Реферат: История Армении

Реферат: История Армении

Введение.

«Мы ходим по праху царств и народов.... Но неоспоримо и то, что есть

народы, которые от различных превратностей, хотя и подвергались в

отечественных пределах своих игу власти насильственной и чуждой; однако

же в продолжении целых столетий, сохраняют не только имя, но и

нравственное бытие свое, и язык и веру и желание ожить существованием

первобытным. На чреде сих народов Армяне (курс. Авт.) занимают

блистательную степень. Не взирая на все волнения Азии, более трех

тысяч лет действовавшие бурным приливом на Армению, Армяне все

остались Армянами», - так писал в 1832 году в своих исследованиях

русский историк, писатель, общественный деятель, редактор журнала «Русский

вестник» Сергей Николаевич Глинка в своем труде «Обозрение истории

Армянского народа». Эти слова можно поставить эпиграфом к данной

работе.

История армянского народа уходит своими корнями в глубокую древность

и неразрывно связана с историей древнего мира всего человечества.

События, упоминаемые армянскими источниками, нисходят к 2107 году до н.

э. , что позволяет не только проследить историю Армении, но и уточнить

даты событий из истории Ассирии., Вавилона, Египта, Иудеи, Персии,

Греции, Рима, а также малых народов Закавказья и Кавказа. Бесценные

манускрипты, древнейшие книги хранятся в Ереване в Матенодаране. В свою

очередь многие древние историки- неармяне

( Плиний, Геродот ) неоднократно упоминают армян, как непосредственных

участников важнейших событий древней истории (участие в сражении под

стенами Трои, в разгроме Ассирии и Вавилона и др.).

Географическое положение.

По свидетельству древнего армянского историка Моисея Хоренского (IV - V

вв.) Древняя Армения делилась на Великую Армению и Малую Армению

, между которыми протекала река Евфрат. Великая Армения на севере

граничила с Албанией, Иверией, Колхидою, Трапезундом; к югу : с Сирией,

Месопотамией Ассирией; на востоке : с Персией (Адербейджаном) и Каспийским

морем; к западу : с Малой Арменией. Малая Армения на севере граничила

с Понтом и Каппадокией Полимонийской, к югу : с Сирией и Киликией, к

востоку: с Великой Арменией и к западу с собственно Каппадокией.

Малая Армения состояла из Армений : Первой, Второй и Третьей;

впоследствии к ней были присоединены Киликия и часть северной Сирии (

Евфратезия). Под давлением Рима от Малой Армении была отделена

часть, под названием Четвертой Армении и присоединена к римской

провинции Месопотамии.

Великая Армения состояла из 15 провинций, каждая из которых делилась

на округа, носящие наименования по названию крупнейших городов. Так,

провинция Васпуракан насчитывала 36 округов. .

Географическое положение Армении было очень удобным : она была как бы

мостом, связующим Запад и Восток. Прекрасный климат позволял возделывать

зерновые и технические культуы, растить сады, в лесах обильно водилась

дичь и крупный зверь. В городах процветали ремесла и торговля . Но

столь выгодное положение Армении привлекало к ней и многочисленных

завоевателей. Поэтому границы Древней Армении подвергались частым

изменениям, а армянам приходилось осваивать все новые земли.

Происхождение армянского народа, его языка. Армянская литература.

Армяне - самоназвание гай (или хай) - является одним

из немногих на земле «первородных» народов. В основе их происхождения

лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи

на вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в

основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя по

именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ

Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается

древними халдейскими, сирийскими и греческими историками. По библейскому

преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера, Форгом еще при

жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения,

он и стал основателем династии первых армянских царей - Гайкидов, и

родоначальником армян. Легенда гласит, что, являясь одновременно одним из

главных родоначальников вавилонских, Гайк участвовал в постройке

Вавилонской башни по предложению главного халдейского родоначальника

Бела (он же Немврод). Но почувствовав, что Бел стремится к единоличному

господству, Гайк вместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил

этого Гайку. Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью

подчинить себе Гайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые

плодородные земли Вавилона для переселения в пределы своих владений.

Гайк категорически отказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была

первая война в истории человечества документально зафиксированная.

Решающая битва произошла у Ванского озера, где войска Бела были

разбиты, а он сам погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был

построен город Гайк в честь победителя. Так гласит библейское

сказание. Исторический же процесс формирования армянского народа был ,

конечно же, значительно сложнее. Большой народ, формируясь, вбирает в

себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения,

религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ

формировался по всем этим законам. Древние армянские историки Мар -

Ибас - Катина (II в. До н. э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие

свидетельствуют о многих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы,

картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.) , которые были

расселены в разных частях Армении, но были полностью ассимилированы

армянами. Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных

армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род

Багратуни, давший князей, великих полководцев и царскую династию,

правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы и

китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией, и

титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой

служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую

роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание

армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период

армянской государственности, и, практически, не претерпело каких-либо

серьезных изменений и до наших дней.

Об этом свидетельствует и армянский язык. Попытка отнести армянский

язык к какой-либо языковой группе не привел ни к чему. Он составил

отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит

армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было

простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его

учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены

обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Рим были

направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его

звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением. Это

была своего рода многолетняя лингвистическая экспедиция, по окончании

которой были собраны и переработаны сведения, на основе которых и

был создан самобытный армянский алфавит. Его точность и уникальность

доказана веками: известно, что языковый состав речи по истечении

времени меняется, древний язык становится «мертвым» (дренегреческий,

латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно

говорить на древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя

словарный состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и

все богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском

алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки. До

недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца армяне

пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей

письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии,

имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные

документы, переписка велись на персидском языке и говорить о наличии

более древней письменности у армян не приходилось за отсутствием

«вещественных доказательств». Совсем недавно, в конце прошлого года,

группа молодых ученых из Еревана сделала попытку расшифровать, прежде

практически не поддающиеся прочтению письмена Урарту. Ключом послужил

древнеармянский язык. К сожалению, в нашей печати пока нет официальных

публикаций по этому вопросу, но существует большая вероятность того,

что клинопись Урарту и была древнейшей азбукой армян. Существуют и

некоторые сведения о том, что до Месропа Маштоца существовал некий

армянский алфавит, состоящий из 28 букв, что абсолютно не

соответствовало звуковому ряду армянского языка. Азбука Маштоца состоит

из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о первых армянских

историках и писателях, благодаря которым многое из древности дошло до

наших дней. Древнейшим армянским историком считается Мар - Ибас -

Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешение персидского

царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранились захваченные

персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейским источникам

написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Это произведение

дошло до нас только в списках. Агафангел -

секретарь царя Трдата, написавший историю распространения христианства в

Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника

проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд -

составил историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц -

в сотрудничестве с каталикосом Сааком перевел Святое

Писание на армянский язык, автор Требника (известного под названием

Машдоц ) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - автор

Истории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам

описание войн армян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци

- История Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские

труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес Мамиконян

- История князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный

Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II -

автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци-

атор поучений против ересей. XI век : Фома Арцруни - История

дома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий

Магистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворного

переложения «История Ветхого и Нового Завета».; Аристакес

Ласдивердци - «История Армении и соседних городов» (988 - 1071

гг.) . XII век : Самуил - составитель хронологий от

сотворения мира до 1179 г.. Врач Мхитар - «Утешение в

лихорадке». Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор

стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар

Гош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских.

XIII век : Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор

элегии «Плач об Эчмиадзине». Вартан Великий - автор «Всеобщей

истории от сотворения мира до 1267г.». Киракос Кандзакеци -

описал разорение монголами в 1230 г. города Ани и бегство армян в

Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега - описал вторжения

татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые

сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с

персидского языка. Аристакес - автор « науки или

указания как должно правильно писать» и «Словаря армянского языка».

XIV век принес грозные испытания армянскому народу. Подвергаясь

непрерывным гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других

странах.

Когда у человека горит дом, он безотчетно хватается за самое ценное,

стараясь его спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне ,

иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памяти народа,

его языка, истории, культуры. Эти книги , спасенные от огня, воды,

вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении -

Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернее

перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать , ни

писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу,

сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками и

трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература

продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне , они старались

открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в

Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже,

Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне, Мадрасе,

Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.),

Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии появились и во

многих странах Нового Света.

Государственная история Армении.

Государственная история Армении, по свидетельству древних источников,

насчитывает 3671 год - с 2107 г. до н.э. по 1395г. - древней и

средней истории, и всего лишь 169 лет новейшей, непосредственно

связанной с освобождением части армянских земель русскими войсками и

образования княжества Ереванского в 1828г.

Государственную историю Армении можно разделить на десять периодов.

Период первый - 2107 до н. э. По 331 г. н.э. - Династия Гайка.

После смерти легендарного Гайка в 2026г. до н.э. ему наследовал его сын

Арменак . Он прослыл в народе собирателем земель армянских. Благодаря

его политике границы Армении значительно расширились, многие племена

добровольно вошли в пределы Армении. Видимо, Армения , как государство,

заявило о себе именно в его правление, т.к. соседние государства

(Персия, Греция и др) присвоили новой стране имя ее государя - Армения

( земля Арменака).

Армаис - 1980 г. до н.э. -, сын Арменака, продолжал политику

укрепления государства, воздвиг на берегах р. Аракс дрекнюю столицу

Армавир.

Амасия - 1940 г. до н.э. - сын Армаиса, вел усиленное строительство

у подножья Арарата, который благодаря этому приобрел свое второе имя

- Масис.

Кегам - 1908 г до н.э. - сын Амасии; Гарма - 1858 - сын Кегама.

Арам - 1827 г. до н.э. - сын Гармы, своими победами значительно

расширил границы Армении во всех направлениях. Успехи армянского царя

встревожили ассирийского владетеля Нина, который не мог простить

армянам и гибели своего предка Бела. Опасаясь открытых столкновений,

Нин решил прибегнуть к хитрости и привлечь Арама на свою сторону : в

знак милости могущественный ассирийский царь позволил носить Араму

жемчужную повязку и приказал называть его вторым по себе. Некоторые

древние историки связывают название страны Армения с именем Арама.

Араму же приписывается первое географическое разделение Армении (

Большая, Малая ).

Ара Прекрасный (Кегецик) - 1769 г. до н.э. - сын Арама, наследовал

отцу незадолго до смерти Нина, женой которого была прекрасная

Семирамида (Шамирам). Рассказы о красоте Ара давно волновали воображение

Семирамиды. Овдовев, она отправила к Аре послов с богатыми дарами и

предложением посетить ее двор, самый пышный по тем временам в Азии .

Ара игнорировал предложение могущественной царицы. Встретив отказ,

Семирамида решила, что предложение стать лишь подданным оскорбило Ару.

Она послала новое посольство с предложением руки и престола. Ара

отказался опять, ссылаясь на то, что вполне счастлив со своей любимой

супругой Новары и своим народом, который горячо любит своего

повелителя. Семирамида приняла это за оскорбление и немедленно

приказала собрать войска. В 1767 г. до н.э. войска Семирамиды вторглись

в пределы Армении. Застигнутый врасплох, Ара не успел собрать войска и

принял бой малыми силами. Семирамида отдала приказ войскам доставить

ей Ару только живым. Но Ара не щадил своей жизни, сражаясь плечом к

плечу с простыми войнами против захватчиков. Он погиб в бою.

Безутешная Семирамида приказала отыскать тело Ары и принести его к

ней. Затем она потребовала чтобы верховный жрец Армении Мерас оживил

тело Ары. По легенде, для успокоения войска, ожидающего чуда, среди

войнов был найден двойник Ары и представлен толпе. В память

«чудесного оживления» Ары Семирамида воздвигла гробницу с памятной

надписью. Оглядевшись в покоренной Армении, Семирамида нашла ее климат

более здоровым и решила основать здесь свою летнюю резиденцию. На

берегу озера Ван она повелела начать строительство города в свою

честь - Шамирамакерт. Для защиты города от разливов озера по приказу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты