Лекция: Лекции по истории экономических учений

составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.)

и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману

мифическому прародителю людей.

1. Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения

человека в раба: плен; содержание или рождение в доме господина; покупка;

дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось долговое

рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более

низкой касты". Рабство выдается за социальную систему, установленную самим

богом.

В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из своих

уст брахмана, рук- кшатрия, бедер- вайшью, а из ступней шудру, установив

обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам (древнейшие

молитвы, религиозные гимны, магические заклинания), раздачу милостыни;

кшатриям- охрану подданных; вайшиям- пастьбу скота, торговлю и

ростовщичество; а для шудры- только одно занятие - "обслуживание этих каст со

смирением".

Царь призывался ревностно заставлять вайшью и шудру выполнять свой долг,

потому что они "избегая своих обязанностей, потрясают этот мир". Социальные

функции царя определялись очень точно, подчеркивалось, что без царских кар

"более сильные изжарили бы более слабых", "и не стало бы ни у кого

собственности", а "низшие заняли бы место высших", таким образом "все касты

были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное

восстание". Зато там, где действуют наказания "подданные не возмущаются". В

поучении царю говорилось, что пусть он "подчиняет себе живое именно силой" и,

подобно волку, вырывает добычу.

Экономическая мысль Индии ставила вопрос о государстве. Она допускала самое

широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. На царя возлагалось

дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного

населения, поощрение иммиграции иностранцев, строительство колодцев и

резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства,

садоводства. Характерно, что купцы описывались как мошенники, и государю

рекомендовалось пресекать вред, который наносят стране "Воры не носящие

названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие

мошенники". Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно

выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары.

Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это

показывает, что начали ослабляться натуральнохозяйственные мотивы, хотя они и

продолжали доминировать.

ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕГО КИТАЯ. УЧЕHИЯ КОHФУЦИЯ И ЛЕГГИСТОВ

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль

Китая. Он оказался родиной многих экономических идей. Экономические

противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводили к целому ряду

реформ и даже политических переворотов. Основные проблемы экономической

мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), проблема

государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства и общины, вопросы

финансовой политики, торговли.

VI-V вв. до н.э. появилась школа экономической мысли, основателем которой был

Кун Фу-Цзы, или Кунфуций (551-479 гг. до н.э.), сановник при дворе одного из

князей. Он изложил свое учение в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"),

защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати. По его

мнению каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои

обязанности в отношении семьи, государства, человечества. Идеализируя

старину, он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению

общинно-патриархальных отношений. Но им не осуждалось и рабство.

Конфуций утверждал, что середина во всем и составляет добродетель. Его

взгляды были достаточно противоречивы, но очень характерны для периода

разложения общинного строя и формирования рабовладельческого государства.

Конфуций спорит о первом и боится последнего, но он связан с аристократией,

которая заинтересована в рабовладении и поэтому он призывает к покорности

судьбе, смирению, выполнению долга, чинопочитанию.

В общине все равны имущественно. Конфуций допускал накопление богатства, но

не в ущерб основной массе населения и в рамках устойчивого порядка. Им

осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалась умеренность потребления,

относительная равномерность распределения богатства, хотя он и не был

сторонником равенства. Задача князя усматривалась в обогащении народа, так

как это будет означать обогащение государя. Во главу всего ставилась

добродетель и подчеркивался неустойчивый характер богатств, присвоенных

нечестными методами. В одном из сочинений приписываемых Конфуцию ("Ли-цзи"-

"Книга о ритуале") развивалась идея "великого пути", ведущего к водворению

правды, мира, всеобщего благополучия, исчезновению эгоизма, воровства,

разбоя. В таких условиях люди не будут запирать ворота, прятать имущество и

будут работать только на себя. Огромное значение он придавал росту населения

в увеличении материального богатства. Конфуцию приписывается изречение, что

если будет население, то будет земля и появится богатство. Значит в

экономических воззрениях Конфуция имелись элементы социальных утопий. Он

мечтал о наступлении эры всеобщего благоденствия, когда частная собственность

не будет кумиром, порождающим бедствия всякого рода (общинные иллюзии

крестьянства).

Уже в IV в. до н.э. идет острая полемика о судьбах общины, ее экономических

возможностях и недостатках.

Развивая конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.). Основные

цели - ограничить произвол богачей, уравнять крестьян, урегулировать

землепользование. Он предлагает возродить так называемую "колодезную систему"

при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать

не только свои наделы, но и надел, урожай с которого шел в пользу государства

- речь о реставрации общественного строя. Мен-цзы ставил на первое место

народ, а государей на последнее, выступал против тяжелых налогов и

квалифицировал государство, как убийцу народа, если такие налоги доводили

население до нищеты, голода и смерти. Он защищал даже право народа на

восстание. По мнению этого ревностного конфуцианца, недопустимо слишком

широкое вмешательство государства в экономическую жизнь, торговля должна быть

свободной, сбор пошлины должен быть ликвидирован, государству достаточно

десятины (общинные иллюзии).

Но вместе с тем он рекомендовал наделять сановников землей по более высоким

нормам (а взять ее можно было только у крестьянской общины), и практически

мирился с иерархией землевладения. (Переходный период порождает противоречия

экономических теорий).

Теоретическими противниками (выступающими проводниками реформ) были леггисты,

тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение

нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они

проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного

переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-

продажи земельных участков.

Крестьянские семьи обязывались делиться под угрозой взимания двойного налога,

если в них оказывалось двое и более мужчин. Отменялась отработочная форма

налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие военных

заслуг, исключались из списков знати. Люди, которые якобы "беднеют от лени",

подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный

налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой

земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос- быть

общине или рабству, и решили его в пользу последнего.

Основные идеи леггистов:

1. Сильное государство, накопление богатства только в государственной казне

(обогащение частных лиц угрожает узурпацией власти).

2. Ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и

торговле, считая правомерными лишь земледелие и военное дело. (Страх перед

торговлей, потому что она подрывает устои натурального хозяйства, отсюда-

воспевание земледелия).

3. Народ противопоставлен государству, слабость народа- сила государства.

В 81 г. до н.э. император созвал в столицу ученых и сановников для обсуждения

государственных дел. Этот съезд ученых мужей получил название "Спор об

управлении соли и железа". Торговля солью и железом находилась под прямым

контролем государства. Ученые конфуцианцы требовали отмены государственных

монополий на соль и железо, аргументируя это требование тем, что основным

принципом государства должно быть поощрение добродетели и подавление порока,

но это невозможно, когда государство начинает заниматься хозяйственными

делами.

Леггисты: монополия государства - укрепление финансов, внутреннее спокойствие

государства, преодоление власти торговцев.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Раннее рабовладельческое общество (VIII, преимущественно VII-VI вв. до н.э.).

В начале первого этапа в истории экономической мысли античной Греции нужно

выделить период формирования рабовладельческого строя. Экономический подъем

городов и образование полисов обостряли экономические противоречия Греции.

Общинный строй разлагался, крестьянское хозяйство оказалось под угрозой,

самому крестьянину угрожало порабощение.

Экономические воззрения находили свое отражение лишь в произведениях и

материалах, мало связанных с экономикой. Это относится к греческому эпосу, в

частности представленного в "Илиаде" и "Одиссее". Своеобразный культ войны,

защита натурального хозяйства (торговля еще развита слабо, и не затрагивает

основ экономики).

Более зрелый этап (VII-VI вв. до н.э.). Гесиод "Труды и дни". Оно полно

воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было

больше. Гесиод рекомендует "систему двух детей" для ограничения дробления

земельных наделов. На первом плане - постройка дома, покупка вола. Защищая

крестьянские идеалы, Геосид считает покупку рабыни в качестве погонщицы

волов- обычным правомерным делом.

Большие надежды возлагаются на труд, как источник богатства

(земледельческий). Против увеличения дохода торговлей и судоходством,

предпочтение более спокойным доходам сельскохозяйственного происхождения.

Попытки решить проблемы долгового рабства нашли свое завершение в реформах

Солона (VI в до н.э.):

1. Отказ от натурального хозяйства в пользу товарного.

2. Экономический рост городов.

3. Расширение промышленности и торговли.

4. Запрет экспорта сельскохозяйственных продуктов для облегчения

экономических позиций горожан.

5. Разрешается передача собственности (запрет от родового строя).

6. Признание рабства, но осуждение его долгового варианта.

7. Кассация долгов, отмена долговой кабалы и запрет ее в будущем.

ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС V век до н.э.( Афины) .

1. Рабство как основа производства;рабы-иноземцы.

2. Торговля, превращение в международный торговый центр.

3. Колонизация как возможность избавиться от "излишнего" населения и

получения дополнительных ресурсов.

4. Подкармливание свободного гражданства за счет рабов, военной добычи,

аграрной периферии.

5. Демократия как форма государственного устройства.

Экономическая мысль периода расцвета рабовладельческого полиса может быть

названа скорее описательной. Перикл(около 500 г. до н.э.), который правил

Афинами в течение 15 лет воспевал их как рай земной.

Кризис рабовладельческого строя породил теории, направленные на поиск выхода

из кризиса.

Рабовладение прошло три основных этапа:

I. Зарождение рабовладельческого строя (противоречия между обществом и

рабовладением; противоречия в экономической мысли).

II. Расцвет рабовладения (в экономической мысли никаких сомнений).

III. Кризис (возврат к натуральному хозяйству, натуральному способу

производства, попытка смягчить противоречия, поиск путей выхода из кризиса).

В IV в. до н.э. экономическая мысль Греции развивается в новых условиях.

Начинается кризис рабовладения:

1. Рабство - социальная опасность.

2. Пауперизация свободного населения (из за торгово-промышленного направления

экономики).

3. Неустойчивость экономической системы.

Под влиянием этих факторов формируются вопросы: не вернуться ли к земледелию

и натуральному хозяйству? ликвидация рабства невозможна, но как смягчить его

противоречия? как увеличить эффективность рабского труда? Наблюдается рецидив

натуральнохозяйственной концепции.

КСЕНОФОНТ (444-356 гг. до н.э.), современник Платона. Предшественник

Аристотеля. Написал большое количество разнообразных произведений.

Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"), время

написания неизвестно. Именно от названия этой работы произошло название науки

- экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила

ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон,

правило). В силу жизненных условий связан с господствующим классом. Служил

персидским деспотам, спартанским царями олигархам, не поладил с афинской

демократией, стал ее изгнанником. Его экономическое благополучие покоилось на

земельном пожаловании, полученном в награду из рук спартанской олигархии.

Свои экономические и политические взгляды изложил наиболее полно в

характеристике экономического строя Спарты. В небольшом сочинении

"Лакедемонское государство" Ксенофонт дал яркое описание социально-

экономического устройства Спарты - программа действий для греческих

рабовладельцев:

1. Коллективные формы рабовладения, поскольку они усиливают единство

рабовладельческой общины, нейтрализуют противоречия внутри нее.

2. Уравнительность потребления (общий стол).

3. Спартанская система физического воспитания, лагерный режим обязательный

для рабовладельцев, строгая дисциплина. (Умалчивая о существовании

террористического режима для рабов- криптиях, во время которых молодым

спартанцам разрешалось безнаказанно убивать по ночам илотов - рабов,

встреченных на дорогах).

В "Домострое" в форме диалога формулировались принципы :

1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов,

раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем

свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать

послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных,

похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения

Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и

рабами.

2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-

промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство

не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем

земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в

торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для

обогащения.

3. Идеализация сельского хозяйства, противопоставление его ремеслу: "Ремесло

задорно, его дурная слава- естественна, оно осуждает человека на сидячий

образ жизни (вредный для тела) и лишает людей солнца".

4. Понятие богатства - фонд личного потребления и средство приобретения

политических друзей.

5. "Ценность"- есть нечто хорошее" и зависит от полезности вещей. Полезные

предметы представляют ценность, вредные - нет.

6. Несмотря на явные симпатии к натуральному хозяйству, Ксенофонт с большим

интересом относился к проблеме денег. "Когда приобретено столько утвари,

сколько нужно для хозяйства, редко покупают еще"; напротив, денег никто не

имеет столько, чтобы не желать их иметь еще больше, и если у кого-нибудь они

оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее

удовольствие, чем если бы он ими пользовался". Отрицать значение денег уже

нельзя. Совет Ксенофонта: копить деньги на "черный день", а также для того,

чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак,

деньги - это сокровище, концентрированное богатство, которое всегда можно

пустить в ход. Другая функция денег состоит в том , чтобы служить средством

обращения. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали

резкое осуждение Ксенофонта.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПЛАТОНА (427-347 гг. до н.э.)

Основная задача - выход из кризиса рабовладельческого государства. Его

проекты - новое и любопытное явление в истории экономической мысли Греции.

1. Преувеличение роли государства- государство может своими предписаниями

полностью регламентировать все отношения экономической и политической жизни.

2. Сохранение классов - одни должны работать, другие - воевать, третьи -

управлять, причем положение не может изменяться.

3. Общественный строй Спарты- первичный и наиболее чистый.

Свои экономические проекты Платон дал в двух основных вариантах: "Политика"

(или "Государство") 380-370 гг. до н.э. и "Законы" (366,347 гг. до н.э.)-

период сомнений в "благости человеческой природы".

Модели идеального государства, лишенного противоречий, присущих Афинам,

строилась на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и

хозяйственными функциями.

1. Философская опора для власти греческой аристократии в высшей мудрости,

совершенной нравственности. Демос лишен и того и другого, по мнению Платона и

потому должен быть лишен права на участие в государственном управлении. Во

главе общества должны стоять философы как наиболее здравомыслящие, способные

к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на

благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий, поэтому они не имеют

частной собственности.

2. В таком же положении по отношению к собственности находится и другое

сословие - воины, чья обязанность - защищать народ. Для них устанавливаются

лагерные порядки, общий стол по Спартанскому образцу. "Стражи не должны

ослаблять свои силы взаимными ссорами из за золота, жен", поэтому нужно

сделать женщин общим достоянием, а золото- предметом презрения. Осуждение

обогащения военной касты- за это ее будет ненавидеть народ.

3. Третье сословие , к которому относятся земледельцы и ремесленники,

обязанностью которых является материальное производство необходимых всему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты