Западной Европы, они уже в
XIII-ХIV вв. устремились за ее пределы — в Палестину, Египет, Закавказье,
Крым, державу монголов в Центральной Азии, достигнув даже Китая. Однако
организация проповеди в нищенствующих орденах существенно отличалась от
практиковавшейся в церкви, в том числе и регулярными канониками. Она
базировалась на опыте катаров и вальденсов.
Проповедник не ждал, когда к нему, в церковь, соберется паства, но сам искал ее,
шел к людям, «пешком без золота и серебра, словом,
во всем подражая апостолам». Нищенствующие монахи проповедовали тщету всего
мирского уже самим своим обликом: они скорее напоминали нищих странников, чем
монахов и священников. Бедность, таким образом, являлась наряду с проповедью
другой важной стороной представления об апостольской жизни. Некогда уже
цистерцианцы стремились воплотить идеал
бедности, однако нищенствующие монахи пошли еще дальше. Им поначалу не только
запрещалось владеть каким-либо имуществом, но и предписывалось жить
исключительно за счет милостыни, нищенства. Несмотря на ряд общих черт
важнейшие из нищенствующих орденов — доминиканский и францисканский имели
свою ярко выраженную специфику, обусловленную обстоятельствами их
возникновения. На всей последующей истории этих орденов лежал глубокий
отпечаток личности их создателей — св. Доминика и
св. Франциска.
Св. Доминик (умер в 1221), испанский
каноник-августинец, в начале XIII в. оказался на юге Франции, охваченном ересью
альбигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь в организации эффективной
проповеди во имя сохранения целостности католической церкви. Официальное
название доминиканцев, выражающее специфику ордена, — братья проповедники
. Но чтобы проповедовать верное учение, следовало подготовить грамотных
пастырей, во всех тонкостях постигших ортодоксальную католическую теологию.
Поэтому с самого начала другим важнейшим направлением деятельности
доминиканцев было углубленное изучение теологии. Неслучайно центрами ордена
два крупнейших университетских города средневековой Европы. Доминиканцы создали
разветвленную сеть теологического преподавания, включавшего также изучение
различных языков, необходимых теологу и проповеднику. Вскоре именно
доминиканцы во многом определяли, что есть истинное христианское учение. Св.
Фома Аквинский (умер в 1274) — крупнейший
авторитет католического богословия, принадлежал к ордену св. Доминика.
Неслучайно также, что большинство инквизиторов назначалось из числа
доминиканцев, хотя в ряде регионов Европы инквизиция была передана и ордену
францисканцев.
Св. Франциск (умер в 1226) был сыном богатого купца из итальянского города
Ассизи, но еще в юности отказался от семьи, наследства и всех вообще земных
благ с тем, чтобы принадлежать одному Богу. Но так же как Христос, который
«умер за всех», Франциск отверг монашеское уединение, «зная, что послан Богом
для того, чтобы приобрести Ему души». Франциска в отличие от Доминика,
заботившегося о борьбе с ересями и целостности церкви, побуждала к проповеди,
прежде всего любовь и сострадание к ближнему. Франциск обращался со словами
Евангелия не только к людям, но и к птицам, змеям,
волкам, видя во всякой природе Бога. Краеугольным камнем учения Франциска была
«госпожа бедность», понимаемая как высшая степень смирения. Смирение,
самоуничижение характерны и для его последователей, официально именовавшихся по
латыни миноратами, т.е. ме
ньшими братьями. Франциск не только запрещал искать да
же минимальных удобств для себя, предписывал носить рубище, препоясанное
веревкой, но и книги разрешал иметь только грамот
ным братьям, да и то исключительно богослужебные.
неохотно дозволял занятия теологией, опасаясь, как: бы чрезмерное мудрствование
«не погасило дух молитвы и благ
очестия». Со временем, однако, и францисканцы создали свою систему
теологического образования. Но уже в XIII в. от доминика
нской теологии учение францисканских богословов, отличала большая
чувственность, эмоциональность.
С развитием нищенствующих орденов и превращением их в многочисленные и
разветвленные монашеские организации все острее вставала проблема сохранения
первоначального идеала бедности. Доминиканцы,
которым с самого начала для занятий теологией необходимы были отдельные кельи,
обширные библиотеки, значительные финансовые
ресурсы, быстро согласились со смягчением
требований нестяжательства. А первые постоянные обители были созданы еще св.
Домиником. Напротив, у франц
исканцев попытки корректировать учение о «госпоже бедност
и» вызвали во второй половине XIII в. раскол ордена на сторонников строгого
соблюдения заветов Франциска — спиритуалов
и тех, кто осуждал чрезмерное увлечение бедностью, выступал за развитие больших
монастырских общин (конвентов) — конвентуалов.
Однако эти конвенты, как и прочее имущество ордена, находились лишь в
пользовании миноритов, тогда как правом
собственности обладал Апостольский престол. Важным отличием конвентов, как
доминиканцев, так и францисканцев от существовавших ранее монастырей была их
открытость городу и церкви. Эти конвенты часто служили временным пристанищем
братьев, которые охотно шли проповедовать
Евангелие на людных перекрестках, базарных пл
ощадях, постоялых дворах или отправлялись в отдаленные страны.
«Авиньонское пленение» пап. К концу XIII в. папство, ранее успешно
противостоявшее универсалистским притязаниям императоров, столкнулось с новой
мощной силой — нарождающимися централизованными монархиями. Конфликт разгорелся
с французским королем Филиппом IV, который без разрешения папы обложил налогом
французское духовенство. Тем самым Филипп IV продемонстрировал, что французская
церковь является неотъемлемой частью его королевства и впредь королю решать, в
какой степени она будет подчиняться папе. Папа
Бонифаций VIII уже готов был отлучить Филиппа IV от церкви, когда в его
резиденцию в Ананьи ворвались люди французского
короля. Один из них, согласно легенде, нанес пощечину папе железной рукавицей.
Не перенеся унижения, Бонифаций вскоре скончался.
С пощечины в Ананьи в 1303 г. началась эпоха ослабления папства, оказавшегося
под контролем Франции. Избранный на папский престол французский епископ,
опасаясь оппозиции итальянского духовенства, предпочел остаться во Франции. В
1309—1377 гг. резиденция пап находилась на юге Франции, в Авиньоне.
Авиньон имел некоторые неоспоримые преимущества перед Римом. Здесь отсутствовали
влиятельные кланы знати, которые могли бы воздействовать на выборы и политику
пап. Начиная с периода борьбы за инвеституру, папы нередко в целях
безопасности покидали Рим, что затрудняло создание постоянного аппарата
управления. Да и материальные возможности курии были не всегда достаточными для
проведения самостоятельной международной политики. В Авиньоне папы впервые
смогли создать постоянно действующее и эффективное
финансовое ведомство. Папы использовали всякую возможность для получения с
церкви и отдельных прелатов различных отчислений, открыто торговали доходными
церковными должностями, использовали на личные нужды деньги, собранные для
очередного крестового похода. Впервые именно авиньонские папы перешли к
широкой торговле индульгенциями.
Откровенно фискальная политика авиньонских пап порождала недовольство, как в
церкви, так и среди мирян. Неслучайно в эти годы особенно радикальные формы
принимает движение францисканцев-спиритуалов,
мечтавших об «ангелическом», не вовлеченном в
мирские дела, папстве. Их настойчивая проповедь святой бедности вызвала уже в
конце XIII в. кровавые репрессии со стороны Рима. Теперь же папа Иоанн XXII
(1316-1334) отлучил спиритуалов от церкви и
объявил ересью учение о том, что Христос и его апостолы не обладали
имуществом. Кроме того, профранцузские настроения
папства вызвали в других 'странах, особ
енно с началом Столетней войны, сильное движение за независимость
национальных церквей. С началом XIV в. впервые зарождается и теория о
необходимости отделения церкви от государства. Ее выразителями стали
сторонники империи, Уильям
Оккам, Марсилий
Падуанский, Данте, в трактатах, которых разворачивалась критика
теократической доктрины папства. В Англии большой
популярностью пользовались воззрения Джона Виклифа, считавшего, что
католическая церковь и папа лишь отдаляют человека от подлинного христианства,
заключенного в Евангелии. Сочинения Виклифа распространились по всей Европе.
Его активным последователем стал магистр Пражского университета Ян
Гус, также выступавший за реформу церкви.
Великая схизма и соборное движение.
Дальнейшему падению авторитета папства способствовала великая схизма — раскол
церкви в 1378—1417 гг. Воспользовавшись ослаблени
ем Франции в Столетней войне, папа Григорий XI в 1377 г. вернул свою резиденцию
из Авиньона в Рим. Однако после его смерти в 1378 г. коллегия кардиналов,
состоявшая из французов и итальянцев, раскололась:
итальянские кардиналы выбрали папу — итальянца, а
французские кардиналы, утверждая, что эти выборы проведены с нарушением правил,
— француза. Последний вскоре перебрался в Авиньон. Каждый из двух пап,
доказывая, что именно он является законным, а
другой — узурпатором, стал рассылать письма епископам, аббатам, монархам,
князьям, университетам с требованием поддержки. Вскоре вся Европа разделилась
на враждующие партии. Чтобы положить конец схизме,
было решено созвать собор с участием прелатов из всех стран Европы, профессоров
университетов, теологов, юристов, представителей монархов. Такой собор
состоялся в 1409 г. в Пизе. Он низложил обоих пап и избрал нового. Но
низложенные папы не признали решения собора. В результате раскол только
углубился: в Европе было теперь три папы.
Неудача Пизанского собора способствовала оформлению
в Западной Европе соборного движения. Его сторонники утверждали, что папа не
является абсолютным главой христианского мира, не может он являться и
непогрешимым. «То, что касается всех, должно быть одобрено всеми», и лишь вся
дставляемая Вселенским собором, непогрешима. Соборное д
вижение, однако, было неоднородным как по составу, так и по характеру
выдвигаемых требований. Европейские монархи, от под
держки которых в основном и зависело признание того или иного папы законным,
стремились, прежде всего, ограничить власть папства наднациональными церквями.
Для кардиналов и римской курии падение авторитета папства предоставляло удобную
возможность укрепить собственное положение в управлении церковью. Более широкие
круги духовенства и мирян возлагали на Вселенский собор надежду на
осуществление глубоких реформ церкви, на которые папство, казалось, уже не было
способно. В 1414—1418 гг., наконец, удалось созвать такой собор в Констанце,
который в 1417 г. избрал папу, получившего всеобщее признание.
Констанцский собор принял решения о подчинении папы власти соборов и о
регулярном их созыве.
Однако уже следующий собор в Базеле в 1431—1449 гг. фактически привел к новой
схизме: законному папе Евгению IV (1431—1447), недовольному дальнейшим
наступлением на прерогативы Рима, был противопоставлен
«соборный» папа. Евгений IV в свою очередь созвал свой собор, известный под
именем Ферраро-Флорентийского (1438—1445).
Перспектива возобновления схизмы не устраивала как многих иерархов церкви, так
и светских государей. Последних вполне удовлетворили
базельские постановления об ограничении власти папы над национальными
церквями, в целом санкционированные Евгением IV. Эти постановления открывали
путь к законодательному оформлению национальных церквей в ряде государств
Западной Европы. Вместе с тем, важной дипломатической победой Евгения IV стало
заключение на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439
г. унии с греческой церковью. В Византии надеялись
посредством унии получить помощь в борьбе с
турками. Признание же православной церковью верховенства папы у
прочило позиции Рима в самой Западной Европе. В результате
Базельский собор потерял поддержку как большинства в церкви, так и многих
светских монархов.
Соборное движение, таким образом, потерпело поражение, а единовластие папы в
церкви было восстановлено. Вместе с тем, Риму так и не удалось вернуть себе
прежнюю власть над церквями в Англии, Франции,
Испании, ряде немецких княжеств. Обособленный статус приобрела церковь в
Чехии. Констанцский собор признал еретическими учения
Виклифа и его последователя Яна Гуса.
Вызванного на собор Яна Гуса осудили и сожгли
(1415). Однако его имя стадо знаменем мощного социального и национального
движения, охватившего с 1419 г. Чешское королевство. Все попытки императора,
папы и князей разгромить гусизм потерпели поражение. Только в 1433 г. на
Базельском соборе церковь вынуждена была пойти на компромисс с умеренным
крылом гуситов — «чашниками». Кризис завершился с разгромом чашниками
радикальных последователей Гуса — «таборитов» в
1434 г. Базельскими соглашениями санкционировалось появление в центре Европы
национальной чешской церкви, в которой в отличие от римской разрешалось
«причащение под обоими видами» (т.е. хлебом и вином).
Папство второй половины XV в. все более сосредотачивается на укреплении своей
власти в Риме и патримонии св. Петра, фактически отказываясь от прежних
притязаний на универсальное господство: По своему образу жизни и
миросозерцанию папы этой эпохи более соответствовали типу ренессансного
итальянского князя, лишь номинально сохранив титул викария Христа. Они
привлекали в Рим многих прославленных художников и гуманистов, инициировали
пышное строительство церквей и общественных зданий, собирали древности.
Вместе с тем, отказ папства от проведения реформ церкви, светский образ жизни
и сомнительные нравственные принципы многих наместников Христа вызвали
растущее недовольство в странах Западной Европы, что создало благоприятные
условия для распространения идей Реформации, в XVI в. приведшей к отпадению
от Рима части Германии, отдельных кантонов Швейцарской конфедерации, Англии
и Скандинавии.
II. Религиозные войны.
Предпосылки и характер крестовых
ые походы — это военно-колонизационные движения западноевропейс
ких феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме
религиозных войн, под лозунгом освобожден
ия христианских святынь в Палестине из-под вл
асти мусульман, либо обращения язычников или еретиков в католичест
во. Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI—XIII вв., однако,
попытки возродить их предпринимались до конца средневековья, а использование
символики и атрибутов крестоносного движени
я характерно и для нового времени, вплоть до совреме
нности.
Первые крестовые походы отличались массовым характе
ром и стихийностью. Помимо крупных сеньоров и рыцарей из раз
ных стран в них принимали участие крестьяне и купечество
северо-итальянских и южно-французских городов. Постепенно социал
ьная база движения сужалась, и они все более стан
рыцарскими экспедициями. Крестовые походы конца
XII— XV вв. часто организовывались монархами крупных государств Западн
ей Европы при поддержке пап и итальянских морских республи
к, прежде всего Венеции.
Термин Крестовые походы появился не ранее 1250 г. и стал общепринятым с
XVII-XVIII столетий. Участники первых Крестовых
походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себ