Лекция: Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана

— один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из

лучей.

На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет

ножнах. Меч железный, он имеет серповидное навершие ручки. Слева подвешен

кинжал-акинак. На железном его клинке посередине из золота выполнено

изображение извива­ющихся змей. Ножны кинжала украшены накладными

пластинка­ми, одна с изображением коня, другая — оленя. Датируется курган

Иссык IV в. до н. э.

Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по

раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников Уйгарак и Южный

Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VII—V вв. до н.

э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных

сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри

легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд

трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах5

.

Похороненные в могильнике Уйгарак принадлежали к верхуш­ке саков-массагетов.

При раскопках обнаружен многочисленный погребальный ин­вентарь: лепная

глиняная посуда и керамика, сделанная на гончар­ном круге южного

происхождения, каменные жертвенники и оселки — точильные камни. В одном

захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, украшенных бляхами в

виде волков, остатки конской узды — удила с псалиями.

Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки с

изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных птиц.

Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение между двумя

культур­ными ареалами — европейским и сибирским.

Культура массагетов достигла своего расцвета в середине I тыс. до н. э. Это

было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и

культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время

высокого уровня. Под

влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К их

числу относятся открытые археологами городища Чирик-Рабад и поселение Бабиш-

мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним обнаружены

остатки древней ирригации. В планировке, фортификации этих населенных пунктов

прослеживаются традиции оседлой культуры древнего Хорезма.

§ 2. Хозяйство и общество саков

С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств,

господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием.

Древние авторы несколько односторон­не определяют жизнь саков, говоря о них:

«не земледельцы они, а кочевники», или определяют эту жизнь формулой:

«Перекочевы­вают с места на место, смотря по приволью, воде и траве». На

самом деле форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями,

близостью к городским центрам и торго­вым путям.

Изучение скотоводства у народов мира показало, что оно имело множество

вариантов — от кочевого до пастушеского (отгонного). Кочевое скотоводство,

для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние

пастбища, было присуще Западно­му, отчасти Центральному Казахстану. В случае

кочевого скотовод­ства весь род и все племя со своими стадами и пожитками

передвигались на большие расстояния как в меридиональном, так и в широтном

направлениях. Мужчины ехали на лошадях, женщи­ны, дети и старики в повозках,

крытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных

в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по

берегам рек и озер, в местах, которые не продувал ветер, и где сохранялся

подножный корм для скота.

Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у кочевников

были лошадь, овца и верблюд — наиболее приспособленные для дальних кочевий.

Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие посто­янных зимних и

летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках

строились жилища — землянки и полуземлянки. Часто на зимниках, на лето

оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливая

на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распростране­но в

Восточном Казахстане, в Семиречье, в ряде районов Цен­трального и Западного

Казахстана.

Третий вид скотоводства — оседлый — предусматривал постоян­ную оседлость

части населения, которая занималась земледелием. Другая вместе со скотом

откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные, как правило,

неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса. В

стаде было много крупного рогатого скота. Конечно, в жизни все было сложнее и

существовало множество отклонений от этих видов скотоводческого хозяйства и

накладывало отпечаток на жизнь населения разных регионов и районов

Казахстана.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотовод­ства саков. По

костным материалам из раскопок Центрального Казахстана установлены два вида

лошадей. Это низкорослая тол­стоногая с массивной головой и туловищем лошадь

и рослая стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники.

На материалах останков 86 коней из раскопок Пазырыкских курганов на Алтае

удалось выделить четыре вида лошадей. Наибо­лее крупные, резвые лошади

появились в результате селекции. Эти лошади использовались вождями и знатными

воинами.

В выведении новых пород лошадей участвовали и знаменитые породистые кони

соседних территорий, славившиеся своими скаку­нами — Ферганы, Бактрии,

Парфии. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же в

случае смерти хозяина сопровождали его в «потусторонний мир».

Одним из важнейших видов домашних животных у кочевников были овцы, дававшие

мясо, шерсть, молоко и шкуры. Раскопки показывают, что были распространены

крупные животные с силь­но выраженной горбоносостью. Они были близки

современной породе казахских курдючных овец.

Наряду с овцеводством у саков было развито верблюдоводство, в первую очередь,

в степных и полупустынных районах Западного и . Южного Казахстана. Верблюд

использовался как верховое, так и вьючное животное, он давал шерсть, мясо и

молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались

под открытым небом. До недавнего времени было распространено мнение о том,

что начиная с эпохи ранних кочевников крупный рогатый скот не играл заметной

роли в хозяйстве. Объяснялось это тем, что для коров необходимы большие

работы по заготовке кормов на зиму, поскольку в отличие от лошадей и овец они

не могут круглый год обходиться подножным кормом. Однако кочев­никам удалось

вывести такую породу крупного рогатого скота, которая круглый год содержалась

на пастбище. Такую приспособ­ленную к кочевой жизни породу отличала

сравнительно низкая продуктивность, малый живой вес, неприхотливость в пище и

густой шерстный покров, спасающий от холодов.

Земледение и ирригация. Посевы на зимовках давали сакам растительную

пищу. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с

сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабищ-мулла, Баланды посевы орошались с

помощью каналов.

Ремесла и торговля. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы

и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем

бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться уже известные

месторождения желе­за, меди, олова, свинца, серебра, золота. Приблизительные

подсче­ты специалистов показывают огромные масштабы горнорудных разработок.

Так, в Имантауском месторождении извлечено 3 млн. пудов медной руды, а из

Джезказганского и Успенского — соответ­ственно 10000 и 20000 тыс., причем

большая часть добычи прихо­дится на сакское время.

Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники

ч»

стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и

жертвенники, многие из которых являются замеча­тельными произведениями

искусства. Для отливки изделий ис­пользовались формы, сделанные из камня,

глины.

Особенно многочисленны находки сакских котлов и жертвенни­ков на территории

Семиречья — в Илийской долине и Прииссык-кулье. Котлы сферической формы, на

сферическом поддоне или на ножках, которые зачастую оформлялись в виде ног

животных. Ручки котлов петлевидные, а у некоторых края украшены прото-мами

животных. Так, один из котлов, найденный вблизи Алматы, был украшен протомами

крылатых горных козлов.

Жертвенники представляют собой квадратные либо круглые столикообразные с

бортиком подносы на ножках или ножке. Размеры их различные — от больших

«столов» до компактных изделий.

Уникальный по своей композиции жертвенник был найден на территории Алматы, на

месте бывшего святилища, от которого сохранилась круглая глиняная платформа с

остатками кострищ, слоем золы, перемешанной с костями животных и керамикой.

На конусовидной подставке находилось круглое блюдо, украшенное по краю 15

фигурками быков. На блюде укреплена фигурка конного лучника, повернутого

вполоборота к быкам и стреляющего в них из лука, рядом вертикальная трубочка

для фитиля. Возможно, всадник изображает Митру — «владыку рогатого скота»,

«угоняю­щего быков». Рядом с Алматы был найден еще один широко известный

специалистам бронзовый жертвенный стол, известный под названием

«Семиреченский алтарь». Он имеет прямоугольную форму с бортиком и ручками для

переноски. Сам поднос поставлен на. четыре короткие ножки в виде ног

копытного животного. По краю стола «идут» фигурки крылатых хищников.

Жертвенники-светильники, видимо, были связаны с культом огня, а также в

комплексе с котлами (как правило, их находят вместе с котлами) использовались

во время празднеств, связанных с весенними и осенними праздниками,

проводившимися по случаю начала кочевий на летние пастбища или окончания

летнего сезона, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов спускались

с альпийских лугов в предгорья. Именно в предгорьях, в красивых долинах

проводились такие празднества, на которых в котлах готовили угощение, а в

святилищах, украшенных жертвен­никами и светильниками, приносили жертвы

богам.

Торговля. В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии

началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и

Востока, Средиземноморье и Китай.

В середине 1 тыс. до н. э. начал функционировать степной путь, по которому

доставлялись, престижные товары в степную зону по 40 параллели и, начинаясь в

большой излучине Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая,

степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков.

По описаниям Геродота, степной путь шел из Причерноморья к берегам Дона,

затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай в

страну аргиппиев, населявших район верхнего Иртыша, а оттуда — в Монголию и

Китай.

На значительном протяжении этот путь проходил через Казахстан. По нему к

сакам попадали китайский шелк и иранские ковры, остатки которых были

обнаружены при раскопках Пазы-рыских курганов на Алтае.

Общество саков. Вопрос о том, как было организовано сакское общество, до

сих пор вызывает споры ученых.

В письменных источниках мало сведений о том, какие группы людей по своему

имущественному положению, характеру занятий, по своей роли входили в сакское

общество.

Только римский историк Квинт Курций Руф пересказывает легенду о том, что у

саков есть волшебные небесные дары: плуг и ярмо (хомут) для земледельцев,

копье и стрела — для воинов, чаша — для жрецов.

Исходя из этого, в сакском обществе можно выделить три группы населения:

воинов (древнее индоиранское название воина «ратайштар» — «стоящие на

колеснице»); сословие жрецов, атри­бутами которых была жертвенная чаша и

особый головной убор, и сословие саков-общинников, «восьминогих», т. е.

имеющих двух волов для запряжки в плуг. Каждому из названных сословий

соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и

золотисто-красные, жрецам — белый, общинни­кам — желтый и синий.

Особо следует остановиться на фигурах вождей и царей. Скорее всего, вожди

сакских племен были представителями воинского сословия. Греки называли их

басилевсами — царями. Атрибутами воинов и царей были лук со стрелами. Свой

лук царь передавал сыну и наследнику, поэтому лук и стрелы клали в могилы

воинов и царей. Умение виртуозно владеть луком должно было быть преро­гативой

царя. Не случайно стрельба из лука и умение точно поражать цель проверялись

на всевозможных празднествах, а самый меткий стрелок по древней традиции

получал на время таких празднеств право повелевать людьми.

В то же время царь проводил первую борозду на весенней пахоте, он же был по

традиции и воспитанником пастуха, что демонстрировало его связь с народом. Царь

принадлежал к сосло­вию воинов, он же был и избранником богов, посредником

между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его

физической мощи и духовной энергии зависело благососто­яние народа. Он был

воплощением всех слоев народа6.

Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на сословия,

или группы. Это заметно, прежде всего, по разнице в размерах погребальных

курганов. В могильнике Бесша-тыр особенно четко видна принадлежность огромных

курганов — вождям, средних — воинам и мелких — рядовым общинникам. В центре

могильника Уйгарак находились большие курганы вождей и знатных воинов с

богатым набором вооружения — луками, стрелами, топорами, клевцами. В

восточной части располагались захоронения жриц с каменными жертвенниками,

зеркалами и

кусками охры и в западной части — бедные могилы рядовых общинников. Вместе с

находками сакской письменности в кургане Иссык это свидетельствует о

существовании у саков раннеклассо­вого общества и, видимо, государства7

.

§ 3. Искусство и мифология

Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с

искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая

эпохи Чжоу и Хань — с другой8.

В науке существуют разнообразные предположения относитель­но места и времени

формирования сакского искусства «звериного стиля».

Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые

образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле

пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы

орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако,

как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к

луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.

Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современно­го Ирана

стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился

ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и

появились новые сюжеты в искусстве.

В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту,

восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые

черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана,

которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки

с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов. После

разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с

собой многие образцы изобразительно­го творчества.

При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и

высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные

конструкции: в центре находил­ся сруб из огромных бревен лиственницы

размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м.

В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще

нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно

последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены

срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще

многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана. Все

кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.

Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов:

самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры

или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки

кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а

найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это

позволяет предположить, что сакский звериный стиль появил­ся в азиатских

степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки. Уже в эпоху

бронзы местные мастера изготавли­вали фигурки животных. Известны наскальные

рисунки, изобража­ющие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н.

э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звери­ным стилем».

Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с

которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно

тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти

образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран,

верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только

украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники

были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные

по изяществу, композиционно­му построению изделия из золота, серебра, бирюзы,

которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это

гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвес­ками из граната

и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.

Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по

материалам которого удалось получить пред­ставление об одежде знатных саков,

украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.

В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом

фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и

резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда,

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты