Лекция: Универсальный эволюционизм

возникновение парадокса эволюционной картины мира, открытия радиоактивности

(А.Беккерель, 1896) и электрона (Д. Томсон, 1897). Эксперименты Майкельсона-

Морли: крах закона сложения скоростей.

Теория относительности и квантовая механика - наука о микро-мире (начало ""

в.): изменение представления об одновременности, связь материи - энергии -

пространства - времени - движения, невозможность разделения субъекта и

объекта (проблема наблюдателя, необходимость учета средств наблюдения), крах

детерминизма и элементаризма, неопределённость в мире элементарных частиц и

вероятностное (неоднозначное, полиморфное, размытое) видение мира (Налимов,

Дрогалина 1995: 16-27), принципы соответствия (включённость идей классической

науки в более общую систему) и относительности истинности теорий (Моисеев

1998: 41-61).

Исследования высшей нервной деятельности (И. П. Павлов) и структуры сознания

(3. Фрейд) - проблема иррациональности.

2.7. Структура научного познания Достоинства и недостатки гносеологических

концепций: классической (знание как адекватное отражение объекта, Демокрит и

Аристотель, Р.Декарт и И.Ньютон); субъектной (знание есть познание

абсолютного мира идей или априорных форм сознания, Платон, Кант, Гегель);

агностицизма (познание принципиально ограничено, Юм и Кант). Опв~бочность

представлений о существовании только двух элементов в познании (субъекта и

объекта).

Идеи Ф. Энгельса о деятельностной природе познания (реальность тождественна

объекту, науки отличаются по предмету) и развитии форм движения матерйи.

Деятельностная концепция научного познания в современной философии науки

(Степин 1992: 56-57, 187-188): взаимодействие с объектом через призму

технических средств (научные приборы, экспериментальные ситуации, компьютер);

предметность (исследование конкретной стороны объекта); отражение предмета в

идеальных формах (научные понятия, числа) как результат научной деятельности.

Синтетический характер данной концепции познания (активность субъекта,

зависимость научного знания от технологий, диалектика субъективного и

объективного в практике и научном познании). Структура научной деятельности:

субъект, средства, объект, предмет, результат.

2. 8. Уровни научного исследования

3 Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура

эмпирического исследования (Степин 1992: 97-112): непосредственное

практическое взаимодействие с предметом; наблюдение и эксперимент как главные

методы; факчы (некоторые объективные обстоятельства) и правила (эмпирические

зависимости) как формы существования эмпирических знаний; ограниченность

эмпирического знания (ответ на вопрос как?, но не почему?, без объяснения

факт ничего не доказывает).

Моделирование гипотез для объяснения фактов и их проверка. Переход от статуса

гипотезы к статусу теории (Степин, Горохов, Розов 1996: 214-217).

Структура теоретического исследования (там же 193-198, 217-226):

опосредованное взаимодействие с объектом; методы (восхождения от абстрактного

к конкретному, мысленный эксперимент, идеализация, метод актуализма);

понятия, законы и теории как формы существования теоретического знания;

объяснительная и предсказательная функции теории.

Проблема взаимодействия эмпирического и теоретического в познании. Специфика

естественнонаучных методов и методов гуманитарных наук.

2. 9. Проблема научной истины Анализ существующих подходов к решению вопроса

об истине в истории философии и науки. Корреспондентская (соответствия)

концепция истины: адекватное отражение объекта таким, каким он существует сам

по себе, независимо от сознания (Философский энциклопедический словарь 1983:

226). Когерентная (согласования) концепция истины: истинность системы знания

означает её внутреннюю согласованность, непротиворечие идеям логики

(Современная философия науки 1996: 201). Конвенциализм (соглашение): истина

как результат договора в научном сообществе (там же с.19). Концепция

приближения к истине: истина как регуляти ный идеал, побуждающий мотив для

ученых (В.В.Иалимов, К,Поппер). Прагматизм: мышление истинно, если оно

обеспечивает нам "выгодное" согласование опьгга (Современная философия науки

1996: 21).

Становление модельной гносеологии: важен не поиск истины, а построение

полезных моделей для совершенствования инструментального и нравствеуного

интеллекта (А. П. Иазаретян "Истина как категория мифологического мышления

(тезисы к дискуссии)" 0 Общественные науки и современность 1995, ю4).

Синтез рациональных моментов всех концепций: истина как мера соответствия

знания объективным тенденциям изменения наличной системы общественных

отношений (конкретной исторической эпохе). Истина - это прежде всего

практическая, общественно-историческая оценка меры применимости человеческого

знания в жизнедеятельности сообщества разумных индивидов (Природа и дух: мир

философских проблем 1995: 19-30).

Определённости истины: объективируемос~ъ знания в практике, конкретность

(уровень развития общества, понятия отражают конкретные определённости

существования) и процессуальность как единство моментов абсолютного и

относительного (см. там же, с. 30-34). Эволюционная эпистемология - новое

направление философии науки (Современная философия науки 1996: 155-197).

2.10. Становление постнеклассической науки В современную эпоху, в последнюю

треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в

основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую

глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая

постнеклассическая наука. Иа передний план выдвигаются междисциплинарные и

проблемно-ориентированные исследования единого процесса самоорганизации

Вселенной. Система (физическая, химическая, биологическая и социальная)

теперь предстаег перед нами как набор когерентных, развивающихся процессов,

проявляющихся во времени в виде устойчивых структур, не имеющих ничего общего

ни с равновесием, ни с жёсткостью технологических структур (Степин, Горохов,

Розов 1996: 297-298, Янч 1999: 147).

Идеи космической эволюции: эмпирически подтверждена модель эволюционирующей

Вселенной Фридмана- Гамова, на стыке космологии и физики элементарных частиц

возникла теория раздувающейся Вселенной - инфляционная модель (Степин,

Кузнецова 1994: 200-203). Идеи эволюции проникают и в физику: биологические

системы имеют историю, человеческая жизнь имеет историю, а вот физика была

как бы вне истории. И мы пытаемся найти место физике в общем контексте науки

(И. Р. Пригожин).

Идеи эволюции в биологии: теоретически и эмпирически обоснована

додарвиновская, доклеточная-биохимическая эволюция. История древнейших форм

жизни на Земле (микроорганизмы, более 4-х млрд. лет назад) стала доступна

прямому наблюдению методами микропалеонтологии. Теория биологической эволюции

Ч. Дарвина уточняется современной синтетической теорией эволюции живого

вещества. Многочисленный эмпирический материал разных наук синтезируется в

единую теорию антропосоциогенеза - эволюции от приматов к человеку.

Общенаучные направления (кибернетйка, теория систем) и концепции

самоорганизации (неравновесная термодинамика, синергетика). Концепции

самоорганизации неживых систем (теория диссипативных структур И. Р. Пригожина

- порядок через флуктуацию, синергетика и многочисленные примеры

самоорганизации систем разной природы Г. "акена). Математическая модель

самоорганизации "живых" молекул М. Эйгена. Взаимосвязь и общность процессов

на разных уровнях Универсума.

Актуальность идей Ф. Энгельса по интеграции естественнонаучных дисциплин и

созданию единой философской теории развития природы, общества и мьпнления для

современного естествознания. Универсальный эволюционизм как основа для

интеграции науки и культуры (Степин, Кузнецова 1994: 196-226, Ласло 1997, Янч

1999: 145-157). Формирование междисциплинарной теории прогресса на основе

идей нелинейной термодинамики и кибернетической теории систем (А. П.

Назаретян) - новая роль человека: мы уже не просто осознающая себя Вселенная,

мы уже и творцы этой эволюции (Э. Янч).

Антропоцентризм постнеклассической науки: этика в науке, проблемы истоков,

становления и перспектив Интеллекта - актуализм и принцип элевационизма (А.

П. Назаретян), модельная гносеология, особые стратегии в эксперименте -

компьютерное моделирование, проблема отношений естественного и искусственного

Интеллекта.

Основной естественнонаучный парадокс эволюционной картины мира: концепции

эволюции, самоорганизации и закон возрастания энтропии. "аос и порядок,

организация и дезорганизация, однообразие и разнообразие, равновесие и

неравновесие. Различные варианты теоретического решения парадокса эволюции

(Л. Больцман, А. Пуанкаре, В. И. Вернадский). Практическое осмысление

парадокса эволюции (Назаретян 1991: 18-26, Степин, Кузнецова 1994: 197, 205).

3. Тезисы теории прогрессивной эволюции 3. 1. Категории и модели

универсальной эволюции

Концепция эволюции Вселенной Г. Спенсера: эволюция есть интеграция и

рассеивание материи, переход материи от неопределённой, несвязанной

однородности (гомогенности) к определённой, связанной разнородности

(гетерогенности), многообразие элементов и определённость связей между ними

есть критерий прогрессивной эволюции (Спенсер 1997: 13, 37-48). Возрастание

энергии, используемой системой для сохранения как мотив прогресса в

"Энергетике общих законов прогресса" В. Оствальда (Назаретян 1991: 42-46).

Грандиозная картина эволюции Универсума от элементарных частиц до живой

материи, человека и разв6ртьвания ноосферы в "Феномене человека" П. Т. де

»ардена (эволюция как возрастание сознания).

Эволюционные категории термодинамики (Р. Клаузиус, Л. Больцман, И. Р.

Пригожин), кибернетики (Н. Винер), общей теории систем (Л. Берталанфи) и

теории информации (К. »еннон) - энтропия и энергия, управление и обратная

связь, система - среда, цель - сохранение, информация, разнообразие и

моделирование мира (Назаретян 1986: 11-63, Назаретян 1991: 45-48).

Эволюционная проблематика в "Тектологии" А. А. Богданова: сопряженность

организации и активности материи; конфликтная природа любых взаимодействий -

всякая активность есть сопротивление другим активностям; экстраполяция теории

естественного отбора на добиологические процессы - борьба организационных

форм как фактор материальных изменений, сохранение более устойчивых

организаций в ущерб менее устойчивым; неравновесный аспект взаимодействий

"система - среда". Тектология А. А. Богданова как ориентир для сближения

общей теории систем с кибернетикой и формирование кибернетической теории

систем - описание поведения систем в терминах цель, разнообразие, отражение

(информационное моделирование), управление (Назаретян 1986: 11-66, 1991: 48-

51).

Самоорганизующаяся Вселенная Э. Янча: космическая прелюдия, биохимическая и

биосферная коэволюция, социокультурная эволюция, самоорганизация и мир

человека (Янч 1999: 143-157). Язык универсального эволюционизма и

дарвиновская триада (изменчивость, наследственность, отбор), расширение языка

(бифуркационные состояния) в теории самоорганизации Н. Н. Моисеева (Моисеев

1998: 62-73).

3. 2. Причина и условие прогрессивной эволюции Варианты объяснения причин

прогрессивных изменений: нацеленность Вселенной на будущие результаты

(целевая причина Аристотеля, телеологические концепции, ортогенез П. Т.

»ардена, номогенез Л. С. Берга, имманентная устремленность всей материи к

усложнению у И. Р. Пригожина) и отсутствие плана - изменения, в том числе и

прогрессивные, происходят за счет "внешних", актуальных факторов среды

(теория естественного отбора Ч. Дарвина).

С точки зрения современного естествознания, все изменения Универсума

происходят за счёт сил внутреннего взаимодействия элементов системы мира, за

счёт самоорганизации. Причина прогрессивных изменений обнаруживается в

имманентных свойствах материи, а именно в противоречивом единстве активности

("напряжённости") материальных взаимодействий (принципиальная возможность

возникновения далёких от равновесия систем доказана экспериментально Г.

"акеном и И. Р. Пригожиным) и законов сохранения систем (принцип Ле-»ателье,

законы Гука, Вант-Гоффа, открытие "запасных" обратных связей геофизических

образований, принцип наименьшего действия в квантовой механике). Суть законов

сохранения сводится к тому, что любое физическое взаимодействие реализует тот

из возможных результатов, при котором совокупный рост энтропии минимален

(закон Онсагера).

Поэтому развитие материи следует выводить не из "стремления к развитию или к

самоорганизации", а из стремления к сохранению Зое достигнутого

неравновесного состояния систем в ходе давления среды (кризисные,

бифуркационные состояния). Целевая природа организационных феноменов

заключается в необходимости их актуального самосохранения в ходе

взаимодействий.

Неравновесный аспект проблемы сохранения (смысл эволюции состоит в

стабилизации более высоких значений неравновесия со средой). Сочетание

законов сохранения и активности материи создает феномен "агрессивности"

взаимодействий: система стремится выделиться из среды, вырваться из плена

равновесия за счет подавления аналогичных стремлений конкурентов (Назаретян

1991: 51-55).

Условием эволюции является использование свободной энергии, которая

высвобождается при деградации систем с неустойчивым равновесием.

Созидательные процессы всегда оплачиваются разрушением, а разрушение является

источником созидания. Этот объективный закон есть следствие второго начала

термодинамики, проклятье, извечно довлеющее над жизнью, обществом и

составляющее коллизию, условие, импульс бытия (Назаретян 1996: 22-23, Седов

1993). Всё созидается лишь ценой соответствующего разрушения (»арден 1987:

51-52).

3. 3. Критерии прогрессивной эволюции С позиций междисциплинарной теории

прогресса А. П. Назаретяна универсальная эволюция характеризуется триединой

направленностью: балее высоким уровнем неравновесия системы со средой или

бапее эффективным способом использования энергии, бапее сложной организацией

системы ипи бапее высокой степенью разнообразия и новой формой отражения

(информационногомоделирования) мира ~Назаретян 1991: 57-65).

Конкуренция между активно стремящимися к самосохранению системами

обеспечивает отбор организационных форм и типов поведения более эффективных с

точки зрения их неравновесного потенциала (более эффективное использование

энергии). Новый уровень термодинамического неравновесия со средой как первый

критерий прогресса.

Сохранение неравновесного состояния требует более сложной организации

системы. По закону необходимого разнообразия У. Р. Эшби эффективность работы

по удержанию неравновесных процессов пропорциональна "внутреннему"

разнообразию и, соответственно, разнообразию "внешних" связей системы,

согласно же закону иерархических компенсаций Е. А. Седова (Седов 1993) рост

разнообразия на верхнем уровне иерархической организации обеспечивается

ограничением разнообразия на предыдущем. Из этого следует, что переход на

более высокую ступень развития - не только приобретение новых возможностей,

но и ограничение, снятие, преодоление и сохранение предыдущих. Более высокая

степень разнообразия или сложности систем как второй критерий прогресса.

"арактер отбора в эволюции определяется совершенствованием отражательных

способностей систем. Важнейшим фактором самосохранения системы является

отражение внешнего мира, моделирование информации о среде. "Сознание" тем

совершеннее, чем более сложно организованное материальное строение оно

сопровождает (»арден 1987: 58). Новое качество информационного моделирования

как третий и самый главный критерий прогресса в эволюции.

Гениальный английский учёный Дж. К. Максвелл ещё в 1871 году впервые

почувствовал диалектически противоречивое отношение между энергией и

информацией, определившее одно из самых общих направлений эволюции. "Демон"

Максвелла противодействует возрастанию энтропии, используя Интеллект

(информационную модель мира) и

способен обуздывать уравновешивающие силы природы путём их направленной

организации, достигать полезного эффекта, превышающего в энергетическом

отношении приложенное усилие (Назаретян 1991: 87-89).

3.4. Роль отражения в эволюции "Субъектные свойства" (отражение,

информационное моделирование, "сознание") материальных систем имманентны, т.

е. не возникают, а только приобретают новое качество с повышением

эффективности организации, "внутреннее" сознание и "внешняя" материальность

вещей (»арден 1987: 53-68, Назаретян 1991: 60, Абдеев 1994: 150- 160).

Атрибутивная концепция информации - информация как мера упорядоченности

структур и их взаимодействий на всех стадиях организации материи (Абдеев

1994: 162).

Одна из самых сложных проблем современного естествознания - функционирование

отражения в неживом мире (существует ли в неживом мире опосредующее звено

между многообразным миром и миром данной системы?). Многие эмпирические

данные не поддаются объяснению без гипотезы слабых форм "сознания" в неживой

материи, "космического сознания", всеобщего информационного поля (В. В.

Налимов). Антропоцентрический (принимающий в качестве исходного эмпирического

факта реальное существование человека) элевационизм (общенаучный метод

постнеклассической науки, противоположный редукционизму) акцентирует внимание

на субъектном аспекте взаимодействий на низших уровнях и объясняет более

простые явления по аналогии с более сложными сквозь призму их потенциального

развития (Назаретян 1991: 41). С эволюционной точки зрения отражение есть

функция сохранения системы в ходе взаимодействий, поэтому в эволюции

совершенствовались отражательные способности (главный критерий прогресса в

эволюции).

В сравнении с высокоорганизованными системами в доорганических системах

затруднена "внешняя" регистрация модели мира (по »ардену, "внешняя" и

"внутренняя" стороны мира в глубинах неживой материи в точности соответствуют

друг другу). На уровне элементарных частиц и физических тел отражение - это

взаимопревращение и простое взаимодействие (изменение вещесгвенных структур).

Здесь формы отражения не имеют собственной динамики для предвосхищения, носят

пассивный характер. Преобразования в модели мира происходят одновременно с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты