Лекция: Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана

основного бугра и всхолмлений рядом с ним. Основной бугор — центральная часть

городища — находится на острове, образованном на месте слияния двух древних

протоков Арыси. Площадь бугра чуть более двух гектаров, а наибольшая высота

15 м. Севернее, в полукилометре обнаружен городской

некрополь, состоящий из нескольких десятков оплывших курганов высотой до

2—2,5 и диаметром до 15 м.

Раскопки велись одновременно на городище и курганном мо­гильнике. Дома, как

правило, однокомнатные (вторая комната была кладовой), заглублены в землю,

вернее в культурный слой, поэтому с улицы в них вели три-пять ступенек.

Замечено, что двери у дома устраивались вблизи одного из углов. Напротив

входа, ближе к центру, находился прямоугольный напольный очаг.

По периметру комнаты у стен стояли невысокие суфы-лежанки. В углах, у стен,

устраивались сосуды для воды и-пищи, обычно это хумы, водоносные кувшины,

горшки.

Рядом с очагом на полу лежали зернотерки и жернова. Целые или в обломках, они

найдены почти в каждом доме. Иногда в домах сооружался специальный постав для

жернова.

Хозяйство, ремесло, сельское хозяйство. Как обычно, основной материал,

который находят археологи при раскопках древних городов и поселений, —

керамика: сосуды для приготовления пищи — котлы, горшки с крышками, сковороды,

очажные подставки;

сосуды для переноски воды — широкогорлые кувшины с одной или двумя ручками,

кувшины с горизонтальной ручкой, двуручные | горшки. Как уже отмечалось,

продукты хранились в больших И сосудах — хумах, которые вкапывали в землю. И,

наконец, столо­вые, изящно сделанные кружки, кувшины, чаши.

Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Найдены

круглые крицы — заготовки железа, из которых кузнецы выковывали серпы, ножи,

наконечники стрел.

Из кости изготавливались накладки для сложносоставных лу­ков, ручки ножей,

булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг

волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными

головками.

Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например,

бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной

зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.

Предметы вооружения представлены железными трехлопастны­ми наконечниками

стрел, сложными луками с костяными наклад­ками, короткими железными мечами и

однолезвийными кинжала­ми. Много пряжек из железа и бронзы, оставшихся от

кожаных поясов. Среди украшений — каменные, металлические, стеклян­ные бусы,

серьги и подвески со вставками из цветных камней, с гроздьями бронзовых или

золотых шариков, гривны, сплетенные из проволочных дротов, шпильки.

На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям,

соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для

хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки

которых обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие

орудия.

Ирригация в первые века н. э. имела ограниченные размеры. Как правило, она

сводилась к использованию воды при помощи простейших приемов. Предварительное

изучение ирригации в урочище Кокмардан показало, что для орошения

использовались обвалованные старицы Арыси и дамбированные протоки, из

кото­рых выводились каналы, подводившие воду к полям и огородам.

Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных

останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на

древнезсмледельческих поселени­ях — достаточно наглядно свидетельствует о

значимости скотовод­ства.

В жизни поселенцев большую роль играла охота. При раскопках найдены кости

косули, тау-теке, архара, сайгака. Часто встречаются рога архара и марала,

служившие для изготовления разнообразных изделий. Охотились на водоплавающую

птицу — уток, гусей, пеликанов. Было развито рыболовство, о чем

свидетельствуют находки рыбных костей и чешуи. Рыбу били гарпунами, ловили

различными рыболовными снастями.

Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорас­тущих яблонь,

груш, урюка, боярышника, фисташки.

Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине I тыс. н. э. на юге

Казахстана существовало и развивалось крупное могущес­твенное государственное

объединение — Кангюй, которое играло важную роль в истории Востока. Население

его занималось земледелием и скотоводством, ремеслами, торговлей. Кангюй был

связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфисй,

Римом и Кушанской империей'4.

§ 6. Хунну

В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувше­го народа

ассоциируется с воинственностью, жестокостью и вар­варством. Гунны во главе с

Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили

начало великому переселению народов. Все это знакомые события европейской

истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии,

в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века

н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну или сюнну15

.

В источниках сохранились сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями.

В 55 г. произошло разделение могущественного гуннского государства на две

части — южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз Hyp

властелин северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал

походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с Чжичжи

находился Китай, особенно после того, как тот приказал убить китайского

чиновника и посла. Острое соперничество проис­ходило между ним и главой южных

гуннов. В этих условиях для Чжичжи оказалось своевременным предложение

владетеля госу­дарства Кангюй, которое находилось на берегах Сырдарьи, о

союзе и совместной борьбе с государством Усунь. Он пригласил Чжичжи в свои

восточные владения — в Таласскую долину и предоставил ему право командовать

кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал

шаныою в жены свою дочь, подарил несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей,

Кангюйский владетель надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней,

захватит их владения в долине Или и Чу. Однако Чжичжи не смог разгромить

усуней. Назревал конфликт между ним и обманувшимися в своих надеждах кангюй-

скими аристократами. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй

отказался подчиниться обычаям кангюйцев, «в гневе убил дочь канпойского

князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же

бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки

кангюйского владетеля и ушел в верховья Таласа, где стал строить себе город.

Усиление Чжичжи и его продолжающиеся набеги на усуней серьезно беспокоили

Китайскую империю. Попытка нейтрализо­вать Чжичжи дипломатическим путем не

увенчалась успехом, и китайцы стали готовиться к войне.

Вскоре китайское войско выступило в поход. Оно двигалось двумя путями. Три

отряда шли южным путем через Кашгар, Фергану, перевалы Чанач на Чаткальском

хребте и Карабура на Таласском; три отряда шли северным путем — из Восточного

Туркестана, видимо, через перевал Бедель в Иссык-Кульскую котловину, где

находилась ставка усуней Чигучен, затем в Чуйскую долину и к Таласу. Войска

соединились у стен города Чжичжи.

Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную

стену, проломили земляной вал, ворвались в город, захватили цитадель. Чжичжи с

приближенными был пленен вместе с многочисленной родней, сыновьями, женами и

именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были обезглавлены)

6.

Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н. э. Они двинулись на запад,

покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в

Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. они появились в

Европе.

По мнению большинства исследователей, хунну были протюр-ками и с их

проникновением в Казахстан связано начало тюркиза-ции восточно-иранских

племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип

племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

Хозяйство хунну. Главную роль в жизни хунну играло скотовод­ство,

особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в

военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей.

Лошади в массе своей были небольшого роста, коренастые, грубого мускулистого

сложения, с короткой широкой мордой. Они были выносливы, легко взбира­лись на

горные кручи и преодолевали водные преграды. «В восхождении на склоны гор и

спуске с них при входе в горные реки и выходе из них лошади Серединного царства

уступают сюннус-ким», — писал китайский сановник Чао Ко. Овца была также

универсальным животным. Система хозяйства хунну может быть названа первобытным,

или экстенсивным скотоводством. У них существовала оседлость и земледелие. В

источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя

неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли».

Охота также играла в жизни гуннов большую роль. Об этом источники сообщают:

«Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и

мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в

пищу... По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за

скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом

существование».

Ремесла и торговля. О развитии ремесел у хунну известно по находкам

изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях

керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном

круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства.

Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну

встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате

торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала,

поделки из нефрита.

Общество хунну. В хуннском обществе были сильны черты

патриархально-родовых отношений. По сведениям источников, хунну делились на 24

рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет

старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у хунну было

обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой

луне, в день, под названием «сюй» приносили жертву духу неба... на сих

собраниях начальники поколений рассуждали о государствен­ных делах, забавлялись

конской скачкой и бегом верблюдов». Однако в недрах родового строя уже зрели

черты новых обществен­ных отношений. В основе этого процесса лежало развитие

произ­водства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие

обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие инозем­ные товары, найденные при

раскопках, свидетельствуют о возро­сших потребностях верхушки общества.

Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной .и личной

собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется

указание на личную собственность на землю. «Каждый тоже, — говорится в

источни­ках, — имеет выделенный участок земли», которые, как полагают некоторые

исследователи, несомненно, относятся к индивидуаль­ным хозяйствам17.

У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и

населения подвластных областей. Они использо­вались в качестве домашней

прислуги, в качестве пастухов, ремес­ленников и землепашцев.

Письменные источники сообщают также о форме власти и в хуннском обществе. Во

главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли

князья, носившие общее название темников. По свидетельствам письменных

источ­ников, они являлись сыновьями, братьями или близкими род­ственниками

шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них

имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упомина­ние о налогах,

как средстве эксплуатации низов.

Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение

примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы

эксплуатации, распространение письменности, знаменовали собой их переход к

новому этапу — классовому обществу и государству.

§ 7.Сарматы

Этноним «Сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В это

время начинается систематическое завоевание Скифии сарматами. По словам

Диодора, сарматы «опустошили» значительную часть Скифии, поголовно истребляя

побежденных, обратили большую часть страны в пустыню. Роксоланы — одно из

сарматских племен — уже в I в. н. э. достигли границ Мидии и столкнулись с

Римом. Вслед за ними шли аланы.

Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими

землях. Так, в конце П в. до н. э. роксоланы выступают на стороне скифов в

войне с Диафантом, полководцем понтийского царя Митридата. В I в. до н. э.

сарматы были на стороне Митридата в его борьбе с Римом. В 49 г. до н. э.

римляне вместе с аорсами (сарматское племя) побеждают сираков (другое

сарматское племя), союзников боспорского царя18. Аланы, выступившие

в поход позже других племен, дошли до Северного Причерноморья. Позднее вместе с

гуннами, дошли до Испании. Грозные союзы племен возглавляемые родственными

племенами, которые назывались общим именем сарматы были связаны по

происхождению с кочевниками Южного Приаралья. Нет никакого сомнения в их

этнической связи с савроматами.

Археологические памятники. К началу IV в. н. э. савроматы занимали

территорию от Дона до Эмбы. В указанное время сложились два локальные варианта

культуры: Западный — Болга-ро-Донской и Восточный — Уральский.

Племена савроматов (Прохоровская культура) хоронили своих покойников только

под курганными насыпями, как правило зем­ляными, очень редко обложенными

камнями. Для ранних сарма­тов характерна глиняная и утрамбованная, иногда

обожженная • площадка, расположенная над или вокруг могилы, а также

обло­женные деревом, плахами и корой могильные ямы. Для Прохоров-ской

культуры характерно вытянутое на спине положение погре­бенного, головой на

юг.

Помимо перенятых у савроматов савана и коры встречаются конструкции гробов в

виде долбленных колод.

Во второй период (Сусловская культура) с конца II в. до н. э. начала I в. н.

э. типы погребальных сооружений остаются прежни­ми, но резко уменьшается

число подбойных могил, исчезают катакомбы. Сохраняются могильные ямы с

заплечиками или уступами.

К культовым предметам относятся уникальные находки антропоморфных статуй,

сделанных из известняка и помещенных на курганах. Известен культовый комплекс

Байте на Устюрте, насчи­тывающий три группы и представленный курганами и

обломками скульптур. Изваяния изготавливались из известняка. Подавляю­щее

большинство относится к числу плоских скульптур, где грави­ровкой достаточно

точно передана натура. Изваяния воспроизво­дят стоящую мужскую фигуру, правая

рука раскрыта, ладонью прижата к животу. Лица выразительны, рельефом

изображены брови, нос, глаза, тонкие усы, углублением рот. Скульптуры имеют

мечи, кинжалы, луки, на головах шлемы, пояса, на них «надеты» украшения,

гривны, браслеты.

Поздние сарматы расселялись в полосе от зауральских степей практически до р.

Буга, охватывая регионы Приуралья, Поволжья, Придонья. Хронологически — это

период II—IV вв. н. э. Поздние сарматы сохранили и продолжили многие

традиции. Основная масса умерших захоронена в узких могильных ямах с подбоем.

Среди новых черт культуры отмечены деформированные черепа. Встречаются

сложные с костными накладками лук и украшения из золота и инкрустацией

драгоценными камнями.

Хозяйство сарматов. В условиях степных пространств главным и определяющим

укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно

лошадей и овец. В засушли­вых условиях степей лимитирующим фактором в

использовании пастбищ явилась питьевая вода. Не случайно, значительная часть

археологических памятников расположена вдоль крупных водных артерий, в местах

выхода подземных вод, либо вблизи пресных степных речек и озер.

В зимних условиях резко континентального климата скотоводы откочевывали в

районы с расчленным рельефом, где могли найти . естественные укрытия для

животных. Таковыми в Западном Казах­стане являются южные и восточные песчаные

массивы с бессточ­ными речками, отроги общего Сырта и долины крупных рек.

Кочевники выбирали места с расчетом на древесно-кустарниковую растительность.

Именно в раннем железном веке в подавляющем большинстве районов края были

сведены на нет большие лесные массивы.

Весной кочевники покидали зимние пастбища, что давало возможность восстановления

кормовых угодий и обеспечивало новую зимовку. В целом сарматы лишь выборочно

использовали лучшие кормовые участки, после их стравливания они откочевыва­ли

на новые пастбища. В результате, обширные равнинные про­странства,

расположенные - вдали от водоемов, использовались случайно, главным образом при

перегоне скота19.

Таким образом, племена саков, усуней, хунну, сарматов достигли высокого

уровня в создании своеобразной кочевой цивилизации, характеризующейся

государственным уровнем общественного ус­тройства, своеобразной материальной

культурой и искусством. В это время на территории Казахстана появляется

население, гово­рящее на прототюркских языках.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты