Реферат: История цивилизации

Реферат: История цивилизации

Тема I. МЕСТО РОССИИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

План

1. Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории.

2. Древняя Русь и факторы, способствующие становлению древнерус­ской

цивилизации.

3. Российская история и её место в развитии мировой цивилизации в XII–XIX вв.

4. Современные оценки места России в мировой истории в ХХ в.

1. Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории

Критериев для периодизации истории, систем классификации истори­ческих этапов

может быть немало. Археологи различают исторические эпохи по основным

материалам для изготовления орудий труда – камен­ный век (с выделением

палеолита, мезолита, неолита), на смену которому пришли медно-каменный,

бронзовый и железный век. Лишь в наше время наблюдаются признаки перехода от

века железа и его производных (стали, сплавов) к веку композитов, керамики,

искусственных материалов. Такая классификация очевидна, удобна, но она

оставляет открытым во­прос: может ли базовый материал служить главным

отличительным при­знаком динамики многообразного общества?

Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс выделяли в истории три крупных этапа:

дикость (присвоение готовых продуктов природы), варварство (раз­витие

скотоводства и земледелия), цивилизация (развитие промышленно­сти). При этом

они исходили из совокупности семейных и общественно-экономических отношений.

История классового общества делилась на ра­бовладельческий строй, феодализм и

капитализм.

К. Марксом и вслед за ним огромной плеядой историков-марксистов за основу

классификации истории приняты формы собственности, связан­ные с развитием

классов и государства. Именно этот признак положен в основу концепции смены

общественно-экономических формаций: долгий период господства общественного

присвоения в его первобытно-общин­ной форме; пришедшие ему на смену эпохи

господства частной собствен­ности (рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая), предостав­лявшие все большую экономическую независимость

производителю ма­териальных благ (от раба – к крепостному крестьянину, а затем

к свобод­ному наемному рабочему); наконец, возврат к общественной,

коллектив­ной собственности – сперва социалистической, а затем и

коммунистиче­ской (замены которой не предвидится, ибо достигнута абсолютная

цель движения). Поскольку формы собственности определяют производствен­ные

отношения, духовный мир – всего лишь хрупкая надстройка над этим базисом, а

производительные силы – рабочая сила человека и при­водимые ею в движение

средства производства –являются фундаментом общественной динамики, то возникает

довольно стройная концепция «трехэтажной» социодинамики, где глубинные пружины

перехода от эпо­хи к эпохе скрыты в производительных силах, но главным

отличительным признаком все-таки служат формы собственности на средства

производст­ва и рабочую силу человека.

Марксистская периодизация истории стала преобладающей, общеприз­нанной в

обществоведении и большинстве учебников истории в XX в. Но к концу века это

стройное здание стало давать трещины. Вдруг обнаружи­лось, что общественная

собственность (особенно в ее государственно-со­циалистической форме) далеко

не высший и тем более не последний этап в развитии способов присвоения (и

соответственно способов производст­ва). Она отчуждает человека от условий и

результатов его труда, подрыва­ет личный интерес и инициативу, превращает

работника в винтик огром­ной государственно-бюрократической машины,

исполнителя воли разрас­тающегося всесильного государственного аппарата.

Начался ренессанс ча­стной собственности, личного присвоения, мелкого

бизнеса, рыночной конкуренции, развернулся процесс деэтатизации

(разгосударствления), ос­вобождения общества от чрезмерно навязчивой опеки

государственной бюрократии, потерпели крах тоталитарные режимы. Это – не

возврат к раннему капитализму, а начало нового витка исторической спирали.

При­ходит новое общество, которое получило название постиндустриального. И

оно, вероятно, не будет последним, завершающим.

К тому же и сами формы присвоения, и сменяющие друг друга спо­собы

производства, и используемые орудия труда — не причины, а следствия. Они

выражают ступени познания и освоения человеком окружаю­щего мира.

Предложенные марксизмом основы периодизации истории об­щества и его будущего

все больше подвергаются сомнению и критике, вы­двигаются новые подходы и

концепции, либо реанимируются, возрожда­ются старые, ранее отброшенные и

полузабытые.

Что же все-таки отличает человека, общество от всего ос­тального мира? Что в

человеке главное, определяющее его историческую функцию?

Общепризнано, что человек — существо биосоциальное. В его генети­ческом

ядре — нерасторжимое единство двух, казалось бы, противопо­ложных начал.

Биологическое начало роднит человека со всей окружаю­щей природой, с

материальным миром, его вершиной – живой природой с присущими ей сложными

механизмами цикличной динамики и генети­ки, наследственности, изменчивости и

отбора, сменой поколений.

Отличия начинаются там, где проявляется разум человека во всем мно­гообразии его

функций. В чем же проявляется разум человека? Во-пер­вых, в познании

(сначала эмпирическом, а затем абстрактном) сущности явлений и процессов —

законов строения и закономерностей динамики окружающего мира и самого себя, — в

познании, которое в конечном сче­те стало содержанием разветвленного дерева

наук и основой для созна­тельного использования накопленных из поколения в

поколение знаний в практической деятельности. Результаты практической

деятельности по­стоянно проверяют истинность познания, корректируют, пополняют,

обо­гащают накопленный багаж знаний. Вся искусственная природа, создан­ная

человеком за его многотысячелетнюю историю, — это лишь материа­лизация

человеческого познания, разума и мысли. Это справедливо не только для

преобразованных человеческим трудом природных материа­лов, созданных

технических систем, накопленных технологических при­емов, построенных

производственных сооружений, дворцов, храмов, до­рог, каналов, произведений

искусства, но и для товара и денег, бирж и бан­ков, форм собственности и

рыночных институтов, социальных и полити­ческих организаций, государственных

органов и политических структур.

Первичность человеческого знания признавал и К. Маркс: «Природа не строит ни

машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни

сельфакторов и т.д. Все это — продукты человеческого тру­да, природный

материал, превращенный в органы человеческой воли, вла­ствующей над природой,

или человеческой деятельности в природе. Все это — созданные человеческой

рукой органы человеческого мозга, овеще­ствленная сила знания. Развитие

основного капитала является показате­лем того, до какой степени... условия

самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего

интеллекта и преобразованы в соответствии с ним...». В основу периодизации

истории, принятой марксистской школой, легло другое положение К. Маркса:

«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический

и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а

наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени

сво­его развития материальные производительные силы общества вступают в

противоречие с существующими производственными отношениями... С изменением

экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей

громадной надстройке». Здесь од­нозначно приоритет отдается воспроизводству

материальных благ. Духов­ному воспроизводству отводится подчиненная, пассивная

функция.

Во-вторых, разум человека, его духовный мир проявляется в эстети­ческой

оценке окружающего мира и плодов своей деятельности, в пони­мании гармонии,

красоты, что нашло отражение в разнообразных фор­мах искусства, культуры в

узком смысле слова (в широком смысле сло­ва культура охватывает все результаты

человеческой деятельности, включая науку и продукты труда). Эстетическое,

интуитивное, с трудом поддающееся научной логике познание мира лежит в основе

различных видов искусства. Эстетические чувства играют важную роль в

осуще­ствлении религиозных обрядов и народных празднеств, обогащают мир

человека, его жизнь. Гармония присуща природе, всем живым сущест­вам, —

достаточно вспомнить богатую палитру красок цветов, оперения птиц. Эстетическое

осознание, оценка красоты и извечное стремление ее достичь, реализовать – это

свойство, присущее лишь человеку ра­зумному.

В-третьих, разум человека находит проявления в системе этических правил,

норм нравственности, которыми люди руководствуются в обще­нии с себе подобными.

Конечно, определенные, подчас довольно сложные правила поведения свойственны

муравьиному сообществу и пчелиному рою, стае волков и обезьян; это закрепляется

инстинктами и условными рефлексами и помогает выжить тому или иному виду

животных в нелег­кой борьбе за существование, продолжить род. Но лишь человеку

как лич­ности дано осознать себя, отделить от окружающих, себе подобных, свою

особенность, самоценность – и свою ответственность перед окружаю­щими, которые

должны придерживаться подобных же правил, иначе вза­имное общение станет

невозможным. Нравственные правила регулируют отношения людей.

Каждый человек проходит путь осознания себя как личности, обучает­ся

этическим нормам, правилам поведения в семье и обществе, нормам взаимопомощи.

Эти правила около пяти тысячелетий назад породили нор­мы права и специальный

аппарат для поддержания и организации их со­блюдения – государство. Как и

многие другие порождения человеческо­го разума, эти изобретения, находясь в

руках части общества, стали затем претендовать на самодовлеющий, первичный

характер, навязывая прави­ла поведения большинству людей.

В-четвертых, человека отличает от остального животного мира нали­чие

идеалов, способность к целеполаганию, что находит обобщенное вы­ражение в

идеологии – системе взглядов, определяющих цели и мотивы многогранной

деятельности людей, их взаимного общения, объединения близких по взглядам и

интересам граждан в социальные группы, полити­ческие партии, сообщества ученых,

коллекционеров, любителей пива и т.п. Идеология может базироваться на системе

ценностей, частично отра­женной и закрепленной в системе догматов той или иной

религии. Ради достижения идеалов человек способен идти на самоограничение и

жерт­вы, рисковать жизнью.

Наконец, в-пятых, к миру духовных ценностей следует отнести обра­зование,

способы и методы передачи по наследству из поколения в поколение накопленной

суммы знаний и навыков, эстетических оценок и эти­ческих норм, идеалов и целей.

Передача опыта свойственна и живот­ным — медведица два года обучает медвежонка,

у птиц школа ограничи­вается несколькими месяцами или даже неделями.

Определяющую роль при этом играют инстинкты. Другое дело у человека: здесь

период обуче­ния охватывает полтора-два десятилетия, начиная с первичных

знаний, полученных в семье, и заканчивая школой, техникумом, вузом; пополне­ние

и обновление знаний продолжается всю жизнь. Образование превра­тилось в

самостоятельный общественный институт, отрасль народного хозяйства и в то же

время форму воспроизводства элементов духовного мира человека, его восшествия

от ступени к ступени. При этом часть ус­таревших знаний и навыков, оценок, норм

и идеалов теряется, «вымыва­ется» и одновременно богатство духовного мира

прирастает, делается все более разнообразным и сложным, впитывая опыт новых

поколений.

Весь богатый, сложный, противоречивый духовный и материальный мир, созданный

человеком, постоянно меняется, формируя логику исто­рического процесса.

Какие же критерии следует принять за основу для вы­членения отдельных стадий,

фаз, циклов этого процесса?

Из приведенных выше рассуждений вытекает непростой ответ на этот вопрос,

который часто формулируегся так: что первично — бытие или со­знание, материя

или дух? По характеру ответа на него различались и вели между собой многие

столетия ожесточенные споры философские школы и идеологические течения. Два

крайних варианта: весь мир, человек, и его судьба – творения вне человека

находящегося абсолютного духа, бога в той или иной ипостаси, все

предопределено божественным провидением (идеализм); первичны материя, бытие,

человек лишь отражает изменения во внешнем мире, следует за ними, более или

менее успешно его преоб­разует, следуя своим интересам, корни которых следует

искать опять-таки в бытии (материализм). Крайности сходятся: в обоих случаях

человек – объект, а не субъект исторического процесса, критерии его

периодизации находятся вне человека.

Конечно, по своим истокам, происхождению разум, сознание человека, да и сам

человек во всей совокупности элементов биологического наслед­ственного ядра,

генотипа является следствием, порождением, высшим ре­зультатом развивающейся

материи, которая в этом смысле первична. Со­знания без мозга не бывает, а

мозг – это сложнейше структурированная совокупность нейронов. Но, оторвавшись

от пуповины породившей его матери, человек обретает собственную судьбу,

подчиняясь законам стати­ки, динамики и генетики общества; он не только

подчиняется этим зако­нам, но и познает их, использует в своих целях. И здесь

на первый план выходит, становится первичным то, что отличает человека от

всего ос­тального мира: способность познавать окружающий мир и самого себя,

действовать, исходя из собственных интересов и представлений о

законо­мерностях этого мира.

Другое дело, что степень познания, эстетические оценки, этические правила,

идеалы, уровень образования у различных людей и их групп весьма отличны, их

интересы нередко противоположны, поэтому путь ис­торического прогресса

оказывается тернистым и извилистым.

Двойственность человека, противоречие между устремлениями тела и духа отмечал

еще римский историк Гай Саллюстий Крисп в I в. до н.э.: «Все наше существо

разделяется на тело и дух. Дух обычно правит, тело служит и повинуется, духом

мы владеем наравне с богами, телом – наравне со зве­рем». Телесное и духовное

начало в человеке существовать друг без друга не могут. Но каждое из них

развивается по своим собственным, хотя и взаимосвязанным по фазам жизненного

цикла человека, законам. За многотысячелетнюю историю человечества физические

и физиологические свойства человека как биологического вида почти не

изменились. Но на­сколько обогатился духовный мир человека, особенно круг его

знаний, на­выков, способов их передачи через систему образования! На много

поряд­ков количественно и качественно отличается круг предметов

материально­го мира, созданных современным человеком и используемых в

производст­ве и быту, от примитивных орудий труда и незатейливого убранства

жили­ща среднего египтянина, жителя Афин или Рима.

Общая историческая тенденция (ее можно рассматривать как наибо­лее общую

закономерность развития человечества) состоит в том, что по мере удаления

человека от истоков образования вида Homo sapiens духов­ное начало в

обществе приобретает все большее значение, определяя его динамику. Не менее

быстро нарастает и количество созданных человеком, преобразованных его трудом

предметов природы; но это – овеществлен­ная сила знаний, т.е. результаты

расширенного воспроизводства духовно­го мира человека. Однако развитие общества

– не прямая линия, не экс­понента; восхождение к очередной ступени в динамике

духовного воспро­изводства происходит зигзагообразно, время от времени теряются

целые пласты культурного наследия. Но эти зигзаги, отклонения от

магистраль­ного пути не могут заслонить общей тенденции роста духовного мира

че­ловека, особенно его научной составляющей, усиления роли духовного начала в

жизни и динамике человечества, – естественно, в нерасторжи­мом единстве с

материальным бытием и окружающей природной средой.

Все богатство материального и духовного мира человека – результат его

собственного труда, саморазвития, а не творение божества или ино­планетян.

Необходимы мужество и достаточный уровень познания, чтобы перестать надеяться

на высшие силы и относить на их счет собственные неуспехи и провалы, ошибки и

трагедии. История – летопись саморазви­тия общества, его побед и поражений,

успехов и неудач, трудного, мучи­тельного движения от ступени к ступени

исторического прогресса. В са­мом себе, в своем знании и умении,

целеустремленности и воле, в разви­тии созданного человеческим разумом

духовного и материального мира нужно видеть причины и этапы исторического

прогресса, взлетов и паде­ний в истории народов и всего человечества.

Из сказанного выше вытекает новый подход к критериям периодиза­ции истории.

Прежде всего необходимо в значительной мере оспорить широко рас­пространенный

подход к логике исторического процесса, где первотол­чком начала перехода к

следующей исторической эпохе считается форми­рование очередной ступени в

развитии материальных производительных сил – средств производства (орудий и

предметов труда, источников энер­гии, технологий, вовлеченных в производство

сил природы), отражающих уровень знаний и навыков человека, его

целенаправленную волю, продук­ты трудовой деятельности. Главная

производительная сила — это сам че­ловек в совокупности его ипостасей:

потребностей и способностей, зна­ний и навыков, желания и воли.

Неудовлетворенная потребность по­буждает человека мобилизовать свой разум для

нелегкого преобразования окружающего мира, порождает жажду знаний и понимание

необходимос­ти активной деятельности. Скачкообразный рост потребностей

каждого последующего поколения людей служит мощным импульсом к поиску пу­тей

более полного их удовлетворения на основе кардинальных преобразо­ваний в

материальном и духовном воспроизводстве, в формах собственно­сти, социальном

и политическом устройстве.

Производственные отношения, формы собственности, при всей их значимости в

обществе, не могут служить главным и решающим критери­ем при периодизации

исторических эпох. Формы присвоения средств и результатов производства, их

смена зависят от того, насколько они спо­собствуют удовлетворению растущих

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты