Реферат: История цивилизаций

Западной Европы, они уже в

XIII-ХIV вв. устремились за ее пределы — в Палестину, Египет, Закавказье,

Крым, державу монголов в Центральной Азии, достигнув даже Китая. Однако

организация проповеди в нищенствующих орденах су­щественно отличалась от

практиковавшейся в церкви, в том числе и регулярными канониками. Она

базировалась на опыте катаров и вальденсов.

Проповедник не ждал, когда к нему, в церковь, соберется паства, но сам искал ее,

шел к людям, «пешком без золота и серебра, словом,

во всем подражая апостолам». Нищен­ствующие монахи проповедовали тщету всего

мирского уже са­мим своим обликом: они скорее напоминали нищих странников, чем

монахов и священников. Бедность, таким образом, являлась наряду с проповедью

другой важной стороной представления об апостольской жизни. Некогда уже

цистерцианцы стремились во­плотить идеал

бедности, однако нищенствующие монахи пошли еще дальше. Им поначалу не только

запрещалось владеть каким-либо имуществом, но и предписывалось жить

исключительно за счет милостыни, нищенства. Несмотря на ряд общих черт

важ­нейшие из нищенствующих орденов — доминиканский и фран­цисканский имели

свою ярко выраженную специфику, обуслов­ленную обстоятельствами их

возникновения. На всей последую­щей истории этих орденов лежал глубокий

отпечаток личности их создателей — св. Доминика и

св. Франциска.

Св. Доминик (умер в 1221), испанский

каноник-августинец, в начале XIII в. оказался на юге Франции, охваченном ересью

аль­бигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь в организации эффективной

проповеди во имя сохранения целостности католи­ческой церкви. Официальное

название доминиканцев, выражаю­щее специфику ордена, — братья проповедники

. Но чтобы пропо­ведовать верное учение, следовало подготовить грамотных

пасты­рей, во всех тонкостях постигших ортодоксальную католическую теологию.

Поэтому с самого начала другим важнейшим направ­лением деятельности

доминиканцев было углубленное изучение теологии. Неслучайно центрами ордена

стали Париж и Болонья

два крупнейших университетских города средневековой Европы. Доминиканцы создали

разветвленную сеть теологического пре­подавания, включавшего также изучение

различных языков, не­обходимых теологу и проповеднику. Вскоре именно

доминикан­цы во многом определяли, что есть истинное христианское уче­ние. Св.

Фома Аквинский (умер в 1274) — крупнейший

авторитет католического богословия, принадлежал к ордену св. Доминика.

Неслучайно также, что большинство инквизиторов назначалось из числа

доминиканцев, хотя в ряде регионов Европы инквизи­ция была передана и ордену

францисканцев.

Св. Франциск (умер в 1226) был сыном богатого купца из италь­янского города

Ассизи, но еще в юности отказался от семьи, наследства и всех вообще земных

благ с тем, чтобы принадлежать одному Богу. Но так же как Христос, который

«умер за всех», Франциск отверг монашеское уединение, «зная, что послан Бо­гом

для того, чтобы приобрести Ему души». Франциска в отличие от Доминика,

заботившегося о борьбе с ересями и целостности церкви, побуждала к проповеди,

прежде всего любовь и сострада­ние к ближнему. Франциск обращался со словами

Евангелия не только к людям, но и к птицам, змеям,

волкам, видя во всякой природе Бога. Краеугольным камнем учения Франциска была

«гос­пожа бедность», понимаемая как высшая степень смирения. Сми­рение,

самоуничижение характерны и для его последователей, официально именовавшихся по

латыни миноратами, т.е. ме

нь­шими братьями. Франциск не только запрещал искать да

же ми­нимальных удобств для себя, предписывал носить рубище, пре­поясанное

веревкой, но и книги разрешал иметь только грамот­

ным братьям, да и то исключительно богослужебные.

Франциск вообще

неохотно дозволял занятия теологией, опасаясь, как: бы чрезмерное мудрствование

«не погасило дух молитвы и благ

очес­тия». Со временем, однако, и францисканцы создали свою систе­му

теологического образования. Но уже в XIII в. от доминика

н­ской теологии учение францисканских богословов, отличала боль­шая

чувственность, эмоциональность.

С развитием нищенствующих орденов и превращением их в многочисленные и

разветвленные монашеские организации все острее вставала проблема сохранения

первоначального идеала бед­ности. Доминиканцы,

которым с самого начала для занятий тео­логией необходимы были отдельные кельи,

обширные библиоте­ки, значительные финансовые

ресурсы, быстро согласились со смягчением

требований нестяжательства. А первые постоянные обители были созданы еще св.

Домиником. Напротив, у франц

ис­канцев попытки корректировать учение о «госпоже бедност

и» вы­звали во второй половине XIII в. раскол ордена на сторонников строгого

соблюдения заветов Франциска — спиритуалов

и тех, кто осуждал чрезмерное увлечение бедностью, выступал за развитие больших

монастырских общин (конвентов) — конвентуалов.

Одна­ко эти конвенты, как и прочее имущество ордена, находились лишь в

пользовании миноритов, тогда как правом

собственности обла­дал Апостольский престол. Важным отличием конвентов, как

до­миниканцев, так и францисканцев от существовавших ранее мо­настырей была их

открытость городу и церкви. Эти конвенты час­то служили временным пристанищем

братьев, которые охотно шли проповедовать

Евангелие на людных перекрестках, базарных пл

о­щадях, постоялых дворах или отправлялись в отдаленные страны.

«Авиньонское пленение» пап. К концу XIII в. папство, ранее ус­пешно

противостоявшее универсалистским притязаниям импера­торов, столкнулось с новой

мощной силой — нарождающимися централизованными монархиями. Конфликт разгорелся

с фран­цузским королем Филиппом IV, который без разрешения папы обложил налогом

французское духовенство. Тем самым Филипп IV продемонстрировал, что французская

церковь является неотъем­лемой частью его королевства и впредь королю решать, в

какой степени она будет подчиняться папе. Папа

Бонифаций VIII уже готов был отлучить Филиппа IV от церкви, когда в его

резиденцию в Ананьи ворвались люди французского

короля. Один из них, согласно легенде, нанес пощечину папе железной рукавицей.

Не перенеся унижения, Бонифаций вскоре скончался.

С пощечины в Ананьи в 1303 г. началась эпоха ослабления папст­ва, оказавшегося

под контролем Франции. Избранный на пап­ский престол французский епископ,

опасаясь оппозиции итальян­ского духовенства, предпочел остаться во Франции. В

1309—1377 гг. резиденция пап находилась на юге Франции, в Авиньоне.

Авиньон имел некоторые неоспоримые преимущества перед Римом. Здесь отсутствовали

влиятельные кланы знати, которые могли бы воздействовать на выборы и политику

пап. Начиная с периода борьбы за инвеституру, папы нередко в целях

безопас­ности покидали Рим, что затрудняло создание постоянного аппа­рата

управления. Да и материальные возможности курии были не всегда достаточными для

проведения самостоятельной междуна­родной политики. В Авиньоне папы впервые

смогли создать постоянно действующее и эффективное

финансовое ведомство. Папы использовали всякую возможность для получения с

церкви и от­дельных прелатов различных отчислений, открыто торговали до­ходными

церковными должностями, использовали на личные нуж­ды деньги, собранные для

очередного крестового похода. Впе­рвые именно авиньонские папы перешли к

широкой торговле индульгенциями.

Откровенно фискальная политика авиньонских пап порождала недовольство, как в

церкви, так и среди мирян. Неслучайно в эти годы особенно радикальные формы

принимает движение францисканцев-спиритуалов,

мечтавших об «ангелическом», не вовле­ченном в

мирские дела, папстве. Их настойчивая проповедь свя­той бедности вызвала уже в

конце XIII в. кровавые репрессии со стороны Рима. Теперь же папа Иоанн XXII

(1316-1334) отлучил спиритуалов от церкви и

объявил ересью учение о том, что Хрис­тос и его апостолы не обладали

имуществом. Кроме того, профранцузские настроения

папства вызвали в дру­гих 'странах, особ

енно с началом Столетней войны, сильное дви­жение за независимость

национальных церквей. С началом XIV в. впервые зарождается и теория о

необходимости отделения цер­кви от государства. Ее выразителями стали

сторонники империи, Уильям

Оккам, Марсилий

Падуанский, Данте, в трактатах, кото­рых разворачивалась критика

теократической доктрины папства. В Англии большой

популярностью пользовались воззрения Джо­на Виклифа, считавшего, что

католическая церковь и папа лишь отдаляют человека от подлинного христианства,

заключенного в Евангелии. Сочинения Виклифа распространились по всей Евро­пе.

Его активным последователем стал магистр Пражского уни­верситета Ян

Гус, также выступавший за реформу церкви.

Великая схизма и соборное движение.

Дальнейшему падению авторитета папства способствовала великая схизма — раскол

цер­кви в 1378—1417 гг. Воспользовавшись ослаблени

ем Франции в Столетней войне, папа Григорий XI в 1377 г. вернул свою рези­денцию

из Авиньона в Рим. Однако после его смерти в 1378 г. коллегия кардиналов,

состоявшая из французов и итальянцев, раскололась:

итальянские кардиналы выбрали папу — итальянца, а

французские кардиналы, утверждая, что эти выборы проведены с нарушением правил,

— француза. Последний вскоре перебрал­ся в Авиньон. Каждый из двух пап,

доказывая, что именно он является законным, а

другой — узурпатором, стал рассылать письма епископам, аббатам, монархам,

князьям, университетам с требо­ванием поддержки. Вскоре вся Европа разделилась

на враждую­щие партии. Чтобы положить конец схизме,

было решено созвать собор с участием прелатов из всех стран Европы, профессоров

университетов, теологов, юристов, представителей монархов. Та­кой собор

состоялся в 1409 г. в Пизе. Он низложил обоих пап и избрал нового. Но

низложенные папы не признали решения со­бора. В результате раскол только

углубился: в Европе было теперь три папы.

Неудача Пизанского собора способствовала оформлению

в За­падной Европе соборного движения. Его сторонники утвержда­ли, что папа не

является абсолютным главой христианского мира, не может он являться и

непогрешимым. «То, что касается всех, должно быть одобрено всеми», и лишь вся

церковь в целом, пре

д­ставляемая Вселенским собором, непогрешима. Соборное д

виже­ние, однако, было неоднородным как по составу, так и по харак­теру

выдвигаемых требований. Европейские монархи, от под

держ­ки которых в основном и зависело признание того или иного папы законным,

стремились, прежде всего, ограничить власть папства наднациональными церквями.

Для кардиналов и римской курии падение авторитета папства предоставляло удобную

возможность укрепить собственное положение в управлении церковью. Более широкие

круги духовенства и мирян возлагали на Вселенский собор надежду на

осуществление глубоких реформ церкви, на которые папство, казалось, уже не было

способно. В 1414—1418 гг., нако­нец, удалось созвать такой собор в Констанце,

который в 1417 г. избрал папу, получившего всеобщее признание.

Констанцский собор принял решения о подчинении папы власти соборов и о

регулярном их созыве.

Однако уже следующий собор в Базеле в 1431—1449 гг. факти­чески привел к новой

схизме: законному папе Евгению IV (1431—1447), недовольному дальнейшим

наступлением на преро­гативы Рима, был противопоставлен

«соборный» папа. Евгений IV в свою очередь созвал свой собор, известный под

именем Ферраро-Флорентийского (1438—1445).

Перспектива возобновления схиз­мы не устраивала как многих иерархов церкви, так

и светских государей. Последних вполне удовлетворили

базельские постанов­ления об ограничении власти папы над национальными

церквя­ми, в целом санкционированные Евгением IV. Эти постановле­ния открывали

путь к законодательному оформлению националь­ных церквей в ряде государств

Западной Европы. Вместе с тем, важной дипломатической победой Евгения IV стало

заключение на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439

г. унии с греческой церковью. В Византии надеялись

посредством унии получить по­мощь в борьбе с

турками. Признание же православной церковью верховенства папы у

прочило позиции Рима в самой Западной Европе. В результате

Базельский собор потерял поддержку как большинства в церкви, так и многих

светских монархов.

Соборное движение, таким образом, потерпело поражение, а единовластие папы в

церкви было восстановлено. Вместе с тем, Риму так и не удалось вернуть себе

прежнюю власть над церквя­ми в Англии, Франции,

Испании, ряде немецких княжеств. Обо­собленный статус приобрела церковь в

Чехии. Констанцский со­бор признал еретическими учения

Виклифа и его последователя Яна Гуса.

Вызванного на собор Яна Гуса осудили и сожгли

(1415). Однако его имя стадо знаменем мощного социального и нацио­нального

движения, охватившего с 1419 г. Чешское королевство. Все попытки императора,

папы и князей разгромить гусизм по­терпели поражение. Только в 1433 г. на

Базельском соборе цер­ковь вынуждена была пойти на компромисс с умеренным

крылом гуситов — «чашниками». Кризис завершился с разгромом чашни­ками

радикальных последователей Гуса — «таборитов» в

1434 г. Базельскими соглашениями санкционировалось появление в цент­ре Европы

национальной чешской церкви, в которой в отличие от римской разрешалось

«причащение под обоими видами» (т.е. хлебом и вином).

Папство второй половины XV в. все более сосредотачивается на укреплении своей

власти в Риме и патримонии св. Петра, факти­чески отказываясь от прежних

притязаний на универсальное гос­подство: По своему образу жизни и

миросозерцанию папы этой эпохи более соответствовали типу ренессансного

итальянского князя, лишь номинально сохранив титул викария Христа. Они

привлекали в Рим многих прославленных художников и гуманис­тов, инициировали

пышное строительство церквей и обществен­ных зданий, собирали древности.

Вместе с тем, отказ папства от проведения реформ церкви, светский образ жизни

и сомнитель­ные нравственные принципы многих наместников Христа вы­звали

растущее недовольство в странах Западной Европы, что создало благоприятные

условия для распространения идей Ре­формации, в XVI в. приведшей к отпадению

от Рима части Гер­мании, отдельных кантонов Швейцарской конфедерации, Анг­лии

и Скандинавии.

II. Религиозные войны.

Предпосылки и характер крестовых

походов. Крестов

ые похо­ды — это военно-колонизационные движения западноевропейс

ких феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме

религиозных войн, под лозунгом освобожден

ия христиан­ских святынь в Палестине из-под вл

асти мусульман, либо обра­щения язычников или еретиков в католичест

во. Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI—XIII вв., однако,

попытки возродить их предпринимались до конца средневековья, а использование

символики и атрибутов крестоносного движени

я характерно и для нового времени, вплоть до совреме

нности.

Первые крестовые походы отличались массовым характе

ром и стихийностью. Помимо крупных сеньоров и рыцарей из раз

ных стран в них принимали участие крестьяне и купечество

северо-итальянских и южно-французских городов. Постепенно социал

ь­ная база движения сужалась, и они все более стан

овились чисто

рыцарскими экспедициями. Крестовые походы конца

XII— XV вв. часто организовывались монархами крупных государств Западн

ей Европы при поддержке пап и итальянских морских республи

к, прежде всего Венеции.

Термин Крестовые походы появился не ранее 1250 г. и стал общепринятым с

XVII-XVIII столетий. Участники первых Крес­товых

походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты