Лекция: Лекции по истории экономических учений

"Устав о холопах". Условия для превращения в раба:

- купля холопа при свидетелях, хотя бы за пол-гривны и отдача денег при самом

холопе;

- женитьба на рабе без всякого условия (если с условиями, то на тех правах,

на которых было условлено);

- поступление на тиуны (домашнюю челядь) или ключники без условия;

- закуп, ушедший от господина и не доказавший, что ходил искать управы на

хозяина.

Нельзя обращать в холопство ни за прокорм, ни за предметы домашнего обихода.

Если, не дослужив до срока, работник хочет уйти, не ставить ему это в вину,

только пусть возвратит хозяину деньги. Уголовная ответственность за оказание

помощи беглому холопу и вознаграждение за поимку беглеца.

В.О.Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по существу "уложение о

капитале". "Капитал,- писал он,- служит предметом особенно напряженного

внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека рассматривается

как орудие капитала, можно сказать, что капитал- это самая привилегированная

особа в "Правде Русской"." В "Правде Русской" изложена политика Киевского

государства.

"Приметим,- пишет Карамзин,- что древние свободные Россияне не терпели

никаких телесных наказаний, виновник платил или жизнью или вольностью, или

деньгами - они изъявляют какое-то удивительное , кратки, грубы, но достойны

людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти".

ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ И.ПЕРЕСВЕТОВА (XVI в.)

Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из его же

сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве на

Куликовском поле. И.Пересветов, будучи подданным польского короля, с

разрешения последнего находился на "дворянской службе" у угорского

(венгерского) короля, у короля чешского, у молдавского господаря Петра.

В конце 30-х годов XVI века "Ивашко Семенов сын Пересветова" прибыл из Литвы

в Москву "желая служить московскому государю". Пересветов был принят на

службу и получил от царя поместье ("двор"). Поместье оказалося "пусто",

средства из других стран были истрачены, от "обид и волокиты" сильных людей,

он очутился в большой нужде "и бос, и пеш". Не раз пытался обратиться к царю

с просьбой оказать ему помощь. Дальнейшая судьба неизвестна.

Написал ряд небольших произведений предназначенных для Ивана IV: "Сказание о

царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-султане",

"Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549 гг.).

Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и

предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей и

писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику

Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые,

разумные, с точки зрения Пересветова мероприятия рекомендуются им в форме

положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателя

Константинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавского

господаря), философов и докторов.

Идеолог дворянства. Основная идея - ослабление бояр, усиление царской власти,

опора на дворян, "воинников".

1. Господство "вельмож". "Вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют,

царство оскужают, и тем самым они слуги ему называются, что цветно, и конно,

и людно выезжают на службу его (царя), а крепко за веру христианскую не стоят

и люто против недруга смертною игрою не играют, тем богу лгут и государю".

Правление вельмож, их произвол, обогащение- главная причина гибели Византии.

2. Царь не должен давать воли вельможам, быть надо грозным, ибо без грозы

нельзя держать царства. Вельможи, которые приблизились к царю не мудростью

своей, не воинской заслугой "подобит огнем жещи и иные лютые смерти им

давати, чтобы зла не множилось".

3. Необходимость иметь большое и сильное войско, опираться на "воинников",

служивых дворян. "Воинниками царь силен и славен".

"Воина держати, как сокола чередити (лелеять) и всегды ему сердце веселити, а

ни в чем ему кручины не допускати". Царь должен приближать к себе и возвышать

людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам, по их заслугам, хотя

бы эти люди были незнатного происхождения.

(Исторический процесс централизации государства --> усиление самодержавия

--> усиление государства, его вмешательство в экономическую жизнь страны.

Ослабление крупных дворян- феодалов, как причины феодальной войны. Создание

нового класса для опоры- "воинников"- дворян.)

4. Устранение управления через наместников. Замена неправдивого, продажного

суда наместников- честными царскими судьями с казенным жалованием. Пример

Магмет-салтана, который "велел со всего царства все доходы себе в казну

имати, а никому ни в котором граде наместничества не дал вельможам своим, для

того, чтобы не прельщалися неправдою судити, и оброчил вельмож своих из казны

своей, кто чего достоин и дал суд во все царство, и велел присуд имати себе в

казну, для того, чтобы судьи не прельщалися и неправды бы не судили".

Предложения Пересветова отвечали потребностям русского феодального

централизованного государства. Всего лишь через несколько лет, "кормления" в

России были отменены.

5. О купечестве, торговле - узко дворянские интересы. Оградить "воинников" от

алчности купцов, установить государственную регламентацию цен на товары. В

Царьграде - " оскуднели и обнищели, а мытари богатели", "суд был неправеден,

а торговля - нечиста".

У Магмет-салтана: "великую правду в царство свое ввел, и купцем куплею

уставил". "Цена была бы всему уставлена", "по цареву указу".

6. Против рабства-холопства.

О рабстве: "бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел быть

владыкою, а не рабом", "кто записывает людей в работу вовеки, прельщают,

дъяволу угождают".

О холопстве: Царь должен иметь сильное войско. Холопы служат вельможам. Холоп

не может быть храбрым воином. "В котором царстве люди порабощены, и в том

царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо

человек срама не боится, а чести не добывает, хотя силен или не силен, и

речет так: однако если холоп, иного имени мне не прибудет".

Пересветов советует сжечь кабальные книги. Царским судебником 1550 года, было

запрещено превращать дворян в холопов.

7. Внешняя политика. Предложение (совет) покорить Казанское царство. "Землица

весьма угодная", подобная "подрайской земле угодьем великим". Эта часть

программы Ивана Семеновича Пересветова вскоре получила свое осуществление:

после завоевания казанского царства земли его были разданы русским помещикам.

Это теоретическое обоснование той политики, что вскоре начал осуществлять

Иван Грозный.

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Европы

происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием

мануфактур. Великие географические открытия ускорили этот процесс, сделав

торговлю всемирной. Средневековый купец вырвался на просторы океана и

освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний ускорило

накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал

благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала,

лишение средств производства основной массы населения, возникновение

мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс

работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали

эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными

противоречивыми чертами: сохранение феодальных поместий с их барщинами и

оброками, наличие городов с торговлей и промышленными цехами, зависимые

крестьяне и свободные горожане, аристократы и буржуа, лишенные средств

существования бывшие крестьяне, церковь, сохранение королевской власти и

первые ограниченные монархии. Все эти противоречия и отражаются в

экономической мысли позднего средневековья.

Выделяются два основных направления, отражающие новые исторические условия:

1. Меркантилизм (от итальянского мерканто - торговля), который пытается

решить проблемы первоначального накопления капитала, и объясняет, что удачнее

всего это получается у купеческо-торгового капитала.

2. Социальные утопии, пытающиеся найти новые пути экономического развития и

выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития капитализма

крестьянства.

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ

Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве от

реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы проектов.

"Утопос" - с греческого "несуществующее место".

Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего феодализма

и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой доставляли

страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм душили

крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал

обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он

пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них

капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и

антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

Классической страной зарождения капитализма становится Англия. В связи с

развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в

сырье, что повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение пашен

в пастбища. Милорды расширили практику "огораживания"- захвата и огораживания

общинных земель, в которые входили исконные крестьянские наделы. Пострадали и

крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но владевшие землей по

"копиям" временно, по средневековым документам, продление которых полностью

зависело от лендлорда. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано

со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла

обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о

бродяжничестве, которые получили в истории название "кровавого

законодательства". Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур

крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма.

Всякий кто по тогдашним законам признавался "бродягой", подвергался

истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении -

смертной казни.

В таких условиях возникает утопическое учение, основоположником которого стал

Томас Мор. Он происходит из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона.

Две возможные даты рождения: 6 февраля 1477 г. или 7 февраля 1478 года. Стал

видным королевским судьей, получил прекрасное университетское образование,

знаток античной литературы и философии, в 1259 году стал лорд-канцлером. В

1535 году Мор казнен по ложному обвинению в государственной измене.

Главным творением Томаса Мора стала его "Весьма полезная, а также

занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и

новом острове Утопия" (1516 год).

В ней прослеживается влияние "Государства" Платона, т.е. I варианта

"идеального государства", в особенности идеи уничтожения частной

собственности и общности имущества.

Основное содержание первой книги "Утопии" составляет критика социальных и

политических порядков. Вторая посвящена описанию идеального устройства

Утопии.

1. Указывает на конкретные причины, порождающие социальную несправедливость.

Что препятствует тому, чтобы каждый был удачлив в жизни?

"Существует большое число знатных, которые не только сами живут в праздности,

будто трутни, трудами других, например держателей своих земель; они так же

окружили себя огромной толпой праздных слуг, которые никогда не выучились

никакому способу сыскать себе пропитание".

2. Гнев Мора обрушивается на дворян проводящих огораживание. "Эти ненасытные

обжоры вышвыривают держателей с полей и окружают несколько тысяч югеров

единым забором". Выступает против капиталистического предпринимательства:

"Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят

стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и

опустошают поля, дома и города".

3. Главной причиной социальных бедствий считает частную собственность.

"Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там

едва ли будет когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось

справедливо или счастливо." Он призывает к отмене частной собственности.

4. Симпатии автора "Утопии" на стороне трудящихся: "... людей скромных,

простых и приносящих своим повседневным трудом обществу добра более, чем

самим себе".

Когда Мор перешел ко второй части своей книги, к изображению идеального

общественного строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую

логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из

рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове

"Утопия".

1. Общественная собственность обязывает всех людей трудиться. Ликвидация

паразитизма ("праздных надобно изгонять из государства") и привлечение всех к

труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение

материальных нужд.

(Все граждане выезжают на два года в деревни поочередно, для с/хозяйственного

труда). Постоянным делом каждого взрослого жителя должно быть то или иное

ремесло. (В Англии рабочее законодательство XIV-XV в. установило

продолжительность рабочего дня: с 5-ти часов утра, и до 18-ти часов вечера.)

Утопийцы отводят для работы всего 6 часов- остальное время изучение наук,

занятия музыкой, и т.д.

2. Материальное изобилие позволит перейти к распределениям по потребностям и

сделает излишним денежное обращение, "из золота- сосуды для нечистот". Но

было бы невозможно изобилие на основе ремесленного труда, свободное общество

не приемлет принуждения к труду. Мор поясняет, что изобилие будет построено

на добровольном самоограничении людей. Жители Утопии одеваются скромно, они

равнодушны к нарядам. Важна одна цель насколько позволяют общественные нужды,

избавить всех граждан от те лесного рабства (физического труда) - в Англии,

подневольный труд, как проклятие божье. Т.е. ограничить потребности, чтобы

ограничить время труда.

3. Предлагает сохранить цеховые отношения, как более справедливые по

сравнению с надвигающимся капитализмом: хозяин - наемный рабочий.

4. Принципом равенства и справедливости противоречит существование в Утопии

рабства. Рабы нужны утопийцам для того, чтобы избавить граждан от тяжелого и

грязного труда- убой скота, ремонт дорог. Рабство служит мерой наказания за

уголовные преступления, и средством трудового воспитания. (Рабство за

преступления, которые в Европе караются смертью).

5. Религия в Утопии очищена от всего, что противоречит разуму- суеверий,

вымыслов, басен; против католической церкви.

ИТОГ: Идеализм Мора: Уничтожение частной собственности и переход к обществу

справедливости посредством разумных реформ просвещенного правителя. Восстания

же народа не приносят ничего, кроме вреда.

ТОМАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639 гг.)

"Город Солнца", 1602 год. (Жители города исповедуют культ бога Солнца, отсюда

и название.)

1 . Сама частная собственность порождает самолюбие, лицемерие, скряжничество

и грабительство, а нищета делает людей негодяями, ворами, отверженными.

Ссылается на то, что из 70-ти тысяч жителей Неаполя только 10-15 работают,

"погибая от непосильной и непрерывной работы". Поэтому он проектирует полное

уничтожение частной собственности.

2. Общество будущего - совокупность с/хозяйственных общин, ремесло имеет

второстепенное значение, а торговля "не в ходу" и допускается только у

городских ворот, т.е. хозяйство натуральное.

3. Все будут работать, исчезнет паразитизм, рабочее время сократится до 4-х

часов.

4. Отрицание рабства- пленных продавать или использовать на работах вне

города (т.е. полностью без рабства не обойтись).

5. Даже потребление должно стать общественным.

Но как перейти к новому строю, он не знал, и лишь описывал вероятное

устройство "Города Солнца".

6. Роль государства очень велика - распределяет между гражданами работу,

управляет хозяйственной деятельностью, ведает распределением, организует

общественное питание граждан.

7. Отрицает семью, ибо считает, что частная собственность неразрывно связана

с ней и порождается тем, что люди имеют свои семейные очаги. Воспитание детей

- общественное.

МЕРКАНТИЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕРКАНТИЛИЗМА

Само слово- меркантилизм- от итальянского мерканто- торговля, т.е. учение о

выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней и внутренней

торговле.

Меркантилизм наиболее ярко отразил новейшие сдвиги в экономической жизни

Европы XVI-XVII веков- интересы зарождавшегося и становившегося все более

влиятельным класса буржуазии- обедневших аристократов или разбогатевших

цеховых мастеров, т.е. тех, кто имел небольшой капитал и огромное желание его

приумножить. Перед меркантилизмом стоят проблемы:

1. первоначального накопления капитала;

2. политики в колониях;

3. внешней торговли.

Меркантилизм - политика накопления денег, протекционизм, государственная

регламентация. Меркантилизм был экономической платформой европейской

буржуазии, он идеализирует золото, обоготворяет его.

Меркантилизм характеризовался следующими чертами:

1. Деньги как абсолютная форма богатства.

2. Предмет исследования - исключительно сфера обращения.

3. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме прибыли от

внешней торговли, или от непосредственной добычи драгоценных металлов.

Меркантилизм- экономическое обоснование политики абсолютистского государства,

поскольку последнее нуждается в едином рычаге управления, которым являются

деньги.

ОСОБЕННОСТИ МЕРКАНТИЛИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕИ

1. Национальный характер меркантильной системы. Национальный характер зависит

от того, что ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в

национальных рамках, и во многом зависело от государственной власти.

2. Немногочисленность теоретических изысканий, основной упор делается на

разработку конкретных практических рекомендаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты