Реферат: Аграрный вопрос в России 19 начале 20 века

означало, в свою очередь, крах новой политики государства, за­ключающейся в

том, чтобы воплотить идею единения царя с народом в жизнь, найти опору

са­модержавию в виде патриархального крестьянского населения, "банкротство

це­заризма". Не трудно догадаться о тех последствиях, которые, быть может

только назревали в тот период, были незаметны, но которые обя­зательно дадут

о себе знать немного позже...

Итак, вышеуказанный проект о землеустройстве оказался сибирским де­пу­татам

не по душе: они мотивировали это тем, что "сибирские старожилы, живя своей

жизнью, никакого землеустройства не простят". Обсуждение зако­нопро­екта

затянулось безрезультатно вплоть до прекращения деятельности IV

Госу­дарственной думы. Правда, до смерти Столыпина работа шла сравни­тельно

споро, но потом, как известно, после смерти премьера, законопроект лишился

главной своей заводной пружины и работа затянулась.

Однако, еще в 1908 г. правительство приступило к размежеванию наделов

крестьянских общин в Сибири. Интересно отметить один циркуляр, отправ­лен­ный

премьер- министром сибирским губернаторам: "не допуская каких- либо насилий

над волею самих старожилов или новоселов, содействовать тому, чтобы сельские

общества с общинным землепользованием перешли к владению личному". Местным

чиновникам в беседах с населением рекомендо­валось про­являть служебный такт

и благожелательную настойчивость. Несо­мненно в этом предписании отразились

новые подходы в попытках правитель­ства провести фермеризацию России. Ведь в

центральных областях насилие при создании ху­торов и отрубов было обычной

практикой.

В Европейской России попытки выделиться на хутора и отруба обычно вы­зывали

сопротивление середняцкой части деревни(многие крестьяне психоло­ги­чески не

могли освободится от общинного уклада жизни). В Сибири же об­щина была

заметно слабей, и крестьяне охотно шли на отделение. Именно от­носи­тельная

незрелость сибирской общины во многом делала коренного дере­вен­ского мужика,

не говоря уже о переселенцах, надежным сторонником сто­лы­пинских

преобразований.

Итак, вернемся к проблеме переселенческой политики. В задачу

пересе­лен­ческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение

насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основ­ными

рай­онами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный

Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регио­нов: были

устранены все препятствия и создан серьезный стимул для пересе­ления в

осваи­ваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в

четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным,

специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой

скот и имущество.

2.4. Методы столыпинской аграрной реформы.

До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестья­нам -

достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что

Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле госу­дарственного

поощрения не кредитам(т.е. денежным средствам), а говоря со­временным

язы­ком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестья­нин мог попросту

пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чи­новников. Именно

поэтому Столыпин старался реализовать помощь в нату­ральном виде. Во-

пер­вых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения

правитель­ство строило железные дороги, водохранилища, ко­лодцы, школы. Так,

к при­меру, только медицинских пунктов было открыто около 500.

Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря- все это можно

было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В

связке "государство- крестьянин" исключался перекупщик- торговец.

Говоря о методах проведения реформы нельзя не отметить, что они опи­ра­лись

на нажим аппарата, чиновников, полиции.(Ведь это была револю­ция сверху!). Я

уже упоминали, реформа реализовалась в то время, когда в стране царила

обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Пре­ступник он и

есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно-по­левого суда, в

состав которого Столыпин запретил включать юристов, рас­стреливает своих

граждан- это было невиданно. За период с 1905 до 1909 года число казненных

революционеров не превышало 2,4 тыс. человек (сравните с 2,7 тыс. убитых

представителей власти) , но это нанесло огромный моральный удар по властям.

Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяс­нений.

Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономиче­ские

отношения. Право государства на насилие в экономике впервые

проде­монстри­ровано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его

реформ.

2.5 Причины неудачи аграрной реформы.

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) пре­рвали

столыпинскую реформу.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была

ос­ложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для пол­ного

рефор­миро­вания 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокой­ными.

Однако не

крат­ность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой

агента охранки в киевском театре, были причиной кра­ха всего предприятия.

Реформа не достигла ни политических, ни экономических целей, которые пе­ред

ней ста­вились. У крестьян не было достаточно материальных средств для того

чтобы поднять свое хозяйство, чтобы купить новую технику, которая по­зволила

бы повысить производительность, но столыпинский аграрный курс провалился и

политически. Дело в том, что крестьяне не смогли забыть о по­мещичьей земле,

даже "кулаки" ,грабя общинную землю, держали в уме и по­мещичью. Ко всему

прочему, социальная напряженность в деревне не спала, а усилилась до предела.

Опасность состояла в том, что брожение ушло в глубь и был неизбежен новый

взрыв. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной

удалось ввес­ти только у четверти общинников. Не удалось и территориально

оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на ху­торских и отрубных участках

по­селялись менее половины кулаков. Переселе­ние на окраины так же не

уда­лось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно

пов­лиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах

реформы еще до начала войны, хотя ее костер про­должал тлеть, под­держиваемый

огром­ным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным при­емником Столыпина

- главным управляющим землеустрой­ством и земледелием А.В. Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянс­тва,

не­достаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая

ор­га­низация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914

гг. Столыпинская аграрная реформа проводилась в условиях сохранения

по­ме­щичьего землевладения. Но главной причиной было сопротивление

кресть­ян­ства проведению новой аграрной политики.

2.6. Итоги реализации аграрной реформы

Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса, который был по­следней

ставкой царизма в борьбе за существование? Удалась ли аграрная ре­форма по

Столыпину? Историки в основном считают, что результаты были очень далеки от

ожидаемых... По мнению В. Бондарева, реформирование аг­рар­ных отношений,

наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь

частично, при этом сохранилось антагонистическое про­тиворечие между

крестьянами и помещиками; проведение землеустроитель­ных работ, от­деление

крестьян он общины удалось в незначительной мере- около 10% кре­стьян

выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний

Восток в какой- то степени удалось. Это- выводы, для объективной оценки

необходимо обратится к основным цифрам и фактам.

Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось

ос­вободится от опеки общины. Движение за упразднение "мирского" правле­ния

на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около полмил­лиона

за­просов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сокра­тилось.

Случаи полного роспуска общины в целом были крайне ред­кими(около 130 тыс.).

"Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общей

площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работав­ших на этих землях

крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закреплен­ные за ними

постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8%

общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны.

Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столы­пинское

землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земель­ного строя,

он остался прежним- приноровленным к кабале и отработ­кам, а не к новейшей

агрокультуре указа 9 ноября.

Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результа­тов. Всего

за 1906- 1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. деся­тин

земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за деся­тину

земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заем­щиков, вели

к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало до­верие крестьян

к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги

столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосно­вываться в

уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели за­ниматься

освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек

вы­ехали в Сибирь, около 1 млн. из них вернулись в европейскую часть России,

но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.

Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни

политических целей, которые перед ней ставились. Деревня в месте с хуто­рами

и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Хотя, необ­ходимо

привести цифры, которые приводит Г. Попов- они показывают, что кое- какие

сдвиги в положительную сторону наблюдались: с 1905 по 1913 гг. объем

еже­годных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в

России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США,

Канаде, Ар­гентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г.

15 млн. тонн в год. В Англию масла вывозилось на сумму, вдвое боль­шую, чем

стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г.

составлял 1 млрд. пудов. Не правда ли, обнадеживающие показатели? Но все же,

по мнению Попова, главную задачу- сделать Россию страной фер­меров- решить не

удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности,

предо­пределило развитие событий в 17 году. Дело в том, и я уже кратко

касался этой проблемы, когда говорили о результатах выборов в Государственную

думу, что столыпинский курс провалился политически. Он не заставил

крестьянина забыть о помещичьей земле, как рассчитывали ав­торы указа 9

ноября. Новоис­печенный реформой кулак, грабя общинную землю, держал в уме и

помещичью, как и остальные крестьяне. К тому же он становился все более

заметным эконо­мическим конкурентом помещика на хлебном рынке, а порой и

политическим, прежде всего в земстве. К тому же новая популяция "сильных"

хозяев, на кото­рых рассчитывал Столыпин, была недостаточной, чтобы стать

опорой ца­ризму...

Здесь ярко проявляется основная причина неудач буржуазных реформ- по­пытка

их проведения в рамках феодальной системы. К слову, скажем, что можно

встретить утверждение, будто Столыпиными реформам просто не хва­тило времени

для положительных результатов. На мой взгляд, эти реформы по своей сущности

не могли быть реализованы эффективно в той ситуации. Этого времени у них

попросту не могло быть: на каком-либо этапе они попросту за­вязли бы. Опять

повторим, что невозможно, не меняя надстройки, изменить ба­зис- социально-

экономические отношения и, следовательно, проводить буржу­азные реформы в

рамках абсолютизма (даже с избранием представи­тельного ор­гана сущность

власти мало чем изменилась) не представляется возможным. Здесь конечно я имею

в виду максиму преобразований. Можно допустить, что сто­лыпинские реформы,

если бы они продолжались, скажем, еще лет 10, принесли бы определенные

результаты, главным из которых было бы создание слоя мелких крестьянских

собственников- фермеров, да и то в том случае, по выражению Ленина, если

"обстоятельства сложились исключи­тельно благопри­ятно для Столыпина". Но

разве не эти самые фермеры в США стали базой для появления одной из наиболее

антибюрократических форм де­мократической республики? На мой взгляд самым

реальным результатом было бы создание общественной силы, которая неминуемо

привела бы в конце кон­цов не к рево­люции. Но не социалистической, а лишь

буржуазной. Но разве можно считать такой итог успешным с точки зрения

абсолютизма, в рамках и во имя которого претворялась в жизнь аграрная

реформа!?

Итогом первой русской революции явилось то, что в деревне установились

отношения со­ответствующие условиям капиталистического развития: были

от­менены выкупные пла­тежи, сократился помещичий произвол, понизилась

арендная и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим

со­словиям в праве на передвижение и места житель­ства, поступления в вузы и

на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешива­лись в работу

кресть­ян­ских сходов. Однако в главном аграрный вопрос не был решен:

крестьяне не по­лучили земли.

В результате, в канун революции 1917 г., земельный вопрос продолжал

ос­таваться нерешенным.

2.7. Решение аграрного вопроса советской властью.

Споры между политическими группировками о путях решения земельного вопроса не

прекращались и в канун октябрьского переворота 1917 г. Партии правого толка

были за эволюционный путь решения этой проблемы. Левые эсеры, отражавшие

интересы середняков и бедняков, предлагали пойти по пути социализации земли,

превращение ее в общенародное достояние, а также пред­лагали развивать

кооперацию.

Отчуждение помещичьей земли за счет государства с вознаграждением по

справедливой оценке и организацию государственной помощи переселенцам

предлагали кадеты. Социал-демократы (меньшевики) выступали за

муниципа­лизацию земли, за развитие различных форм землевладения и за

уничтожение помещичьего землевладения. У партии большевиков не было своей

про­граммы решения аграрного вопроса.

Одним из первых законов Советской власти был "Декрет о земле". Подго­товил

его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября

1917 года. При работе над декретом Ленин использовал наказ, состав­ленный

редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депута­тов», на

основании 242 местных крестьянских наказов (его раздел «О земле» целиком

вошел в текст декрета).

В целом "Декрет о земле" включал основные положения эсеровской про­граммы по

аграрному вопросу. В. И. Ленин по этому поводу сказал: "В духе ли в нашем, в

духе ли эсеровской программы, не в этом суть.

Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно без вся­кого

выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем

инвентарем и постройками в распоряжение волостных земель­ных комитетов и

уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возла­галась обязанность

строжайшего соблюдения порядка при конфискации по­мещичьих имений. При этом

какая бы то ни было порча конфискуемого иму­щества, при­надлежащего отныне

всему народу, объявлялась тяжким преступ­лением. Такие преступления карались

революционным судом (трибуналом), которые состояли из председателя и 6

очередных заседателей, избиравшихся губернскими и го­родскими Советами.

Уездные Советы крестьянских депута­тов должны были принять все необходимые

меры для соблюдения строжай­шего порядка при кон­фискации помещичьих имений.

То есть крестьянство по­лучило твердую уверен­ность в том, что помещиков в

деревне больше нет, что пусть сами крестьяне решают все вопросы, пусть сами

они устраивают свою жизнь...

Вошедший в декрет наказ о земле определял новые принципы землевладе­ния и

землепользования; право частной собственности на землю отменялось,

за­прещалось продавать землю, сдавать ее в аренду и в залог, вся земля

обра­ща­лась во всенародное достояние. Все полезные ископаемые (руда, нефть,

уголь, соль и т.д.), а так же леса и воды переходили в пользование

государства. Зе­мельные участки с высококультурными хозяйствами, питомниками,

конные за­воды и пр., а так же весь хозяйственный инвентарь конфискованных

земель пе­редавались в исключительное пользование государства или общин;

право поль­зования землей получали все граждане при условии обработки ее

своим трудом, семьей или в товариществе без применения наемного труда, на

основе уравни­тельного землепользования при свободном выборе форм

землепользо­вания, в том числе и артельной. Земледельцы, утратившие

вследствие старости или ин­валидности возможность обрабатывать землю, теряли

право на пользо­вание ею, получали от государства пенсионное обеспечение.

Конфискация ин­вентаря не касалась малоземельных крестьян, устанавливалось

также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. По

отчуждении земля поступала в земельный фонд, который периодически должен был

под­вергаться переделам в зависимости от демографических изменений и поднятия

производительности и культуры сельского хозяйства.

В тексте декрета сказано, что вопрос о земле во всем его объеме, , а так же

вопросы о выкупах могут быть разрешены только всенародным Учредитель­ным

собранием, а положения декрета являются как бы напутствием, т.е. как лучше,

как должно быть. Государство брало на себя обязанность организовать

пересе­ление и покрыть расходы, связанные с ним, а так же расходы по

снаб­жению ин­вентарем.

Декрет завершается положением о том, что этот документ носит лишь вре­менный

характер. Он будет проводиться в жизнь вплоть до созыва Учреди­тель­ного

собрания.

По декрету крестьяне России получали бесплатно свыше 150 млн. десятин земли,

освобождались от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от

долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей.

На самом же деле, земля переходила в государственную собственность, то есть

национализировалась. Насильственными методами отнимали земли у по­мещиков,

грабили поместья. Но все же уравнительного перераспределения нельзя было

достигнуть. Фактически крестьянство было обмануто.

Основной чертой хозяйственного строя, созданного коммунистической по­литикой

до 1921 года, была национализация продуктов крестьянских хозяйств. С помощью

вооруженных продовольственных отрядов и комитетов у крестьян отбирались все

"излишки", убивая у крестьян охоту сеять и выращивать более того, что нужно

собственной семье. По мере того как воздвигалось здание этой системы

хозяйства, производственные силы России падали все более и более.

Глубочайший кризис охватил все стороны общественной жизни, промыш­ленность,

сельское хозяйство. Сократились посевные площади, понизились урожаи. Рвались

традиционные связи между городом и деревней. Росло сопро­тивление крестьян

продразверстке. Однако осознание большинством руково­ди­телей страны глубины

кризиса еще не наступил. Для этого потребовались вос­стания крестьян и

восстание военных матросов в Крондштате. В. И. Ленин по­нял пагубность

коммунистической поли тики, и на съезде в марте 1921 года вы­ступил с

предложением отказаться от нее и перейти к новой экономической по­литике.

Он признал на этом съезде, что к перемене политики его толкает основное

экономическое соображение - "увеличить количество продуктов. Мы нахо­димся в

условии такого обнищания, разорения, переутомления и истощения главных

производственных сил рабочих и крестьян, что этому основному со­ображению -

во что бы то ни стало увеличить количество продуктов - прихо­дится на время

подчинить все. " В. И. Ленин также признал, что крестьянство недовольно

су­ществующей формой отношений, и дальше оно так существо­вать не будет.

Заключение

В абсолютистской монархии - как и любой другой тоталитарной системе- очень

сложно проводить реформы: старый режим, защищая себя, не позволяет

сформироваться силам, заинтересованным в реформах. Он все подавляет. Именно

поэтому движущей силой может стать только сам режим, вернее та его часть,

ко­торая решилась на реформы. Меры, которые предпринял Столы­пин в ходе своих

реформ были половинчатыми. Он хотел осуществить реорга­низацию вне

демо­кратическим путем. Вопреки ему Струве писал: « Именно его аграрная

политика состоит в кричащем противоречии с его остальной по­литикой. Он

изменяет эко­номический фундамент страны, то время как вся ос­тальная

политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновен­ности

политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее фасад».

Итак, реформа с самого начала была ослаблена тем, что ее вело не первое лицо

пирамиды власти. Но эта реформа еще более ослабла, поскольку у нее не было

и достаточной поддержки в обществе. Столыпин во многом переоце­нил

ак­тивность той части крестьян, которая хотела разбогатеть. Богатые

кре­стьяне еще не стали в селе самостоятельной силой. Соответственно, они не

смогли стать опо­рой столыпинской реформы. В перспективе, конечно, слой

самостоятельных кре­стьян-фермеров стал бы мощным фактором политической жизни

России. Но это в перспективе. А в начале все зависит от активности ее

инициаторов. Однако дли­тельным начатое сверху быть не может- успех ре­форм

зависит от быстрого фор­мирования их социальной базы. Столыпин так и не сумел

найти способ, который позволил бы силам бюрократии в ходе аграр­ной реформы

опереться на актив­ность крестьянства. Оно, к сожалению, оста­валось лишь

материалом, который реформировали. Лишенная социальной опоры, столыпинская

реформа оставалась комплексом административных мер. А в политической жизни

страны по-преж­нему действовали силы, выступав­шие против реформы - и справа,

и слева. В этой социальной и политической изоляции состоит, кстати, главное

отличие реформы 1906 г. от реформы 1861 г.

Конечно же, Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при

существовании такой системы, которая была в России, все его проекты

"раска­лы­вались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его

начина­ний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как:

смелость, це­леустрем­ленность, напористость, политическое чутье, хитрость -

Столыпину вряд ли уда­лось сделать хоть какой вклад в развитие страны.

Крах столыпинской реформы, невозможность срастить тоталитаризм и

ав­то­ритаризм с самостоятельностью, крах курса на крестьянина- фермера стал

уроком для большевиков, которые предпочли опереться на колхозы.

Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года был

отвергнут. И теми, кто революции не хотел. И теми, кто к ней стремился.

Столыпин понимал и верил в свои реформы. Он был их идеологом. Это - сильная

сторона Столыпина. Будем объективными: как политик он совершал ошибки - но

почему бы нам не поучиться на них?

Революция показала огромный социально-экономический и политический разрыв

между народом и властью. Стране требовались радикальные реформы, ко­торых не

последовало. Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ

переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или

полу реформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм

для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение цар­ского

режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий.

Таким образом, мы видим, что аграрный вопрос в России в начале XX в. не был

разрешен. Это было плохо вдвойне, так как в стране не был завершен

про­мышленный переворот и Россия оставалась аграрной страной, где

кресть­ян­ство составляло более половины населения страны.

Список используемой литературы

1. Г. Попов. О столыпинской реформе., Наука и жизнь, N Х, ХХХХ.

2. Румянцев М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги.

// История СССР №10.- М.-1990

3. Кузнецов Н.В. Споры вокруг Столыпина и его политики // Специалист.-

1994.- №3.

4. В. Бондарев. Кто есть кто и почему., М., 1995.

5. Н. Верт. История советского государства., М.: ИПА, 1995.

6. Н. Эйдельман. "Революция сверху" в России., М.: "Книга", 1989.

7. А.А. Косулина, Данилов Л.Г. История России, ХХ век. – М., 1995.

8. К.Ф.Шацилло. Нам нужна великая Россия.-М.1991.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты