что монгольская экспансия не сопровождалась массовым переселением
центральноазиатских племен или полным вытеснением местных племен в другой
регион и в целом не могла
вызвать резкой смены генетической структуры местных популяций.
Антропологически ее основная роль свелась к очередному усилению
метисационного процесса среди древних потомков края. Вместе с тем следует
указать, что этот не столь уж большой приток генов в «монгольское» время в
масштабе всего Казахстана оказался достаточно эффективным, чтобы в фенооблике
популяций формально стал превалировать восточный компонент над западным, т.
е. за все время истории контактов доля привнесенного компонента достигла 2/3
части от общего генофонда. Такое соотношение главных составных компонентов в
антропологическом составе населения Казахстана остается относительно
устойчивым от позднего средневековья до сегодняшнего дня (рис. 2).
Рис. 2 Условная доля
монголоидных элементов у населения Казахстана в различные
культурно-исторические эпохи по данным краниологии.
Таким образом, палеоантропологические материалы Казахстана позволяют
заключить, что свойственный современным казахам фенооблик окончательно
сформировался не позднее XIV—XV вв. на основе сложного взаимодействия двух
больших рас — автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это
теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава
казахского народа.
В рассматриваемом аспекте не менее важная информация содержится в обширных и
уникальных материалах по антропологии современных казахов. Среди них особое
место занимают краниологические серии казахов, которые'по существу являются
самым надежным, и, зачастую, единственным источником для сравнительного
анализа расогенеза казахов, а также в определении преемственности
генетических связей между современными и древними насельниками Казахстана.
Так, детальное изучение локального разнообразия казахских краниологических
серий в определенной мере высвечивает особенности внугрипопуляционного
полиморфизма, постепенно накопленного на различных этапах становления
тотальной совокупности казахов, как единой этнической общности. Имеется ряд
краниологических серий из различных районов республики, обладающих
характерными чертами тураноидной расы и относящихся к единому локальному ее
варианту. Однако среди них прослеживается определенная вариабельность в
соотношении европеоидности и монголоид-ности, несмотря на длительность и
многократность метисационных процессов у местных популяций Казахстана,
начиная с древности.
Определение условной доли монголоидных элементов по краниологическим сериям
показало, что у современных казахов она составила около 70%. Следовательно,
в антропо-морфологической характеристике краниологических серий казахов в
ощутимой мере проявляется древний местный субстрат, на который накладывался
в течение ряда тысячелетий субстратный компонент монголоидного
происхождения, ставший постепенно преобладающим (см. рис. 2). В целом такое
проявление относительно равномерных коррелятивных связей между различными
биологическими показателями подтверждает некоторую самостоятельность
расогенетического процесса, в котором ведущая роль древнего предкового
европеоидного компонента была исторически обусловлена. Этот компонент
реально представлен в физическом облике современных казахов.
Такая же антропологическая картина в целом прослеживается и по другим
системам фенов-маркеров, в частности по данным антропометрии, изосерологии,
дерматоглифики и одонтологии. Основные полученные результаты по расовой
соматологии свидетельствуют, . что на всей территории расселения казахи
характеризуются выраженной гомогенностью и имеют единый антропологический
фенооб-лик. В соответствии с четкой региональной локализацией в пределах
современной территории Казахстана их антропологический тип можно назвать
казахстанским вариантом смешанной тураноидной расы''. В составе этой расы,
кроме указанного выше варианта, специалистами выделяются еще два локальных:
притяныианьский и алтае-
Рис. 3. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии по сумме
измерительных (а) и описательных (б) признаков головы и лицевого отдела.
126
хаянский, типичными представителями которых признаны киргизы [и хакасы.
Согласно морфологическим показателям межгрупповых сопоставлений оба эти
варианта тураноидной расы отличаются от казахстанского усилением элементов
восточного расового ствола (рис. 3).
В антропологии Казахстана также нашло отражение и изучение этнического
образования казахов в серологическом аспекте. Поданным системы АВО для
казахов, в целом можно считать установленным преобладанием аллеля 0.
Процентное содержание аллелей А и В равномерно, а концентрация генных частот р
(А) и q (В) достаточно близки между собой (А >В). Этот факт говорит о том,
что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно сочетаются исходные
составные компоненты на основе серологических факторов — европеоидных и
монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп крови для казахской
популяции в целом является следующий:
О > А > В > АВ. Антропологическое значение такого распределения
раскрывается при сопоставлении с общим распространением генных частот по локусу
АВО у народов Евразии. Так, казахская популяция тяготеет к относительно средней
величине колебаний частот фенотипов системы АВО населения Центральной и
Средней Азии, а в ряде случаев совпадает с таковыми вариантами у народов
Восточной Европы и Передней Азии. По распределению фенотипа А казахи, находясь
в пределах интервала частот, присущих населению Центральной Азии, приближаются
к его верхней границе, а по отношению к народам Восточной Европы — к нижней
границе свойственных им частот. Фенотип В у казахов имеет частоты,
соответствующие средним цифрам частот у жителей Центральной Азии, несколько
превышающие показатели, характерные для популяций Восточной Европы и близко
подходящие к верхней границе интервала частот, свойственных населению Передней
и Средней Азии. Соответственно этому частоты генов р (А) и q (В) у казахов в
основном лежат в области пограничных значений, характерных для популяций
Центральной Азии и Восточной Европы.
Рассмотрение распределения системы групп крови MN среди казахских популяций
показало, что для них характерно преобладание аллеля М над N. Процент лиц с
наличием обоих аллелей MN среди местных популяций значительно больше, чем с
одним. По степени концентрации генных частот по данному локусу казахи
обнаруживают относительно высокий процент m (M) и умеренно низкий п (Ы).
Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов у казахов наиболее
близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии. По отношению к
европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся на границе таковых
у народов Восточной Европы. В целом казахи вполне определенно являются
носителями смешанных особенностей по локусу MN12.
Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица с
резус-положительной реакцией над резус-отрицательной. Для них характерно
относительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территории
показателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так как
изменчивость генных частот по данному локусу у казахов невелика, и они
представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе
общей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигает
распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но она
несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному
генетическому маркеру результаты определенно свидетельствуют о смешанном
происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве
краткой иллюстрации можно привести процентное содержание резус-
отрицательного фактора у народов Евразии. Правда, при этом проценты
предварительно переводятся в баллы. С учетом полярности генетической
структуры сравнительных популяций казахи стоят на четыре балла дальше от
современных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии и на
десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины по
изученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне у казахов
вполне реально существует свой генофонд. Его специфическая особенность
наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, где в
серологическом отношении наиболее типичные представители как европеоидного,
так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от обобщенного
генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-
Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народов Евразии.
проведенный серологический анализ отражает один из путей микроэволюционного
развития современных казахов и одновременно демонстрирует, в каком
соотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а также
показывает их условное расстояние в этноантропологическом развитии от
популяций сопредельных территорий.
Как известно, специфическое сочетание полиморфных признаков кожного рельефа
пальцев и ладони обладают высокой таксономической ценностью. Эти
дерматоглифические данные по современным этническим группам сейчас широко
используются в антропологической науке. В полученных материалах весь
комплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальных
групп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основным свойствам
кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных групп", т.
е. относятся к популяциям метисного происхождения (рис.5).
Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторых
народов Евразии.
В современной антропологии наряду с данными по расовой соматологии, серологии,
дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии человека в
этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое строение зубной
системы является одним из важнейших источников биологической и
исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубного рельефа
указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологический анализ
позволяет
• заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая
популяция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в
пределы вариации переходных расовых типов Евразии.14
В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в
• основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,'
логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особенно
дерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что в
зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над
особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного
рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с
западной в восточную часть республики. Выявленный «западный» стабильный
компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к древнему
местному субстрату.
Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования
современных казахов содержат достаточно познавательную информацию, которая в
полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке
проблем этногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует
общность генетического процесса и пути формирования этнокультурной основы у
древнего и современного населения Казахстана. Имея древние истоки
становления, казахский народ обретает свое реальное существование как
самостоятельное этническое образование с середины II тыс. н. э., что
признается большинством исследователей. Именно с этого времени, о чем
свидетельствует весь комплекс источников,
местные популяции образовали единый этнический массив со всеми специфическими
особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика, с самобытными
культурными чертами и основами современного языка на всей территории
Казахстана.
В этом антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский
народ предстает перед новым историческим развитием в кругу современного
разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций.
§ 2. Этнические процессы на территории Казахстана
Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне
сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и
народов. Сведения о них разбросаны
130
Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||.
европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |? осуществлена
большая работа по их изучению.
г| В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц —
племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой
совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами,
но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включая язык) и
психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности от других
этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме).
Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-ти важнейшее
значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у людей
появились общие черты, выделяющие их из числа
•других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это
возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования,
консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории15.
В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования
казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах,
в которых размещались казахи и в последующие, века.
Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр-
•кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв.,
составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков,
усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков
до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других,
обитавших в разное время на территории Казахстана'6. Некоторые из
них в разные . эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и
племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.
Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской
народности, восходят к глубокой древности — эпохе разложения
первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с
автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от
этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движение
этнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периоды
крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге —
казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью
хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также
городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях. Во
многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями
древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-
атском регионе и за его пределами.
В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются
несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития
устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип
населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)
изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая
ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место
тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским
племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и
земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные
скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях,
савро-матов — в северных и западных17.
Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе
степныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном
направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а
именно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степной части
территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в южном,
юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье,
также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана
тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр,
тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей
саков, сарматов, усуней, кангюев.
Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отношений и образование
древнетюркской государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-
Тюркского каганата— содействовали интенсивномупритокутюркоязычныхплемен
назаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной
монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на
определенных территориях"'.