Лекция: Культура Казахстана в XVIII-XX веках

движущие силы общества — наука, передовые идеи, культура, и настанет

всенародное благоденствие.

В начале XX в. опубликовали свои первые произведения С. Сейфуллин, И.

Жансугуров, Б. Майлин, А. Ауэзов, ставшие впос­ледствии основоположниками

казахской литературы советского пе­риода.

XIX — начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкаль­ной культуры

казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова,

Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас созда-.ч1 бессмертные кюи. Вся

казахская степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mi хита, Абая, Балуан

шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов

отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы,

заклю­чало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост

социальной напряженности в обществе, желание простыхлюдей жить в мире и

благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было

посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной

создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая стала

свое­образным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А.

Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью

элементами европейской музы­кальной культуры.

В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышел первый

номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и узбекском

языках. На ее страницах печатались матери­алы о Чокане Валиханове, восстании

казахов Мангыстау 1870 г. и других событиях.

В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года

существования которого вышли 88 номеров. В 1913—1918 гг. издавалась газета

«Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Они выступали

за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение земледельческой

культурой, в то же время, не отрицая значения и места кочевничества, смело

поднимали женский и национальный вопросы, распространяли медицинские,

агрономи­ческие знания, поддержали идею созыва Всеказахского съезда.

Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Ка­зани, Оренбурге,

Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, ЧоканаВалиханова, Ибрая

Алтынсарина,АхметаБайтурсынова, Ми-рякуба Дулатова, Абубакира Диваева и

многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография «Жардем»

(«Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахском языке. До

Октябрьской революции на казахском языке было издано приблизи­тельно 700

названий книг (не считая переизданий).

Таким образом, перемены охватили все стороны культурной жиз­ни казахского

общества.

Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходи­ли до народа.

Сказывались массовая неграмотность населения, мало­численность культурно-

просветительных учреждений, колониаль­ная политика царизма.

§ 4. Материальная культура казахов. Обычаи и обряды

Жилище казахского народа — замечательный памятник матери­альной культуры.

Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь вели­чиной и конструкцией. В летнее

время казахи жили в легких перенос­ных жилищах, зимой — в постоянных теплых

помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное жилище,

изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова ( деревянная

решет­ка), сферического купола — «шанрак», радиально расположенных

жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей

кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,-

15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в.

Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутых

посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной

сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой —«жел коз». Вход в юрту,

обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двустворчатые

двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи обкладыва­лась

циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался

войлоком. От середины свода до земли юрту по­крывали туырлыки, от шанырака до

низа свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и

узорными лентами — бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми

дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных

шерстя­ных нитей.

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты,

предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым

убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались

белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты

— отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Малень­кие походные

юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на лошади. Кроме того,

были юрты, использовавшиеся как склады и другие подсобные помещения.

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, пред­назначавшихся для

военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным

жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и

покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй», состоявшие

из трех-четырех решеток — кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместитель­ные подвижные

жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей

разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты — ошак — служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное

время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для гостей и

заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа

располагались утварь и посуда, слева — конская сбруя. Направо от босага

стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской — шымылдык.

Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий

из войлока, циновок и ковров. Широко распрос­транены были войлочные ковры

текемет, войлочные ковры с аппли­кациями — сырмык, менее — тканые ковры клем.

Существовало два вид а ковров—безворсовые —такыр клем —и ворсовые—тукти клем.

Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные апплика­циями,

инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлоч­ных коробках

(шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и

соединяющих их переметной частью. Непре­менным атрибутом каждой юрты были

сундуки. Деревянные предме­ты — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов

(ке^еже) (адалба-кан) украшались художественной резьбой.

Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева,

камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли

«агаш уй», «жер уй», «кирпиш уй». Пло­щадь дома зависела от материального

состояния хозяина и состава семьи, но в целом оно было максимально

приспособлено к кочевому образу жизни.

В народном костюме казахов отразились древние традиции, свя­занные с

этническими, экономическими и климатическими услови­ями. Одежда изготавливалась

из сукна, шерстяных и шелковых тка­ней, войлока и меха. Особой ценностью у

казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя,

куницы, горнос­тая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей

назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком —

бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — барша тон. Удлиненные шубы с воротом

из шкур жеребячьих— жаргак тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски,

оставляя лишь под­шерсток, и шили шубы «кылка жаргак».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В

XV—XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов —

кебенек и халат из тонкого белого войлока

— каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из

верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат

— шапан, шившийся из шерстя­ных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и

распашного халата, женской — из туникообразного платья (койлек) и безрукавки

(женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались

хлопчатобумажные и шелковые ткани, бар­хат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный

и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого войлока. Высокие

шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми

наверх полями

— аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме с

высоким конусообразным верхом, обязательно оторочен­ные мехом. Зимние шапки —

треухи назывались «тымак».

Борик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина.

Отороченные бобровым мехом девичьи шапки называ­лись «камшат борик», вышитые

золотом — «алтын борик», украшен­ные кораллами — «калмаржан борик». Летние

легкие шапочки из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев,

вышив­кой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадеб­ный убор саукеле

— высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными монетами,

кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка

молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек.

Мужская и женская обувьтакже отличались разнообразием. Муж­ские сапоги на очень

высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие

сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды — бир така,

а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — из более

плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке.

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом.

Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины носили

орнаментированные сапоги — кестели етик, туфли на высоких каблуках из зеленой

кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и

шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными накладками из

серебра с инкрустацией, полу­драгоценными камнями, резными костяными

пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношей пояса не были

набор­ными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными

и шились в основном из шелка и бархата. Носили также мягкие кушаки — кур.

Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоцен­ных камней.

Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией.

Серьги изготовляли в основном из сереб­ряной проволоки в виде дужек, колец с

подвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин,

скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — шашбау— в виде рядов медальонов

или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральные медальоны всегда

украшались филигранью со вставка­ми из цветных камней. К накосным украшениям

относились и под­вески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной,

многогранной формы. Часто перстни украшались встав­ками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагруд­ные — омырауша,

онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи к саукеле

— шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки —

туиреуиш.

При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье,

гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, черне­ние, зернь, эмаль.

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли —

кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги — сапы,

кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз, длинные узкие

ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и

стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические,

вилообразные. Копья — найза — имели стальной нако­нечник и кисти из конских

волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи — сауыт

— стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком,

деревянных и кожа­ных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах

Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких

видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без насечки

— кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья,

стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи

изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл»

и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись.

Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продук­тов. Молочная

пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз), из

верблюжьего — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления

квашеного молока, масла, различных сыров.

Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана с

водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло

— сары май. Для длительного хранения масла его промывали холод­ной водой,

солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационе казахов

занимали сыры. Высушенный на солнце творог— курт употреблялся в пищу зимой,

растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды сыров — сары

иримшик, ак иримшик и др.

Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Ос­новными

продовольственными культурами были просо, реже—пше­ница и рожь. Из проса

казахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары

коже. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно

—талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки —

тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент».

Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан и жент.

Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе),

обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе казахов

меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и кашу

(ботка). •

Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась

конина, из которой приготавливали различные блюда: подкожный жир верхней

части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили «карта»,

из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы из мяса, других

частей туши назывались шужик.

^аранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо

— основное блюдо казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без

него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные

мелкими кусками на медленном огне. называ­лись «куырдак».

Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к под­вижному образу

жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды

использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей

частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.

^

Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда:

саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной

лошадиной шкуры, иногда из шкур круп­ного рогатого скота. При согуме

(заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры, предпочтительно

с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур снимали, кожу

размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и

посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных

коптильнях.

Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш,

ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости.

Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан),

в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда.

Материальная культура казахов отражала особенности хозяй­ственной жизни

народа, основывалась на традициях культуры пред­шествующих поколений степных

скотоводов. Хозяйственно-эконо­мический уклад, пища, одежда была наиболее

приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.

Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Много

исторически ценного имеется в социальной, юриди­ческой и хозяйственно-бытовой

терминологии казахов, сохранив­шейся в исторических преданиях.

Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык салт».

Отношения родителей невесты к жениху были сво­бодны от многих обрядов,

предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел

право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-келу), обычно

скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственника

невесты. Вто­рое посещение жениха было открытым и носило название «калындык

ойнау».

В XV—XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов, не

было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык)

скреплялись общим одобрени­ем народа, пением хоровых песен «жар-жар»,

исполнявшихся на свадебном торжестве.

«Жар-жар» — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская,

возглавляемая женихом, женская — невестой.

Песня рассказывает о положении женщины в патриархальной семье, выражает

грусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с

родными, удалением от родных мест. Пере­живания невесты, часто отягощенные

сознанием того, что она выхо­дит замуж против своей воли, выливались в

искренние и волнующие песни-плачи (сынсу, «Кыз-танысу»), в которых она,

прощаясь с род­ными и аулом, выражала свою печаль.

Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной песней

посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с родными у

казахов называлось «кыз-таны-су».

В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением «бет-ашар»

(открывание лица невесты). Он имел свой канонический текст из двух частей: в

первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха,

вторая часть состояла из назида­ний и наставлений невесте, только что

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты