Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Глава 5.

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

§ 1. Антропологические аспекты происхождения казахского народа

Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и

теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также

сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных

этногенетических процессах Евразии.

Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два

стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать,

что оба процесса на рассматри­ваемой территории развивались параллельно,

главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить

пре­емственность и сохранившиеся «предковые» черты. Правда, в отдель­ные

исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной

линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую

лингвистическую и антропологи­ческую основу, и у современных потомков

генетическая кластериза­ция в основном соответствует лингвистической. Древнюю

историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропей­ский и

тюркский. *

Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, пред

стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными

хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических

объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе

насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в

древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый

период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.

Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом,

свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая

андроновская культура эпохи брон­зы. В его западной части наибольшее

распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали

выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили осно­вой

для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последу­ющую эпоху раннего

железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности

местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана,

о чем свиде­тельствуют многочисленные археологические источники, не вызыва­ет

сомнения2.

В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром

распространения так называемой «кочевничес­кой триады», характерной для всех

евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических

предметов вооружения, кон­ского снаряжения и «звериного стиля» в оформлении

изделий. Исто­ки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к

древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.

3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в

последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная

стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом

4. Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй-

Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана

эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде

отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под

названием «скифы» («саки»). Эти термины в сущности отражают одну и ту же

Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были

савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в

древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно

туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит

противо­речиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в

литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые

исследователи последнихлет настойчиво подчеркива­ют, что эти и другие этнонимы

евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее

обобщенное наименова­ние нескольких определенных хозяйственно-культурных

общнос-тей5. Поэтому этническое определение в древних письменных

источ­никах и современных археологических исследованиях относительно

локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего

железа и античности становится слишком гипотетич­ным и нуждается в серьезном

критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский

племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем

этнокуль­турном развитии до рубежа новой эры.

Такова в общих чертах этнокультурная ситуация, которая лежала в основе

этнообразовательного процесса местных насельников в эпоху бронзы и раннего

железа. На этом этапе вся совокупность важнейших компонентов хозяйственно-

культурных традиций, этни­ческого развития и лингвистической близости, в

конечном счете, образовала предковую основу последующего процесса

формирова­ния культурно-исторической общности союзов племен Казахстана,

включая и казахскую народность в целом. В пользу этого говорят основные

результаты исследований по этнической археологии, этно­логии, исторической

этнографии и топонимике Казахстана. Это концептуальное положение находит

наиболее важное обоснование в палеантропологических материалах Казахстана.

Как известно, объективным носителем, творцом и проводником ценностных

ориентации всего этнокультурного наследия в различ­ные исторические эпохи был

сам человек. Но существует и биологи­ческая сторона его природы, когда

одновременно он составляет часть естественноисторической общности людей,

генетически связанных между собой разной степенью родства. В геноме человека

заложены его внутренние и внешние особенности, а родственная группа людей

обладает своим определенным комплексом этих особенностей.

Замечено, что в силу географических и исторических причин в отдельных

этнических группахчастота проявления наследуемых при­знаков варьирует по-

разному. Именно характер распределения тех или иных генов среди

представителей определенной общности людей может многое рассказать об

этнической истории народа, его мигра­циях, контактах, смешениях или

обособлениях в разные периоды. В основе данного антропологического

исследования лежат принципы этноисторического развития и географического

распределения гене­тических особенностей насельников Казахстана на протяжении

ряда тысячелетий.

Обратимся к палеоантропологическим данным Казахстана эпохи бронзы, так как

находки останков человека более ранних периодов очень фрагментарны. Согласно

палеоантропологическим и археоло­гическим данным, древнее население

Казахстана в этот период сосрс-

|| доточивалось в центре большой этнокультурной области — Евразии ?; — и было

одним из представителей обширного антропологического i пласта; степного типа

протоевропейского расового ствола. Основная ;. часть этого большого региона,

включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью обитания и

расселения племен индо­иранской культурно-исторической и лингвистической

общности. На протяжении ряда тысячелетий носители этойдревнейшей цивилиза­ции

оставались важнейшим ядром в формировании более поздних региональных

антропологических образований.

Палеоантропологические исследования позволили охарактери­зовать внешний облик

древних популяций Казахстана эпохи бронзы. В этот период на всей его обширной

территории были распростране-, ны различные варианты древних европеоидов, но

преобладающим .; антропологическим типом был степной, называемый также андро-

новским по названию археологической культуры; Он имел мезокран-ный череп,

низкое, широкое и хорошо профилированное в горизон­тальной плоскости лицо,

сильно выступающие носовые кости и низкие глазницы. Вместе с тем в некоторых

частях Юго-Восточного (Семиречье) и Западного Казахстана обитали племена,

сходные по фенооблику с локальным вариантом восточносредиземноморской расы. В

целом эти и другие местные европеоидные расовые типы являлись тем мощным

антропологическим пластом, на базе которого происходила дальнейшая

трансформация генома древнего населе­ния Казахстана'. Таким образом, у

истоков древнего антропологичес­кого пласта Казахстана находились хорошо

отличимые, ярко выра­женные варианты европеоидной расы без следов притока

генов восточного (азиатского) расового ствола. Следовательно, европеоид­ный

облик древних популяций Казахстана был изначально явлением исключительно

автохтонным, и важнейшие фены-признаки облика передавались из поколения в

поколение.

Изучение палеоантропологии Казахстана эпохи раннего желез­ного века показало,

что население всего региона по-прежнему харак­теризовалось выраженными чертами

европеоидной расы, известны­ми и в эпоху бронзы. Другими словами,

прослеживается четкая генетическая преемственность между населением двух

рассматрива­емых периодов Казахстана. Однако при скрупулезном анализе

крани­ологических серий раннего железного века все же нельзя не отметить

тенденцию, которая, несомненно, развивалась под воздействием фенов-признаков,

привнесенных популяциями восточного проис­хождения (Центральная Азия). Но

удельный вес монголоидных эле­ментов был еще незначительным в фенооблике

древних популяций Казахстана. В целом у местных племен скифо-сакского времени

1/6 часть физических черт уже принадлежала «восточному» комплексу,

представители которого впервые с данного периода фиксируются на данной

территории. На этом основании можно говорить, что середи­на I тыс. до н. э.

стала началом инфильтрации восточных популяций и метисационного процесса у

древних насельников Казахстана, когда ^элементы «восточного» расового ствола на

рассматриваемой территории стали постепенно нарастать по мере приближения к

позднему "I; Этапу средневековья. "" В раннежелезном веке несколько иная

этнокультурная картина наблюдается в западной части Казахстана, где обитало

кочевое объ­единение скифо-савроматских племен. Культурные очаги этой об­щности

найдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстан­ской, Атырауской и

Мангистауской областях. Однако большая часть памятников скифо-савроматского

времени обнаружена за предела­ми Западного Казахстана, а именно, в Среднем и

Нижнем Поволжье и Южном Урале. Историю развития этой культурной общности

некоторые исследователи связывают с указанными регионами. Вмес­те с тем

савроматы Западного Казахстана обнаруживают ощутимую антропологическую связь с

андроновцами степной зоны. Таким обра­зом, в эпоху раннего железа на территории

Казахстана мы сталкива­емся сдвумя культурными центрами: скифо-сакским и

скифо-сармат-ским. Творцами первого были потомки местных популяций

андро-новской культуры, второго — потомки древних популяций срубной культуры. В

общем по археологическим данным между казахстански­ми саками и савроматами

прослеживается историческая близость в материальной культуре и укладе жизни

6.

В антропологическом отношении черепа савромато-сарматского времени из Западного

Казахстана характеризуются выраженным фенообликом южной ветви европеоидной

расы. В масштабе этой расы по ряду морфологических признаков они сближаются с

локаль­ным вариантом восточносредиземноморского антропологического типа7

.

В целом скифо-сарматские племена рассматриваемого региона по основным

краниометрическим признакам все же оказываются близ­кими по фенооблику к

сако-усуньскому миру Юго-Восточного Казах­стана, представляя собой огромный

сармато-усуньский континуум. Палеоантропологические материалы собственно

усуньского време­ни представляются довольно информативными. Как известно, в

конце I тысячелетия до н. э. в юго-восточной части Казахстана на смену

этническому объединению племен сакского времени приходит новый племенной союз с

этнонимом «усуни», который, как полагают исследователи, в сущности является

последней фазой развития сак-ской культуры. Поэтому подразделение племен на

саков и усуней является условным, отражающим лишь разные этапы эволюции единой

этнической общности8. В пользу этого говорят и данные

палеоантропологии.

Рассмотрение краниологических серий усуньского времени де­монстрирует

непрерывную генетическую преемственность с пред­шествующим периодом, т. е.

антропологическая основа местных популяций античйого времени по-прежнему

остается древнеевро-пеоидной. Что касается генетической примеси восточных

племен, то ее удельный вес несколько возрастает по сравнению с

предшествую­щей скифо-сакской эпохой. В целом доля этого компонента среди

местных популяций уже составляла 1/4 часть от общей массы.

Основная причина обнаруженной тенденции в расовой морфоло­гии местных

насельников несомненно связана с проникновением и оседанием хуннских племен

из Центральной Азии. Однако на данном этапе наших исследований конкретный

вклад в генофонд местных популяций пока остается не раскрытым из-за

фрагментарности па-леоантропологических материалов по сармато-гуннским

племенам,

|хотя их этнокультурное развитие оставило глубокий след в древней | истории

Казахстана. К тому же проблемы тохарской (юэчжийской) ? цивилизации, оказавшей

огромное влияние на этнокультурное раз­витие местных племен, еще слабо

разработаны. ,1 ^а остове приведенных и других данных можно

заключить, что на | протяжении более двух тысячелетий до н. э. насельники

Казахстана ? в антропологическом отношении обладали единой основой морфо-?

физиологических особенностей. Она оказалась довольно устойчивой и, несмотря на

многие эпохальные исторические события, происхо­дившие в евразийских степях в I

и II тысячелетиях н. э., в дальнейшем сохранилась в генетическом портрете

современных казахов в виде предковых компонентов, характерных для населения

бронзового и раннего железного веков Казахстана. Основанием для такого

сужде­ния служит весь обширный антропологический материал по совре­менным

казахам.

Начало I тысячелетия н. э. для большей части Евразии, включая Казахстан и

Среднюю Азию, ознаменовалось новым этапом взаи­модействия внутренних и

внешних факторов в этно-и расогенетичес-ком развитии, вследствие чего

наступила кардинальная трансформа­ция древнего культурно-исторического уклада

жизни местных пле­мен и совершился переход к прототюркской этно-культурной и

язы­ковой общности.

Как известно, во втором периоде происходили многочисленные локальные миграции

кочевых племен на Запад и образование разных кочевых объединений с

тюркоязычными наречиями на территории Казахстана. Огромная площадь последнего

с относительно стабиль­ными хозяйственно-культурными традициями в силу своего

истори­ческого развития и географического положения надолгие тысячеле­тия

стала естественным мостом между Востоком и Западом, а ее коренные насельники

были в самом центре миграционных путей Евразии. Что касается генофонда

местных популяций этих периодов, то посредством ряда миграций и последующего

смешения населения его состав, несомненно, подвергался неоднократным

генетическим

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

«добавкам» со стороны кочевых племен восточного происхождения. Палеоантропология

Казахстана этого времени свидетельствует об этом (рис. 1.). Масштаб притока

этих генов был разным и, естествен­но, оказал определенный эффект на фенооблик

местных популяций. Это особенно заметно при сопоставлении краниологических

серий усуньского и тюркского периодов. Тем не менее основная масса местных

этнических образований тюркского времени оставалась ев­ропеоидной, сохраняя

генетические особенности предшествующих им древних племен. Если обратиться к

общему соотношению двух ведущих расовых компонентов в физическом облике местных

насель­ников рассматриваемого времени, то условная доля монголоидных элементов

в целом составила 1/3 часть генофонда популяций. В ряде локальных групп уровень

примеси достигал 1/2 части от общего генофонда. В некоторых краниологических

сериях, в частности в притобольской серии VIII—Х вв. н. э. из Северного

Казахстана, условная доля монголоидности достигла 2/3 части от общей массы

9. Аналогичное явление наблюдается в пограничных зонах (Поволжье и

Приуралье), близких к западной части Казахстана, где у локальной популяции XI и

XII—XIV вв. монголоидная примесь составляла столько же, сколько у нынешних

представителей казахстанского варианта тураноидной (южносибирской) расы10

. Все это указывает на то, что степень смешения физических черт на древней

европеоидной основе с пришлыми монголоидами, характерная для современных

казахов, имела место в отдельных частях Казахстана уже в тюркское время.

Для большинства популяций казахстанско-среднеазиатского ре­гиона конец I и

начало II тысячелетия н. э. ознаменовались успешным социально-экономическим и

культурным развитием. В ряде оседлых и полуоседлых районов Казахстана

усилился процесс консолидации между близкими и далекими племенными

объединениями. Для насе­ления Казахстана этой эпохи в целом характерна

выраженная тен­денция к сложению определенной единой общеэтнической основы,

обусловленной как географическими, так и культурно-исторически­ми факторами.

Таковыми являются расселенность в основном на территории с однообразным

ландшафтом и схожим климатом, одно­типность хозяйственно-культурных традиций,

единство языка и об­щность происхождения. Однако нашествие монголов в начале

XIII в. и создание на территории Казахстана монгольских улусов приостано­вили

на долгие годы процесс завершения этнокультурного образова­ния единой

казахской народности.

При сопоставлении краниологических серий казахов с сериями черепов

«монгольского» и тюркского времени обнаруживается, с одной стороны,

непрерывная генетическая преемственность между населением указанных периодов,

с другой — дальнейшее усиление притоков генов «восточной» ориентации (см.

рис. 1). В целом, за время монгольского господства условная доля восточного

компонен­та у местных насельников увеличилась примерно на столько же,

насколько и в тюркское время (около 20%). На этом основании можно утверждать,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты