Лекция: Универсальный эволюционизм
От Автора: заранее приношу извинения за качество нижеприведенного.
1. Курс Концепции современного естествознания в новой парадигме образования
1. Анализ цивилизации на рубеже веков Анализ проблем современного
постиндустриального информационного общества (локальные войны и опасность
ядерного конфликта, рост населения и энергетический кризис, экологические и
медико-генетические проблемы, статистика социального нездоровья - бедность,
самоубийства, нарушения психики, алкоголизм, наркомания, преступность и
раздробленность культуры) позволяет сделать вывод: земная цивилизация на рубеже
тысячелетий вступила в фазу эволюционного кризиса (Налимов 1993,1994, Назаретян
1996: 109, Моисеев 1998: 275-288). Причинами кризиса являются дисбаланс ме
технологическим могуществом и гуманитарной составляющей (мудростью)
Интеллекта А.П.Назаретян), доминирование науки, научно-технического
прогресса и непонимание природы человека, природы смыслов в которые он погружён
(В.В.Налимов), разрушение человеком своей экологической ниши (Н.Н.Моисеев).
Междисциплинарные
• ' исследования антропосоциогенеза, истории, диалектики информация-энтропия
подсказывают, что возможно два варианта выхода из кризиса: самоуничтожение
или трансформация Интеллекта, становление нового сознания: этика ненасилия,
терпимость к различиям, экологический императив (Седов 1991: 3-29, Назаретян
1991: 185, Дискуссионный клуб, Стратегия выживания, Глобалистика и
футурология ~! Общественные науки и современность 1992-1999). Главными шагами
по гуманистическому пути являются объективная информация о негативных
тенденциях для общества, реформирование системы образования и признание
образования самой приоритетной сферой общественной жизни (Н.Н.Моисеев
Гуманизм - заслон против надвигающегося средневековья 11 Здравый смысл1997,
е5).
1. 2. Становление новой парадигмы образования Становление новой парадигмы
образования связано с признанием базисного значения образования, науки для
общества и изменениями функций системы образования в информационном обществе:
от подготовки узких специалистов и ориентации на знание к воспитанию новой
нравственности, пониманию актуальных проблем общества и опережающей
социализации личности по принципу Не знание, а методология. Недостатки
нынешней системы высшего образования во всём мире это узкая специализация и
потеря целостного взгляда на мир, ориентация на информацию и отсутствие
анализа сегодняшних проблем. В устремлённости к узкой специализации
проявляется одряхлелость, раздробленность культуры (Налимов 1994: 63-64).
Приоритетом должны пользоваться проблемы людей и человеческого общества
сегодняшнего дня (Г. Кюнг). Суть реформ в системе высшего образования
сводится к принципиальной переориентации приоритетов от дисциплинарности к
анс с а ности на основе "сквозной" идеи Человек и его будущее и от подготовки
узкого специалиста к формированию образованной, культурной, понимающей свою
ответственность за будущее всей земной цивилизации личности. Реализовать
новые тенденции можно в системе многоуровневого высшего образования: первые
два года - изучается унифицированный блок общеобразовательных дисциплин
(естествознание и гуманитарные науки), содержание которых раскрывается в
контексте актуальных проблем общества (неполное высшее), следющая ступень -
два года общей специализации (бакалавриат), третья ступень - либо год узкой
специализации, либо два года магистратура (Моисеев 1996, »евелёва 1997,
Аршинов В.И., Буданов В.Г., Суханов А.Д. 1994, Кинелев В.Г., Аршинов В.И.,
Князева Е.Н. и Курдюмов С.П.,Назаретян А.П., Суханов А.Д. и др. 1994).
1. 3. Естествознание и гуманитарные науки Раздробленность культуры (этика,
религия, искусство, философия, наука как одна из форм познания реальности,
паранаука, мистический опыт, учения Древнего Востока) и разрыв
естественнонаучного и гуманитарного знания в современной науке приводят к
фрагментарному видению реальности (Налимов 1993, 1994). "Мы страдаем от
неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия
между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных
областях" (О. Тоффлер). Естествознание буквально означает знание естества,
природы вне человека: естествознание (физика и космология, химия и биология)
- знание о природе неживой и живой материи. Гуманитарные (от слова Ношо-
человек) науки исследуют сознание и общество, это науки о сознании и
общественном бытии человека. Естественнонаучное и гуманитарное знание
традиционно разделялось (рациональное и иррациональное, разные предметы,
методы, язык, объективное - мир как явление и субъективное - состояние, в
котором человек видит что-то как явление, Мамардашвили 1994)~ что было
исторически обусловленно. Но в реалиях интеграции научного знания
(междисциплинарная теория прогрессивной эволюции Вселенной и человека,
концепции самоорганизации и новый антропоцентризм), понимания условности и
вредоносности разделения науки, естественнонаучное и гуманитарное знание
синтезируется в одну науку - науку о человеке (Назаретян А.П. Одна наука II
Знание-сила. 1988. я 34,Назаретян 1991: 3), основой же подобного синтеза
является общенаучная теория пройрессивной эволюции.
1. 4. Логика и архитектоника курса Курс "Концепции современного естествознания"
следует понимать как эволюционный, поскольку центральной идеей современного
естествознания является идея е сального эво ю о з (эволюция от лат.
развёртываться, раскрываться) и философский (обсуждаются философские проблемы
происхождения и будущего Вселенной и Интеллекта). Единая модель эволюции
Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные естественных и гуманитарных
наук и выступает основой трансдисциплинарной единой теории (Назаретян 1991,
1996, Ласло 1997: 80, Моисеев 1998: 62, Янч 1999: 143-157). В рамках такой
модели развития Вселенной (Универсальный эволюционизм или Большая история),
курс становится не технократическим, а гуманитарным, так как история
человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации
Вселенной.
Основные этапы эволюции Вселенной связываются с разделами современного
естествознания: Большой Взрыв и эволюция микро- и мегамиров - физика и
космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и
гиперциклов - химия, происхождение и эволюция биосферы - биология,
антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции и перспективы
цивилизации - гуманитарное естествознание.
Эмпирические обобщения современной .науки позволяют утверждать, что
Вселенная, Универсум претерпевает непрерывные и необратимые изменения. Всё
сущее является продуктом процесса самоорганизации элементарных частиц,
который начался в результате взрывной неустойчивости 15-20 миллиардов лет
назад. После Большого взрыва из огненной точки бесконечной плотности
(сингулярность), вещество синтезируется уже в первые милисекунды - образуются
микро- (протон, ядра гелия, тяжёлые ядра в недрах звёзд первого поколения) и
мега- (газы, звёзды, галактики) миры. Эволюция химических систем (молекулы и
химические реакции, макромолекулы и гиперциклы) происходит в Космосе и в
условиях
ранней Земли. Методами микропалеонтологии обнаружены древнейшие клеточные
формы жизни - прокариоты (около 4-х миллиардов лет назад в Австралии).
Антропосоциогенез (процесс происхождения человека и общества) начинается
более 6 миллионов лет назад. Оформление биологического вида Ното Яар1епз
завершается 40-50 тысяч лет назад. 20 тысяч лет назад племенные сообщества
Нопю начинают эволюционировать в современные общества - социально-
историческая стадия самоорганизации Вселенной (Ласло 1997, Янч 1999).
2. История естествознания 2. 1. Наука: определения и критерии
Анализ различных определений термина наука. Инварианты дефиниций науки:
интерсубъективная форма деятельности людей -общезначимость научного знания,
наука как социальный институт, научные традиции; производство и
систематизация знаний о природе, общественном бытии, сознании человека - цель
науки; научный метод как средство получения знания - индуктивный или
дедуктивный методы (Налимов 1993: 14-21); принципиальная незавершённость
науки - устремлённость в будущее, ориентация на изучение объектов актуальных
и потенциальных, эволюция научного знания (Степин 1992: 58, 177-189, Ясперс
1994: 101-102); эзотеричность науки - особая подготовка, другие формы
познания - религия, искусство, обыденное познание, паранаука.
Критерии научного знания в контексте ненаучных форм знания (религия,
искусство, паранаука, обыденное знание): теоретическое доказательство,
верификация (проверка), фальсифицируемость или опровержение. Проблемы
современной науки - незнание природы человека, локальность описания
мироздания, отношения науки с философией и религией, этические проблемы
(Налимов 1993: 28-43, 235-238). Роль современной науки в системе духовного и
материального производства.
2.2. Развитие науки в эпоху античности и средневековья Проблема возникновения
науки: в каменнок~ веке, в Древней Греции, с Роджера Бэкона - "111 в., с
работ
Коперника-Кеплера-Галилея, в "1" в. (Философия и методология науки 1996: 38-
43). Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Древней Индии, Древнего
Египта и Вавилона) не создали предпосылок научного способа исследования, хотя
в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения
задач. Социально-политический фон (деспотии, кастовость), отсутствие
доказательства и предписательный характер знания для практики позволяет
говорить о преднауке Древнего Востока.
Переход к науке в собственном смысле слова был связан с изменениями в
культуре античного мира - возникает теоретическая наука, в европейской
культуре эпохи Возрождения и Нового времени - становление экспериментального
метода. Для перехода к научному способу порождения знания необходим был иной
тип цивилизации (демократическая форма правления), появление логического и
математического доказательства и объяснительный характер знания (модели
мира). Греческие философы оперировали идеальными формами (апейрон, атом), и
познавали мир ради познания, а не практики (Философия и методология науки
1996: 4347, Степин, Горохов, Розов 1996: 4248).
Античная наука характеризуется умозрительностью и отсутствием эксперимента
(вера в совершенные и неизменные сущности, формы, идеи; отношение к миру как
к живому организму и Космосу - красоте, гармонии, порядку; презрение к
ремеслу и прагматичности знания). Античная наука была целостной
(додисциплинарной), описывая мир в единстве, и антиисторичной, понимая мир
как стационарный или вечно вращающийся в пределах гармонии целого (Рожанский
1979, Степин 1992: 84-86).
Западноевропейская наука в средние века: натурфилософия Аристотеля и
неоплатонизм как основа знаний о природе; теоцентрическая картина мира;
астролого-медицинские знания и алхимия; догматизм и схоластика (Гайденко,
Смирнов 1989). Первые научные эксперименты эпохи схоластики Роджера Бэкона
(Реале, Антисери 1994 т. 2: 162-166).
2.3. Принципы классического естествознания Научные революции (изменение
картин мира, методов исследования, философских оснований науки) в истории
естествознания - становление классического естествознания, переход к
дисциплинарно-организованной науке, становление неклассического
естествознания, переход к постнеклассической науке (Степин, Горохов, Розов
1996: 291-306).
Наука "У1 - "УП в.в.: гелиоцентрическая модель Космоса Н. Коперника, учение о
бесконечности миров и отсутствии центров во Вселенной Дж. Бруно, законы
движения планет И. Кеплера. Возникновение экспериментальной науки: опыты Г.
Галилея, первые нау 1нь1е инструменты (телескоп, маятник), закон инерции и
принцип относительности движения, идеализация как метод познания. Математика
как язык описания природы. Френсис Бэкон: обоснование индуктивного метода в
науке, классификация наук. Правила классической рациональности в познании Р.
Декарта; правило "когито" (абсолютность сознания), объективность и
протяженность внешних материальных тел, сознание как зеркало, адекватно
отражающее материальный мир (Мамардашвили 1994: 6-12). Гносеологические и
онтологические следствия принципа устранения субъекта из концептуального
аппарата науки. Внемировой наблюдатель, неспособный влиять на извечный,
определённый Богом ход событий, но способный познавать и предугадывать
(Моисеев 1998: 25-28). Механическая картина мира И. Ньютона (Реале, Антисери
1996: 140-147): принципы элементаризма (всё состоит из неделимых, твёрдых
частиц), редукционизма (свойства любой системы выводимы из свойств элементов
системы, Моисеев 1998: 32-35), детерминизма (мир - это часовой механизм, в
котором все связано и причинно обусловленно), обратимости законов природы
(кем-то запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, неизменяющимся
законам, а человек способен познавать эти законы, и, следовательно, познавать
абсолютную истину), простоты окружающего мира (Моисеев 1998: 23-35,
Мамардашвили 1994: 3-38).
2.4. Развитие представлений об эволюции Идеи и теории геологии о становлении
земной поверхности во времени (Н. Стено, 1669, Г. В. Лейбниц, 1680, Р. Гук,
1757, Д. Геггон, 1785, А. Вернер, 1787). Эволюционная гипотеза Канта (1754)-
Лапласа (1796) о становлении Солнечной системы из вихревой туманности. М. В.
Ломоносов (1757) о постоянном развитии Земли и всей Вселенной (Фолта, Новы
1987: 115-148).
Эволюционные идеи Ж. Л. Бюффона в работах 1749 года - связь животных и
растений со средой, изменчивость видов под влиянием среды, борьба за
существование, подобие обезьян и человека (Фолта, Новы 1987: 135). Первая
целостная концепция биологической эволюции (1809) Ж. Б'. Ламарка (среда
заставляет организм приспосабливаться и перестраиваться, приобретённые
признаки наследуются, живое самозарождается из неживого). Палеонтологические,
сравнительно-анатомические исследования и теория катастроф Ж. Кювье (в
прежних геологических эпохах существовали отсутствующие ныне животные виды,
отрицание изменчивости видов).
Революционное значение теории происхождения видов путём естественного отбора
Ч. Дарвина (1859): живые организмы возникли не в результате творения, а
являются результатом длительной эволюции от простых форм к сложным; причина
эволюции - борьба за существование (конкуренция) и выживание наиболее
приспособленных к среде (естественный отбор); доказательства (искусственный
отбор, географическое распределение, сходство всего живого, данные археологии
и эмбриологии). Причины критики теории Ч. Дарвина - значение случайности,
происхождение от обезьян (Реале, Антисери 1997: 230-237). Открытие
биогенетического закона Э.Геккелем в 1866 году (онтогенез повторяет
филогенез) и периодического закона химических элементов Д.И.Менделеевым в
1871 году: единство линии развития неживой и живой материи (Силин 1997: 142).
Философские концепции развития: развитие монад от неживых к живым и мыслящим
у Лейбница; саморазвитие Абсолютной Идеи по законам диалектической логики в
концепции Г. В. Ф. Гегеля (Реале, Антисери 1996: 275-286, 1997: 67- 70, 95-
98). Теории общественного развития: идеи социального прогресса (А. Тюрго, Ж.
А. Кондорсе); данные этнографии; экономическая теория К.Маркса (эффективность
производства условий существования людей как высший критерий прогресса в
обществе, эволюция надстройки - общественных отношений, Реале, Антисери 1997:
127-128). Наука и производство: научно-технический прогресс.
2.5. Термодинамические законы Во второй половине "1" века радикальные
изменения произошли в понимании физической картины Вселенной -
представление о запретах, налагаемых законами природы и возникновение
эволюционных идей в физике. Закон сохранения энергии (первое начало
термодинамики): энергия может переходить из одной формы в другую, но она не
может возникать из ничего и не может исчезать (Р. Майер, Д. Джоуль), нельзя
совершить работу без внешней энергии, невозможно создать вечный двигатель.
Второе начало термодинамики или закон возр~стания энтропии: тепло идет только
от горячего к холодному, но не наоборот или невозможно совершить работу за
счег энергии тел в тепловом равновесии (Л. Карно), запрет позволяет ввести
функцию - энтропию (от греч. поворот, превращение) как меру "степеней" хаоса,
рассеивания энергии, однообразия, равновесия (Р. Клаузиус 1865). Формулировки
второго начала (Моисеев 1998: 29-30, 78-80) - в любой замкнутой системе
энтропия может либо оставаться постоянной (если в системе нет диссипации
энергии), либо возрастать, или всякая система, не подверженная внешним
воздействиям (взаимодействиям), стремится к состоянию максимального хаоса
(термодинамического равновесия).
Теория тепловой смерти Вселенной (А. Эддингтон, Дж. Джинс). Концепция
необратимости и времени (нарушение симметрии прошлое-настоящее). Л. Больцман
первый открыл смысл энтропии как меры молекулярного хаоса, связал энтропию с
числом комплексов, применил вероятностный подход к трактовке второго начала
термодинамики - порядок в Космосе, жизнь и Интеллект это результат
маловероятной статистической флуктуации (Пригожин 1985: 30-31, 95-96,
Е.А.Седов Одна формула и весь мир. Книга об энтропии. М., 1982).
Возникновение основного естественнонаучного парадокса эволюционной картины
мира.
2. 6. Идеалы и нормы неклассического естествознания Дуализм субъекта и
объекта, принцип простоты и вечности законов природы как наследие
классического рационализма. Формирование специфических картин реальности,
дифференциация идеалов и норм исследования: переход к дисциплинарно-
организованной, неклассической науке - третья научная революция (конец "1" -
середина "" столетия, Степин, Горохов, Розов 1996: 293-297).
Революция в математике - неевклидова геометрия (1826г.) Н. И. Лобачевского
(Моисеев 1998: 40), теорема К. Геделя (1931) о неполноте любой математической
или логической системы (Успенский 1982).
Открытия в естествознании "1" в. - клеточная природа живого (Т. »ванн (1839),
теория электромагнитных явлений Дж. К. Максвелла (1864), законы
наследственности и мутации (Г. Мендель, Г. Де Фриз), закон возрастания
эн~ропии Р. Клаузиуса и теория биологической эволюции Ч. Дарвина -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8