Реферат: Опричный террор, причины, характер, следствие

выявляются постоянные искажения и переделки без всякой надобности. И все они

говорят об одном: о царской власти, Богом поставленной, о том, как царство

строится, как подданные должны относиться к царю и повиноваться ему.

Анализируя факты из биографии Ивана VI, можно предположить, что не

сложившаяся, не счастливая личная жизнь также сильно оказала влияние на

формирование личности, на характер и в конечном итоге на отношение к людям,

на государственную деятельность.

Его первая жена, Анастасия Романова, родила трех сыновей - Дмитрия, Ивана,

Федора I нескольких дочерей. Вторая царица, Мария Темрюковна, родила сына

Василия, последняя жена, Мария Нагая, - сына Дмитрия. Все дочери Грозного,

как и царевич Василий, умерли в младенческом возрасте. Оба Дмитрия - первенец

царя и его младший сын - погибли из-за несчастной случайности, хотя здесь

мнения историков о степени этих случайностей расходятся. Царевич Иван

Иванович, достигший двадцатисемилетнего возраста и объявленный наследником

престола, умер от нервного потрясения, претерпев жестокие побои от отца.

Единственный внук Грозного появился на свет мертворожденным, и в этом случае

виновником несчастья оказался царь, подверженный страш

ным припадкам ярости, в одном из которых он избил сноху. Род Грозного был

обречен на исчезновение. Причиной послужило не только несчастное стечение

обстоятельств, но и факторы природного характера. Браки внутри одного и того же

круга знатных семей имели отрицательные биологические последствия.

Уже в середине XVI века стали явственно видны признаки вырождения царствующей

династии. Брат Ивана IV Юрий Васильевич, глухонемой от рождения, умер без

потомства. Сын Грозного царь Федор Иванович был

слабоумным и хилым и тоже не оставил детей. Младший сын царя Ивана Дмитрий

страдал эпилепсией. Шансы на то, что царевич доживет до зрелых лет и оставит

наследника, были невелики. Но как первенцу Грозного – Дмитрию старшему, так и

его младшему сыну Дмитрию суждена была нечаянная и

преждевременная смерть.

1.3. Вхождение во власть.

С ранней зрелостью появились и первые плоды воспитания государя: в 1545г.,

когда пали Шуйские, обидчики его, последовал ряд казней и опал в наказание за

неистовство бояр. При этом по выражению летописи, Иван мыкался по монастырям

и успел помолиться у всех чудотворцев московских и других областей. Людей

удивляли новизна манер и поступков молодого царя, когда он начал действовать

самостоятельно.

В 1546 году, призвав митрополита и бояр, объявил о намерении жениться:

«.Сперва думал я жениться в иностранных государствах, у какого-нибудь короля

или царя, но потом я эту мысль отложил, не хочу жениться в чужих

государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если

приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то меж нами

дурное житьё будет; поэтому хочу я жениться в своём государстве.». Своим

заявлением он немало удивил и бояр, и митрополита. Но дальнейшие его речи

показались им ещё более того: «По твоему, отца своего митрополита,

благославлению, и с вашего боярского совета, хочу прежде женитьбы своей

поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья,

и сродник наш великий князь Владимир Всеволодович Мономах на царство, на

великое княжение садились; и я также этот чин хочу исполнить и на царство, на

великое княжение сесть» [1, с. 361].

В январе1547г. Иван IV был венчан на царский трон торжественным царским

венчанием, принял постоянный титул царя и добился того, на что не решались ни

отец, ни дед его. Коронация означала: царь по сравнению с князьями возвышался

на необычайную высоту, получал якобы от бога неограниченную власть над

подданными. Получая корону из рук митрополита Макария, он получал от церкви

гарантию самодержавия.

В это время вокруг молодого царя сформировался новый круг советников, в

которых он верил, о которых он думал, что они его искренне любили. Таковыми

были митрополит Макарий, пресвитер Сильвестр и человек из самых низов, «с

гноища», по выражению самого Ивана, Алексей Адашев.

Впоследствии, в 1553г., когда Грозный опасно заболел, последние двое предали

его, присоединившись к боярам, отказавшимся присягать малолетнему сыну Ивана.

За это попали в немилость и были удалены. Вот как выражает своё разочарование

Иван Грозный в переписке с князем Андреем Курбским: «Принял я попа Сильвестра

для духовного совета и спасения души, думая, что он, предстоя у престола

владычняго, побережёт души своей: он начал хорошо, и я ему для духовнаго

совета, повиновался: потом он восхитился властию. и начал лукавым советом

служить нам, а не истинною, и все с умышлением, а не с простотою. Подружился

Сильвестр с Адашевым, и начали советоваться тайком от нас, считая нас

слабоумными; вместо духовных дел начали мирския дела делать.» [1, с.364].

Упомянутый князь Андрей Курбский в своё время был ближайшим соратником царя,

пользовался большим доверием – Иван называл его своим любимым и говорил, что

«.если не его послать, то самому придётся ехать».

Впоследствии князь также испытал на себе опалу государя, и вынужден был

спасаться за границей, откуда после, опальный, и полемизировал с Грозным в

переписке на протяжении не одного десятка лет.

1.4. Начало государственной деятельности.

Едва вступив во власть, Иван Грозный развивает бурную реформаторскую

деятельность. Многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и

укрепление Русского централизованного государства имели общую черту - это их

антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV

изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы

ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и

политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на

которые опиралось, - на дворян, помещиков и верхи посада.

28 февраля 1549 года принят закон, представляющий собой начало реализации

политики прекращения насилий, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским

(помещикам) со стороны бояр под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто

попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В 1549г. был созван Земский Собор. Факт созыва свидетельствовал о том, что

Россия из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную.

Иван Грозный нуждался в поддержке различных сословий особенно в борьбе с

боярским произволом. Земский Собор помогал лавированию государственной власти

между дворянством и боярством. Земский Собор созывался по мере надобности

царем и не ограничивал его власти.

В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве, которое являлось одним

из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное

право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям

феодальной знати.

Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным

лицом какого-либо поста в административных органах или в армии

предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между

отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих

фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При

этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало

бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии.

В результате ограничения местничества в 1550г. проведена военная реформа. В

России была централизована система управления всеми вооруженными силами. Были

созданы стрелецкие войска. Казацкие части, сложившиеся на Дону, должны были

подчиняться верховной власти. В России казаки были юридически свободны в

принятии решений, но фактически зависели от Москвы.

Актом огромной политической важности стало издание Судебника 1550 года,

благодаря которому ведущие роли в законодательстве заняли приказы, в

частности казначеи, которые фактически держали в своих руках московское

законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов,

так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках

казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе

норм царского приговора.

3 октября 1550 года исповещён приговор знаменитой “1000” детей боярских

вокруг Москвы. Приговор устанавливал: “учинить... помещиков, детей боярских -

лутчих слуг 1000 человек” путем раздачи им поместий в местностях вокруг

Москвы “верст за 60 - 70” - “в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в

Рузе, да в Звенигороде, да в Числяках, и в Ординцах, и в перевесных деревнях,

и в тетеревинчих, и в оброчных деревнях”. Приговор далее устанавливал порядок

пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц: “А

который по грехам ис той тысячи вымрет, а сын его не пригодитца к той службе,

ино в того место прибрать иного”.

В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так

называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную

десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав

“тысячи”, так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании

приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде.

Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа налогообложения,

ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов, в основе которой

лежали принципы неразделимости судебной и административной властей. Усиление

государства во главе с царем, ослабление позиций феодальной знати вновь

ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве.

В 1551 г. был собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятивший

Судебник и одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властью

достигается компромисс.

Следующим важнейшим актом политики правительства Ивана IV является приговор

11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он

формулирует основные принципы политики Ивана IV в отношении двух важнейших

категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор

устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения,

запрещалась покупка монастырями (и другими представителями церковного

землевладения) вотчин “без доклада” царю. Политическим стержнем этого

приговора являлась ликвидация в интересах дворянства результатов земельной

политики времен боярского правления.

Многие предприятия царя вызывали сопротивление крупной знати. Именно по

крупной знати, по боярам били результаты реформ царя. Постепенно стала

складываться оппозиция. Наверное, положительные реформы 50-х годов и

продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской

аристократии и не трансформировались в опричнину

ГЛАВА 2

ОПРИЧНИНА

2.1. УКАЗ ОБ ОПРИЧНИНЕ.

Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их

сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя.

Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от

царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с

помощью террора и насилия. Но в Русском государстве «ни одно крупное

политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе»

[2, c.101].

Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила

успеха предприятию. По этой причине царь вынужден был избрать совершенно

необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю совету крупных

феодалов, он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал

«вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения».

Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства.

Вначале декабря 1564г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы.

Иван IV «посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них» [2,

c.105].

К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в

Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный

присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания

службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы,

дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли

«сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян.

Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю

государственную казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного»

[2, c.106].

Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили

приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство

находились в полном недоумении и неведении о замыслах царя. Царский "поезд"

скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг

укрепленной Александровской слободы.

Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то

время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали

известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и

объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил,

«чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никакой

нет».

Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем

давнем споре с боярами. Он не стесняясь говорил о притеснениях и обидах,

причиненных народу «изменниками-боярами».

Среди членов боярской думы, конечно же, были противники Грозного,

пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников"

никто из них не осмелился поднять голос. Расчёт Ивана VI на веру народа в

доброго царя борющегося с боярами-притеснителями оправдался. Толпа на

дворцовой площади прибывала час от часу, а ее поведение становилось все более

угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои представители купцов и горожан

заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты «от

рук сильных и готовы сами "потребить" всех государевых изменников».

Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение

Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим

ходатайством» [2, c. 105]. Представители митрополита и бояре, не теряя

времени, выехали в слободу.

Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что его

решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным молениям близкого

приятеля чудовского архимандрита Левкия и новгородского епископа Пимена.

Затем в слободу были допущены руководители думы.

Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под

сильной охраной, как явных врагов. Руководство думы просило царя сложить гнев

и править государством, как ему "годно"[3, c.67].

Иван Грозный поставил условие: он будет казнить изменников по своему

усмотрению. выговорил себе право казнить бояр без суда и следствия, что и

было одним из средств укрепления абсолютной власти. На подготовку приговора

об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и

представил на утверждение думе и священному собору текст приговора. В речи к

собору Иван сказал, что для "охранения" своей жизни намерен "учинить" на

своем государстве "опришнину" с двором, армией и территорией. Далее он заявил

о передаче Московского государства (земщины) в управление Боярской думы и

присвоении себе неограниченных полномочий – права без совета с думой

"опаляться" на "непослушных" бояр, казнить их и отбирать в казну "животы" и

"статки" опальных.

При этом царь особенно настаивал на необходимости покончить со

злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В этом, как ни

парадоксально, заключался один из главнейших аргументов в пользу опричнины.

Правительство без труда добилось от собора одобрения подготовленного указа.

Члены думы связали себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им

оставалось лишь верноподданнически поблагодарить царя за заботу о

государстве.

2.2. Устройство опричнины.

Организованная по типу удельного княжества "опришнина" находилась в личном

владении царя. Управляла опричниной особая Боярская дума. Формально ее

возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы.

Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре Алексей

Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов и их друзья Вяземский и

Зайцев.

В организации опричнины Иван Грозный по сути показал, что он сохранил в себе

удельное мировоззрение своих предков: опричнина не что иное, как новая

позднейшая форма той борьбы, какую предки Ивана вели со своими удельными

родственниками. И буквально, слово опричнина на языке XIV века означало удел.

Так удельный инстинкт предков сказался в Иване в минуту решительного

столкновения с оппозицией.

Подозрительный и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости,

неуравновешенный, и в то же время глубоко религиозный Иван развязал массовый

террор в стране, казня, уничтожая население часто без малейшего повода. Он

стремился укрепить личную власть путем нагнетания всеобщего страха, уничтожая

думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых. Общая атмосфера в стране,

нравы и обычаи того времени хорошо воссозданы в исторической повести А.К.

Толстого “Князь Серебряный”.

Россия была разделена на две части: Опричнину (личную территорию Ивана

Грозного) и земскую части. Все, кто жил на территории опричнины, но не были

опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и

Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. В состав

опричного "удела" вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые должны

были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные

уезды Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми городами [2,

c. 107].

Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны. Финансовые

заботы побудили опричное правительство взять под свой контроль также главные

центры солепромышленности: Старую Русу, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты