Реферат: История Армении

с портретами римского императора и царя Армении. Это оскорбило

народное самолюбие армян. В это время Ирод должен был вести войска в

Персию. Изменив маршрут, он решил пройти через земли Абгара. Восстал

весь армянский народ. Войско Абгара на позволило Ироду войти в

армянские пределы. Вскоре после этого Ирод умер, но Рим оставался

недоволен царем Армении. Понимая, что в любой момент Рим может напасть

на Армению, Абгар решил подготовиться к обороне. Выбрав удобное место

переправы через Евфрат, Абгар приказал начать строительство укрепленного

города, названного им Эдессою. Абгар стал даже помышлять о выходе

из-под власти Рима. Смерть персидского царя Аршавира, родственника

Абгара, заставила армянского царя отложить свои планы и поспешить к

персидскому двору, где уже разгорались споры между наследниками трона.

Веское слово старшего родственника установило мир между детьми

Аршавира.

Имя Абгара вошло в армянскую историю и в связи с принятием им в

31 г. н.э. христианства. Будучи современником Иисуса Христа и страдая

тяжелыми припадками, не поддающимися лечению лекарей, Абгар прослышал

про чудеса Спасителя. По преданию он направил к нему близкого

человека, Анана, с посланием к Христу и предложением посетить Армению.

Анан при встрече с Иисусом из скромности не подал Христу письма, а

передал его через апостолов Филиппа и Андрея. Спаситель не посетил

Армении, но по свидетельству каталикоса Иоанна VI, Абгар был удостоен

ответа. Иисус писал, что исцеляет только вера, что , во исполнение воли

Бога, он не может посетить Эдессу, но что пришлет к Абгару учеников

своих, которые исцелят его недуги. Согласно обещанию Спасителя, апостол

Фома отправил в Эдессу апостола Фаддея. Фаддей исцелил Абгара

простым наложением рук. Уверившись в силе и благодати Спасителя,

Абгар и присутствовавшие при его исцелении подданные тут же приняли

крещение. Учение Христа стало быстро распространяться в Эдессе,

языческие же храмы пустели и закрывались. Уверовав в Христа, Абгар

стал призывать и римского императора Тиверия сделать то же. Он

написал два письма Тиверию, в которых убеждал его в новой вере и

требовал покарать иудеев и Пилата за содеянное ими. Тиверий отвечал,

что и сам слышал об Иисусе и верит в его божественность, но

сложные вопросы веры решает только Сенат, хотя он , вероятно, разрешит

по желанию «включать» Христа в пантеон богов тем, кто уверовал в

него. Абгар писал подобные письма всем владетелям Малой Азии, своим

родственникам в Персии. Это было незадолго до его смерти.

Анане (Ананун) - 35 г. - сын Абгара, которому в управление перешла

Эдесса и подвластные ей территории. Анане быстро отшел от христианских

воззрений своего отца и стал жестоко преследовать христиан. Существует

легенда , по которой христианин Аддей, шапошник по профессии, отказался

изготовить для царя златотканную шапку. Анане приказал оруженосцу

отрубить Аддею ноги по колено. Приказание было исполнено, Аддей умер

на месте. Легенда гласит, что вскоре и сам Анане погиб, попав под

упавшую колонну, которая перебила ему ноги по колено. Жители Эдессы

усмотрели в этом перст Божий и заступничество Бога за верующих в

Христа.

Санатрук - 35 г. - племянник Абгара, которому в управление перешла

остальная Армения, не включенная во владения Анане. После смерти Анане

жители Эдессы обратились к Санатруку с просьбой взять на себя

управление, единственным условием они ставили полную свободу

христианского исповедания. Санатрук обещал исполнить эту просьбу, однако

нарушил ее сразу же после воцарения. По его приказу были замучены

апостодлы Фаддей и Варфоломей и его собственная дочь - христианка

Сандуха. Одновременно с христианами, Санатрук истребил и все мужское

потомство Абгара. Санатрук погиб на охоте.

Ерванд II - 65 г.- после смерти Санатрука в Армении началась смута.

Власть захватил один из Аршакидов , Ерванд, управлявший Великой Арменией.

Прежде всего он истребил всех детей Санатрука. Этой участи избежал

лишь младенец Арташес, которого спас Смбат Багратуни, бежавший вместе с

ребенком в Персию. Все попытки Ерванда заполучить мальчика в свои

руки ни к чему не привели. Опасаясь за свой трон, он поспешил

признать зависимость от Рима, уступив ему Месопотамию и заручившись,

таким образом, его поддержкой. В его царствование были построены города

Ервандашат, где он устроил свою резиденцию с подземными ходами

ловушками, явно опасаясь измены; Багаран, в который царь специально

перенес все храмы и курильни подальше от своей резиденции; Ервандокерт,

на правом берегу Аракса. К этому времени возмужавший Арташес во главе

персидского войска вторгся в пределы Армении. Ерванд запросил помощи у

Рима. Понимая всю опасность Арташес подкупает главу копьеносцев Ерванда .

В битве у озера Гегам, Ерванд, оставленный даже своими данниками

иверийцами во главе с их царем Парсманом, вынужден был бежать с поля

боя. Вскоре он был убит.

Арташес II - 85 г.- воцарившись, щедро наградил всех своих

сторонников и жестоко расправился с родственниками Ерванда. Вскоре он

приступил к строительству г. Арташата. В его царствование, перейдя

Кавказские горы, в Армению нахлынули полчища аланов. Встреченные

сильным отпором, аланы бросились вспять и остановились, перейдя Куру. Сын

аланского царя был взят в плен. Недолгие переговоры закончились миром

и женитьбой Арташеса на дочери аланского царя Сатеник. Арташес усмирил

и каспов, данников армянского царя. Воспользовавшись трудностями

Рима, ведущего затяжную войну с Децебалом, повелителем даков,

Арташес перестал платить дань императору. Но когда в Армению явился

римский полководец Траян, Арташес благоразумно выплатил всю дань и

спас Армению от разорения. Арташес не соблазнился выйти из под власти

слабеющего Рима и во время смуты в Иудее, поднятой лже - мессией Бар

- Кохебою. И когда в результате трехлетней борьбы Иудея была разорена и

опустошена, а остатки народа искали спасения в дальних странах,

Армения, живя в мире, процветала и богатела.

Ардавазд II ( 127 г.), сын Арташеза II; Тиран I (130 г.), брат

Ардавазда II; Тигран III (151 г.), сын Ардавазда II - продолжали

миролюбивую политику Арташеса.

Вагарш ( 193 г.) - сын Тиграна II. В его царствование хазары,

поминаемые в русских былинах, нахлынули на Армению через врата

Джора (Железные врата, Дербентское ущелье). Сначала они быстро были

отброшены назад, но у Дербента они взяли верх. Вагарш был убит в

сражении. При жизни Вагарш восстановил древний город Артемиз, под

названием Вагаршаван. Сегодня на его месте находится г. Ечмиадзин -

религиозный центр всех армян.

Хосров I Великий ( 213 г.), сын Вагарша. Исполняя свой священный

долг мести за смерть отца, немедленно предпринял поход против хазар,

проник в их земли, одержал блистательную победу и в честь нее

поставил памятник с надписью на греческом языке. В это время в

Персии произошел династический переворот: Арташир (Артаксеркс ), сын

простого война Сасана, получивший в удел город Персеполис, сверг с

престола царя Артавана из династии Аршакидов. Это стало возможным

благодаря внутренним распрям персидской династии. Родственные узы

обязывали Хосова прийти на помощь персидскому царю. но весть о его

смерти и о том, что Арташир собрал огромное войско в свою поддержку,

временно приостановила поход Хосрова. Он обратился в Рим за помощью.

Но получил лишь грамоту, предписывающую оказывать всяческое содействие

армянскому царю в войне с Персией. Это письмо все же позволило

Хосрову собрать огромную армию, усиленную союзниками и двинуться на

Персию. Опытный Хосров быстро разбил войска Арташира, а самого его

загнал в пределы Индии. Но там, где была бессильна воинская честь, свою

коварную роль сыграло предательство. Анак, один из младших родов

персидских Аршакидов , которые все нашли приют в Армении, продался

Арташиру и , после двухлетнего выжидания удобного момента, предательски

убил Хосрова на охоте ( 261 г.). Гнев армян уничтожил не только

предателя, но и весь его род. Чудом был спасен только один младенец,

и вывезен в Кесарию . Младенец этот, Григорий, впоследствии станет

Григорием Просветителем. Смерть Хосрова открыла Арташиру свободный путь в

Армению. Желая присоединить Армению и закрепить свои права на нее,

Арташир приказывает уничтожить весь род Хосрова и его детей. Но

нахарар Ардавазд Мандакуни успел спасти младшего сына Хосрова Трдата

и тайно вывезти его в Рим к императорскому двору. За это Арташир

уничтожил весь род Мандакуни. Армения долго сопротивлялась новому

правителю, но силой меча была успокоена. Своим наместником в Армении

Арташир оставил своего сына Шапуха. Тем временем сын Хосрова Трдат рос

и воспитывался при дворе римского императора. Он получил блистательное

военное и светское воспитание, а также симпатию и поддержку Рима.

Трдат II - 286 г.- При поддержке Рима Трдат одержал победу над

персами, полностью очистил от них страну и под радостное ликование

армян воцарился в Армении. Политические дела требовали присутствия

Трдата в Риме, куда он отправился вместе с Григорием Просветителем, а

управление страной поручил Оту, воспитателю своей сестры Хосровдухт.

Отсутствием Трдата воспользовался Шапух. Действуя посулами и подкупом,

он привлек на свою сторону горские народы Кавказа, подбивая их напасть

на Армению одновременно с разных сторон. Не без его участия был убит

своим зятем Слуком временный правитель Армении От. Ничто не мешало

захвату Армении. Но в это время неожиданно вернулся Трдат, быстро

собрал армию и нанес сокрушительное поражение горцам. Историки

свидетельствуют, что Трдат был огромного роста и обладал геркулесовой

силой. В бою с горцами он одним ударом рассек пополам царя

басилов и этим же ударом снес голову его коня. Это вызвало панику

в рядах врага и они с позором бежали с поля боя. Затем Трдат

вторгся в Персию, разбил Шапуха, загнав его вглубь страны, и отнял у

него часть персидских владений.

Огромное значение для всей последующей истории Армении имел факт

принятия крещения царем Трдатом в 300 году. Вслед за царем

крещение приняли большинство армянских нахараров. Крестителем Армении

стал Григорий Просветитель, а официальной датой принятия христианства

армянами, как государственной религии, считается 301 год. Это не

означает, что новая религия была принята безоговорочно и в одночасье

всеми армянами. Еще долгие годы среди знати и простых людей в

некоторых областях Армении будут сильны языческие верования. Но и

само Христианство, как новая духовно - политическая сила, только начинала

свой путь. И армяне были одним из немногих народов, которые стояли у

истоков этого пути.

Факт принятия христианства Арменией по - новому расставлял и

политические акценты в пределах Малой Азии. Для того, чтобы выжить

Армения вынуждена была постоянно балансировать между

двумя более крупными силами : Персией и Римом. И политика армянских

царей была в основном направлена на то, чтобы очередной перевес

одной из них уравновешивать временным союзом с другой. Выбор же

христианства государственной религией значительно перевесил чашу весов

в пользу христианского Рима. Отношения резко обострились. Такая «

перемена» политики устраивала далеко не всех армянских князей.

Недовольство не замедлило сказаться.

Хосров II Покр ( Карлик) - 345 г. - сын Трдата, воцарился на трон

лишь с помощью войск римского императора Констанция, сына Константина

Великого. В Армении не прекращались смуты. Нахарары - язычники вступали

в союз с персами, разоряли области нахараров -христиан. Хосров Покр же

, будучи неспособным к государственным делам, весь отдался строительству

новой столицы Армении - Двину. Нападение же горцев, снова

спровоцированное Шапухом, мужественно отразили полководцы - патриоты во

главе с Ваганом Аматуни.

Диран II - 353 г. - сын Покра, воспользовавшись визитом Дирана в

Константинополь, войска Шапуха вновь вторглись в Армению. Неспособный к

войне Диран решил уладить дело золотом. Так он стал платить дань и

Риму и Персии. Это не понравилось императору, и вскоре римские войска

во главе с Юлианом (соправитель Констанция) появился в Армении, и

усилив свои ряды армянскими войсками, направился в Персию. У Дирана он

потребовал выставить в церквах по языческим обычаям свое изображение.

Диран не посмел отказать. Портрет Юлиана на глазах у Дирана растоптал

Иусик, за что Диран приказал создать с него кожу. Иусик причислен к

лику святых. А в знак протеста , армянские войска, узнавшие об участи

Иусика, покинули стан Юлиана. Юлиан погиб в бою. Шапух же обманом

заманил Дирана, ослепил его, и только под давлением Рима Диран был

освобожден, но лишен трона.

Аршак II - 364 г. - сын Шапуха, поставленный вместо Дирана. Неумный

правитель и очень жестокий человек, Аршак не снискал любви и

уважения подданных. Жестокость Аршака заставили многих армян искать

защиты у Шапуха. По их настоянию он приказал схватить Аршака и

посадить в крепость Ануш. Не стерпев такого позора Аршак приказал

заколоть себя.

Пап - 382 г. - сын Аршака, после смерти отца в юном возрасте

бежал к римскому императору Феодосию Великому. С римским войском Пап

вернулся в Армению, чтобы занять трон. Но Шапух обещал армянский трон

своему зятю Меружану, который поклялся искоренить христианство в

Армении. Но победа осталась за Папом. Меружану армянские войны надели

на голову раскаленный венец. Правление Папа было недолгим. Сначала он

приказал отравить каталикоса Нерсеса, пользующегося большим авторитетом

среди армян, чтобы избавиться от его опеки. Затем решил избавиться и

от опеки Рима. Попытка была неудачная. Пап был схвачен и отправлен к

Феодосию, где и был казнен.

Вараздат - 391 г. - из рода Аршакидов, ставленник Феодосия.

Воцарившись в Армении стал искать союза с Персией, прося себе в жены

одну из дочерей Шапуха. За это был арестован римлянами и сослан на

далекий остров.

Аршак III - 392 г. - старший сын Папа, который вместе со своим

братом Вагаршаком , умершим вскоре, был поставлен Феодосием править

Арменией. Но вскоре и Феодосий умер, разделив свою империю между

сыновьями : Гонорию перешла западная часть империи и собственно Рим, а

Аркадию - Византия. Эти перемены сильно отразались на судьбе Армении.

Пользуясь слабостью Аршака, император Аркадий подписал с Шапухом договор

о разделе Армении между собой. Аршак лишь не пожелал остаться в

нехристианской части , принадлежащей Персии и перебрался в ее греческую

часть. Вместе с Аршаком туда же перебрались и все нахарары -

христиане. Обеспокоенный этим, Шапух ставит царем своего удела

христианина Хосрова III из рода Аршакидов. Это привлекло бежавших

нахараров. Они стали возвращаться на свои земли. Аршак вскоре умер.

Хосров III - 396 г. - после смерти Аршака произошло фактическое

объединение разделенной Армении под властью Хосрова. Он стремился

полностью отойти от Шапуха и перейти под власть Византии. Для этого

он стал вести переговоры с императором Аркадием. Шапуха к переговорам

не приглашали. Своеволие Хосрова не могло понравиться персам. Вайска

Шапуха вторглись в Армению , Хосров был арестован.

Врамшапух - 400 - наученный горьким опытом, новый царь строго

соблюдал условия договора с Персией и спокойно процарствовал 21 год. В

его правление Месроп Маштоц , после длительной кропотливой

работы создал армянский алфавит. Обрадованный царь немедленно

распорядился об открытии повсеместно в пределах персидской части

Армении училищ и школ для обучения на армянском языке. На греческой

же части Армении строго запрещались любые письмена, кроме греческих и

сирийских. Кстати это и многие другие ущемления национальной гордости

армян отвращали их от союза с греками. В этом смысле политика

персов была более гибкой и мудрой.

Шапух - 422 г. - сын персидского царя Язкерта. Жестокий и злобный

по природе человек. Правил в Армении пять лет, а затем был убит

заговорщиками в Персии, когда прибыл к умирающему отцу. Весть о смерти

Шапуха вызвала восстание в Армении под предводительством Нерсеса

Чичракаци. Не желая подвергать родину новым кровавым расправам каталикос

Армении Саак Великий увещеваниями успокоил восставших и отправил

посольство в Персию для подписания мира.

Арташир - 427 - сын персидского царя Врамшапуха, как и все

персидские наместники принял крещение. Но своими нравами и распутной

жизнью вызвал ненависть нахараров. Они подали жалобу персидскому царю

Враму II. Он вызвал Арташира к себе , судил и лишил престола. Арташир

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты