Реферат: Аграрный вопрос в России 19 начале 20 века

Реферат: Аграрный вопрос в России 19 начале 20 века

Министерство образования и науки Российской Федерации

Марийский государственный технический университет

Кафедра истории и психологии

реферативная работа по истории

Аграрный вопрос в России XIX

начале XX века

Выполнил: Новосёлов М. Н.

УИТС 11 РТФ

Проверил: Канд. ист. наук,

ст. преп. Васенин Д. В.

Йошкар-Ола

2004

Оглавление

стр.

Введение ......................................3

1. Социально- политическое и экономической положение в России ........... 4

на рубеже 19-20 веков. Идеология реформирования

2. Аграрная реформа: "богатое крестьянство

служит везде лучшей опорой порядка"

2.1. Столыпин и Дума................................7

2.2. Сущность столыпинской аграрной реформы ....................11

2.3. Содержание столыпинской аграрной реформы ....................12

2.4. Методы столыпинской аграрной реформы .....................15

2.5. Причины неудачи аграрной реформы.......................15

2.6. Итоги реализации аграрной реформы ........................16

2.7. Аграрная реформа советской власти. «Декрет о земле» ..............18

Заключение ................................... 21

Список используемой литературы ..........................23

Введение

Проблема реформирования Российского государства в большей или мень­шей

степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы пре­одоления

переходного периода вызывают, скажем прямо, противоречивые толки...

Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сего­дняшнего

руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные ре­зультаты

реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя

некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания

в период, когда реформы только развертываются, только наби­рают темпы.

Между тем исторический опыт представляет собой представляет со­бой

неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно- историче­ских примеров.

Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверен­ностью сказать,

что на основе этих примеров можно в какой- то мере прибли­зиться к пониманию

реформ современных, а в определенных случаях и предска­зать, спрогнозировать

принципиальные направления их развития в бу­дущем. Здесь уместно добавить, что,

к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы

снова и снова повторяем ошибки про­шлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в

свое время забыли об ошибках наших. Быть может это замкнутый круг? Не знаю, но

хочется верить, что мак­симально использовать опыт предыдущих поколений

все-таки возможно. В этом ключе я решил остановить свой выбор на данной теме.

Стоит упомянуть о том, насколько хорошо данная тема исследована нау­кой. На

мой взгляд, довольно основательно. Причем особенно много пуб­лика­ций было

сделано за последние 10 лет - понятно, почему. Как я уже сказал, ин­терес к

реформаторам прошлого повышается в связи с неудачами(хочется ве­рить-

временными) реформаторов современности.

Необходимо остановится на композиции реферата: в ее структуре на пер­вый план

выходит глава, посвященная аграрной реформе П. А. Столыпина. И это, на мой

взгляд, справедливо, т. к. именно аграрная реформа Столыпина, рас­положенная в

самом центре программы преобразований, является основной аг­рарной реформой со

времён отмены крепостного права и до 1921. В печати часто можно встретить

словосочетание "столыпинская реформа", под которой разумеется лишь аграрная

реформа. Но так как мы имеем дело с программой, т. е. своего рода

упорядоченной системой, то совершенно необходимо рас­смот­реть аграрную

реформу в ее неразрывной связи с некоторыми другими направ­лениями

реформирования, а также с проблемами, которые так или иначе имеют к ней

отношение: к примеру, вопрос о соотношении реформы и Думы.

В дополнение я хотел бы сказать несколько слов о принципах, которые я

мысленно заложил в реферат мысленно и попытался, насколько это удалось,

реализовать на практике. Первый принцип- это связь с современностью.

Неко­торые проблемы, рассмотренные в реферате, имеют свои прямые аналоги в

на­стоящем. Второй- использование исторических параллелей реформы 1906 г., к

примеру, реформы 1861 г., а также их краткая сравнительная характеристика.

Это позволит, на мой взгляд, рассмотреть проблему, не вырывая ее из

истори­че­ского контекста, а в тесной связи с ним.

1. Социально- политическое и экономической положение в Рос­сии на ру­беже

веков. Идеология реформирования.

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего разви­тия:

капи­тализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь

капи­тали­стического разви­тия позже стран запада, попала во вторую группу,

куда входили такие страны как Япо­ния, Турция, Германия, США.

В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который

продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими тем­пами

развивалась тяже­лая промышленность, которая к концу века давала почти

половину всей промышленной про­дукции в ее стоимостном выражении. По об­щему

объему продукции тяжелой про­мыш­ленности Россия вошла в число первых

стран мира.

Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным

строительст­вом. Правительство верно оценило значение железных дорог для

будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги свя­зали

богатые сырьем окраины с про­мышленными центрами, индустриальные города и

земледельческие губернии - с мор­скими портами.

Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономиче­ская

политика правительства, одной из составных частей которой стало уста­новление

таможенных по­шлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение

препятствий на пути проникновения в страну иностранный капи­та­лов. Эти меры,

по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную

промышленность от губительной конку­ренции и тем самым спо­собствовать ее

развитию, которому помогали заграничные деньги. В эко­номиче­ской политике

царизма конца 19 - начала 20 века, было немало силь­ных сто­рон. В те годы

Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Сред­него Вос­тока,

тесня там своих соперников. Однако, эта политика остава­лась внут­ренне

противоре­чивой. И не только потому, что в ней преобладали администра­тивные

меры и недооцени­валось значение частного предпринима­тельства. Главное

заключалось в том, что самому курсу правительства не хва­тало

сбалан­сированности между потребностями промышлен­ности и сельского

хозяйства.

Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономи­ческого

кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией"

1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономиче­ский подъем.

Объем промышленного про­изводства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации

экономики получил новый импульс, в результате кризиса сла­бые, маленькие

предприятия разорились, что и ускорило процесс концентра­ции промышлен­ного.

В 80 - 90 годы временные предпринимательские объеди­нения замещаются крупными

монополиями; картелями, синдикатами (Про­дуголь, Проднефть и т.д.).

Одновременно с этим идет укрепление банков­ской системы (Русско-Ази­атский,

Петербургский международный банки).

Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как

недостат­ком финансовых средств, так и потребностями освоения огром­ных

пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы

влияния, что и повлекло за со­бой войну с Японией, одной из стран вто­рого

эше­лона.

В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с

высоко разви­той индустрией в экономике страны большой удельный вес

принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяй­ства

- от мануфактур­ного до патриархально-натурального. Русская де­ревня

как в зеркале отражала пере­житки фео­дализма: крупные помещичьи

земле­владения, отработки, являющие собой прямой пе­режиток барщины.

Крестьян­ское малоземелье, община с её переделами тор­мозили

мо­дерниза­цию кре­стьянского хозяйства.

Социально - классовая структура страны отражала характер и уровень

её эко­номического развития. Наряду с формированием классов буржуазного

общества (бур­жуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали

суще­ствовать и сослов­ные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия

за­нимает ведущую роль в эконо­мике страны 20 века. До этого она не играла

ка­кой-либо самостоятельной роли в обще­ственно-поли­тической жизни страны,

так как она была полностью зависима от само­дер­жавия и оставалась

аполи­тичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой

самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однород­ность,

сближаясь с буржуазией.

Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков

(20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними

возникали про­тиворечия.

Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. чело­век. Этот

класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из не­давно

пришедших в город кре­стьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром

этого класса стал фабрично-заво­дской пролетариат, насчитывавший более трёх

миллионов человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70ых

го­дах 19 века был сделан шаг по пути превращения государст­венного строя

в буржуаз­ную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсо­лютизма. Закон

гласил: " Император российский есть монарх самодержавный и неогра­ниченный ".

Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуще­ств­лялась

двумя министерствами, контролируемыми комитетом мини­ст­ров.

Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% на­селения

России были не русского происхождения, они подвергались вся­кого рода

дискримина­ции со стороны русских чиновников. В этих отношениях Рос­сия не

только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие

под давлением русскоязыч­ного населения эмигрировали в бли­жайшие страны

запада, причём заметную часть эмиг­рантов составляли люди , которые целью

своей жизни ставили борьбу с царизмом.

К сожалению, верхи не редко не совсем верно оценивали реальную соци­ально-

поли­тиче­скую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непопра­ви­мые

ошибки. Оче­редная попытка уйти от реформ посредством "маленькой

по­бедоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что

страна сорвалась в революционную бездну.

С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907

года ). России требовались как политические, так и экономические ре­формы,

которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику.

1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали нерешенность аграрного и других

на­сущ­ных вопросов тогдашней России. Вопрос о земле неоднократно возникал в

течение всей истории России, но особенно остро он встал в XIX веке. Этот

вопрос стал причиной спо­ров исторических и общественных деяте­лей, ко­торые

предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В исто­рии на шей

страны было много политических те­чений, представители которых считали

основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле.

Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны и обусло­вило

от­ставание России от ведущих капиталистических держав. И это по­нимали как

наши госу­дари, так и другие политические деятели. Александр I и Николай I

признавали серьез­ность и актуальность этого вопроса и уделяли ему внимание.

Подтвер­ждение этому указ о "Вольных хлебопашцах" и ре­форма графа Кисе лева.

Ключевым вопросом аграрных отношений является вопрос собственности не землю.

В России, остававшейся до конца 19 века крестьянской страной, проблема

собственности была особенно острой и драматичной. В 13-15 веках крестьяне

России имели землю в соб­ственности при одном существенном условии. Они были

вправе продать свой участок только жителю той же деревни и никому дру­гому.

Укрепление великокняжеской власти и церкви привело к поглоще­нию феодалами

крестьянской общины и интенсивному росту феодального землевла­дения. В стране

сложилось крепостное право: право частной собст­венности по­мещика на землю и

крестьян. Крепостное право, отмененное в 1861 году, по­зво­лило половину

помещичьей пахотной земли вновь передать крестьянам в об­щинное владение.

Личное ос­вобождение крестьянства от кре­постной зависимо­сти имело огром­ное

значение. Сущест­вуют различные оценки этого периода в жизни страны. Часть

исто­риков считает, что ре­форма была проведена исключи­тельно в интересах

дворянства, дру­гие историки, час­тично признавая это, гово­рят о главном:

Россия совершила скачок в своем экономиче­ском раз­витии. Ре­формы 60-70 гг.

XIX века ускорили развитие про­цесса первоначального накоп­ления капитала в

России.

Аграрный капитализм мог развиваться по "прусскому" пути, при котором

крестьяне осво­бождаются без земли или с малыми наделами, могут в любой

момент избавиться от нее и уйти в наемные работники, а помещики получают от

государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на

ка­питалистические рельсы.

Но не исключался и "американский" путь развития капитализма, при кото­ром

помещичье землевладение отсутствует, а крестьяне получают крупные уча­стки

земли и свободно ею распоряжаются. Оба эти пути представляли со­бой

значительный прогресс по сравнению с прежними аграрными отноше­ниями, в

основе которых лежали внешне экономическое принуждение кре­стьян, отсутст­вие

свободного рынка рабочей силы, земли, капиталов.

Вожаком реформ которые обязаны были сделать Россию великой должен был быть

чело­век, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Ар­кадьевич

Столыпин.

2. Аграрная реформа:

"богатое крестьянство служит везде лучшей опорой порядка"

Столыпин.

2.1 Столыпин и Дума.

Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года. Депутаты

I Думы были приняты царем на другой день - 27 апреля. Нет сомне­ний, что

Столыпин по­лучил свой пост под Думу в том смысле, что ему было до­верено

проложить политиче­ский курс в новых исторических условиях - обеспе­чить

сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с "на­родным

представительством". Вскоре Столыпин сменяет Горемыкина на посту

предсе­дателя Совета министров. И здесь судьба I Думы оказалась

взаимосвя­занной с судьбой Столыпина. Роспуск I думы произошел в день

назначения Столыпина премьером - 8 июля 1906 года.

За короткое время своего существования Дума закидала правительство

за­просами. Обсу­ждались вопросы о конфискации земель у помещиков,

отстра­не­ние администрации, от­мены смертной казни для политических

заключен­ных, нужно сказать, что не только в Думе , но и в кабинете министров

не было согла­сия. Столыпин не считал, что сила прави­тельства проявится лишь

в том случае, если оно будет выносить свои решения "объеди­ненным"

министерст­вом и этим облегчит работу государю.

П.А. Столыпин начал политику успокоения народа. Меры были очень строгие -

введение военно-полевых судов, где кучка офицеров решала судьбу человека.

Частое применение армии "в помощь гражданской власти" На "ус­по­коение" были

брошены все силы прави­тельства и временно удалось пода­вить революционное

движение. Столыпин, проводя та­кую политику, был про­сто не­обходим

дворянству и классу имущих.

Политика Столыпина была не по душе агрессивно настро­енным пар­тиям, тем же

кадетам. Это вылилось в террористический акт, кото­рый произошел 12 ав­густа

1906 года. В результате взрыва погибло 27 человек. Пострадали и дети

Столыпина, который сам не пострадал, в момент взрыва он находился в своем

рабочем кабинете, ко­торый находился в противоположном конце дачи.

Память о взрыве часто тревожила Столыпина, он приписывал всю вину себе за

кровь и слезы, за искалеченные жизни людей, пострадавших от взрыва. Но вскоре

он нашел в себе силы, не прерывая работы ни на один день, стал го­товить

новые разработки по спо­собам подавления революционного движения. После 12

августа престиж Столыпина под­нялся среди министров. Для всех он стал

примером моральной силы. Реальным результа­том этого жестокого акта явилась

быстрая и более жестокая реакция правительства, Сто­лыпин сделал максимум

усилий для этого. 24 августа 1906 года была опубликована пра­ви­тельственная

программа, которая состояла из двух частей - репрессивной и ре­формист­ской.

В ней говорилось, что правительство противопоставит наси­лию силу. В

местностях, объявленных на военном положении, вводились во­енно-по­левые

суды ("скоро-реши­тельные"). В центре реформистской про­граммы был знаменитый

указ 9 ноября 1906 года, о возможности выхода из общины. Цель данного закона,

который подписал смертный приговор извеч­ной крестьянской общине - повернуть

аграрную проблему другой сторо­ной, вместо того чтобы отбирать землю у

помещиков, обезземеливалась община, так как принадлежав­шие общине земли

распределялись между кре­стьянами. Однако требовалось разрешение последних на

разрушение этого ин­ститута, только укрепившегося в ходе революционных

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты