Реферат: История Армении

дворе они занимали высокие положения. Среди них было много

полководцев. Но основным занятием армян в колониях стало ремесло и

торговля - области, в которых они достигли больших успехов. В 1604 г.

персидский шах Аббас отвел для армянских переселенцев особое место в

своей столице Испагани, получившее название Нор - Джульфа. Возникли

армянские колонии и в Западной Европе : во Франции, Италии, Германии,

Англии. Но они были не столь многочисленны как азиатские и

африканские.

Особое место занимают колонии армян в России. В XII, XIII вв.

значительное количество армян переселилось в Галицию и на Волынь. В

начале XIV в. все жители Ани переселились в Астрахань, Крым , Польшу и

Львов. А в XVI в. армянские общины появились в Киеве и Москве, где

в Белом Городе новые переселенцы имели свой Армянский двор . Армяне с

большой охотой селились на Руси. Их влекло сюда не только желание

торговать, но и возможность свободно исповедовать свою религию.

Сближение отношений армян с Россией началось еще в царствование царя

Федора Иоановича ( 1584 - 1598 гг.), когда грузинский князь Александр

искал для Грузии подданства у России. Царь Федор Иоанович, защитив

Грузию своими войсками, принял титул Государя земли Иверской,

грузинских царей и Кабардинской земли, черкасских и горских князей.

В царствование Алексея Михайловича армяне из персидской колонии Нор -

Джульфа преподнесли ему в дар золотой трон, украшенный драгоценными

камнями. В ответ армянские купцы жаловались грамотами, разрешающими

беспрепятственно не только торговать в России, но и селиться в ее

городах. Отношения эти крепли год от года и в царствование Петра

Великого ( 1689 - 1725 гг) облеклись в определенную форму. К нему

прибыло посольство от карабахских меликов с просьбой о заступничестве

от мусульман и предложением военного союза. Дербентский поход Петра

встречен был армянами и грузинами как заря избавления от долгих

страданий. Надежды эти не оправдались в связи с гибелью

продовольственных запасов в Каспийском море, что остановило удачную

войну России с Персией. Однако освобожденные рускими провинции Гилян,

Мазандаран, Астрабад открыли приют для армянских переселенцев. Новые

надежды армян были связаны с царствованием Екатерины II. По проекту

графа Потемкина предлагалось образовать в Закавказье особое

христианское государство - Армяно - Грузинское, под покровительством

России. Для осуществления этого проекта армянские богачи, приобретшие

громадные состояния в Индии ( Эмин Осипов, Шамир - хан), предлагали все

свое состояние в пользу освобождения Армении. Георгиевский договор (1783

г.), по которому грузинский царь Ираклий II признал себя подданным

России, и удачная война с Турцией, закончившая Ясским миром ( 1791 г.),

помогла армянам воспрянуть духом. Дальнейшее освобождение царств Армении

и Грузии было поручено графу Зубову ( рескрипт 1796 г.). Удачные

действия Зубова привели к взятию Дербента, Баку, но неожиданная смерть

императрицы остановила дальнейшие действия русских. Активные действия на

Кавказе развернулись в царствование Александра I. Персия с большим

недовольством следила за укреплением России на Кавказе. Ее тайные

пособники распространяли среди мусульманского населения Кавказа воззвания

с рассказами об ужасной участи, ожидающей правоверных под властью

«Белого Царя». Мамед - хан писал угрожающие письма князю Цицианову,

представителю царя. Но даже убийство последнего не помешало русским

взять Нахичевань, осадить крепость Ереван, разбить персидские войска

при Кобаде и вынудить персов подписать Гюлистанский договор (1813 г.),

по которому России переходили ханства Карабахское, Гонжинское, Шекинское,

Дербентское, Бакинское и Талышенское. Но воспользовавшись восстанием 1825

г. ( декабристы), персидский хан Фет - Али с 40 000 армией напал на

российские владения. Но у крепости Шуша он был остановлен силами 42

-го егерского полка под командованием полковника Реута. Разгром

завершил главнокомандующий Паскевич, захватив крепости Аббас - Абад,

Сардар -Абад, Ереван ( Эривань) и несколько ханств. От этого шах Аббас -

Мирза пришел в ужас и поспешил подписать Туркманчайский договор

10 февраля 1828 г., по которому ханство Эриванское по обеим

сторонам Аракса, ханство Нахичеванское переходили России, а также

контрибуцию в размере 20 млн. золотых рублей. Дата подписания

Туркманчайского договора стала датой рождения нового армянского

государства на древней земле их предков. Со всех сторон из персидских

провинций в новое отечество устремились сотни тысяч переселенцев, желая

обрести Родину.

История армянской церкви.

Государственная история Армении неразрывно связана с

историей армянской церкви. Ее роль, как в государственном управлении,

так и в судьбе армянского народа настолько велика, что переоценить ее

невозможно.

Первые семена христианства посеяны рукой апостола Фаддея ( 34 г.). Он

поставил Аддея первым епископом первой армянской церкви в Эдессе.

Евангельские правила, переданные армянской Церкви апостолом Христа и

доныне сохранились в армянских церковных книгах и Номоканоне

(Канонагирк). После 17 лет сподвижничества, Фаддей был замучен, по

приказанию Санатрука, но еще при его жизни в Армении образовались

пять епископий. Сподвижниками Фаддея в Армении были свв. Варфоломей,

Филипп и Варнава, проповедовавший также в Персии и Индии. Варфоломей,

обративший в христианство сестру Санатрука, был, как и Фаддей,

замучен. Той же участи чуть позднее подвергся апостол Иуда, брат

Якова( 72 г.). Апостолы Фаддей, Варфоломей, Иуда и Фома почитаются

основателями Христианской церкви в Армении и как св. Мученики

поминаются в армянских Мартирологах. Число мучеников в Армении очень

велико. К ним причислены пять учеников Фаддея, под именем главного

из них Воски ( 107 г.), семнадцать христиан под названием Сукиасиан,

по имени старшего Сукиаса (130 г.), а также 10 000 армян, распятых

на Арарате в царствование римского императора Адриана( 117 - 138 г. ).

Наибольшее гонение христианская церковь в Армении испытала до

появления в IV в. св. Григория Просветителя, который и сам был

брошен в ров по приказу царя Трдата. После исцеления Трдата и

принятия им христианства, Григорий Просветитель на месте могилы

мученицы - христианки Рипсиме ( Евфросинья) основал монастырь Эчмиадзин.

Григорий Просветитель управлял армянской Церковью около 30 лет ( 302 -

331 гг.). После смерти он был причислен к лику святых,мощи его

частично находятся в италии, Греции. Правая рука его находится в

Эчмиадзине и возлагается на голову каждого нового епископа во время

обряда рукоположения. В миру Григорий был женат и имел двух сыновей,

которые стали епископами. После смерти Просветителя, армянской

Церковью уравлял его сын Аристакес, а после него, второй сын -

Вертанес. После этого управление армянской Церковью першло к

эчмиадзинскому архиепископу Нерсесу I Мец ( Великий). Он первый

получил титул Патриарха и каталикоса всех армян. Собор, собранный им

в Вагаршапате, определил независимость армянского каталикоса от

духовной кафедры в Кесарии. Он управлял Церковью 34 года, и

преемником его явился Саак, фактически нарушивший обычай обращения за

грамотою на епископство в Кесарию. После патриархов Завена и

Асбуракеса следует Саак Мец (Великий), уточнивший в сотрудничестве с

Месропом Маштоцем переводы греческих текстов на армянский язык. В

правление Саака Мец, среди христиан распространилась ересь Нестория, для

обличения которой был созван Третий вселенский собор. Ересь заключалась

в том, что Несторий разделял в Иисусе Христе две сущности: сущность

бога и сущность человека, и утверждал, что Спаситель родился

человеком и лишь потом с ним соединилось Божество, Почему его надо

считать Богоносцем, а не Богочеловеком, а Деву Марию - не

Богородицей, а Христородицей. Саак Мец, находясь в персидском плену.

Не смог сам присутствовать на Вселенском Соборе, но все документы и

решения Собора были ему переданы и он полностью согласился с ними.

Отделение Армянской Церкви от Греческой произошло позднее в

результате Халкидонского Собора 451 г. На нем рассматривалась новая

ересь Евтихия, получившая название ереси монофизитов. По ней в

Иисусе Христе естество человеческое было совершенно поглощено

божественным, следовательно в Спасителе следует признавать только

естество божественное. Собор осудил эту ересь и признал в Христе

два естества: божественное и человеческое, неслиянно и неизменно,

нераздельно и неразлучно. Но с постановлениями этого собора были

многие не согласны. Отрицая ересь Евтихия, они , по мнению многих,

впадали в ересь Нестория. Споры были настолько острые. Что

императоры Василиск и Зенон последовательно издавали указы,

запрещающие само упоминание о Халкидонском Соборе.

В этот период Армения вела тяжелые войны с Персией. Армянский

патриарх даже не смог присутствовать на Соборе. А тяжелое положение

армян, несмотря на все обращения к императору, оставляли греков

равнодушными. Кроме этого греческие патриархи, предавая анафеме

Евтихия, не отлучили последователей Нестория, уже отлученных армянской

Церковью. Пользуясь этим предлогом, а фактически, стремясь избежать

любой зависимости от Константинополя, армянский патриарх объявил, что

греческая Церковь, осуждая учение Евтихия, впадает в Ересь Нестория,

преданного анафеме Армянской Церковью. Несколько позднее, при патриархе

Бабкене, армянская Церковь окончательно разъединилась с греческою.

Дальнейший ход истории привел к еще большему расхождению сначала

армянкой и греческой, а затем и греческой и римской Церквей. В

основе этих споров, прежде всего, лежали государственные интересы.

Армянская церковь , порой принимала решения, прямо противоположные

решениям греческой Церкви, но тем самым обеспечивала политическую

самостоятельность Армении. Причиной же видимых разногласий всегда

служили теологические споры. Ведь Христианская Церковь, как живой

организм , проходил различные стадии роста, становления и развития.

Армяне принимали в этом процессе самое деятельное участие. Но при

этом они никогда не забывали своих национальных интересов. Такова

была политика патриарха Захарии, каталикосв Нерсеса IV Шнорхали

(Благодатный). Армянские патриархи в самые тяжкие минуты судьбы

своего народа всегда выступали его защитниками, беря трудную и

опасную миссию послов на себя. Их стараниями утихали междоусобицы и

вражда. В трудные годы безвластия , они принимали на себя все

полномочия армянских царей.

Но особо хочется сказать и о жестокой борьбе армянских патриархов за

чистоту веры и нации. На рубеже X - XII вв., Армения, теснимая с

востока Персией и турками, в Запада - хищными намерениями

Константинополя и Рима, сумела сохранить себя и свой народ только

благодаря Церкви. Она сама отметала армян - переселенцев, которые,

позарившись на посулы греков, целыми родами во главе с нахарарами

переселялись в « безопасные» уделы. Подчеркивая их предательство,

армянская Церковь вычеркивала их из числа армян : переселившиеся в

греческие земли - становились греками, в грузинские - грузинами. ( В

этой связи интересно название грузин на армянском языке - враци,

учитывая, что ивраци - означает « Изменивший вере»). Вот

почему, в столице Армении, Ани - « городе тысячи церквей», которые

считал обязанным построить каждый знатный житель - на куполах храмов

можно было прочитать надписи на грузинском, греческом языках,

примерно следующего содержания: « Я, Гагик Мамиконян, Грузин,

построил эту церковь в .... году в честь моего брата Смбата

Мамиконяна, армянина и т.д. Подобные надписи можно было прочитать и на

греческом языке. Отсюда нетрудно догадаться, почему до сих пор идут

споры о том, грузин или армянин Шота Руставели....

Благодаря такой жесткой позиции, армянская церковь сохранила нацию,

ее язык и культуру. Принявшие другую Церковь армяне довольно быстро

ассимилировались и их потомки не помнят своих корней. Исключение

составляют несколько колоний армян - католиков, в частности колония

мхитристов близ Вененции, основанная в 1717 г. архимандридом Мхитаром.

Им же был заложен армяно - католический монастырь на острове св.

Лазаря, а затем монастырь в Вене.

Заключение.

Я обратился к древней и средней истории Армении, потому что он, на

мой взгляд, наиболее интересна не только с точки зрения исторических

событий, но и в значительной степени раскрывает процесс формирования и

становления армянского народа . его национального самосознания и

национального характера. Армяне, пройдя через трехтысячелетнюю историю,

не потеряли своей самобытности, не затерялись на задворках чужих

государств, а с гордостью несут свой генетический багаж и с

оптимизмом смотрят в будущее.

Я горжусь своей принадлежностью к этой нации.

План работы

1.Введение.

2. Географическое положение.

3. Происхождение армянского народа, его языка. Армянская литература.

4. Государственная история Армении.

А. Период первый - от 2107 по 331 гг. До н.э. - Династия Гайкидов.

Б. Второй период - от 331 по 149 гг. До н.э..

В. Третий период - от 149 до н.э. по 433 н.э. - Династия Аршакидов.

Г. Период четвертый - от 433 по 632 гг. - Управление персидских

наместников мазр - панов.

Д. Пятый период - от 632 по 702 гг. - Управление греческих

курапалатов.

Е. Период шестой - от 702 по 1021 гг. - Остиканы дамасских халифов.

Ж. Седьмой период - от 1021 по 1080 гг. - Нашествие турок -сельджуков.

З. Восьмой период - от 1080 по 1393 гг. - Киликия.

И. Девятый период - от 1393 по 1828 гг. Переселение армян и их

колонии.

5. История армянской церкви.

6. Заключение.

Список используемой литературы.

1. Абаза В.А. История Армении. - / Репринт. воспроизв. изд. 1888г./

Ер.: Гркери ашхар, 1990.

2. Глинка С.Н. Обозрение истории армянского народа. - /Репринт.

Воспроизв. изд. 1832 г./ - Ер.: Гркери ашхар, 1990.

3. Моисей Хоренский. История Армении в 4-х книгах. - /Репринт.

Воспроизв. изд. 1830 г./ - Ер. : Грхери ашхар, 1990

4. Назаретян О.Е. Армяне - халкидониты на рубеже XI - XII вв. - Изд.

Ереван : 1993г.

Финансовая Академия при Правительстве РФ

Кафедра......................................................................

Истории

реферат

Тема: «история армении (от 2107г. до н.э. по 1828г.) »

Студент: гр. К 1-

2...............................................................Мхитарян Р.Г.

Научный

руководитель.....................................................Разманова

Н.А.

Москва 1997г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты