Реферат: Образование государства Израиль

Реферат: Образование государства Израиль

"Мы, члены Национального совета, представляющие еврейский народ в

Эрец-Исраэль и сионистское движение, настоящим провозглашаем образование

еврейского государства в Эрец-Исраэль под названием Государство Израиль."

Из Декларации Независимости 14 мая 1948 г.

ВВЕДЕНИЕ

С момента создания 14 мая 1948 года Государство Израиль не прекращает оставаться

неординарным и даже интригующим государственно-правовым образованием. Для

некоторых появление этого государства на Ближнем Востоке представляется

исторической несправедливостью, для других факт его существования варьирует —

от безмерного обожания до полного отрицания. Как бы то ни было, изучение этого

государства представляет несомненный научный и практический интерес

[1].

Израиль (официальное название - Государство Израиль) расположен на юго-западе

Азии, в восточном Средиземноморье. Граничит с Египтом, Иорданией, Сирией и

Ливаном. Израиль как независимое еврейское государство появился 14 мая 1948

на части подмандатной территории Палестины. Столица и резиденция

правительства - Иерусалим, посольства многих стран, не признающих Иерусалим

столицей Израиля, находятся в Тель-Авиве.

Израиль - небольшая страна, сухопутные границы которой часто менялись со

времени провозглашения независимости. Первоначально они были определены

резолюцией ООН от 29 ноября 1947 года об отмене английского мандата на

Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств -

еврейского и арабского, с сохранением международного статуса Иерусалима.

После арабо-израильской войны 1948-1949 годов, в соответствии с условиями

перемирия между Израилем и каждым из его соседей (Египтом, Трансиорданией,

Сирией и Ливаном), возникли новые границы, которые сохранялись вплоть до

"Шестидневной" войны 1967 года. В их пределах площадь Израиля составляет

около 20,7 тыс. кв. км, при протяженности с севера на юг 470 км и

максимальной ширине 135 км. На севере страна граничит с Ливаном, на северо-

востоке - с Сирией, на востоке - с Иорданией, на юго-западе - с Египтом, на

западе омывается Средиземным морем, на востоке - Мертвым морем.

В 1948 году, ко времени провозглашения независимости, на территории Израиля

проживали 806 тыс. человек, включая 650 тыс. евреев и 156 тыс. лиц других

национальностей. В середине 1998 население страны достигло 6,1 млн. человек, из

которых 81% были евреи и 17% арабы.[2]. По

сравнению с 1948 численность еврейского населения в стране увеличилась в 5 раз,

в первую очередь в результате иммиграции, а нееврейского - в 6 раз, главным

образом благодаря высокой рождаемости.

Государство. Израиль - многопартийная парламентская республика.

Учредительное собрание в феврале 1949 своим первым актом провозгласило введение

т.н. "Переходного закона", часто называемого Малой конституцией, который стал

правовой основой государства. Со временем предполагалось заменить его постоянно

действующим сводом юридических правил

Местопребывание президента, парламента и правительства - Иерусалим.

Президент - глава государства, который избирается кнессетом на пять лет и

может баллотироваться повторно. Его власть и полномочия носят в основном

формальный и церемониальный характер, а фактическое влияние на политику

ограничено. Президент назначает судей, послов и других официальных лиц после

одобрения их кандидатур правительством и кнессетом.

Правительство, возглавляемое премьер-министром, - высший орган

исполнительной власти, подчиняется кнессету. Когда после парламентских выборов

формируется новый кабинет министров, его состав представляется на утверждение

кнессета, где обсуждается и политический курс. Затем проводится тайное

голосование. В случае положительного результата правительство считается

сформированным, и его члены принимают присягу

Кнессет (однопалатный парламент) состоит из 120 депутатов, избираемых

всеобщим тайным голосованием по системе пропорционального представительства и

партийным спискам на четырехлетний срок. С 1996 избирателям (гражданам Израиля,

достигшим 18 лет) предоставлено также право выбирать премьер-министра.

Экономика. Созданию экономики Израиля помогли средства, полученные от

еврейских общин за рубежом, от дружественных стран (особенно США) и

западногерманские репарации.

В мае 1948 г. руководство ишува (Ишув - еврейское население Эрец-Исраэль до

образования государства) стремилось как можно скорее провозгласить

независимость страны, однако, на первый взгляд, казалось совершенно к этому

неподготовленным. Известно, например, что даже решение о названии нового

государства было принято только в последнюю минуту и что окончательный вариант

Декларации независимости утвердили только за час до ее оглашения

[3]. Тем не менее, первое израильское правительство вовсе не выглядело

случайным собранием политических деятелей — оно было организовано в

соответствии с подробно разработанной программой.

ГЛАВА 1. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

На тихом, тенистом бульваре Ротшильда в центре Тель-Авива, среди построенных в

начале века особняков, стоит невзрачное здание, которое большинство израильтян

никогда не посещало и вряд ли замечало. Раньше в нем размешался городской

музей. Незадолго до 4 часов пополудни в пятницу 14 мая 1948 года сюда пришел

Давид Бен Гурион. Он постучал по столу председательским молотком из каштанового

дерева, открыл заседание немногочисленного Национального совета и зачитал

Декларацию Независимости Государства Израиль. Первое за девятнадцать веков

независимое еврейское государство было провозглашено в спешке, без фанфар, не

по заранее продуманному плану, а в силу необходимости

[4]. Пришлось обойтись без торжественной церемонии подъема флага и военного

парада, без фейерверков и оркестров. Поскольку враг стоял у порога и угроза

новорожденному государству была вполне реальной, самое значительное событие в

современной еврейской истории явно не стало самым памятным

[5].

Для большинства евреев создание государства было уже свершившимся фактом. Теодор

Герцль, в конце 19-го века ставший глашатаем современного еврейского

национализма, в 1897 году провозгласил грядущее государство на Первом

сионистском конгрессе в швейцарском городе Базеле, а в 1917 году декларация

Бальфура подтвердила право еврейского народа на национальный очаг в

Эрец-Исраэль (Палестине)[6].

Еще в октябре 1947 г. объединенная комиссия Национального комитета (Ваада

леумми) и исполкома Еврейского агентства составила проект конституции

[7]. В марте 1948 г. были созданы временные законодательные и исполни

тельные органы: Народный совет (Моэцет хаам), состоявший из 37 представителей

всех партий и группировок ишува — согласно их реальному политическому весу, — и

Народное правление (Минхелет хаам)[8].

Народный совет, в свою очередь, утвердил тщательно сформулированное положение

о Временном правительстве, которое должно было начать функционировать после

окончания действия английского мандата. Законодательным органом стал

Временный государственный совет. В него вошли все 37 членов Народного совета

и 13 членов Народного правления. 14 мая совет принял постановление, формально

узаконивающее его полномочия. Прежде всего, он отменил ряд наиболее

враждебных ишуву британских законов, включая Белую книгу 1939 г. (см т. 2, с.

123 - 131) и последующие декреты 1941 — 1945 гг., накладывавшие

дополнительные ограничения на еврейскую иммиграцию, на приобретение евреями

земли и на свободу передвижения. 16 мая совет избрал своим председателем (но

еще не президентом Израиля) Хаима Вейцмана и приступил к управлению

государством в условиях военного положения. За редким исключением,

министерства были образованы из бюро и отделов, существовавших при

Национальном комитете, Еврейском агентстве или мандатной администрации.

Для евреев же в Эрец-Исраэль Государство Израиль стало реальностью еще 29

ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея Объединенных наций двумя

третями голосов утвердила план раздела Палестины на два государства:

еврейское и арабское. В тот день толпы людей заполнили улицы Иерусалима,

Тель-Авива, Хайфы и поселений, по всему ишуву, выражая ликование в песнях и

плясках. Евреи получали свое государство, пусть маленькое, и британские

мандатные власти должны были покинуть страну к 1 августа 1948 года.

Но в ноябре ничего еще по сути не изменилось. Отвергнутое арабским блоком и,

разумеется, не поддержанное британским правительством, Государство Израиль было

провозглашено лишь через пять с половиной месяцев в условиях нарастающего

террора и дипломатических перепалок, совсем не так, как предполагалось на

берегах озера Лейк Саксесс. Руководство ишува несколько месяцев целиком

занималось борьбой с британцами и было застигнуто врасплох их поспешным уходом

из страны (дату эвакуации Англия в одностороннем порядке перенесла на 15 мая).

Поэтому руководство недооценило серьезность военной угрозы со стороны арабских

государств[9].

Евреи Палестины отчаянно нуждались в оружии, к тому же ударом стало

предложение Соединенных Штатов отложить раздел страны и учредить временную

опеку ООН над ней (это была инициатива государственного департамента США,

противоречившая позиции президента Гарри Трумэна).

Исполнительный комитет Еврейского агентства, который возглавлял Бен-Гурион, в

ответ немедленно известил Вашингтон, что сионисты воспротивятся любой

отсрочке еврейской независимости. Предложение о временной опеке ООН было

выдвинуто на обсуждение заседания Совета безопасности 19 марта. Но

международная поддержка этого предложения оказалась незначительной: его

расценили как принижение авторитета ООН. Первого апреля Совет безопасности

принял значительно более умеренное решение, призвав евреев и арабов заключить

перемирие. В этот день Бен-Гурион по рекомендации командовавшего Хаганой

(Хагана - подпольная военная организация до образования государства, ставшая

ядром Армии Обороны Израиля после его образования.) Игала Ядина принял

решение преобразовать Хагану в армию, способную вести наступательные

операции. Поскольку Иерусалим и большая часть Галилеи были отрезаны, перед

новой армией была поставлена задача взять под контроль все дороги страны и

высоты над ними. К концу апреля Хагане удалось пробиться в осажденный

Иерусалим с большим количеством грузов и овладеть Хайфой, а в начале мая -

Цфатом, восстановив тем самым связь с еврейскими поселениями в Восточной

Галилее. Тем временем интерес ООН к событиям в Палестине заметно остыл, и

евреи активно взялись за изменение военной обстановки в стране.

Одновременно сионистское руководство занялось созданием новой политической

обстановки. К концу апреля британцы ускорили свою эвакуацию, и в условиях

безвластия в стране практически перестали работать почта, железная дорога,

телефон и другие службы. Чтобы в таких условиях заложить основы еврейского

государства, Центральный сионистский совет сформировал Национальный совет

(Моэцет-ха-ам) из 37 представителей всех партий и движений под

председательством Бен-Гуриона. Совет стал временным законодательным органом.

Была также создана Национальная администрация из 13 человек. Она стала

фактическим правительством, на которое возложили ответственность за оборону

страны. Американские настояния отложить провозглашение независимости

государства усилились, но создание Национальной администрации уже было

практически первым шагом к его основанию.

ГЛАВА 2. ЗАСЕДАНИЕ 12 МАЯ – ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ

Лишь 12 мая после обсуждения, которое длилось целых 11 часов, Национальная

администрация окончательно решила провозгласить государство через два дня.

Такое решение не было ни лёгким, ни единогласным. Командиры Хаганы Игал Ядин и

Исраэль Галили изложили членам администрации сильные и слабые стороны

вооруженных сил ишува. Они не стали предугадывать исход войны в случае

массированного арабского вторжения, считая победу и поражение равновероятными.

Больше всего они беспокоились о моральном духе своих 30-ти тысячах плохо

вооружённых бойцов. Бен-Гурион предупредил, что ишув должен быть готов к

значительным терририальным потерям и к жертвам среди населения. "Тем не менее,

- продолжал он, - благодаря нашим моральным ценностям, если мы наиболее полно

используем наши людские силы и улучшим оснащение наших бойцов, у нас будут все

шансы на успех[10]". Многие члены

администрации согласились с Бен-Гурионом и высказали мнение, что провозглашение

независимости укрепит растущее в народе чувство солидарности, а отсрочка может

подорвать воодушевление народа и боевой дух армии.

На том же заседании директор политического отдела Еврейского агентства Голда

Меир (Мейерсон) сообщила о провале ее переговоров с эмиром Трансиордании (ныне

Иордания) Абдаллой - последней попытки предотвратить вторжение арабских армий.

Моше Шарет (Шерток), который исполнял в администрации обязанности министра

иностранных дел и только что вернулся из Америки, сообщил об американских

предложениях прекратить огонь и отложить провозглашение независимости

[11]. Государственный секретарь США Джордж Маршалл посоветовал Шарету не

возлагать больших надежд ни на мощь Хаганы, ни на американскую помощь в случае

вторжения арабских армий. Шарет ответил ему: "Мы и раньше воевали сами и сейчас

не просим помощи. Мы только просим вас не вмешиваться"

[12].

После дискуссии, затянувшейся далеко за полночь, шестью голосами против четырех

было решено отклонить американское предложение о перемирии и провозгласить

государство. О принятом решении сообщили по телефону в Нью-Йорк председателю

Всемирной сионистской организации Хаиму Вейцману, который поддержал его,

воскликнув при этом на идише: "Чего они ждут там, идиоты?"

[13] Вскоре Вейцман призвал президента Трумэна признать еще безымянное

еврейское государство, сказав: "Господин президент, наш народ стоит перед

выбором: государственность или истребление. Я убежден, что Вы примете решение

по велению нравственного долга".

Итак, жребий был брошен. На подготовку текста Декларации Независимости и

подобающей церемонии оставалось двое суток. Тем временем поступали тревожные

военные сводки из Иерусалима и прилегающих к нему поселений Гуш-Эциона. Чтобы

не нарушить субботу, решено было провозгласить независимость в 4 часа в

пятницу, за восемь часов до официального завершения британского правления.

Начался настоящий бег наперегонки с временем.

На заседании 12 мая обсуждался проект Декларации. Он был не первым и

оказался, несмотря на цейтнот, не последним. Тремя неделями раньше Пинхас

Розен (Феликс Розенблют), занимавшийся в администрации правовыми вопросами и

ставший первым министром юстиции Государства Израиль, поставил перед

руководством ряд вопросов, на которые следовало ответить, прежде чем

провозглашать независимость: как будет называться новое государство, каковы

будут его герб, флаг, официальный язык? Он же предложил в качестве

государственного языка иврит, при предоставлении арабоязычным гражданам права

пользоваться их языком в законодательном органе, в судах и в государственных

учреждениях. Далее. Будет ли Декларация соответствовать резолюции ООН о

разделе Палестины и будут ли границы государства очерчены в момент его

провозглашения? Если да, то какие будут границы, предписанные резолюцией ООН

или иные?

Розен попросил юридического советника профсоюзной организации Хистадрут, позже

члена Верховного суда Цви Беренсона подготовить черновой вариант Декларации.

Веренсон включил в проект четыре основных пункта: историческую связь еврейского

народа с Эрец-Исраэль; перечень событий, подготовивших создание государства, со

ссылками на мировое мнение и на декларацию Бальфура; значение суверенного

демократического строя; и, наконец, провозглашение личных, социальных и

юридических прав. Проект Беренсона датирован 9 мая

[14].

Второй проект, вернее, пересмотренный вариант первого, подготовили юристы А.

Вехам, А. Хинцхаймер и 3. Э. Бекер. Он был готов 10 мая. Новое государство в

нем никак не называлось. Именно этот проект рассматривался на заседании 12 мая,

тогда же, когда и меморандум юридического советника Еврейского агентства Якова

Робинсона, позже ставшего юридическим советником израильской делегации в ООН. В

меморандуме говорилось о юридических последствиях отклонения от решений ООН. По

мнению Робинсона, право еврейского народа на государственность было

Организацией объединенных наций не дано лишь подтверждено

[15]. Поскольку обладавшая мандатом на Палестину Британия уже начала

выводить свои войска, а предусмотренное планом раздела Палестины агентство ООН

по наблюдению за осуществлением плана так и не было создано

[16], Робинсон не нашел юридических препятствий к провозглашению

государства. Такое же заключение дал специалист по международному праву сэр

Герш Лаутерпахт, впоследствии член Международного суда в Гааге.

Юридические проблемы на заседании 12 мая обсуждали недолго, а о границах

государства спорили горячо. Розен доказывал, что в Декларации следует

упомянуть о границах, но Бен-Гурион и левый профсоюзный деятель Аарон Цизлинг

резко возражали ему. Бен-Гурион сослался на что в американской Декларации

независимотерриториальные границы не упомянуты. Он не собирался заранее

налагать территориальные ограничения на государство, стоящее на грани войны,

и заявил: "Мы приняли резолюцию ООН, а арабы - нет. Они готовятся к войне с

нами. Если мы победим в ней и займем Западную Галилею или земли вдоль дороги

на Иерусалим, эти территории войдут в состав государства. С какой стати нам

связывать себе руки, обязуясь принять гpaницы, которых арабы в любом случае

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты