Реферат: История цивилизаций

Реферат: История цивилизаций

План

I. Сущность религиозной реформации в Европе.

· Монашеские движения Х — первой половины XI в. Идея церков­ной реформы.

· Раскол церкви.

· Грегорианская реформа.

· Цистерцианский орден.

· Ереси второй половины XII—XIII в.

· Нищенствующие ордена.

· «Авиньонское пленение» пап.

· Великая схизма и соборное движение.

II. Религиозные войны.

· Предпосылки и характер крестовых походов.

· Клермонский Собор.

· Первый крестовый поход (1096-1099).

· Государства крестоносцев на Востоке.

· Второй крестовый поход (1147—1148).

· Третий крестовый поход (1189—1192).

· Четвертый крестовый поход (1202-1204).

· «Северные» крестовые походы.

· Поздние крестовые походы.

· Итоги Крестовых походов.

Литература

I. Сущность религиозной реформации в Европе

Монашеские движения

Х — первой половины XI в. Идея церков­ной ре

формы. В Х в. на фоне глубокого кризиса церковной жизни пр

едпринимаются первые попытки возрождения аскетических ценностей. Инициатором

обновления выступило монашество, в недрах которого

оформились движения за реформу монастырей, подготовившие к середине XI в. и

общецерковную реформу. Свою силу монашество

черпало в широко распространившихся среди мирян ожиданиях конца света — сначала

в тысячелетнюю годов­щину рождества, а затем и воскресения Христа. Именно

реформи­рованное монашество становится во второй половине X—XI в. наи­более

авторитетной силой христианского мира.

Наибольшее влияние среди разнообразных монашеских движе­ний уже к середине Х в.

приобрели клюнийцы. Монастырь Клюни в Бургундии был основан в 910 г. В отличие

от других аббатств, Клюни с самого начала оказался

вне сферы действия «права част­ной церкви». Его

основатель, герцог Аквитании, на вечные вре­мена

отказался от своих прав на монастырь, передав его под по­кровительство римского

папы, что обеспечивало и независимость от епископа.

Освобождение монашества от влияния изв­не, будь то

со стороны епископа или светского сеньора, стало осн

овой клюнийской программы реформы. Это не означало,

что клюнийцы добивались отмены «права частной церкви». Напро­тив, они сам

и пользовались этим правом для осуществления ре­формы монастыре

й, получая их в дар во спасение души, покупая или вступая с сеньором в

совместное владение. Клюнийцы на­правляли свои усилия, прежде всего на

устранение тех очевидных нарушений бенедиктинского

устава, которые были вызваны об­мирщением монастырей в конце IX—Х в. Неслучайно

для своих одеяний клюнийцы избрали черный цвет, символизировавший отказ от

всего мирского. Основной задачей монашества представ­лялась молитва за мирян

перед Богом, соединение с ним в мо­литвенном созерцании. Месса в Клюни в

течение дня не прекра­щалась ни на секунду и

отличалась особенной торжественностью.

Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей, главой

которого являлся непосредственно аббат Клю­ни, а основой монашеской жизни —

клюнийский обычай, дополняв­ший устав св. Бенедикта. Клюни

подчинялись сотни монастырей по всей Европе. Особую роль сыграли клюнийцы в

христианских государствах Испании, где они содействовали вытеснению

мосарабских богослужебных традиций римскими и утверждению ав­торитета папы.

Клюнийское объединение не ограничивалось сфе­рой

политических интересов того или иного сеньора, как, ска­жем, объединение

монастырей Каролингской империи вокруг правящей

династии. Клюнийские монастыри были вы­ведены из

под власти местных епископов. Аббат Клюни, позднее получивший из Рима знаки

епископского сана, являлся как бы епископом подчиненной ему «клюнийской

церкви». Свободные от власти сеньоров и епископов клюнийские монастыри

образо­вывали своего рода суверенное монашеское государство, главу которого

современники нередко называли «королем».

В Х — начале XI в. попытки реформировать монашество предпринимаются и в

германской империи. Но если клюнийское движение развивалось снизу, по

инициативе отдельных подвиж­ников из числа самих монахов, то в Германии главным

поборни­ком реформы выступал император. Так, например, Генриха III (1039-1056),

а не какого-либо аббата, современники называли «правителем монахов».

Реформаторские устремления германских императоров были направлены на укрепление

системы имперской церкви. Продолжая традиции

Каролингов и рассматривая свою власть как сакральную, императоры

претендовали на роль защит­ников церкви и истинного

благочестия. Бороться со всевозмож­ными церковными нестроениями, по их мнению,

входило в обя­занности помазанника Божьего.

Именно эти соображения побудили Генриха III и его окруже­ние выступить с идеей

церковной реформы, выходящей за преде­лы одного лишь монашества. О

здоровление церкви Генрих III ре­шил начать с Рима, положив конец власти

римской аристократии над Апостольским Престолом. В 1046 г. он низложил сразу

трех пап, избранных различными группировками римского духовенст­ва и нобилей.

После чего сам назначил папой немецкого еписко­па, сторонника реформы. Период с

1046 по 1058 г. называют эпо­хой немецкого папства. В эти годы римскую

церковь возглавляли папы немецкого происхождения, опиравшиеся в деле реформы

церкви на императора. Целью реформы было в первую очередь запрещение симонии и

браков среди клириков, объявленных ере­сью. Именно в середине XI в. в западной

церкви в целом утверждается обет безбрачия (целибат) для клира. Целибат

обес­печивал неотчуждаемость церковного имущества и способствовал росту

экономического могущества церкви в последующие столетия.

Контакты папства с епископствами и монастырями Западной Европы упрочились и

стали более интенсивными. Началось со­здание и особых механизмов осуществления

папской власти над церковью. Эти усилия связаны в первую очередь с

понтификатом Льва IX (10491054). Лев IX провел

реорганизацию папской кан­целярии, которая вскоре получила название римской

курии. Наря­ду со значительным штатом писцов и

нотариев, позволявшим пап­ству вести обширную переписку, в нее вошли

ближайшие совет­ники Льва IX из числа реформаторов церкви. Эти советники о

бразовали коллегию кардиналов. Кардиналами ранее называли римских

клириков, а также епископов семи ближайших к Риму кафедр; в их обязанности

входило главным образом участие в пап­ском богослужении. Однако теперь Лев IX

рассматривал карди­налов как опору папства в

управлении церковью и проведении реформы. В коллеги

ю кардиналов вошли клирики из разных стран, олицетворяя, таким образом,

универсальный (вселенский) харак­тер папской власти.

Раскол

церкви. В 1054 г. произошел разрыв между папством и

. восточной церковью, положивший начало раздельному сущест­в

ованию двух церквей — римско-католической и православной. В

действительности, церкви на латинском Западе и греческом Востоке уже давно

развивались обособленно, а затяжные схизмы, то

есть расколы единой церкви, случались и ра­нее. Во многом противостояние

восточной и западной церквей определялось как различными представлениями о

взаимоотноше­ниях светской и духовной власти, так и соперничеством римско­го

папы и константинопольского патриарха. Существенную роль

в обострении взаимоотношений Рима и Константинополя играли пол

итические факторы — такие, как возрождение Римской импе­рии на Западе и

борьба империи и папства против Византии на юге

Италии в первой половине XI в. Вместе с тем, между латин­ской и греческой

церквями к середине XI в. накопились и значи­тельные различия в толковании

христианского вероучения.

По-видимому, еще в борьбе с варварами-арианами,

отстаивая полное равенство Христа Богу Отцу, на западе к

никейскому сим­волу веры стали добавлять filioque (лат

.: «и от Сына»), утверждая, таки

м образом, исхождение Святого Духа не только от

Бога Отца, но и от Сына. В конце VIII в. по инициативе Карла Великого это

добавление было принято во франкской империи, а в начале XI в.

утверждено папством.

В первой половине XI в. на Западе окончательно оформилось учение о

пресуществлении, то есть о способе пребывания тела и крови Христа в

хлебе и вине, используемом в таинстве евхарис­тии. Если на Востоке полагали,

что тело и кровь присутствуют в хлебе и вине лишь духовно, то на Западе

укрепилось мнение, со­гласно которому при отправлении таинства хлеб и вино

превра­щаются в подлинные кровь и плоть Спасителя, которые верую­щие, по словам

одного из теологов, буквально «пережевывают зубами». На основании учения о

пресуществлении в XIII в. было обосновано и различие между причастием мирян и

духовенства, также углубившее догматические противоречия, разделявшие

ка­толическую и православную церковь. Если в хлебе и вине при­сутствует

подлинная кровь и плоть Христа, иными словами сам Христос, то и в хлебе

отдельно и в вине отдельно наличествует весь Спаситель сразу. Католические

теологи сочли, поэтому воз­можным причащать мирян одним хлебом, священников же

— по-прежнему хлебом и вином.

К этим противоречиям добавилось впоследствии и расхождение в представлениях о

загробном мире. Основываясь на Священном Писании, греческие богословы

продолжали представлять потус­торонний мир двухчастным; состоящим из Рая и Ада.

Однако еще в раннем средневековье у некоторых латинских авторов упомина­лось об

«очистительном огне», временном испытании, очищаю­щем душу, не завершившую при

жизни покаяния, перед вступле­нием ее в Рай. В начале XIII в. папство утвердило

догмат о чис­тилище как особом, третьем «отсеке» загробного мира. Принимая

догмат, папство старалось усилить влияние католического клира в обществе,

утвердить идею о спасительной роли церкви, способ­ной молитвами избавлять души

усопших от страданий в чистилище.

Несмотря на углубление теологических расхождений, современ­ники не воспринимали

раскол 1054 г. как окончательный. Схиз­ма стала реальностью лишь после разгрома

крестоносцами Кон­стантинополя в 1204 г. Папа Иннокентий III (1198-1216)

при­знавал, что после бесчинств в константинопольских церквях греки видят в

латинянах лишь «творения порока и тьмы» и «справедли­во сторонятся их будто

псов». Вместе с тем, попытки заключения унии между католич

еской и православной церквями предприни­мались и позднее. Такие унии,

фактически подчинявшие папе церковь ослабевшей Византийской империи, были

подписаны на II Лионском (1274) и

Ферраро-Флорентийском соборах (1439). Однако в целом они были впоследствии

отвергнуты православ­ной церковью, получив признание лишь в ряде так называемых

униатских церквей Восточной Европы.

Грегорианская ре

форма. В конце 50-х гг. XI в. в кругах римских реформаторов зарождается идея

более глубокого обновления цер­кви и прежде всего

освобождения ее от власти светских правите­лей. Этом

у предшествовал анализ неудач реформаторов в борьбе с симонией. Подлинные корни

симонии виделись теперь в нару­шени

и канонической, то есть утвержденной соборами, процеду­ры избрания

священнослужителей. Согласно каноническому праву, кандидатуру на вакантную

духовную должность предлагает выше­стоящий иерарх церкви (епископ или

архиепископ), затем пре­тендента избирает «клир и народ». Однако вовлечение

церкви в вассально-ленные отношения привело к тому, что духовные долж­

ности стали распределяться государями и сеньорами. В глазах мирян они были

не более чем доходными местами, поэтому и торговля ими приняла столь крупные

масштабы. Главное бедст­вие

для церкви, по мнению реформаторов, заключалось в узурпи­рованном мирянами

праве инвеституры, то есть введения духов­ного

лица в должность, а также в «праве частной церкви». Сто­ронники реформы

стремились оградить церковь от всякого подчинения мирянам, восстановить

каноническую процедуру вы­боров. Это требование было воплощено в декрете,

подписанном папой Николаем II в 1059 г. Согласно этому декрету, выборы папы

стали исключительной прерогативой коллегии

кардиналов. Затем новый папа формально утверждался

римским клиром и народом. Императора при этом причисляли к «народу», отрицая за

ним какие-либо особые права.

Непримиримая борьба против светской инвеституры

началась в 1076 г. в понтификат Григория VII

(1073—1085). Характеризуя упорство и ярость Григория, проявленные в борьбе с

церковны­ми нестроениями, один из современников

назвал его «святым са­таной». Григорий VII принял комплекс мер, направленных на

пол­ное освобождение церкви от власти мирян, подчинение ее пап

е и восстановление действия канонического права, получивший в ис­ториографии

название «грегорианской реформы». Ее принципы

отстаивали и преемники Григория в конце XI — начале XII в. И

менно тогда было запрещено «право частной церкви».

Однако полностью исключить церковь из системы вассально-лен

ных отношений папству не удалось. Компромиссное решение было найдено в конце

XI в. известным теологом Иво

Шартрским, обозначившим различие между духовным и светским компонен­том во

власти прелата. Светские сеньоры сохраняли право инвес­тит

уры лишь применительно к светским прерогативам епископа, то есть вводили его

во владение пожалованными землями, тогда как непосредственно духовный сан

переходил в акте церковной инвеституры. В начале XII в. это компромиссное

решение было утверждено французским королем, затем английским и, наконец, в

1122 г. германским императором. В XII в. компромисс был най­ден и в отношении

«права частной церкви». Сеньору дозволялось осуществлять патронат

(покровительство) над основанным им приходом или монастырем, контролировать его

имущество и вы­боры предстоятеля. Однако в

Скандинавских странах право свет­ской инвеституры и «частной церкви» почти в

полном объеме сохранялось и позднее, вплоть до XIII в.

Итогом «грегорианской реформы» стало существенное ослабле­ние зависимости церкви

от светских сеньоров и ее консолидация в вертикальную иерархическую структуру

во главе с римским па­пой, назначавшим архиепископов. Вскоре папство запретило

мо­нархам взимать и какие-либо налоги с церкви, рассматриваемой теперь как

государство в государствах и обязанной отныне лишь вносить ежегодный налог папе

аннату и другие отчисления.

Установление папской теократии. Григорий VII и его преемни­ки в ходе борьбы за

инвеституру выработали концепцию папско­го универсализма, или папской

теократии, противостоящую идее универсальной светской империи. Наиболее полно

основные ее положения изложены в так называемом «

Dictatus papae» (продик­тованное папой), документе, приписываемом Григорию

VII. В нем утверждается, что папство обладает по праву, как высшей духов­ной,

так и высшей светской властью. Новая доктрина папства основывалась на

«Константиновом даре», а также на обширном комплексе фальшивок — «Лжеисидоровых

декреталиях», который возник еще в IX в. во Франкском королевстве и

приписывался св. Исидору

Севильскому (умер в 636 г.).

Папы эпохи «грегорианской реформы» являлись выходцами из реформированного

монашества. Поэтому в концепции папской теократии отразилось, прежде всего,

монашеское миросозерцание, согласно которому мир является лишь царством порока

и алчнос­ти; только святая церковь, которая также представлялась мона­шеской,

способна спасти его от погибели. Все светские государи должны быть слугами

наместника Бога на земле — римского папы, в то же время получившего от

Константина Великого и высшую светскую власть на Западе. В противном случае они

превращают­ся в слуг Антихриста и долг папы отлучить их от церкви, а вве­ренный

им народ призвать к восстанию. Во второй половине XII-ХIII в. к руководству

римской курии пришли юристы, не­редко занимавшие и папский престол. Они в целом

закрепили и развили теоретические рассуждения пап-монахов в каноническом праве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты