Реферат: Аграрный вопрос в России 19 начале 20 века

событий. За то время пока составлялись крестьянские за­просы и проходили

земельные бунты - об­щина утвердилась как настоящий ор­ган крестьянского

самоуправления.

Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний I Думы, автомати­чески

появился на собравшемся заседании II Думы 20 февраля 1907 года. Нужно

отметить, что предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на

избирателей со стороны властей. Сенатские "разъяснения" исклю­чили из числа

избирателей большие группы крестьян и рабочих. Преследова­лись левые

выборщики, запрещались избирательные собрания, масса манипу­ляций была

предпринята и пущена в ход по части рассылок избирательных по­весток,

назна­чение дня и места выборов. Но несмотря на это, и хоть выборы проходили

в об­становке спада революционного движения, II Дума оказалась более левой,

чем первая.

Левые фракции в Думе получили в совокупности 222 мандата (43% общего числа

избранных депутатов). Народники разных направлений - 157 мест. Со­циал-

демократическая фракция насчитывала 65 депутатов. В то же время "центр" -

кадеты потеряли 80 мандатов. Одновременно усилились правые и ок­тябристы, они

заняли в Думе 54 места (10%). Резкое ослабление кадетского "центра" и столь

же явное усиление левого крыла уже говорило о том, что воз­можность

соглашения между правительством и Думой стала еще более при­зрачной. Уже 6

марта Столыпин выступил перед депутатами с правитель­ствен­ной программой.

Список открывал знаменитый указ 9 ноября, далее пе­речисля­лись другие

аграрные мероприятия. Во всей остальной части речи Столыпин четко дал понять,

что правительство для реализации этой про­граммы готово со­вместно с

законодательными учреждениями приложить все усилия, оратор сразу пояснил,

какое правительство он имеет в виду: прави­тельство, которое "хранит

исторические заветы России", то есть самодер­жавно-монархическую власть.

Концовка речи явно провоцировала левую часть Думы на резкие выступления.

Столыпин говорил с особо выразительной интонацией, его слова были напол­нены

силой и чувством особенного достоин­ства. Речь была короткой, но слова,

произнесенные в ней, стали историче­скими: “Все ваши нападки рассчитаны на

то, чтобы вызвать у власти и прави­тельства паралич воли и мысли; Все они

сво­дятся в двум словам :"Руки вверх!" На эти слова правительство с полным

спо­койствием и с сознанием своей правоты , может ответить тоже только двумя

словами "Не запугаете!”. Как ни тяжело было впечатление, произведенное на

него заседанием 16 марта, Столыпин еще не допускал и мысли о роспуске Думы.

В это время в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие

чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждения

революци­онного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать.

Более того, 17 мая Дума проголосовала против "незаконных дейст­вий полиции".

Уже ни у кого не оставалось сомнения, что скоро II Дума прекра­тит свое

существо­вание, искался только предлог для роспуска думы. И вскоре предлог

нашелся. С помощью двух провокаторов, агентов охранки было состря­пано

обвинение социал-демократической фракции II Думы, в подготовке ею во­енного

заго­вора, который был направлен против царя и всего государства. На этом

осно­вании Столыпин 1 июня 1907 года потребовал отстранения 55 депута­тов и

лишние 16 из них депутатской неприкосновенности, чтобы их можно было

немедленно арестовать. Через несколько месяцев на страницы печати "вы­плыли"

две фамилии - Шорникова и Бродский. Они признавались, что "заго­вор" был

организован по заданию охранки.

3 июня Николай II сам объявил о роспуске думы и назначил созыв на 1 но­ября

1907 года. В манифесте, провозгласившим роспуск Думы, было объяв­лено о

коренных изменениях в законе о выборах. Акт 3 июня 1907 года был справед­ливо

назван государственным переворотом, он был совершен в нару­шение ма­нифеста

17 октября 1905 года, согласно которому ни один закон не может быть принят

без санкции Государственной Думы. Надежды Столыпина на то, что может удастся

склонить "центр", который был приемлем правитель­ству, но уже с первых дней

стало понятно, что надежда нереальна.

Мысль о необходимости изменения избирательного закона стала главной задачей

не только для правительства и царя, но и для всей буржуазии. В это время

начались разработки проектов. Он был разработан Советом объединен­ного

дворянства спустя всего лишь неделю после открытия II Думы, на засе­да­нии 27

февраля 1907 года. Проекты избирательного закона вышли из октяб­рист­ской

среды. Таким образом, царь и Столыпин, встав на путь государст­венного

переворота, опирались на поддержку не только черносотенцев и по­местного

дворянства, но и большую часть цензовой "общественности", вклю­чая не только

октябристов, но и группу прогрессистов, хотя они предпочитали свое

со­чувствие взятому правительством курсу открыто не афишировать. При

разра­ботке нового избирательного закона, были полностью перераспределены

квоты выборщиков в пользу буржуазии и помещиков. I и II Думы явно не

впи­сывались в самодержавную систему, и надо было создать новую Думу, более

"поклади­стую", а для этого все средства хороши.

Теперь, избавившись от оппозиционной думы, Столыпин мог проводить политику

авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимо­сти обновить

страну и укрепить власть. Почва для этого была подготовлена новым

избирательным законом.

Думский справочник 1916 года рисует такую картину: дворяне, состав­лявшие, по

переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в III думе 43% мест от

общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили поме­щики . Лица

либеральных профессий 84 (19,4%), торговцы -36 (7,5%), священ­ники и

миссионеры получили 44 места, что примерно (10%) от общего числа. Рабочие и

ремесленники получили всего 11 мест. Таким образом, Дума получи­лась такой,

какая нужна была Столыпину.

16 ноября 1907 года Столыпин выступает перед Думой с правительствен­ной

декларацией. Первая и основная задача, как он говорил, это не реформы, а

борьба с революцией, которая может сорвать все, что было задумано им. По­сле

принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на

об­суждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате

его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По сво­ему

экономическому содержанию это был либеральный буржуазный закон, который

способствовал развитию капитализма в деревне. Конечно же это был

прогрес­сивный закон.

Столыпин не ограничивался реформами в сельском хозяйстве, он об­думы­вал

реформы местного управления, образования для малоимущих и кре­стьян. Речь, в

которой затрагивались эти вопросы прозвучала в Думе 9 ноября 1908 года.

Вскоре в Думе возник "Польский вопрос", он появился в 1910 году в связи с

вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в

Го­сударст­венный совет.

Законопроект был принят 29 мая 1910 года. Но, несмотря на быстрые темпы,

срок введения земства в западных губерниях в законопроекте при­шлось

передвинуть на год: Государственный совет уже не успевал принять его до 1

июля, то есть до срока выборов.

Законопроект о выделении из Царства Польского Холмщины был по-на­стоящему

первым выходом нового столыпинского "центра". Законопроект о Холмщине был

принят 26 апреля 1912 года правооктябристским большинст­вом. 4 мая его

передали в Государственный совет, а уже 23 июля того же года утвердил царь

и законопроект стал законом.

Между тем, к осени с полной очевидностью обнаружилось, что реформ не

будет. Это привело к резкому обострению противоречий всех звеньев сис­темы

- между правой и либеральной частью Думы.

Столыпин в интервью одной из немецких газет суть случившегося с За­падным

земством объяснял следующим образом: Дума "еще слишком юна и чересчур

нестройна по духу политической подготовке своих членов, чтобы ее

взгляды и решения считались без дальнейших справок непогрешимыми".

2.2. Сущность столыпинской аграрной реформы.

Я упоминал о том, что во главу угла своих преобразований Сто­лыпин ста­вил

изменения в сфере экономики. С чего начать в ней? Премьер был убежден, и его

выступления свидетельствуют об этом, что начинать необ­ходимо с аграр­ной

реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы -

создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не

нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко

проступают политические соображения аг­рарной реформы: без кре­стьянства

никакая революция в России была невоз­можна. 5 декабря 1908 года в речи о

"земельном законопроекте и землеустрой­стве крестьян" Столыпин ут­верждал, что

"настолько нужен для переустрой­ства нашего царства, переуст­ройства его на

крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является

преградой для развития революционного движения. Из трудов последнего съезда

социалистов- революционеров, проходившего в Лон­доне в сентябре настоящего

года... вот то, что он постановил: <<правительство, подавив попытку

открытого восстания и за­хвата земель в деревне, поставило себе целью распылить

крестьянство уси­ленным насаждением личной частной собственности или хуторским

хозяйст­вом. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный

ущерб делу революции>>

Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство зало­жило и

экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Госу­дарствен­ным

Советом 15 марта 1910, что "...именно этим законом заложен фундамент,

основание нового социально- экономического крестьянского строя".

Экономи­ческие аспекты реформ основывались на том, что без нормального

аграрного фундамента, без про­цветающего сельского хозяйства, без

выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой

рабочей силы, про­мышленность России будет обречена на чахлую жизнь при

постоянной "под­кормке" в виде казенных заказов.

Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны тре­бовала

нескольких условий: первое- сделать крестьян полновластными собст­венниками,

чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки об­щины, могли обойти

"убогих и пьяных". И второе - добиться усиленного роста про­мышленности,

подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их

решения пронизывала красная нить- упор не на общину, а на едино­личного

собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией ре­формы 1861

года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную

опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 но­ября 1906

года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие рос­пуск общины и

возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это

было раньше. После принятия указа 9 ноября Государствен­ной Ду­мой он

поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего

стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономиче­скому

содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы,

способствующие раз­витию капитализма в деревне и, следовательно,

прогрес­сивные. Разные ис­следователи дают различную сущностную

характеристику этих законов.

Так, согласно концепции А. Я. Авреха, закон "обеспечивал прогресс по худшему,

прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал "зеле­ную улицу"

"американскому", фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в

рамках буржуазного общества".

Г. Попов рассматривает сущность столыпинской аграрной реформы и,

сле­довательно, сущность ее основных нормативных актов, по- иному. Вот ход

его рассуждений. Еще Ленин считал, что реформа Столыпина - прусский путь

раз­вития капитализма, нечто, выгодное помещикам. Но ведь опора прусского

пути- юнкера, помещичьи хозяйства. Столыпин же искал опору среди бога­того

кре­стьянства. Ленин допустил ту же ошибку, что и Чернышевский, кото­рый

считал реформу 1861 года помещичьей. На самом деле все конкретные решения

ре­формы 1861 года отвечали в первую очередь интересам сохранения царя и его

бюрократии. И Столыпин тоже думал о сохранении бюрократии, в широком смысле

слова - о сохранении российского государства. В 1861 году с этой целью

отвергли и помещичий вариант реформы(освободить крестьян без земли) и

кре­стьянский вариант(освободить, отдав крестьянам всю землю). Вы­брали

общин­ный вариант освобождения. Именно он позволил сохранить госу­дарственную

машину России и Российскую империю. Уже тогда стало ясно, что царя больше

интересует российское государство, чем помещики. Столы­пин тоже искал путь

сохранения прежде всего российского государство, кото­рое он отождествлял с

правительством и царем. Столыпин ближе не к юнкер­скому, а к американскому

пути. В США Линкольн открыл дорогу на запад всем, желавшим стать ферме­рами.

Почти то же пытался сделать Столыпин, только дорогу он открыл на Вос­ток. По

существу он пытался соединить аме­риканский путь развития экономики

капитализма с сохранением аппарата бю­рократии самодержавия.

2.3. Содержание столыпинской аграрной реформы

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо из­вестны.

Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, вла­деющий

надельной землею на общинном праве, может во всякое время требо­вать

укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из

означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за со­бой излишки,

если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По

тре­бованию выделившихся община была обязана выделить им вза­мен

черезполо­сых земель - отдельный компактный участок- отруб. Дополне­нием к

закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон

о земле­устройстве. В соответствии с ним для проведения землеуст­ройства не

требова­лось предварительного укрепления земли за дворохозяе­вами. Селения,

где были проведены землеустроительные работы, автоматиче­ски объявлялись

перешед­шими к наследственно- подворному владению. Зем­леустроительные

комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход,

чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой част­ной

собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало

многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит

земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государ­ству. При этом

кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам об­щине.

Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким пу­тем 9,5 млн. га земли.

Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жест­кими- за

просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский

фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма

разумной в отношении наиболее работоспо­собной части крестьян, она помогла

им, но не могла решить аграрный вопрос в целом(крестьяне- бед­няки не могли

приобрести земли). Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не

давало участки, достаточные для эффектив­ной работы и даже кре­диты дела

существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение кре­стьян на

свободные государственные земли. По мне­нию Н. Эйдельмана массо­вое

переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян

поме­щичьей землей(радикализм), обогатить одних кре­стьян за счет других,

распус­тив общину и облегчив переход того, что принад­лежало беднякам в

собствен­ность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых

при­нять город, а во- вторых окраины, куда орга­низуется переселение. С этой

точки зрения Столыпин старался достичь ком­промисса общественных сил, чтобы,

с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой -

обеспечить землей наиболее созна­тельную часть крестьянства , как

предполага­лось, опору самодержавия.

Перед тем как продолжить исследование переселенческой политики П. А.

Столыпина, необходимо, на мой взгляд, провести поверхностный анализ

заслу­живающей внимания статьи кандидата исторических наук В. Пантелеева

"Си­бирская одиссея Столыпина".

В конце августа начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправ­ляющий

землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По

окончанию делегации был составлен отчет, с учетом которого Сто­лыпин и

Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибир­ской земли. В

короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановле­ний,

направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в

ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земле­делия направило в

Государственную думу главнейший из тех документов- "По­ложе­ние о поземельном

устройстве крестьян и инородцев на казенных землях си­бирских губерний и

областей". Суть его была весьма решительна: без всякого выкупа предоставить

землю сибирским сельским обывателям в собственность.

Проведение законопроекта в жизнь встретилось с немалыми трудно­стями: во-

первых землеустроительные работы в Сибири не завершились(из- за не­хватки

государственных землемеров), а во- вторых не хватало средств.

Как еще одну причину можно выделить парадоксальную на первый взгляд проблему,

которая, как показала история, имела очень важные последствия для всей

Российской империи в целом: Сибирь, будучи "страной крестьян­ской" за правые

партии на выборах в Государственную думу не голосовала(!). Состав сибирских

депутатов был представлен исключительно оппозицион­ными то­гдашнему

политическому режиму партиями и оказал большое влияние на ха­рактер

обсуждения законопроекта о землеустройстве крестьян Сибири. Почему я

акцентировал внимание на этой проблеме, назвав ее общегосу­дарственной?

Для ответа на этот вопрос необходимо отвлечься от общего хода

повест­во­вания... Еще раньше, на выборах в первую Государственную думу вчера

еще патриархальный мужик избрал думу без единого правого(!). Именно здесь и

произошел первый серьезный прокол в испытанном лозунге "Царь и народ". Это

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты