дворе они занимали высокие положения. Среди них было много
полководцев. Но основным занятием армян в колониях стало ремесло и
торговля - области, в которых они достигли больших успехов. В 1604 г.
персидский шах Аббас отвел для армянских переселенцев особое место в
своей столице Испагани, получившее название Нор - Джульфа. Возникли
армянские колонии и в Западной Европе : во Франции, Италии, Германии,
Англии. Но они были не столь многочисленны как азиатские и
африканские.
Особое место занимают колонии армян в России. В XII, XIII вв.
значительное количество армян переселилось в Галицию и на Волынь. В
начале XIV в. все жители Ани переселились в Астрахань, Крым , Польшу и
Львов. А в XVI в. армянские общины появились в Киеве и Москве, где
в Белом Городе новые переселенцы имели свой Армянский двор . Армяне с
большой охотой селились на Руси. Их влекло сюда не только желание
торговать, но и возможность свободно исповедовать свою религию.
Сближение отношений армян с Россией началось еще в царствование царя
Федора Иоановича ( 1584 - 1598 гг.), когда грузинский князь Александр
искал для Грузии подданства у России. Царь Федор Иоанович, защитив
Грузию своими войсками, принял титул Государя земли Иверской,
грузинских царей и Кабардинской земли, черкасских и горских князей.
В царствование Алексея Михайловича армяне из персидской колонии Нор -
Джульфа преподнесли ему в дар золотой трон, украшенный драгоценными
камнями. В ответ армянские купцы жаловались грамотами, разрешающими
беспрепятственно не только торговать в России, но и селиться в ее
городах. Отношения эти крепли год от года и в царствование Петра
Великого ( 1689 - 1725 гг) облеклись в определенную форму. К нему
прибыло посольство от карабахских меликов с просьбой о заступничестве
от мусульман и предложением военного союза. Дербентский поход Петра
встречен был армянами и грузинами как заря избавления от долгих
страданий. Надежды эти не оправдались в связи с гибелью
продовольственных запасов в Каспийском море, что остановило удачную
войну России с Персией. Однако освобожденные рускими провинции Гилян,
Мазандаран, Астрабад открыли приют для армянских переселенцев. Новые
надежды армян были связаны с царствованием Екатерины II. По проекту
графа Потемкина предлагалось образовать в Закавказье особое
христианское государство - Армяно - Грузинское, под покровительством
России. Для осуществления этого проекта армянские богачи, приобретшие
громадные состояния в Индии ( Эмин Осипов, Шамир - хан), предлагали все
свое состояние в пользу освобождения Армении. Георгиевский договор (1783
г.), по которому грузинский царь Ираклий II признал себя подданным
России, и удачная война с Турцией, закончившая Ясским миром ( 1791 г.),
помогла армянам воспрянуть духом. Дальнейшее освобождение царств Армении
и Грузии было поручено графу Зубову ( рескрипт 1796 г.). Удачные
действия Зубова привели к взятию Дербента, Баку, но неожиданная смерть
императрицы остановила дальнейшие действия русских. Активные действия на
Кавказе развернулись в царствование Александра I. Персия с большим
недовольством следила за укреплением России на Кавказе. Ее тайные
пособники распространяли среди мусульманского населения Кавказа воззвания
с рассказами об ужасной участи, ожидающей правоверных под властью
«Белого Царя». Мамед - хан писал угрожающие письма князю Цицианову,
представителю царя. Но даже убийство последнего не помешало русским
взять Нахичевань, осадить крепость Ереван, разбить персидские войска
при Кобаде и вынудить персов подписать Гюлистанский договор (1813 г.),
по которому России переходили ханства Карабахское, Гонжинское, Шекинское,
Дербентское, Бакинское и Талышенское. Но воспользовавшись восстанием 1825
г. ( декабристы), персидский хан Фет - Али с 40 000 армией напал на
российские владения. Но у крепости Шуша он был остановлен силами 42
-го егерского полка под командованием полковника Реута. Разгром
завершил главнокомандующий Паскевич, захватив крепости Аббас - Абад,
Сардар -Абад, Ереван ( Эривань) и несколько ханств. От этого шах Аббас -
Мирза пришел в ужас и поспешил подписать Туркманчайский договор
10 февраля 1828 г., по которому ханство Эриванское по обеим
сторонам Аракса, ханство Нахичеванское переходили России, а также
контрибуцию в размере 20 млн. золотых рублей. Дата подписания
Туркманчайского договора стала датой рождения нового армянского
государства на древней земле их предков. Со всех сторон из персидских
провинций в новое отечество устремились сотни тысяч переселенцев, желая
обрести Родину.
История армянской церкви.
Государственная история Армении неразрывно связана с
историей армянской церкви. Ее роль, как в государственном управлении,
так и в судьбе армянского народа настолько велика, что переоценить ее
невозможно.
Первые семена христианства посеяны рукой апостола Фаддея ( 34 г.). Он
поставил Аддея первым епископом первой армянской церкви в Эдессе.
Евангельские правила, переданные армянской Церкви апостолом Христа и
доныне сохранились в армянских церковных книгах и Номоканоне
(Канонагирк). После 17 лет сподвижничества, Фаддей был замучен, по
приказанию Санатрука, но еще при его жизни в Армении образовались
пять епископий. Сподвижниками Фаддея в Армении были свв. Варфоломей,
Филипп и Варнава, проповедовавший также в Персии и Индии. Варфоломей,
обративший в христианство сестру Санатрука, был, как и Фаддей,
замучен. Той же участи чуть позднее подвергся апостол Иуда, брат
Якова( 72 г.). Апостолы Фаддей, Варфоломей, Иуда и Фома почитаются
основателями Христианской церкви в Армении и как св. Мученики
поминаются в армянских Мартирологах. Число мучеников в Армении очень
велико. К ним причислены пять учеников Фаддея, под именем главного
из них Воски ( 107 г.), семнадцать христиан под названием Сукиасиан,
по имени старшего Сукиаса (130 г.), а также 10 000 армян, распятых
на Арарате в царствование римского императора Адриана( 117 - 138 г. ).
Наибольшее гонение христианская церковь в Армении испытала до
появления в IV в. св. Григория Просветителя, который и сам был
брошен в ров по приказу царя Трдата. После исцеления Трдата и
принятия им христианства, Григорий Просветитель на месте могилы
мученицы - христианки Рипсиме ( Евфросинья) основал монастырь Эчмиадзин.
Григорий Просветитель управлял армянской Церковью около 30 лет ( 302 -
331 гг.). После смерти он был причислен к лику святых,мощи его
частично находятся в италии, Греции. Правая рука его находится в
Эчмиадзине и возлагается на голову каждого нового епископа во время
обряда рукоположения. В миру Григорий был женат и имел двух сыновей,
которые стали епископами. После смерти Просветителя, армянской
Церковью уравлял его сын Аристакес, а после него, второй сын -
Вертанес. После этого управление армянской Церковью першло к
эчмиадзинскому архиепископу Нерсесу I Мец ( Великий). Он первый
получил титул Патриарха и каталикоса всех армян. Собор, собранный им
в Вагаршапате, определил независимость армянского каталикоса от
духовной кафедры в Кесарии. Он управлял Церковью 34 года, и
преемником его явился Саак, фактически нарушивший обычай обращения за
грамотою на епископство в Кесарию. После патриархов Завена и
Асбуракеса следует Саак Мец (Великий), уточнивший в сотрудничестве с
Месропом Маштоцем переводы греческих текстов на армянский язык. В
правление Саака Мец, среди христиан распространилась ересь Нестория, для
обличения которой был созван Третий вселенский собор. Ересь заключалась
в том, что Несторий разделял в Иисусе Христе две сущности: сущность
бога и сущность человека, и утверждал, что Спаситель родился
человеком и лишь потом с ним соединилось Божество, Почему его надо
считать Богоносцем, а не Богочеловеком, а Деву Марию - не
Богородицей, а Христородицей. Саак Мец, находясь в персидском плену.
Не смог сам присутствовать на Вселенском Соборе, но все документы и
решения Собора были ему переданы и он полностью согласился с ними.
Отделение Армянской Церкви от Греческой произошло позднее в
результате Халкидонского Собора 451 г. На нем рассматривалась новая
ересь Евтихия, получившая название ереси монофизитов. По ней в
Иисусе Христе естество человеческое было совершенно поглощено
божественным, следовательно в Спасителе следует признавать только
естество божественное. Собор осудил эту ересь и признал в Христе
два естества: божественное и человеческое, неслиянно и неизменно,
нераздельно и неразлучно. Но с постановлениями этого собора были
многие не согласны. Отрицая ересь Евтихия, они , по мнению многих,
впадали в ересь Нестория. Споры были настолько острые. Что
императоры Василиск и Зенон последовательно издавали указы,
запрещающие само упоминание о Халкидонском Соборе.
В этот период Армения вела тяжелые войны с Персией. Армянский
патриарх даже не смог присутствовать на Соборе. А тяжелое положение
армян, несмотря на все обращения к императору, оставляли греков
равнодушными. Кроме этого греческие патриархи, предавая анафеме
Евтихия, не отлучили последователей Нестория, уже отлученных армянской
Церковью. Пользуясь этим предлогом, а фактически, стремясь избежать
любой зависимости от Константинополя, армянский патриарх объявил, что
греческая Церковь, осуждая учение Евтихия, впадает в Ересь Нестория,
преданного анафеме Армянской Церковью. Несколько позднее, при патриархе
Бабкене, армянская Церковь окончательно разъединилась с греческою.
Дальнейший ход истории привел к еще большему расхождению сначала
армянкой и греческой, а затем и греческой и римской Церквей. В
основе этих споров, прежде всего, лежали государственные интересы.
Армянская церковь , порой принимала решения, прямо противоположные
решениям греческой Церкви, но тем самым обеспечивала политическую
самостоятельность Армении. Причиной же видимых разногласий всегда
служили теологические споры. Ведь Христианская Церковь, как живой
организм , проходил различные стадии роста, становления и развития.
Армяне принимали в этом процессе самое деятельное участие. Но при
этом они никогда не забывали своих национальных интересов. Такова
была политика патриарха Захарии, каталикосв Нерсеса IV Шнорхали
(Благодатный). Армянские патриархи в самые тяжкие минуты судьбы
своего народа всегда выступали его защитниками, беря трудную и
опасную миссию послов на себя. Их стараниями утихали междоусобицы и
вражда. В трудные годы безвластия , они принимали на себя все
полномочия армянских царей.
Но особо хочется сказать и о жестокой борьбе армянских патриархов за
чистоту веры и нации. На рубеже X - XII вв., Армения, теснимая с
востока Персией и турками, в Запада - хищными намерениями
Константинополя и Рима, сумела сохранить себя и свой народ только
благодаря Церкви. Она сама отметала армян - переселенцев, которые,
позарившись на посулы греков, целыми родами во главе с нахарарами
переселялись в « безопасные» уделы. Подчеркивая их предательство,
армянская Церковь вычеркивала их из числа армян : переселившиеся в
греческие земли - становились греками, в грузинские - грузинами. ( В
этой связи интересно название грузин на армянском языке - враци,
учитывая, что ивраци - означает « Изменивший вере»). Вот
почему, в столице Армении, Ани - « городе тысячи церквей», которые
считал обязанным построить каждый знатный житель - на куполах храмов
можно было прочитать надписи на грузинском, греческом языках,
примерно следующего содержания: « Я, Гагик Мамиконян, Грузин,
построил эту церковь в .... году в честь моего брата Смбата
Мамиконяна, армянина и т.д. Подобные надписи можно было прочитать и на
греческом языке. Отсюда нетрудно догадаться, почему до сих пор идут
споры о том, грузин или армянин Шота Руставели....
Благодаря такой жесткой позиции, армянская церковь сохранила нацию,
ее язык и культуру. Принявшие другую Церковь армяне довольно быстро
ассимилировались и их потомки не помнят своих корней. Исключение
составляют несколько колоний армян - католиков, в частности колония
мхитристов близ Вененции, основанная в 1717 г. архимандридом Мхитаром.
Им же был заложен армяно - католический монастырь на острове св.
Лазаря, а затем монастырь в Вене.
Заключение.
Я обратился к древней и средней истории Армении, потому что он, на
мой взгляд, наиболее интересна не только с точки зрения исторических
событий, но и в значительной степени раскрывает процесс формирования и
становления армянского народа . его национального самосознания и
национального характера. Армяне, пройдя через трехтысячелетнюю историю,
не потеряли своей самобытности, не затерялись на задворках чужих
государств, а с гордостью несут свой генетический багаж и с
оптимизмом смотрят в будущее.
Я горжусь своей принадлежностью к этой нации.
План работы
1.Введение.
2. Географическое положение.
3. Происхождение армянского народа, его языка. Армянская литература.
4. Государственная история Армении.
А. Период первый - от 2107 по 331 гг. До н.э. - Династия Гайкидов.
Б. Второй период - от 331 по 149 гг. До н.э..
В. Третий период - от 149 до н.э. по 433 н.э. - Династия Аршакидов.
Г. Период четвертый - от 433 по 632 гг. - Управление персидских
наместников мазр - панов.
Д. Пятый период - от 632 по 702 гг. - Управление греческих
курапалатов.
Е. Период шестой - от 702 по 1021 гг. - Остиканы дамасских халифов.
Ж. Седьмой период - от 1021 по 1080 гг. - Нашествие турок -сельджуков.
З. Восьмой период - от 1080 по 1393 гг. - Киликия.
И. Девятый период - от 1393 по 1828 гг. Переселение армян и их
колонии.
5. История армянской церкви.
6. Заключение.
Список используемой литературы.
1. Абаза В.А. История Армении. - / Репринт. воспроизв. изд. 1888г./
Ер.: Гркери ашхар, 1990.
2. Глинка С.Н. Обозрение истории армянского народа. - /Репринт.
Воспроизв. изд. 1832 г./ - Ер.: Гркери ашхар, 1990.
3. Моисей Хоренский. История Армении в 4-х книгах. - /Репринт.
Воспроизв. изд. 1830 г./ - Ер. : Грхери ашхар, 1990
4. Назаретян О.Е. Армяне - халкидониты на рубеже XI - XII вв. - Изд.
Ереван : 1993г.
Финансовая Академия при Правительстве РФ
Кафедра......................................................................
Истории
реферат
Тема: «история армении (от 2107г. до н.э. по 1828г.) »
Студент: гр. К 1-
2...............................................................Мхитарян Р.Г.
Научный
руководитель.....................................................Разманова
Н.А.
Москва 1997г.