Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные

тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти

государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и

пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах,

стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединил племена

большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе.

Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того

носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию

Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно

карлуков, входили кочевые и полуко­чевые тюркоязычные племена, объединявшиеся

единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу,

барсха-ны и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В

нее вошли также группы огузов, уйгуров, ссмиреченских согдийцев. Основная часть

огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал

европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности19.

Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную

часть формировавшейся узбекской народности.

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило

кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины

Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые

племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические

группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов

преоб­ладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть огузов

передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического

объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали

кимакские и кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную

государственность. В состав кимакского политического объединения входили

кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и

др.21 Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно

из наиболее крупных племен кимакского объединения.

Становление и укрепление раннефеодальных общественных от­ношений, общие формы

хозяйственной жизни, материальной культу­ры, утверждение тюркского языка как

основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и

политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных

образо­ваний содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах.

Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахста­на в силу

естественногеографических, хозяйственных условий их обитания, исторически

складывавшихся обстоятельств их полити­ческой обособленности, а именно

вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства, все

отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько этнокультурных

групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане (район Ка-ратау и

долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в

Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, в междуречье Урала и Волги.

Дальнейшие исторические судьбы населения средневекового Казахстана постепенно

закрепля­ли такое разделение, хотя в целом общение отдельных его частей не

прекращалось. Все более сильное воздействие на этнические процес­сы оказывал

политический фактор.

Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическая

консолидация племен и народов юга и юго-востока Ка­захстана между собой, а

также политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населением Средней

Азии, чему во многом способ­ствовало длительное вхождение их в состав

Караханидского феодаль­ного государства (X—XII вв.), занимавшего огромную

территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-Восточ­ного

Казахстана22. В образовании государства Караханидов, объеди­нившего

оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль играли обитавшие в

Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация этих племен вместе с

местным населением в Средней Азии явилась существенным этапом на пути

формирования узбек­ской народности, в Восточном Туркестане — уйгурской.

Формирова­нию их в условиях сравнительно развитых общественных отношений в этом

государстве в более прочный этносоциальный ооганилм —

К народность мешали политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распад его

на Восточный и Западный каганаты. ; Государственное объединение кыпчакских

племен (XI—XII вв.) ) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным

кон-. тактам массы тюркских племен обширных территорий"от Иртыша до Урала и

Волги и далее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки

(йемаки), байандуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари),

йета, буржоглы, анджоглы. дурут и многие другие. Восточно-кыпчакские племена

взаимодей­ствовали на территории Восточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская

'степь»), т. е. степной территории Казахстана с другими тюркоязыч-ными

племенами соседних государственных образований, они вобра­ли в себя часть

огузских родов и племен. Многие племена и этничес-' кие группы региона (включая

и Южный Казахстан), объединенные : хозяйственно-территориальными и

политическими связями, прини­мали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками

23. В XII— начале XIII вв. кыпчаки, как и карлуки, также были на пути

сложения народности раннефеодального типа. Но события последующих столе­тий

раздробили и эту крупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков

участниками сложения казахской, а также кир­гизской, узбекской, каракалпакской,

ногайской и целого ряда других народностей.

В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан пере­местились из

Монголии и Алтая под давлением монголов Чингисха­на тюркоязычные (по другим

сведениям монголоязычные) найманы и киреиты, имевшие свои государственно-

политические объедине­ния и достигшие уровня раннеклассовых этнических

общностей. Вовлеченные в орбиту монгольских завоеваний, они расселились в

разных областях Монгольской империи и приняли участие в форми­ровании многих

тюркских народов.

К началу XIII в. в условиях тесного экономического взаимодейст­вия населения

обширных зон многоукладного хозяйства, кочевого и полукочевого скотоводства и

оседлого земледелия и городской куль­туры, в ходе упрочения самостоятельных

общественно-политических структур, упомянутых выше государственных

образований с большей или меньшей степенью стабильности, в процессе сложения

языковой и культурно-бытовой общности определились основные узлы этноге­неза,

этнической консолидации населения. Складывались условия для формирования по

меньшей мере двух народностей: на кыпчакс-ко-огузской этнической основе — на

обширной территории Восточ­ного Дешт- и Кыпчака и карлукской основе — в

Семиречье. Дальней­шее общение между ними, продвижение кыпчаков (и входивших

в их политический союз родов и племен) на юг и юго-восток, а семиречен-ских

племен (карлуков, киреитов и др.) на запад формировало исто­рические

предпосылки для сложения более крупной тюркоязычной народности. Однако

дальнейшее поступательное развитие этничес­кой консолидации населения было

задержано монгольским нашес­твием.

Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишком

много. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы

Чингизидов и перемещена за пределы Казах стана значительная часть населения.

Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказалась разъединенной между

новыми полити­ческими образованиями — улусами Джучи, Чагатая, Угэдэя, хотя

при разграничении территорий между ними в определенной степени учитывались

сложившиеся в прошлом этнические границы. Улус Джучи (затем Золотая Орда)

занимал кыпчакские земли от Иртыша и Алтая до Дуная. В Казахстане он

охватывал обширные территории центральных, северных и северо-восточных,

западных его земель. Улус Чагатая занимал Южный и Юго-Восточный Казахстан, т.

е. земли кыпчаков, караханидских тюрков, карлуков. В улус Угэдэя из

территорий Казахстана отошла северо-восточная часть Семиречья, куда перед тем

передвинулись с востока разбитые монголами найма-ны и киреиты (киреи).

Добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена,

передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты,

барласы, байрины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к

вытеснению, перемещению местного насе­ления. Феодальные войны и междоусобицы,

политическое дробление улусов усилили процесс измельчания, разъединения,

перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоевание территории

Ка­захстана привело к усилению монголоидных черт в антропологичес­ком типе

местного тюркского населения, но сами монгольские этни­ческие группы в виду

их относительной немногочисленности и распы­ленности на огромных территориях

были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой.

§ 3. Завершение формирования казахской народности

Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических

процессов на территории Казахстана. Оно явилось важ­нейшим политическим

фактором, качественно изменившим ход раз­вития этносов в регионе, открыло

пути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь

сложения упомя­нутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории

Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны

жизнедеятельности местного населения, в частности, пре­терпели изменения

этнический состав населения, формы его этносо-циальной организации,

социально-экономические условия его жиз­ни и т. д.

Выше были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольские племена,

появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольских завоеваний.

Численность монголов была относи­тельно невелика по сравнению с покоренными

народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил в каждом из

образо­ванных ими улусов — государств. В Золотой Орде монголы составляли лишь

четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. к рубежу XIV в. Войско

Бату-хана названо в источниках кыпчакским, так как на 3/4 оно состояло из

кыпчаков и других тюркских племен. На территории степной зоны Казахстана, где

получил улус Орда-Ичен, было примерно столько же монгольского войска: «Из

войск Джучи-хана,— сообщил Рашид ад-Дин,— половиной ведал он, а другой поло-

136

виной — Бату»24. До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен

с Алтая и Южной Сибири (кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.)

переселилось в Семиречье и Притяньшанье до середины ХШ в.2'

Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения,

приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кылчаков,

составлявших подавля­ющую часть населения, проживали канглы, найманы, ксрситы,

уйсу-ны,кенсгесы,аргыныимногиедругие. Арабский географ и путешест­венник

Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс асси­миляции в Золотой Орде:

«В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладели

татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с

ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они

стали точно кыпчаки, как будто они одного |с ними] рода, от того, что монголы

поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле

их (кыпчаков)»211. Это наблюдение относится и к восточной части

Золотой Орды — территории Казахстана.

Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и

Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в

новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под

давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного

Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к

уменьшению численности населения в их коренных.землях, ослабле­нию

хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское за­воевание нарушило

сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и

сельское население частью рассея­лось, ушло в другие места, частью изменило

тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном

Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения,

а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал

этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичные изменения в

Южном Казахстане.

С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс

интеграции племен и народов, как ранее обитав­ших на этой территории, так и

мигрировавших с востока. Новые общественные структуры, феодальныедержания,

улусы также сушест-венно изменили этническую карту региона. Распределив местное

население по «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между уделами и

улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые

места обитания. Замена близкород­ственных связей территориальными содействовала

ускорению про­цесса консолидации кочевого населения в народность. В западной

части Золотой Орды этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на

территории Казахстана, в связи с более благоприятными экономи­ческими условиями

— в части соотношения оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства

новых городов — и более интен­сивным социальным развитием золотоордынского

общества27.

С установлением монгольского господства на территории Казах­стана сложились

особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-

за исключительно неблагоприят­ных социально-экономических его последствий.

Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в

силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выжи­ванию,

усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства,

замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было

закрепление пережиточныхформ общест­венной организации,— все это сильно

повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву

хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться

города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры,

расширялся товарообмен, восстанавлива­лись хозяйственные контакты населения

различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных

объединений, дру­гих этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей

обра­зования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана,

Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более

благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического,

хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и

Семиречья, взаимообщения и взаи­модействия его во всех формах общественной

жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и

владе­ния, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и

Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой бо­лее прочную,

этнически обособленную государственную организа­цию, обеспечившую входившим в

него племенам и племенным объ­единениям территориальное и политическое

единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов

населения раз­личных районов Казахстана.

Известно, что важным условием слияния племен в народность является само

развитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом

скотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи со

смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силу

самой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый

экономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном

плане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые

контакты не только между представителя­ми близкородственных этносов, но и

других этнических групп.

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков,

стабилизируется этнический состав племен на тер­ритории Казахстана,

сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских,

монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных

объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу

населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра

(Госу­дарства кочевых узбеков^, Ногайской Орды был в основном идентич­ным. Их

населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени

под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»:

кыпчаки, уйсуны, конграты,

киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют

племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв, кенегссов, дурманов,

карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и др." Многие из этих племен

известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже

XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде

племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской

народности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими-1

'. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда

тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на

огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы

формировались в эпоху развитого средневе­ковья практически одновременно.

Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этнических

групп, в политичес­ких связях государственных объединений, хозяйственном и

культур­ном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессы

этнополитического развития были в определенной степе­ни общими для узбеков,

ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в

средневековых источниках под собирательным этнопо­литическим термином «могулы»:

дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты,

барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие,

числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав

другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный

Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Прйтяньшанье,

войдя в состав киргизов30.

Возникнув на территории древних историк о-этнографических об­ластей — в

районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и

Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преем­ственность основного этнического ядра

местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств и

казахских Средне­го и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные

тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию,

вокруг которых в течение многовекового хода этничес­кого становления

народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные,

целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена,

роды и их подраз­деления. Это подчеркивает неслучайность возникновения Ак-

Орды и Могулистана имен но на отмеченн ых выше территори ях Казахстана,

подчеркивает, что этнической основой этих государств было местное население.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногай­ский Улус (Орда),

Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие истори­ческие судьбы, как, например,

общая борьба против власти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочения

для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств

(в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической

кон­солидации населения. Сплачивающим фактором является также общность

культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру.

Входя в разные государственные образова­ния, население Казахстана в XIV- XV

вв. пользовалось одним язы­ком; в то же время исследователями отмечается

преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и

послемон-гольских государствах на этой территории. Характерные особеннос­ти

языка закрепились на протяжении этого времени и вполне соот­носятся

исследователями с языком памятников кыпчакскои литера­туры XIV—XV вв.

Историческая память народа концентрировалась в фольклоре — эпосе, песнях,

легендах. Продолжали развиваться осо­бенности хозяйственного и общественного

быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности.

Антропологи­ческий материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве

в основном антропологического типа населения, идентичного каза­хам

последующего времени"

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как

и прежде в монгольские улусы, усилило воздейст­вие отмеченных выше факторов, в

силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической

консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были

связа­ны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую терри­торию,

совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз

занимал территорию от Сырдарьи до Семи­речья включительно; в его состав входили

уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты,

шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть

Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы,

конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи,

берега Аральского моря, северную часть Прикас­пийской низменности. В его

составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты,

жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм

образования жузов оста­ются неисследованными. Отведения источников относятся к

поздне­му времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее

крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше

при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того вре­мени заключается в

завершении формирования народности, вычле­нении состава племен казахских

жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические

ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв.

Мож­но сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившими­ся, но их

формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в

предшествующие столетия вместе с длительным про­цессом сложения народности,

через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и

одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся

тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической

консо­лидации казахской народности замедлялось разобщенностью от­дельных,

исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав

нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв.

продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились

могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к

нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились

из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на

Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом

многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало

политическое положе­ние и затрудняло этническую консолидацию .населения

обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических

групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс

завершения формирования народнос­ти. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-

Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную

этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после

монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские

роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Турке­стана и Семиречья.

Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга

Казахстана и остальной территории расселения казах­ского этноса. Письменные и

археологические материалы подтвер­ждают связь населения этого района с

обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями

хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим

род­ством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южно­го Казахстана

и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов

формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей

древнего Казахстана — Кип­чакского союза племен в Центральном, Северном и Южном

Казах-' стане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших

основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории

простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау.

От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского

Младшего жуза. Факти­чески все три жуза выходили на территорию средневекового

Туркес­тана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской облас­ти

33. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в

XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры,

представители других казахских и уз­бекских родов и племен. Одни из них

(кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты,

джалаиры) пересе­лились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя

массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты,

аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и

Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани.

Источники фиксируют и совмест­ное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на

территории Тур­кестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе

жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки

древних завоевателей), каракалпаки34. Длительное пребы­вание на

территории Туркестана различных родов и племен, входив­ших в состав казахов и

узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного

населения, появлению особого этни­ческого компонента в составе казахской

народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением

Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав

вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении пра­вителей

Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды,

территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили

предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому

ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего

жуза.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в

письменных источниках, отражавших современные события, под именем «казахи»

(казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий

исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им

относи­тельно своего происхождения". В источниках этот термин употреб­лялся

сначала асоциальном смысле и означал «человека, отделивше­гося от своего

госудаства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В.

В. Бартольд). По «Та' рих- и Рашиди» и другим источникам термин «казахи»

применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и

Гиреем, отко­чевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи»

(узбек-ка­зак), затем «казахи» (казак). В XV в. термины «узбеки» и «казахи» не

имели четкого этнического значения. Так, Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал:

«Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана.

Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и

есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и

неустрашимостью; и третье племя — мангыты, а [из] них цари астра­ханские»

16. С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все

подвластное им население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл

и стал употребляться как этно­ним для обозначения уже сложившейся тюркской

народности Вос­точного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из

последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников

о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в

книге С. Г. Кляштор-ного и Т. И. Султанова37.

Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казах­ского ханства,

длительного развития казахской государственности в его политических рамках

явилась единая казахская народность. Со­знание своего этнического единства

народ отразил в эпических про­изведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами и

Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье и на

Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях Восточного Казахстана

отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории, еще в XVI

в. названные в письменных источниках терми­ном «Казахстан»38.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты