать своих детей. Родители также
решают, на каком языке в национальной школе должно вестись обучение - на
русском или на родном языке. Разумеется, родители, думая об успешной карьере
своих детей и хорошо зная, что дорога "наверх" идет через русскую школу,
отдают своих детей туда.
2. В словарный фонд национальных языков намеренно щедро вносятся русские
слова и русская терминология, несмотря на наличие в этих языках
соответствующих эквивалентов. Даже русское новое словообразование в связи с
развитием техники предлагается включить в национальный язык, хотя
национальное словообразование сразу дало бы понять, о чем речь.
3. Массовая колонизация славянским населением Туркестана и Кавказа с
установкой создания там славянского большинства в общем национальном составе
республик.
Такая практика русификации нерусских языков началась еще при Сталине, но
широко проводилась в эру Хрущева. Поэтому неудивительно, что,например, по
данным специалистов, в тюрко-татарском словаре за 1958 год в два раза больше
русских слов, чем это было в словаре 1929 года, а в узбекском словаре словаре
зарегистрировано за тот же период 20 процентов слов русского происхождения."
Если в школах к литературе партия применяет прямые и открытые методы
русификации, то существуют сферы, где она прибегает к косвенным и скрытым
методам для достижения той же цели: 1. Массовая миграция славянского,
преимущественно русского населения в нерусские республики;
2. новостройки - заводы, фабрики, совхозы - в национальных республиках
создаются со смешанным "интернациональным" контингентом рабочих из разных
народов, чтобы они между собой вынуждены были говорить по-русски;3. в армии
нет национальных формирований не только из-за недоверия к националам, но еще
для того, чтобы, смешивая национальных солдат с русскими, поставить их в
условия необходимости изучения русского языка; 4. места заключения(тюрьмы,
лагеря, ссылки) тоже являлись и являются школой "интернационального
воспитания" наций на русском языке.
В 1959 году Хрущев захотел узнать, каких же успехов достигла политика
"интернационализации" на русской основе за сорок с лишним лет существования
советского государства. Была проведена впервые после
1926 года, всесоюзная перепись населения СССР, где специально был поставлен
вопрос о том, как велик процент среди нерусских, считающих русский язык своим
родным языком. Успехи языковой политики языковой политики оказались
скромными, если сравнить их с большими усилиями партии, с её неограниченной
властью. Так, если по переписи 1926 года нерусских, признавших русский язык
своим родным языком, было 6.6 миллиона человек, то в 1959 году их стало 10.2
миллиона. Языковая ассимиляция чувствительно коснулась главным образом
маленьких народов и народов, не имеющих своей территории . У более крупных
народов её успехи незначительны. Если брать союзные республики, то только
среди славянских народов, живущих в городах со смешанным населением, число
людей, считающих русский своим родным языком, составило в 1959 году от 10 до
15 процентов, среди балтийских народов и молдаван оно не доходило и до пяти
процентов, в то время как во всех туркестанских республиках и Грузии этот
процент не ниже двух, а в Азербайджане выше двух и т.д.Наибольший успех
языковой ассимиляции среди русских немцев(25 процентов), поляков(45
процентов), среди евреев(78 процентов)."
Отказ от коренизации в 30-е годы означал провозглашение нового курса в
национальной политике, состоящего из двух частей - языковая денационализация
снизу и декоренизация органов власти сверху. О первом аспекте нового курса
было сказано выше. Теперь речь о втором аспекте. Еще при Сталине были введены
в национальных республиках институты "вторых секретарей" партии и "первых
заместителей" главы правительства, назначаемых прямо из Москвы. Существовало
неписанное правило, что первого секретаря партии, председателей правительства
и "парламента" назначают из представителей коренной национальности
республики(кроме Украины и Белоруссии). С 30-х годов это новое положение
стало законом с уточнением функций вторых секретарей, которые отныне
руководили двумя отраслями партийной работы: распределением кадров и
"интернационализацией"республик. Этот пост не мог занимать местный национал
или даже местный русский. Его занимал партаапаратчик, непосредственно
назначаемый из ЦК КПСС и только перед ним ответственный.
Второй секретарь - не только московское бдительное око, но и фактический
правитель. Юридический правитель - первый секретарь - национал - это знает
точно, знает также, что при малейшем нарушении правил игры его бесцеремонно
высадят из кресла первого.
Хрущев сначала придерживался этого сталинского порядка, но вносил коррективы
в непоследовательную политику Сталина.Сталин не разрешал назначать вторых
секретарей в Грузию, Азербайджан и Армению из Москвы,и назначать первыми
секретарями Украины и Белоруссии украинцев и белорусов. Хрущев сделал все
это. Вскрыв уголовные преступления Сталина, граничащие с народоубийством на
20 съезде партии - поголовную депортацию в Среднюю Азию и Казахстан
чеченцев, ингушей, карачаевцев,балкар, калмыков, и восстановил их автономию.
Хрущев и в этом не был последователен, не реабилитировав крымских татар,
месхов, немцев. Не был он последователен и в проведении старой кадровой
политики в туркестанских республиках - первыми секретарями назначать местных
людей."
Но, несмотря на все это именно при Хрущеве произошла некоторая либерализация
общественной жизни. Более того, в других источниках говорится, что несмотря
на все вышеперечисленное все же какая-то свобода у местных национальных
властей была. Вот что пишет по этому поводу Дж. Хоскинг:"... Как только
они(партийные лидеры национальных республик) стали посредниками между Москвой
и своими национальными элитами, которые оказывали на них постоянное
давление,они стали отдавать предпочтение последним. После того, как в конце
50-х начале 60-х в города стали проникать бывшие деревенские жители, там
создался значительный резерв "национального сознания". Рабочие, служащие,
студенты столь ярко демонстрировали свою приверженность национальной
культуре, что это начало изменять саму жизнь в городах. В той или иной
степени это происходило в прибалтийских республиках, в Белоруссии, на
Украине, в Молдавии, в Грузии, Армении и Азербайджане. В мусульманских и
азиатских регионах этот процесс имел менее выраженный характер, так как
патриархальная большая семья, сельское производство и деревенская культура
все еще были очень сильны. Следует также принять во внимание, что кое-где,
особенно в Эстонии, Латвии, Казахстане и восточной Украине, переселенцев из
России было больше, чем местных жителей.
Петр Шелест, первый секретарь Украинской Коммунистической партии в 1963-1972
годах показал удивительный пример того, как пост этот можно использовать для
укрепления экономического, культурного и, в целом, политического положения
"своей" республики . Главным в его политике был рост численности Украинской
коммунистической партии, а следовательно и влияния украинцев в партии. Но в
1972 году он был смещен и на его место Брежнев поставил Щербицкого, который
проводил более "москальскую" политику.
Аналогичная полуавтономная политика проводилась и в других республиках с
большим или меньшим успехом - смотря по обстоятельствам"
Таким образом, несмотря на некоторую противоречивость источников, мы видим,
что национальная политика была неоднозначной. И воспринималась она также
неоднозначно. Русскими, живущими в национальных республиках - как благо,
националами- как зло.
Советские правители(Ленин, Сталин) собирались создать единое неделимое
государство. Причины объективные и субъективные вынуждали их отказываться от
этого формально. Но внутренне их цели оставались неизменными- единое
государство, подчиненное центру, то есть Москве. Но с точки зрения
Конституции 1936 года СССР был федеративным государством. Сталин предпочитал
проформу, сохраняя федерацию квазисуверенных национальных республик. Хрущев
пришел к выводу, что наступило время подумать не только о конкретных сроках
наступления коммунизма, но и о слиянии наций, как это предусматривает сама
цель коммунизма. Обе эти проблеммы Хрущев поставил в Третьей Программе
партии. Он хотел не больше и не меньше, как превращения национальных
республик в географические понятия. Вместо сталинской формулы "расцвет
национальных по форме и социалистических по содержанию культур", Хрущев и его
шеф-идеолог Суслов выдвинули новую формулу, о которой уже говорилось:
"Расцвет и сближение наций". Из этой формулы намеренно была исключена
"национальная форма" Сталина, то есть национальный язык как главное орудие
любой национальной культуры. Причина ясна: когда произойдет "слияние наций"
через "сближение", то и язык будет для всех один - русский.
Первой ступенью к слиянию наций и созданию единой коммунистической нации и
является новая социальная общность - так называемый "советский народ"
Избегая упоминать дореволюционную формулу Ленина "целью социализма является
не только сближение наций, но и слияние их"(Ленин- Соч.,т.22, стр.135-
136),"Программа КПСС" говорит, что задача партии - дальнейшее сближение наций
и достижение их полного единства"(Программа КПСС, 1961 год,стр.112-113).
Необходимо, однако, отметить очень важную деталь:Текущая национальная
политика Хрущева в вопросах управления, как и его общая политика была более
либеральная, более умеренная и более терпимая после тридцатилетней тирании
Сталина.
В ряде законов и актов 1957 года значительно были расширены права союзных
республик. Однако в главном и решающем положение не изменилось: суверенитет
союзных республик как был, так и остался фиктивным.
Им расширили круг административных полномочий, не трогая их вассальный
статус. Ведь в законоинициативе и законотворческой деятельности между
"суверенной" союзной республикой, скажем, Узбекистан и простой
административно-территориальной единицей(скажем, Орловская область) никакой
абсолютно разницы не было. ЦК партии Узбекистана имеет те же права и
обязанности, что и Орловский обком партии(сам Устав КПСС ставил центральные
комитеты компартии союзных республик в один ряд с обычными обкомами РСФСР в
отношении их прав и обязанностей).
Органы верховной власти в Узбекистане - Верховный Совет и Совет Министров -
осуществляют ту же "законодательную" и административную власть, что Орловский
областной совет и облисполком, с той только разницей, что в Узбекистане
дублируют уже принятые в Москве законы, как свои собственные, а Орловская
область проводит их в жизнь без дублирования. Поэтому не было ничего
удивительного и неожиданного, когда Кремль записал в свою программу следующее
положение:
"Развернутое коммунистическое строительство означает новый этап в развитии
национальных отношений в СССР, характеризующийся дальнейшим сближением наций
и достижением их полного единства... Границы между советскими республиками в
пределах СССР все более теряют свое былое значение"(Программа КПСС,1961,стр.
20). В программе сказано и об общем языке для всех наций СССР: "Русский язык
фактически стал общим языком общения и сотрудничества всех народов СССР"(там