Реферат: История цивилизаций

отвоевывать их владения, короли, вместо утраченных феодов, стали жаловать

ленникам в феод доходные статьи — пра­во сбора различных налогов, пошлин,

торговые привилегии и т.п. Углублялось воздействие торговли, товарно-денежных

отношений на аграрную по преимуществу экономику

латинских государств Ближнего Востока, втягивание

их в рыночные связи Восточного Средиземноморья.

Бароны и прямые вассалы короны заседали в курии, или

Ассизе Высшего суда, который был и верховным политическим советом, и

феодальным судом. Решения, принятые этим судом, ограничивали королевскую власть

и нормировали на основании обычаев отношения государя с вассалами. Другая

палата — Ассиза суда горожан — разбирала судебные

споры этой категории населения по имущественным

вопросам. Позднее записи (книги) решений этих палат и трактаты комментировавших

их юристов составили свод феодального права

государств крестоносцев — «Иерусалимские

Ассизы» (слово «ассизы» здесь понималось в

значении су­дебник). Этот кодекс применялся во владениях крестоносцев и

венецианцев на Леванте вплоть до XV в.

Местные крестьяне (арабы, сирийцы, армяне, греки, и

пр.) были лишены личной свободы - и обрели статус вилланов, вынужден­ных нести

оброк (от трети до половины урожая и приплода ско­та) в пользу сеньоров и

платить налоги государству. Определенную долю

населения в государствах крестоносцев составляли рабы, главным образом — взятые

в плен или купленные «сарацины».

Торговля в государствах крестоносцев была сосредоточена в ос­новном в руках

купцов Генуи (оказавшей рыцарям помощь фло­том), Пизы, Венеции, Марселя. В

товарообмене преобладала ори­ентация на внешний рынок, экспорт предметов

роскоши, специй и рабов и импорт металлов,

оружия, коней, кож и сукна, продо­вольствия. В портовых городах (Акре, Яффе,

Бейруте и др.) купцы морских республик имели свои укрепленные кварталы и

приви­легии. Они управлялись собственными консулами. Между куп

ече­ством различных городов велась конкурентная борьба, втягивающая и

феодальных сеньоров, не занимавшихся крупной торговлей, но получавших прибыли

от коммерческих пошлин.

Крупным, освобожденным от налогов землевладельцем была церковь. В

Иерусалимском королевстве было патриаршество, 14 епископств и много

монастырей. Они могли владеть фьефами и, кроме

того, собирали церковную десятину. Папы осуществляли через своих легатов

повседневный контроль за деятельностью церковных учреждений, выборами

епископата.

Вассально-ленная система, отсутствие единого внутреннего рынка, постоянная

военная угроза со стороны воинственных мусульман­ских соседей, недовольство

значительной части крестьян и горо­жан властью иноземных сеньоров, бывших к

тому же иноверцами, сокращение притока воинов из Европы не способствовали

цент­рализации и прочности государств Латинского Востока. Понимая это, их

правители и папы стремились стимулировать крестонос­ное движение и дальше, а

также найти дополнительные средства защиты. Одним из них стало создание

духовно-рыцарских орденов.

Вступая в любой из них, рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия (отказ

от брака), бедности (с запретом накопления богатств) и послушания (старшим в

Ордене и папам). Но в отличие от обычных монахов члены духовно-рыцарских

орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись не

епископам диоцезов, но лишь папе и орденским

властям — капи­тулу и великим магистрам. Орденам передавались многие замки.

Еще около 1070 г. купцами из Амальфи в Иерусалиме

был по­строен странноприимный дом для пилигримов. В ходе и после Первого

Крестового похода там принимали и лечили ра­ненных и больных рыцарей. Дому дали

имя св. Иоанна Милости­вого, патриарха Александрийского VII в. Вскоре монахи,

ухажи­вавшие за раненными, стали и сами участвовать в боевых дейст­виях, и в

1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или

иоанниты были призваны воевать с неверны­ми. (После завоевания Палестины

мусульманами иоанниты в 1309 г. овладели островом Родос, а затем, когда его в

1522 г. захватили османы, перебрались на остров Мальту; а орден получил новое

название — Мальтийского).

Орден тамплиеров или храмовников возник в начале XII в. и получил свой устав в

1128 г. Он был назван по расположению его резиденции близ легендарного Храма

царя Соломона. Как защит­ники церкви тамплиеры наделялись рядом привилегий и

боль­шими земельными владениями. Орден накопил и значительные денежные средства

(нередко они передавались ему на хранение). С XIII в. значительная часть

тамплиеров переселилась во Фран

цию, где при Филиппе IV орден был ликвидирован по об

вине­нию в ереси, а его богатства конфискованы королем. Упраздне­ние было

признано папой в 1312 г.

В 1190/91 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине орден св. Девы Марии —

Тевтонский орден. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где

постепенно развернул военную ак­тивность в Пруссии.

Отличием иоаннитов был красный плащ с белым крестом, там­плиеров — белый плащ с

красным крестом, тевтонцев — белый плащ с черным

крестом.

Ордены сыграли значительную роль в защите Св. Земли. По­степенно они стали

серьезной политической силой, участвовав­шей во внутриполитических распрях

государств крестоносцев. С ростом их богатства усиливалось и их обмирщение.

Второй крестовый поход (1147—1148). Оправившись от пораже­ний, нанесенных

первыми крестоносцами, сельджуки вскоре пере­шли в наступление.

Атабег (правитель) Мосула

Занги обратился к мусульманским правителям с призывом к

джихаду — священной войне Ислама против христиан. В 1137 г. он разгромил

войска графа Триполи, а в 1144 г. захватил Эдессу.

Джихад, набирал силу, создавая угрозу всем государствам крестоносцев.

В 1145 г. папа Евгений III впервые издал буллу, призывавшую к крестовому походу.

Проповедь похода была поручена выдающе­муся и фанатичному проповеднику аббату

Бернарду Клервосскому. Поход возглавили король

Франции Людовик VII и германский император Конрад

III. Начавшись в 1147 г., он не имел успеха. Немецкие рыцари были разгромлены у

Дорилея, французские потер­пели поражение при осаде Дамаска в 1148 г. Во время

похода про­явились серьезные противоречия между «франками» и Византией.

Третий крестовый поход (1189—1192). Во второй половине XII в.

внешнеполитическое положение государств крестоносцев продол­жало ухудшаться.

Полководец-курд Салах ад-Дин

(Саладин) стал султаном Египта и присоединил к нему часть Сирии и

Месопотамии. В 1187 г. битве близ деревни Хаттин

он наголову разгромил объединенные войска крестоносцев и захватил в плен короля

Ги де Лузиньяна и великого магистра тамплиеров

со многими рыца­рями. Вскоре после этого он завладел всеми приморскими

горо­дами к югу от Триполи, включая Акру и Бейрут, я взял

Иеруса­лим, принудив жителей заплатить высокий выкуп за свою, жизнь. Кроме

Иерусалимского королевства, Салах ад-Дин занял боль­шую часть графства

Триполи и Антиохийского княжества. На­висла угроза

потери всех владений крестоносцев на Леванте.

В 1187 г. папа призвал католиков к новому крестовому походу. Кардиналы приняли

обет пешком обойти Францию, Англию и империю, чтобы проповедовать священную

войну. В Третьем крес­товом походе участвовали профессиональные рыцарские

армии, хотя специальный налог на него — Саладинову

десятину — платили (не без ропота и возмущения) жители Британских островов,

Фран­ции, итальянских государств... Три отряда «паломников» возгла­вили король

Англии Генрих II Плантагенет, а после его смерти

его сын — Ричард I Львиное Сердце, король Франции Филипп II Август и император

Фридрих I Барбаросса. Эти монархи лелеяли планы

создания универсалистских государств и были давними соперниками.

Византия с недоверием отнеслась к крестоносцам, особенно к Фридриху I,

заключившему союз с ее врагом — ико-нийским

султаном Кылыч Арсланом

II. Император Исаак II Ан­гел подписал соглашение с Салах

ад-Дином, прямо направленное против сельджуков, а косвенно — и против

крестоносцев.

Фридрих I стал готовиться к захвату Константинополя, но не получил поддержки от

папы и, разорив фракийские области, пере­правился через

Дарданеллы в Малую Азию. Сначала германскому императору сопутствовал успех.

Он взял Иконий у разорвавшего союзные отношения

нового султана сельджуков Кей

Хюсрева I и двинулся в Киликию. Но неожиданное

событие изменило ход похода: при переправе через горную речку император утонул,

и его войско из киликийских портов отправилось на

родину или в Антиохию.

Английские крестоносцы вмешались в борьбу феодальных группировок на Сицилии, а

затем отправились на только что от­коловшийся от

Византии Кипр, захват которого Ричардом I стал наибольшим успехом

крестоносцев. Высадившись в Сирии, англи­чане вместе с французами и рыцарями

Иерусалимского королев­ства осадили Акру и взяли ее после долгой осады.

Столкновение Ричарда I с Филиппом II привело к отъ

езду французских рыца­рей из Тира, а затем и к началу войны Франции с Англией.

Остав­шийся в Палестине Ричард I трижды пытался взять Иерусалим, но

безрезультатно. В 1192 г. он подписал с султаном мир, по которому за

крестоносцами сохранялось побережье от Тира до Яффы. Воз­вращаясь на родину,

Ричард I был пленен австрийским герцогом Леопольдом (также участником похода и

соперником английского короля) и провел 2 года в заключение у германского

императора.

Третий крестовый поход обострил противоречия в Европе и уси­лил конфронтацию

Запада с Византией. Тем не менее, он предот­вратил

падение государств крестоносцев на Леванте.

Столицей Иерусалимского королевства стала Акра. Следствием похода было также

образование Кипрского королевства (1192—1489), после того как Кипр был продан

Ричардом I госпитальерам, а затем перешел к бывшему

Иерусалимскому королю Ги

де Лузиньяну.

Четвертый крестовый поход (1202-

1204). К началу XIII в. стало очевидным, что судьба Святой Земли зависит

от Египта. Поэтому папа Иннокентий III (1198—1216) развернул пропаганду похода,

направленного против Египта. Вместе с тем завязавшийся к

лубок противоречий вывел на первый план антагонизм между группой

западноевропейских государств и Византией. В Четвертом крес­товом походе

справедливо усматривают переломный момент и кризис крестоносного движения, ибо

впервые жертвой крестонос­цев стали христианские государства. Но не

религиозные, а в первую очередь политические амбиции и экономические интересы

напра­вили меч крестоносцев против Константинополя, хотя взаимная неприязнь и

недоверие греков и латинян постоянно нарастали от Первого к Третьему походу,

обострялись и торговые противоречия.

Предводители войска крестоносцев, собравшихся к лету 1200 г. во Франции,

обратились к Венеции, располагавшей наилучшим военным и транспортным флотом, с

просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201 г. дож Венеции

Энрико Дандоло подписал с по­слами крестоносцев

договор, по которому Венеция присоединя­лась к участию в крестовом походе, и

обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000

оруженосцев и 20000 пехотинцев при условии упла­ты 85 тыс. марок серебром. В

июне 1202 г. корабли уже были гото­вы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в

Венецию. Другие от­правились через Фландрию, Марсель,

Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои

драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы,

которую необходимо было внести целиком. Блокированные на острове

Лидо, воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роп­тать, поход

был под угрозой срыва. Тогда дож предложил предво­дителю похода

монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку при

условии, что воины помогут Венеции овладеть далматинским пор­том Задаром,

незадолго перед тем передавшимся под власть вен­герского короля, тоже, кстати,

взявшего крест. Несмотря на запрет папы поднимать оружие против христиан и на

протест части знат­ных и рядовых «пилигримов», покинувших затем лагерь и

вернув­шихся на родину, князья уступили требованию Венеции и посл

е осады, в ноябре 1202 г. Задар был взят и

разграблен. Иннокен­тий III отлучил Венецию и крестоносцев от церкви, однако,

не желая прекращения экспедиции и распада войска, по

ручи своем

у легату снять отлучение с воинов, как только они продолжат поход.

В начале 1203 г. к зазимовавшим в Задаре

крестоносцам прибы­ли посланцы германского императора и византийского царе

вича Алексея Ангела. Отец Алексея, император Исаак II в 1195 г. ли­шился

зрения и престола, захваченного его братом Алексеем III. Сыну Исаака, тоже

Алексею, удалось бежать на Запад, где он нашел подд

ержку как у своего деверя, короля Филиппа Швабского, унас­ледовавшего давние

притязания Штауфенов на византийские зем­ли, так,

по-видимому, и у папы, которому царевич обещал при­знание византийской церковью

главенства Рима. Ставленник Филиппа Швабского

Бонифаций Монферратский согласился по­мочь

царевичу в обмен на обязательство выплатить крестоносцам 200 тыс. марок и

участвовать в крестовом походе.

Летом 1203 г. Константинополь был осажден. Византия,

нахо­дившаяся в жестоком кризисе и не имевшая сильного флота, ка­питулировала.

Исаак II был восстановлен на престоле, Алексей IV стал его соправителем, но они

смогли ценой чрезвычайных мер собрать лишь половину обещанной суммы, вызвав при

этом воз­мущение населения и православного духовенства. В ре

зультате народного восстания императоры были низложены и новый госу­дарь,

Алексей V Дука, порвав с «латинянами», сделал

отчаянную попытку организовать оборону города.

Рыцари решились на штурм. Теперь они уже не думали о новом греческом монархе и

в марте 1204 г. приняли решение разделить Византию

между участниками похода. 13 апреля 1204 г. неприступный ранее Константинополь

пал, и крестоносцы принялись захватывать и делить греческие зем­ли. Была

образована Латинская империя во главе с графом Фланд­рии и

Эно Бодуэном, патриархом избрали венецианского

клири­ка из патрицианского рода Томмазо

Морозини. Ни о каком про­должении похода в Святую Землю победители уже не

помышляли.

Четвертый крестовый поход был последним крупным деянием и вместе с тем

выражением глубокого кризиса крестоносного дви­жения, жертвой которого стала

крупнейшая православная держава.

Крестовые походы XIII в. Осознание кризиса привело к поис­кам новых форм

крестовых походов. В рассказе о них легенды причудливо переплетены с

действительными фактами и трудно отличимы друг от

друга. Хронисты повествуют, например, о том, что в народе распространялось

представление, что только чудо, совершенное безгрешными детьми, освободит

Иерусалим. В 1212 г. в Северной Франции и в области Ке

льна тысячи юношей и под­ростков, в основном из крестьянских семей, собирались в

отря­ды, желая идти в Святую Землю. Часть из них, якобы, прибыла в Марсель, где

алчные судовладельцы продали детей в рабство му­сульманам, часть, перейдя через

Альпы, достигла Генуи, а за­тем рассеялась. Так бесславно и трагично закончился

полулеген­дарный Крестовый поход детей.

Запад вновь вернулся к идее рыцарских походов. Пятый крес­товый поход против

Египта (1217—1221),в организации которого участвовали венгерский король

Эндре II, австрийский герцог, король Кипра и правители государств

крестоносцев, увенчался взятием ключевой крепости —

Дамьетты. Однако распри среди самих крестоносцев помешали им развить успех и

удержать город. Шестой крестовый поход (1228—1229) возглавил германский

император и сицилийский король Фридрих II Штауфен,

принявший крест еще в 1215 г. Находясь под

отлучением из-за конфликта с папой, лишенный поддержки госпитальеров и тампли

еров, Фрид­рих II, тем не менее, укрепил Яффу и сумел путем переговоров с

султаном Египта вернуть без боя Иерусалим и прилегающие тер­ритории. Доступ в

Святую Землю объявлялся открытым для всех. Однако в

1244 г. Иерусалим вновь захватили мусульмане.

Седьмой крестовый поход (1248-1254) тщательно готовился фран­цузским королем

Людовиком IX. Велись переговоры о союзе с та­таро-монголами против Египта.

Крестоносцам удалось вновь овла­деть Дамьеттой и

крепостью Мансура. Однако в 1250 г., не дойдя до

Каира, они были разгромлены египтянами. Король и многие рыцари попали в плен и

были потом освобождены за огромный выкуп в 200 тыс. ливров. Организованный в

1270 г. тем же королем Восьмой крестовый поход также не принес результатов.

После вы­садки в Тунисе в войске крестоносцев вспыхнула эпидемия, жер­твой

которой оказались многие участники и сам Людовик IX.

После этого попытки новых экспедиций ради освобождения Святой Земли успеха не

имели. Государства крестоносцев в Си­рии и Палестине были обречены. Помощь им

со стороны мор­ских республик и западноевропейских государств была

недоста­точна. В 1268 г. Египет завоевал Антиохию,

в 1289 г. Триполи, в 1291 г. — Акру, последнюю столицу

Иерусалимского королевства и крупный торговый порт. Эпоха Крестовых походов

в Святую Землю закончилась.

«Северные» кре

стовые походы. В XII—XIII вв. немецкие, датские и шведские феодалы

организовывали «северные» крестовые похо­ды в Восточную Прибалтику против

«язычников»: финских племен, с

лавян (ободритов, поморян, лютичей),

ливов, эстов, пруссов. За­хваченные земли в

Пруссии, Юго-Западной Финляндии, Западной Карелии

активно колонизировались, на них образовывались нов

ые государственные структуры, как, например, немецкие герцогство

Мекленбургское, маркграфство Бранденбургское, в

ладения Тевтон­ского и Дивонского

духовно-рыцарских орденов, активно участво­вавших в завоеваниях. Коренное

население подвергалось христиа­низации, нередко насильственной. На завоеванных

крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселе

ний, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Берлин, ос­нованные

немцами, Ревель (Таллин) — датчанами,

Выборг — шве­дами и др. Некоторые из них, как,

например, Рига, были важными форпостами

католической церкви, резиденциями архиепископов.

Поздние крестовые

походы. В XIV—XV вв. делались попытки использовать идею и форму крестовых

походов главным образом для противодействия экспансии турок-османов. В 1344 г.

папа Климент VI организовал так называемую Священную лигу, в ко­торую вошли

Венеция, Генуя, Кипр, госпитальеры Родоса. Флоту крестоносцев удалось завоевать

Смирну у турецкого эмирата Айдын. В 1365 кипрский

король Пьер I де Лузиньян

внезапным рейдом захватил Александрию у Египта, а

граф Савойи Амадей VI в том же году отнял у

турок и болгар города Галлиполи,

Несебр, Созополь, передав их Византии.

Эти частные успехи не остановили продвижения турок. Поход 1396 г. с участием

рыцарей Венгрии, Германии, Франции, Бургундии,

Англии, воинов Польши и Валахии окончился неудачей

в результате сокрушительного поражения близ Никополя

на Ду­нае. Множество рыцарей и сам полководец венгерск

ий король Жигмонд

(Сигизмунд Люксембург) попали в плен. Вторая попытка была предпринята в 1444

г. Войска крестоносцев, в основном из Центральной Европы и с Балкан под

командованием короля Поль­ши и Венгрии Владислава III и трансильванского

воеводы Яноша Хуньяди после ряда успехов были

разгромлены султаном Мура-дом II в «битве народов» при

Варне в 1444 г. Поборником и ини­циатором крестового похода в середине XV в.

был бургундский герцог Филипп Добрый. Но и он не добился существенных

ре­зультатов. Идея крестовых походов в XIV— XV вв. уже была исто­рическим

анахронизмом и лишь идеологически оформляла дей­ствия коалиций или отдельных

государств Западной Европы.

Итоги Крестовых походов. Крестовые походы не

достигли тех целей, которые ставили перед собой их организаторы и участники.

Они повлекли большие жертвы как среди населения государств Востока, так

% среди их участников. Гибли многие культурные цен­ности, дворцы, памятники

и библиотеки. Особенно сильно постра­дал Константинополь, никогда не вернувший

себе былой красоты и величия после латинского разгрома. Вместе с тем, они

расшири­ли горизонты, впервые после времен античности привели в близкое

соприкосновение Европу и Восток. Результаты их неоднозначны.

Несомненно, вырос товарообмен между Западом и Востоком, порты Восточного

Средиземноморья Акра, Бейрут, города Кипра стали важными узлами посреднической

торговли. Большую выго­ду извлекли для себя итальянские морские республики —

Генуя, Венеция, Амальфи, Пиза, основавшие на

Леванте торговые фак­тории, которые обладали

значительными торговыми привилегия­ми. Усилился вывоз западноевропейских

товаров, прежде всего, — английского, фламандского, французского,

ломбардского сукна на Восток, что стимулировало ремесленное производство

Западной Европы. Некоторые технологические новинки (например,

ветря­ная мельница) и сельскохозяйственные культуры: гречиха, арбу­зы,

абрикосы, лимоны были завезены в ту эпоху с Востока. Крес­тоносцы познакомились

с производством сахара, голубиной поч­той. Предметы восточного быта, оружие,

редкостные изделия, ковры, сладкие вина и пряности

входили в моду, порождая еще большую потребность сеньоров в деньгах и усиливая

переход от натуральной к денежной ренте в хозяйстве феодалов. В Западной Европе

Крестовые походы углубили социальное, имущественное и юридическое неравенство

крестьян и сеньоров, способствовали оформлению рыцарства как сословия.

Крестовые походы содействовали укреплению централизации Франции и Англии, оттоку

наиболее беспокойных элементов ры­царской вольницы. Со времен Крестовых походов

ведут отсчет интересы Франции и Англии на Востоке. Не случайно в

ладения крестоносцев (именуемых нередко «франками») называли Фран­цией на

Востоке. В ходе походов были ослаблены позиции Ви­зантии и арабского мира в

морской торговле и заложены основы морского могущества Генуи и Венеции.

Необходимость перевоз­ки значительного числа людей и товаров, по

ддержания регуляр­ных связей с Левантом привела

к совершенствованию судов, ос­воению новых

маршрутов навигации. На первых порах вырос, а затем, с упадком движения

снизился авторитет папства. Католическая церковь, тем не менее, сущ

ест­венно расширила зону своего влияния, консолидировала земель­ную

собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе

с тем. Крестовые походы усилили конфронтацию Запада

и Востока. Они активизировали джихад как ответную

агрессивную реакцию мусульманского мира. Четвертый крестовый поход, гораздо в

большей мере, чем схизма 1054 г., разделил

христианские церкви, заложив в сознание православно­го

населения образ поработителя и врага— латиняна. Они

укре­пили на Западе психологический стереотип, компонентой кото­рого было

недоверие, а нередко и враждебность не только к миру

ислама, но и к восточному христианству.

В результате Крестовых походов возрос обмен книжным и некнижным знанием между

Западом и Востоком. Резко усили­

лись социальная мобильность населения. Прежние

узкие рамки Запада были существенно — впервые пос

ле антич­ности — расширены.

Список литературы:

1. История средних веков (под редакцией Карпова С. П.); Москва; 1998 г.

2. Ле Гофф, Жак «Цивилизация средневекового Запада»; Москва; 1992 г.

3. Средневековая Европа глазами современников и историков; Москва

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты