Реферат: Индейцы Америки

1879-1881гг.: “В январе 1869г. они (кековцы) совершили неспровоцированное

убийство двух белых людей по имени Людвиг Мейджер и Уильям Уолкер, которые

расположились на ночь в небольшой пещере (“Пещера Убийства”) близ

Порт-Гарднера, юго-восточной оконечности острова Адмиралти (на территории,

часто посещаемой кековцами), и после убийства этих людей изуродовали их тела.

За это преступление они тотчас же получили наказание: 14-15 января

капитан-лейтенант Мид, командир парохода Соединенных Штатов “Сагино” сжег и

разорил один городок и три селения (во всех – 35 домов), а также несколько

каноэ в бухтах Сагино и Сикьюрити, остров Кую (на самом деле не кековские, а

куювские поселки). Кроме того было уничтожено два укрепленных форта “около 100

квадратных футов от 15 до 17 футов высоты, выстроенных из бревен толщиной от 9

до 15 дюймов” (из рапорта Мида от 24 февраля 1869г.) Они не отстроили заново

эти селения, и с тех пор стали вести кочевую жизнь, полагаясь на гостеприимство

других племен, которые их недолюбливали и боялись”.

Кроме того Бедсли добавляет: “Я приписываю этот благотворный страх тлинкитов

перед белыми наказанию индейцев Кэйка капитан-лейтенантом Мидом в 1869г.,

рассказ о котором, сильно преувеличенный, распространился по всей стране и

повлек за собой самые благоприятные последствия. Все другие племена

недолюбливали кековцев и признавали справедливость наказания, тщательно

заботясь о том, чтобы самим не подвергнуться такой же каре.”

Этим, казалось бы, закончились затруднения в Кэйк-Кую, однако в марте 1881г.

коммандер Бедсли сообщает, что “большая делегация индейцев Кэйка с острова

Кую прибыла на Ситку в четырех крупных боевых каноэ. Выстроившись в ряд, они

вошли в гавань с развевающимися флагами и распевали военные (?) песни. Из-за

этого их оставили в лодках до тех пор, пока они не дали удовлетворительных

заверений в своем добром поведении. Это племя много лет считалось самым

беспокойным и опасным... Целью их визита было урегулирование спора между их

племенем и племенем Ситка Джека” (Ворон-6).

Это спор был улажен миром, но в ходе последовавших потлачей и праздников в

той части городка, где жили киксади (Ворон-10), посетители напились и

буйствовали. В наказание их посадили на хлеб и воду, выплатив компенсацию

всем оскорбленным ими лицам. Кековцам было приказано покинуть Ситку и не

возвращаться, но позволялось стать лагерем неподалеку, чтобы дождаться своих

арестованных товарищей.

Хотя действия против Кэйк-Кую белые посчитали полицейской акцией, индейцы

рассматривали их как объявление войны. К сожалению, нам неизвестно, какие

именно кланы были вовлечены в эти события. Подобные инциденты – случайная

смерть индейца, отказ белых уплатить требуемую компенсацию, захват белых

заложников – привели к бомбардировке Ангуна в 1882г. Два вождя, оба – главы

домов из клана дешитан (Ворон-13), Джо Кеннел-ку из Дома Ворона и Лониган,

известный впоследствии как “Киллисну Джек” или “Сагино Джек” из Стального

Дома, говорили капитану Мерриману, что они были довольны, когда он сжег

селение и что они пытались сдержать своих юношей. Мерриман наградил их

письмами с большими печатями.

Обстрел Врангеля в 1869г. солдатами из форта Врангель был произведен с целью

добиться выдачи индейца по имени Скатду или Скатдор (вероятно, Волк-17),

который застрелил белого торговца (возможно, ненавистного за его расовые

предрассудки), в отмщение за “беспричинное и ничем не оправданное убийство

индейца по имени Си-вау лейтенантом Локксом, вторым офицером в команде поста.”

Си-вау, или Лован (Si-wau, Lowan) в то время был пьян, когда откусил часть

пальца жены сержанта, за что лейтенант Локкс и пришел его арестовывать. Скатду

Виш-Та (Wish-Tah, вероятно, вушкиттан, Волк-17) был двоюродным братом Си-вау, а

последний, предположительно принадлежал к клану Тойата (Волк-25 или 26). Скатду

сдался после того, как его мать и младший вождь были взяты в заложники

солдатами. Его судили, признали виновным и повесили за убийство. В этом случае

армия сама превратила в “войну” обычную пьяную стычку. Перед казнью пленник

сказал: “Хорошо, что он убил tyhee (вождя), а не простого человека,

и он увидит мистера Смита (убитого торговца) в ином мире и объяснит

ему, как это все произошло, ведь он не намеревался убивать именно мистера Леона

Смита; будь то любой другой, было бы то же самое.”

Джордж Торнтон Эммонс

Перевод Зорина А. В. George T. Emmons. The Tlingit Indians. Seattle and

London - New-York, 1991

Конечно же, индейцы не могли противостоять экономической и военной силе,

политическим приемам европейских завоевателей. К середине 19-го столетия

только некоторые племена индейцев еще пытались предпринимать попытки силового

противостояния, но это уже были отдельные партизанские стычки и в

историческом плане война была проиграна.

Вот один из примеров – племя навахо:

В середине прошлого века для Соединенных Штатов Америки, укреплявших и

раздвигавших свои границы на запад и юг, наступил этап окончательного

покорения индейских племен. Навахо не сдавались без боя на милость дяди Сэма

и его солдат. Первый договор Вашингтона с ними был заключен в 1846 году, но

его признали далеко не все кланы и члены племени. Партизанскими налетами

индейцы не давали покоя новым белым владыкам Аризоны и Нью-Мексико, хотя за

первым договором последовали и второй, и третий, всего – семь. Тогда,

разгромив в гражданской войне рабовладельческий юг (лишенные однозначности и

идиллии парадоксы истории), с 1863 года Вашингтон взялся за окончательное

усмирение воинственных индейцев. Генерал Карлтон решил выкорчевать навахо с

их земли, а именно согнать их всех в форт Дифайенс и под конвоем, гуртом

отправить в форт Самнер, в штате Нью-Мексико. Не так-то легко было изловить и

собрать в одном месте людей, прячущихся в пустыне, горах, каньонах. Был отдан

приказ: мужчин, как и овец, убивать, женщин и детей – захватывать, кукурузные

поля – сжигать, сады – вырубать. (Современники свидетельствуют о многих

случаях, когда навахо,– «как свиней или овец»,– продавали в рабство.) Девять

рот добровольцев полковника Кита Карсона и окрестные племена уте, зуни, хопи

выполнили приказ. Большинство из оставшихся в живых навахо были изловлены,

пленены, доставлены в форт Дифайенс. Потом была «долгая прогулка» под конвоем

– длиной в 300 миль, в юго-восточный угол Нью-Мексико, в форт Самнер,

прозванный «загоном для навахо». Туда пригнали семь тысяч индейцев, потеряв

чуть ли не половину в дороге. Потом четыре голодных года в загоне, тощий

рацион, разграблявшийся на две трети офицерами и чиновниками БИД и

восполнявшийся крысами и дикими кореньями, неурожаи и засухи, холодные зимы

без топлива и крова, все чужое – даже змеи смертоноснее и коварнее, и тоска

по родине.

Эксперимент по выкорчевыванию и пересаживанию был безжалостным и неудачным.

Навахо слезно просили «Большого Белого Отца» вернуть их на землю предков, меж

четырех гор и четырех рек.

История сохранила протокол переговоров в форте Самнер индейских вождей и

представителя американского правительства генерала Шермана. Вождь Барбончито

говорил американцу: «Пока я не стар и здоров, дайте мне вернуться туда, где я

родился... Если вы отправите нас назад в нашу родную страну, мы будем считать

вас нашим отцом и нашей матерью. Я говорю от имени всего племени, от имени

всех наших животных – от лошади до собаки, а также от имени еще нерожденных

детей».

Их вернули – по договору 1868 года, восьмому и последнему договору между

правительством США и племенем навахо. С крепкими зарубками в памяти и с

непонятной бумагой на английском языке, под которой стояли корявые кресты –

подписи их вождей. Генерал Шерман доносил в Вашингтон, что по договору навахо

получили «небольшую часть их прежней территории, которая максимально далека и

от путей белого человека, и от его возможных будущих нужд». (Между прочим,

именно эта максимальная удаленность «от путей белого человека» помогла навахо

сохранить свою самобытность и, единственному из индеиских племен, свой язык

как главное средство общения внутри племени).

Это было на Севере, а вот Юг и уже в 20-м столетии:

Для индейцев, со времени пленения Джеронимо, партизанское существование стало

обычным; тогда оставшиеся непокорные индейцы чирикахуа разбились на маленькие

группы и скрылись в глубине безмолвных ущелий Сьерра Мадре - матери горной

цепи Мексики. Конфликты с ранчерами, рудокопами и лесорубами были постоянными

и непрерывными: обе стороны накопили ненависть друг к другу и мелкие

столкновения затрагивали каждого, исключая детей, если они, конечно не были

взяты в плен.

Кармина - так звали маленькую апачскую девочку, о которой рассказал Аристео

Гарсиа в 1932 году. Ее судьба была лучшей, чем у большинства ее

соплеменников, потому что Джек Роу и его партнер Джек Харрис пожалели

отчаявшегося напуганного ребенка. Позже Харрис и его жена удочерили девочку.

Народ Кармины, апачи Сьерра Мадре, совершили налет на ранчо Сан-Бернардино на

Аризонской стороне границы в 1907 году.

Позднее, в 20-х - 30-х годах двадцатого века , ходили упорные слухи о том,

что этих индейцев видели в Нью-Мексико и Аризоне. Семья Фимбрес, которая жила

у Накори Чико, участвовала в перестрелках с ними в 1929 и 1930 гг. В 1934-м

другая встреча неожиданно произошла у прохода Кумпас в Соноре: апачи

неожиданно напали на группу ковбоев, сопровождавших стадо, отбили скот и

угнали его в горы. При этом вождь и четыре женщины были убиты. Как оказалось

позже, на их поясах висели человеческие скальпы, среди которых оказались и

волосы тех троих ковбоев с Кумпас, еще свежие и окровавленные. Ранчеры нашли

нескольких мулов, а в стороне от животных висело несколько апачских детей,

упакованных в замшевые сумки, некоторые из них были ранены. Ранчеры разделили

детей между собой, тем не менее только один из них жив, и в настоящее время

работает учителем где-то в Соноре.

Год спустя повторилась попытка установить контакт с апачами, живущими в

Сьерре. В 1934 году антрополог Гренвилл Гудвин написал своему коллеге Моррису

Оплеру: "Они проиграли сражение в Мексике и, кажется, их полное уничтожение -

только вопрос времени. В последние несколько лет пятеро из них были убиты в

боях с мексиканцами... Девочка, лет около восьми, была взята в плен двумя

мексиканцами. Они держали ее на веревке, привязанной к дереву. Один мой друг

пошел в Мексику и предложил за нее 100 песо, но к тому времени девочка была

уже мертва. Это тяжелый пример того, как дики люди здесь."

В 1938 году доктор Хельге Ингстад попробовала наладить контакт с индейцами,

но тщетно.

Другие неожиданные встречи с апачами бывали и позже, вплоть до 1982 года, и

то, что выжившие до сих пор существуют - это точно.

Несколько раз люди находили брошенные лагеря в таких местах как Хуарез и

Чиуауа в период 1955-1980 гг. Позже сообщались и множество более зловещих

свидетельств их существования, они публиковались в недавних выпусках "Ганг

Дайджест" (это 1985-86 гг.), где писатель сообщал, что левые партизанские

экстремисты и наркоконтрабандисты снабжали апачей Сьерра Мадре АК-47 и

легкими скорострельными винтовками...

"Arisona Highways",

September 1986, pp. 25-26

А вот любопытные данные о борьбе индейцев:

В наши дни только специалисты знают о героической борьбе самого храброго и

мужественного из северо-американских племен — апачей. В течение более 300 лет

апачи непрерывно с оружием в руках отстаивали свои права на землю предков

(территорию нынешних штатов Аризона, Нью-Мексико и мексиканской Соноры).

Апачи продолжали сопротивление еще через много лет после того как все

остальные племена сложили оружие и были загнаны в резервации.

В 1886 году пятитысячный корпус армии США генерала Нельсона Майлза окружил

отряд Геронимо, последнего харизматического лидера и военного вождя апачей.

Президент США назвал Геронимо «самым страшным индейцем Америки». Геронимо и

его люди были быстро перевезены «подальше» с территории Юго-Запада во Флориду

на пустынный полуостров — тюрьму Форт-Мерион», были проведены переговоры

между правительством США и специальным полицейским ведомством Российской

Империи «о насильственном переселении (депортации) части апачей на территорию

Юга Российской Империи.

Под Черкассами находится населенный пункт Геронимовка, названный так в честь

легендарного вождя племени апачи. На черкасской земле умелые земледельцы из

Аризоны успешно выращивали знакомые им сельскохозяйственные культуры — тыкву,

кукурузу, подсолнухи.

Сегодня правительство США выделяет достаточно большие средства из бюджета для

решения (как понимает это правительство США) проблем «коренного населения

Америки» (официальная терминология). Создано БИД - Бюро индейских дел,

которое, входя в министерство внутренних дел США, опекает индейцев, решает их

проблемы.

И это естественно. Государство должно обеспечивать стабильность и

безопасность, а наличие самостоятельных территорий с населением, хотя бы

мысленно претендующим на независимость и полный суверенитет, - это бомба

замедленного действия. А потому совершенно логичны действия американских

властей, направленные на добровольную ассимиляцию индейцев. Нет, никто об

этом не говорит вслух, но все это понимают и все условия – от учебы в школе

до возможности получения высшего образования и хорошей работы – все это как

бы подталкивает молодых обитателей резерваций к личному решению выучиться и

уехать из этих мест.

Сложно судить со стороны. Современная цивилизация диктует свои законы,

правила, нормы и не факт, что проживание в резервации (как бы ее не называть)

лучший вариант для индейцев. В конце концов им самим решать чего они для себя

хотят и нет особых ограничений в законодательстве США для сохранения своих

обычаев и языка, но никто сейчас не разрешит вернуться к «истокам» в том

смысле, что снова племена вернуться на места прежнего обитания и будут

независимы и самостоятельны во всем. Это совершенно очевидно, т.к. передел

собственности и возврат к прошлому – не-воз-мож-ны! Вот в рамках сегодняшнего

общественного и государственного устройства, не мешая никому и ни чему и

возможны действия индейцев, направленные на сохранение самобытности, языка,

культуры и пр.

Справедливости ради, необходимо отметить, что уровень жизни индейцев в

«резервациях», условия жизни, возможности учебы и работы, медицинская помощь

и государственные субсидии – в значительной степени превышают уровень жизни

наших российских «коренных народов» Севера и пр. Но это уже совсем другая и

отдельная тема.

Вот замечательные картины из сегодняшней жизни индейцев в США, какими их

увидел журналист «Известий» Станислав Кондрашов в 80-е годы прошлого

столетия:

И вот, наконец, индейская земля, поселок Туба- Сити на западной границе

резервации навахо. Старый, единственный тут мотель, с тем же именем – «Туба-

Сити».

Построен мотель религиозной сектой мормонов, в числе других осваивавших

американский Запад. Они, собственно, и основали Туба-Сити в 1818 году,

незаконно отхватив часть территории, которая по договору с правительством США

была оставлена за навахо. В 1902 году Вашингтон выкупил у мормонов эту землю

и снова передал ее резервации. Крепкая кирпичная кладка старого мотеля

осталась от мормонов. В комнате подслеповатые окошки, колченогая мебель,

рваные простыни... «Тут вроде бы другое государство»,– сказал при первом

знакомстве управляющий мотеля. И добавил: «Больше похоже на Мексику, чем на

Соединенные Штаты».

Однако по порядку. Автобусов или другого регулярного транспорта между

Флагстаффом и Туба-Сити нет. День выдался чудесный. Снег таял вовсю. Жаркое,

веселое апрельское солнце искрилось в лужах. С флагстаффского плоскогорья

спустились в красноватую пустыню, где снега не было и в помине. Проехали

«монумент природы» – вулкан Сансет: широкие пористые полосы застывшей лавы и

вулканический пепел, осевший пухлыми холмами, у которых очертания старомодных

академических ермолок. Чем дальше продвигались на север, тем меньше было

кедров и сосен, и потом дорога надолго вошла в голые скалы древней пустыни.

Туба-Сити – километр одной-единственной улицы, усаженной старыми вязами, с

зданиями школы и больницы, домами служащих БИД – Бюро индейских дел (которое,

входя в министерство внутренних дел США, опекает индейцев), учителей и врачей

и офисом агентства Туба-Сити. Агентство – это тоже от Бюро индейских дел.

Территориально резервация навахо делится на пять агентств (или управлений), и

Туба-Сити – административный центр самого западного агентства.

Расспросив дорогу у хозяина, пешочком под вязами я зашагал на свидание с

мистером Джеймсом Хоуэллом, шефом агентства Туба-Сити, самым главным местным

человеком, посланцем американского правительства – «Большого Белого Отца».

Был ли он предупрежден о появлении корреспондента из России в его краю? Не

могу судить. Но с распростертыми объятиями не выбежал навстречу, и пробиться

к начальнику этой захолустной дыры оказалось не так уж просто. Была и

приемная, и секретарша. И ожидание, как будто мистер Хоуэлл без передышки

ворочал государственными делами высшей важности. Не сразу подействовал мандат

переправленный через секретаршу. Но для меня это была первая встреча с

чиновником по индейским делам, первое испытание в резервации. Добравшись до

Туба-Сити от самого Нью-Йорка, я не мог отступить.

И мистер Хоуэлл это понял. В его кабинете – чисто американский стандарт:

осененный из угла звездно-полосатым флагом, поднятым на комнатном флагштоке

метра в два высотой, за солидным матово поблескивающим столом орехового

дерева, покачиваясь в кресле с откидывающейся мягкой высокой спинкой, сидел

типичный американский чиновник, служащий американского правительства. Встав и

поздоровавшись, Джеймс Хоуэлл снова расположился в кресле и, чуть отъехав,

вдруг закинул на стол ноги в новеньких крепких полуботинках с толстыми

кожаными подошвами, и этот, опять же типично американский, жест не рук, а ног

говорил, что шеф агентства Туба-Сити, может быть, и колебался, принимать или

не принимать корреспондента, но, приняв, вполне владеет собой и готов к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты