Реферат: Послесталинская национальная политика СССР

Реферат: Послесталинская национальная политика СССР

Подпись: Министерство общего профессионального образования РФ
Уссурийский государственный педагогический институт





Кафедра социально -
экономических наук.






Тема: ПОСЛЕСТАЛИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР.
(1953-1985)










реферат студента 212 группы 
физико-математического 
факультета Боковой Анны




научный руководитель
Куцый В. Ю. доцент,
кандидат исторических наук.













Уссурийск 1999 г.

ПЛАН.

1. Введение.

2. Национальная политика в эру Хрущева и Брежнева.

3. Нации и национальные языки в СССР.

4. Стратегия языковой денационализации.

5. Колонизация и русификация как рычаги денационализации.

6. Конституция СССР и национальный вопрос.

7. Вывод.

Сегодня, когда еще продолжается война в Чечне (впрочем, если кому-то это

нравится больше, можно называть её и установлением конститу­ционного

порядка), после развала СССР, после многочисленных междуусо­биц на территории

бывшего государства "рабочих и крестьян" невольно возникает желание заглянуть

в недалекое прошлое и попытаться разоб­раться, чем вызваны последние события,

реальными историческими причи­нами, или же просто амбициями бывших

партаппаратчиков, пытающихся раз­делить на всех пирог власти.

Почему в "недалекое прошлое"? причин несколько. Я прекрасно отдаю себе отчет

в том, что национальный вопрос в России возник не в конце 20 века. И даже не

в начале его. Безусловно, эта проблема существует ровно столько сколько

существует Российская Империя, СССР, РФ. Надеюсь быть правильно понятым: речь

сейчас идет не о политическом аспекте го­сударства, а о его территориальном

аспекте. Но по вопросам дореволюци­онной национальной политики все ясно -

российские цари открыто про­возглашали свою великорусскую политику. Гораздо

сложнее послереволюци­онный период. Но политике Ленина и Сталина в

национальном вопросе уде­лено достаточно много внимания и человек думающий

легко может отделить зерна от плевел. Однако на следующий период нашей

истории не так часто обращают внимание в контексте национального вопроса. Я

имею ввиду правление Хрущевва и Брежнева. Почему я объединяю этих несколько

раз­личных по своим делам генсеков? Для большей полноты картины, потому что

рассматривая их в отдельности, невозможно уловить характерные чер­ты

государственно-правовой политики в национальном вопросе. Кроме то­го,

теряются причинно-следственные связи.

Что же касается источников для данной работы, то наиболее инте­ресным мне

представляется Конституция СССР 1977 года. Ей я посвятил отдельный пункт

своей работы. Другие источники - книга Сергея Хрущева "Никита Хрущев: Кризисы

и ракеты."; Н.Верт "История советского госу­дарства"; Дж. Хоскинг "История

Советского Союза" достаточно известны и комментировать их не представляется

необходимым. Нужно правда отме­тить, что Хоскинг допускает некоторые

неточности, мелкие и незначи­тельные, я бы сказал неудивительные для

западного человека. Но их кор­ректировку взял на себя переводчик, поэтому это

источник достаточно хороший. Отдельно необходимо оговорить еще один источник.

Он попал ко мне в руки совершенно случайно уже тогда, когда значительная

часть этой работы была написана в черновике. Это монография А. Авторханова

по национальному вопросу "Империя Кремля. Советский тип колониализма."

Я считаю, что его выводы носят спекулятивный характер, придают его ра­боте

оттенок скандальности и сенсации. Видимо коньюктура западного ли­тературного

рынка такова, что нормальные и серьезные исследования не проходят на ура. Не

смотря на все это, работа его представляет значи­тельный интерес, более того,

выводы его, если убрать из них некоторую претенциозность, вполне логичны и

правильны по сути дела. В реферате также используются и другие источники,но

они случайны и изучение их не носило систематического характера в отличие от

выше перечисленных. В частности это БСЭ, ПСС Ленина и другие. Цитаты из них

используются как справочный материал по некоторым интересующим вопросам.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ ХРУЩЕВА И БРЕЖНЕВА.

"Сталин был холодный, скурпулезный и терпеливый калькулятор в по­литике,

который знал не только границы своих возможностей, но и природу объекта,

на который направлена его политика. Политик среди уголовников и уголовник

среди политиков, Сталин нашел в синтезе поли­тики с уголовщиной тот

универсальный и магический рецепт, при помощи которого он действовал как в

общей, так и в национальной политике, В его богатой уголовно-политической

карьере нет ни одной предпринятой им политической акции, в которой он

потерпел бы поражение. Даже став неограниченным диктато­ром, он не позволял

себе не эмоциональных взрывов, ни импровизирован­ных решений. Как новые

решения, так и пересмотр уже принятых, подго­товлялись с расчетом на

абсолютный успех.

Во всем этом его преемник Хрущев был антиподом своего предшест­венника.

Сталин ликвидировал ленинский НЭП и непманов - и уцелел, Сталин ликвидировал

свободное крестьянство, составлявшее 80 процентов населе­ния страны, -

уцелел, Сталин ликвидировал ленинскую партию, организа­тора победы в

Октябрьской революции и гражданской войне - уцелел. Но когда он подошел к

проблеме ликвидации национальных республик и слия­нию нерусских народов с

русским в одну коммунистическую нацию с одним общим русским языком, то тогда

Сталин остановился, словно почуяв, что тут уж не уцелеет.

Хрущев решил: на что не осмелился Сталин, может отважиться он. По его

поручению идеологический аппарат партии под руководством Суслова разработал

целую комплексную программу денационализации нерусских на­ций СССР, чтобы

подготовить их слияние с русской нацией. В программе этой нет элементов

прямого насилия, да и названа она фарисейски и идиллически одновременно:

"Расцвет и сближение наций". Но "расцвет" понимался как привитие нерусским

народам русской культуры, а "сближе­ние" - как слияние. Стержень программы:

превратить русский язык в род­ной язык всех нерусских народов - как

предварительное условие создания единой коммунистической нации.

Методы и каналы руссификации предусматривались многообразные. Главные из них:

1. В связи со школьными реформами 1958 года был принят закон, согласно

которому изучение национального языка и обучение на национальном языке в

национальных школах считались делом доброволь­ным. От родителей зависело, в

какую школу - русскую или национальную - отдать своих детей. Родители также

решают, на каком языке в националь­ной школе должно вестись обучение - на

русском или на родном языке. Разумеется, родители, думая об успешной карьере

своих детей и хорошо зная, что дорога "наверх" идет через русскую школу,

отдают своих детей туда.

2. В словарный фонд национальных языков намеренно щедро вносятся русские

слова и русская терминология, несмотря на наличие в этих языках

соответствующих эквивалентов. Даже русское новое словооб­разование в связи с

развитием техники предлагается включить в нацио­нальный язык, хотя

национальное словообразование сразу дало бы понять, о чем речь.

3. Массовая колонизация славянским населением Туркеста­на и Кавказа с

установкой создания там славянского большинства в общем национальном составе

республик.

Такая практика русификации нерусских языков началась еще при Ста­лине, но

широко проводилась в эру Хрущева. Поэтому неудивительно, что,например, по

данным специалистов, в тюрко-татарском словаре за 1958 год в два раза больше

русских слов, чем это было в словаре 1929 года, а в узбекском словаре словаре

зарегистрировано за тот же период 20 процентов слов русского происхождения."

Если в школах к литературе партия применяет прямые и открытые ме­тоды

русификации, то существуют сферы, где она прибегает к косвенным и скрытым

методам для достижения той же цели: 1. Массовая миграция сла­вянского,

преимущественно русского населения в нерусские республики;

2. новостройки - заводы, фабрики, совхозы - в национальных республиках

создаются со смешанным "интернациональным" контингентом рабочих из разных

народов, чтобы они между собой вынуждены были говорить по-русс­ки;3. в армии

нет национальных формирований не только из-за недоверия к националам, но еще

для того, чтобы, смешивая национальных солдат с русскими, поставить их в

условия необходимости изучения русского язы­ка; 4. места заключения(тюрьмы,

лагеря, ссылки) тоже являлись и явля­ются школой "интернационального

воспитания" наций на русском языке.

В 1959 году Хрущев захотел узнать, каких же успехов достигла по­литика

"интернационализации" на русской основе за сорок с лишним лет существования

советского государства. Была проведена впервые после

1926 года, всесоюзная перепись населения СССР, где специально был пос­тавлен

вопрос о том, как велик процент среди нерусских, считающих русский язык своим

родным языком. Успехи языковой политики языковой политики оказались

скромными, если сравнить их с большими усилиями партии, с её неограниченной

властью. Так, если по переписи 1926 года нерусских, признавших русский язык

своим родным языком, было 6.6 мил­лиона человек, то в 1959 году их стало 10.2

миллиона. Языковая ассими­ляция чувствительно коснулась главным образом

маленьких народов и на­родов, не имеющих своей территории . У более крупных

народов её успехи незначительны. Если брать союзные республики, то только

среди славянс­ких народов, живущих в городах со смешанным населением, число

людей, считающих русский своим родным языком, составило в 1959 году от 10 до

15 процентов, среди балтийских народов и молдаван оно не доходило и до пяти

процентов, в то время как во всех туркестанских республиках и Грузии этот

процент не ниже двух, а в Азербайджане выше двух и т.д.На­ибольший успех

языковой ассимиляции среди русских немцев(25 процен­тов), поляков(45

процентов), среди евреев(78 процентов)."

Отказ от коренизации в 30-е годы означал провозглашение нового курса в

национальной политике, состоящего из двух частей - языковая денационализация

снизу и декоренизация органов власти сверху. О первом аспекте нового курса

было сказано выше. Теперь речь о втором аспекте. Еще при Сталине были введены

в национальных республиках институты "вторых секретарей" партии и "первых

заместителей" главы правительст­ва, назначаемых прямо из Москвы. Существовало

неписанное правило, что первого секретаря партии, председателей правительства

и "парламента" назначают из представителей коренной национальности

республики(кроме Украины и Белоруссии). С 30-х годов это новое положение

стало законом с уточнением функций вторых секретарей, которые отныне

руководили дву­мя отраслями партийной работы: распределением кадров и

"интернациона­лизацией"республик. Этот пост не мог занимать местный национал

или да­же местный русский. Его занимал партаапаратчик, непосредственно

назна­чаемый из ЦК КПСС и только перед ним ответственный.

Второй секретарь - не только московское бдительное око, но и фак­тический

правитель. Юридический правитель - первый секретарь - нацио­нал - это знает

точно, знает также, что при малейшем нарушении правил игры его бесцеремонно

высадят из кресла первого.

Хрущев сначала придерживался этого сталинского порядка, но вносил коррективы

в непоследовательную политику Сталина.Сталин не разрешал назначать вторых

секретарей в Грузию, Азербайджан и Армению из Моск­вы,и назначать первыми

секретарями Украины и Белоруссии украинцев и белорусов. Хрущев сделал все

это. Вскрыв уголовные преступления Стали­на, граничащие с народоубийством на

20 съезде партии - поголовную де­портацию в Среднюю Азию и Казахстан

чеченцев, ингушей, карачаев­цев,балкар, калмыков, и восстановил их автономию.

Хрущев и в этом не был последователен, не реабилитировав крымских татар,

месхов, немцев. Не был он последователен и в проведении старой кадровой

политики в туркестанских республиках - первыми секретарями назначать местных

людей."

Но, несмотря на все это именно при Хрущеве произошла некоторая либерализация

общественной жизни. Более того, в других источниках го­ворится, что несмотря

на все вышеперечисленное все же какая-то свобода у местных национальных

властей была. Вот что пишет по этому поводу Дж. Хоскинг:"... Как только

они(партийные лидеры национальных республик) стали посредниками между Москвой

и своими национальными элитами, кото­рые оказывали на них постоянное

давление,они стали отдавать предпочте­ние последним. После того, как в конце

50-х начале 60-х в города стали проникать бывшие деревенские жители, там

создался значительный резерв "национального сознания". Рабочие, служащие,

студенты столь ярко де­монстрировали свою приверженность национальной

культуре, что это нача­ло изменять саму жизнь в городах. В той или иной

степени это происхо­дило в прибалтийских республиках, в Белоруссии, на

Украине, в Молда­вии, в Грузии, Армении и Азербайджане. В мусульманских и

азиатских ре­гионах этот процесс имел менее выраженный характер, так как

патриар­хальная большая семья, сельское производство и деревенская культура

все еще были очень сильны. Следует также принять во внимание, что кое-где,

особенно в Эстонии, Латвии, Казахстане и восточной Украине, переселенцев из

России было больше, чем местных жителей.

Петр Шелест, первый секретарь Украинской Коммунистической партии в 1963-1972

годах показал удивительный пример того, как пост этот мож­но использовать для

укрепления экономического, культурного и, в целом, политического положения

"своей" республики . Главным в его политике был рост численности Украинской

коммунистической партии, а следова­тельно и влияния украинцев в партии. Но в

1972 году он был смещен и на его место Брежнев поставил Щербицкого, который

проводил более "мос­кальскую" политику.

Аналогичная полуавтономная политика проводилась и в других республиках с

большим или меньшим успехом - смотря по обстоятельствам"

Таким образом, несмотря на некоторую противоречивость источников, мы видим,

что национальная политика была неоднозначной. И воспринима­лась она также

неоднозначно. Русскими, живущими в национальных респуб­ликах - как благо,

националами- как зло.

Советские правители(Ленин, Сталин) собирались создать единое неделимое

государство. Причины объективные и субъективные вынуждали их отказываться от

этого формально. Но внутренне их цели оставались неиз­менными- единое

государство, подчиненное центру, то есть Москве. Но с точки зрения

Конституции 1936 года СССР был федеративным государс­твом. Сталин предпочитал

проформу, сохраняя федерацию квазисуверенных национальных республик. Хрущев

пришел к выводу, что наступило время подумать не только о конкретных сроках

наступления коммунизма, но и о слиянии наций, как это предусматривает сама

цель коммунизма. Обе эти проблеммы Хрущев поставил в Третьей Программе

партии. Он хотел не больше и не меньше, как превращения национальных

республик в географи­ческие понятия. Вместо сталинской формулы "расцвет

национальных по форме и социалистических по содержанию культур", Хрущев и его

шеф-иде­олог Суслов выдвинули новую формулу, о которой уже говорилось:

"Расц­вет и сближение наций". Из этой формулы намеренно была исключена

"на­циональная форма" Сталина, то есть национальный язык как главное ору­дие

любой национальной культуры. Причина ясна: когда произойдет "слия­ние наций"

через "сближение", то и язык будет для всех один - русский.

Первой ступенью к слиянию наций и созданию единой коммунистичес­кой нации и

является новая социальная общность - так называемый "со­ветский народ"

Избегая упоминать дореволюционную формулу Ленина "целью социализ­ма является

не только сближение наций, но и слияние их"(Ленин- Соч.,т.22, стр.135-

136),"Программа КПСС" говорит, что задача партии - дальнейшее сближение наций

и достижение их полного единства"(Программа КПСС, 1961 год,стр.112-113).

Необходимо, однако, отметить очень важную деталь:Текущая нацио­нальная

политика Хрущева в вопросах управления, как и его общая поли­тика была более

либеральная, более умеренная и более терпимая после тридцатилетней тирании

Сталина.

В ряде законов и актов 1957 года значительно были расширены права союзных

республик. Однако в главном и решающем положение не измени­лось: суверенитет

союзных республик как был, так и остался фиктивным.

Им расширили круг административных полномочий, не трогая их вассальный

статус. Ведь в законоинициативе и законотворческой деятельности между

"суверенной" союзной республикой, скажем, Узбекистан и простой

адми­нистративно-территориальной единицей(скажем, Орловская область) ника­кой

абсолютно разницы не было. ЦК партии Узбекистана имеет те же права и

обязанности, что и Орловский обком партии(сам Устав КПСС ставил центральные

комитеты компартии союзных республик в один ряд с обычными обкомами РСФСР в

отношении их прав и обязанностей).

Органы верховной власти в Узбекистане - Верховный Совет и Совет Министров -

осуществляют ту же "законодательную" и административную власть, что Орловский

областной совет и облисполком, с той только раз­ницей, что в Узбекистане

дублируют уже принятые в Москве законы, как свои собственные, а Орловская

область проводит их в жизнь без дублиро­вания. Поэтому не было ничего

удивительного и неожиданного, когда Кремль записал в свою программу следующее

положение:

"Развернутое коммунистическое строительство означает новый этап в развитии

национальных отношений в СССР, характеризующийся дальнейшим сближением наций

и достижением их полного единства... Границы между советскими республиками в

пределах СССР все более теряют свое былое значение"(Программа КПСС,1961,стр.

20). В программе сказано и об общем языке для всех наций СССР: "Русский язык

фактически стал общим языком общения и сотрудничества всех народов СССР"(там

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты