Лекция: Универсальный эволюционизм

Лекция: Универсальный эволюционизм

От Автора: заранее приношу извинения за качество нижеприведенного.

1. Курс Концепции современного естествознания в новой парадигме образования

1. Анализ цивилизации на рубеже веков Анализ проблем современного

постиндустриального информационного общества (локальные войны и опасность

ядерного конфликта, рост населения и энергетический кризис, экологические и

медико-генетические проблемы, статистика социального нездоровья - бедность,

самоубийства, нарушения психики, алкоголизм, наркомания, преступность и

раздробленность культуры) позволяет сделать вывод: земная цивилизация на рубеже

тысячелетий вступила в фазу эволюционного кризиса (Налимов 1993,1994, Назаретян

1996: 109, Моисеев 1998: 275-288). Причинами кризиса являются дисбаланс ме

технологическим могуществом и гуманитарной составляющей (мудростью)

Интеллекта А.П.Назаретян), доминирование науки, научно-технического

прогресса и непонимание природы человека, природы смыслов в которые он погружён

(В.В.Налимов), разрушение человеком своей экологической ниши (Н.Н.Моисеев).

Междисциплинарные

• ' исследования антропосоциогенеза, истории, диалектики информация-энтропия

подсказывают, что возможно два варианта выхода из кризиса: самоуничтожение

или трансформация Интеллекта, становление нового сознания: этика ненасилия,

терпимость к различиям, экологический императив (Седов 1991: 3-29, Назаретян

1991: 185, Дискуссионный клуб, Стратегия выживания, Глобалистика и

футурология ~! Общественные науки и современность 1992-1999). Главными шагами

по гуманистическому пути являются объективная информация о негативных

тенденциях для общества, реформирование системы образования и признание

образования самой приоритетной сферой общественной жизни (Н.Н.Моисеев

Гуманизм - заслон против надвигающегося средневековья 11 Здравый смысл1997,

е5).

1. 2. Становление новой парадигмы образования Становление новой парадигмы

образования связано с признанием базисного значения образования, науки для

общества и изменениями функций системы образования в информационном обществе:

от подготовки узких специалистов и ориентации на знание к воспитанию новой

нравственности, пониманию актуальных проблем общества и опережающей

социализации личности по принципу Не знание, а методология. Недостатки

нынешней системы высшего образования во всём мире это узкая специализация и

потеря целостного взгляда на мир, ориентация на информацию и отсутствие

анализа сегодняшних проблем. В устремлённости к узкой специализации

проявляется одряхлелость, раздробленность культуры (Налимов 1994: 63-64).

Приоритетом должны пользоваться проблемы людей и человеческого общества

сегодняшнего дня (Г. Кюнг). Суть реформ в системе высшего образования

сводится к принципиальной переориентации приоритетов от дисциплинарности к

анс с а ности на основе "сквозной" идеи Человек и его будущее и от подготовки

узкого специалиста к формированию образованной, культурной, понимающей свою

ответственность за будущее всей земной цивилизации личности. Реализовать

новые тенденции можно в системе многоуровневого высшего образования: первые

два года - изучается унифицированный блок общеобразовательных дисциплин

(естествознание и гуманитарные науки), содержание которых раскрывается в

контексте актуальных проблем общества (неполное высшее), следющая ступень -

два года общей специализации (бакалавриат), третья ступень - либо год узкой

специализации, либо два года магистратура (Моисеев 1996, »евелёва 1997,

Аршинов В.И., Буданов В.Г., Суханов А.Д. 1994, Кинелев В.Г., Аршинов В.И.,

Князева Е.Н. и Курдюмов С.П.,Назаретян А.П., Суханов А.Д. и др. 1994).

1. 3. Естествознание и гуманитарные науки Раздробленность культуры (этика,

религия, искусство, философия, наука как одна из форм познания реальности,

паранаука, мистический опыт, учения Древнего Востока) и разрыв

естественнонаучного и гуманитарного знания в современной науке приводят к

фрагментарному видению реальности (Налимов 1993, 1994). "Мы страдаем от

неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия

между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных

областях" (О. Тоффлер). Естествознание буквально означает знание естества,

природы вне человека: естествознание (физика и космология, химия и биология)

- знание о природе неживой и живой материи. Гуманитарные (от слова Ношо-

человек) науки исследуют сознание и общество, это науки о сознании и

общественном бытии человека. Естественнонаучное и гуманитарное знание

традиционно разделялось (рациональное и иррациональное, разные предметы,

методы, язык, объективное - мир как явление и субъективное - состояние, в

котором человек видит что-то как явление, Мамардашвили 1994)~ что было

исторически обусловленно. Но в реалиях интеграции научного знания

(междисциплинарная теория прогрессивной эволюции Вселенной и человека,

концепции самоорганизации и новый антропоцентризм), понимания условности и

вредоносности разделения науки, естественнонаучное и гуманитарное знание

синтезируется в одну науку - науку о человеке (Назаретян А.П. Одна наука II

Знание-сила. 1988. я 34,Назаретян 1991: 3), основой же подобного синтеза

является общенаучная теория пройрессивной эволюции.

1. 4. Логика и архитектоника курса Курс "Концепции современного естествознания"

следует понимать как эволюционный, поскольку центральной идеей современного

естествознания является идея е сального эво ю о з (эволюция от лат.

развёртываться, раскрываться) и философский (обсуждаются философские проблемы

происхождения и будущего Вселенной и Интеллекта). Единая модель эволюции

Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные естественных и гуманитарных

наук и выступает основой трансдисциплинарной единой теории (Назаретян 1991,

1996, Ласло 1997: 80, Моисеев 1998: 62, Янч 1999: 143-157). В рамках такой

модели развития Вселенной (Универсальный эволюционизм или Большая история),

курс становится не технократическим, а гуманитарным, так как история

человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации

Вселенной.

Основные этапы эволюции Вселенной связываются с разделами современного

естествознания: Большой Взрыв и эволюция микро- и мегамиров - физика и

космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и

гиперциклов - химия, происхождение и эволюция биосферы - биология,

антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции и перспективы

цивилизации - гуманитарное естествознание.

Эмпирические обобщения современной .науки позволяют утверждать, что

Вселенная, Универсум претерпевает непрерывные и необратимые изменения. Всё

сущее является продуктом процесса самоорганизации элементарных частиц,

который начался в результате взрывной неустойчивости 15-20 миллиардов лет

назад. После Большого взрыва из огненной точки бесконечной плотности

(сингулярность), вещество синтезируется уже в первые милисекунды - образуются

микро- (протон, ядра гелия, тяжёлые ядра в недрах звёзд первого поколения) и

мега- (газы, звёзды, галактики) миры. Эволюция химических систем (молекулы и

химические реакции, макромолекулы и гиперциклы) происходит в Космосе и в

условиях

ранней Земли. Методами микропалеонтологии обнаружены древнейшие клеточные

формы жизни - прокариоты (около 4-х миллиардов лет назад в Австралии).

Антропосоциогенез (процесс происхождения человека и общества) начинается

более 6 миллионов лет назад. Оформление биологического вида Ното Яар1епз

завершается 40-50 тысяч лет назад. 20 тысяч лет назад племенные сообщества

Нопю начинают эволюционировать в современные общества - социально-

историческая стадия самоорганизации Вселенной (Ласло 1997, Янч 1999).

2. История естествознания 2. 1. Наука: определения и критерии

Анализ различных определений термина наука. Инварианты дефиниций науки:

интерсубъективная форма деятельности людей -общезначимость научного знания,

наука как социальный институт, научные традиции; производство и

систематизация знаний о природе, общественном бытии, сознании человека - цель

науки; научный метод как средство получения знания - индуктивный или

дедуктивный методы (Налимов 1993: 14-21); принципиальная незавершённость

науки - устремлённость в будущее, ориентация на изучение объектов актуальных

и потенциальных, эволюция научного знания (Степин 1992: 58, 177-189, Ясперс

1994: 101-102); эзотеричность науки - особая подготовка, другие формы

познания - религия, искусство, обыденное познание, паранаука.

Критерии научного знания в контексте ненаучных форм знания (религия,

искусство, паранаука, обыденное знание): теоретическое доказательство,

верификация (проверка), фальсифицируемость или опровержение. Проблемы

современной науки - незнание природы человека, локальность описания

мироздания, отношения науки с философией и религией, этические проблемы

(Налимов 1993: 28-43, 235-238). Роль современной науки в системе духовного и

материального производства.

2.2. Развитие науки в эпоху античности и средневековья Проблема возникновения

науки: в каменнок~ веке, в Древней Греции, с Роджера Бэкона - "111 в., с

работ

Коперника-Кеплера-Галилея, в "1" в. (Философия и методология науки 1996: 38-

43). Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Древней Индии, Древнего

Египта и Вавилона) не создали предпосылок научного способа исследования, хотя

в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения

задач. Социально-политический фон (деспотии, кастовость), отсутствие

доказательства и предписательный характер знания для практики позволяет

говорить о преднауке Древнего Востока.

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с изменениями в

культуре античного мира - возникает теоретическая наука, в европейской

культуре эпохи Возрождения и Нового времени - становление экспериментального

метода. Для перехода к научному способу порождения знания необходим был иной

тип цивилизации (демократическая форма правления), появление логического и

математического доказательства и объяснительный характер знания (модели

мира). Греческие философы оперировали идеальными формами (апейрон, атом), и

познавали мир ради познания, а не практики (Философия и методология науки

1996: 4347, Степин, Горохов, Розов 1996: 4248).

Античная наука характеризуется умозрительностью и отсутствием эксперимента

(вера в совершенные и неизменные сущности, формы, идеи; отношение к миру как

к живому организму и Космосу - красоте, гармонии, порядку; презрение к

ремеслу и прагматичности знания). Античная наука была целостной

(додисциплинарной), описывая мир в единстве, и антиисторичной, понимая мир

как стационарный или вечно вращающийся в пределах гармонии целого (Рожанский

1979, Степин 1992: 84-86).

Западноевропейская наука в средние века: натурфилософия Аристотеля и

неоплатонизм как основа знаний о природе; теоцентрическая картина мира;

астролого-медицинские знания и алхимия; догматизм и схоластика (Гайденко,

Смирнов 1989). Первые научные эксперименты эпохи схоластики Роджера Бэкона

(Реале, Антисери 1994 т. 2: 162-166).

2.3. Принципы классического естествознания Научные революции (изменение

картин мира, методов исследования, философских оснований науки) в истории

естествознания - становление классического естествознания, переход к

дисциплинарно-организованной науке, становление неклассического

естествознания, переход к постнеклассической науке (Степин, Горохов, Розов

1996: 291-306).

Наука "У1 - "УП в.в.: гелиоцентрическая модель Космоса Н. Коперника, учение о

бесконечности миров и отсутствии центров во Вселенной Дж. Бруно, законы

движения планет И. Кеплера. Возникновение экспериментальной науки: опыты Г.

Галилея, первые нау 1нь1е инструменты (телескоп, маятник), закон инерции и

принцип относительности движения, идеализация как метод познания. Математика

как язык описания природы. Френсис Бэкон: обоснование индуктивного метода в

науке, классификация наук. Правила классической рациональности в познании Р.

Декарта; правило "когито" (абсолютность сознания), объективность и

протяженность внешних материальных тел, сознание как зеркало, адекватно

отражающее материальный мир (Мамардашвили 1994: 6-12). Гносеологические и

онтологические следствия принципа устранения субъекта из концептуального

аппарата науки. Внемировой наблюдатель, неспособный влиять на извечный,

определённый Богом ход событий, но способный познавать и предугадывать

(Моисеев 1998: 25-28). Механическая картина мира И. Ньютона (Реале, Антисери

1996: 140-147): принципы элементаризма (всё состоит из неделимых, твёрдых

частиц), редукционизма (свойства любой системы выводимы из свойств элементов

системы, Моисеев 1998: 32-35), детерминизма (мир - это часовой механизм, в

котором все связано и причинно обусловленно), обратимости законов природы

(кем-то запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, неизменяющимся

законам, а человек способен познавать эти законы, и, следовательно, познавать

абсолютную истину), простоты окружающего мира (Моисеев 1998: 23-35,

Мамардашвили 1994: 3-38).

2.4. Развитие представлений об эволюции Идеи и теории геологии о становлении

земной поверхности во времени (Н. Стено, 1669, Г. В. Лейбниц, 1680, Р. Гук,

1757, Д. Геггон, 1785, А. Вернер, 1787). Эволюционная гипотеза Канта (1754)-

Лапласа (1796) о становлении Солнечной системы из вихревой туманности. М. В.

Ломоносов (1757) о постоянном развитии Земли и всей Вселенной (Фолта, Новы

1987: 115-148).

Эволюционные идеи Ж. Л. Бюффона в работах 1749 года - связь животных и

растений со средой, изменчивость видов под влиянием среды, борьба за

существование, подобие обезьян и человека (Фолта, Новы 1987: 135). Первая

целостная концепция биологической эволюции (1809) Ж. Б'. Ламарка (среда

заставляет организм приспосабливаться и перестраиваться, приобретённые

признаки наследуются, живое самозарождается из неживого). Палеонтологические,

сравнительно-анатомические исследования и теория катастроф Ж. Кювье (в

прежних геологических эпохах существовали отсутствующие ныне животные виды,

отрицание изменчивости видов).

Революционное значение теории происхождения видов путём естественного отбора

Ч. Дарвина (1859): живые организмы возникли не в результате творения, а

являются результатом длительной эволюции от простых форм к сложным; причина

эволюции - борьба за существование (конкуренция) и выживание наиболее

приспособленных к среде (естественный отбор); доказательства (искусственный

отбор, географическое распределение, сходство всего живого, данные археологии

и эмбриологии). Причины критики теории Ч. Дарвина - значение случайности,

происхождение от обезьян (Реале, Антисери 1997: 230-237). Открытие

биогенетического закона Э.Геккелем в 1866 году (онтогенез повторяет

филогенез) и периодического закона химических элементов Д.И.Менделеевым в

1871 году: единство линии развития неживой и живой материи (Силин 1997: 142).

Философские концепции развития: развитие монад от неживых к живым и мыслящим

у Лейбница; саморазвитие Абсолютной Идеи по законам диалектической логики в

концепции Г. В. Ф. Гегеля (Реале, Антисери 1996: 275-286, 1997: 67- 70, 95-

98). Теории общественного развития: идеи социального прогресса (А. Тюрго, Ж.

А. Кондорсе); данные этнографии; экономическая теория К.Маркса (эффективность

производства условий существования людей как высший критерий прогресса в

обществе, эволюция надстройки - общественных отношений, Реале, Антисери 1997:

127-128). Наука и производство: научно-технический прогресс.

2.5. Термодинамические законы Во второй половине "1" века радикальные

изменения произошли в понимании физической картины Вселенной -

представление о запретах, налагаемых законами природы и возникновение

эволюционных идей в физике. Закон сохранения энергии (первое начало

термодинамики): энергия может переходить из одной формы в другую, но она не

может возникать из ничего и не может исчезать (Р. Майер, Д. Джоуль), нельзя

совершить работу без внешней энергии, невозможно создать вечный двигатель.

Второе начало термодинамики или закон возр~стания энтропии: тепло идет только

от горячего к холодному, но не наоборот или невозможно совершить работу за

счег энергии тел в тепловом равновесии (Л. Карно), запрет позволяет ввести

функцию - энтропию (от греч. поворот, превращение) как меру "степеней" хаоса,

рассеивания энергии, однообразия, равновесия (Р. Клаузиус 1865). Формулировки

второго начала (Моисеев 1998: 29-30, 78-80) - в любой замкнутой системе

энтропия может либо оставаться постоянной (если в системе нет диссипации

энергии), либо возрастать, или всякая система, не подверженная внешним

воздействиям (взаимодействиям), стремится к состоянию максимального хаоса

(термодинамического равновесия).

Теория тепловой смерти Вселенной (А. Эддингтон, Дж. Джинс). Концепция

необратимости и времени (нарушение симметрии прошлое-настоящее). Л. Больцман

первый открыл смысл энтропии как меры молекулярного хаоса, связал энтропию с

числом комплексов, применил вероятностный подход к трактовке второго начала

термодинамики - порядок в Космосе, жизнь и Интеллект это результат

маловероятной статистической флуктуации (Пригожин 1985: 30-31, 95-96,

Е.А.Седов Одна формула и весь мир. Книга об энтропии. М., 1982).

Возникновение основного естественнонаучного парадокса эволюционной картины

мира.

2. 6. Идеалы и нормы неклассического естествознания Дуализм субъекта и

объекта, принцип простоты и вечности законов природы как наследие

классического рационализма. Формирование специфических картин реальности,

дифференциация идеалов и норм исследования: переход к дисциплинарно-

организованной, неклассической науке - третья научная революция (конец "1" -

середина "" столетия, Степин, Горохов, Розов 1996: 293-297).

Революция в математике - неевклидова геометрия (1826г.) Н. И. Лобачевского

(Моисеев 1998: 40), теорема К. Геделя (1931) о неполноте любой математической

или логической системы (Успенский 1982).

Открытия в естествознании "1" в. - клеточная природа живого (Т. »ванн (1839),

теория электромагнитных явлений Дж. К. Максвелла (1864), законы

наследственности и мутации (Г. Мендель, Г. Де Фриз), закон возрастания

эн~ропии Р. Клаузиуса и теория биологической эволюции Ч. Дарвина -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты