— один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из
лучей.
На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет
ножнах. Меч железный, он имеет серповидное навершие ручки. Слева подвешен
кинжал-акинак. На железном его клинке посередине из золота выполнено
изображение извивающихся змей. Ножны кинжала украшены накладными
пластинками, одна с изображением коня, другая — оленя. Датируется курган
Иссык IV в. до н. э.
Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по
раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников Уйгарак и Южный
Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VII—V вв. до н.
э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных
сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри
легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд
трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах5
.
Похороненные в могильнике Уйгарак принадлежали к верхушке саков-массагетов.
При раскопках обнаружен многочисленный погребальный инвентарь: лепная
глиняная посуда и керамика, сделанная на гончарном круге южного
происхождения, каменные жертвенники и оселки — точильные камни. В одном
захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, украшенных бляхами в
виде волков, остатки конской узды — удила с псалиями.
Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки с
изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных птиц.
Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение между двумя
культурными ареалами — европейским и сибирским.
Культура массагетов достигла своего расцвета в середине I тыс. до н. э. Это
было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и
культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время
высокого уровня. Под
влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К их
числу относятся открытые археологами городища Чирик-Рабад и поселение Бабиш-
мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним обнаружены
остатки древней ирригации. В планировке, фортификации этих населенных пунктов
прослеживаются традиции оседлой культуры древнего Хорезма.
§ 2. Хозяйство и общество саков
С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств,
господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием.
Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них:
«не земледельцы они, а кочевники», или определяют эту жизнь формулой:
«Перекочевывают с места на место, смотря по приволью, воде и траве». На
самом деле форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями,
близостью к городским центрам и торговым путям.
Изучение скотоводства у народов мира показало, что оно имело множество
вариантов — от кочевого до пастушеского (отгонного). Кочевое скотоводство,
для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние
пастбища, было присуще Западному, отчасти Центральному Казахстану. В случае
кочевого скотоводства весь род и все племя со своими стадами и пожитками
передвигались на большие расстояния как в меридиональном, так и в широтном
направлениях. Мужчины ехали на лошадях, женщины, дети и старики в повозках,
крытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных
в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по
берегам рек и озер, в местах, которые не продувал ветер, и где сохранялся
подножный корм для скота.
Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у кочевников
были лошадь, овца и верблюд — наиболее приспособленные для дальних кочевий.
Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и
летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках
строились жилища — землянки и полуземлянки. Часто на зимниках, на лето
оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливая
на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в
Восточном Казахстане, в Семиречье, в ряде районов Центрального и Западного
Казахстана.
Третий вид скотоводства — оседлый — предусматривал постоянную оседлость
части населения, которая занималась земледелием. Другая вместе со скотом
откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные, как правило,
неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса. В
стаде было много крупного рогатого скота. Конечно, в жизни все было сложнее и
существовало множество отклонений от этих видов скотоводческого хозяйства и
накладывало отпечаток на жизнь населения разных регионов и районов
Казахстана.
Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. По
костным материалам из раскопок Центрального Казахстана установлены два вида
лошадей. Это низкорослая толстоногая с массивной головой и туловищем лошадь
и рослая стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники.
На материалах останков 86 коней из раскопок Пазырыкских курганов на Алтае
удалось выделить четыре вида лошадей. Наиболее крупные, резвые лошади
появились в результате селекции. Эти лошади использовались вождями и знатными
воинами.
В выведении новых пород лошадей участвовали и знаменитые породистые кони
соседних территорий, славившиеся своими скакунами — Ферганы, Бактрии,
Парфии. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же в
случае смерти хозяина сопровождали его в «потусторонний мир».
Одним из важнейших видов домашних животных у кочевников были овцы, дававшие
мясо, шерсть, молоко и шкуры. Раскопки показывают, что были распространены
крупные животные с сильно выраженной горбоносостью. Они были близки
современной породе казахских курдючных овец.
Наряду с овцеводством у саков было развито верблюдоводство, в первую очередь,
в степных и полупустынных районах Западного и . Южного Казахстана. Верблюд
использовался как верховое, так и вьючное животное, он давал шерсть, мясо и
молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались
под открытым небом. До недавнего времени было распространено мнение о том,
что начиная с эпохи ранних кочевников крупный рогатый скот не играл заметной
роли в хозяйстве. Объяснялось это тем, что для коров необходимы большие
работы по заготовке кормов на зиму, поскольку в отличие от лошадей и овец они
не могут круглый год обходиться подножным кормом. Однако кочевникам удалось
вывести такую породу крупного рогатого скота, которая круглый год содержалась
на пастбище. Такую приспособленную к кочевой жизни породу отличала
сравнительно низкая продуктивность, малый живой вес, неприхотливость в пище и
густой шерстный покров, спасающий от холодов.
Земледение и ирригация. Посевы на зимовках давали сакам растительную
пищу. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с
сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабищ-мулла, Баланды посевы орошались с
помощью каналов.
Ремесла и торговля. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы
и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем
бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться уже известные
месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота. Приблизительные
подсчеты специалистов показывают огромные масштабы горнорудных разработок.
Так, в Имантауском месторождении извлечено 3 млн. пудов медной руды, а из
Джезказганского и Успенского — соответственно 10000 и 20000 тыс., причем
большая часть добычи приходится на сакское время.
Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники
ч»
стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и
жертвенники, многие из которых являются замечательными произведениями
искусства. Для отливки изделий использовались формы, сделанные из камня,
глины.
Особенно многочисленны находки сакских котлов и жертвенников на территории
Семиречья — в Илийской долине и Прииссык-кулье. Котлы сферической формы, на
сферическом поддоне или на ножках, которые зачастую оформлялись в виде ног
животных. Ручки котлов петлевидные, а у некоторых края украшены прото-мами
животных. Так, один из котлов, найденный вблизи Алматы, был украшен протомами
крылатых горных козлов.
Жертвенники представляют собой квадратные либо круглые столикообразные с
бортиком подносы на ножках или ножке. Размеры их различные — от больших
«столов» до компактных изделий.
Уникальный по своей композиции жертвенник был найден на территории Алматы, на
месте бывшего святилища, от которого сохранилась круглая глиняная платформа с
остатками кострищ, слоем золы, перемешанной с костями животных и керамикой.
На конусовидной подставке находилось круглое блюдо, украшенное по краю 15
фигурками быков. На блюде укреплена фигурка конного лучника, повернутого
вполоборота к быкам и стреляющего в них из лука, рядом вертикальная трубочка
для фитиля. Возможно, всадник изображает Митру — «владыку рогатого скота»,
«угоняющего быков». Рядом с Алматы был найден еще один широко известный
специалистам бронзовый жертвенный стол, известный под названием
«Семиреченский алтарь». Он имеет прямоугольную форму с бортиком и ручками для
переноски. Сам поднос поставлен на. четыре короткие ножки в виде ног
копытного животного. По краю стола «идут» фигурки крылатых хищников.
Жертвенники-светильники, видимо, были связаны с культом огня, а также в
комплексе с котлами (как правило, их находят вместе с котлами) использовались
во время празднеств, связанных с весенними и осенними праздниками,
проводившимися по случаю начала кочевий на летние пастбища или окончания
летнего сезона, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов спускались
с альпийских лугов в предгорья. Именно в предгорьях, в красивых долинах
проводились такие празднества, на которых в котлах готовили угощение, а в
святилищах, украшенных жертвенниками и светильниками, приносили жертвы
богам.
Торговля. В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии
началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и
Востока, Средиземноморье и Китай.
В середине 1 тыс. до н. э. начал функционировать степной путь, по которому
доставлялись, престижные товары в степную зону по 40 параллели и, начинаясь в
большой излучине Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая,
степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков.
По описаниям Геродота, степной путь шел из Причерноморья к берегам Дона,
затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай в
страну аргиппиев, населявших район верхнего Иртыша, а оттуда — в Монголию и
Китай.
На значительном протяжении этот путь проходил через Казахстан. По нему к
сакам попадали китайский шелк и иранские ковры, остатки которых были
обнаружены при раскопках Пазы-рыских курганов на Алтае.
Общество саков. Вопрос о том, как было организовано сакское общество, до
сих пор вызывает споры ученых.
В письменных источниках мало сведений о том, какие группы людей по своему
имущественному положению, характеру занятий, по своей роли входили в сакское
общество.
Только римский историк Квинт Курций Руф пересказывает легенду о том, что у
саков есть волшебные небесные дары: плуг и ярмо (хомут) для земледельцев,
копье и стрела — для воинов, чаша — для жрецов.
Исходя из этого, в сакском обществе можно выделить три группы населения:
воинов (древнее индоиранское название воина «ратайштар» — «стоящие на
колеснице»); сословие жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и
особый головной убор, и сословие саков-общинников, «восьминогих», т. е.
имеющих двух волов для запряжки в плуг. Каждому из названных сословий
соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и
золотисто-красные, жрецам — белый, общинникам — желтый и синий.
Особо следует остановиться на фигурах вождей и царей. Скорее всего, вожди
сакских племен были представителями воинского сословия. Греки называли их
басилевсами — царями. Атрибутами воинов и царей были лук со стрелами. Свой
лук царь передавал сыну и наследнику, поэтому лук и стрелы клали в могилы
воинов и царей. Умение виртуозно владеть луком должно было быть прерогативой
царя. Не случайно стрельба из лука и умение точно поражать цель проверялись
на всевозможных празднествах, а самый меткий стрелок по древней традиции
получал на время таких празднеств право повелевать людьми.
В то же время царь проводил первую борозду на весенней пахоте, он же был по
традиции и воспитанником пастуха, что демонстрировало его связь с народом. Царь
принадлежал к сословию воинов, он же был и избранником богов, посредником
между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его
физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был
воплощением всех слоев народа6.
Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на сословия,
или группы. Это заметно, прежде всего, по разнице в размерах погребальных
курганов. В могильнике Бесша-тыр особенно четко видна принадлежность огромных
курганов — вождям, средних — воинам и мелких — рядовым общинникам. В центре
могильника Уйгарак находились большие курганы вождей и знатных воинов с
богатым набором вооружения — луками, стрелами, топорами, клевцами. В
восточной части располагались захоронения жриц с каменными жертвенниками,
зеркалами и
кусками охры и в западной части — бедные могилы рядовых общинников. Вместе с
находками сакской письменности в кургане Иссык это свидетельствует о
существовании у саков раннеклассового общества и, видимо, государства7
.
§ 3. Искусство и мифология
Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с
искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая
эпохи Чжоу и Хань — с другой8.
В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени
формирования сакского искусства «звериного стиля».
Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые
образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле
пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы
орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако,
как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к
луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.
Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана
стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился
ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и
появились новые сюжеты в искусстве.
В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту,
восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые
черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана,
которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки
с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов. После
разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с
собой многие образцы изобразительного творчества.
При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и
высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные
конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы
размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м.
В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще
нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно
последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены
срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще
многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана. Все
кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.
Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов:
самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры
или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки
кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а
найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это
позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских
степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки. Уже в эпоху
бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные
рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н.
э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».
Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с
которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно
тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти
образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран,
верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только
украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники
были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные
по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы,
которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это
гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната
и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.
Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по
материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков,
украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.
В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом
фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и
резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда,