Реферат: История цивилизации

IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня

Ольга Однако датой христианизации Руси принято считать 988 г. Киевский князь

Владимир долго упорствовал в язычестве Однако, собравшись жениться на

греческой принцессе Анне сестре византийских императоров, он принял крещение

Корсуни (Севастополе). Вернувшись с молодой женой в Киеве он крестил его

жителей. Такова летописная версия. В 990 г. не без сопротивления был крещен

Новгород. Затем христианство распространилось по другим городам и весям.

Насилие, действительно применялось широко. Не желавшие креститься люди

уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это другой стороны.

Смена духовных и нравственных приоритетов – это трудный процесс в любой

стране. Не был он петым и для Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистичному

язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, жесткого выполнения

нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя

жизни: от се­мейных отношений до общественных установлении. Посмотрим на

простом примере, какие глубокие изменения несла новая религия. Язычество не

возбраняло многоженство. У великого князя Владимира в языческие времена,

было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц ("триста в

Белгороде, двести в Берестове..." и т.д.). Нравы были жестокими. По смерти

хозяина убивали жен и налож­ниц, чтобы они сопровождали его в загробной

жизни. Ко­нечно, рядовой труженик не мог содержать такое число жен, как

великий князь, но не в этом дело. Теперь предлагалось перейти к другим

основам жизни. Семью христианство рас­сматривает как священный религиозный

союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю

жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными

только в том случае, если они рож­дены в браке, освященном церковью. На этом

примере вид­но, что принятие христианства было глубокой революцией во всех

сферах жизни. И она не могла пройти без борьбы.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее

внутреннее дело, и она сама делала свой выбор. Большинство ее западных соседей

приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство

утвердилось на Руси, в основном, за 100 лет. Это короткий срок для такого

кардинального перелома. Христианство создавало широкую основу для объединения

древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих

духовных и нравственных принципов. С принятием христианства язычество не

утратило в русских землях своей перспективы. Оно органично слилось с

христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно ужива­лись с христианскими

апостолами и святыми. Христианские праздники совместились с языческими. Уровень

развития Древней Руси для своего времени был высоким.

В настоящее время накоплены новые знания. Научные материалы, подтверждают

высокий уровень духовного раз­вития Древней Руси. Это признают и многие

западные исто­рики. Еще недавно за рубежом было распространено мне­ние, что

философия была заимствована Россией у Запада в относительно недавнюю эпоху, в

XVIII или даже в XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так, известный

английский философ ф. Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду

Киевской Руси. Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя

отделять от Европейского Запада. Истоки философской культуры относят теперь

первой половине XI столетия. Их связывают с выдающие религиозно-философским

произведением "Слово о закон» благодати", автором которого является киевский

митрополит Илларион (первый митрополит из русских, ранее были греки).

Любопытно, что Илларион невольно свидетельствовал о высокой культуре Киевской

Руси. Он писал: "Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то здесь

излагать — пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим пишем, но к

преизобильно насытившимся сладостью книжной...". Про­свещение, благодаря

международным связям древнерусского государства, особенно с Византией, было

развито в стране сравнительно широко. До нас дошла значительная духовная и

светская литература — "слова", проповеди, поучения, та­кая жемчужина мирового

класса как "Слово о полку Игореве" и др. От этой эпохи дошел до нас ряд

документов обще­государственных и правовых: договоры с греками и немца­ми,

уставы о церковных судах, первый правовой кодекс "Рус­ская Правда", "Кормчая

книга" и т.д. Возникли обширные библиотеки при княжеских дворцах и

монастырях. Произведения зарубежных авторов, которые переводи­лись на русский

язык, переписывались во многих экземпля­рах и распространялись среди жителей

городов. Грамотность получила широкое распространение, князья владели

иност­ранными и древними языками (латынь). Известно, что сын Ярослава Мудрого

знал пять языков. Возможно, что некото­рые русские люди учились в заграничных

университетах.

Европейская цивилизация — городская. Древняя Русь развивалась в этом же русле.

Ее столица — Киев — пред­ставляла собой большой, культурный город с прекрасными

Деревянными и каменными храмами, палатами, со школами и книгохранилищами, с

развитой торговлей и ремеслами. Не­мецкие авторы сравнивали Киев со столицей

Византийской империи Царьградом. Кроме Киева существовал еще ряд куль­турных

центров, где городская жизнь была даже оживлен­ие, чем на Западе. Скандинавские

саги называли Русь "стра­ной городов". Широкие экономические связи древних

славян с Европой (путь из варяг в греки), а также культурные,

политические, династические связи — все это позволяет говорить о Древней Руси

как части Европы, формирующейся по ее типу, а в чем-то ее обгоняющей. Дошедший

до нас правовой кодекс "Русская правда" поражает высоким уровнем

законо­творчества, развитой для своего времени правовой культурой. Все дошедшие

до нас памятники свидетельствуют о вы­соком уровне развития культуры в Древней

Руси.

Однако наряду с наличием общих тенденций. Древняя Русь демонстрировала ряд

существенных особенностей в своем развитии по сравнению с Европой.

|

1. В Древней Руси шел процесс классообразования. Уже в XI в. началось

выделение частной собственности: церковной, княжеской, частных лиц. Но все же

процессы социально-классовой дифференциации по сравнению с Европой того

времени были выражены слабо. Крупная частная собствен­ность (вотчина) имела

рабовладельческий характер. Рабство (челядь, смерды) на Руси, как и во всей

Европе, было рас­пространено до XV в. Лишь после распада Золотой Орды угасла

работорговля без притока невольников. В ходе войн главной добычей были

пленники, которых либо продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа, либо

приводили с собой в качестве военной добычи. Вотчина длительное время была

основана на труде рабов и полусвободных. В целом вотчина не играла ведущей

роли в экономике Древней Руси. Это были острова в море свободных

земледельческих общин, основанных на коллективной форме собственности. Именно

общинники доминировали в Киевской Руси.

2. Основной ячейкой общественного устройства была об­щина. Это — замкнутая

социальная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую,

обрядовую, куль­турную. Община — многофункциональна, базировалась на

принципах коллективизма и уравнительности, являлась кол­лективным

собственником земли и угодий. Ее внутренняя жизнь была организована на

принципах прямой демократии:

выборность старейшин, коллективное принятие решений.

3. Господствовал идеал народоправства — коллективного общинного управления.

Можно назвать его вечевым идеа­лом. Князь в Киевской Руси не был в полном

смысле слова государем (ни в восточном варианте, ни в западном). Госу­дарство

строилось на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную

волость, князь должен был заклю­чить "ряд" — договор — с народным собранием

(вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, при­званным

блюсти интересы общества, коллектива. Государ­ственное устройство держалось

на договоре земель и кня­жеской власти, который предусматривал взаимные

обязатель­ства. Народное вече обладало большими правами. Оно веда­ло

вопросами войны и мира, распоряжалось княжеским сто­лом (престолом),

финансовыми и земельными ресурсами во­лости, санкционировало денежные сборы,

входило в обсуж­дение законодательства, смещало администрацию и т.д.

Состав вече — демократический. Древнерусская знать не обладала необходимыми

средствами для его подчинения. С помощью веча народ влиял в XI — начале XIII

вв. на ход общественно-политической жизни.

4. В Древней Руси было много городов. Но роль их была несколько иной, чем в

Европе. Там город — центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся

политическим цен­тром, к которому тяготела округа. Это был своеобразный

город-государство. Жизнь русских славян была организова­на на демократических

началах, в отличие от Западной Евро­пы — более демократических. Демократия по

типу была близ­ка к эллинской, к демократии античных городов-полисов. Так же

как и в Элладе демократия носила ограниченный харак­тер. Из ее сферы были

исключены женщины и рабы.

Обратите внимание: Киевская Русь развивалась по пути близкому к античному.

Фактически она была ближе к про­грессивному типу развития, чем средневековая

Европа. Но все же это — не Древняя Греция. Важнейшая проблема соот­ношения

личности и общества разрешалась в пользу коллектива. Индивидуализм не мог

родиться из коллективистской общественной системы.

5. Еще одна особенность — всеобщее вооружение народа. Рядовое население

Древней Руси было вооружено. Не только князь и дружина. Вооруженный народ был

организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Это народное ополчение.

Именно оно решало исход сражений. Подчинялось народное ополчение не князю, а

вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности,

прежде всего со стороны кочевой степи.

Особенности Древней Руси пока еще были вполне совме­стимы с прогрессивным

типом развития. Причем некоторые из них уже начали изживать себя. Так,

например, вече как практический демократический институт уже в XI в. теряло

свою главенствующую роль, хотя существовало еще продол­жительное время.

Только в Новгороде и Пскове, включенное в систему республиканских

демократических институтов, вече сохраняло свою силу в течение столетий, хотя

современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов в

кулачном бою и т.д.). Казалось бы, быть Руси частью Евро­пы. Однако ситуация

изменилась на просторах русской рав­нины коренным образом.

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество

суверенных земель — княжеств, и их число увеличивалось. К середине XII в.

образовалось 15 кня­жеств, к началу XIII в. их было уже около 50.

Древнерусское государство исчезло. Процесс раздробления большого

раннесредневекового государства был естественным. Европа так­же пережила полосу

распада раннесредневековых государств, раздробленности, локальных войн, чтобы

затем развился процесс образования национальных государств светского типа,

которые существуют до сих пор. Можно сделать вы­вод – Древняя Русь, пройдя

полосу распада, могла прийти к аналогичному. Здесь в перспективе могло

возникнуть нацио­нальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако

этого не случилось. Развитие пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе стал XIII в. Но если Европа

с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа

развития, то перед Русью стала другая проблема. В 1237 г. в русских пре­делах

появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей, разрушение

городов, уничтожение того, что со­здавалось столетиями. Однако опасность шла

не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва наступала на русские

земли, а также — шведы, немцы и ливонские рыца­ри. Раздробленная Древняя Русь

столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить? Она

оказа­лась как бы между жерновов Востока и Запада. Причем ха­рактерно: с

Востока, от татар шло разорение, а Запад требо­вал смены веры, принятия

католичества. В связи с этим русские князья для спасения населения могли

пойти на по­клон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но

нашествию с Запада сопротивлялись. Монголо-татары как смерч пронеслись по

русским зем­лям.

3. Российская история и её место в развитии мировой цивилизации

в XII–XIX вв.

Ценности прогрессивного типа развития во всем мире признаются как

общечеловеческие. Это – рынок, правовое демократическое государство,

гражданское общество, права человека. Страны, относящиеся к другим типам,

стремят освоить механизм прогрессивного развития, втягиваются в рыночные

отношения, внедряются элементы демократии. Подобные явления явились основой

для утверждения, что на основе западных ценностей складывается единая

всемирная цивилизация. Следовательно, цивилизованными считаются лишь страны,

развивающиеся по западному типу, остальные оказываются вроде бы вне

цивилизации. Время складывания единой цивилизации определяется по-разному.

Одни считают, что уже в эпоху географических открытий началось складывание

всемирной цивилизации. Другие утверждают, что нельзя то время, когда

христианские ценности насаждала в разных частях света огнем и мечом, считать

началом все­мирной цивилизации, и относят его ко времени окончания второй

мировой войны, когда в результате крушения коло­ниальной системы многие

страны добровольно выбирал» рынок и демократию.

Идея о всеобщности истории, о линейном поступатель­ном движении человеческого

сообщества во времени являет­ся характерной чертой европейской философии

истории. На этой идейной основе формировались концепции единства человеческой

цивилизации. Современность дает для этих кон­цепций дополнительные аргументы.

Индустриальная и по­стиндустриальная стадии научно-технического прогресса

ве­дут к глобальному сотрудничеству, к созданию общеплане­тарных систем

информации, связи, транспорта, торговли, стиранию архаичных различий между

странами. Появление в XX в. глобальных проблем, связанных с выживанием

чело­вечества на планете Земля, – угроза ядерной, экологичес­кой катастрофы,

демографические проблемы и т.п. – слу­жат дополнительным основанием в пользу

утверждения о единстве человеческой цивилизации.

Поскольку в России в советское время исторические кон­цепции складывались под

сильным влиянием идей К. Марк­са, категорично выступавшего с позиций

всеобщности исто­рии, то в последующие годы были с легкостью воспринять идеи

о единой цивилизации на планете Земля. Однако такой подход требует

критического осмысления, тем более важно­го, что Россия никогда не являлась и

не является "чистой" Европой.

Аргументы в пользу мировой цивилизации приводятся веские и их нельзя сбросить

со счетов. Однако говорить о единой цивилизации, по крайней мере,

преждевременно, а может быть, и невозможно. Это скорее мечта

интеллекту­альной элиты высокоразвитых стран, чем реальность. Об

общечеловеческой цивилизации можно говорить лишь в том смысле, что на планете

существует сообщество разумных существ, которое развивается в соответствии с

естественны­ми и общественными законами и имеет общие интересы. То есть

общепланетарная цивилизация существует лишь по от­ношению к общепланетарным

проблемам. Само человечес­кое сообщество неоднородно, его историю невозможно

по­нять, исходя из общепланетарного подхода. Между кочевни­ком-бедуином,

затерянным в пустынных просторах Сахары, и суперученым интеллектуалом из

лаборатории в Беркли (США) дистанция не временная (они живут в одном времени

— сегодня), а цивилизационная. Ее нельзя перепрыгнуть (это чревато насилием),

ее надо понять.

Идея о единстве человеческой цивилизации и всеобщнос­ти законов истории лежит

в основе разных вариантов цивилизационного подхода. Один из них основан на

теории цик­личной динамики экономиста Н.А. Кондратьева. На основе изучения

большого массива статистических данных и мате­матического моделирования

социально-экономических процессов Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что

большие циклы экономической конъюнктуры отчетливо сменяют друг Друга каждые

полвека (40—50 лет). В рамках полувекового цикла существуют более короткие.

Их насчитывается четы­ре-пять и каждый из них проходит через равновесие и

не­равновесие состояния. Полувековой цикл конъюнктуры, в свою очередь,

является элементом "векового" цивилизационного цикла, смена которых каждые

200—300 лет представля­ет собой смену цивилизаций. Таким образом,

предлагается считать цивилизацией определенную ступень в развитии об­щества.

Ю.В. Яковец, приверженец такого подхода, пишет, что цивилизация — "это

определенная стадия в циклической развитии общества в целостности

составляющих ее элементов". Выделяется семь таких циклов-цивилизаций:

неолити­ческая (7-4 тысячелетие до н.э.), восточно-рабовладельчес­кая (3 –

первая половина I тысячелетия до н.э.), античная (VI в. до н.э. – VI в.

н.э.), раннефеодальная (VII—XIII вв.) прединдустриальная (XIV—XVIII вв.),

индустриальная (60-90-е гг. XVIII в. – 10-70-е гг. XX в.), постиндустриальная

(80-е гг. XX в. – конец XXI – начало XXII вв.). История человечества

предстает в виде лестницы, по ступеням кото­рой поднимается человек.

Таким образом, концепция единой мировой цивилизации отрицает

многовариантность развития человечества.

При этом обратите внимание: под ее флагом вновь пред­лагается идея

унифицированного развития, только вместо формационного коридора присутствует

цивилизационный. В конце коридора раньше был коммунизм, а теперь — запад­ный

образ жизни. Исторический опыт свидетельствует: жизнь человечества

многообразна, многовариантна и развитие идет не по линии упрощения,

унификации, а все большего усложнения, увеличения многообразия. При таком

взгляде устанавливается опять иерархия ценностей: какие-то народы объявляются

высшими, образцовыми, какие-то низшими, отсталыми. Весь человеческий опыт

бесценен. Неизвестно в конечном итоге, что окажется спасением для

человечества, какой тип обладает наивысшей ценностью с точки зрения выживания

человечества.

4. Современные оценки места России в мировой истории в ХХ в.

История нашей страны является частью мировой и не мо­жет рассматриваться вне

ее контекста. Каково же место Рос­сии в мировом сообществе цивилизаций? К

какому типу ци­вилизаций ее можно отнести? В переломный период, кото­рый

переживает общество, дискуссии по этим вопросам как никогда горячи.

Рассмотрим основные точки зрения.

В соответствии с марксистско-ленинской точкой зрения цивилизационные

особенности не имеют значения. Понятие цивилизация при таком подходе не

используется. Но посколь­ку марксизм — это продукт западной культуры, то

факти­чески предлагается рассматривать Россию по аналогии с об­ществами,

относящимися к западной цивилизации. Главное сводится к следующему. В стране

происходила смена обще­ственно-экономических формаций, хотя и с отставанием

от Европы и со значительными особенностями. Однако во вто­рой половине XIX

в., утверждают сторонники этой точки зрения, Россия резко ускорила свое

развитие, практически одновременно с развитыми странами на рубеже XIX—XX вв.

перешла к империализму и, наконец, раньше других стран подошла к рубежу

перехода к высшей формации — комму­низму (ее первая ступень — социализм).

Таким образом, на этой позиции стоят те, кто выс­ыпает за быстрый переход

России на чисто западный варинт развития. Это, как правило, самые радикальные

демок­раты из числа экономистов, историков, политологов. Эта точка зрения во

многом заимствована из зарубежной историографии. Киплинг сказал однажды:

"Восток есть Восток. А За­пад есть Запад, и они никогда не сойдутся". Однако

есть точка зрения, в соответствии с которой Восток и Запад сошлись, и сошлись

они в России. Это — евразийская концеп­ция. После всего сказанного, с каких

же позиций предлагается рассматривать историю страны? В основу анализа

мате­риала положены следующие исходные принципы:

1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному

из типов цивилизаций в чистом виде.

2. Россия представляет собой цивилизационно неоднород­ное общество. Это

особый, исторически сложившийся конг­ломерат народов, относящихся к разным

типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с

великорусским ядром.

3. Россия геополитически расположена между двумя мощ­ными центрами

цивилизационного влияния — Востоком и Западом, включает в свой состав народы,

развивающиеся как по западному, так и восточному варианту. Неизбежно в

рос­сийском обществе сказывалось как западное, так и восточ­ное влияние.

4. При крутых поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к

Западу, то ближе к Востоку. Россия пред­ставляет собой как бы "дрейфующее

общество" на перекрес­тке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для

нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей ис­тории крайне остро

стояла проблема выбора альтернатив. По какому пути развиваться?

Заключение

Россия прошла длительный, сложный и противоречивый исторический путь,

сопровождавшийся подъемами и спада­ми, победами и поражениями. Особенно

велика была роль России в мировой истории в XX столетии, когда она

нахо­дилась в центре мировых событий, оказывала влияние на судьбы многих

стран и народов, на международные отно­шения, вносила весомый вклад в мировую

науку и культу­ру. Поэтому судьбу России можно понять, лишь рассматри­вая ее

в тесной связи с мировой историей, со всеми потря­сениями, войнами и

революциями, которые переживал мир.

Самое сложное явление в истории государств — пере­ходные периоды. Они

сопровождаются кризисными явле­ниями, хаотичностью и неупорядоченностью

общественной жизни, ослаблением государственного управления и закон­ности,

ломкой и сменой морально-нравственных ценностей, социально-психологическим

напряжением. Эти процессы сказываются на состоянии населения: снижается

рождае­мость и возрастает смертность, создавая угрозу вырожде­ния нации и

существованию государств.

Именно в такой стадии оказалась в настоящее время Россия, в которой

осуществляется переход от одной модели общественного развития к другой. Уже

длительное время наблюдаются глубочайший спад производства и резкое снижение

материального благосостояния широких слоев населения, разрыв хозяйственных

связей, всевластие "те­невой" экономики и разгул преступности, утечка

капиталов за рубеж, отток специалистов высокой квалификации, яв­ляющихся

интеллектуальной ценностью общества; проявля­ются политическая разобщенность

и инертность граждан, кризисные явления в духовной жизни. Существует

реаль­ная угроза превращения некогда могучей сверхдержавы в сырьевой придаток

экономически более развитых стран. Для преодоления подобных явлений нужны

многие десяти­летия и неимоверное напряжение сил.

Россия в своей истории демонстрировала "запоздавший" тип развития и, чтобы

преодолеть отставание, в XVIII, XIX и XX вв. вынуждена была напрягать все

силы, чтобы дви­гаться вперед быстрее. Движение осуществлялось рывками, ценой

неимоверного напряжения сил и людских потерь. И в настоящее время, если не

предпринять решительных и радикальных мер, многие наблюдающиеся ныне

негативные процессы могут оказаться необратимыми, и тогда Рос­сия (или то,

что от нее останется) будет оттеснена на обо­чину мировой цивилизации,

окончательно потеряв свое бы­лое положение великой державы.

Для сохранения и возрождения России имеются благо­приятные предпосылки: ее

природные богатства, интеллек­туальное и культурное наследие, талантливость и

энергия народа. По русской традиции, нужен новый рывок, кото­рый может спасти

Россию и вывести ее из катастрофиче­ского состояния.

Судьба России зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. Для

современной мировой цивилиза­ции характерны противоречивые тенденции,

переплетение нового и старого, быстрое развитие одних стран и отстава­ние

других. В то же время нарастает глобализация миро­вых процессов, тесное

увязывание судеб человечества, про­исходит объединение многих стран в

экономические сою­зы, в том числе с едиными таможенными границами и единой

валютой, что придает большую динамичность их развитию.

В противоположность этим позитивным интегративным тенденциям произошло

разрушение СССР и создание на его бывшей территории целого ряда государств со

своими границами, армиями, валютами и другими атрибутами неза­висимых

государств. С точки зрения тенденций мирового развития это явление попятное.

Разрушение СССР и выход из Союза уже отрицательно сказались на состоянии

вновь образованных государств: затормозилось их развитие, не прекращается

спад производства, в некоторых из них не утихают вооруженные конфликты,

наблюдаются политиче­ская нестабильность и социальная напряженность. Эти

тен­денции, как свидетельствует мировой опыт, будут сказы­ваться еще

длительное время.

История уже давно доказала, что наиболее жизнеспособ­ными являются крупные

централизованные государства, имеющие мощную экономику, а следовательно, и

достаточ­ные средства, чтобы платить за технический прогресс и свою

безопасность, которые стоят все дороже.

Нельзя идеализировать международные отношения, т.е. окружающую среду, в

которой находится Россия. Про­изошла ликвидация биполярного мира, но

превращение его в многополярный пока не произошло. На всех континентах

возникли затяжные кровопролитные конфликты, во многих регионах сохраняется

напряженность, которая усиливается неравномерностью экономического развития

многих стран. Опасность возрастает в связи с наличием оружия массово­го

поражения, которое не только не удается уничтожить, но даже ограничить его

распространение, что усиливает опасность глобальной катастрофы. Как и ранее,

не прекра­щается борьба за сферы влияния, рынки сбыта, источники сырья и

особенно энергоресурсы.

Такая ситуация особенно опасна для ослабленных госу­дарств. Тем более это

опасно для России, к которой не прекращаются территориальные претензии, когда

еще не завершено размежевание границ с бывшими союзными ре­спубликами, а ныне

независимыми государствами.

Перед Россией стоит задача защиты своих интересов не только с точки зрения

территориальной, политической, экономической, но и с точки зрения духовной

безопасно­сти, с точки зрения сохранения национальной самобытно­сти, т.е.

самосохранения нации.

Таким образом, судьба России зависит как от историче­ских судеб всего

человечества, так и от ее правящих кру­гов, от сознания ее гражданами

ситуации, в которой оказа­лось наше Отечество, от позиции каждого человека.

Литература

1. Россия в мировой истории: Учебное пособие / Под ред. Е.И.

Федоринова, Ю.В. Лукьяненко, Т.П. Мироненко. – Воронеж: Издательство

Воронеж­ского государственного университета, 1998. – 392 с.

2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

Ин-терпракс, 1994. – 608 с.

3. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие для студентов вузов

гуманит. профиля, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

1997. – 352 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты