Лекция: Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана

деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по

дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством

костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.

Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород

камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из

цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры

изготавливали бусы.

Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе,

грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям,

воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые

кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к

жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество

Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей.

К коням имели отноше­ние боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых

коней

на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ

крылатого коня как образ солнца есть в мифоло­гии других народов. У греков

крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.

Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении

индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом,

которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Поря­док в космосе

представлялся понятием арта, который ассоцииро­вался с Солнцем, движением

солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых

были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех

миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира

было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.

Примером символического представления саков о космосе является головной убор

сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса.

Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия

гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры.

Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков,

окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию

мира снизу вверх: подземный мир — земля — небеса. На четырех крестообразно

расположенных точках кольцевых фризов помеще­ны изображения зверей —

охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного

убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых

коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя

мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю

сторону саки считали восточной сторо­ной света, заднюю — западом. Возложение

такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем

мифологичес­ким Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все

символы на его одежде это мифологическое представление9.

В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как

закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в

изобразительном искусстве их мифоло­гии, как особая знаковая система для

выражения идеологии кочевников.

§ 4. Усуни

Племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье,

пришли из глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть

усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала

владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг— князь

над князьями).

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная

граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке

они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с

Ферганой (Даванью).

Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-

Куля. Это был укрепленный город с предместьями.

Посол китайского императора Уди князь Чжанцянь, в 138 г-отправленный на запад,

писал о том, что владения Усуней насчитывали 630 000 чел. и могли выставить 188

000 воинов. Письменные источники сообщают также о 30-тысячной коннице отборной

дружины усуньских правителей и 10 тыс. подчинявшихся им лучниках10.

Политическая история усуней, которая в источниках прослежи­вается до III в.

н. э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических

отношений, женитьбе усуньских гуньмо на ки­тайских принцессах.

Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи

считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что

усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни было,

название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен.

Археологические памятники. На территории Семиречья раско­паны десятки

курганов усуней, исследованы их поселения. Могиль­ники усуней располагались в

предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой

цепочки курганов, вытянутых по течению рек.

Большинство курганов имеют диаметр 6—20 и высоту 0,5—1,5 м, состоят из

земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В усуньских могильниках

встречаются и громадные по сравнению с общей массой курганы диаметром 50—80 и

высотой 8—12 м. В могилах таких курганов, даже ограбленных, археологи находят

большое число украшений из золота — бляшек от одежды, золотые серьги,

бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.

Ранняя группа могильников относится к III—II вв. до н. э. Это могильники

Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III, Кзыл-Кайнар. Для них

характерна строгая планировка «цепочка­ми» с севера на юг по 5—6 курганов в

каждой.

К следующему периоду (среднему), датируемому исследователя­ми I в. до н. э. — I

в. н. э. относятся могильники Утеген I, II, Тайгак I, Карлаак I,

Алтын-Эмель, Каратума, Талгар, Актас. Установлено, что в это время усуньские

могильники состояли из курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трех

курганов.

И, наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II—III вв.,

относятся могильники Капчагай II, Чулак-Джигида I, II, Гур-Кора II, Калкан

IV.

Все курганы расположены бессистемно, «цепочек» нет. Могилы грунтовые с

подбоем, без деревянных перекрытий.

Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое

в предгорьях Киргизского Алатау. До раско­пок это был холм-тобе, скрывавший

остатки жилищ с глинобитны­ми стенами и обмазанными глиной полами. На полах

находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество

обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги

свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая

его с придомным скотоводством.

В горных районах Тянь-Шаня поселения усуней встречены во многих горных

ущельях. Одно из них Актас находится на берегу речки Курайлы, неподалеку от

села Кегень. Здесь были открыты остатки пяти жилых и хозяйственных построек,

стены которых сложены из камня. Рядом с поселком обнаружены древние поля,

которые орошались выведенными из реки арыками.

Хозяйство усуней. Китайские источники характеризуют усуней как

кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни

садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в

еде и воде».

Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определя­ющую роль.

Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении

от зимовок, расположенных в Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам,

расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал

сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое — от 30 до

100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и

летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили

стационарные жили­ща, заводили рядом поля и огороды. Доказательством

оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их

стационар­ными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посу­ды,

зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.

По археологическому материалу прослежено, что роль земледе­лия увеличивалась

от раннего периода истории усуней к позднему.

Таким образом, хозяйство усуней было комплексным — ското-водческо-

земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых

верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Из источников известно,

что богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Лошади были разных пород, в

том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского кургана

Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.

Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, на огородах и

в садах выращивали овощи и фрукты.

Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди

одевались в одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из

Китая, меняя его на-коней, или получая в качестве подарков и дани.

Посуду изготавливали в большом количестве, ее лепили из глины, видимо,

женщины, а мужчины вырезали из березы столики-блюда, кубки, черпаки для

кумыса.

Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золо­та, умели плавить

железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из

цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на

одежду.

Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и

родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев.

О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из

глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что

некото­рые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золо­тые и

медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность

распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют

о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными

общинниками в общес­тве усуней были рабы, в основном из военнопленных.

Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослежи­ваются по

археологическим материалам. Курганы усуней по разме­ру делятся на три группы:

большие, диаметром до 80 и высотой до 15 м; средние, диаметром до 15 и

высотой до 2 м и наиболее многочисленные маленькие курганы, диаметром до 10 и

высотой до 1 м. В больших курганах при раскопках, если могила не разграблена,

археологи находили большое число украшений из золота, оружие, много глиняной

посуды. Так, в кургане Тенлик в захоронении были обнаружены золотые бляшки,

нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом,

бронзовое зеркало. В маленьких курганах в могиле стоят один-два глиняных

сосуда, рядом со скелетом лежат железные ножи. Похороненные здесь люди когда-

то носили бронзовые серьги, бусы. Таким образом, и письменные источники, и

археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло

уровня государственности".

§ 5. Государство Кангюй

Впервые Кангюй, в китайском произношении Канцзюй, упоми­нается в письменных

источниках II в. до н. э. В 138 г. китайский император Уди отправил торговое

посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет,

претерпев много трудностей, Чжань Цянь вернулся. В составленной им записке

впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государ­ства. Среди них

был назван Кангюй, в ставке правителя которого Чжан Цяну удалось побывать

лично.

Согласно сведениям китайского посла, «Кангюй лежит почти в 200 ли от Давани

(Ферганы) на северо-запад. Это кочевое владение в обыкновениях совершенно

сходствует с юечжисцами; имеет до 90 тыс. войска и по малосилию своему

признает над собой на юге власть юечжисцсв, на востоке власть хунну. Яньцай

лежит в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение, в

обыкно­вении совершенно сходствует с Кангюем. Войско более 100000 лежит при

большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное море». В

«Повествовании о Западном крае» в «Истории старшего дома Хань» о Кангюе

говорится подробнее. Так, сообщается о том, что «кангюйский владетель

пребывание имеет в стране Люени в городе Битянь. От Лоюени семь дней пути до

летнего владетелева местопребывания. Народонаселение состо­ит из 120 000

семейств, 600000 душ; строевого войска 120000 человек». Из этих же источников

известны эпизоды внешней политики Кангюя, когда он в 46—36 гг. до н. э.

поддержал северных

гуннов во главе с Чжичи, а затем выступил против них, объединив­шись с усунями и

китайцами. В 85 г. Кангюй поддержал ферганцев, восставших против китайского

наместника Кашгара Бань Чао. Сообщается также, что «Кангюй... горд и дерзок и

никак не соглашается делать поклонение перед старшими. Чиновников, посылаемых к

нему от наместников, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старшинам подают

кушание прежде, а потом уже посланным от наместника»12.

Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его

существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового

пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. В

пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо-

запад на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток и

в Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей

кангюйцев и жителей Яньцай-Аланья: китайские монеты и зеркала, коралловые

бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни-инталио из

Ирана.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет

единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М.

Бсрнштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают,

что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводчес­ких племен,

которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью

тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б. А. Литвинский

считает, что кангюй­цы были потомками ираноязычных саков. Название Кангюй, по

его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен — «люди в

кожаных одеждах» (или доспехах)13.

Археологические исследования последних лет позволяют пред­ставить внешний

облик кангюйцев по рисункам их современников. Они дошли до нас в виде

гравированных изображений на костяных пластинках, некогда нашивавшихся на

кожаную основу. Пластины были обнаружены при первых раскопках кангюйских

курганов рубежа первых веков вблизи городища Курган-Тепе в Самарканд­ской

области. На одной из них изображена сцена сражения конных и спешенных

витязей, на другой — конная охота. Все участники баталии и охоты принадлежат

к единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке головы с

невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза

ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки.

Портрет венчают свисающие до подбородка усы и бородка. На воинах на кафтаны

надеты защитные доспехи из нашитых пластинчатых, полуовальных либо чешуйчатых

пластин;

на головах округлые шлемы, шеи покрыты бронированными воро­тниками;

облегающие штаны, натянутые штрипками под ступня­ми.

Оружие представлено длинными копьями с ланцетовидными наконечниками; длинные

двулезвийные мечи, ножны которых крепятся к поясу двумя ремешками,

сложносоставной лук, стрелы с трехгранными наконечниками; длинный трехчастный

колчан с широким отделением для лука и двумя узкими — для стрел. Овальный щит

обит пластинами. У одного из воинов имелся боевой топорик — клевец."

Бронированные всадники сидят на незащищенных доспехами конях. Гривы коней

подстрижены, меж­ду ушами — челка, собранная в пучок.

Археологические памятники. В районах, где когда-то господ­ствовали

кангюйцы, археологи выявили большую группу памятни­ков и отнесли их к

археологическим культурам (культурой считает­ся совокупность определенных

памятников, предметов, учрежде­ний, идей, образов поведения и т. д.) —

каунчинской и отрарско-каратауской. Первая была распространена в Ташкентском

оазисе, вторая — в районах среднего течения Сырдарьи и предгорьях Каратау до

Таласа.

Наиболее хорошо изученным памятником каунчинской культу­ры является поселение

Актобе неподалеку от Чардары, располо­женное на правом берегу Сырдарьи. Один

из раскопов полностью вскрыл дворцовое здание, прямоугольное в плане,

размером 28 х 18,5 м. Дворец состоял из пяти крестообразно расположенных

помещений, входного комплекса и двух коридоров, огибающих постройку с запада

и востока. В центре находился квадратный зал (3,6 х 3,6 м), который сообщался

со всеми остальными помещения­ми арочными проходами. Он был когда-то перекрыт

плоской кровлей.

Помещения, расположенные вокруг зала, перекрыты коробовы-ми сводами, а одно

из них — куполом, который является одним из ранних типов купольных перекрытий

в Средней Азии и Казахста­не. Важную роль в конструкции здания играла крыша,

на которую можно было попасть по лестнице и через люк в своде. Стены,

перекрытия, арочные проходы во дворце выполнены из прямоугольного и

квадратного сырцового кирпича.

Поселения кангюев обычно окружены курганными могильника­ми, из них

раскапывались Шаушукумский, Жаман-Тогай, Торебай-Тумсык. Захоронения

совершались в катакомбах с дромосом, перпендикулярным их длинной оси. В

могилах находились парные и единичные захоронения по одному, два и более

сосудов, бусы, железные пряжки, сурьматши (приборы для краски бровей).

Одним из крупных центров концентрации памятников отрарско-каратауской

культуры являлся Отрарский оазис. На ле­вом берегу р. Арыси на сравнительно

небольшой территории (около 100 кв. м) находятся остатки двух десятков бугров

— тобе — различной величины: Пшук-Мардан, Костобе, Чаштобе, Сейтман-Тобе,

Ахайтобе, Чольтобе и др.

Самый крупный носит название Кокмардан, по названию урочища, где

сосредоточено основное число памятников. Развали­ны состоят из двух частей:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты